Составьте план содержащие не менее трех пунктов право в системе социальных норм. Развёрнутые планы по обществознанию (для подготовки к ЕГЭ)

1. Развёрнутый ответ по теме «Политическая Власть как социальный феномен

1.Власть как ключевой момент политики.

2. Связь власти с влиянием, силой, богатством, полномо­чиями и др.

3.Характеристики политической власти:

а) легальность (законность);

б) легитимность.

4. Тины легитимности:

а) традиционная,

б) рациональная (легальная);

в) харизматическая.

5. Ресурсы власти:

а) утилитарные;

б) принудительные;

в) нормативные;

г) информационные и др.

6. Функции политической власти.

7. Эффективность политической власти

2. Развёрнутый ответ по теме: «Избирательная система».

1. Понятие избирательной системы.

2. Структура избирательной системы:

а) избирательное право;

б) избирательный процесс.

3. Избирательное право и его характеристики:

а) принципы избирательного права (всеобщее прямое избирательное право при тайном голосовании);

б) политическое право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправле­ния;

в) источники избирательного права.

4. Избирательный процесс и его стадии:

а) подготовительная (назначение даты выборов, регис­трация и учёт избирателей);

б) выдвижение и регистрация кандидатов;

в) предвыборная агитация и финансирование выборов;

5. Типы избирательных систем:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная;

в) смешанная.

3. раз­вер­ну­тый ответ по теме «Типы из­би­ра­тель­ных си­стем» .

1. По­ня­тие из­би­ра­тель­ной си­сте­мы.

2. Ком­по­нен­ты из­би­ра­тель­ной си­сте­мы:

а) из­би­ра­тель­ное право

б) из­би­ра­тель­ный про­цесс

3. Осо­бен­но­сти ти­по­ло­гии из­би­ра­тель­ных си­стем:

а) из­би­ра­е­мый орган вла­сти;

б) прин­ци­пы фор­ми­ро­ва­ния пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на вла­сти;

в) по­ряд­ком рас­пре­де­ле­ния ман­да­тов по ито­гам го­ло­со­ва­ния;

3. Ма­жо­ри­тар­ная из­би­ра­тель­ная си­сте­ма и ее осо­бен­но­сти:

а) вы­дви­же­ние кон­крет­но­го че­ло­ве­ка в ка­че­стве кан­ди­да­та

б) уста­нов­ле­ние пря­мой от­вет­ствен­но­сти перед из­би­ра­те­ля­ми

в) по­лу­чив­шие не­зна­чи­тель­ное мень­шин­ство го­ло­сов могут быть не пред­став­ле­ны в пар­ла­мен­те

4. Про­пор­ци­о­наль­ная си­сте­ма и ее осо­бен­но­сти:

а) го­ло­со­ва­ние за пар­тий­ные спис­ки кан­ди­да­тов;

б) га­ран­тия пред­ста­ви­тель­ства в пар­ла­мен­те мел­ких и сред­них пар­тий;

5. Ма­жо­ри­тар­но-про­пор­ци­о­наль­ная си­сте­ма (сме­шан­ная) и ее осо­бен­но­сти.

а) фор­ми­ро­ва­ние дей­стви­тель­но пред­ста­ви­тель­но­го пар­ла­мен­та

б) пар­тии не от­ра­жа­ют ин­те­ре­сов из­би­ра­те­лей в пол­ном объ­е­ме.

4. развёрнутый ответ по теме «Избирательное право в РФ: правовые основы».

1. Избирательное право граждан РФ:

а) право избирать (активное);

б) право быть избранным (пассивное).

2. Источники избирательного права в РФ:

а) Конституция РФ;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы;

г) нормативные правовые акты субъектов РФ о выборах.

3. Конституционные принципы избирательного права:

а) всеобщность избирательного права;

б) равное избирательное право;

в) прямое избирательное право;

д) добровольность участия в выборах.

4. Порядок выборов Президента РФ.

5. Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

6. Выборы в органы местного самоуправления.

5. Развёрнутый ответ по теме «Политические организации».

1. Политические партии:

а) определение и признаки; б) типология политических партий;

в) функции политических партий.

2. Общественно-политические движения:

а) определение и признаки;

б) функции общественно-политических движений.

3. Законодательство РФ о политических организациях.

4. Тенденции развития политических организаций в сов­ременном обществе.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Институт президентства в РФ»..

1. Президент РФ как гарант Конституции.

2. Конституционно-правовой статус Президента РФ:

а) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

б) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

в) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ;

3. Основные функции Президента РФ:

а) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

б) принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности;

в) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

д) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и др.

4. Требования, предъявляемые законом к кандидатам на пост РФ:

а) гражданство РФ;

б) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;

в) возрастной ценз - не менее 35 лет.

5. Порядок избрания и деятельности Президента РФ:

а) выдвижение и сбор подписей избирателей;

б) избранным признаётся кандидат, получивший более половицы голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

в) полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ;

г) одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд и пр.

6. Институт президентства и тенденции укрепления конституционного строя в РФ.

7. Развёрнутый ответ по теме «Правовое государство».

1. Понятие правового государства.

2. Права человека как основная ценность правового государства:

а) право на жизнь;

б) равенство перед законом и судом;

в) право на достоинство;

г) право на жилище;

д) право на национальное самоопределение и т. д.

3. Признаки правового государства:

а) основополагающий признак - верховенство права в обществе;

б) подчинение закону всех участников общественных отношений (в том числе государства);

в) гуманность и справедливость законов, признание прав и свобод личности

т) обязательная реализация принципа разделения властей в государственной политике, деление законодательной, исполнительной и судебной властей);

д) высокая правовая культура.

4. Формирование правового государства в России

8. Развёрнутый ответ по теме «Конституция РФ о форме государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. РФ как демократическое государство,

а) народ - источник власти:

б) идеологическое и политическое многообразие в РФ;

в) гарантии прав и свобод граждан.

2. РФ как государство с республиканской формой правления.

3. РФ как федеративное государство. Принципы федерализма:

а) равноправие субъектов РФ;

б) самоопределение народов;

в) государственная целостность;

г) единство системы государственной власти;

д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.

4. РФ - правовое государство. Разделение властей.

9. развёрнутый ответ по теме «Роль политической элиты в жизни общества».

1) Кого называют политической элитой:

а) понятие политической элиты;

б) состав политической элиты.

2) Факторы формирования политической элиты.

3) Функции политической элиты:

а) определение стратегических целей развития общества;

б) выработка государственной политики;

в) поддержание политической стабильности общества;

г) анализ интересов различных социальных групп и др.

4) Типы политических элит:

а) общенациональная, региональная, местная;

б) правящая и неправящая (контрэлита).

5) Группы политического влияния.

10. развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?»

1. Разделение властей как атрибут демократического общества:

а) законодательная власть;

б) исполнительная власть;

в) судебная власть.

2. Характеристика представительных органов государственной власти:

а) структура;

б) формирование парламента;

в) основные функции и др.

3. Исполнительные органы власти:

а) структура исполнительной власти;

б) основные функции органов исполнительной власти;

в) правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования.

4. Роль судебной власти в демократическом государстве.

5. Система правоохранительных органов государства.

11. развёрнутый ответ по теме «Национальная политика

1. Что такое «национальная политика» и какова её роль в жизни общества?

2. Цели и направленность антигуманной национальной политики в тоталитарных государствах:

а) отстаивание «этнической чистоты»;

б) разжигание расовой ненависти;

в) насилие в интересах господства своего государства.

а) законодательное закрепление уважительного отношения к людям любой национальности;

б) создание наиболее благоприятных условий для свободного развития всех народов;

в) согласование национальных интересов;

г) предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов.

4. Основные принципы государственной национальной политики современной России:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина;

б) запрещение любых форм дискриминации;

в) сохранение исторической целостности страны, равноправие всех субъектов РФ;

г) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

д) своевременное и мирное разрешение национальных противоречий и конфликтов;

е) запрещение деятельности, направленной на возбуждение любой розни, ненависти или вражды;

ж) защита прав и интересов граждан России за её пределами (поддержка соотечественников, проживающих

в зарубежных странах).

5. Угроза национализма и пути его преодоления.

12. Развёрнутый ответ по теме: «Деятельность людей и её многообразие».

1. Понятие деятельности.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект

г) способы достижения цели;

д) результаты.

3.Мотивация деятельности.

4. Виды деятельности:

а) практическая и духовная; б) труд, учение (познание), игра;

в) творческая и нетворческая деятельность;

г) созидательная и разрушительная деятельность.

13. Развёрнутый ответ по теме «Семейная экономика».

1. Источники доходов семей:

а) заработная плата;

б) прибыль

г) банковский процент по вкладу;

д) дивиденды;

е) доход от продажи продукции, произведённой в под­собном хозяйстве и др.

2. Типы семей в зависимости от дохода:

а) семьи с фиксированным доходом; б) семьи с переменными доходами.

3. Номинальный и реальный доход семьи.

4. Структура расходов семей:

а) квартплата и плата за коммунальные услуги;

б) питание; в) транспортные расходы;

г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды и др.).

5. Различия в богатстве семей и их сглаживание госу­дарством.

6. Влияние инфляции на доходы семей.

14. Развёрнутый ответ по теме «Деятельность и мышление»..

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности

а) трудовая; б) познавательная; в) эстетическая и др.

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление - основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое; б) наглядно-образное; в) наглядно-действенное.

15. Развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность»..

1) Понятие социальной мобильности.

2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3) Виды социальной мобильности:

а) вертикальная, горизонтальная;

б) групповая, индивидуальная.

4) Социальные лифты:

а) бизнес;

г) церковь и др.

16. Развёрнутый ответ по теме «Общество»

1. Понятие общества как совокупности исторических форм совместной деятельности людей.

2. Сферы общественной жизни как элементы структуры общества:

а) экономическая сфера;

б) политическая сфера;

в) социальная сфера;

г) духовная сфера.

3. Социальные (общественные) институты в структуре об­щества и его отдельных сфер:

а) семья; б) школа; в) государство и др.

17. Развёрнутый ответ по теме «Безработица».

1. Сущность безработицы.

2. Структура безработицы:

а) лица, уволенные по разным основаниям;"

б) лица, добровольно оставившие работу;

в) лица, впервые пришедшие на рынок труда;

г) лица, после перерыва пришедшие на рынок труда.

3. Виды безработицы:

а) фрикционная, циклическая, структурная;

б) открытая, скрытая;

в) полная, частичная.

4.Масштабы безработицы

5.Методы борьбы с безработицей

18. Развёрну­тый ответ по теме «Ду­хов­ные цен­но­сти как ком­по­нент ду­хов­ной куль­ту­ры об­ще­ства

1. По­ня­тие ду­хов­ной куль­ту­ры об­ще­ства.

2. Со­зда­ние ду­хов­ных цен­но­стей:

а) на­уч­ная де­я­тель­ность;

б) ли­те­ра­ту­ра и ис­кус­ство;

в) ре­ли­ги­оз­ные уче­ния;

г) на­род­ная муд­рость в эпосе и фольк­ло­ре и др.

3. Со­хра­не­ние и рас­про­стра­не­ние ду­хов­ных цен­но­стей:

а) роль му­зеев в со­хра­не­нии и рас­про­стра­не­нии ду­хов­ных

цен­но­стей;

б) роль биб­лио­тек;

в) роль ар­хи­вов;

г) роль школы;

д) роль средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (СМИ).

4. Роль ду­хов­ных цен­но­стей в раз­ви­тии об­ще­ства.

19. раз­вер­ну­тый ответ по теме «По­зна­ние – про­цесс ду­ хов­но­го осво­е­ния че­ло­ве­ком ма­те­ри­аль­но­го мира».

1) По­ня­тие о по­зна­нии. По­зна­ние – про­цесс по­сти­же­ния че­ло­ве­ком пред­ме­тов и яв­ле­ний ма­те­ри­аль­но­го мира.

2) Цели по­зна­ния:

а) по­сти­же­ние ис­ти­ны;

б) прак­ти­че­ская поль­за.

3) Струк­ту­ра про­цес­са по­зна­ния:

а) чув­ствен­ное по­зна­ние (ощу­ще­ние, вос­при­я­тие, пред­став­ле­ние);

б) ло­ги­че­ское по­зна­ние (по­ня­тие, суж­де­ние, умо­за­клю­че­ние).

4) Вза­и­мо­дей­ствие по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та и по­зна­ва­е­мо­го объ­ек­та в про­цес­се по­зна­ния.

5) Зна­ние как ре­зуль­тат по­зна­ния.

Воз­мож­но дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в на­зыв­ной, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.

20. развёрнутый ответ на тему «Познаваем ли мир?».

1. Исторический аспект потребности в познании мира:

а) мифологическое объяснение бытия;

б) религиозное объяснение бытия;

в) научное объяснение бытия.

2. Различные взгляды на познаваемость мира:

а) гносеологический оптимизм;

б) скептицизм;

в) агностицизм.

3. Уровни (ступени) познания:

а) чувственное;

б) рациональное.

4. Спор о критериях истины:

а) позиции эмпириков;

б) позиции рационалистов.

5. Особенности чувственного познания:

а) непосредственное взаимодействие с объектом познания;

б) наглядность и предметность;

в) воспроизведение отдельных сторон и свойств предметов.

6. Особенности рационального познания:

а) опора на результаты чувственного познания;

б) абстрактность и обобщённость;

в) отражение сущности предмета, его внутренних закономерных связей.

21. развёрну­тый ответ по теме «Семья как со­ци­аль­ный ин­ сти­тут

1) По­ня­тие семьи.

2) Функ­ции семьи:

а)ре­про­дук­тив­ная; б) хо­зяй­ствен­ная; в) со­ци­а­ли­за­ции и др.

3) Права и обя­зан­но­сти чле­нов семьи.

4) Виды семей:

а) пат­ри­ар­халь­ная, де­мо­кра­ти­че­ская; б) много по ко­лен­ная, нук­ле­ар­ная.

5) Ре­сур­сы семьи: а) эко­но­ми­че­ские; б) ин­фор­ма­ци­он­ные и др.

1. По­ня­тие закон пред­ло­же­ния.

2. Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на пред­ло­же­ние:

а)цены на ре­сур­сы

б)из­ме­не­ния в тех­но­ло­гии про­из­вод­ства

в)на­ло­ги и до­та­ции

3.Кри­вая пред­ло­же­ния

4.На эла­стич­ность пред­ло­же­ния вли­я­ет:

а)ко­эфи­ци­ент эла­стич­но­сти

б)про­цент из­ме­не­ния пред­ла­га­е­мо­го то­ва­ра

в)про­цент из­ме­не­ния цены

5. Зна­ние за­ко­нов эко­но­ми­ки - ос­но­ва успеш­но­го ве­де­ния биз­не­СА

23. развёрнутый ответ по теме «Валовой внутренний продукт».

1. Определение понятия ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.

2. Методы расчёта ВВП.

а) Расчет по доходам. б) Расчёт по расходам.

3. Выражение ВВП.

а) Номинальный ВВП. б) Реальный ВВП.

в) Национальная валюта, соотношение валют, валютная биржа.

4. ВВП и ВНП.

а) ВНП как основной показатель состояния экономики (до 1991 г.).

б) Значение показателя ВВП для страны.

5. Расчёт ВВП на душу населения.

24. Развёрну­тый ответ по теме «День­ги и про­бле­мы де­ неж­но­го об­ра­ще­ния».

1. Тео­рия денег.

А) Воз­ник­но­ве­ние формы сто­и­мо­сти и воз­ник­но­ве­ние денег.

Б) Сущ­ность денег.

В) Цена как де­неж­ное вы­ра­же­ние сто­и­мо­сти.

2. Де­неж­ное об­ра­ще­ние.

А) По­ня­тие де­неж­но­го об­ра­ще­ния. Б) Закон де­неж­но­го об­ра­ще­ния.

В) Де­неж­ная си­сте­ма и её эле­мен­ты. Г) Меж­ду­на­род­ная де­неж­ная си­сте­ма

Д) Де­неж­ное об­ра­ще­ние РФ.

3. Про­бле­мы де­неж­но­го об­ра­ще­ния В Рос­сии.

4. Про­бле­мы де­неж­но­го об­ра­ще­ния в мире

25. развёрну­тый ответ по теме «По­треб­но­сти и ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка в струк­ту­ре де­я­тель­но­сти».

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. По­ня­тие по­треб­но­стей че­ло­ве­ка.

2. Клас­си­фи­ка­ция по­треб­но­стей че­ло­ве­ка:

A) био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти че­ло­ве­ка; Б) со­ци­аль­ные по­треб­но­сти;

B) иде­аль­ные по­треб­но­сти.

3. Струк­ту­ра де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка:

A) по­треб­но­сти и мо­ти­вы;

B) сред­ства;

Г) ре­зуль­тат.

4. Ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка как мотив его де­я­тель­но­сти.

26. Развёрнутый ответ по теме «Собственность как правовая и экономическая категория».

1. Понятие права собственности:

а) право владения;

б) право пользования;

в) право распоряжения.

3. Типы отношений собственности:

а) частная;

б) общественная.

4. Виды собственности:

а) государственная;

б) муниципальная;

в) частная.

5. Основания приобретения собственности:

а) первоначальные;

б) производные.

6. Основания прекращения права собственности.

7. Собственность как критерий формирования типа экономической системы.

27. Развёрнутый ответ по теме «Социально- демографические проблемы современности»..

1. Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.

2. Сущность демографического взрыва и его связь с другими глобальными проблемами.

3. Причины демографического кризиса в экономически развитых странах:

а) старение населения в связи с высоким качеством жизни;

б) низкий уровень рождаемости в связи с занятостью женщин в экономике, политике, общественной жизни.

4. Проявления и последствия «демографического взрыва»:

а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;

б) безработица;

в) массовые миграции;

г) Проблемы ассимиляции приезжих.

5. Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;

б) осуществление продуманной демографической политики;

в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.

28. Развёрнутый план по теме «Человек как духовное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

1. Понятие духовного мира человека и его элементы:

1.1. знания,

б) чувства;

в) стремления.

2. Мораль, ценности, идеалы человека:

а) золотое правило нравственности;

в) совесть, патриотизм, гражданственность.

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека:

а) типы мировоззрения;

б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.

29. Развёрнутый ответ по теме «Моральные нормы в системе социального контроля».

1. Социальные нормы и санкции как элементы социального контроля.

2. Виды социальных норм:

а) моральные; б) правовые;

в) религиозные; г) этикет и др.

3. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

4. Структура морали:

б) принципы;

5. Мораль и нравственность.

6. Взаимосвязь морали и других социальных норм.

30. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права».

1. Понятие системы права.

2. Основные элементы системы права:

а) норма права;

б) институт права;

в) отрасль права.

3. Основные отрасли российского права:

б) гражданское право;

в) трудовое право;

г) уголовное право;

д) уголовно-процессуальное право и др.

4. Материальное и процессуальное право (могут быть приведены подпункты).

5. Публичное право:

а) конституционное (государственное) право;

б) уголовное право;

в) административное право и др.

6. Частное право:

а) гражданское право;

б) предпринимательское право и др.

7. Конституция РФ в системе российского права.

8. Отражение особенностей общественного развития в системе права.

31. развёрнутый ответ на тему «Религия в современном мире».

1. Религия как одна из форм культуры.

2. Функции религии:

а) регулятивная;

б) мировоззренческая;

в) компенсаторная;

г) воспитательная;

д) интеграционная;

е) культурная и др.

3. Многообразие религий в современном мире:

а) архаические религии;

б) национальные религии;

в) мировые религии.

4. Особенности мировых религий.

5. Принцип свободы совести.

6. Изменение отношения к религии в современном обществе.


1. Социальные нормы Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.


1. Социальные нормы Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. моральные нормы - правила поведения с точки зрения добра и зла; религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму божественного начала; корпоративные нормы - правила поведения, регулирующие отношения людей в организациях; обычаи и традиции - стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в поколение; ритуалы и обряды (символические действия).


1. Социальные нормы Правовые нормы являются разновидностью социальных норм, они регулирую поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения. Правовые нормы регулируют наиболее важные, общественно значимые общественные отношения Отличительной чертой правовых норм является их государственная охрана Поскольку нарушение правовых норм может причинить существенный вред общественным отношениям, за их нарушение устанавливается юридическая ответственность


2. Функции права Социальное назначение права выражается в его функциях В регулировании общественных отношений право, мораль и другие социальные нормы тесно взаимодействуют и глубоко проникают друг в друга. Моральные нормы оказывает влияние на формирование норм права (зачастую правовые нормы являются правовым выражением моральных норм), обратное влияние выражено слабее.


3. Норма права Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством Признаки нормы права 1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения. 2. Общий характер - неконкретность адресата, они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение 3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.


3. Норма права Признаки нормы права 4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением 5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм


4. Структура нормы права Классическая норма права состоит из трёх структурных элементов Гипотеза СанкцияДиспозиция Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы права Встречаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или диспозицию и санкцию



4. Структура нормы права Диспозиция управомочивающие запрещающие обязывающие Конституция РФ. Статья Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. КОАП РФ. Статья Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.


4. Структура нормы права Гражданский кодекс РФ Статья 45. Объявление гражданина умершим. 1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Налоговый кодекс РФ Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) 1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).


Отличные ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ для всех.ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ


Темы планов по разделу «Право»

1.Право в системе социальных норм.


    2. Особенности правового регулирования общественных отношений.

    3. Источники (формы права).

    4. Понятие и виды правоотношений.

    5. Институт президентства в РФ .

    6. Правоохранительные органы в системе государственных органов РФ.

    7. Международное гуманитарное право.

    8. Юридическая ответственность.

С8.8.1.

«Право в системе социальных норм» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов , из которых два или более детализированы в подпунктах.



(допускаются иные формулировки ответа , не искажающие его смысл)

Баллы

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме ;



1) Система социальных норм, ее состав.

2) Признаки права:

а) общеобязательность действия;

б) гарантированность силой государства;

в) формальная определенность;

г) разработка и принятие компетентным государственным органом.

3) Сферы действия норм права и морали.

4) Особенности действия норм права:

а) во времени;

б) в пространстве;

в) по кругу лиц.

5) Специфика действия норм права в современную эпоху.




2


ИЛИ


1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.8.2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности правового регулирования общественных отношений»


Содержание верного ответа и указания по оцениванию


Баллы

При анализе ответа учитываются:

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Право – важнейший социальный регулятор.

2) Основополагающие принципы права:

а) равенство (все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой).

б) гуманизм (право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека; человеку нельзя причинять физические страдания или унижать его достоинство).

в) состязательность сторон (рассмотрение юридических случаев с позиции защиты и обвинения).

г) взаимность в области международного, торгового права

д) неотвратимость ответственности

3) Особенности правового регулирования социальных отношений:

а) носит общеобязательный характер;

б) гарантировано силой государства;

в) распространяется на всех членов общества

4) Специфика правового регулирования в демократическом обществе.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1



0

Максимальный балл

2

С8.8.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Источники (формы права» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие об источниках (формах права)./ Источники права – внешнее закрепление правовых норм.

2) Основные источники права:

а) нормативно-правовые акты;

б) судебные и административные прецеденты;

в) правовые обычаи и деловые обыкновения;

г) договоры с нормативным содержанием.

3) Признаки нормативных актов – важнейших источников права:

а) издаются компетентным государственным органом;

б) обладают строгой иерархичностью;

в) закрепляются в установленной форме;

г) обладают общеобязательной силой.

4) Специфика источников права в современных правовых системах.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.8.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Понятие и виды правоотношений» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о правоотношениях./ Правоотношения – общественные отношения , регулируемые нормами права.

2) Основания для возникновения правоотношений – юридические факты:

а) события (зависят от воли и желания людей).

б) действия (происходят помимо воли и желания людей).

3) Классификация юридических фактов по правовым последствиям:

а) правообразующие;

б) правоизменяющие;

в) правопрекращающие

4) Субъекты правоотношений:

а) физические лица (граждане)

б) юридические лица (предприятия, организации);

в) социальные общности (народы);

г) государство.

5) Правоспособность и дееспособность участников правоотношений.

6) Виды правоотношений по отраслям права:

а) гражданские;

б) конституционные;

в) административные;

г) трудовые;

д) уголовные;

е) процессуальные.

7) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.8.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Институт президентства в РФ» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Институт президентства в РФ./ Президент РФ – гарант Конституции.

2) Конституционно-правовой статус Президента РФ:

а) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

б) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

в) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

3) Основные функции Президента РФ:

а) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

б) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

в) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

д) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

4) Требования, предъявляемые законом к кандидатам на пост РФ:

а) гражданство РФ;

б) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;

в) возрастной ценз – не менее 35 лет.

5) Порядок избрания и деятельности Президента РФ:

а) выдвижение и сбор подписей избирателей (один млн. подписей, число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.);.

б) представление кандидатом в Центризбирком сведений о своем имуществе и доходах за два года, предшествующих выборам;

в) избранным признается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

г) полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ;

д) одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

6) Институт президентства и тенденции укрепления конституционного строя в РФ.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.8.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правоохранительные органы в системе государственных органов РФ» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о правоохранительных органах. / Правоохранительные органы – органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

2) Функции правоохранительных органов:

а) охрана государственного и общественного строя;

б) защита прав и свобод человека и гражданина;

в) укрепление законности и правопорядка;

г) охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;

д) борьба с преступностью.

3) Виды правоохранительной деятельности:

а) конституционный контроль;

б) правосудие;

в) надзор за исполнением законов;

г) выявление и расследование преступлений;

е) обеспечение законности и правопорядка.

4) Основные правоохранительные ораны РФ:

а) Конституционный суд и суды общей юрисдикции;

б) Прокуратура;

в) Министерство внутренних дел, органы внутренних дел;

г) Министерство юстиции;

д) Адвокатура.

5) Деятельность правоохранительных органов в развитии и укреплении демократических традиций.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.8.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Международное гуманитарное право» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о международном гуманитарном праве. / Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека.

2) Первичные принципы гуманитарного права, закрепленные Женевскими и Гаагскими конвенциями:

а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;

в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;

г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

3) Основные источники международного гуманитарного права:

а) Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.

4) Принципы современного международного права, закрепленные ООН:

а) принцип равноправия и самоопределения народов.

б) принцип уважения прав человека.

в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.

5) Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Структура нормы права.

3. Классификация норм права.

4. Способы изложения норм права в нормативных актах.

Основные положения лекции:

6.1 Понятие и признаки нормы права

Норма права – это общее правило поведения людей, охраняемое государством.

Нормы права представляют собой вид социальных норм, т. е. таких норм, которые регулируют отношения между людьми и их организациями. Люди вступают в отношения друг с другом для организации совместной деятельности, направленной на осуществление определенных ими целей и достижения намеченных результатов. Норма права характеризуется рядом признаков .

      Правовые нормы имеют сознательно-волевой характер. Это означает, что они создаются людьми сознательно для регулирования будущего поведения.

      Нормы права имеют общий характер. Содержание этого признака включает три аспекта. Во-первых, норма права действует на неопределенное число лиц или адресатов. Во-вторых, норма права указывает на неопределенное число случаев, ситуаций, при наступлении которых у адресатов возникают конкретные права и обязанности. В-третьих, норма права действует непрерывно и не исчерпывается исполнением.

      Норма права имеет формально определенный характер, т. е. официально закреплена в тексте закона или другим способом. В зависимости от того, какой компетентный орган официально сформулировал норму права, последняя обладает соответствующей юридической силой в сравнении с другими правовыми нормами.

      Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер, т. е. прямо или опосредованно она одной стороне предоставляет право, а на другую возлагает соответствующую обязанность.

      Нормы права охраняются государством . Это главный специфический признак юридической нормы, отличающий ее от иных социальных норм (обычаев, моральных, религиозных и др.). Существует целая система мер, в том числе принудительных, с помощью которых государство восстанавливает нарушенные права, принуждает к исполнению обязанности.

      Обеспечение с помощью государства реализации норм права придает им свойство (признак) общеобязательности .

6.2 Структура нормы права

Структура нормы права – это ее строение, разделение на части. Различают внутреннюю, или логическую структуру и внешнюю структуру, которая выражена в тексте нормативных предписаний и определяется внутренней структурой нормы.

    Логическая структура нормы строится по формуле: «если…, то…, иначе…», и включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза – это структурный элемент нормы права, содержащий указания на условия ее действия.

Во-первых, в гипотезе указывается круг адресатов этой нормы, круг лиц, на которых норма распространяет свое действие. Такие указания (прямые или косвенные) содержатся во всех без исключения нормах. Безадресных норм не существует.

Во-вторых, в гипотезе указываются жизненные обстоятельства, ситуации, при наступлении которых у адресатов возникают права, обязанности (ответственность), т. е. они должны руководствоваться данной нормой. Отметим, что указания на ситуации (юридические факты) могут отсутствовать.

Диспозиция – это структурный элемент нормы права, содержащий правило поведения.

Это основной структурный элемент, поскольку норму права мы определяем как правило поведения, т. е. как бы отождествляем с диспозицией нормы.

Рассмотрим содержание диспозиции более подробно. Во-первых, диспозиция указывает на права и обязанности адресатов нормы. Во-вторых, в диспозиции указывается, каким может быть или каким должно быть поведение лиц, на которых распространяется действие нормы.

Санкция – это структурный элемент нормы, в котором определены последствия нарушения правила, сформированного в диспозиции. Санкция указывает на меры юридической ответственности или иные принудительные меры, применяемые к правонарушителю.

    Внешняя структура или структура нормативных предписаний, сформулированных законодателем, строится по форме условных предложений, по формуле: «если…, то…» и состоит из гипотезы и диспозиции (санкции).

Структурные элементы логической нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) в нормах-предписаниях организованы по-другому, т. е. в виде двучленной структуры.

Это связано с существованием двух основных типов норм: регулятивных и охранительных. Регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, охранительные – из диспозиции и санкции. Требует дополнительных пояснений диспозиция охранительной нормы. В диспозиции охранительной нормы формулируются признаки правонарушения, и, казалось бы, первый элемент охранительной нормы следует именовать гипотезой, поскольку правонарушение – это жизненное обстоятельство, юридический факт, условие действия охранительной нормы. Вместе с тем охранительная норма в своей первой части содержит запрет, она указывает на действия, которые запрещены под страхом наказания. Именно поэтому первая часть охранительной нормы называется диспозицией.



Что еще почитать