Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: председатель, состав, полномочия. Внутренняя структура совета федерации Структура совета федерации рф

Как указывает 95-я статья Конституции, Федеральное Собрание, т. е. парламент, - это две палаты: Госдума и Совет Федерации. Последнюю неофициально называют также Сенатом. Основным документом, регламентирующим его деятельность, выступает Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сенат реализует множество задач на самом высоком уровне. Важность его деятельности для государства сложно переоценить. Рассмотрим далее особенности верхней палаты в парламенте.

Общие сведения

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - должностное лицо, представляющее конкретный регион страны от имени высшего исполнительного или законодательного института власти. В Сенате присутствует по два служащих от каждого субъекта. Всего в верхней палате в настоящее время насчитывается 170 человек. Стоит сказать, что это число менялось несколько раз с 1993 г. в связи с объединением регионов и образованием новых.

Историческая справка

Совет Федерации был образован в соответствии с поправками к Конституции, введенными в 1990 г. Он выступал в качестве консультативного отдела при президенте страны, который его и возглавлял. В его составе присутствовали президенты союзных республик. При дальнейших изменениях Конституции статус СФ определялся в отдельной главе 15.2 Основного Закона. Поправками в Совет Федерации был включен вице-президент СССР, обладавший решающим голосом. Закон также устанавливал, что решения в СФ принимаются большинством, составляющим не менее 2/3 от присутствующих.

С 30 января 1990 г. в его состав входили председатели Советов от 88, а впоследствии и 89 субъектов. В июле 91-го произошли кадровые перестановки. В частности был назначен . Им стал Хасбулатов. СФ РСФСР по руководством Ельцина созывался трижды. 18 сентября 1993 г. президентом была организована встреча представителей законодательных и исполнительных властных структур субъектов. Заранее она была объявлена как учредительное собрание, на котором должен был решаться вопрос о формировании нового Совета Федерации взамен действовавшего СНД. Представители регионов отказались подписывать документ о его создании, пока компетенция структуры не будет утверждена действующим парламентом.

Особенности формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Всего историки выделяют 4 этапа создания верхней палаты. Первый приходится на период с января 94-го по январь 1996 г. Переходные положения Конституции от 1993 г. содержали указание на то, что первый созывается путем избрания гражданами представителей по одномандатным округам на 2 года. В дальнейшем предполагалось установить порядок созыва отдельным законом. Соответственно, выборы прошли 12.12.1993 г.

Первый Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Как показал анализ практической работы Сената, он не всегда справлялся с возложенными на него задачами по "фильтрации" законопроектов, принимаемых в Госдуме. Председатель Совета Федерации - Шумейко - был избран 13 янв. 1993 г. Он являлся депутатом от Калининградской области.

Второй этап

Он приходится на период с января 1996-го по декабрь 2001 г. Учитывая не совсем удовлетворительный опыт работы первого созыва, было решено реформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Состав Сената претерпел ряд изменений. В частности был утвержден закон, согласно которому губернаторы, а также главы заксобраний регионов входили в СФ по своей должности. Каждый член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации работал на непостоянной основе. Представители регионов приезжали в Москву на регулярные заседания. Они также участвовали в работе комиссий и комитетов. В качестве главы Сената в этот период выступал Строев. Он был избран Председателем в 1996 г., 23 января.

Третья стадия

В начале президентства В. В. Путина была предложена новая реформа Сената. Преобразования предполагали замену губернаторов и высших должностных лиц заксобраний назначенными представителями. Эти служащие включались в состав Совета на постоянной основе. При этом один из представителей назначался губернатором, а другой - законодательным институтом субъекта. Реформа, таким образом, лишала высших должностных лиц от исполнительных органов возможности самостоятельно лоббировать свои интересы в Москве и принимать участие в политических событиях, партийной жизни на федеральном уровне. Однако этим лицам была предложена своего рода альтернатива.

Для лидеров субъектов был сформирован Госсовет, не обладающий конституционным статусом. Он периодически собирается в столице. На заседаниях присутствует и президент. На собраниях обсуждаются актуальные внутригосударственные и общественные вопросы. Окончательно структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была создана к январю 2002 г.

Последний этап

В декабре 2012 г. вступил в действие новый закон, которым закреплялся порядок создания Сената. В нормативном акте определены требования для кандидатов в представители от регионов. В настоящее время членом Совета может стать гражданин:

  1. Достигший 30 лет.
  2. Имеющий безупречную репутацию.
  3. Проживающий на одном месте в пределах РФ постоянно не менее пяти лет.

В качестве представителя от законодательного института региональной власти может выступать только его депутат. Кандидатуры вносит председатель фракции или группа однопартийцев. Принятие решения осуществляется большинством. Что касается представителя от исполнительной властной структуры, то его кандидатура определяется заранее. В ходе избрания высшего лица в регионе каждый кандидат предоставляет список, в который включается три человека. В случае получения необходимого числа голосов, первый в этом списке станет представителем СФ. Второй или третий человек может стать сенатором только при досрочном завершении полномочий предыдущего. Решение о наделении лица соответствующим статусом принимает избранный гражданин после вступления на свой пост (на следующий день).

Нюансы

Следует отметить важное новшество, введенное законом от 2012 г. Нормативный акт исключил возможность досрочного отзыва представителя региона по инициативе заксобрания или губернатора. Порядок прекращения полномочий сенатора аналогичен тому, который предусматривается для депутата Госдумы. Спикер СФ направляет в институт власти, выбравший представителя от региона, информацию о посещении последним заседаний.

Ограничения

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не могут входить лица:

  1. Имеющие гражданство другого государства, вид на жительство либо другой документ, удостоверяющие право постоянно проживать за пределами РФ.
  2. Признанные ограниченно или полностью недееспособными.
  3. Отбывающие тюремное заключение, согласно приговору суда.
  4. Имеющие судимость за тяжкие/особо тяжкие деяния.

Характеристика

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выступает в качестве "Палаты субъектов". Он представляет интересы всех регионов на высшем уровне. Структура Совета отражает федеративный принцип устройства России. Сенат выступает как институт интеграции и консолидации субъектов. Он обеспечивает баланс общегосударственных и региональных интересов в процессе принятия разных решений, направленных на достижение стратегических целей и развитие страны. Органы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создаются по непартийному принципу. Представители регионов не образуют фракций и иных политических объединений. Совет Федерации - орган, действующий на постоянной основе. Сенат не может распускаться президентом (в отличие от Госдумы). Заседания СФ созываются при необходимости. Однако они должны организовываться не реже двух раз в месяц. Все члены Совета наделены неприкосновенностью на период действия их полномочий. Они не могут подвергаться личному досмотру, задержанию, к ним не допускается применять меры пресечения. Исключение составляют случаи, прямо установленные законодательством.

Назначение представителей

Кандидат от законодательного института региональной власти избирается им на период своих полномочий. Внесение предложения осуществляется его главой. Группа депутатов вправе представить альтернативную кандидатуру. Для этого ее численность должна быть не меньше трети общего числа членов заксобрания. Представитель от исполнительного института власти назначается лицом, находящимся на высшем посту в регионе. Избрание члена от законодательного органа производится тайным голосованием.

Документальное оформление

Результаты голосований по кандидатам в сенаторы указываются в соответствующем постановлении. Если выдвижение осуществляется от двухпалатного заксобрания, соответствующий акт составляется обеими палатами. Решение, которое принимает высшее должностное лицо о назначении сенатора, оформляется указом. В соответствии с правилами, закрепленными в законодательстве, акт вступает в силу, если на плановом или внеочередном собрании представительной структуры 2/3 от всего количества депутатов не выскажется против кандидата. Указ исполнительного органа направляется на рассмотрение в трехдневный срок. Решения представительных органов передаются в Сенат в течение 5 дней с даты вступления их в силу.

Задачи СФ

В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входит рассмотрение вопросов о следующем:

  1. Утверждении изменений границ субъектов.
  2. Назначении выборов главы государства.
  3. Утверждении президентских Указов, вводящих военное, чрезвычайное положение.
  4. Отрешении главы страны от поста.
  5. Назначении судей КС, ВС, ВАС.
  6. Утверждении кандидатуры и снятии с поста Генпрокурора.
  7. Назначении и освобождении от должностей зампредседателя и 50% аудиторов от Счетной палаты.

Дополнительные функции

Совет Федераций определяет уполномоченных представителей Экономического суда в рамках СНГ. Утверждение кандидатур производится по правилам, установленным для судей ВАС. В соответствии с законодательством Сенат может рассматривать предложения, поступившие от главы страны о назначении либо отзыве диппредставителей в международных организациях и зарубежных государствах.

Специфика деятельности

Правила работы Сената устанавливаются в Конституции, федеральном законодательстве, решениях, вынесенных Советом, а также в Регламенте. Из числа представителей выбирается глава СФ. В ведении его заместителей находятся вопросы, касающиеся внутреннего распорядка палаты. Для оперативного рассмотрения актуальных проблем создается коллегиальный орган.

Особенности заседаний

Слушания организуются с 16.09 по 15.07. Заседание считается правомочным, если явилось больше половины от всего количества представителей. Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются обязательными для исполнения. В качестве первоочередных вопросов, подлежащих обсуждению, выступают:

  1. Послания и обращения главы государства.
  2. Изменения в главах 3-8 Конституции, законопроектах, утвержденных Госдумой и подлежащих обязательному рассмотрению.
  3. Проекты постановлений Сената по вопросам, отнесенным к его ведению.
  4. Предложения о пересмотре положений, закрепленных главами 9 и 1, 2.
  5. Законы, утвержденные Госдумой по денонсации и ратификации международных договоров.
  6. Предложения о направлении в КС запросов.

К числу ФЗ, принятых в Госдуме и подлежащих обязательному рассмотрению, относят нормативные акты, касающиеся:

  1. Федеральных сборов, налогов.
  2. Кредитного, таможенного, финансового, валютного регулирования, а также денежной эмиссии.
  3. Статуса и защиты госграницы.
  4. Федерального бюджета.
  5. Войны и мира.

Как правило, Сенат рассматривает большую часть законов, принятых в нижней палате. Как указывает 105-я статья Конституции (ч. 4), ФЗ признается одобренным, если за него проголосовало больше половины от выбранных членов Совета либо он не обсуждался 14 дней. В случае отклонения ФЗ палаты могут образовать согласительную комиссию. С ее помощью осуществляется урегулирование разногласий, появившихся в процессе принятия нормативного акта. Утвержденные законы передаются президенту в пятидневный срок для подписания и обнародования.

Правотворческая инициатива

Сенат обладает достаточно большим объемом полномочий. В частности он может вносить в нижнюю палату проекты законов либо положений Конституции, предложения о внесении поправок или дополнений последних. Стоит сказать, что такой же возможностью обладают и представительные региональные органы. Сенат также может вносить поправки в содержание законопроекта в ходе его рассмотрения в нижней палате.

Дополнительно

Организационное, правовое, документационное, аналитическое, финансовое, информационное, материально-техническое, медицинское, транспортное, хозяйственное, социально-бытовое обеспечение возлагается на аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Эта единица работает на постоянной основе. Расходы, штат, структура определяются главой Сената. Сотрудники наделяются статусом госслужащих. В соответствии со 101-й статьей Конституции создаются комитеты и комиссии при Госдуме и Совете Федераций. Они также постоянно действующие.

Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решают конкретные вопросы, отнесенные к их компетенции. В частности они проводят подготовку, предварительное рассмотрение проектов законов, организуют парламентские слушания, созываемые палатами. В их компетенцию входит решение вопросов, касающихся их собственной деятельности. Комитеты также могут заниматься другими проблемами, относящимися к ведению палат. По законам, принятым Госдумой, они подготавливают заключения. Своей деятельностью комитеты Сената способствуют реализации конституционных положений, норм законодательства. Совет Федерации может формировать временные комиссии. Их деятельность ограничена определенным периодом либо конкретными задачами.

Функции комиссии, срок, в течение которого она будет работать, штат, а также полномочия определяются в нормативных актах Сената. СФ образует также и постоянно действующую комиссию. Она занимается вопросами, связанными с парламентскими процедурами и регламентом. Аналогичные единицы создаются и в Госдуме. Они также решают конкретные задачи в рамках своей компетенции. При необходимости комиссии и комитеты обеих парламентских палат проводят совместные заседания. На них может присутствовать и глава государства.

Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).
Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.
Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.
Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.
Компетенция - это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.
Компетенция Совета Федерации РФ - это
установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.
Совет Федерации - это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.
Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.
Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.
Все решения по вопросам, относящимся к ком-петенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.
Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.
Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. №113-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).
Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.
Заседания нижней палаты Федерального Собрания РФ проходят открыто и освещаются в средствах массовой информации, за исключением случаев, установленных Регламентом Государственной Думы, либо в случае принятия решения о проведении закрытого заседания большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. На закрытых заседаниях вправе присутствовать: Президент РФ, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель Правительства РФ и его члены, а также иные лица, перечисленные в Регламенте Государственной Думы.
Заседания Государственной Думы проходят отдельно от заседаний верхней палаты Федерального Собрания, однако на заседаниях Государственной Думы могут присутствовать члены Совета Федерации.
Решения на заседаниях Государственной Думы принимаются голосованием (открытым или тайным) из расчета один голос у одного депутата. Голосования мо"гут быть тайными и открытыми (путем прямого СМ голосования). Каждый депутат голосует самостоя- Ю тельно, руководящие органы политических партий не могут принуждать своих членов голосовать за то или иное решение.
Заседание нижней палаты Федерального Собрания правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов (т. е. 226 депутатов и более).
На заседаниях Государственной Думы ведутся: 1) протоколы (они подписываются председательствующим на заседании); 2) стенограммы (они подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний).
Регламент Государственной Думы устанавливает периоды для работы депутатов с избирателями - каждая последняя неделя месяца.
Деятельность Государственной Думы оканчивается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (первого ее заседания).

В целом верхняя палата Федерального Собрания России устроена проще, чем нижняя: в то время как Государственная Дума состоит из двух накладывающихся друг на друга структур - фракционной и комитетской, строение Совета Федерации предполагает наличие лишь одной структуры, включающей в себя Совет палаты, комитеты и комиссии. Относительная простота устройства была обусловлена тем, что, в отличие от нижней палаты, Совет Федерации в течение двух сроков работал на непостоянной основе.

Отсутствие в верхней палате фракций, являющихся в Государственной Думе основными субъектами групповой политической активности, связано и с тем, что верхняя палата по своей природе - выразитель согласованных интересов субъектов Федерации, а не политических сил См.: Гранкин, И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ / И.В. Гранкин // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 3. С. 20..

В качестве заметной структурной новации следует выделить образование коллегиального руководящего органа - Совета палаты, состоящего из председателя, его заместителей и председателей комитетов. Согласно Регламенту Совет палаты "образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации" и является "постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации". Совет палаты формирует проект повестки дня заседаний, согласует порядок обсуждения вопросов и предварительно обсуждает степень их подготовки. Совет палаты собирается перед каждым заседанием, а также при возникновении в ее работе слишком длинных перерывов готовит решения, выносимые затем на рассмотрение "сенаторов".

Внутренняя организация данной палаты Федерального Собрания и порядок ее работы определяются Регламентом, утвержденным Постановлением Совета Федерации.

В состав Совета Федерации Федерального Собрания входят по два представителя от каждого субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» См.: О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон: от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 21.07.2007) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3336..

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом данного субъекта (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ).

Порядок избрания и правовой статус Председателя Совета Федерации и его заместителей определены в гл. 2 Регламента этой палаты. Председатель Совета Федерации и его заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием, но палата может принять решение о проведении открытого голосования. Существенным ограничением в этой процедуре является то, что Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ. Каждый член Совета Федерации может предложить только одну кандидатуру. Заявление о самоотводе члена Совета Федерации, предложенного к замещению данной должности, принимается без обсуждения и голосования.

Все согласившиеся кандидаты обсуждаются на заседании палаты, после чего Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов от общего числа членов палаты.

Палата определяет число заместителей Председателя Совета Федерации.

Совет палаты. Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, в палате образуется постоянно действующий коллегиальный орган - Совет палаты. Правовая регламентация данного органа определена в гл. 3 Регламента Совета Федерации. В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий. Председательствует на его заседаниях Председатель палаты или один из заместителей См.: Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации / Б.Н. Габричидзе. М., 2007. С. 281..

В заседаниях Совета палаты вправе участвовать:

полномочные представители Совета Федерации;

член Совета Федерации по поручению комитета либо комиссии Совета Федерации или их председателя;

полномочные представители Государственной Думы, Президента России и Правительства в Совете Федерации.

Материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение Совета палаты, представляются членам Совета палаты, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала его заседания. Не входящие в состав Совета палаты лица, принимающие участие в заседаниях Совета палаты, вправе задавать вопросы и давать справки. По решению Совета палаты им может быть предоставлено слово для выступления. Следует отметить, что на заседании Совета палаты могут присутствовать и члены Совета Федерации.

Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты.

Все члены Совета Федерации информируются о вопросах, рассмотренных Советом палаты, и принятых решениях. Но палата, в свою очередь, вправе отменить любое решение своего Совета.

Комитеты и комиссии. Совет Федерации из числа членов палаты образует комитеты и комиссии, которым посвящена гл. 4 Регламента Совета Федерации. Комитеты являются постоянно действующими органами палаты, каждый комитет по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Комиссии, образуемые Советом Федерации, могут быть постоянными и временными. В состав временных комиссий палаты могут входить Председатель и его заместители. Как правило, временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Деятельность комитетов заключается в том, что они:

разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

готовят предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;

готовят заключения по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов РФ о поправках к Конституции России, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;

предварительно рассматривают внесенные в Государственную Думу законопроекты, а по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы могут направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;

могут предварительно рассматривать по согласованию с субъектами РФ проекты законов субъектов РФ по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

рассматривают федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;

принимают участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;

могут готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств;

организуют проведение парламентских слушаний, круглых столов и иных мероприятий по вопросам своего ведения;

участвуют в подготовке и проведении "правительственного часа" на заседании Совета Федерации;

решают вопросы организации своей деятельности;

вносят в Совет палаты предложения по кандидатурам для награждения Почетной грамотой Совета Федерации, о награждении государственными наградами членов комитета, комиссии Совета Федерации и работников аппарата комитета, комиссии Совета Федерации;

организуют согласно графику, утверждаемому Председателем Совета Федерации, проведение личного приема граждан членами комитета, комиссии в соответствии с вопросами своего ведения;

рассматривают иные вопросы, отнесенные к их ведению Советом Федерации.

Кроме этого, комитет и комиссия Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения Правительству России, федеральным органам исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.

Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов палаты. При этом в состав комитета должны входить не менее семи членов палаты; председатель и заместитель председателя комитета не могут быть представителями от одного субъекта РФ.

Состав комитета утверждается большинством голосов членов Совета Федерации.

Палата вправе принимать решение о ликвидации отдельных комитетов либо образовывать новые. Следует отметить, что ст. 30 Регламента Совета Федерации детально раскрывает вопросы деятельности каждого из названных Комитетов, но из анализа данных положений видно, что основная обязанность комитетов - подготовка заключений и предложений по рассматриваемым палатой законопроектам См.: Булаков, О.Н. Парламентское право России / О.Н. Булаков. М., 2008. С. 144..

Заседания комитетов и комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и они правомочны, если на них присутствуют более половины общего числа членов. При этом комитеты и комиссии вправе проводить совместные заседания.

Работа этих органов палаты ведется на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Члены палаты, не входящие в состав этого комитета или комиссии, могут присутствовать на его заседаниях с правом совещательного голоса.

В заседаниях комитета или комиссии могут принимать участие официальный представитель Президента России, представитель и члены Правительства страны, Председатель Счетной палаты, его заместитель или аудиторы. Представители органов государственной власти и общественных объединений участвуют в заседаниях комитета (комиссии) с согласия его председателя.

Комитет (комиссия) вправе создавать экспертные советы на общественных началах и привлекать к работе в качестве экспертов специалистов различного профиля, а также назначать независимую экспертизу рассматриваемого законопроекта.

Комитеты и комиссии вправе направлять письменные обращения членам Правительства России и руководителям федеральных органов исполнительной власти, запрашивать необходимые материалы у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, которые обязаны сообщать в согласованные сроки о результатах рассмотрения данных обращений.

Комитет (комиссия) вправе организовать проведение парламентских слушаний, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, эксперты, представители государственных, общественных органов и научных учреждений.

Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее семи членов Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета, комиссии палаты оформляется постановлением Совета Федерации.

Если состав комитета Совета Федерации становится менее семи человек, председатель комитета незамедлительно информирует об этом Председателя Совета Федерации, который поручает Совету палаты подготовить предложения и внести их на очередное заседание Совета Федерации.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы . (Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.)

Конституция РФ указывает, что в Совет Федерации входит по 2 представителя от субъекта: причём один – от законодательной власти, другой – от исполнительной.

Внутренняя структура Совета Федерации определяется Постановлением Совета Федерации от 30.01.2002 г. № 33-СФ «О регламенте Совета Федерации».

1. Органами Совета Федерации являются:

Совет палаты (образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации)

комитеты Совета Федерации (образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных ГД и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов РФ о поправках к КРФ, ФКЗ, принятых ГД и переданных на рассмотрение СФ ФЗ, а также других вопросов, отнесенных к ведению СФ)

Комиссия Совета Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации.

2. Должностными лицами Совета Федерации являются:

Председатель Совета Федерации (созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные; ведет заседания палаты; подписывает постановления Совета Федерации)

первый заместитель Председателя Совета Федерации;

заместитель Председателя Совета Федерации;

избираются из числа членов Совета Федерации

председатель комитета Совета Федерации;

первый заместитель председателя комитета Совета Федерации;

заместитель председателя комитета Совета Федерации;

член комитета Совета Федерации.

Компетенция Совета Федерации (штук 5-7 запомнить)

Определяется Конституцией РФ (ст. 102) и регламентом Совета Федерации 2002 года.

1) утверждение и изменение границ между субъектами РФ

2) утверждение Указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения. Совет Федерации должен рассмотреть Указ Президента РФ о введении военного положения в течение 48 часов, для введения чрезвычайного положения - 72 часов с момента обнародования Указа.

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ

4) назначение выборов Президента РФ

5) отрешение Президента РФ от должности

6) назначение на должность судей высших федеральных судов и экономического суда СНГ


7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ первого заместителя, и его заместителей. Кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ представляет Президент РФ, Вопрос о назначении должен быть рассмотрен в течении 30 дней после поступления соответствующего предложения. Генеральный прокурор представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности и освобождения от должностей своих заместителей.

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, решение принимается в течение 30 дней с момента поступления предложения большинством голосов. Кандидатуры на должность аудиторов предлагают комитеты и комиссии Совета Федерации

9) назначение на должность и освобождение от должности членов ЦИК РФ. Кандидатуры на должности членов ЦИК РФ предлагают Совету Федерации законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

10) рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества

11) проведение консультации по вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

12) рассмотрение и принятия обращения Совета Федерации в Конституционный суд РФ

13) принятие регламента и внесение в него изменений и дополнений

Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации.

В верхней палате представлены все субъекты РФ на паритетных началах – по два представителя, при этом один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В настоящее время Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа, а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа).

Таким образом, Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, определенного срока полномочий не имеет, обновление его состава осуществляется не разовым порядком, а мягко, в зависимости от региональных выборов и усмотрения региональных органов государственной власти. Ни при каких обстоятельствах верхняя палата Федерального Собрания не может быть распущена.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом Совета Федерации и постановлениями Совета Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Конституции РФ актами Совета Федерации и Государственной Думы являются постановления, которые они могут принимать только по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

К компетенции Совета Федерации отнесены следующие вопросы.

1. Возможность изменения границ между субъектами РФ предусмотрена ч. 3 ст. 67 Конституции РФ, согласно которой такое изменение требует их взаимного согласия.

Однако комментируемый пункт определяет, что, помимо этого взаимного согласия, требуется еще согласие Совета Федерации. Это согласие проявляется в форме утверждения договора или соглашения, заключенного заинтересованными субъектами РФ по поводу изменения границы между ними.

Если Совет Федерации откажет в утверждении, договор или соглашение между субъектами РФ считается несостоявшимся. Конечно, нельзя исключать, что через какое-то время вопрос вновь будет внесен в повестку и Совету Федерации опять придется решать эту проблему.

Для рассмотрения Советом Федерации вопроса об утверждении изменения границ между субъектами РФ в Совет Федерации представляются соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти каждого из этих субъектов РФ.

2. Возможность введения военного положения Президентом РФ предусмотрена ч. 2 ст. 87 Конституции РФ.

Указанная статья Конституции РФ обязывает Президента РФ незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания РФ. Очевидно, что Совет Федерации должен оценить обоснованность этой меры в целом и целесообразность отдельных ее составляющих. Ему принадлежит право окончательного решения вопроса.

В случае не утверждения указа Президента РФ Совет Федерации может предложить Президенту РФ создать совместную согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, включив соответствующий пункт в свое постановление. Во всяком случае с момента принятия Советом Федерации решения о неутверждении указа Президента РФ действие этого указа прекращается.

3. Что касается такого полномочия Совета Федерации, как утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, то оно связано с полномочием Президента РФ издавать такие указы, установленным ст. 88 Конституции РФ.

Здесь действует полная аналогия с предыдущим полномочием. Регламент Совета Федерации регулирует процедуру утверждения таких указов совершенно аналогично процедуре утверждения указов о введении военного положения.

4. Вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории может возникать в различных ситуациях. Он может возникнуть в связи с отражением агрессии против РФ, в связи с выполнением международных договорных обязательств, в частности в связи с выполнением миротворческих задач.

Для принятия решений об использовании Вооруженных Сил за пределами России в случаях, когда это прямо предписано действующими международными договорами, согласия Совета Федерации не требуется.

5. Совет Федерации должен принять постановление о назначении выборов Президента РФ в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Президента РФ или когда должность Президента РФ освободилась досрочно.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено в ст. 4, что в первом случае Совет Федерации должен назначить выборы на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ и который исчисляется со дня его избрания.

Период между днем назначения выборов и днем выборов (точнее, днем голосования) должен быть не менее 4 месяцев. Если же Совет Федерации не выполнит указанной обязанности, Центральная избирательная комиссия РФ проведет выборы в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ.

Во втором случае Совет Федерации должен назначить досрочные выборы Президента РФ на последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий.

Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента РФ от должности, не назначит президентских выборов, Центральная избирательная комиссия РФ проведет их в последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев со дня отрешения Президента РФ от должности. Почему-то Закон оставил без регулирования ситуации, которые могут возникнуть в случаях досрочного прекращения президентского мандата по иным, чем отрешение от должности, основаниям, если выборы не будут назначены Советом Федерации.

Постановление Совета Федерации о назначении дня выборов Президента РФ подлежит обязательному опубликованию.

6. Условия и порядок отрешения Президента РФ от должности урегулированы в ст. 93 Конституции РФ. Никакого законодательного регулирования по этому вопросу нет.

Постановление об отрешении Президента РФ от должности принимается тайным голосованием бюллетенями и установленным в Конституции РФ большинством в ⅔ голосов от общего числа членов Совета Федерации, т. е. не менее чем 119 голосами.

При отсутствии такого большинства рассмотрение обвинения прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

7. Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется Советом Федерации по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ).

Таким образом, формирование высшего эшелона судебной власти проводится путем согласования воли главы государства и верхней палаты парламента. Сам Совет Федерации и его члены выдвигать кандидатуры судей не могут. Они вправе лишь внести Президенту РФ предложения о таких кандидатурах.

Назначенным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, что оформляется постановлением.

Законом РФ от 26 июня 1992 г. 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что кандидатуры судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Президент РФ представляет с учетом мнения председателей этих судов. Трудно сказать, что означает «учет мнения», однако из Конституции РФ однозначно следует, что Президент РФ, внося свои представления, не может быть ничем и никем связан.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не предусматривает никакого участия Совета Федерации в прекращении полномочий судей, включая тех, которых он назначил.

8. Полномочие Совета Федерации по назначению Генерального прокурора РФ сходно с вышеизложенным. Однако есть и отличие, заключающееся в том, что согласно самой Конституции РФ Совет Федерации не только назначает, но и освобождает Генерального прокурора РФ от должности по представлению Президента РФ. По своей инициативе он этого сделать не может, равно, как и Президент не может сместить Генерального прокурора без решения Совета Федерации.

Вопрос об освобождении Генерального прокурора РФ от должности рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ в присутствии Генерального прокурора РФ, которому по его просьбе должно быть предоставлено слово.

Если предложение об освобождении Генерального прокурора РФ от должности не собрало требуемого для принятия постановления большинства голосов, оно отклоняется тоже постановлением, для принятия которого специального голосования не требуется (конституционность и этого положения также сомнительна).

9. Совет Федерации на паритетной основе участвует вместе с Государственной Думой в формировании Счетной палаты РФ (в соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ), назначая заместителя Председателя палаты и шесть из двенадцати ее аудиторов.



Что еще почитать