Выдающиеся российские судебные ораторы. Факты из истории ораторского искусства

Аристотель — выдающийся философ и оратор

Современное ораторское искусство, особенно в России, с развитием рыночных отношений в наше время получило новый толчок, надежно сохранив традиционные формы публичной риторики. Значение ораторского мастерства на современном этапе развития нашего общества трудно переоценить – чтобы эффектно преподнести себя на рынке труда необходимо владеть элементарными приёмами и техниками убедительных выступлений.

Понятно, что навык ораторского мастерства или ораторского искусства не может возникнуть сам по себе, а всегда является результатом специальной подготовки.

Именно такую подготовку осуществляет современная риторика.

Что из себя представляет современное ораторское искусство и риторика?

Сегодня современная общая риторика, опираясь на такие дисциплины как философия, психология, эстетика, этика и лингвистика, способна сформировать максимально широкую ораторскую компетентность, которая способна обеспечить уровень ораторского мастерства во всех формах речевой коммуникации. Если логика отвечает за связность и основательность речи, а грамматика демонстрирует правильное употребление слов, то риторика способствует последовательному и точному изложению мыслей.
Таким образом, цель риторики современности: научить человека во время любого общения успешно «управлять» процессом передачи своего сообщения, а также процессом успешного восприятия этого сообщения со стороны слушателя.

Ораторское мастерство, которое приобретает человек после современной риторической подготовки, является его самой эффективной визитной карточкой, способной надежно гарантировать успешное профессиональное и личное будущее.

Сегодня риторика — это уже научно обоснованная теория и практика современного ораторского искусства.

В его основе — продуманное, всегда адресное, поэтому уместное и эффективное и по своим задачам, и по манере изложения, выступление перед слушателями.
Современные выступления, если они создаются по законам ораторского искусства, позволяют авторам — современным ораторам, стать заметными, запоминающимися и узнаваемыми, без привлечения дополнительных средств. Будь то это деньги или связи.

Как говорил : «Красноречие есть работница убеждения». Действительно, навык убеждения клиентов порой весьма способствует продвижению по карьерной лестнице.

Следует помнить о том, что ораторское искусство - это не врожденный талант, его можно и нужно тренировать и развивать. Наука «риторика» - это такая же наука, как и физика с химией, и, приложив определённые усилия, ей сможет овладеть любой желающий.

Риторика в современном мире: «железная леди» Маргарет Тэтчер

Выдающиеся ораторы современности

Из современных ораторов мира обязательно нужно упомянуть Маргарет Тэтчер. Освоив при помощи личного педагога технику ораторского искусства, эта удивительная женщина смогла побороть саму матушку-природу. Многим известно, что голос Маргарет с самого детства не отличался ни красотой, ни приятным . Однако целенаправленное развитие ораторских способностей помогло превратить визгливый голосок в полный достоинства, умиротворяющий публику инструмент.

А также можно вспомнить Бараку Обама и Адольфа Гитлера. Их речи наполнены энергетикой, а сами они обладают мастерством публичных выступлений. Еще один гениальный литератор и спичрайтер – Черчилль, но как актер и оратор — явно им проигрывает.

Что касается современных ораторов России самым ярким и противоречивым является В.В. Жириновский. Конечно, его вклад в развитие ораторского искусства нашей страны жалок, и упоминать его имя в одном ряду с Ломоносовым вряд ли стоит. Однако его эпатаж и агрессия, резкая манера изложения и излишняя жестикуляция привели к узнаваемости его стиля.

Народные массы не то чтобы восхищаются, но выделяют этого оратора среди других. Прилежным учеником, освоившим как , так и его тонкости является Дмитрий Медведев. Уверенность в себе и сдержанность, корректность и логически выстроенная речь восхищают многочисленных слушателей. Основным

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Тульский государственный университет"

Институт физической культуры, спорта и туризма

Кафедра "Туризм и индустрия гостеприимства"

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине: "Деловая риторика"

на тему: "Выдающиеся ораторы XX века"

Выполнил: студент гр.720543

Комарова Е.О.

Руководитель: доц. каф. ТИГ

Харитонов В.С.

Введение

1. Ораторская речь

1.1 Ораторская речь как искусство слова

1.2 Роды и виды ораторской речи

1.3 Структура ораторской речи

2. Знаменитые ораторы XX века

2.1 Адольф Гитлер

2.2Томас Вудро Вильсон

2.3 Уинстон Черчилль

Заключение

Список использованных источников

Введение

Ораторское слово люди ценили во все времена. Оно - важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Оратор обращается с людьми непосредственно. Это позволяет оратору быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, "открытие" правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.

Сейчас многие выступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речевая активность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышения мастерства, конечно, необходимо изучать теорию ораторского искусства, глубоко анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в собственную практику.

Целью данной контрольно-курсовой работы является определение особенностей выступления выдающихся ораторов XX века.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть структуру и виды ораторской речи;

· изучить биографии великих ораторов;

1 . Ораторская речь

1.1 Ораторская речь как искусство слова

Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо, прежде всего, познакомиться со взглядами древних риторов.

В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые появляются систематические работы по его теории. В государстве рабовладельческой демократии создалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием политической борьбы. Владеть им считалось необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление - составление речей для нужд граждан. Появлялись первые высказывания практиков о языке и стиле выступлений. Они послужили Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в теорию.

Еще Платон - древнегреческий философ - подчеркивал, что риторика, как и всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки. Риторика (греч - ораторское искусство) - филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех отраслях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи). Хорошему оратору необходимо много работать над совершенствованием своей речи. По мнению Платона, он должен проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. А Цицерон, римский теоретик, важнейшими условиями для формирования настоящего оратора считал не только природное дарование, но и, что самое важное, изучение ораторского искусства (теория) и упражнения (практика). Поскольку теория красноречия - важное философско-психологическое учение, утверждал Цицерон, она требует е себе серьезного отношения.

Такая высокая культура речи в широком понимании этого термина не могла возникнуть сама по себе. Естественно, она стимулировалась теоретическими разысканиями в области ораторского искусства.

Основателем риторического искусства считается Протагор. А.Ф. Лосев пишет, что у Диогена мы находим сообщение о разделении у Протагора всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание.

Платон считает, что оратор не должен гоняться за чужими мнениями, а сам должен постигать истину того, о чем он собирается говорить. Правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинного определения своего объекта, предмета речи. "Тот, кто намерен заняться ораторским искусством должен, прежде всего, определить свой путь в нем и уловить, в чем признак каждой его разновидности".

По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, охватывать все общим взглядом, возводить к единой общей идеи разрозненные объекты речи и разделять все на виды, а также уметь возводить частное к общему и из общего получать частное.

Риторика, как всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность. Она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые считали, что хороший оратор должен много работать над самосовершенствованием и речами. Рассуждения Платона свидетельствуют о том, что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением.

Большим культурным и научным событием было появление "Риторики" Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), в которой Аристотель значительно развил учение Платона об ораторском искусстве. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм ("идей"), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог.

Аристотель считает, что риторика - искусство, соответствующее диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи-речь-получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях.

Аристотель выделяет три рода речей, которые возникли в результате развития социально-политической жизни Греции: совещательные, судебные и эпидейктические. Цель речей совещательных - "склонять или отклонять", судебных - обвинить или оправдать, эпидейктических - хвалить или порицать.

Аристотель считает, что оратор должен привести слушателей в такое состояние, которое позволит ему легко убедить аудиторию. Он подробно останавливается на том, что в речи важна роль гнева, пренебрежения и милости, вражды и ненависти, страха и смелости, стыда, благодеяния (услуги), сострадания, негодования. Он говорит также о воздействии речи на людей различных возрастных и социальных групп, как видим, философ намечает разработку проблем психологии воздействия на различные группы слушателей.

Временем Платона и Аристотеля в истории греческой культуры заканчивается период классики. Со второй половины IV в. до н.э. начинается новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин - грек). Эллинистическая риторика анализировала большое число стилистических явлений. Она изучала сочетания слов, разрабатывала учение о качествах речи, продолжала заниматься проблемами тропов, фигур, стилей. В некоторых трактатах, однако, на первых порах мы находим увлечение риторизмом изысканностью выражений, сложными образами, "цветами красноречия". Эта манера речи стала называться "азиатским стилем" по месту его возникновения и процветания Малой Азии. Азиатский стиль изучали Гермоген, Феодор Годарский (учитель Тиберия), анонимный автор, именовавшийся Лонгином, который написал трактат "О возвышенном". Представители этого стиля проповедовали пафос, подъем, экзальтацию.

Однако не все теоретики и практики были сторонниками азиатского стиля, его противники стояли за классические образцы и строгость речи. Этот стиль, в противоположность азиатскому, стал называться аттическим, а его представители - аттицистами. Они проповедовали утонченную образность и интеллектуальность речи, которые вызывали у слушателей определенные ассоциации, тем самым, воздействуя на них. Аттицисты были сторонниками чистоты речи, под которой подразумевалась ее нормативность, сводившаяся к правильному выбору слова и морфологической формы. Если оратор следовал этим требованиям, он мог считаться образцовым оратором, а его речи изучались как образцы.

Представителями аттического направления были, например, Аполлодор Пергамский, наставник римского императора Октавиана Августа, придерживающийся строгих и точных правил риторики; Цицелий, о котором упоминает Дионисий Галикарнасский, - сам сторонник аттического направления, а также Деметрий.

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты - "Об ораторе", "Брут, или о знаменитых ораторах", "Оратор" - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру (Цицерон, 1972). В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится е совершенству. Такому стремлению совершенствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения оппонента.

1.2 Роды и виды ораторской речи

Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй - дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей - военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой - юбилейную (похвальную) речь или речь застольную (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия - это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуационно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

Выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи относятся к социально-политическому красноречию.

Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире, основная их цель - дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера, оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывной, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления.

Политическое красноречие в России в целом было развито слабо. Лишь военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам Петр I.

Стремительно развивается парламентское красноречие и сегодня. В нем отражается столкновение различных точек зрения, проявляется дискуссионная направленность речи.

Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением информации, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства.

Судебное красноречие - это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Разумеется, в судебных речах подробно анализируются фактический материал, данные судебной экспертизы, все доводы за и против, показания свидетелей и т.д. Выяснить, доказать, убедить - вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия.

Юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, поминальная речь, посвященная умершему человеку, относятся к социально-бытовому красноречию. Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям.

Форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться с той степенью полноты и тщательности, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы готовятся к выступлению, хотя и в разной степени. Это зависит от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и ситуации, в которой произносится речь. Одно дело - речь на ферме или конференции, а другое - на митинге: разные формы речи, разное время произнесение, разная аудитория.

Ораторская речь - речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.

Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связаны с той или иной сферой и условиями человеческой деятельности. Они отличаются системой языковых средств. Именно эти средства образуют определенную стилевую окраску, отличающую данный стиль от всех других.

Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений; основная его функция - информативная (передача информации). Научный стиль обслуживает сферу научного знания; основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности; для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции - сообщение и воздействие; в этом стиле используются все языковые средства; для него характерна экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности.

Художественно-беллетристический стиль имеет функцию воздействия и эстетическую; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности.

Разговорный стиль обслуживает сферу бытовых и профессиональных (но только неподготовленных, неофициальных) отношений. Основная его функция - общение; проявляется в устной форме; имеет две разновидности: литературно-разговорную и обиходно-бытовую речь.

1.3 Структура ораторской речи

Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы - главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует на слушателей лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли.

Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем его слова. Сообщает, о чем будет говорить…, делает оговорку…, переходит к основной теме…, делает отступление…, повторяет…, дискутирует…, опровергает мнение ученого…, не соглашается…, подчеркивает…, повторяет…, добавляет…, перечисляет…, отвечает на вопросы…, делает выводы. Этот комментарий отражает композицию речи.

Композиция речи - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме основной (ведь без содержания нет и речи).

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией. Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно удерживать в оперативной памяти все выступление целиком. Это и диктует принципиально иное его построение по сравнению с письменной речью. Связанность ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией.

Когезия - это особые виды связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которая позволяет глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные. Ее фрагменты, расположенные на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой. Этот тип связи может, выражаться различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно-следственные отношения. Примеры: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее. Связующую роль выполняют также слова и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось в последствии.

Ретроспекция - это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступления (таким образом, происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами).

Проспекция - это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать слушателям дать некоторую информацию о данном выступлении, а также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.

Этикет ораторской речи - это устойчивые специфические единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания общения в избранной тональности, передачи другой информации. Помимо основной функции - поддержания контакта - указанные речевые формулы выполняют функцию вежливости, регулирующую функцию, благодаря которой устанавливается характер отношений между оратором и слушателями и восприятия речи, а также эмоционально-экспрессивную.

Чаще всего в речевом этикете используют обращение. Распространены также приветствие аудитории, т.е. выражение дружеских чувств, дружеского расположения, доброжелательности. Следующая группа - формулы "прощания" и "благодарности за внимание". Выделяется также группа речевых клеше, относящихся к знакомству. Оратор обязательно должен быть представлен или должен представиться сам. В ораторской речи используется высокая, нейтральная и эмоциональная тональность, т.к. благодаря ей устанавливается благоприятный контакт со слушателями.

2 . Знаменитые ораторы XX века

2.1 Адольф Гитлер

Адольф Гитлер (Hitler). Родился 20.04.1889, в Браунау, Австрия.

Ещё до 1й мировой войны был ярым приверженцем антисоциалистических, националистических теорий. В борьбе за власть Гитлер использовал безудержную демагогию, провокации, шантаж и убийства.

Гитлер был вдохновителем и одним из главных организаторов массового истребления мирного населения и военнопленных, чудовищных зверств, совершенных фашистами в оккупированных Германией странах и особенно на временно захваченных территориях СССР. В 1945, в условиях разгрома фашистской Германии, развала фашистского государства и вступления советских войск в Берлин, Гитлер покончил жизнь самоубийством в подземелье берлинской имперской канцелярии.

Многое в фюрере нормальным назвать было трудно. Главное - его личный магнетизм, который подавлял всё рациональное у тех, кто его слушал. Немецкий драматург Герхард Гауптман благоговейно описывал свой пристальный взгляд в глаза вождя как "величайший момент моей жизни".

Пронизывающий пристальный взгляд Гитлера в сочетании с привлекающей внимание манерой выступления гипнотизировал. Даже Герман Геринг, один из наиболее гордых и самых мощных людей в Рейхе, терял самообладание в его присутствии.

Как пишут историки, фюрер вполне осознавал, что способен распластать у ног кого угодно. И он легко усвоил, что его ослепляющие выступления либо перед несколькими слушателями, либо перед тысячами должны быть не просто спонтанными, а тщательно продуманными. Однажды он похвастался, что является "величайшим актером Европы". И это действительно так.

Безжалостно сдерживая естественные ответные чувства в повседневной жизни, Гитлер редко смеялся, не прикрыв рот рукой, и выучил внушительный репертуар движений и поз, которые и придавали такую безусловную убедительность его выступлениям. Верящий, как он писал в "Mein Kampf", что "все великие, важнейшие мировые события вызваны не печатным словом", а именно произнесенным словом, Гитлер постоянно шлифовал свое сценическое искусство. Вплоть до того, что "практиковался в пафосе и жестах, которых требовал огромный зал с тысячами людей". Гитлер, как пишут очевидцы, отдавался роли с таким пылом, что ему без труда удавалось придавать самой неприкрытой лжи видимость правды.

Цель этого состояла не в том, чтобы убедить слушателей, а - ошеломить их. Гитлер осознавал, что многие из его потенциальных последователей испытывали чувство неполноценности и отчуждения, и лучший способ добраться до таких людей состоял в том, чтобы погрузить их в котел человеческой природы, довести толпу людей до пика восхищения. Как писал Гитлер в "Mein Kampf", такой ритуал давал возможность человеку, который "чувствовал себя ничтожно малым", вступить в нечто большее и более мощное: "Он и три или четыре тысячи других сольются в мощном ощущении, дающем опьянение и энтузиазм". Это - суть фашизма. Доктрина, вбитая в аудиторию в таком состоянии, сохранится в головах слушателей, полагал Гитлер, потому что она несет гипнотическую силу массового внушения.

Гитлер назначал выступления на темное время суток, используя драматическое освещение, и слушатели становились более внушаемыми. Речь политика он превращал в акт искусства, в театр. Ночью участники легче поддаются преобладающей силе мощной воли. Чтобы оказать еще большее впечатление на зрителей, организаторы митингов использовали тяжелые кулисы, фанфары и прочее.

Можно найти явные аналогии между представлениями Кашпировского и представлениями Гитлера. И там, и тут массы целенаправленно зомбировались.

Французский посол Андре Франсуа-Понсе описывал потрясающий, шокирующий митинг - грандиозное шоу - на берлинском аэродроме "Темпельхоф" незадолго до прихода Гитлера к власти: "В сумерках улицы Берлина заполнились широкими колоннами людей, возглавлявших демонстрацию, идущих со знаменами под звуки трубы и барабана и в присутствии полковых отрядов". Толпы любопытствующих людей стекались на праздник. Вскоре около миллиона нетерпеливых горожан, пожелавших посмотреть шоу, заполнили поле со стоящими сзади военными частями и охранниками СС в черной форме. Над "лесом сверкающих знамен, отмечает Франсуа-Понсе, огромная трибуна с ощетинившимися микрофонами врезается подобно носу корабля в море человеческих голов".

В восемь часов прибывает фюрер. "Гитлер появился стоя в автомобиле, простирая вытянутую руку, с суровым и искаженным лицом. Затяжной гул мощного приветствия сопровождал его продвижение. Ночь уже наступила. Включились прожектора, расставленные на больших расстояниях. Их мягкий голубоватый свет, не рассеивающий мрак, словно растворялся в нем. Перспектива этого человеческого моря простиралась до бесконечности. Как только Гитлер взошел на трибуну, все прожектора выключились, чтобы сохранить лишь обволакивающий свет на фюрере. В таком ослепляющем сиянии казалось, что он принимает угрожающие размеры над человеческим морем внизу. Толпа впала в религиозное молчание".

Первые несколько минут Гитлер нащупывал начальные слова и говорил прерывисто в резких тонах. Затем, по мере того, как он развивал свою тему, речь становилась более гладкой. "Через 15 минут что-то произошло, что может быть описано древней примитивной метафорой: дух вселился в него". ораторская речь гитлер черчилль

Голос постепенно становился громче, темп нарастал. Пот хлынул с его лица, и все возбуждение, сдерживаемое в повседневной жизни, он выплескивал на поверхность по мере того, как завладевал аудиторией с энергией, которую никогда не позволял себе в обычных выступлениях. Глаза покрылись поволокой, он выглядел загипнотизированным.

Его слушатели были ошеломлены. В какую бы сторону ни качнулся Гитлер, толпа повторяла то же самое. Когда он подавался вперед, толпа устремлялась к нему подобно волне. Возбужденные его ораторским экстазом, женщины истерически визжали и падали в обморок. Даже законченные скептики, включая французских и советских дипломатов и иностранных журналистов, обнаруживали, что они непроизвольно вытягивают руки в жестком приветствии с криками "Зиг хайль!".

По мере того, как речь Гитлера достигала высшей точки, он становился сердитым и размахивал кулаками, как будто находился возле врагов: евреев, красных, ненавистных соглашателей, предавших Германию и ослабивших ее до бессилия. Пылающие словесные атаки Гитлера, все более наполненные образами крови и насилия, приводили аудиторию в состояние припадка, бушевавшего после каждой произнесенной им тирады. Геббельс с ликованием сообщил после одного из таких выступлений в Берлине: "Зрители в "Спортпаласте" ревели и бесились в течение часа в бреду бессознательности".

2.2 Томас Вудро Вильсон

Томас Вудро Вильсон (1856-1924) - 28-й президент Соединённых Штатов Америки. Этот пост он занимал два срока, в период с 1913-го по 1921г. Вильсон был:

Одним из десяти президентов США, признанных самыми выдающимися в истории страны;

Одним из выдающихся ораторов 20-го века;

Одним из четырех президентов США, получивших Нобелевскую премию мира;

Первым президентом-южанином после Эндрю Джонсона, занявшего этот пост в 1828 году;

Единственным президентом США, имевшим докторскую степень;

Одним из двух президентов, - наряду с Теодором Рузвельтом, - бывшим президентом Американской исторической ассоциации;

Первым президентом США, посетившим с официальным визитом Европу, участвуя в работе Парижской мирной конференции;

Страстным автолюбителем, совершавшим ежедневные автомобильные поездки даже будучи президентом;

Бейсбольным болельщиком, в 1916 году ставшим первым действующим президентом США, посетившим чемпионат мира по бейсболу.

Портрет Вудро Вильсона изображён на купюре в 100 000 долларов США, самой крупной в истории страны. Вудро Вильсону принадлежит множество цитат и афоризмов, в том числе и таких, которые не утратили своего значения и в настоящее время. Ниже приведены некоторые из них:

1. "Если вы хотите, чтобы вашу докладную прочитали, напишите ее на одной странице".

2. "Если вы явитесь ко мне со сжатыми кулаками, то и я могу обещать вам, что мои кулаки крепко сожмутся".

3. "Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демократия".

4. "История свободы - это история сопротивления".

5. "Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей".

6. "Нация может быть настолько права, что ей не надо силой убеждать в своей правоте другие нации".

7. "Не забывайте, что "Отче наш" начинается с просьбы о хлебе насущном. Трудно хвалить Господа и любить ближнего на пустой желудок".

8. "Ни один народ не имеет права судить другой народ!".

9. "Свобода не выживет без принципа конституционализма".

10. "Свобода никогда не исходит от правительства. Свобода всегда исходит от его подданных. История свободы - это история ограничения правительственной власти, а не ее возрастания".

Вильсон производил впечатление холодного и равнодушного человека, отчужденного от внешнего мира. На самом же деле он был проповедником в ипостаси президента и как прирожденный интроверт не мог стать популистом в современном значении слова. Вероятно, этим можно объяснить, что ни при жизни, ни после смерти он не принадлежал к кумирам нации. Однако по экспертным оценкам историков и политологов либерального и консервативного направлений, Вудро Вильсон неизменно фигурирует среди десяти величайших президентов США.

2.3 Уинстон Черчилль

По мнению антрополога и психоаналитика Гарвардского университета Майкла Маккоби, именно благодаря своему красноречию лидеры завоевывают популярность и находят людей, которые следуют за ними. "Они часто бывают искусными ораторами, и их харизма объясняется в некоторой степени этим талантом, - указывает ученый. - Без сомнения, любой, кто видел выступление таких лидеров, подтвердит их личное обаяние и способность вызывать энтузиазм у аудитории".

Одним из наиболее наглядных подтверждений этих слов стал британский государственный деятель Уинстон Черчилль, который считал, что "ни один из талантов, которыми может обладать человек, не является более ценным, чем талант ораторского искусства". Историк Саймон Шама выделяет красноречие Черчилля в числе главных составляющих его лидерского почерка. Черчилль "всегда обращался к красноречию там, где другие прибегали к интриге", - дополняет профессор Анатолий Уткин.

"Способности к публичным выступлениям не относятся к дару, их можно развивать", - указывал политик. Безусловно, Черчилль знал, о чем говорит. Он был шепелявым от рождения, никогда не занимался с фониатром, не проходил практику в элитном Дискуссионном клубе Оксфорда - и тем не менее вошел в число крупнейших ораторов эпохи. Проведенный анализ управленческой деятельности Уинстона Черчилля, позволил выделить несколько практических рекомендаций для повышения успешности публичных выступлений. В их числе:

· тщательная подготовка;

· концентрация на идеях;

· "хорошее начало";

· использование метафор;

· дикция, мимика и жесты.

Остановимся на них более подробно.

Тщательная подготовка . Близкий друг Черчилля Фердинанд Эдвин Смит заметил как-то: "Лучшие годы своей жизни Уинстон потратил на составление экспромтов". В этой немного шутливой фразе заключается один из ключевых принципов известного оратора при работе над текстами. Речи, которые, казалось, создавались спонтанно и являлись результатом озарения, на самом деле тщательно продумывались, репетировались, оттачивались, полировались и шлифовались в спокойной обстановке. "Я не пишу быстро, - признался как-то Черчилль. - Все мной написанное является результатом тяжелого труда, все постоянно шлифуется. Я стараюсь шлифовать до блеска".

Когда дипломат Гарольд Никольсон поздравил Черчилля с удачной ремаркой, "сымпровизированной" политиком в конце одного выступления, Уинстон воскликнул: "Чертова импровизация! Я потратил на нее целое утро, пока лежал в ванне". "Удачные экспромты ораторов существуют лишь в воображении публики, - отмечал он. - В то время как цветы риторики - тепличные растения".

Все свои выступления, Черчилль писал лично, не обращаясь для этого к услугам спичрайтеров. Ответственные речи готовились несколько дней, постоянно переписывались и еще раз редактировались. Отдельные фразы, по воспоминаниям помощников, Черчилль мог вынашивать и того больше - неделями, даже месяцами. Он заранее записывал их в специальный блокнот, после чего использовал при необходимости.

Концентрация на идеях . По мнению Черчилля, главным признаком неудачных выступлений является отсутствие идей, а иногда и смысла. Он неоднократно подмечал и высмеивал эту особенность у своих коллег, заметив однажды: "Выступающий может быть отнесен к числу тех ораторов, которые до того, как начать выступать, понятия не имеют, о чем они будут говорить. Когда они выступают, они не знают, что они говорят. И наконец, когда они заканчивают свою речь, они слабо представляют, что только что донесли до публики".

Обращая внимание на отсутствие смысла в речах выступающих, Черчилль не щадил не только рядовых депутатов, но и уважаемых членов британского истеблишмента. В частности, он следующим образом высказался о премьер-министре Рамсее Макдональде: "Мы знаем, что он имеет особые способности к тому, чтобы заключить в максимум слов минимум смысла".

Мастер риторики, Черчилль считал: прежде чем начать выступление, оратор должен четко представлять, что он скажет аудитории, какую идею вложит в умы слушателей и к каким выводам приведет их в конце. Еще в юные годы, работая над эссе "Леса риторики", он вывел формулу, что секрет успешного выступления состоит не столько в демонстрации фактов, сколько в демонстрации идей.

Современные исследователи проблем коммуникаций отмечают, что отсутствие смысла в сообщениях является бичом не только публичных выступлений, но и всего межличностного общения. Специалист в области поведенческих теорий профессор Кит Дэвис констатирует: "Неудачное сообщение, написанное на глянцевой бумаге, от увеличения мощности громкоговорителя не станет лучше". По мнению Дэвиса, лейтмотивом успешных коммуникаций должно стать обязательное правило - "Не начинайте говорить, не начав думать".

Черчилль считал, перед тем как взойти на трибуну, выступающий должен пропустить через себя основные идеи своей речи. "Прежде чем вдохновить кого-либо, оратор должен вдохновить себя, - указывал он. - До того, как заставить публику возмущаться, сердце оратора само должно преисполниться ненависти. Прежде чем вызвать слезы у слушателей, оратор сам должен плакать. Перед тем как убедить, оратор должен сам поверить в то, что собирается сказать".

" Хорошее начало " . Древнегреческий философ Платон в одном из своих трудов отметил, что "хорошее начало - половина дела". Публичные выступления не исключение. Неслучайно Черчилль всегда придавал большое значение первым минутам перед аудиторией.

Первое, что он советовал: "Будьте естественны и совершенно спокойны. Представьте, что вы разговариваете с лучшим другом в спокойной обстановке и обсуждаете то, что вам обоим очень интересно". Во-вторых, оратор не должен пасовать перед аудиторией, не должен бояться прослыть настойчивым. "Действуйте, как копер, - говорил Черчилль. - Ударили раз. Отошли, вернулись - снова удар. Не получилось, бейте в третий раз". И уж тем более не стоит опасаться быть серьезным! "Не нужно потакать прихотям аудитории: дескать, они это не поймут. Куда они денутся! - считал британский политик. - Раз пришли, пусть слушают!".

По словам Черчилля, лучший совет относительно искусства произнесения речей он получил еще на заре парламентской карьеры от члена кабинета министров Генри Чаплина: "Не торопись. Если тебе есть что сказать, тебя выслушают". "Главное - не спешить и не давать себя подгонять", - будет впоследствии учить сам Черчилль.

Что касается первых фраз, то здесь Черчилль советовал не откладывать дела в долгий ящик. "Если тема выступления серьезна, не пытайтесь играть словами или умничать, сразу переходите к главному", - говорил он.

Использование метафор . Рассмотрев вопросы, связанные с подготовкой выступлений и вступительными словами, остановимся непосредственно на инструментарии Черчилля, способствовавшему повышению степени убедительности его речей. Одним из приемов являются метафоры и аналогии. "Я часто стараюсь представить серьезные вещи в виде незамысловатых историй, чтобы они лучше откладывались в памяти", - говорил Черчилль. По его словам, "удачные метафоры относятся к внушительным оружиям риторики".

Одна из форм метафор и аналогий - хлесткие определения, которые британский политик давал действиям своих противников и коллег. Например, последователей политики умиротворения 1930-х годов он сравнивал с теми, кто кормит крокодила, надеясь, что тот съест их последними.

Другая форма метафор, к которой обращался Черчилль, - поучительные истории (иногда из собственной жизни). В этом случае достигалось сразу несколько целей. Во-первых, повышалось внимание слушателей. Увлекательная история или пример из жизни всегда вызывают больший интерес, чем голые факты. Во-вторых, возрастала степень восприятия, поскольку аудитория не просто слушала выступление, а делала это активно, визуализируя в своем воображении описываемые сцены. В-третьих, использование историй не только позволяло увеличить степень восприятия материала, но и значительно повышало запоминание. Согласно исследованиям психологов, понятный материал запоминается легче и сохраняется в памяти дольше, чем их аморфные аналоги.

Современные исследователи относят метафоры к мощнейшему инструменту эффективных коммуникаций. "Рассказывая поучительные истории и обогащая свою речь метафорами, лидер способен оказывать значительное влияние на окружающих - считает профессор Ричард Дафт. - Умение обрисовать ясную картину и создать яркий образ помогает лидерам сплотить последователей. Влияние лидера во многом определяется тем, как подчиненные воспринимают исходящие от него поучительные истории и метафоры, ведь они являются мощным средством воздействия, помогая создать яркие образы и вызвать сильные эмоции. Люди склонны соотносить поучительные истории с собственным опытом и запоминают их лучше, чем сухие статистические данные".

Юмор . Согласно современным теориям эффективного лидерства, юмор относится к "очень действенным инструментам управления". По словам профессора Лондонской школы бизнеса Роберта Гоффи, "при грамотном использовании юмор может стать показателем харизмы лидера".

В 1999 году психолог Сигал Барсейд провел в Йельской школе менеджмента исследование, показавшее, что положительные эмоции заразительнее отрицательных. По мнению ученых, "это очень древний механизм, поскольку улыбка и смех укрепляют отношения между индивидами и тем самым способствуют выживанию вида. Лидеры должны сделать простой вывод - юмор помогает быстро установить в коллективе хорошее настроение".

Не будучи знаком с этими исследованиями, Черчилль интуитивно понимал, какими огромными возможностями обладает юмор в публичных выступлениях. Речи политика настолько пестрят многочисленными остротами и шутками, что известный юморист Алан Патрик Герберт назвал Черчилля "самым выдающимся британским юмористом современности".

Когда политика спросили, как он относится к предстоящему вторжению немецких войск, тот моментально парировал: "Мы его ждем с нетерпением. Того же ждут и рыбы". Черчилль, мастер эпизода, часто использовал свой искрометный юмор в словесных баталиях с политическими оппонентами. "Я полагаю, выразить нечто столь противоположное истине с большей точностью было бы невозможно", - прокомментировал он выступление одного депутата.

Не чужд был Черчилль и самоиронии. Например, на вопрос "разве вам не приятно осознавать, что каждый раз во время вашего выступления зал переполнен?", он ответил: "Конечно же, приятно, но всякий раз, когда я вижу переполненный зал, я повторяю себе - если бы это было не твое выступление, а твое повешение, публики собралось бы в два раза больше".

В риторике шутки над самим собой считаются наиболее эффективными, а самоирония является одним из признаков самосознания, которое, в свою очередь, относится к "первейшей составляющей эмоционального интеллекта".

Дикция, мимика и жесты . Несмотря на международную славу мастера публичных выступлений, Черчилль не был прирожденным оратором. И в первую очередь это объяснялось его физическим недостатком - шепелявостью. Часами, проговаривая многочисленные скороговорки, Черчилль смог значительно улучшить дикцию. Но и это еще не все. По словам его сына Рандольфа, он использовал остаточные явления врожденного дефекта для "создания собственного, характерного и неповторимого стиля публичных выступлений".

В своем эссе "Леса риторики" Черчилль следующим образом описывал формулу "дефект - эффект": "Иногда легкое, едва заметное заикание или какой-либо другой физический недостаток могут оказать добрую услугу, приковывая внимание публики". Шепелявость, хотя и едва заметная, была далеко не единственным "снарядом" в патронташе политика. Черчилль был мастером мелких штрихов и иногда одной только интонацией мог передать мысль, вызвать нужный настрой. За годы тренировок Черчилль научился филигранной технике управления собственным голосом. Для него голос был сродни музыкальному инструменту, играя на котором он достигал потрясающих успехов в повышении убедительности своих речей. Одновременно с интонацией и мимикой Черчилль умел великолепно обыграть свое выступление. "Как великий актер, он декламировал врезающиеся в память строки в величественной, полной достоинства и лишенной суеты манере, - писал английский философ сэр Исайя Берлин. - Его выступления - это великие публичные декламации, обладающие всеми качествами великолепия и роскоши".

Заключение

В данной контрольно-курсовой работе я выявила особенности выступления выдающихся ораторов XX века. Для анализа их деятельности, был взят как образец ораторского искусства великий Уинстон Черчилль. На основе этой личности, я выявила основные черты, присущие великим ораторам, рассмотрела, как успех ораторской деятельности зависит от личностных качеств и умения владеть аудиторией и какими способностями должен обладать человек, чтобы уметь воздействовать речью на других.

Также проанализировала приемы речи Адольфа Гитлера, которые позволяли ему воздействовать на аудиторию. Фюрер, используя свои ораторские способности, смог повести за собой весь немецкий народ, но, в конце концов, привел страну к гибели.

Кроме того, в этой работе, я рассмотрела биографии великих ораторов.

Список использованных источников

П ечатные источники :

2. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995.

3. Розов А.Н. Риторика. Искусство публичной речи. - СПб, 2009.

Интернет-ресурсы :

1. Бестреферат.ру - справочно-информационный портал. Режим доступа:

http://www.bestreferat.ru/referat-85370.html.

2. Википедия.ру - справочно-информационный портал. Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Уинстон.

3. E-xecutive - справочно-информационный портал. Режим доступа:

http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1851798/index.php.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Зрительный и голосовой контакт оратора с аудиторией. Секреты ораторского выступления перед аудиторией. Культура ораторской речи. Роды и виды ораторской речи. Талантливые политические ораторы. Функциональные стили литературного языка в ораторской речи.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2008

    Ораторское красноречие как особый вид искусства. Качества, которые отличают ораторскую речь от других видов речи. Особенности построения и свойства ораторской речи. Традиции современной ораторской речи. Влияние психики на качества ораторской речи.

    презентация , добавлен 15.12.2010

    Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Формирование ораторского искусства. Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Качества, которые отличают ораторскую речь от других видов речи. Особенности построения и свойства ораторской речи.

    презентация , добавлен 03.03.2014

    Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Главные составляющие выступления. Подготовка речи: выбор темы, цель выступления. Структура ораторской речи. Способы подготовки публичного выступления. Логические и интонационно-методические закономерности речи. Особенности речевого этикета, имидж оратора.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Классификация публичных выступлений, подразделение их на виды по их функции, которую ставит оратор в своем выступлении. Композиция ораторского выступления. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора. Функции заключительной части выступления.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2009

    Понятие публичной речи. Социально-политическое, академическое, жанрово-стилистическое красноречие. Передача основных идей, содержания доклада как цель публичного выступления. Составляющие техники речи: дикция, темп, интонация. Главные виды доказательства.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2014

    Мастерство публичного выступления - умение использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Распространенные ошибки ораторов. Правила успешного публичного выступления: подготовка речи, место выступления, одежда, мимика и жесты.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2009

    Изучение понятия и основных задач ораторского искусства - формы красноречия, одного из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей. Культура ораторской речи. Способы установления контакта с аудиторией.

Как известно, ораторское искусство зародилось в Древней Греции, и, стало быть, первые мастера красноречия появились именно там. На весь мир известна история Демосфена. С юных лет он был косноязычен, обладал слабым голосом и коротким дыханием, однако мечтал выступать на публике и доносить до народа свои мысли. Работая над своими недостатками, он набирал в рот камешки и произносил речи на берегу моря, стараясь звучать громче волн. Эти и другие тренировки сделали его одним из величайших риторов всех времён.

Афинянин Лисий был замечательным ритором. История гласит, что его речи отличались выразительностью, оригинальностью, чёткостью, логичностью, краткостью, продуманностью. Он часто использовал юмор и иронию, что особенно нравилось публике. По сей день Лисий является эталоном для ораторов со всего света, в особенности судебных.

XVI президент США Авраам Линкольн славился красноречием. Из-за бедственного положения семьи он учился в школе совсем недолго и многое (в том числе ораторское мастерство) постигал самостоятельно. Известно, что темы будущих выступлений он обсуждал чуть ли не с каждым встречным, в результате чего настолько привыкал к будущей речи, что на публике она звучала как импровизация.

Репетируя выступления, Уинстон Черчилль продумывал не только текст, но и мимику, жесты и даже положение ног, зная, что может оказывать влияние на публику как словесно, так и невербально. Свои легендарные высказывания он сочинял заранее. В целом же его речь отличалась обилием метафор, естественностью, эмоциональностью.

На заседаниях с участием Анатолия Кони всегда собиралось много людей, мечтавших вживую услышать знаменитого судебного оратора. Легендарный юрист начала XX века говорил живо и образно, гармонично соединял серьёзные факты и эмоции. Он никогда не употреблял непонятных широкой публике слов, высказывался ясно и чётко.

Ещё один выдающийся отечественный оратор - Лев Троцкий. Он обладал мощным звучным голосом, его речь была слышна издалека. Говорил он напористо и уверенно, строя последовательные монологи. Увлечённый и красноречивый, он мог выступать на публике два-три часа. Лозунги, которые он придумывал, мгновенно улетали в толпу.

… Аристотель был первым автором учебника по риторике . В нём он назвал одно из важнейших условий успешности публичной речи - соответствие её сути внешнему виду выступающего. Вряд ли возымеет успех и вызовет доверие даже гениальная речь женщины лёгкого поведения на тему о целомудренном воспитании детей.
… Цицерон долго и тщательно заранее готовился к публичной речи, а без подготовки не мог произнести… ни слова! Нередко тексты речей ему готовила жена.
… Демосфен избавлялся от нервного подёргивания плеча, вставая под заострённый меч на репетициях. Кроме того, у него были вялая дикция и слабый голос, так что он набирал камешки в рот и говорил, пытаясь перекричать шум моря. Демосфен отлично понимал, что ораторское искусство - это практика, практика, практика. Физические усилия!
… Ломоносов из современных ему наук не был силён только в зоологии; носорога он называл бегемотом, в остальном же - какими науками он только не овладел, обучаясь в Германии. Как смог он за пять лет вместить большинство научных изысканий того времени? Чем он «взрыхлил» почву своего разума? Несколько лет до этого в России он систематически изучал риторику, считая её основой всех наук.
… Мирабо
заучивал тексты публичных речей наизусть, да настолько хорошо, что они совсем не отдавали пересказом, а звучали как гениальная импровизация. Одной из таких речей он и призвал взять Бастилию. Я не сторонник того, что искусство публичного выступления - это искусство зубрежки, но не без этого. Когда есть пара клише на ситуацию - это узкомыслие, но вот когда есть двадцать пять тысяч клише, как говорит Караченцов, это здорово, просто гениально. Ораторское искусство совершенно немыслимо без великолепной памяти, а память тренируется систематической нагрузкой, постоянным использованием. Прежде, чем давать нагрузку на память, не мешало бы узнать, как она работает. Так что, добро пожаловать на курсы улучшения памяти и внимания! Ораторское искусство без памяти исчезает, как след на воде, сколь бы хорошо ни был подвешен язык.
… Владимир Ленин - безусловно, он обладал ярчайшим ораторским даром. Его ораторское искусство базировалось на экспрессии, утрированной эмоциональной выразительности. Публичные выступления Ильича могли служить настоящей энергетической батареей. Не секрет, что многие люди идут послушать даже не важно что, а важно, как. Идут, чтобы «подзарядиться».
… Маргарет Тэтчер от рождения имела визгливый, неприятно режущий ухо голос . Она терялась на публике и не знала, куда девать взгляд. Маргарет отлично осознавала, что её образование химика - отнюдь не помощник в риторике. Долгие месяцы работы над голосом и изучение актёрского и ораторского мастерства помогли ей избежать участи варить в колбе ядовитый бензол. Чтобы стать премьер-министром, Маргарет наняла консультантов по имиджу, тренера по постановке голоса на дыхательную опору и преподавателя театрального искусства. Вот и подумайте, какая связь между актерским мастерством и политическими интересами!
… Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием жизненный опыт. Под ораторским провалом (самоубийством) он понимал произнесение речи дольше, чем на 20 минут, когда за это не платят. История риторики может быть очень противоречива, но она не более противоречива, чем сама жизнь! Ищите то, чем сможете воспользоваться. Маленький совет: посмотрите фильм «Запах женщины». Там есть яркий пример воздействия на аудиторию с помощью ораторского искусства, не без элементов пафоса и актерского мастерства.
… Ч аще всего умственные способности человека оценивают по его способности ГОВОРИТЬ, ибо за этим стоит способность МЫСЛИТЬ !

12.09.2017

В поисках очередного видеоконтента на Youtube-площадке или на телевидении мы с первых минут просмотра всегда оценивающе подходим к показываемому материалу. В первую очередь в глаза бросается освещаемая тематика, уже после – визуальная составляющая передачи, а затем стиль повествования. Но если с первыми двумя все довольно-таки просто (ведь вы с первых секунд сможете понять, что тема о «захвате мира рептилоидами» вас не интересует и переключите на что-нибудь другое), то понимание насколько хорош способ подачи даже отличного материала приходит к нам уже после нескольких минут. Именно талант ведущего или закадрового диктора является финальным штрихом завершенного знакомства с представляемым материалом. Ведь никому не захочется слушать даже хорошую историю о правлении Римского императора, если её рассказывает человек с заплетающимся языком.

Умение говорить убедительно, красиво и свежо, завоевывать умы слушателей, вести за собой миллионы – именно эта характеристика отличает ведущих мировых дикторов, легендарных политиков и известных деятелей в истории человечества. Порой одним только своим публичным выступлением (вживую или с телеэкранов) эти люди могли изменить ход истории или положение вещей в мире. Временами такие речи не обходятся без ошибок, оговорок и непозволительных ляпов, оказывая еще более взрывной эффект. Как бы там ни было, самые яркие ораторы навсегда входят в анналы истории, а их словам внемлют спустя годы и столетия.

Вы наверняка можете назвать массу примеров, о которых вам уже давно известно, мы же предлагаем вспомнить о тех, которые стали азбучными и вошли в разряд ораторской классики. К примеру, кубинский лидер Фидель Кастро однажды поставил рекорд, сумев удержать слушателей в течение 4 с половиной часов, и не простых зрителей, а зал заседаний Организации Объединённых Наций. Разумеется, он не единственный, кому удалось не просто ошеломить людей своим выступлением, но и создать целый водоворот последствий, меняющих мир – иногда к лучшему, иногда наоборот.


Министр обороны Канады и его «инопланетяне»

Начнем мы, пожалуй, с самого свежего примера. Это выступление бывшего главы Министерства обороны Канады Пола Хеллье, которое, пусть и не войдет в анналы истории, но точно останется в памяти миллионов людей, шокированных столь громким заявлением, впервые прозвучавшим из уст официального лица.

В 2013 году в рамках конференции под названием «Гражданские слушания рассекречивания», которая состоялась в столице Соединенных Штатов, Вашингтоне, канадский министр буквально ужаснул присутствовавших на мероприятии слушателей. Он произнес слова, которые произвели эффект сдетонировавшей водородной бомбы, поразив своей взрывной волной всех и каждого. «НЛО и инопланетяне настолько же реальны, как и самолеты, которые летают над нашими головами», - заявил Хеллье перед довольно солидной аудиторией. В этой речь прозвучали и другие пугающие вещи. К примеру, бывший министр обороны рассказал, сколько именно разновидностей инопланетян бывали на Земле, подчеркнув, что некоторые из них живут среди нас. По его же словам, как минимум два представителя инопланетных цивилизаций сегодня работают на американское правительство. Впрочем, такими же заявлениями он отмечался и прежде, но выступление в Вашингтоне стало настоящим хитом среди многомиллионной армии пользователей сети.


Фидель Кастро и его рекорд

В 1960 году кубинскому лидеру Фиделю Кастро удалось невообразимое - он сумел удержать столь солидную публику, как зал заседаний ООН, наполненный съехавшимися на 15-ую сессию Генассамблеи ООН главами правительств стран мира, выступая перед ней с беспрерывной речью, длительностью 269 минут. Именно это выступление отца кубинской революции создало прецедент, после которого международная организация внесла в свой регламент изменения, вводящие ограничения по хронометражу выступлений ораторов.

Фидель Кастро давно известен своими пламенными речами и умением зажигать сердца миллионов. И нет ничего удивительного в том, что четверть века спустя он сумел побить собственный рекорд. В 1986 году, во время 3-го съезда Компартии Кубы в Гаване, ему удалось удерживать внимание зала, по некоторым данным, более 7 часов. К слову, были источники, утверждавшие, что это выступление политика продолжалось не 7, а целых 27 часов, но этому утверждению никто не поверил. Примечательно, что все это время команданте, которому на тот момент было, на секундочку, под 80 лет, говорил, исключительно стоя и совсем не сбиваясь, постоянно подчеркивая, что чувствует себя замечательно.


Стив Джобс и его мотивация

«Смерть, пожалуй, - лучшее изобретение эволюции. Именно она – причина всех перемен и любого прогресса. Она всегда очищает старое, чтобы освободить дорогу чему-то новому». Эта легендарная речь была произнесена не менее легендарным главой Apple Стивом Джобсом перед выпускным курсом университета в Стэнфорде летом 2005 года. В тот день Джобс уже давно находился в роли идола современной эпохи научно-технической революции и величайшего «визионера» в истории. Тогда же ему уже было известно о своей смертельной болезни.

Несмотря на то, что глава одной из самых инновационных корпораций на планете и до этого произносил почти исторические речи, именно эти его слова принято считать самыми легендарными. Многие специалисты даже цитируют его речь в мотивационных целях. И ведь действительно есть за что. «Ваше время очень ограничено, не распыляйте его на то, чтобы жить чужой жизнью. Не нужно жить помыслами посторонних людей – это ловушка догмы. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу сквозь пелену чужих мнений. Найдите в себе храбрость, чтобы следовать собственной интуиции и собственному сердцу. Все прочее вторично», - такие слова прозвучали из уст настоящей легенды в мире современных технологий, маркетинга и дизайна.

Примечательно, что именно из-за этой речи Стива Джобса в свое время опозорилась украинский политик Раиса Богатырева. Во время выступления перед слушателями одного из киевских ВУЗов она присвоила себе целые отрывки из этой знаменитой речи главы Apple.


Нельсон Мандела: «Умереть за свои идеалы»

«Я боролся не только против превосходства «белых», но также и против превосходства «черных». Я, не переставая, чтил идеалы свободного демократического сообщества, люди в котором могли бы жить в гармонии и обладать сопоставимыми возможностями и правами. Именно к этому идеалу я стремлюсь, именно ради него я готов жить. Но, если это от меня потребуется, ради этого же идеала, я с той же уверенностью готов умереть».

Эта пронзительная и исполненная эмоций и веры в лучшее будущее речь принадлежит устам Нельсона Манделы – человека, титаническими усилиями которого в ЮАР в свое время была побеждена самая опасная зараза на теле человечества под именем апартеид. Именно эта политика расовой сегрегации проводилась правящей на тот момент в стране Национальной партией.

Ту легендарную речь Мандела осмелился произнести в зале суда, того самого, который днем позднее приговорит его и нескольких его сторонников к пожизненному тюремному заключению. Спустя годы будет и выход на свободу, и крупный политический успех, и завоевание поста президента ЮАР на первых свободных демократических выборах в стране. Но в тот день миллионы слушали героя, готового пожертвовать собой, ради одной лишь цели – равноправия и справедливости.


Уинстон Черчилль и его «железный занавес»

Британский премьер Уинстон Черчилль в свое время умел играть со словами и смыслами так, словно Вивальди, извлекающий замысловатые звуки из скрипки лучшего мастера в истории. Политик был остроумен, красноречив, взвешен, но это только одна его сторона. С другой, он мог мгновенно превратиться в колкого, грубого и опрометчивого оратора, сохраняя при этом неповторимый шарм. И если есть среди вас те, кто все еще считает себя мастером эпистолярного жанра – начинайте кусать губы прямо сейчас. Увы, но имя лучшего давно известно. Таких ораторов, как Черчилль, нет и, скорее всего, больше не будет. Или ваши речи так же разбирают на цитаты до последнего кирпичика, превращая их в миллионы афоризмов, которые тиражируются до сих пор? То-то же.

А вот самой известной речью Черчилля можно назвать выступление перед студентами Вестминстерского колледжа в США. Именно после его «фултонской речи», произнесенной в марте 1946 года, в Москве впервые заговорили о предпосылках к началу «Холодной войны», а мировая пресса воодушевленно подхватила словосочетание «железный занавес». В тот день глава британского правительства сказал: «От балтийского Штеттина до Адриатического Триеста, через весь необъятный континент, опустился железный занавес».


Джон Кеннеди и новый вектор

«Не спрашивайте, что ваша страна сделала для вас, спросите: что вы могли бы сделать для вашей страны», - об этой цитате, ставшей частью, без преувеличения, исторической инаугурационной речи 35-го президента Соединенных Штатов Джона Кеннеди давно слагают легенды. Меж тем, произнесена она была 20 января далекого 1961 года и сегодня считается одним из эталонных выступлений, демонстрирующих всю полноту ораторского искусства.

Во время выступления по случаю своего официального вступления в должность президента страны молодой и прогрессивный хозяин овального кабинета Кеннеди публично и смело провозгласил план, в соответствии с которым должна развиваться новая внешняя политика официального Вашингтона. «Мы хотели бы, чтобы каждая нация знала, что США готовы заплатить самую высокую цену, вынести любую ношу, перенести все сложности, выступить в поддержку любого нашего партнера или сразиться с любым нашим врагом – и все это лишь для того, чтобы суметь выжить и добиться свободы», - говорил в тот день с трибуны новоиспеченный глава государства. Именно в этой речи многие эксперты в свое время узрели предпосылки для зарождения осязаемой и полноценной «Холодной войны», отводя заявления Черчилля на второй план. Рискнем с ними не согласиться и напомним, что самыми важными тезисами в выступлении Кеннеди стали слова о масштабной борьбе против опаснейших врагов каждого человека на планете. Кеннеди имел в виду болезни, неравенство и бедность, войны, конфликты и тиранию. Ответьте себе честно, видите ли вы в этой идее попытку противопоставить США главному на тот момент антагонисту страны на мировой арене – Советскому Союзу?


Мартин Лютер Кинг – права темнокожих на фоне белого Линкольна

«У меня есть мечта...» - эту бессмертную фразу многие современные политики регулярно пытаются обыграть в своих предвыборных пропагандистских речах, но неизменно проваливаются. Почему? Да просто все они не стоят и пяди земли, по которой однажды ступал один из величайших ораторов и умов – афроамериканский проповедник и отчаянный борец за полноценные гражданские права чернокожих американцев Мартин Лютер Кинг.

Его легендарная речь, которая начиналась именно этими словами, была нацелена на новое светлое будущее, в котором у всех людей будут равные права и обязанности вне зависимости от цвета их кожи. В тот день фразу о мечте вживую услышали три сотни тысяч американских граждан. Возможно, кто-то из вас и сам помнит, как она продолжалась? Дадим вам время освежить память и проверить себя.

«Я мечтаю, что однажды, на «красных холмах» в Джорджии потомки рабов и их рабовладельцев, наконец, смогут вместе сесть за один братский стол», - именно в этих волнующих до сих пор словах Кинг видел единственное будущее Америки. Эта речь была произнесена проповедником в августе 1963 году на лестнице мемориала Авраама Линкольна, на фоне ослепительно белого изваяния, сидящего 16-го президента США, добившегося отмены рабства. Произошло это как раз во время исторического «марша на Вашингтон» - важнейшего эпизода в деятельности движения за равноправие и гражданские свободы в Соединенных Штатах. Причем, не только в борьбе за равные права, но и за личные свободы, за рабочие места, за отказ от необоснованных притеснений по одному только расовому признаку. Позднее, это выступление назовут лучшей речью ХХ столетия.

Исторические сводки помнят не один десяток важнейших фраз и предложений, сказанных с трибун, народных вече, подмостков телестудий и просто на улицах городов. Все они, частично или полностью, изменили представления о мире, гражданскую позицию, культуру и многое другое. Теперь времена горячийх ораторских обсуждений перешло на новое поколение. В своих текстах афроамериканские hip-hop исполнители поднимают жизненно важные темы, видеоблоггеры перед камерами предлагают горячие обсуждения, которые собирают под своими сводами тысячи недовольных мнений, а публичные выступления активистов тиражируются с мгновенной скоростью.

Но что необходимо сегодняшнему выступлению, чтобы оно стало революционным и создало исторический прецедент? Мы предлагаем нашим читателям выбрать несколько реально важных высказываний или сильных ораторов, которые сейчас радуют уши многих слушателей по всему миру. Возможно вам по душе обращения политических деятелей и фразы вроде «Make America Great Again» или мотивационные высказывания бизнес-гуру Илона Маска и Джеффа Безоса? Делитесь своими примерами в комментариях, чтобы каждый мог приобщиться к настоящим культурным достояниям современности.



Что еще почитать