Пожарный автомобиль предназначенный для эвакуации людей. Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

По статистике самый опасный момент для людей при пожаре – его последствия. Продукты горения, обвалы перекрытий и подобное наносят основной ущерб здоровью. Поэтому в таких ситуациях целесообразно применять технику особой конструкции и назначения. Специальные пожарные автомобили, прежде всего, рассчитаны на спасание людей.

Виды специальной техники

Специальные пожарные автомобили перевозят личный состав и оснащены пожарной техникой, но основное в них – специальные средства и установки. В большинстве таких автомобилей есть цистерны, баки для огнетушащих веществ и необходимые для них коммуникации.

Надстройки размещают на шасси грузового транспорта, так как вес оборудования предполагает надежную и устойчивую опору.

Специальные автомобили должны обеспечивать:

  • удаление продуктов горения;
  • работы на высоте;
  • освещение;
  • разборка строительных конструкций;
  • обеспечение доступа к очагам возгораний;
  • эвакуация людей;
  • первая помощь пострадавшим.

Это не полный перечень, но главные функции для обеспечения работы пожарной охраны в нем отображены. В зависимости от оснащения и способов применения специальные автомобили делят на несколько групп.

Как и основные пожарные автомобили, они бывают легкие, средние и тяжелые. Большинство таких автомобилей универсальны и работают на жилых, общественных и объектах промышленности. Закрепляются за подразделениями пожарной охраны или формированиями Министерства чрезвычайных ситуаций.

Требования к экстерьеру совпадают с другими видами пожарных автомобилей и техники. Для этого используют 2 цвета – красный и белый. >Главная задача специальных автомобилей – оперативное реагирование и выполнение работ, от основных автомобилей их можно отличить по оснащению.

АЛ

— это автомобили на шасси с большой грузоподъемностью, высокой проходимостью и увеличенной колесной базой. Такое конструкторское решение позволяет использовать их в городских условиях и за их пределами. Однако автолестницы должны нормально перемещаться в населенных пунктах с плотной застройкой, потому что именно в таких местах пожары в высотных зданиях возникают часто.

Основное оборудование – закрепленная лестница поворотного типа, которая выдвигается. Она позволяет доставлять пожарных и средства огнетушения на высоту, проводить эвакуацию и спасательные работы.

Иногда ее используют в качестве наблюдательного пункта, для установки оснащения в определенных точках на высоте и закрепления осветительных приборов. Стационарные лестницы могут применяться для перемещения груза.

Автомобили подобной конструкции делят на типы по высоте выдвинутой лестницы . У большинства автолестниц этот показатель – 30 м. Модели оснащают люльками или лифтом, но есть варианты без них.

Лифт предназначен для быстрой эвакуации людей или доставки пожарного оборудования. На лестницах также закрепляют лафетные стволы, если это предусмотрено конструкцией.

АПК

По конструктивному исполнению автоподъемники коленчатые очень похожи на . Идентична база, шасси и неповоротная часть. Вместо лестницы установлена выдвижная стрела. Она может быть поворотной коленчатой либо телескопической.

На крайнем звене стрелы находится платформа (люлька). Существуют ограничения по наклону поверхности, на котором стоит работающий автоподъемник – не более 3º. Максимальная скорость ветра при этом до 10 м/с.

Автоподъемники такого типа доставляют груз из средств и веществ огнетушения, пожарных к месту возгораний или используются для осуществления спасательных мероприятий. Оперативная эвакуация с помощью автоподъемников коленчатых не проводится.

Для управления механизмами предусмотрен пульт, который размещен на платформе или в другом подобном месте. Автоподъемники справляются с грузом более 400 кг веса.

АР

Автомобили рукавные необходимы для прокладки пожарных рукавов, тушения возгораний. Используются как вспомогательная техника совместно с пожарными насосными станциями и другими. В кабине автомобиля рукавного помещается 3 человека.

За ней размещено оборудование и отсеки для него. Проходимость такого автомобиля высокая, так как его часто задействуют для тушения крупных пожаров в труднодоступных местах.

Основная функция – доставка к месту тушения пожарных рукавов, их общая длина в одном автомобиле достигает 2-5 км . В отсеках рукава находятся в свернутом состоянии, на краше надстройки либо по бокам.

Дополнительное преимущество от тяговой мощности – способность вытаскивать застрявший транспорт и технику посредством прочной и длинной лебедки.

ДУ

Автомобили дымоудаления используют для удаления дыма в больших помещениях, в том числе подвальных, в шахтах лифта, лестничных клетках. С помощью вентиляторной установки производится не только проветривание и отсасывание продуктов горения, но и возможно образование воздушно-механической пены для тушения или ограждения пламени.

В кабине перевозится личный состав в количестве нескольких человек. Для образования и передачи пены высокой кратности дополнительно могут применяться пожарные автоцистерны.

Устройство автомобиля дымоудаления рассчитано на работу с газовоздушными смесями больших объемов и высоких температур – свыше 300 °С. Для функционирования вентиляторной установки предусмотрен гидромотор. В пожарной надстройке этого специального автомобиля обустроены отсеки для переносных систем дымоудаления.

ГДЗС

Каждая единица техники с функционалом газодымозащиты закрепляется в соответствующих подразделениях газодымозащитной службы. Автомобиль газодымозащитной службы обеспечивает доставку боевого расчета, оборудования и средств, проведения аварийно-спасательных работ и безопасное тушение пожара.

Используется на объектах нефтехимической отрасли, промышленных заводах и других подобных объектах. Количество автомобилей при подразделении службы зависит от численности населения в конкретном городе или населенном пункте. Это прописано в правилах.

В оснащение пожарного автомобиля газодымозащитной службы входит электрооборудование, осветительные приборы, система управления, силовые установки, пожарно-техническое вооружение.

Обязательно в комплекте присутствуют средства индивидуальной защиты, так как работа проводится в условиях сильной загазованности.

Многие модели оборудованы телескопическими мачтами с осветительными приборами (прожекторами) на них. Автомобили газодымозащитной службы сконструированы на основе шасси высокой проходимости и большой грузоподъемности. Дополнительное оснащение – инструмент для работы со строительными конструкциями (отбойники), электропилы и дымососы.

АСА

Аварийно-спасательные автомобили предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, освещения места, оказания первой медицинской помощи. Их задействуют не только подразделения пожарной охраны, но и спасательные формирования МЧС.

В зависимости от назначения и оснащения бывают легкие, средние и тяжелые. Первые базируются на шасси легковесных моделей транспорта и необходимы для быстрой доставки личного состава и минимального набора оборудования к месту пожара.

Вторые — укомплектованы полностью, а их пожарные надстройки установлены на шасси большой грузоподъемности. В оснащение третьих автомобилей входит дополнительное оборудование для разборки завалов, демонтажа строительных конструкций и их элементов и подъемники.

Аварийно-спасательные автомобили используют также для разведки радиационной обстановки, ликвидации аварийных ситуаций с технологическим оборудованием. В комплект оснащения средних и тяжелых модификаций входят дымососы, радиостанции, осветительное оборудование, лебедки.

АШ

Автомобили штабные базируются на легковых, полугрузовых шасси. Встречаются модели на основе автобусов. Штабные автомобили необходимы для обеспечения полноценной работы штаба пожаротушения и доставки боевого расчета к месту возгораний. Дополнительные функции – радиосвязь с подразделениями и центром службы.

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.
Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерны
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные ПА – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные - АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи - АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м 3 ;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Расшифровка АЦ

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбиниро­ванного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30 (4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20 (4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Пожарная техника как специальная техника, предназначенная для защиты людей и материальных ценностей от опасных факторов пожара. Общая характеристика основных этапов расчета сроков технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей, анализ проблем.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2014

    Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания пожарных автомобилей. Замена пожарного оборудования. Пост технического обслуживания подразделения ГПС. Порядок представления пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание.

    реферат , добавлен 24.02.2012

    Характеристика пожарно-спасательного гарнизона. Состояние и эксплуатация пожарных автомобилей ФГКУ "19 отряд ФПС по Приморскому краю". Анализ пожарной опасности района выезда. Расчет производственных участков зоны технического обслуживания и ремонта.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2017

    Аналитический обзор существующего парка пожарных аварийно-спасательных автомобилей Бобруйского ГРОЧС. Анализ водительского состава. Расчет производственной программы ремонтно-восстановительной части. Расчет и проектирование станции диагностирования.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2016

    Основное назначение пожарного судна - переоборудованного или специально построенного водного средства для тушения пожаров на судах и береговых объектах. Принципиальная схема защитной оросительной системы. Классификация и основные виды пожарных кораблей.

    презентация , добавлен 05.03.2015

    Изучение видов пожарных поездов и их роли в современной системе безопасности железнодорожного транспорта. Предназначения и состав пожарного поезда. Сигналы тревоги опасности на железной дороге. Современные пожарные поезда иностранного производства.

    реферат , добавлен 03.02.2016

    Технические характеристики автомобилей нового поколения MAN TGA. Особенности тормозной системы. Экономичность эксплуатации грузовиков. Архитектура электроники автомобиля. Секция безопасности кабин грузовиков MAN. Оборудование водительского салона.

    Специальные пожарные автомобили

    АЛ - пожарная автолестница;

    АПК - пожарный автоподъемник (коленчатый АПК - с шарнирным соединением колен; телескопический АПК - с телескопическим соединением колен).

    Особенности тушения пожаров в условиях низких температур.

    необходимо:

    Применять на открытых пожарах и при достаточном количестве воды пожарные стволы с большим расходом, ограничивать использование перекрывных стволов и стволов-распылителей;

    Принимать меры к предотвращению образования наледей на путях эвакуации людей и движения личного состава;

    Прокладывать линии из прорезиненных и латексных рукавов больших диаметров, рукавные разветвления по возможности устанавливать внутри зданий, а при наружной установке утеплять их;

    Защищать соединительные головки рукавных линий подручными средствами, в том числе снегом;

    При подаче воды из водоемов или пожарных гидрантов сначала подать воду из насоса в свободный патрубок и только при устойчивой работе насоса подать воду в рукавную линию;

    Прокладывать сухие резервные рукавные линии;

    В случае уменьшения расходов воды подогревать ее в насосе, увеличивая число оборотов двигателя;

    Избегать перекрытия пожарных стволов и рукавных разветвлений, не допускать выключения насосов;

    При замене и уборке пожарных рукавов, наращивании линий подачу воды не прекращать, а указанные работы проводить со стороны ствола, уменьшив напор;

    Определять места заправки горячей водой и при необходимости заправить ею цистерны;

    Замерзшие соединительные головки, рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами (замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами и факелами);

    Подготавливать места для обогрева участников тушения и спасаемых и сосредотачивать в этих местах резерв боевой одежды для личного состава;

    Избегать крепления на пожарных лестницах и вблизи них рукавных линий, не допускать обливания лестниц водой;

    Не допускать излишнего пролива воды по лестничным клеткам.

    Системы пожарной сигнализации. Структурная схема систем пожарной сигнализации (СПС) объекта. Нормативные документы, регламентирующие применение, проектирование и приемку в эксплуатацию СПС.

    Системы пожарной сигнализации представляют собой комплекс технических средств, служащих для своевременного обнаружения возгорания в помещениях.

    Система пожарной сигнализации могут быть установлены как на малых, так и на больших объектах, возможна также интеграция с другими системами.

    В идеале любое помещение должно быть оборудовано пожарной сигнализацией, работающей круглые сутки. Она поможет вовремя обнаружить возгорание, уничтожить его очаг, подаст сигнал к эвакуации людей, что является особо важным в образовательных учреждениях.


    Особенностью системы пожарной сигнализации является возможность ее автоматического переключения на питание от аккумулятора при отключении в доме электричества. Автоматически же происходит и подзарядка аккумулятора.

    Важной частью пожарной сигнализации являются специальные датчики. Обычно применяются детекторы температуры и наличия дыма и газов.

    Существуют простые модели датчиков, например пороговые неадресные, с помощью которых трудно точно определить место возгорания, а также более сложные. Так аналоговые адресные извещатели снабжены индивидуальными адресами, по которым система быстро находит источник пожара. Обычно аналоговые извещатели используются для улавливания дыма и контроля за температурой в помещении.

    Дымоуловители делятся на ионизирующие и оптические. Оба типа датчиков реагируют на появление в охраняемом помещении дыма и определяют его концентрацию. Оптический прибор действует с помощью рассеянного инфракрасного излучения, а ионизирующий использует ионизационную камеру.

    СПС могут быть следующих типов: объектовая СПС; автономная охранно-пожарная система; централизованная охранно-пожарная система;

    СПС в комплексе с системами противопожарной защиты объекта и интегрированной системой объекта.

    На рис 1 представлена объектовая система пожарной сигнализации. Пожарные извещатели (ПИ) размещаются в защищаемых помещениях, приемно-контрольный прибор (ПКП) в помещении диспетчерской.

    Сообщение принимает оператор, который в соответствии с инструкцией передает их на ЦППС (или в случае неисправности СПС в организацию технического обслуживания). Вызов с ЦППС поступает в пожарную часть, которая выезжает на тушение пожара.

    Таким образом, система замыкается через несколько профессионально подготовленных людей (диспетчер на объекте, диспетчер на ЦППС и диспетчер в ВПЧ). Эффективность системы достаточно высокая, но зависит от степени профессиональной подготовки людей, поэтому постоянно требуется тренировка и переподготовка (особенно диспетчера объекта) людей по соответствующей программе действий при получении сообщений СПС.

    На рис. 2. представлена автономная охранно-пожарная система. Пожарные и охранные извещатели подключаются к охранно-пожарному ПКП, который при срабатывании выдает сигнал на световой и звуковой оповещатели, размещенные за пределами охраняемого помещения. Тревожные сигналы воспринимают люди, находящиеся в пределах их досягаемости, и передает по телефону либо в милицию, либо в пожарную охрану. Эффективность такой системы не определенна, т.к. сигнал тревоги может быть не воспринят посторонними людьми и не передан по назначению. Кроме того, нет разделения сигналов охранных и пожарных, что ведет к большой потери времени. С точки зрения эффективности такая система может применяться для небольших объектов, которые размещаются на одной территории и подвергаются постоянному контролю со стороны профессионально подготовленных людей (обходчики, сторожа, работники охраны и т.п.).

    Тогда неопределенность прохождения сигнала тревоги снижается.

    В отличие от автономной централизованная система (ЦС) собирает информацию о состоянии объекта через канал связи (телефонный или радио) на пульт централизованного наблюдения (ПЦН), установленный в пункте охраны. Как правило, ЦС находится в ведении центра "Охрана" МВД. На пункте охраны установлено круглосуточное дежурство, оператор при получении сигнала передает сообщение о пожаре на ЦППС. Таким образом, ЦС имеет замкнутый цикл прохождения информации от извещателя до пожарной охраны.

    Передача информации происходит через специалистов (профессионально подготовленных к информационной деятельности), поэтому задержки времени минимальны, а надежность достаточно высокая, следовательно, эффективность ЦС существенно выше автономной.

    При проведении экспертизы проектов систем автоматической пожарной сигнализации необходимо четко представлять всю структурную схему установки АПС.

    На схеме показываются все шлейфы и линии связи, марка проводов и дополнительных устройств сопряжения, точная маркировка устанавливаемых технических средств и клеммы (колодки) подключения.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями)

    СП 5.13130.2009 СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ. УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

    Если в 3-5-этажном доме выключат свет, или возникнет пожар, то эвакуация людей не займет продолжительного времени и не доставит спасателям непреодолимых сложностей. Что касается высотного здания, то здесь ситуация складывается иначе. Лестничные марши не рассчитаны на передвижение больших групп людей, а пожарные бригады с трудом могут подняться на верхние этажи дома, охваченные пламенем. Применение вертолета зачастую становится невозможным, поскольку машина неспособна эвакуировать достаточное количество жителей в минимальные сроки.

    Дополнительные сложности создает поток разогретого пожаром воздуха, который не позволяет вертолету приблизиться к строению вплотную.

    Неутешительная статистика гласит, что в городских пожарах погибает намного больше людей, чем в ходе боевых действий. За одни лишь сутки в стране происходит не менее 450 пожаров, в которых погибает 30-50 жителей высоток.

    Решение проблемы

    Количество высотных домов ежегодно увеличивается. Это касается не только столичного региона, но и самых отдаленных уголков нашей страны. Насколько опасно покупать квартиры на крайнем этаже дома? К сожалению, не каждый застройщик готов нести существенные расходы на обеспечение пожарной безопасности здания. Зачастую затраты могут достигать 15% от стоимости всего объекта.

    И все же на этапе проектирования инженеры обязательно должны предусмотреть:

    • Пожарные лестницы;
    • Пожарные проходы;
    • Пожарные лифты;
    • Мощные системы дымоудаления;
    • Сигнализацию о возникновении чрезвычайной ситуации.

    Особого внимания заслуживают специальные лестницы, поскольку во многих случаях они превращаются в единственное средство спасения из сложившейся ситуации.

    В большинстве своем они обладают выдвижной конструкцией и монтируются на базе автомобилей большой грузоподъемности.
    Каждая пожарная лестница предназначена для эвакуации жителей квартир, расположенных на верхнем этаже дома, по одному.

    Ассортимент пожарного инвентаря, которым располагают бригады спасателей, различается в зависимости от региона. В столице наиболее часто используется пожарная лестница, которая достает максимальной высоты в 56 метров. До какого этажа она дотягивается?

    При высоте потолков квартиры в 2,6-2,8 метра мы получим ориентировочно 18-й этаж.
    В столичном регионе эксплуатируется менее 5 автомашин, оснащенных инновационным коленчато-телескопическим автогидроподъемником. У такой техники пожарная лестница достает высоты в 90 метров или 27 этажа.

    Собственникам квартир, расположенных выше 27 этажа, остается рассчитывать лишь на своевременное срабатывание систем оповещения о пожаре и автоматики пожаротушения на этаже. В условиях задымления счет уже идет на секунды.

    Сложно предугадать, за какой промежуток времени смогут добраться до места происшествия те спасатели, которые работают на инновационном оборудовании.
    Характерным примером плачевного исхода событий можно назвать пожар на втором Сетуньском переулке Москвы, где пожар охватил несколько квартир на 25 этаже. Ввиду автомобильных заторов, спецтехника прибыла на объект спустя 3 часа. Результатом стала гибель четырех соседей.
    Наибольшую опасность для жильцов несет не само пламя, а окна. Именно оттуда начинают прыгать отчаявшиеся жители, покидая охваченные дымом помещения.

    Разновидности ручных пожарных лестниц

    Чтобы понимать, на какой высоте может оказаться снаряжение спасателей, необходимо рассмотреть существующие типы систем помощи жителям квартир при различных катаклизмах.

    Применяемые сегодня лестницы подразделяют на несколько разновидностей. Ручная пожарная лестница может быть представлена:

    • Штурмовкой;
    • Конструкцией-палкой;
    • Трехколесной системой (выдвижной).

    Каждая пожарная лестница превращается в часть оснащения транспорта, которым пользуются спасатели. Лестницы-палки обеспечивают доступ на первые этажи здания через окно или балкон.

    В развороте она используется в качестве приставной системы, в остальных случаях ее эксплуатируют во внутренней части помещений.
    Конструкция насчитывает восемь ступеней, закрепленных шарнирно. Такая система проходит испытания ежегодно и по окончании каждой ремонтной процедуры.

    Лестница-штурмовка позволяет пожарным достигать квартир, расположенных на верхних этажах. Эта конструкция применима для работы в зданиях с крутым скатом крыш, поскольку имеет небольшой крюк для более надежной фиксации на фасаде дома и элементах ограждений.

    Наиболее часто система применяется в комплексе с выдвижной трехколесной пожарной лестницей.
    Испытания конструкции производятся аналогично предыдущей разновидности снаряжения.

    При помощи выдвижной лестницы спасатели достигают крыш двухэтажных зданий, попадают в окно или на балкон третьего этажа. Такие системы не только позволяют достать нужной высоты, но и упрощают подъем снаряжения и спасательного оборудования на балкон дома. Конструкция включает в себя три металлических колена, изготовленные из однотипного профиля. Испытания выдвижных лестниц проводят ежегодно. Аналогичные испытания организуют для конструкций, которые подвергались ремонтным работам.

    Испытания любых пожарных лестниц должны проводиться не реже одного раза в год. Системы, которые провалили испытания, не могут быть использованы в дальнейшей работе.

    Прочие разновидности лестницы

    Использование специфических пожарных лестниц - это отличный выход для обеспечения эвакуации жителей квартир верхних этажей здания. В некоторых случаях единственным способом сохранить жизни людей становится применение веревочных систем. В их комплект входит карабин, чехол, молоток (чтобы разбить стекло). Подобную систему можно спускать с крыш, крепить на балкон, элементы ограждений или оконный проем.

    Навесные спасательные противопожарные лестницы - это выход для самостоятельной эвакуации жителей квартир через балкон или окно до прибытия наряда пожарных.

    Требования к лестницам

    Каждая пожарная лестница должна быть безопасной, поэтому предусматривает наличие ограждений. Каждый вид ограждений обеспечивает профилактику падения жителей квартир со значительной высоты. Испытания самих лестниц и ограждений являются предметом повышенного внимания, поскольку от их исправности зависят жизни людей. Испытания могут проводить лишь эксперты, у которых есть соответствующая лицензия. Первым делом они проверяют наличие ограждений на элементах скатных крыш.

    Понадобится не только лицензия, но и специальный измерительный инструмент. Оборудование должно определять нагрузки, возлагаемые на элементы ограждений и лестничные марши.

    Испытания ограждений подразумевают:

    • Визуальный анализ с целью поиска возможных дефектов;
    • Оценку качества антикоррозийного покрытия и целостности сварных соединений ограждений;
    • Проведение динамических проверок участков ограждений и лестницы на показатель прочности.

    В отношении ограждений любой пожарной лестницы испытания проводят ежегодно, поскольку подобные конструкции предназначены для продолжительного использования. В ходе испытания эксперты должны определить, сможет ли лестница достать до окон квартир, крыш и других элементов здания, имеет ли она достаточную прочность и надежность. Исследование ограждений и лестничных маршей должны подтвердить, что элементы конструкции способны выдержать вес пожарного расчета.

    Мастера, у которых получена лицензия на проведение работ, используют ручную лебедку и измерительный прибор, способный создавать нагрузку. Усилие должно быть приложено к конструктивным элементам лестницы, которые при эксплуатации находятся в наиболее суровых условиях. В ходе исследований эксперты нагружают:

    • Центральную часть ступеней;
    • Точки крепления элементов ограждений;
    • Все точки самих ограждений;
    • Центральные элементы марша наклонных конструкций.

    Каждую ступень проверяют на соответствие нормативным требованиям. Если исполнитель работ нарушает предусмотренный регламент испытаний или искажает данные, его лицензия будет отозвана.

    Помимо ограждений, тщательной проверке подвергают выдвижные элементы конструкций. Выдвижение колен и элементов лестничной конструкции должно быть плавным. Рывки и заедания недопустимы. За их отсутствием наблюдает член исследовательской бригады. Полученная экспертом лицензия является главной гарантией высокого качества проводимых работ. При этом следует помнить, что лицензия на испытание пожарных лестниц обладает ограниченным сроком действия.

    Каждая конструкция, провалившая испытания, включается в соответствующий протокол. Документ должен быть зарегистрирован в пожарной части.

    Чтобы проживание на последнем этаже дома было безопасным, не нужно надеяться лишь на оперативную работу спасателей и применение новейших пожарных лестниц. Следует заблаговременно удостовериться в исправной работе противопожарных извещателей и систем автоматического пожаротушения. Невозможно предугадать, как быстро на объект будет доставлена пожарная лестница, способная достать уровня крыш многоэтажки.



Что еще почитать