Учение Ухтомского о доминанте. Свойства доминанты, ее возрастные особенности и значение в познавательной деятельности

Доминанта - устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения.

Понятие введено российским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским, который разрабатывал учение о доминанте с 1911 года, основываясь на работах Н. Е. Введенского и других физиологов; при этом первые наблюдения, указывающие на идею доминанты, были сделаны за несколько лет до этого. Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в 1904 году: Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации, электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта. Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей.- Ухтомский А. А. Доминанта и интегральный образ. - 1924. Свойства доминантного центра

· повышенная возбудимость;

· способность к суммации;

· возбуждение характеризуется высокой стойкостью (инертностью);

· способность растормаживаться.

Доминанта в физиологии, очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения. Доминирующий нервный центр (или группа центров) обладает повышенной возбудимостью и способностью стойко удерживать это состояние и тогда, когда первоначальный стимул уже не оказывает активирующего воздействия (инертность). Суммируя относительно слабые возбуждения др. центров, Д. одновременно воздействует на них тормозящим образом. В естественных условиях Д. образуется под влиянием рефлекторного возбуждения или при действии на нервные центры ряда гормонов. В эксперименте Д. может быть создана непосредственным воздействием на нервные центры слабым электрическим током или некоторыми фармакологическими веществами. Доминирование одних нервных центров над другими впервые описал Н. Е. Введенский (1881). Выясняя механизмы образования условных рефлексов, И. П. Павлов отмечал, что длительно поддерживаемый уровень повышенной возбудимости тех или иных участков коры больших полушарий определяет в значительной мере динамику высшей нервной деятельности в норме и патологии. Основные положения учения о Д. как общем принципе работы нервных центров сформулировал А. А. Ухтомский на основании выполненных им и его сотрудниками экспериментальных исследований (1911≈23). Д. выражается в готовности определённого органа к работе и поддержании его рабочего состояния. Д. в высших центрах головного мозга служит физиологической основой ряда психических явлений (например, внимания и др.). ═ Лит.: Ухтомский А. А., Доминанта, М.≈Л., 1966; Механизмы доминанты. (Материалы симпозиума), Л., 1967. ═ Н. Г. Алексеев, М. Ю. Ульянов.


· Принцип доминанты был сформулирован А.А.Ухтомским. Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе (ЦНС). Это достаточно стойкое возбуждение приобретает значение господствующего фактора в работе прочих центров: оно накапливает в себе возбуждение от отдельных источников, а также тормозит способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение . Например, человек в порыве творчества может забывать о еде и сне. Это пример физиологической доминанты. Патологическая доминанта представляет собой резко усиленный против нормы очаг возбуждения в ЦНС. Причиной может стать травма, инфекция, стресс, неотреагированная токсическая эмоция: гнев, боль, страх, обида. Состояние патологической доминанты, в отличие от физиологической, является вредным для организма её носителя, так как ограничивает его приспособление к окружающей среде. Патологическая доминанта создаёт в организме условия для затягивания или рецидива болезненного процесса

Доминанта в физиологии, очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения. Доминирующий нервный центр (или группа центров) обладает повышенной возбудимостью и способностью стойко удерживать это состояние и тогда, когда первоначальный стимул уже не оказывает активирующего воздействия.

Суммируя относительно слабые возбуждения др. центров, доминанта одновременно воздействует на них тормозящим образом.

В естественных условиях доминанта образуется под влиянием рефлекторного возбуждения или при действии на нервные центры ряда гормонов. Доминирование одних нервных центров над другими впервые описал Н. Е. Введенский (1881). Выясняя механизмы образования условных рефлексов, И. П. Павлов отмечал, что длительно поддерживаемый уровень повышенной возбудимости тех или иных участков коры больших полушарий определяет в значительной мере динамику высшей нервной деятельности в норме и патологии.

Основные положения учения о доминанта как общем принципе работы нервных центров сформулировал Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.) на основании выполненных им и его сотрудниками экспериментальных исследований (1911-23). Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авентариуса «Критика чистого разума».

Доминанта выражается в готовности определённого органа к работе и поддержании его рабочего состояния. Доминанта в высших центрах головного мозга служит физиологической основой ряда психических явлений (например, внимания и др.).

Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии

1) Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.

2) Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выделяет группу, которая для нее особенно "интересна", - идет выборка раздражителя для данной доминанты... "

3) Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее.

Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А.А. Ухтомским:

1) повышенная возбудимость;

2) это очаг возбуждения, и, как правило, достаточно стойкий во времени;

3) доминантный очаг обладает свойством "стягивать" (суммировать) различные внешние раздражители и "подпитываться" ими;

4) этот очаг (система очагов) может одновременно располагаться как в коре, управляющей высшими функциями человека (счет, письмо, речь и т.п.), так и в подкорке;



5) в конкретный интервал времени (это могут быть минуты, часы, а в болезненных случаях - месяцы и годы) господствует одна доминанта.

Если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, - она будет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика - слуга ее", - писал А.А. Ухтомский.

Что же советует А.А. Ухтомский?

Во-первых, иметь много доминант (вспомним освежающий эффект от новых поездок и встреч).

Во-вторых, пытаться осознать свои доминанты - быть не их жертвой, а командиром.

В-третьих, подпитывать свои доминанты, связанные с творческим процессом. Например, неоднократно отмечалось стимулирующее влияние доминанты с помощью ходьбы или музыки. Так, любили на ходу обдумывать свои проблемы Жан Жак Руссо, В. Гёте, П.И. Чайковский, В.И. Ленин и др.

В-четвертых, можно резко ослабить доминанту в связи с ее естественным разрешением. Это свойство знакомо каждому: после объявления посадки на ожидаемый самолет все последующие объявления диктора воспринимаются не столь напряженно.

Другой пример: Сходный механизм используется на фирмах Японии, где обиженный на начальника может избить его надувное чучело...

В-пятых, осторожно использовать запрет, так как волевое управление "в лоб", выражаемое обычно приказами "нельзя!", "не делай!", - метод традиционной педагогики - малоэффективен. Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между "хочу" и "нельзя", и к так называемой "сшибке нервных процессов", неврозам.

В-шестых, нужные действия необходимо перевести в автоматизм. В школе и университете есть ряд ритуалов, например приветствие коллег и преподавателя в начале занятия.

Такой ритуал, "полезный автоматизм", необходим для настройки на занятие, на творческую работу независимо от погоды, настроений, событий в школе и т.п. Возможен "ритуал" и на более высоком уровне.

Например, преподаватель не позволяет тебе использовать в практике обучения чужие работы из Интернета, - это вынуждает тебя непрерывно искать новый материал, развиваться самому...

В-седьмых, необходимо затормозить прежнюю доминанту новой. Как выполнить задание "Ни за что в течение 5 минут не думай о белой обезьяне, об этой противной обезьяне!"? Как можно не думать о таком впечатляющем образе? Кажется, сам запрет работает на доминанту!

Наиболее успешный путь здесь - по мнению А.А. Ухтомского - создание новой доминанты, тормозящей старую. То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о... красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь недаром умная мать не запрещает малышу хныкать, а отвлекает его...

В-восьмых, необходимо помнить, что информационное воздействие, как правило, самое слабое - недаром призывы Минздрава "Курение опасно для вашего здоровья" не срабатывают даже в среде медиков...

Сделаем вывод: при прочих равных условиях, формирование новой доминанты, тормозящей старую, наиболее целесообразно вести через физиологический механизм, мышечные действия.

Недаром физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал "страсть вогнать в мышцы": окатиться холодной водой, поколоть дрова, сделать пробежку. Известны случаи, когда человек с неврозом (то есть имевший патологическую доминанту) выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы.

Зачем преподавателям нужно знать способы формирования доминант? Вероятно, затем, что прежде, чем заниматься ученику, и педагогу необходимо скорректировать свои прежние доминанты (или, иначе - стереотипы мышления).

Итак, доминанта - объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Но, в отличие от животных человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку. Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО “Российский государственный профессионально-педагогический университет”

Машиностроительный институт

Кафедра метрологии, стандартизации и сертификации

Контрольная работа

По дисциплине: «Возрастная физиология и психофизиология»

Вариант 19

Работу выполнил: Серебренников В.А.

Группа ЗКМ -102с

Работу проверил:

Екатеринбург

  • Введение
  • 1. Учение о доминанте А.А. Ухтомского
  • 2. Характеристика доминантного очага
  • 3. Значение доминанты в целенаправленной деятельности человека
  • 4. Доминирующее мотивационное возбуждение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности

доминанта ухтомский мотивационный возбуждение

1. Учение о доминанте А.А. Ухтомского

Доминанта

В центральной нервной системе под влиянием тех или иных причин может возникнуть очаг повышенной возбудимости, который обладает свойством притягивать к себе возбуждения с других рефлекторных дуг и тем самым усиливать свою активность и тормозить другие нервные центры. Это явление носит название доминанты

Понятие введено российским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским, который разрабатывал учение о доминанте с 1911 года, основываясь на работах Н. Е. Введенского и других физиологов; при этом первые наблюдения, указывающие на идею доминанты, были сделаны за несколько лет до этого.

Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в 1904 году:

Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации, электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта. Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей.

Однако Ухтомский не обнародует сведений о доминанте в течение более чем десятилетия, вплоть до 1922 года, когда он выступил с докладом о доминанте. В 1923 он публикует работу «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; затем принцип доминанты обсуждается им во многих других, более поздних, работах. Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта».

Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.

констелляция центров

Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма. «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы. Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» -- возникающие в коре головного мозга -- составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления».

Но если доминанта, управляющая, по Ухтомскому, всей работой организма, существует только во времени, возникает следующий вопрос, что же дает ей возможность все-таки возникнуть, что поддерживает ее активность, как и при каких условиях она исчезает? Для перехода в состояние доминанты, нервный центр должен в момент прихода возбуждения извне обладать некоторыми свойствами, которые Ухтомский перечисляет. Эти свойства следующие:

1. Повышенная возбудимость некоторой центральной области мозга по отношению к раздражителям (снижение порогов возбуждения при появлении соответствующих А.А.Ухтомский раздражителей). Сходным образом мы замечаем слабые стимулы, если уделяем им особое внимание, и не замечаем сильных, если отвлекаемся от них.

2. Способность этой области мозга суммировать, накапливать возбуждение.

3. Способность поддерживать его во времени..

4. Инерция, на важное место которой в функционировании внимания указывал Э.Титченер Согласно А. А.Ухтомскому, инерция выражается в том, что «однажды начавшись в данном центре, возбуждение продолжается далее»

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку. Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления.

2. Характеристика доминантного очага

Доминанта или доминантный очаг возбуждения -- это характеристика работы нервной системы, которая отражает перераспределение активности нервных центров в пользу наиболее значимых для данной ситуации. При этом данные центры составляют констелляцию звездчатое объединение и способны подчинять деятельность организма, вплоть до полной перестройки реагирования. Доминантный очаг обладает рядом свойств:

способностью длительно и устойчиво сохранять выраженное возбуждение инертность возбуждения

способностью воспринимать сигналы не адресованные элементам этого центра притяжение сигналов, поступающих по коллатералям

способностью тормозить возбуждение других, не связанных с данной констелляцией центров индуцировать торможение или отрицательная индукция

способностью менять ритм активности таким образом, что разные центры, входящие в констелляцию сближаются по его характеристикам и становятся изолабильными, что улучшает их взаимодействие.

Как правило, доминанта развивается на основе ведущей мотивации, которая, в свою очередь есть результат потребности. Действительно мотивационное возбуждение -- это не что иное, как первичный очаг с подчиненными ему нервными структурами. Совместно эти структуры обладают всеми свойствами доминанты. Данный очаг часто находится в гипоталамусе, именно в гипоталамусе находятся и центры тех или иных потребностей, во всяком случае, наиболее типичных: голода, жажды, сна, активности. Для создания мотивации как правило первичного очага недостаточно. В конце концом мотивацию необходимо оценить, сравнить с другими, связать с выходными элементами, отреагировать эмоционально. Поэтому и складывается констелляция. Не последнюю роль в ней играют вещества белковой природы -- нейропептиды, вырабатывающиеся клетками гипоталамуса. Именно нейропептиды определенной мотивации выполняют роль объединителей центров, участвуют в создании изолабильности, запускают поведение, связанное с данной потребностью.

Доминанта относится к числу основных закономерностей в деятельности центральной нервной системы. Она может возникнуть под влиянием различных причин: голода, жажды, инстинкта самосохранения, размножения. Состояние пищевой доминанты хорошо сформулировано в русской пословице: "Голодной куме все хлеб на уме". У человека причиной доминанты может быть увлеченность работой, любовь, родительский инстинкт. Бсли студент занят подготовкой к экзамену или читает увлекательную книгу, то посторонние шумы не мешают ему, а даже углубляют его сосредоточенность, внимание.

Весьма важным фактором координации рефлексов является наличие в центральной нервной системе известной функциональной субординации, т. е. определенного соподчинения между ее отделами, возникающего в процессе длительной эволюции. Нервные центры и рецепторы головы как "авангардной" части тела, прокладывающей путь организму в окружающей среде, развиваются быстрее. Высшие отделы центральной нервной системы приобретают способность изменять активность и направление деятельности нижележащих отделов.

Важно отметить: чем выше уровень животного, тем сильнее власть самых высших отделов центральной нервной системы, "тем в большей степени высший отдел является распорядителем и распределителем деятельности организма" (И. П. Павлов).

У человека таким "распорядителем и распределителем" является кора больших полушарий головного мозга. Нет функций в организме, которые бы не поддавались решающему регулирующему влиянию коры.

В доминантном очаге устанавливается определенный уровень стационарного возбуждения, способствующий суммированию ранее подпороговых возбуждений и переводу на оптимальный для данныхусловий ритм работы, когда этот очаг становится наиболее чувствительным. Доминирующее значение такого очага (нервного центра) определяет его угнетающее влияние на другие соседние очаги возбуждения. Доминантный очаг возбуждения «притягивает» к себе возбуждение других возбужденных зон (нервных центров). Принцип доминанты определяет формирование главенствующего (активирующего) возбужденного нервного центра в тесном соответствии с ведущими мотивами, потребностями организма в конкретный момент времени.

3. Значение доминанты в целенаправленной деятельности человека

Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными (сравним: ближние, средние и дальние перспективы по Макаренко). Таким образом, доминанты являются одним из важнейших механизмов самовоспитания. По А.А.Ухтомскому, самой важной для человека является доминанта постоянного нравственного совершенствования, творчества, искания истины. Он не только утверждал возможность и необходимость создания и управления доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по воспитанию и коррекции доминантного поведения

В течение жизни человек накапливает множество разных доминант, начиная от типичных способов реагирования в опасных ситуациях и заканчивая специфической человеческой «доминантой на лицо другого». В этом случае за появлением доминанты стоит механизм, в чем-то подобный тому, который старший современник и соотечественник А.А.Ухтомского Н.Н.Ланге видел за волевым вниманием. «След однажды пережитой доминанты, а подчас и вся пережитая доминанта могут быть вызваны вновь в поле внимания, как только возобновится, хотя бы частично, раздражитель, ставший для нее адекватным. Старый и дряхлый боевой конь весь преображается и по-прежнему мчится в строй при звуке сигнальной трубы» . Вспомним Н.Н.Ланге: когда у человека возникает слабый образ предмета, которому предстоит стать объектом внимания, усилен он будет за счет системы моторных представлений, связанных с этим образом. По определению А. А. Ухтомского, активизацию всей системы нервных центров, которая оказывается в результате особым «функциональным органом» поведения, и следует назвать доминантой.

4. Доминирующее мотивационное возбуждение

В силу многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая индивида к различным иногда взаимоисключающим стилям поведения. Например, могут остро конкурировать потребность безопасности (страх) и потребность защитить свое потомство (родительский инстинкт). Именно поэтому нередко происходит своеобразная «борьба» мотиваций и выстраивание их иерархии.

В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты , сформулированный А.А.Ухтомским (1925). Согласно этому принципу в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность . Сила потребности, т.е. величина отклонения физиологических констант или концентрации соответствующих гормональных факторов, получает свое отражение в величине мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер.

Консервативный характер доминанты проявляется в ее инертности, устойчивости и длительности. В этом заключается ее большой биологический смысл для организма, который стремится к удовлетворению этой биологической потребности в случайной и постоянно меняющейся внешней среде. В физиологическом смысле такое состояние доминанты характеризуется определенным уровнем возбудимости центральных структур, обеспечивающей их высокую отзывчивость и «впечатлительность» к разнообразным воздействиям.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. При этом все посторонние раздражители только усиливают мотивацию, а одновременно с этим все другие виды деятельности подавляются. Однако в экстремальных ситуациях доминирующая мотивация обладает способностью трансформировать свою направленность, а, следовательно, и реорганизовывать целостный поведенческий акт, благодаря чему организм оказывается способным достигать новых, неадекватных исходной потребности результатов целенаправленной деятельности. Например, доминанта, созданная страхом, в исключительных случаях может превратиться в свою противоположность -- доминанту ярости.

Заключение

Доминанта, по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме -- и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе».Констелляция нервных центров-- это совокупность нервных центров, объединенных единством действий.

Список литературы

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.:Учеб. лит., 1997.338 с.

2. Фаликман М.В., Внимание

3. Физиология человекапод редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько

4. Шостак В.И., Лытаее С.А. Физиология психической деятельности человека. СПб.: Деан, 1999. 3 16 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Трактовка внимания Гальперина, основные положения его концепции. Физиологические механизмы внимания, его главные функции, свойства и виды. Принцип доминанты Ухтомского. Особенности внимания слабоуспевающих младших школьников и трудности его развития.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2009

    Определение понятия "темперамент". Описание основных типов нервной деятельности человека. Рассмотрение свойств процессов возбуждения и торможения. История учения темперамента. Исследование зависимости строения тела человека от типа темперамента.

    презентация , добавлен 02.11.2015

    Понятие деятельности человека, ее отличие от поведения животных, сознательный характер, структура (состав). Действие как отдельный акт деятельности. Виды деятельности человека: труд, учение, творчество, активность, игра. Особенности феномена недеяния.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2009

    Мотивационное возбуждение как особое, интегрированное состояние мозга. Механизм перерастания потребности в мотивацию. Метод самостимуляции как эффективный метод исследования нейрофизиологических механизмов. Механизмы формирования биологических мотиваций.

    реферат , добавлен 07.05.2013

    Теоретические аспекты психологии мотивации в контексте учебной деятельности. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Методические основы изучения развития мотивов учения у детей 6-7 лет. Диагностика мотивов учения младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Исследование взаимосвязи доминантного полушария с особенностями интеллектуальной деятельности у студентов второго курса. Характеристика основных проявлений вербального интеллекта. Описания определения ведущего полушария с помощью комплексного метода.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2012

    Общие подходы к изучению мотивации учения младших школьников, а также основные факторы, влияющие на формирование данной психологической категории. Принципы активизации учебной деятельности младших школьников, методы и принципы развития данных мотивов.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2015

    Темперамент как индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности. Эволюция представлений о нем. Павлов и типы высшей нервной системы. Конституциональные типы Крэчмера и Шелдона. Темперамент и деятельность.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2009

    Отношение к слабоумным и развитие учения о слабоумии в Древней Греции и Риме. Средневековые представления о людях с неполноценно развитой умственной деятельностью. Влияние французской революции на развитие учения по проблеме "умственная отсталость".

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Понятие о темпераменте, его физиологические основы, типы и их психологическая характеристика. Роль темперамента как свойства личности в деятельности человека, его взаимосвязь с экстраверсией – интроверсией. Особенности питания человека и его темперамент.

Года, основываясь на работах Н. Е. Введенского и других физиологов; при этом первые наблюдения, указывающие на идею доминанты, были сделаны за несколько лет до этого.

Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в году:

Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации , электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта. Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей. [Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», ]

Однако Ухтомский не обнародует сведений о доминанте в течение более чем десятилетия, вплоть до года, когда он выступил с докладом о доминанте. В он публикует работу «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; затем принцип доминанты обсуждается им во многих других, более поздних, работах. Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта».

Принцип доминанты

Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.

Одним из ярких примеров доминанты можно назвать доминанту полового возбуждения у кошки , изолированной от самцов в период течки . Различные раздражители (призыв к миске с едой, стук тарелок накрываемого стола) вызывают в данном случае не мяуканье и оживлённое выпрашивание пищи, а лишь усиление симптомокомплекса течки. Введение даже больших доз бромистых препаратов неспособно стереть эту половую доминанту в центрах..

Учение о доминанте и констелляции нервных центров

Доминанта , по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме - и в мышцах , и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности . Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе». Констелляция нервных центров - взаимодействие нервных центров с постоянно динамически меняющимся состоянием.

Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма . «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы . Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» - возникающие в коре головного мозга - составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления ».

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия . Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука , подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих. [Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924]

Свойства доминантного центра

  • Повышенная возбудимость
  • Способность к суммации
  • Возбуждение характеризуется высокой стойкостью
  • Возбуждение характеризуется высокой инертностью

Библиография

  • Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-318-00067-3

См. также

  • Нервный центр

Ссылки

  • В. П. Зинченко, «Гипотеза о происхождении учения А. А. Ухтомского о доминанте»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доминанта Ухтомского" в других словарях:

    ДОМИНАНТА - (в физиологии), очаг возбуждения в центр, нервной системе, способный усиливаться за счет сторонних раздражений, оказывая тормозящее влияние на течение этих последних (напр. когда у кошки создается подготовка к дефекации, то раздражение двигат.… …

    доминанта - (от лат. dominans господствующий) временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность. Учение о Д. было создано А. А. Ухтомским. Термин и … Большая психологическая энциклопедия

    Ухтомского теория доминанты - (Ухтомский А.А., 1923). Доминанта – очаг стойкого возбуждения в головном мозге, приобретающий положение временного доминирования над другими его отделами, трансформирующий и направляющий их деятельность. Доминантное возбуждение по принципу… … Толковый словарь психиатрических терминов

    доминанта - Этот принцип (доминанты) поясняет нам, откуда берется цельность и единство в человеческом поведении. ... (принцип доминанты по Ухтомскому): Нормальное отправление органа в организме есть не предопределенное, раз навсегда неизменное… … Словарь Л.С. Выготского

    Ухтомского теория доминанты - (Ухтомский, 1923) – нейрофизиологическая теория, согласно которой доминанта, очаг стойкого возбуждения в головном мозге, контролирует или модифицирует деятельность других его отделов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Диалог в контексте идей М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского - Сравнительное рассмотрение науч. и филос. идей М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского позволило обосновать науч. статус личностно ориентированной практической психологии как гуманитарной науки, основанной на диалогической методологии (Т. А. Флоренская) … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ИНСТИНКТЫ - (лат. i nsti nctum от i nsti ngue re, instigare побуждать), понятие, служащее для обозначения нек рых типов поведения животных и человека, до сих пор еще не имеющее единого толкования. Вообще говоря, инстинктом называют обычно сумму биологических … Большая медицинская энциклопедия

    Доминанта устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения.… … Википедия

    Доминанта устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения. Содержание 1… … Википедия

Доминанта – это господствующий в данный момент очаг возбуждения в нервном центре, обуславливающий работу остальных нервных центров и определяющий направленность поведенческих реакций. Физиологическую основу доминанты составляют отрицательная индукция и концентрация возбуждения. А сама доминанта является физиологической основой внимания, воли, восприятия и мышления.

Принцип доминанты допускает, что если в коре мозга одновременно возникают два очага возбуждения, то один из них оказывается господствующим (доминирующим). Рефлексом, связанным с этим очагом в данный момент, направляется и трансформируется деятельность всего нервного аппарата.

Доминирующий очаг возбуждения характеризуется:

· 1. Повышенной возбудимостью и лабильностью;

· 2. Способностью к суммированию и накоплению возбуждения;

· 3. Торможением текущих рефлексов, встречающихся с ним;

· 4. Инерцией, т.е. способностью к длительному удержанию возбуждения после окончания раздражения.

Эти свойства нервных центров делают доминанту особым и очень важным аппаратом координации, осуществляемой нервной системой. Такая координация обусловлена появлением непродолжительных, легко сменяющих друг друга доминант. Из этого оказывается понятным основной смысл важнейшего принципа деятельности нервной системы: он заключается в возникновении на каждом этапе существования организма одного господствующего очага возбуждения в нервной системе, подчиняющего себе всю ее деятельность и определяющего приспособительный характер возникающих реакций. Все другие реакции, являющиеся менее или совсем несущественными в этот момент, тормозятся по механизму индукционных отношений между доминантным очагом и остальными участками ЦНС.

На базе доминантного очага возбуждения формируется конкретная приспособительная деятельность, ориентированная на достижение полезных результатов. Например, на базе доминантного состояния центра голода реализуется поведение, направленное на добывание пищи.

При наличии господствующего, или доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают доминантный очаг. Примером может быть случай, часто встречающийся в школьной практике: ученик получил плохую оценку, он расстроен и плачет, друзья успокаивают его, но это вызывает еще более безудержные слезы. Дело в том, что в данный момент в нервной системе ученика функционирует доминанта, и все раздражения только усиливают господствующий очаг возбуждения.

А.А.Ухтомский считал, что доминантой следует объяснить как резко меняющееся поведение человека при внешне мало изменяющейся среде, так и настойчивое повторение одного и того же образа действия в совершенно новых ее условиях.

Доминанта помогает понять механизм таких педагогических приемов, как, например, упрочение усвоенного учебного материала.

Доминанта имеет отчетливо выраженные возрастные особенности: чем младше школьник, тем она менее устойчива и тем легче может перейти в торможение. Этим объясняется отсутствие у детей усидчивости, резкие переходы от одного ритма деятельности к другому.

Итак, взаимодействие различных видов поведения строится на основе открытого А.А.Ухтомским принципа доминанты.

Список литературы



Что еще почитать