Биологическое значение изменчивости. Изменчивость: наследственная и ненаследственная

Что мы вкладываем в понятие «наука»? Как она влияет на мировую цивилизацию? В чем состоит роль науки в современном обществе? Что дают новые научные открытия? Поиск ответов на эти вопросы все время сопутствовал становлению и развитию современной науки и стал насущным для осознания как самой ее сути, так и цивилизации, в рамках которой научный подход к миру стал реальной возможностью. На современном этапе жизни эти вопросы приобрели новую остроту и актуальность. Прежде всего, они касаются того положения, в котором находится нынешнее общество.

Сегодня в мире наступил информационный этап развития. Всеобщая компьютеризация дала возможность использовать цифровые технологии во многих сферах жизни. Их применение требует новых знаний, навыков и умений, приобретение которых и должна обеспечить современная наука.

Влияние науки на общественную жизнь

Невозможно переоценить роль науки в современном обществе, ведь сегодня она оказывает огромное влияние на многие сферы жизни и деятельности людей. Не вызывает сомнений и то, что от степени развития науки зависят все показатели развития общества -- экономические, культурные, образовательные.

Прошлый век принес технологические, экономические и социальные изменения в жизнь людей. И сегодня, оценивая роль науки в современном мире, можно сделать выводы, что на следующих этапах человеческого развития формировать его жизнедеятельность будут следующие основные направления: информатика, генетика, экология, энергетика, изучение материаловедение.

Развитие науки и решение экологических проблем

Особенно важна роль науки в современном мире в качестве социальной силы, помогающей решить наболевшие важные проблемы современности. К ним, в частности, относится экологическое состояние планеты. Стремительный научно-технический прогресс, привнося в жизнь человека качественно новые изменения, приводит к значительному уменьшению ресурсов планеты, загрязнению окружающей среды. Поэтому наука становится одной из причин невосполнимых утрат и необратимых изменений, происходящих в той среде, в которой обитает человечество. Научные данные играют главную роль в оценке масштабов экологических угроз.

Влияние науки на современную культуру

Возрастающая с каждым годом роль науки в современном обществе привела к возникновению ее особого статуса в культуре и новых видов взаимодействия со многими слоями общественного сознания. Поэтому и возникла проблема соотношения особенностей научного познания с другими видами деятельности, ведущей к познанию -- обыденным сознанием, искусством.

Эта философская проблема обладает большим практическим значением. Осознание является важной предпосылкой для использования научных методов в управлении культурными процессами. Это осмысление также необходимо для выработки законов, помогающих управлять самой наукой в условиях бурного технического прогресса, ведь для изучения особенностей научного познания необходимо проанализировать его социальную обусловленность, а также его взаимодействие с разными сферами культуры как материальной, так и духовной. В связи с этим роль науки в обществе будет постоянно возрастать.

Какую роль играет наука в современном образовании

С помощью научных знаний человек постигает мир. Большая роль науки в современном обществе состоит еще и в том, что управлять им, не имея определенных знаний, невозможно. Научные знания привели к изменениям социальной структуры общества: появилось большее количество людей, занимающихся умственным трудом, и уменьшилась численность тех, кто занят неквалифицированным трудом. Наука воздействует на человека непосредственно через образование.

Определяя роль науки в обществе, следует уделить внимание вопросам взаимоотношений ученого и его исследований с человечеством, уровеню социальной ответственности деятелей науки. Проблема состоит в том, чтобы новые изобретения не были обращены против человека. Необходимо отказаться от принципов свободы научных поисков, которые ничем не ограничены. Научные исследования должны быть на благо человека, а не во вред ему. Современная наука должна чувствовать свою этическую ответственность за будущее всей планеты.

Подробное решение Параграф § 11 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Чем отличается духовная сфера от других сфер общества? Каковы особенности учения как вида деятельности? Что означают понятия долга и чести?

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

искусство - художественное освоение мира;

наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений.

Долг - внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) - добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Честь – общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости.

Вопрос 2. Почему роль науки в обществе постоянно воз растает?

В современном обществе наука представляет сложное, со многими звеньями, глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Своей вопрошающей, постигающей, испытывающей, исследующей стороной она обращена ко всему сущему. Когда-то было сказано об искусстве, что оно «не брезгливо», ему до всего есть дело. К науке это можно отнести в еще большей степени. Нет той стороны, грани, аспекта мироздания, которые не могли бы стать объектом научного исследования. Его возможности и границы определены возможностями и границами научной социальной практики (понимаемой в самом широком смысле слова). В конечном счете наука, будучи всеобщим продуктом деятельности, характеризует реальный уровень и возможности самой практики.

Вопрос 3. Охарактеризуй науку как особую систему знаний.

Наука - это особая система знаний. В отличие от личного опыта и здравого смысла, наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Так, ещё в далёкой древности Аристотель попытался выделить основные начала (условия) существования всего в мире: форму, материю, причину, цель. Он же использовал логику как метод суждений, применимый к любой науке.

Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания.

Вопрос 4. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтверждённые наблюдениями, экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний - методы наблюдений, экспериментов, расчётов, доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.

Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснять мир, используя особый язык - формулы, символы, знаки, понятия и т. п. Математика оперирует цифрами, химия - условными знаками, обозначающими химические элементы. Есть свои языки у информатики и т. п. Пользование искусственным языком позволяет отвлечься от несущественных признаков изучаемых объектов и сосредоточиться на наиболее важном и общем. Вы произносите слово «прилагательное», и все, кто знаком с грамматикой, понимают, что имеется в виду одна из частей речи, обозначающая признаки предмета. Так же как в истории, слово «источник» означает не водный объект, а основу получения исторических сведений.

Наука, в отличие от мифологии или обыденного знания, предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами - от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.

Если рассмотренное нами значение слова «наука» отражает результаты деятельности учёных, то другое значение слова «наука» подразумевает особую сферу деятельности, в которой принимают участие миллионы людей. Учёными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научного знания. Конечно, в сфере науки заняты не только собственно учёные. Им помогают, их обслуживают лаборанты, администраторы, инженеры и т. п. Люди многих профессий непосредственно связаны с этим особым видом производства.

Вопрос 5. Какую роль играет наука в современном обществе?

Современную науку невозможно представить себе без научных журналов, альманахов, справочников и т. п., которые редактируются, издаются, оформляются рисунками, схемами, чертежами. Важную роль в развитии современной науки играют СМИ, которые популяризируют её достижения, освещают научные проблемы и т. д. Тем не менее сфера науки без учёных не может существовать и развиваться.

Современная наука выходит за рамки отдельных государств, и объединения учёных нередко включают специалистов определённой области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Учёные, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них - Нобелевская премия.

Вопрос 6. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

Настоящими учёными являются не просто образованные и талантливые люди, добившиеся успехов в научных исследованиях. Большинство из них - люди с высокими моральными принципами.

Во все времена сообщество учёных отвергало плагиат - присвоение чужих идей. Скрупулёзное следование истине, честность перед самими собой и другими отличают настоящих учёных. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. История и современность дают немало примеров преданности учёных своей науке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а нередко здоровьем и самой жизнью. Честное имя в науке ценится ничуть не меньше результата исследования.

Одна из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки, - проблема последствий их работы. Неоднократно известные учёные делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.

Вопрос 7. В чём проявляется рост влияния науки на современное общество?

С конца XX в. наука выступает в качестве общественной силы. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Эта картина не раз менялась на протяжении веков.

Кроме того, наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называют рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Данные науки сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки - учёные - являются существенной частью социально активного населения. Достаточно вспомнить академика А. Д. Сахарова, чьё имя отождествляется не только со смелыми научными открытиями, но и со столь же смелыми выступлениями против произвола и несправедливости. Гражданская позиция авторитетных для научного сообщества людей существенно влияет на общественное мнение.

Вопрос 8. А. П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласен ли ты с писателем? Какие аргументы ты можешь привести для доказательства своей точки зрения?

Я согласен с писателем. Очень многое для нас делают ученые. Они облегчают нам жизнь. Без науки мы бы не могли жить, так же как и сейчас. Наука продвигает нас вперед.

Вопрос 9. Подготовь сообщение о научной и общественной деятельности одного из россиян - лауреатов Нобелевской премии в области науки.

Иван Петрович Павлов (14 сентября 1849, Рязань - 27 февраля 1936, Ленинград) - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

Вопрос 10. В конце 80-х гг. XX в. японские учёные составили прогноз научно-технического развития на ближайшие 20- 30 лет. Они прогнозировали следующие открытия:

1990-е гг. - победа над СПИДом; создание роботов-сиделок, способных обслужить пожилых и лежачих больных;

2001-2010-е гг. - преобладание электронных газет среди информационных изданий; применение пишущих машинок, воспринимающих человеческий голос; умение остановить рост раковых клеток и превратить их в нормальные; начало туристических экспедиций в космос;

2010-2020-е гг. - создание автомобиля на водородном топливе, понимание механизмов памяти и старения, создание искусственного глаза.

Какие прогнозы сбылись? Какие науки развивались наиболее быстро?

2001 - 2010 - е гг. - начало туристических экспедиций в космос;

2010 - 2020 - е гг. Создание автомобиля на водородном топливе; понимание механизмов памяти и старения - уже близки; создание искусственного глаза - только сетчатки.

Остальное - не сбылось.

Вопрос 11. По материалам Интернета подготовьте сообщение о проекте создания инновационного центра «Сколково» - аналоге Силиконовой долины в США.

Инновационный центр «Сколково» (в 2010-2011 гг. часто описывался как «Российская Кремниевая долина»)) - строящийся в Москве современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, первый в постсоветское время в России строящийся «с нуля» наукоград, а также территория (отдельная площадка), представляющая собой протуберанец за МКАДом, и городской микрорайон Москвы, часть так называемой Новой Москвы.

В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, биомедицинские технологии, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.

Проект создания Инновационного Центра реализуется Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фондом «Сколково»).

Результатом деятельности Фонда «Сколково» должна стать самоуправляющаяся и саморазвивающаяся Экосистема, благоприятная для развития предпринимательства и исследований, способствующая созданию компаний, успешных на глобальном рынке.

Проектом предусмотрено, что к 2020 году на площади 2,5 млн м² будут жить и работать более 25 тысяч человек. Первое здание «Гиперкуб» уже готово. Вводятся в эксплуатацию объекты первой очереди «иннограда».


ФГОУ ВПО АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

НА ТЕМУ: «Наука и ее роль в современном обществе»

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ ГРУППЫ ЗФФ-31

УЧЕБНЫЙ ШИФР

ПРОВЕРИЛ:

ДОЦЕНТ: КОСАРЕВ В.М.

АСТРАХАНЬ, 2008

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Современная наука. Основные концепции…………………………………..5

2. Роль науки в современном обществе…………………………………………7

3. Влияние науки на духовную сферу жизни общества………………………10

4. Проблемы негативного влияния развития науки и научно-технического прогресса на человека и общество……………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………..22

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.

Ведь нау­ка яв­ля­ет­ся од­ной из оп­ре­де­ляю­щих осо­бен­но­стей со­вре­мен­ной куль­ту­ры и, воз­мож­но, са­мым ди­на­мич­ным ее ком­по­нен­том. Се­го­дня не­воз­мож­но об­су­ж­дать со­ци­аль­ные, куль­тур­ные, ан­тро­по­ло­ги­че­ские про­бле­мы, не при­ни­мая во вни­ма­ние раз­ви­тие на­уч­ной мыс­ли. Что та­кое нау­ка? Ка­ко­ва глав­ная со­ци­аль­ная роль нау­ки? Су­ще­ст­ву­ют ли гра­ни­цы на­уч­но­го по­зна­ния и по­зна­ния во­об­ще? Ка­ко­во ме­сто ос­но­ван­ной на нау­ке ра­цио­наль­но­сти в сис­те­ме дру­гих спо­со­бов от­но­ше­ния к ми­ру? Воз­мож­но ли вне­на­уч­ное по­зна­ние, ка­ков его ста­тус и пер­спек­ти­вы? Мож­но ли на­уч­ным спо­со­бом от­ве­тить на прин­ци­пи­аль­ные во­про­сы ми­ро­воз­зре­ния: как воз­ник­ла Все­лен­ная, как поя­ви­лась жизнь, как про­изо­шел че­ло­век, ка­кое ме­сто за­ни­ма­ет фе­но­мен че­ло­ве­ка во все­об­щей кос­ми­че­ской эво­лю­ции?

Об­су­ж­де­ние всех этих и мно­же­ст­ва дру­гих во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния особенностей, как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным.

Се­го­дня эти во­про­сы сто­ят в но­вой и весь­ма ост­рой фор­ме. Это связано, пре­ж­де всего, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. С од­ной сто­ро­ны, вы­яви­лись не­ви­дан­ные пер­спек­ти­вы нау­ки и ос­но­ван­ной на ней тех­ни­ки. Со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию раз­ви­тия, ра­цио­на­ли­за­ция всей со­ци­аль­ной жиз­ни ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ной, но и жиз­нен­но не­об­хо­ди­мой. С дру­гой сто­ро­ны, об­на­ру­жи­лись пре­де­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции од­но­сто­рон­не тех­но­ло­ги­че­ско­го ти­па: и в свя­зи с гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским кри­зи­сом, и как след­ст­вие вы­явив­шей­ся не­воз­мож­но­сти то­таль­но­го управ­ле­ния со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми.

Цель этого реферата ответить на вопрос, какова же роль науки в современном обществе.

1. Современная наука. Основные концепции.

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

2. Роль науки в современном обществе

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция , безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3)производственная , технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная , образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своём реферате я рассмотрел такую важную в философии тему, как «Наука и её роль в современном обществе». Раскрывая тему, я показал, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Нау­ка есть по­сти­же­ние ми­ра, в ко­то­ром мы жи­вем. Со­от­вет­ст­вен­но нау­ку при­ня­то оп­ре­де­лять как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ную и вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву объ­ек­тив­ных зна­ний о ми­ре, вклю­чаю­щем и са­мо­го че­ло­ве­ка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛИСОФИЮ. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 1989г.

    Лекции по текущему предмету. 2004г.

    Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС", Электронный учебник, Москва « Логос», 2001г.

    Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва, «гуманитарий» 1994г.

    Личные конспекты и записи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Российский Университет Кооперации»

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

по дисциплине Основы научных исследований

Наука в современном обществе

Выполнила: студентка

Максимова Юлия

Научный руководитель:

доц. Дробышева В.А.

Москва 2015

Наука -- область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества .

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

· разделение и кооперацию научного труда;

· научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

· методы научно-исследовательской работы;

· систему научной информации;

· всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Наук а в жизни современного общества

Одной из важнейших составляющих культуры общества является наука. Наука -- высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она доводит до совершенства такие функции культуры, как познавательная, практическая и методологическая.

Науку принято рассматривать:

· как особую систему знаний о природе, обществе и человеке;

· как особый вид деятельности человека, систему научных исследований, направленных

· на получение новых знаний;

· как систему специфических организаций и учреждений.

Научное знание, в отличие от обыденного, имеет своей основной целью изучение сути явления, причин и закономерностей его проявления. Для получения научного знания необходима особая подготовка и использование специфических методов познания. Научное знание отличается строгой определенностью и точностью, в то время как обыденное знание оценивает явления объективной действительности в зависимости от повседневных нужд, специальные познавательные задачи при этом отсутствуют.

Главными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, то есть в широком смысле ее теоретическое отображение.

Масштабы современной науки неуклонно возрастают, наукой занимаются миллионы людей. Ассигнования на науку в развитых странах ежегодно удваиваются и составляют 10-15 процентов их бюджетов. Количество производимой научной информации также ежегодно увеличивается в 2 раза. Все больше говорят об экономике знаний, а в ряде передовых государств возник вопрос о всеобщем высшем образовании.

Важнейшей особенностью современной науки является ее компьютеризация. В связи с этим принципиально изменились объект и предмет познания. В то время как высокая математизация позволила в свое время развить вероятностное знание о сложных объектах, компьютеризация и кибернетизация науки позволили объяснить и осмыслить сверхсложные явления, исследование которых возможно лишь комплексными методами.

Кроме того, вместе с увеличением разнообразия социальных и природных объектов и методов науки, ведущих к ее дифференциации -- появлению множества новейших научных дисциплин, происходит интенсивный процесс интеграции. Суть данного процесса заключается в объединении в новой науке методологических усилий нескольких дисциплин и возникновении синтетических для исследования пограничных объектов. В настоящее время ежегодно рождаются десятки новых естественно-научных и гуманитарных дисциплин, имеющих новые предметы исследования, собственную методологию, теоретический аппарат, представляющих собой синтез двух или нескольких наук.

Основные функции современной науки:

· культурно-мировоззренческая (познавательная);

· в современных условиях наука так неразрывно связана с производственной деятельностью, что фактически исполняет функцию производительной силы общества;

· наука -- катализатор процесса непрерывного совершенствования производства (осознание данного факта повлияло на резкое изменение отношения к науке и явилось серьезной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики);

· социальная сила, непосредственно включенная в процесс социального развития и управления ими (использование научных исследований, для разработки масштабных проектов социально-экономического развития).

Вклад Никола я Ивановича Пирогова в общество

Николай Иванович Пирогов уделял большое внимание анатомии. Используя метод замораживания и распила трупов, он изучил взаимоотношения органов в трех измерениях. Сам Пирогов называл это «ледяной анатомией». Так родилась новая медицинская дисциплина - топографическая анатомия. Через несколько лет такого изучения анатомии Пирогов издал первый анатомический атлас под названием «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх направлениях», ставший незаменимым руководством для врачей-хирургов. С этого момента хирурги получили возможность оперировать, нанося минимальные травмы больному. Этот атлас и предложенная Пироговым методика стали основой всего последующего развития оперативной хирургии.

Сам Н. И. Пирогов был не только виртуозным хирургом, но и отличным диагностом. Известен такой исторический факт. Раненому Гарибальди (герой итальянского освободительного движения), которого консультировали известные английские, французские, итальянские и немецкие (в том числе и Бильрот) хирурги, не могли установить диагноз. Пирогов определил наличие пули в пяточной кости. Конечно, в современных условиях при наличии рентгеновского аппарата, это не составило бы труда, но Пирогов установил точный клинический диагноз по клиническим проявлениям болезни. Другой случай говорит о том, как Николай Иванович отверг диагноз тяжелой болезни, который был поставлен известными врачами Д. И. Менделееву, и, как показало время, был прав. Впоследствии Д. И. Менделеев говорил о Н.И.Пирогове: «Вот это был врач. Насквозь человека видел и сразу мою натуру понял".

На Кавказе он впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом. Крахмальная перевязка оказалась удобнее и прочнее, чем применявшиеся раньше лубки. Здесь же, при осаде аула Салты, Пирогов впервые в истории медицины применил наркоз на войне в виде ингаляций хлороформа и ректального введения эфира. Эфирный наркоз ознаменовал начало новой эпохи в развитии военно-полевой хирургии, значительно расширил хирургические возможности. Всего великий хирург провёл около 10 тыс. операций под эфирным наркозом. Также он создал свои оригинальные приборы для его введения, постоянно работая над их усовершенствованием. Так он создаёт прибор для наркоза клизопомп, улучшает конструкцию маски для наркоза.

По предложению Пирогова раненые подлежали тщательному отбору уже на первом перевязочном пункте; в зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, тогда как другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Поэтому Пирогов по справедливости считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия.

Также во время осады Севастополя, для ухода за ранеными, Пирогов руководил обучением и работой сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведением по тем временам.

В 1854 г. Он первым использовал гипсовую повязку на театре военных действий в Севастополе как средство транспортной и лечебной иммобилизации, что дало возможность шире ставить показания к сберегающему конечности лечению раненных и существенно ограничить первичные ампутации, которые считались основной операцией при огнестрельных переломах костей и повреждениях суставов. Н. И. Пирогов дал классическое описание травматического шока, которое и сейчас цитируется в учебниках как непревзойденное по точности, образности и полноте отражения клинической картины этого тяжелого осложнения огнестрельных ран. наука пирогов анатомия топографическая

В расцвете творческих сил Пирогов уединился в своём небольшом имении «Вишня» неподалёку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он ненадолго выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий.

В 1864 г., за три года до публикации Листером учения об антисептике, Н. И. Пирогов на клиническом опыте установил роль инфекции («миазмов») в развитии осложнений ран. «Гнойное заражение распространяется не столько через воздух, который делается явно вредным при скучивании раненных в закрытом пространстве, сколько через окружающие раненных предметы: белье, матрацы, перевязочные средства, стены, пол и даже санитарный персонал».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Предпосылки возникновения социологии как науки. Объект и предмет социологической науки. Основные функции социологии. Понятие о "позитивизме". Развитие человеческого духа. Основные положения концепции Конта. Социология в системе наук об обществе.

    презентация , добавлен 29.11.2013

    Общество и его основные признаки. Знания об обществе. Тенденции в становлении социальной структуры современного общества. Социология как наука об обществе. Социально-экономические и политические перемены в обществе. Социальная мобильность населения.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2009

    Роль информации в развитии общества. Почему появление письменности дало толчок развитию науки и культуры. Как связаны развитие технологий и информационное развитие общества. Какие новые информационные возможности открыли перед обществом средства связи.

    презентация , добавлен 27.09.2017

    Понятие общества, его типы и формы, признаки и отличительные особенности. Ученые, внесшие вклад в изучение социологии. Исследование социального положения и образа жизни бездомных, пути решения данной проблемы российском обществе на современном этапе.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Наука как особый вид познавательной деятельности. Анализ особенностей предметного и объектного способов рассмотрения мира. Основы деятельности международных научных институтов; вклад Роджера Бэкона. История классификации областей человеческих знаний.

    презентация , добавлен 30.05.2015

    Основные особенности становления социологии как самостоятельной науки. Характеристика и анализ идеи Конта - уподобить изучение общества изучению природы. Ключевые методы и основные уровни социологического знания. Проведение социологических исследований.

    презентация , добавлен 09.12.2011

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Возникновение и развитие общества и человека. Появление теоретического уровня отражения социума. Социальные философы Западной Европы. Изложение концепции Сен-Симона о рожденной им новой науке. Открытие законов функционирования и развития общества.

    реферат , добавлен 24.07.2009

    Исследование возникновения социологии как науки об обществе, её составляющих системах и развития отношений в общностях. Характерные черты западной социологии. Социальная автобиография как обзор личной жизни в контексте социальных изменений общества.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2010

    Теория развития общества. Циклическая и линейная модели социального развития. Развитие человеческого мышления. Теория социального конфликта, поступательного развития общества. Глобализация современного общества. Проблемы классов современного общества.



Что еще почитать