Порядок прикомандирования военнослужащих. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы

Командирование, прикомандирование, откомандирование - есть ли отличия?

, майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Командировка – понятие, известное практически любому военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, а также лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях. Интенсивность командировок находится в прямой зависимости от специфики должностных обязанностей военнослужащего, но в любом случае вероятность бывать в местах отдаленных и не очень от постоянного места прохождения военной службы тем выше, чем выше занимаемая военнослужащим должность. Как следствие, правовое положение военнослужащего, убывающего в командировку, претерпевает значительные изменения. На время командировки меняется статус военнослужащего, те или иные действия (бездействие) военнослужащего могут повлечь правовые последствия (в первую очередь для него самого), имеющие существенные отличия от тех правовых последствий, которые возникли бы при совершении им тех же действий (бездействия), но в месте постоянного прохождения военной службы. Кроме того, длительные командировки обычно не только влияют на исчисление выслуги лет военнослужащего, но и коренным образом увеличивают его доходы, что, в свою очередь, благотворно отражается на финансовом обеспечении семьи военнослужащего (например, командировка в зону боевых действий или в иностранное государство).

В связи с вышесказанным особую важность как для военнослужащих, так и для органов военного управления приобретает правильность и своевременность оформления документов, необходимых для: а) убытия военнослужащих в командировку; б) нахождения военнослужащего в командировке; в) возвращения военнослужащего к месту постоянного прохождения военной службы.

На первый взгляд, разницы между такими понятиями, как «командированный военнослужащий», «командируемый военнослужащий» «прикомандированный военнослужащий», «откомандированный военнослужащий», «полагать убывшим (прибывшим)» либо «считать убывшим (прибывшим)» не существует. Логика буквального толкования подсказывает, что смысл этих понятий примерно одинаков, а следовательно, их взаимозаменяемость не вызывает сомнений. Действительно, особых проблем при произвольном применении рассматриваемых понятий не будет при условии, что военнослужащему или воинской части не придется доказывать, в том числе в суде, правомерность или не правомерность нахождения военнослужащего в командировке, обеспечения его положенными видами довольствия и т. д.

Толкование буквального смысла понятия «командировка» сводится к следующему:

– служебное задание, обычно связанное с выездом куда-либо, поездка куда-либо с целью выполнения служебного задания, поручения (см. Новый словарь русского языка);

– поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации);

– служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. В тех случаях, когда филиалы, участки и другие подразделения, входящие в состав объединения, предприятия, учреждения, организации, находятся в другой местности, местом постоянной работы считается то производственное подразделение, работа в котором обусловлена трудовым договором . Служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, не считаются командировками (Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62).

Применительно к военной службе анализ имеющихся вариантов толкования понятия «командировка» позволяет выделить следующий существенный и обязательный признак, с помощью которого его можно отличать от таких понятий, как, например, «отпуск», «лечение» или «суточный наряд». Таким признаком выступает выполнение военнослужащим служебного поручения (служебного задания или поставленной задачи) по приказу командира воинской части (не зря же корнем слова «командировка» служит слово «командир») вне места постоянного прохождения военнослужащим военной службы. Этот вывод не противоречит и официальному «военному» определению понятия «командировка», данному в Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 000 (далее – Инструкция). В ее п. 18 сказано, что военнослужащие направляются в служебные командировки (не служебной командировка не может быть по определению. – Прим. автора) по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу. Военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно к месту службы, а также выплачиваются суточные).

В развитие данной мысли, необходимо отметить, что направлению военнослужащего в командировку всегда предшествует решение командира (начальника), которое может быть как устным, так и письменным (в форме приказа, указания, распоряжения) и которое содержит цель командировки, ее срок, служебное задание и план (график) его выполнения. Кроме того, в соответствии с Инструкцией (п. 19) решение командира (начальника) о направлении военнослужащего в командировку должно приниматься при обязательном соблюдении двух условий: действительной необходимости и наличия денежных средств на эти цели. И если действительная необходимость присутствует всегда, то ситуация с наличием денежных средств, несмотря на «стабильность» военного бюджета , продолжает оставаться напряженной. Поэтому если командир (начальник) принял решение о направлении военнослужащего в командировку, а в кассе воинской части на эти цели не оказалось денежных средств, то либо командир (начальник) нарушил приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 000, либо финансовый орган воинской части «затеял свою игру». В последнем случае гарантировано «выбить» деньги из кассы поможет немедленный доклад командиру (начальнику), принявшему решение о направлении военнослужащего в командировку.

Здесь наступило самое время познакомить читателя с весьма любопытной информацией: ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 01.01.01 г., ни Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г., не содержат порядка и условий направления в командировки военнослужащих. Поэтому основным документом, регламентирующим эти вопросы для Вооруженных Сил Российской Федерации, является уже упомянутая нами Инструкция. Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации «О размерах возмещения расходов , связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета » от 2 октября 2002 г. № 000, далее – Постановление).

Анализ терминологии, применяемой в указанных нормативных правовых актах , а также в постановлении Совета Министров СССР «О служебных командировках в пределах СССР» от 01.01.01 г. № 000 и изданной на его основании Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС «О служебных командировках в пределах СССР» от 7 апреля 1988 г. № 62 (последние действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации), показал, что единственно верным понятием, применяемым по отношению к военнослужащему, направленному в командировку, является понятие «командированный военнослужащий». Понятие «прикомандированный военнослужащий» не имеет никакого отношения к командировкам как таковым и применяется в случаях, определенных в ст. 18 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г.

Итак, на основании своего решения о направлении военнослужащего в командировку командир (начальник) издает соответствующий приказ. Форма приказа (как об убытии военнослужащего в командировку – параграф 10, так и о прибытии его из командировки – параграф 11) определена приложением № 1 к Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации (п. 27), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 000. При подготовке любого служебного документа, в том числе и приказа командира (начальника) по строевой части, необходимо соблюдать требования к составлению и оформлению служебных документов, установленные гл. III Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, в частности, ее п. 50. В нем сказано: служебный документ должен быть написан служебно-деловым стилем с соблюдением правил русской орфографии и пунктуации , кратко и четко, без употребления формулировок, порождающих различные толкования. Применяемые термины должны соответствовать терминологии, принятой в Вооруженных Силах, и употребляться в одном и том же значении.

Примечательно, что не каждый командир (начальник) имеет право направить военнослужащего в командировку. В соответствии с п. 19 Инструкции это вправе осуществить лишь:

а) из центральных органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации – заместители и помощники Министра обороны Российской Федерации, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и его заместители, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации и их заместители, заместители начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, заместители начальника строительства и расквартирования войск, командующий Воздушно-десантными войсками и его заместители, начальники управлений Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и их первые заместители;

б) из управлений военных округов, флотов – командующий войсками военного округа, флота, его заместители и помощники, а также начальники управлений, служб и отделов, подчиненных непосредственно командующему войсками военного округа, флота;

в) из управлений армий, флотилий и авиации флотов – командующие армией, флотилией, авиацией флота и их заместители;

г) из управлений соединений – командир соединения, начальник штаба соединения;

д) из воинских частей, содержащихся на самостоятельных штатах, – командир воинской части.

На основании приказа командира (начальника) военнослужащему, направляемому в командировку, выдается командировочное удостоверение . На командировочном удостоверении производятся отметки о датах прибытия военнослужащего в пункт (пункты) командировки и убытия из него (из них), заверенные печатью. Отметки производятся: в воинских частях – за подписью командира воинской части или начальника штаба, а в учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законом не предусмотрена военная служба, – за подписью должностного лица, на которое возложена обязанность производить отметки на командировочных удостоверениях.

Если военнослужащий командирован не в воинскую часть или в учреждение, организацию, то указанные отметки производятся в военной комендатуре гарнизона, а при ее отсутствии – в местных органах власти. В этом случае командированный военнослужащий, прибывший в пункт назначения, должен помнить о содержании приложения 13 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, которым определен порядок учета военнослужащих, находящихся в командировке.

Форма самого командировочного удостоверения установлена приложением № 40 к Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации (п. 302).

Забывать о необходимости производства отметок в командировочном удостоверении как минимум нецелесообразно. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что продолжительность командировки исчисляется по количеству дней пребывания в командировке, включая выходные и праздничные дни.

Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из пункта, где проходит военную службу командированный военнослужащий, а днем приезда – день прибытия транспорта в указанный пункт. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выезда считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее – последующие сутки.

Если станция отправления транспортного средства находится за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до этой станции. В таком же порядке определяется день приезда командированного военнослужащего в пункт постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения). День выезда в командировку и день возвращения из командировки определяются по местному времени.

В случае болезни военнослужащего в пункте командировки дни болезни в продолжительность командировки не засчитываются.

Время нахождения в пути определяется по существующему расписанию движения транспортного средства, включая время задержки командированного в пути по независящим от него причинам и время на пересадки (пп. 25 и 26 Инструкции).

Срок непрерывного пребывания в командировках до одного года исчисляется со дня убытия военнослужащего из пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения) и по день возвращения в эти пункты после выполнения служебного задания включительно.

Военнослужащим, убывшим из пункта командировки в отпуск либо на лечение в лечебное учреждение и по прибытии из отпуска или лечебного учреждения в пункт постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения) вновь командированным к месту выполнения служебного задания, срок непрерывного пребывания в командировке исчисляется без учета времени нахождения в командировке до убытия в отпуск или на лечение (п. 24 Инструкции).

В части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, Постановлением установлено, что указанное возмещение производится в следующих размерах:

а) расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему предоставляется бесплатное помещение) – в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, – 12 руб. в сутки;

б) расходов на выплату суточных – в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.

Военнослужащим в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 и приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 000 возмещаются расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих.

Установлены следующие категории проезда:

При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Что касается расходов на проезд до места назначения и обратно командированного военнослужащего, то они не подлежат налогообложению независимо от вида транспорта, класса при условии документального подтверждения таких фактически произведенных целевых расходов. Поэтому в случае оплаты проезда к месту командировки и обратно к месту постоянного прохождения военной службы без предъявления проездных документов суммы возмещения таких расходов при наличии отметки в командировочном удостоверении о прибытии в пункт назначения могут быть исключены из налогооблагаемого дохода военнослужащего при условии представления им копии проездного билета либо справки из кассы, подтверждающей факт приобретения им проездного билета.

Во взаимосвязи с выплатами командированному военнослужащему денежных средств находится и организация его питания в пункте назначения. Военнослужащие, находящиеся в командировках, обеспечиваются питанием через столовые воинских частей в следующем порядке:

– военнослужащие, получающие по месту военной службы до убытия в командировку бесплатное питание, – бесплатным питанием по аттестатам на продовольствие по положенному им пайку в местах командировок;

– военнослужащие, получающие по месту военной службы продовольственный паек на руки, – бесплатным питанием по аттестатам на продовольствие по положенному им пайку в местах командировок или питанием за плату по одной из норм продовольственных пайков, применяемых в данной воинской части (если в данной местности (воинской части) отсутствуют столовые военторга).

При обеспечении питанием за плату по месту военной службы указанным военнослужащим за время нахождения в командировке выдается продовольственный паек или взамен его выплачивается денежная компенсация (п. 139 Положения о продовольственном обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 000, далее – Положение).

Если командированный военнослужащий по месту постоянной военной службы обеспечивался лечебно-профилактическим питанием, необходимость выдачи которого обусловливалась вредными условиями военной службы, то при выполнении служебного задания в командировке в обычных условиях военной службы такое питание не выдается (подп. «к» п. 2 приложения № 1 к Положению).

Летный состав экипажей перелетающих самолетов и вертолетов и инженерно-технический состав, привлекаемый для сопровождения этих самолетов и вертолетов, на период перелета обеспечиваются талонами на получение бесплатного питания по летному пайку и общевойсковому пайку в столовых летного и инженерно-технического состава на военных аэродромах по маршруту перелета в порядке, указанном в приложении № 29 к Положению, или (если перелет связан с посадками на аэродромах гражданской авиации) денежной компенсацией в порядке, установленном п. 27 Положения. Личный состав, получивший указанные талоны или денежную компенсацию взамен положенного питания, снимается с продовольственного обеспечения с выдачей аттестатов на продовольствие.

Такой же порядок обеспечения талонами на получение бесплатного питания по летному пайку установлен для военнослужащих летного состава штабов, управлений и центральных органов военного управления при убытии в служебные командировки в авиационные и авиационно-технические воинские части (п. 159 Положения).

В заключение хотелось бы обратить внимание также и на то, что командировка входит в Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 (п. 8 Перечня). Это означает, что в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000.

Положением о порядке прохождения военной службы установлено, что время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (время командировки. – Прим. автора), учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям (за каждые трое суток пребывания в командировке. – Прим. автора) указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках – 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий (командировки. – Прим. автора) с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.

Порядок переводов военнослужащих к новому месту службы определяется Положением о порядке прохождения военной службы. В соответствии с этим Положением военнослужащий может быть пере­веден к новому месту военной службы из одной воинской части в дру­гую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах ВС РФ (других войск, воинских формирований или органов) в следующих случаях:

а) по служебной необходимости;

б) в порядке продвижения по службе;

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением воен­но-врачебной комиссии;

г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для воен­нослужащих, проходящих военную службу по контракту);

д) по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих воен­ную службу по контракту);

е) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

ж) в связи с плановой заменой (для военнослужащих, проходя­щих военную службу по контракту);

з) в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнк­туру, военную докторантуру;

и) в связи с отчислением из военно-учебного заведения, адъ­юнктуры, военной докторантуры;

к) если с учетом характера совершенного преступления военно­служащий, которому назначено наказание в виде ограничения по во­енной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с ру­ководством подчиненными.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность.

Перевод данного военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев:

а) при невозможности прохождения военной службы в местно­сти, куда он переводится, в соответствии с заключением военно­врачебной комиссии;

б) при невозможности проживания членов семьи военнослужа­щего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждиве­нии военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

в) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государст­венном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзо­ре).

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы в порядке про­движения по службе с назначением с его согласия на высшую воин­скую должность.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, переводится к новому месту военной службы без его согласия.

Перевод военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы по семейным обстоя­тельствам производится в следующих случаях:

а) при невозможности проживания членов семьи военнослужа­щего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждиве­нии военнослужащего и проживающие совместно с ним) в данной ме­стности в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

б) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государст­венном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзо­ре).

Если при переводе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы меняется место жительства его семьи, а жена (муж) этого военнослужащего также проходит военную службу по контракту, то одновременно с приняти­ем решения о переводе военнослужащего к новому месту военной службы решается вопрос о переводе в данную местность его жены (мужа).

При невозможности одновременного назначения супругов во­еннослужащих на воинские должности в пределах одного населенного пункта (гарнизона) и в случае отказа от увольнения с военной службы одного из них перевод к новому месту военной службы не произво­дится.

Военнослужащий в случае перевода к новому месту военной службы направляется туда после сдачи дел и освобождения от воин­ской должности, но не позднее чем через месяц со дня получения во­инской частью приказа или письменного извещения о его переводе, кроме случаев, когда военнослужащий находится в отпуске, в коман­дировке или на лечении.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военно­учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также за отказ заключить контракт, если к мо­менту отчисления из указанных учебных заведений они достигли воз­раста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, освобож­дение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

Военнослужащим, отчисленным из вузов, для определения срока военной службы по призыву засчитывается:

а) продолжительность военной службы по призыву до поступ­ления в военно-учебное заведение;

б) продолжительность военной службы по контракту до посту­пления в военно-учебное заведение из расчета: два месяца военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву;

в) продолжительность военной службы во время обучения в во­енно-учебном заведении из расчета: два месяца военной службы в ука­занном учебном заведении за один месяц военной службы по призыву.

Определение общей продолжительности военной службы ука­занных военнослужащих производится исходя из ее фактической про­должительности.

Военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту, а также военнослужащие женского пола, имеющие во­инские звания офицеров и прапорщиков (мичманов), отчисленные из военно-учебных заведений, адъюнктуры, военной докторантуры, же­лающие продолжить военную службу и заключить новый контракт, направляются к новому месту военной службы, где заключают новый контракт о прохождении военной службы.

Военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту, а также военнослужащие женского пола, имеющие во­инские звания офицеров и прапорщиков (мичманов), не желающие заключать новый контракт, увольняются с военной службы.

Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть переведен к новому месту военной службы.

Курсанты или граждане, отчисленные из военных образова­тельных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисцип­линированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отка­завшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрак­том о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотрен­ным ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или спе­циальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисле­ния размера возмещаемых средств определяется Правительством РФ.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в кон­тракт о прохождении военной службы.

Разновидностью перевода военнослужащих к новому месту во­енной службы является перевод в порядке плановой замены, который определен Положением о порядке прохождения военной службы.

Плановой замене подлежат военнослужащие, проходящие во­енную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатиче­скими или экологическими условиями, а также в воинских частях, на­ходящихся за пределами РФ.

Срок военной службы в указанных местностях и перечни этих местностей определяются Правительством РФ.

Порядок организации и проведения плановой замены военно­служащих устанавливается руководителями федеральных органов ис­полнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Замена военнослужащих, проходящих военную службу в мест­ностях, где установлен срок военной службы, производится не позднее истечения срока, установленного для службы в указанных местностях.

Указанным военнослужащим право выбора места дальнейшего прохождения военной службы не предоставляется. По решению соот­ветствующего должностного лица военнослужащий может быть на­значен на равную или высшую воинскую должность.

Военнослужащий, проходящий военную службу в местности, где установлен срок военной службы, может отказаться от плановой замены и продолжить службу в указанной местности. В этом случае дополнительный срок прохождения военной службы должен устанав­ливаться по согласованию с военнослужащим и составлять не менее одного года.

Военнослужащий с его согласия может быть переведен из ме­стности, где установлен меньший срок военной службы, в местность, где установлен больший срок военной службы.

Перевод военнослужащих в порядке плановой замены в мест­ности, где установлен срок военной службы, производится: на высшие воинские должности - с их согласия, на равные воинские должности - без их согласия, за исключением случаев, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Указанный перевод военнослужащих производится не менее чем за один год до истечения срока их военной службы (срока кон­тракта), а также (без их согласия) не менее чем за три года до дости­жения предельного возраста пребывания на военной службе.

Без согласия военнослужащих их повторное направление в ме­стности, где установлен меньший срок военной службы, ранее, чем через три года не допускается.

Особыми видами переводов военнослужащих в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» являются переводы для дальнейшего прохождения службы:

Из ВС РФ в федеральный орган исполнительной власти, в ко­тором указанным федеральным законом предусмотрена военная служ­ба;

Из федерального органа исполнительной власти, в котором данным законом предусмотрена военная служба, в ВС РФ;

Из одного федерального органа исполнительной власти, в ко­тором настоящим законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим за­коном предусмотрена военная служба.

Перевод военнослужащих в указанных случаях производится при выполнении требований нормативных правовых актов Президента РФ, а также по согласованию между руководителями соответствую­щих федеральных органов исполнительной власти.

Указанный перевод военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, производится в персональном порядке - с их согласия или по их просьбе.

Как уже отмечалось выше, военнослужащие проходят военную службу не на воинских должностях в случае прикомандирования.

Сущность института прикомандирования состоит в том, что военнослужащий направляется для исполнения обязанностей, связан­ных с обеспечением обороны и безопасности государства, в органы, учреждения и организации, в которых законом не предусмотрена во­енная служба. Прикомандирование является временным элементом прохождения военной службы.

В соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной служ­бе» военнослужащие могут быть прикомандированы к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, международным организациям в соответствии с между­народными договорами РФ, государственным унитарным предприяти­ям, имущество которых находится в федеральной собственности, ак­ционерным обществам, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства.

Порядок прикомандирования военнослужащих, особенности прохождения ими военной службы определяются Положением о по­рядке прохождения военной службы. Общая численность прикоман­дированных военнослужащих и порядок их обеспечения денежным довольствием и другими видами довольствия, а также особенности прикомандирования военнослужащих органов ФСБ РФ, органов внешней разведки и федеральных органов государственной охраны определяются Президентом РФ.

1. Офицеры, проходящие военную службу по контракту, могут быть прикомандированы к органам, учреждениям и организациям, предусмотренным Федеральным законом (далее именуются - органы, учреждения и организации).

2. Прикомандирование офицеров к органам, учреждениям и организациям осуществляется с их согласия на основании запросов руководителей соответствующих органов, учреждений и организаций руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых офицеры проходят военную службу, с освобождением от занимаемой воинской должности.

3. Заключение новых контрактов с офицерами, прикомандированными к органам, учреждениям и организациям, производится на основании Федерального закона и настоящего Положения. Право заключения контрактов с прикомандированными офицерами имеют должностные лица, определенные руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

При этом заключение контрактов с прикомандированными офицерами, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, осуществляется с учетом мнения руководителей органов, учреждений и организаций, к которым прикомандированы офицеры.

4. Присвоение офицерам, прикомандированным к органам, учреждениям и организациям, воинских званий, увольнение их с военной службы, присвоение им звания "Ветеран военной службы" и награждение наградами Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) производится на общих основаниях по представлениям органов, учреждений и организаций, к которым они прикомандированы, а в необходимых случаях - по совместному представлению указанных органов, учреждений и организаций и руководителей федеральных органов исполнительной власти, от которых они прикомандированы.

5. Отпуска офицерам, прикомандированным к органам, учреждениям и организациям, предоставляются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и настоящим Положением.

6. Офицеры, прикомандированные к органам, учреждениям и организациям и освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от занимаемой должности, по решениям руководителей органов, учреждений и организаций направляются в федеральные органы исполнительной власти, от которых они прикомандированы, для решения вопроса о дальнейшем прохождении военной службы.

При этом указанные офицеры, не изъявившие желания продолжать военную службу, увольняются с военной службы с занимаемой должности без назначения на воинскую должность.

Увольнение офицеров, прикомандированных к органам, учреждениям и организациям, с военной службы может быть осуществлено непосредственно из органов, учреждений и организаций при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением.

Днем окончания военной службы указанных военнослужащих является день исключения из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федеральных органов исполнительной власти, от которых они были прикомандированы).

7. Особенности прикомандирования военнослужащих органов федеральной службы безопасности, органов внешней разведки Российской Федерации и федеральных органов государственной охраны и прохождения ими военной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ

О ЗАПРЕЩЕНИИ ПРИКОМАНДИРОВАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЛЯ РАБОТ НА ЗАВОДАХ И ПРЕДПРИЯТИЯХ НАРОДНОГО

ХОЗЯЙСТВА БЕЗ РЕШЕНИЙ ГКО И ПРИКАЗОВ НКО.

Проверкой ряда промышленных предприятий города Москвы выявлены недопустимые факты самовольных незаконных прикомандировании войсковых частей, команд и отдельных военнослужащих для работы в промышленных предприятиях и гражданских хозяйственных организациях.

Общее количество прикомандированных военнослужащих по проверенным предприятиям составляет свыше 2000 человек. Большинство из них прикомандированы распоряжением начальников главных управлений Наркомата обороны, многие работают по договоренности директоров предприятий с командирами частей. Часть из них потеряли всякую связь со своими частями, получают жалование по месту работы, в то же время получают по аттестатам продовольствие и обмундирование, считаясь в прикомандировании к тыловым частям, живут на частных квартирах и таким способом укрываются от фронта и службы в рядах Красной Армии.

К заводу “Комета” Наркомата тяжелого машиностроения на основании договора автоуправления Западного фронта с дирекцией завода прикомандированы 19 офицеров, 50 сержантов и 129 рядовых красноармейцев. Все они годные к строевой службе, в том числе в возрасте до 35 лет 141 человек.

Главным автомобильным управлением Красной Армии к автомобильному заводу имени Сталина прикомандированы два автотранспортных батальона общей численностью 653 человека.

На заводе органической сухой штукатурки на основании договора Квар-тирно-эксплуатационного управления Красной Армии с Мосгорисполкомом работают три сержанта и 73 красноармейца из них годных к строевой службе 43 человека, в том числе призывников рождения 1926 г. 33 человека и 1925 г. 10 человек.

В ремонтной мастерской одного из институтов работают 4 сержанта и 10 красноармейцев разных частей, прибывшие со своими машинами, оставленные по договоренности с командирами частей для работы в мастерской. В таком же порядке работают на заводе имени Сталина 9 сержантов в возрасте до 35 лет, все танкисты, оставленные на заводе с июня 1942 г.

На заводе № 2 НКАП работают 6 сержантов и 24 красноармейца, все годные к строевой службе, прикомандированы распоряжением ремонтного управления Главного автомобильного управления.

К заводу № 196 НКАП прикомандированы распоряжением Главного управления ВВС 21 человек в возрасте до 35 лет, все авиаспециалисты.

На автомобильно-ремонтном заводе № 1 на основании договоренности командира 163-го отдельного автотранспортного батальона с дирекцией завода работают 15 человек, все годные к строевой службе, в возрасте до 35 лет.

По договоренности командира 2-й гвардейской учебно-минометной бригады с дирекцией Карачаровского комбината Наркомата строительных материалов прикомандировано к комбинату 39 человек военнослужащих.

Командир отдельного батальона по ремонту специальных установок и автомашин гвардейских минометных частей выделил на неопределенный срок обувной фабрике “Парижская коммуна” для производства восстановительных работ 12 человек военнослужащих за то, что на фабрике в порядке взаимной услуги ремонтируется обувь личного состава батальона.

Как показала проверка, больше всего люди прикомандированы для работы распоряжением главных управлений тыла Красной Армии и командующего гвардейскими минометными частями Красной Армии.

В целях устранения подобных незаконных прикомандировании приказываю:

1. Начальникам главных управлений НКО, военным советам фронтов и округов отозвать все части, подразделения и команды, незаконно прикомандированные для работ к промышленным предприятиям.

2. Пересмотреть состав команд и подразделений, выделенных для работы в промышленности по решениям ГОКО, и сообщить к 1 апреля с. г, в Главное организационное управление Генерального штаба и Главупраформ Красной Армии о составе их, с указанием основания и сроков прикомандирования.

3. Начальнику Главупраформа Красной Армии к 1 мая с. г. произвести замену годных к строю в составе команд и подразделений, работающих в промышленности по решениям ГОКО, нестроевыми.

4. Командиров соединений и частей и начальников учреждений, допускающих самовольное прикомандирование людей для работы к промышленным предприятиям и гражданским хозяйственным организациям, привлекать к судебной ответственности.

5. Военным советам округов и начальнику тыла Красной Армии снять с довольствия все части, подразделения и команды, незаконно прикомандированные для работ к промышленным предприятиям и гражданским хозяйственным организациям.

6. Впредь всякое прикомандирование военнослужащих для работы в промышленности и других отраслях народного хозяйства производить только по решениям Государственного Комитета Обороны и приказам НКО.

Направление отдельных военнослужащих или команд на работу в предприятия народного хозяйства оформлять и производить только через начальника Главупраформа Красной Армии.

7. При направлении команд военнослужащих или войсковых частей на заводы и другие предприятия извещать соответствующие штабы военных округов.

8. Военным советам округов взять на учет все части, подразделения и команды военнослужащих, находящиеся на работах по Постановлению ГОКО на заводах и других предприятиях народного хозяйства, организовать контроль за бытовым устройством военнослужащих, чаще проверять гарнизоны и объекты, где они работают, и принимать соответствующие меры по борьбе с дезертирством и по укреплению воинской дисциплины среди них.

9. Начальнику Главупраформа установить контроль за выполнением настоящего приказа и всех выявленных незаконно прикомандированных к заводам и предприятиям военнослужащих направлять в запасные части.

Заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ

Ф. 4, оп. 11, д. 77, л. 245—248. Подлинник.

: Здравствуйте.! Я офицер. Меня отправили в основной отпуск за этот год без моего рапорта и учёта моего желания. Являюсь многодетным отцом и ветераном боевых действий. Как обжаловать действия командира? Лучше обратиться в суд или военную прокуратуру?Обжаловать у вышестоящего начальника невозможно-он в другом городе и никогда не будет объективен, ограничится отпиской.
Вчера в 15:10:47

  • : Лёлчик, я так обычно и делал. Кто не успел - тому в следующем месяце снижал и всё
    Вчера в 12:08:59
  • : "...А вдоль дороги мертвые с косами стоят." (с)
    03 Апрель 2020 22:06:42
  • : ВВО дата признания 27.04.16.тищинааа
    03 Апрель 2020 14:55:18
  • : Подскажите пожалуйста, военнослужащие установили ежемесячную премию (25 %) за март, в Алуште провели, а через 2 дня приходит взыскание на военнослужащего и начальник говорит премию снизить до 1 % при этом придется делать приказ на переплату. Вопрос: неужели нельзя установить премию в 1% в апреле месяце, чтобы не было переплат?х
    03 Апрель 2020 13:25:37
  • : Президент России Путин В.В. сегодня, после 16:00 мск вр, выступит с новым обращением. В настоящее время он работает над текстом обращения в Ново-Огарево
    02 Апрель 2020 14:01:11
  • : Без машины времени не получится. И в/ч эта давно расформирована, и финчасти в ВС РФ уже практически полностью перевелись, деньгами рулят ЕРЦ и УФО.
    01 Апрель 2020 19:40:58
  • : Здравствуйте помогите мне найти финчасть в/ч 10366 Г Воронеж военный аэродром Балтимор
    01 Апрель 2020 17:07:23
  • : Здравствуйте. Подскажите пожалуйста есть ли законные возможности у командира полка перевести офицера на нижестоящую должность в подчинение к офицеру со званием ниже переводимого человека. Например майора перевести в подразделение на старлейскую должность, где начальник капитан? Пропустят ли вышестоящие кадровые органы?
    01 Апрель 2020 15:51:11
  • : Андрей-999 1. Нет, так как никуда не переезжал. Подробнее см. тему . 2. А по этому вопросу см. тему . Скорее всего, тоже нет, так как Вы уже где-то в этом городе зарегистрированы по месту жительств, а значит обеспечены жильём, не важно своим или родственников..
    28 Март 2020 21:15:52
  • : Здравствуйте, подскажите пожалуйста, при устройстве в в/ч по контракту, если прописан в том же городе, где находится часть, подъемное пособие должны выплатить или нет? И если нет своего жилья, должны выплачивать подънаём?
    28 Март 2020 20:51:18
  • : Цитата: Andrei.gir
    чем все таки руководствоваться?
    Тем, что написано красным шрифтом по поводу назначения чата: "Чат для общения, серьезные вопросы задавайте в форум. " Andrei.gir , Вам в тему . Anatoly0712 , читайте тему , там об этом уже писалось: с 1.04 суд "простит" все отгулы, заработанные в 2018-м.
    26 Март 2020 12:01:23
  • : Здравствуйте.За какой промежуток времени можно взять отгулы?
    26 Март 2020 10:25:26
  • : По приказу 4 прыжка, по программе боевой подготовки шесть прыжков, для выслуги лет чем все таки руководствоваться?
    26 Март 2020 03:38:56
  • : Подскажите пожалуйста. У меня выслуга лет 25 и более. Служу в ПВ ФСБ. Являюсь многодетным. В собственности ничего нет и не было и у меня и у членов моей семьи. Снимаю жильё. Прописаны все при части. Что мне полагается?
    25 Март 2020 22:19:57
  • : Цитата: Artur1981
    В собственности у меня и у членов моей семьи ничего нет.
    "Типичная ошибка интеллигента!" (с) м/ф "Чертёнок №13" Все почему-то думают, что если в собственности ничего на данный момент нет, то и проблем быть не должно. Забывая при этом, что есть ещё право пользования при проживании в жилье у родственников и последствия намеренного ухудшения жилусловий, если жил у родственников или избавился от собственности менее 5-ти лет назад.
    24 Март 2020 22:40:42
  • : Добрый день. Срочную службу проходил с 1999.11 по 2001.10 в 102 ВБ (Армения). С 2004.30.08 по сей день службу прохожу в пограничных войсках в звании прапорщик. В октябре собираюсь увольняться. Являюсь многодетным (трое несовершеннолетних детей). Весь период служу на границе. Желая получить субсидию. В собственности у меня и у членов моей семьи ничего нет. Имею ли я право получить субсидию. Выслуга в льготном исчислении больше 25 лет. Увольняюсь по окончанию контракта. Я и семья прописаны при части. Что мне пологается??
    24 Март 2020 22:36:31
  • : Добрый день. Срочную службу проходил с 1999.11 по 2001.10 в 102 ВБ (Армения). С 2004.30.08 по сей день службу прохожу в пограничных войсках в звании прапорщик. В октябре собираюсь увольняться. Являюсь многодетным (трое несовершеннолетних детей). Весь период служу на границе. Желая получить субсидию. В собственности у меня и у членов моей семьи ничего нет. Имею ли я право получить субсидию. Выслуга в льготном исчислении больше 25 лет
    24 Март 2020 21:15:32
  • : Добрый день! подскажите пожалуйста, когда издаётся приказ по строевой части, нужно ли на последнем листе распечатывать лист согласования для подписи нач.згт и нш + фонарик в нижнем левом углу или достаточно только фонарика? т.к приказ по строевой части, отнесли на согласование в УФО, согласовали с экономистом, далее поставил подпись ком.бригады - этого достаточно или лист согласования на последней странице с подписью нач.згт и нш обязательно должен быть.
    24 Март 2020 14:12:04


  • Что еще почитать