Череп на пиратском флаге. Флаг пиратский: история и фото

Фантазия разбойников была достаточно приземленной, но богатой, и чуждые вычурности пираты охотно наделяли своих собратьев всевозможными незатейливыми кличками. За прозвищами могли скрываться люди самые разные. Одни предпочитали сохранить в тайне свои подлинные имена, другие — особые любимчики пиратского мира — гордо носили прозвища как почетный титул, а некоторые пираты обладали столь необычными физическими особенностями, что оставить их без внимания было просто невозможно.

Нередко прозвища получали по географическому признаку. Нетрудно понять, откуда родом Гассан Венеииано, знаменитый алжирский корсар XVI в. Легендарный Жан Франсуа Но, известный как Олоне и прославившийся своей жестокостью, родился в местечке Сабль д"Олон. Прозвища Пьера Пикардийца, Мигеля Ле Баска, Рока Бразильца или Бартоломео Португальца также выдают их национальную принадлежность или напоминают о странах, с которыми так или иначе были связаны эти люди.

Вряд ли нуждаются в особых пояснениях и прозвища, связанные с физическими особенностями их носителей. Например, Длинный Бен, Пьер Длинный, Красавчик, Тич Черная Борода, два рыжебородых брата Арудж и Хайраддин, вошедшие в историю как Барбаросса I и II. Широко распространено было прозвище Деревянная нога. Знакомый всем пират Джон Сильвер из «Острова сокровищ», возможно, обязан своим появлением известности двух реально существовавших героев пиратских баталий в Испанском Мейне — французу Франсуа Леклерку и голландцу Корнелису Елу. В других случаях фантазия пиратов была изощреннее. Если прозвище флибустьерского главаря Александра Железная рука наводит на мысль, что его носитель обладал всесокрушающим мощным ударом и огромной физической силой, то Пьер Легран (фр. «grand» — «большой», «великий»), вероятно, был просто высоким человеком, а может быть, и обладал великим умом. Некий флибустьер Вест-Индии носил прозвище Крепкозубый, а другой был известен как Легкий На Ногу. Трудно определить, какими качествами прославился пират по прозвищу Попутный Ветер. Вполне может статься, что для своих товарищей он был чем-то вроде талисмана, и его присутствие на корабле сулило нужное направление ветра, а возможно, он заслужил прозвище из-за постоянной готовности поучаствовать в славной драке и лихой попойке. Явно шутливое прозвище было придумано одному известному алжирскому разбойнику — Мертвая Голова. Его абсолютно лысая голова напоминала безводную мертвую пустыню, где не было места живой растительности.

Более замысловатые прозвища давались за особые «отличия». Мир Карибского моря сохранил несколько довольно типичных кличек — например, Проныра или Гроза Приливов. Наибольшую известность приобрело прозвище Истребитель, полученное шевалье де Монбаром за всепоглощающую страсть к истреблению испанцев.

Наконец, были и таинственные прозвища-псевдонимы. К таким относится имя, взятое известным пиратом Генри Эвери, или Джоном Авери. Подлинная фамилия его была Бриджмен, и он происходил из семьи честных законопослушных моряков. Чтобы не запятнать своих родственников, он придумал для себя странное Эвери (англ, «every» — «любой, каждый»). Непросто по такому прозвищу распознать, как же по-настоящему зовут его владельца.

Весьма показателен пример пирата Джеймса Келли. На протяжении своего бурного жизненного пути, наполненного авантюрами и плаваниями, он несколько раз менял имя и либо выступал под собственной фамилией, либо становился Сэмпсоном Маршаллом или Джеймсом Гиллиамом. Невозможно с точностью определить, на каких этапах происходили перевоплощения этого ловкача. Его деятельность на ниве пиратства и приватирства продолжалась почти двадцать лет. Она началась в 1680 году, когда молодой англичанин оставил родную страну и на работорговом судне двинулся к западному побережью Африки. Здесь судно было захвачено пиратами капитана Янки, и Келли решил сделаться разбойником. Несколько лет он грабил в Испанском Мейне, переходя с одного судна на другое. В конце концов он оказался на пиратском корабле Джона Кука. Весной 1683 года судно пришло к берегам Виргинии в залив Чезапик, где был набран экипаж и закуплена провизия. Отметим, что среди новых членов команды оказались знаменитые впоследствии Уильям Дампир и Эмброз Коули, оставившие записки об этом плавании. В апреле корабль Кука отправился в плавание. В Атлантике он перехватил голландское торговое судно. Команде Кука понравились его осадка, крепость, и пираты перебрались на него, прихватив ценный груз (шестьдесят черных невольниц) и оставив голландцу в обмен свое судно. Теперь корабль, на котором поплыл Келли, стал называться «Бечелос Делайт» («Услада холостяка»). Пираты пошли в Тихий океан, но, пройдя мыс Горн, попали в ужасный шторм. После тяжелых испытаний в южных широтах, они наконец выбрались к чилийскому побережью. Здесь они повстречались с другими пиратскими судами, и солидная англо-франко-голландская компания продолжила совместную охоту за испанскими галионами. Никаких особых успехов не было достигнуто, экипажи рассорились, и сообщество развалилось. Келли оказался в группе под командованием Эдварда Дэвиса (Кук к этому времени умер), которая ушла обратно в Карибское море. Здесь Келли направился на Ямайку и принял амнистию Вильгельма I, став приватиром. Однако официальный статус ему вскоре надоел, и он вернулся к пиратству. Захватив шлюп «Даймонд» («Бриллиант»), Келли, уже в качестве капитана, направился в Индийский океан, где и пропал за несколько лет. Предполагают, что он провел немало времени на острове Мадагаскар, а возможно, и находился в плену. Кончилось тем, что Келли, под именем Маршалла, с экипажем известного Роберта Каллифорда пришел на остров Сен-Мари. Здесь он встретился с капитаном Киддом и вернулся с ним в Вест-Индию, но уже под именем Джеймса Гиллиама. Но Келли не остался в Америке, а, возвратившись в Англию, поселился в Лондоне со своей семьей. Он умер как респектабельный господин, окруженный любовью и уважением.

Какими бы причинами ни руководствовались авторы прозвищ, все прозвища несли определенную психологическую нагрузку, придавая пиратской жизни загадочность, необычность. Порой эти клички превращались в своеобразные визитные карточки, от которых потенциальные жертвы их владельцев содрогались от страха.

* * *

Важную роль психологического воздействия на противника играли названия пиратских судов. Исследователь морского разбоя М. Редикер, проанализировав названия сорока четырех пиратских кораблей, установил: в восьми случаях (18,2%) упоминалась слово «месть» (вспомним знаменитый бриг Тича «Месть королевы Анны» или судно Стеда Боннета «Месть»), в семи (15,9%) присутствует слово «бродяга» («ranger») или «скиталец» («rover»), в пяти случаях название судна упоминает о королевской власти .

Самым знаменитым символом пиратства является зловещий флаг «Веселый Роджер» («Jolly Rodger»). Его впервые зафиксировал «Oxford English Dictionary» в 1724 году. Он получил очень широкое распространение и был известен в различных вариантах. На черном поле помещался излюбленный знак морских разбойников — череп с перекрещенными костями или целый скелет в полный рост. Использовалась различная атрибутика морской жизни, вооружение и другие предметы, в зависимости от фантазии и пристрастий команды. В большинстве случаев это было оружие — от абордажных клинков и шпаг до ножей и стрел. Так, например, над кораблем капитана Спригсса развевался черный флаг, в середине которого был изображен белый скелет. В одной руке он зажал стрелу, пронзающую сердце, с которого стекали три капли крови, в другой находились песочные часы, указывающие встретившемуся кораблю, что смертный час пробил. Ранее такой же флаг, но под названием «Старый Роджер», был зафиксирован у пирата Джона Куэлча, пришедшего в Бразилию в 1703 году. У Бартоломью Робертса жуткий скелет стоял на двух черепах, под которым были выведены буквы «АВН» и «АМН» . Конечно, власти островов Барбадос и Мартиника, заклятые враги Робертса, зная про эти буквы под мертвыми головами, не могли забыть об особой «привязанности» разбойника к их владениям.

Известен рапорт о черном флаге со скелетом, который держит в одной руке чашу пунша, а в другой — шпагу. Иногда цвета варьировались, и тогда черный скелет выступал на белом поле.

С «Веселым Роджером» связано немало спорных вопросов. Во-первых, известно, что это название было не единственным для пиратских флагов. Применялись и «Черный Флаг», и «Роджер», и уже упоминавшийся «Старый Роджер». Во-вторых , цвет пиратского флага далеко не всегда был черным . Собственно, первое упоминание о черном цвете относится лишь к 1700 году, и такой фон имел флаг французского пирата Эммануэля Дюна.

Ранее же черный цвет (равно как и черные платки) широко использовали испанские пираты. В одном из правил, определяющих порядок оформления катафалков для похорон испанского короля, записано: «Не следует ни на вершине, ни на одном из этажей траурной башни вывешивать черный флаг. Несмотря на то, что он является знаком и цветом короля, этот флаг опозорен (разрядка наша), как флаг, употребляющийся на пиратских кораблях. Поэтому надлежит ограничиться флагом темно-фиолетовым или кардинальским пурпуром».

Возможно, испанские разбойники издевались не только над монархом — черный цвет носили и флаги испанских военных эскадр (в том числе они были и на «Непобедимой Армаде»). Кроме того, черный костюм испанского аристократа служил отличительным признаком принадлежности к высшим классам и знаком «высокой моды» XVI в. Нет ничего удивительного, что пиратам захотелось «приобщиться» к высшему свету.

Однако излюбленным у бандитов (особенно англичан и французов) был красный, или кровавый, флаг, цвет которого, по-видимому, символизировал кровопролитие, готовность выбросившего этот флаг пролить кровь и находиться в постоянной боевой готовности. Не случайно красный флаг был сигналом опасности, возвещал тревогу и стал впоследствии флагом восстаний. В судовом журнале капитана Массерси приводится рассказ о том, как отряд флибустьеров повстречался на дороге к городу Капоне в Западной Мексике с индейцами, находящимися на стороне испанцев: «Когда они увидели нас, то испугались… Мы сразу же спустили белый флаг и подняли красный с черепом и скрещенными костями белого цвета». Вспомним и знаменитое наступление 1680 года на Панаму Первой Тихоокеанской волны буканьеров. Пять отрядов из семи шли под красными флагами: авангард (первый отряд) капитана Бартоломью Шарпа под красным флагом с белыми и зелеными лентами; главные силы — второй отряд Ричарда Соукинса под красным флагом с желтыми полосами, третий и четвертый отряды (команды Питера Харриса) под зелеными флагами, пятый и шестой отряды под красными флагами; арьергард (седьмой отряд) Эдмонда Кука под красным флагом с желтой полосой, изображением обнаженной руки и меча.

Красный флаг разбойников повторял кровавый боевой флаг военных флотов. Приказом № 1 лорда Адмиралтейства в 1596 году было установлено «на время ведения боя поднимать вместо постоянного носового флага боевой флаг красного цвета». В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» герой вспоминает одно столкновение с противником и рассказывает, что вначале на его корабле был поднят белый флаг переговоров, а с началом сражения на мачте взвился красный флаг. Близким к красному был и светло-оранжевый цвет, в который было выкрашено полотнище Тича Черной Бороды.

Заметим, что в XVII в. морские разбойники предпочитали плавать под своим национальным флагом или пользовались флагом того государства, которое предоставило им каперскую лицензию. Но уж если при встрече с противником на мачте взмывало кровавое знамя, то его появление говорило о том, что пощады никому не будет (то же и на суше). Бескомпромиссный, тотально враждебный характер красного флага был зафиксирован свидетелями. Так, капитан Ричард Хоукинс, захваченный пиратами в 1724 году, рассказывал, что если пираты сражаются под «Веселым Роджером», они как бы дают возможность намеченной жертве поразмыслить, стоит ли сопротивляться, и готовы принять добровольную сдачу, но уж если появляется красный флаг, значит, дело дошло до крайней точки, и схватка предстоит не на жизнь, а на смерть. Ту же функцию кровавый флаг играл, например, у Эвери. Этот грабитель плавал под крестом Св. Георга, используя собственную символику — четыре серебряных шеврона на красном поле. Появление этого флага означало, что Эвери готов вступить в переговоры о сдаче, но когда на флагшток взлетал простой красный флаг, экипажу купеческого судна следовало готовиться к рукопашной. Возможно, что черный флаг, используемый, как и красный, с целью устрашить противника, нес в себе некий миролюбивый подтекст. Символика выбора могла опираться на то, что черный цвет считался цветом траура, скорби и смерти, в то время как красный рассматривался как цвет восстания и мятежа, знак беспощадной войны и смерти.

В-третьих, остается открытым вопрос о происхождении самого названия «Веселый Роджер». Если это связано со свирепым оскалом черепа, то вполне вероятно, что пираты («в шутку») могли назвать этого жуткого монстра «веселым». Но при чем здесь Роджер? Исследователь Патрик Прингл предложил несколько объяснений. Одно из них отмечает то обстоятельство, что французские флибустьеры и буканьеры называли красный флаг «joli rouge». Произнося первое слово, пираты нарочито акцентировали конечную гласную, добавляя призвук «е». Английские флибустьеры привнесли свое прочтение в название, и в ходе эволюции «joli» превратился в «jolly», a «rouge» стал «Roger». Причем все это соединилось воедино в черном флаге. По другой версии, термин получил происхождение в зоне Индийского океана. Предводитель местных пиратов, плававших под красными флагами, имел титул Али Раджа (Аli Raja). Он назывался «королем моря». У пришедших сюда англичан слово «Raja» превратилось в «Roger», a Ali стал принадлежностью любого Роджера — Ally, Old или Jolly. Впрочем, возможно, что английское «rоgеr» этимологически связано со словом «rogue» («жулик», «бродяга») и обозначало начало независимой бродяжнической жизни.

Что же касается черепа, то его появление на флаге, по-видимому, уходит в историю распространения и применения этого знака как символа смерти. И это вовсе не было изобретением пиратов. Череп как эмблема смерти был принят уже давно и распространился в европейских армиях XVI в. Капитаны же торговых судов применяли череп с костями при записях в судовых журналах, констатируя смерть кого-либо из членов экипажа.

* * *

Особый колорит пиратству придавало использование символов и атрибутов «личного характера», без которых невозможно представить разбойничий мир моря. Можно ли говорить о моряке и не сказать о татуировке? Морские знаки, талисманы, символы, таинственные письмена, буквы — изощренная фантазия подсказывала тысячи и тысячи различных вариаций. На портовых улочках Старого и Нового Света, Ост-Индии моряки находили специальные «салоны», где мастера наносили татуировки, позволявшие их владельцам не только красоваться перед другими членами команды, но и… скрываться от правосудия. Дело в том, что татуировка — признак принадлежности к морской касте, помимо эстетического, психологического подтекста, несла дополнительную функцию: с ее помощью разбойники прятали вечные, несмываемые следы правосудия — «стигмат позора» (по определению кардинала де Ришелье), клеймо. Наносимые раскаленным железом лилии и короны стереть и уничтожить было невозможно — и тогда преступники прятали их среди множества татуировок и рисунков (черепа, скелеты с косами, сабли, ножи, кресты, монограммы Христа, Мадонна), наносимых на плечи и предплечья .

Приведем несколько примеров таких «заретушированных» клейм.

Рис. 1 — 3 иллюстрируют варианты сокрытия знаков французского правосудия — лилий Бурбонов. На рис. 1 «царственный» цветок прикрыт пучком молний, олицетворяющих бесстрашие и могущество (XVII в.). Клеймо на левом плече (вторая четверть XVIII в.) спрятано: на рис. 2 — нанесенными черепами; на рис. 3 — изображением обнаженной красавицы. На рис. 4а — 4б показана трансформация, которую претерпело клеймо испанской инквизиции (буква «Р», от «praedo» (лат.) — «разбойник», «пират», «грабитель», увенчанная знаком королевской короны), выжигаемое на правой стороне груди, — полученная печальная композиция состоит из виселицы с повешенным и сидящей на ней птицей.

Любопытнейший образец демонстрирует татуировка на рис. 5 — испанское клеймо (старый герб королевства Кастилия), дополненное в нижней части якорем, превратилось в герб XVII в. испанского Адмиралтейства. На рис. 6 и 7 изображены характерные татуировки морских разбойников XVII — XVIII вв. В первом случае (рис. 6) — это татуировка, приносящая удачу (роза ветров, сердце, якорь и два магических треугольника); во втором (рис. 7) — татуировка, сулящая удачу (солнце над кораблем).

Надежду на фортуну, богатую добычу, счастливое плавание и удачу в бою любой разбойник, не слишком образованный, суеверный человек, связывал также с наличием амулетов, различных талисманов, священных тотемов и отправлением магических культов. Известно испытание — своеобразный обряд посвящения, инициации, — которое Тич Черная Борода проводил для новых членов команды. Их помещали в тесное помещение (как правило, в трюм) и окуривали серой, выясняя, по тому времени, которое матрос мог выдержать, сколь «силен» новоприбывший. Можно вспомнить и чарующее действо «лунных заточек» — заточек холодного оружия о лунный свет, происходившее обычно накануне военных походов. Одурманенные наркотическими зельями (чаще всего использовался «пейотль» — наркотическое вещество, добываемое из кактуса) разбойники с обнаженными клинками собирались в круг и ждали восхода луны; когда свет падал на оружие, они наносили друг другу легкие раны и не стирали кровь с лезвия. Широко распространены были и запреты, основанные на суеверных представлениях, — плевать за борт во время плавания, сбривать или подстригать волосы во время похода, брать еду и питье левой рукой.

В том же ряду стоят и амулеты, неразделимо связанные с морским разбойным промыслом. Число их бесконечно. Вот несколько примеров (XVI — XVIII вв.):

1) Амулет, предохраняющий от предательского выстрела. Сделан из свинцовой пули, расплющенной о панцирь или металлическую часть такелажа: ее оправляли в серебро или в золото и носили на шейной цепочке.

2) Астрологический, с гороскопом владельца.

3) Амулет, гарантирующий счастливое возвращение домой, — медвежий зуб (знак земли).

4) Навигационный амулет, обещающий хорошее плавание, — якорь Нептуна.

5) Амулет дружественных духов — лавовый кружок с геральдическими и астрологическими знаками и буквами.

6) Амулет, предохраняющий от индейских и негритянских чар, — нефритовая черепаха со знаком креста; носилась на шнурке, сплетенном из конского волоса (старинный амулет конкистадоров).

7) Амулет от колдовства, обмана и злых чар — цыганский амулет в форме цехина.

8) Амулет, обеспечивающий победу в бою, — боевой топорик с магической пентаграммой.

9) Амулет безопасности плавания в Южном полушарии — скорлупа моллюска с выжженными знаками Луны и Южного креста.

10) Амулет, снимающий колдовство, распространенный в Средиземноморье.

11) Амулет, гарантирующий верность жены и удачу в любовных приключениях, — пучок волос черного козла.

12) Амулет от ранений и смерти от огнестрельного оружия — лук с тетивой (должна быть сплетена из волос павшего в бою).

13) Амулет, приносящий горе врагу, — кусочек коралла в форме человеческой головы (нельзя было обрабатывать материал).

  1. Амулет, предохраняющий от мщения убитых, — череп со знаками зодиака владельца (на рис. — Рыбы) и острием, символизирующим ранение.

15) Амулет, обеспечивающий победу в перестрелке, — огненный меч.

16) Амулет безопасности — фигурка дьявола, вырезанная из кусочка черного дерева.

Назовем еще несколько магических талисманов и амулетов. Обломок холодного оружия (ножа, кинжала, стилета, рапиры и т. д.), извлеченный из раны, гарантировал победу в бою (его носили в кожаном кармашке у пояса). У йеменских пиратов был распространен талисман в форме «руки фатьмы» (любопытно, что в Марокко это был женский талисман), у мавританских пиратов — клыки льва, у алжирских пиратов — уши леопарда.

В заключение вспомним еще один амулет, на наш взгляд, ярко характеризующий специфический характер пиратского сообщества. Это так называемый побратимский амулет. Пираты-побратимы, сделав надрезы на левом предплечье, собирали несколько капель крови в сосудики, изготовленные из выдолбленного кактуса, и добавляли в них немного земли с того места, где происходила вся процедура. Сосудики покрывали воском, и «братья» обменивались талисманами. Если когда-нибудь один из них получал такой сосудик, он должен был бросить все свои дела и идти на помощь другу-побратиму.

Мрачная символика была средством, с помощью которого разбойники устрашали свои жертвы. Флаг смерти, мести, свирепости и обреченности, развеваясь над морями, бросал вызов всему миру. Подобная атрибутика была неотъемлемой частью пиратского мира, мира самостоятельного, осмелившегося бросить вызов цивилизованному обществу. Пиратство как обособленная система, пытаясь замкнуться на собственной исключительности, превратилась в общество обреченных людей, объединенных непривычными для цивилизации отношениями. Дикость, свирепость, жестокость и обреченность этих изгоев соединялись с осознанием ими своей преступной исключительности, некоей избранности людей, пошедших против принятых законов породившего их общества. И, понимая это, цивилизованный, добропорядочный мир объявил грабителям безжалостную войну: трупы повешенных на перекрестках дорог и на набережных усугубляли мрачную тональность пиратского промысла, напоминая о непримиримом противостоянии двух миров.

Мир преисподней темным призраком поднимался над морями. Он нес предупреждение о том, какая роковая разрушительная сила затаилась в недрах человеческого сообщества. «Защитники справедливости», эти пиратские Робины Гуды, устрашая своих врагов, не принимая «систему», казалось, заведомо обрекали себя на уничтожение. Но сами они смотрели на жизнь другими глазами. Отвергая общество, основанное на знатности и богатстве, пираты рисовали себе принципиально иную картину устройства их замкнутого социума. На пиратских кораблях, в разбойничьих поселениях царствовали свои порядки. Взяв на себя миссию мщения за несправедливость, пираты не ограничились призывами к разрушению. Пиратский корабль стал символическим котлом, в котором вываривался особый общественный продукт, своего рода попытка воздвигнуть общество социальной альтернативы. Его составляющими стали демократические принципы народовластия и уравнительные идеи распределения собственности. Над новым сооружением взвился белый флаг Либерталии.

Либерталия

Белый флаг чистоты и свободы с надписью «За Бога и свободу» впервые взвился над французским кораблем «Виктуар» («Победа»). Произошло это в начале 90-х годов XVII в. во время Войны Франции против Аугсбургской лиги. В сражении с английским приватирским судном «Винчестер» в районе Мартиники «Виктуар» одержал верх.

За победу была заплачена высокая цена — погибли почти все офицеры и около половины экипажа. Остался в живых лишь один офицер-дворянин из Прованса лейтенант Миссон. Со своим приятелем, молодым итальянским монахом-расстригой Караччиоли, он обратился к матросам с предложением стать пиратами. Но это будет не простой грабеж, говорил бунтовщик, интеллектуал Миссон, мы понесем по миру свет идей равенства, людского братства и избавим человечество от власти золота. Ему вторил Караччиоли: «Мы не пираты. Мы, свободные люди, боремся за право человека жить по законам Бога и природы. У нас нет ничего общего с пиратами, кроме того, что мы ищем счастья на море». Ошеломленные матросы согласились. Пиратский корабль направился в освободительный вояж. На судах, которые разбойники захватывали по пути, не могли прийти в себя от изумления. Пираты не «грабили», а лишь забирали необходимые им снаряжение и продовольствие. Золото, найденное на захваченных судах, шло в казну будущего государства. Серьезно пострадало лишь голландское судно с грузом рабов — невольников из Африки. Все захваченные ценности были разделены поровну, освобожденных негров объявили свободными, переодели в платье убитых голландцев и доставили на родину. Всех недовольных странными порядками пираты отпускали восвояси. Долго странствовал корабль свободы в Атлантике и Индийском океане, пока в 1694 году не вошел в безлюдную пустынную бухту Диего-Суарес, расположенную На северо-восточной оконечности острова Мадагаскар. На скалистых берегах залива пираты построили селение и объявили о новоявленной республике справедливости Либерталии (Стране свободы). Мир равных людей, расовое равенство, справедливое устройство общества, в котором «сильный не будет забивать слабого» — такими «разумными законами» руководствовались его творцы. Свободный город отправлял свои корабли в океан и приглашал всех пиратов идти в царство справедливости. Призывы из Либерталии не оставались без ответа. Так, экипаж пирата Кидда бросил своего капитана и отправился на Мадагаскар. Одним из лидеров нового государства стал карибский пират Томас Тью, прибывший в город Свободы со своим кораблем.

Жители Либерталии именовали себя либеры. Была отменена частная собственность. Город имел общую казну, пополняемую за счет пиратства. Отсюда черпались средства, необходимые для освоения окружающей местности, городского строительства и обеспечения нетрудоспособных. Деньги не имели хождения. В соответствии с легендой, гражданство Либерталии предоставлялось вне зависимости от национальной и расовой принадлежности. Здесь жили в равных условиях и англичане, и голландцы, и французы, и африканцы, и арабы. Были запрещены азартные игры, пьянство, ругань и драки. Управлял городом Совет старейшин, переизбираемый раз в три года. Во главе государства был поставлен Хранитель — Миссон, государственным секретарем выбрали Караччиоли, а великим адмиралом, командующим военно-морскими силами Республики, — Тью. «Флибустьерская республика равенства» постепенно закреплялась на острове. Было отбито нападение португальской эскадры, материальное благосостояние города росло за счет удачных грабежей и успешной колонизации окрестностей. Однако прекрасной мечте пришел конец, когда флот Либерталии во главе с Миссоном отправился в очередной рейд. Воинственные местные племена внезапно напали на город, разграбили его, захватили казну и перерезали всех жителей, оставив на месте коммуны дымящиеся развалины. Лишь горстка либеров сумела улизнуть и, уплыв на маленьком боте, добралась до эскадры и рассказала о катастрофе. Миссон и Тью (Караччиоли погиб при нападении на Либерталию) отправились в Америку, чтобы все начать сызнова. Но по дороге их корабли разлучились. Шлюп Миссона разбился у мыса Доброй Надежды, и вся команда утонула. Тью плавал еще несколько лет и был известной фигурой в мире пиратского бизнеса. О том, как закончилась его жизнь, доподлинно мы не знаем — по одной версии, он погиб у берегов Аравии в бою с кораблем Великого Могола, по другой — был повешен англичанами.

Историю об утопической пиратской республике Либерталии поведал нам загадочный капитан Джонсон. Неизвестно, что легло в основу легенды о пиратском государстве, — талантливая мистификация, навеянная социальными проблемами и надеждами на обновление человеческой цивилизации, или реальные события, приведшие к созданию общества, казалось, воплотившего идеалы справедливости и равенства. Так или иначе, но принципы пиратства, представления морских разбойников о социальном идеале вполне могли обернуться попыткой создать подобное «общество гармонии».

Морскими путями пролегала дорога из общества неравенства и частной собственности — «преступного общества» — к обществу преступников, врагов правящих добропорядочными людьми законов. Несправедливость современной цивилизации толкала тысячи искателей приключений на поиски «правды». Разбойное пиратство под черным флагом устрашения превратилось в жуткое пугало для всего мира. Но стал ли белый флаг разбойников-мстителей предостережением для мира частной собственности?

Д. Н. Копелев

Из книги «Золотая эпоха морского разбоя»

Примечания

В других случаях использовались: географические названия («Ланкастер»), женские имена («Мэри Энн»), названия животных («Блэк Робин» — «Черная малиновка») и т.д. Любопытно и упоминание холостяцкой жизни — уже встречавшийся нам ранее «Бечелос Делайт» («Услада холостяка») и «Бечелос Эдвенче» («Холостяцкая авантюра»). В этом нет ничего странного, так как у большинства пиратов не сложилась личная жизнь. Десятки пиратских судов с подобными названиями не оставляли торговцам никаких надежд на безнаказанность. Свирепые предупреждения, несущиеся с бортов пиратских кораблей, превращали океан в настоящий ад, населенный мрачными мстителями.

АВН (A Barbadians Head — Голова барбадосца; АМН (A Martinician Head) — Голова мартиниканца.

В вопросе о происхождении черных флагов у исследователей также нет единства. Вряд ли это связано с черными парусами корабля Тесея, возвращавшегося с Крита после победы над Минотавром, — сомнительно, что пираты изучали древнегреческие мифы и знали секрет договоренности героя с царем Афин. Вероятнее всего, на наш взгляд, предположение, что черный цвет позволял разбойникам маскироваться в пасмурную погоду и в ночное время.

В XVII в. чиновники Французского королевства сталкивались с ситуациями, когда клеймо было просто некуда ставить — все тело приговоренного было покрыто замысловатыми орнаментами и татуировками. Не случайно они раздумывали, не ставить ли клеймо на лбу. Справедливости ради подчеркнем, что в Московском государстве подобная проблема перед правосудием не стояла, и заклейменный преступник всегда обнаруживал себя, когда «бил челом» (снимал шапку).

Происхождение пиратского флага неизвестно, но его историю можно проследить.

Флаги использовались для того, чтобы запугать противника, дизайн флага подчинялся прежде всего этой цели. Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективный в сочетании с репутацией, которую вскоре приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя.

Известные пираты часто пользовались уникальными флагами, что было особенно эффективно. Так, Бартоломью Робертс враждебно относился к колониям Барбадос и Мартиника. Поэтому, появляясь в виду этих островов, он поднимал флаг, на котором изображался пират, стоящий на двух черепах. Пират, по-видимому, означал самого Робертса, а под черепами стояли буквы: ABH (A Barbadian’s Head - «череп барбадосца») и АМН (A MartiniquarTs Head -«череп мартиникца»). Угроза была слишком очевидной, и корабли с этих двух островов сдавались без боя.

Определить противника в море всегда было трудной задачей. В XVI веке королевские корабли обычно несли опознавательные знаки на главных парусах (английские корабли - розу Тюдоров, испанские корабли - католический крест). Но правительственные корабли обычно действовали в составе эскадр или флотов. Начиная с позднего средневековья, для указания на свою принадлежность стали использоваться флаги. На протяжении XVII-XVIII вв. государственная символика стабилизировалась, и были изданы альбомы, в которых изображались все действующие на этот момент флаги.

В море, определив флаг корабля, можно было определить его государственную принадлежность, после чего становилось понятным, кто это - друг или враг. Но флаг не давал полной гарантии. Пираты и каперы, а случалось, что и военные корабли, часто поднимали чужие государственные флаги, чтобы иметь возможность спокойно приблизиться к противнику. Сблизившись с противником, корабль поднимал свой настоящий флаг, что по морским законам того времени давало основания начать бой. Поэтому, наиболее разумным подходом было считать все встречающиеся на пути корабли вражескими, особенно во время войны.

Каперы несли государственный флаг той страны, которая выдала им лицензию (Георгиевский крест для Англии, триколор для Голландии и т.д.). С середины XVII века каперы кроме государственного флага стали поднимать дополнительные символы, указывающие на их каперскую деятельность.

Корабли без национального флага считались пиратскими.

Дизайн ранних каперских флагов нам не известен. Но мы знаем, что в 1694 году английское Адмиралтейство издало закон, обязывающий английских каперов поднимать красный флаг. Красный флаг изображен и на ранних голландских морских гравюрах, но назначение этого флага не указано. В наши дни красный флаг символизирует предупреждение. По-видимому, каперы XVII века также предупреждали противника не оказывать сопротивления. Флаг, введенный в 1694 году Адмиралтейством, получил прозвище The Red Jack («Красный Джек»).

Примерно в то же время появился и другой дизайн пиратского флага. Черное пиратское полотнище в первый раз отмечено в 1697 году. Его поднимали каперы в том случае, если жертва пыталась оказать сопротивление. Поднятие этого флага означало, что никакой пощады противнику больше не будет.

В XVII веке использовались и желтые флаги. Известно, что они означали карантин, но одним этим значением не ограничивались, хотя до нас другие значения желтого флага не дошли.

Таким образом, можно утверждать, что к 1700 году основными типами каперских флагов были красный и черный. В 1714 году война за испанское наследство завершилась, и большинство каперов превратились в пиратов. Они сохранили свои флаги, хотя у пиратов большей популярностью стало пользоваться черное полотнище. Красный цвет продолжал ассоциироваться с каперством вплоть до XIX века.

Американские каперы в XVIII веке поднимали красный флаг с белыми горизонтальными полосами, напоминавший государственный флаг США.

Известное всем название «Веселый Роджер» (Jolly Roger) зафиксировано в письменных источниках того времени. Французское название каперского флага звучало как Jolie Rouge («веселый красный»), которое английскими пиратами было переосмыслено в «Веселого Роджера». Возможно и другое объяснение. В конце XVII века в Англии были приняты так называемые rouge laws - законы против бродяжничества. Поэтому Роджер мог означать «бродяга», «нищий» или «попрошайка». Голландских «морских гёзов», сражавшихся за независимость Голландии в конце XVI века, называли sea beggars - «морские нищие». Это название еще долгое время использовалось для обозначения каперов, действующих в районе Ла-Манша, в первую очередь возле порта Дюнкерк. Веселым Роджером стали называть любой каперский флаг, независимо от того, красный он был или черный. Позднее это же название перенесли и на пиратские флаги.

Первое упоминание о доработанном «Веселом Роджере» относится к 1700 году. В этом году французский капер Эммануил Вюн поднял черный флаг, украшенный белым черепом, скрещенными костями и песочными часами. Возможно, Вюн не был первым, но свидетельств на этот счет не сохранилось. Кроме того, новый флаг мог означать и переход Вюном от каперства к чистому пиратству. Очень быстро появилось еще несколько красных и черных флагов с дополнительными изображениями. Очень быстро подобного рода флаги стали прочно ассоциироваться с пиратами.

Среди пиратской символики наиболее распространенным был череп - символ смерти. Череп часто изображался вместе со скрещенными костями. Череп, как сам по себе, так и в сочетании с костями, служил в XVI-XVII веках напоминанием о смерти и часто изображался на надгробьях на Британских островах. Другими распространенными символами были скелеты, копья, мечи, песочные часы, инициалы, сердца, скрещенные шпаги, крылья и поднятые стаканы.

В эпоху, когда символизм пронизывал искусство и повседневную жизнь, все эта символы были легко узнаваемы и наполнены значениями.

В Европе того времени весьма распространенной была тема танца смерти, означавшая, что никто из живущих не избежит могилы. Эта тема обычно включала изображения костей, черепов и целых скелетов. Поднятый стакан означал тост за смерть. Оружие означало угрозу, исходящую от него, а песочные часы и крылья символизировали собой утекающее (или улетающее) без возврата время. Все эти символы мы можем найти на аллегорических картинах того времени, а также на надгробных памятниках.

Символы часто комбинировались друг с другом. Например, Кристофер Муди, который пиратствовал в районе Каролины в 1717 году, имел на флаге череп и скрещенные кости, меч, а также песочные часы с крыльями. На флаге Эдварда Тича (Черная Борода) был изображен скелет, держащий песочные часы, и копье, направленное на кровоточащее сердце. У Бартоломью Робертса кроме уже упомянутого флага с аббревиатурой АВН/АМН, был флаг, изображающий пирата, держащего песочные часы, и скелет, сжимающий копье. Очевиден фатализм в пиратской символике, одинаково применимый как к самим пиратам, так и к их жертвам.

Пираты могли поднимать и национальные флаги, особенно в том случае, если хотели ввести в заблуждение противника. В 1718 году Чарльз Вейн поднимал на одной мачте английский флаг и черный пиратский флаг на другой. В 1720 году Эдвард Ингленд держал черный флаг на грот-мачте и красный флаг на фок-мачте, а на флагштоке поднимал английский флаг.

Поскольку принадлежность того или иного судна к какому-либо государству редко можно было определить по его внешнему виду, каждый корабль поднимал на грот-мачте государственный флаг. Каперы ходили под флагом страны, патентом которой обладали. Французы поднимали белое полотнище с золотыми лилиями, англичане - сине-бело-красный флаг с перекрещивающимися Георгиевским и Андреевским крестами, но это дозволялось только королевским судам: французские корсары были обязаны ходить под синим флагом с белым крестом с лилиями на концах, а английские - под флагом с одним лишь Георгиевским крестом, красным на белом фоне. Но на практике и в Европе, и в Америке корсары и купцы поднимали королевский флаг, ставший национальным символом. Испанцы поднимали на грот-мачте белый флаг с гербом Австрийского дома Габсбургов; большинство испанских судов в Америке использовали флаг герцогства Бургундия - красный Андреевский крест на белом фоне. Голландцы ходили под трехполосным красно-бело-синим флагом Соединенных провинций. Помимо флага на корме на специальном флагштоке вывешивали вымпел: у французов он был белого цвета или цветов родной провинции корсаров, у англичан - красным с четырьмя белыми квадратами в верхнем левом углу, у голландцев - оранжевым (цвет герцогов Оранских). Большие суда вывешивали основной флаг еще и на бушприте.

Корсар Людовика XIV Клод де Форбен рассказывает в своих мемуарах, как однажды во время рейда он наткнулся на траверзе Малаги на пять кораблей алжирских корсаров. Французы гневно спросили у них, по какому праву они ходят под белым флагом; те заявили в свое оправдание, что это флаг Португалии, а не Франции. Прекрасно понимая, что это ложь, французы всё же были вынуждены их отпустить.


А вот одному английскому контрабандисту, промышлявшему в районе Малых Антильских островов под французским и голландским флагами, не повезло: повстречав на пути французский военный корабль, он поспешил нарисовать на белом полотнище красный Георгиевский крест и поднял его на грот-мачте, но его всё равно арестовали как пирата.

Флагманский корабль обладал собственным прапором, который поднимали на грот-мачте, вице-адмиральский корабль вздымал прапор на фок-мачте, а контр-адмиральский - на бизань-мачте. Использовались также сигнальные флажки; в каждой стране существовал свой сигнальный код, чтобы во время боя противник не мог разгадать маневр, расшифровав «переговоры». Французский король Людовик XIV распорядился, чтобы корабли салютовали друг другу, приспуская и вновь поднимая флаг. Спущенный флаг означал, что судно сдается, поэтому, если капитан собирался сражаться до конца, он мог приказать прибить флаг к мачте гвоздями, чтобы какой-нибудь трус или предатель не мог его спустить.

Корсар, состоявший на королевской службе, был обязан сражаться под флагом своей страны и поднимать его, прежде чем сделать предупредительный выстрел. Тем не менее некоторые корсары, в частности ушлые нормандцы из Фекана, использовали чисто пиратскую уловку: поднимали флаг другой державы, чтобы застигнуть жертву врасплох. Вековая ненависть к англичанам (и королевские «премиальные»: 100 ливров за каждую пушку, захваченную у врага, и 30 ливров за каждого убитого в бою члена вражеского экипажа) считалась в их глазах достаточным оправданием столь «неспортивного» поведения.

В 1551 году французский капитан Полен встретился с испанской эскадрой. Учитывая разницу в силе артиллерии, он пошел на хитрость - приказал поднять на своем корабле флаг Карла V. Кроме того, он сообщил, что везет в Испанию родственницу императора, и потребовал произвести салют из всех орудий. Не подозревая обмана, испанский адмирал приказал салютовать. Не успел рассеяться дым, как Полен со своими судами бросился вперед и взял испанские суда на абордаж, прежде чем испанцы успели перезарядить пушки.

Этот прием переняли и некоторые королевские корсары: поднимать флаг своей страны полагалось непосредственно перед вступлением в бой, а обмануть врага, что называется, сам Бог велел. Так, Клод де Форбен, крейсировавший в 1691 году в Атлантике в компании Жана Барта, однажды завидел вдали несколько торговых судов в сопровождении английского военного корабля. Уже спустилась ночь, разглядеть что-либо было сложно. Форбен велел зажечь сигнальный фонарь, отсалютовал из пушки и приблизился к каравану настолько, чтобы было возможно переговариваться. Себя он выдал за англичанина, заявив, что следует из Флиссингена; собеседник поверил ему на слово. Когда рассвело, Форбен поднял белый французский флаг и взял англичанина на абордаж, не дав ему пустить в ход пушки. Во время короткого боя французы потеряли всего шесть человек, их противники - около сорока. Трех «купцов» захватили без единого выстрела.

Однако бывало, что трюки с флагами не приводили к добру. В 1698 году англичанин Уильям Кидд, которого отправили перехватывать французские суда, завидел какой-то корабль и поднял французский флаг. Судно было английским, но его капитан, чтобы избежать боя, тоже поднял французский флаг. Только оказавшись на борту захваченного «купца», Кидд понял, что оба перемудрили, но было уже поздно: экипаж отказался отпустить свою добычу, не поживившись.

Кстати, опытных моряков не удавалось провести чужим флагом. В начале ноября 1672 года французский корсарский корабль заметил фрегат под французским флагом, однако распознал в нем голландское судно. Подпустив подозрительный корабль на расстояние мушкетного выстрела, корсары дали по нему залп и после жаркого боя овладели им. Капитаном фрегата оказался голландский капер Якоб Франк с патентом, выданным принцем Оранским. На борту обнаружили целый склад оружия - мушкеты, тесаки, пистолеты, абордажные топоры, пики - и еще два флага, Англии и баварского Мильдебурга.


Художник Don Maitz.

Пираты обычно поднимали зеленый флаг: в XVII веке он был символом бунта и неподчинения. В 1680 году капитан П. Гаррис, не обладавший каперским патентом или поручением ни одной из стран, возглавил два отряда во время рейда на Санта-Марию на Панамском перешейке; каждый отряд шел под зеленым флагом. Совсем иное означал зеленый флаг, символ ислама, для пиратов-мусульман, бороздивших просторы Средиземноморья, поэтому североафриканские берберы иногда поднимали красный флаг с изображением черепа. Капитан Эдмунд Кук, сопровождавший вышеупомянутого Гарриса, ходил под красным флагом с желтыми полосами, на котором была нарисована рука, держащая саблю. Такой же символ красовался на белом флаге Э. Дэвиса. Рука с ятаганом была одним из символов берберских пиратов, наряду с «мертвой головой» и крылатыми песочными часами; их целью было нагнать страху на врага. У европейцев же, согласно цветовой символике того времени, черный цвет означал приказ немедленно остановиться и капитулировать. Если приказ не выполнялся, на мачту мог взвиться красный флаг, означавший, что сопротивление бесполезно, или желтый - символ безумного гнева, суливший смерть всему экипажу непокорного судна. Французский король специальным эдиктом запретил своим каперам ходить под черным флагом. К середине XVIII века черный флаг уже являлся отличительным признаком пиратского судна и водрузить его значило поставить себя вне закона.

Примечательно, что во время эпидемии чумы, холеры или другой смертельной болезни, а также при угрозе бунта на кораблях поднимали черный флаг, перекрещенный диагональными белыми полосами: это был знак другим судам держаться подальше. Пираты нередко использовали его, чтобы избежать нападения со стороны военных кораблей. Впоследствии полосы преобразились в скрещенные кости.


Художник Don Maitz.

Изображения на пиратском флаге могли быть самыми разными, в зависимости от предпочтений капитана. Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода ходил под флагом, на котором был изображен скелет, держащий в одной руке песочные часы, а в другой - копье, нацеленное на красное сердце. Бартоломью Робертс велел изготовить флаг со своим собственным изображением: он стоит со шпагой в руке, попирая ногами два черепа: один с подписью «А. В. Н.» (a Barbadian"s head - «барбадосская голова»), другой - «А. М. Н.» (a Martinican"s head - «мартиникская голова»). Что касается пресловутого «Веселого Роджера» - черного флага с черепом и двумя скрещенными костями, - его использовал французский пират Эммануэль Уайнн.

Кстати, о названии: по одной из версий, «Веселый Роджер» происходит от французского joli rouge - «красивый красный цвет», по кровавому окрасу флага. В преломлении через английский язык joli превратился в jolly - «веселый», a rouge - в Roger. Впрочем, Old Roger («старина Роджер») у англичан было одним из прозваний дьявола, что тоже могло сыграть свою роль. А первый король Сицилийского королевства Рожер И (1130–1154) бороздил моря под красным флагом с изображением двух скрещенных костей.

Пираты часто пускались на всякого рода ухищрения, чтобы ввести в заблуждение потенциальную жертву Чужой флаг был лишь одним из трюков. Порой оружейные порты маскировали, чтобы выдать свой корабль за мирное торговое судно, а иногда, наоборот, рисовали порты на бортах, чтобы придать кораблю более грозный вид. Опытный капитан смог бы распознать пиратское судно по одному неоспоримому признаку - чрезвычайной скученности людей на палубе, слишком большому количеству моряков: если экипаж обычного торгового судна составлял не более двадцати человек, у пиратов средняя численность команды доходила до восьмидесяти головорезов.

Из книги Екатерины Глаголевой
«Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Френсиса Дрейка до Генри Моргана».



Кадры из фильма «Пираты Карибского моря: На краю света».

Весёлый Роджер.
Весёлый Роджер (англ. Jolly Roger) - пиратский чёрный флаг с черепом человека и костями. Этот флаг, наряду с десятками других, использовался пиратами в XVII-XVIII вв. Единого пиратского флага не существовало. Однако в культуре XIX-XXI вв. именно флаг с черепом и скрещенными костями чаще всего ассоциировался с пиратством.

Идея ходить под собственным пиратским флагом, достаточно опасная и нерациональная, появилась, видимо, в целях морального воздействия на экипаж атакуемого корабля. С этой целью устрашения первоначально использовался кроваво-красный флаг, на котором часто изображали символы смерти: скелет или просто череп.

Именно от этого флага, по наиболее распространенной версии, происходит выражение «Весёлый Роджер», (англ. Jolly Roger) от фр. Joli Rouge, «Красивый Красный» или «Joyeux Rouge» (ярко-красный). Это был флаг кроваво-красного цвета, - цвета войны. Приватиры и корсары, которые были обязаны поднимать государственные флаги, во время атаки использовали чёрный сигнальный флаг, который означал предъявление ультиматума. Если противник не сдавался, корсары поднимали красный флаг. Позже англичане, переняв его у французских флибустьеров Вест-Индии, переделали «Rouge» в более привычное для них слово «Roger», а «Joyeux» в «Jolly», то есть «Весёлый». Затем, когда происхождение забылось, возникло объяснение из-за «весёлой ухмылки» изображенного на флаге черепа.

Еще одно толкование исходит из факта, что дьявол иногда упоминается как «Старый Роджер», и флаг символизировал гнев дьявола. Некоторые авторы скоропалительно развенчивают саму возможность «пиратского флага» тем очевидным возражением, что, плавая под флагом с костями и черепом, пираты попросту «подставлялись» бы под пушки любых военных кораблей, а корабли, которые предназначались «в жертву», обращались бы в бегство, не дав пиратам подойти.

Но разумеется, пираты не «плавали» под Веселым Роджером (или его вариацией), используя для маскировки любые другие флаги, а полотнище с черепом и костями (или другим похожим рисунком) поднималось перед самым боем с целью деморализовать противника и из простого «куража», вообще свойственного антисоциальным элементам.

Не менее правдоподобной выглядит иная версия. Во время эпидемии чумы, холеры или иной смертельной болезни, на кораблях поднимали специальный флаг - две диагональные белые полосы на черном фоне. Это был знак другим кораблям держаться подальше, и пираты нередко использовали его для устрашения и чтобы избежать нападения со стороны мощных военных кораблей. Со временем белые полосы трансформировались в скрещенные кости.

Третья версия возникновения Весёлого Роджера связана с тамильскими пиратами. Они промышляли в водах Индийского и Тихого океанов и называли сами себя «Али раджа» - властители моря. Это словосочетание также созвучно английскому «Jolly Roger».

По еще одной версии это название произошло от имени короля Рожера II Сицилийского (22 декабря 1095 - 26 февраля 1154), который прославился многочисленными победами на суше и на море. Флаг Рожера II Сицилийского представлял собой изображение двух скрещённых костей на красном фоне.

Одним из первых пиратов, использовавших «Весёлый Роджер» в версии, похожей на принятую сейчас, был Эммануэль Уайнн. Его флаг включал в себя также изображение песочных часов, что означало «ваше время утекает». Стид Боннет также использовал модификацию этого флага. В его варианте кость была одна, а по бокам от черепа добавлялись сердце и кинжал.

Джек Морган
Очевидно, что Морган во времена его каперства должен был поднимать «Юнион Джек» - британский национальный флаг. Но так как большая часть его кораблей принадлежали пиратам и буканьерам, Морган вполне мог использовать красный флаг как символ своего корабля.

Длинный Бен Джон Айвери
Первый пират, в отношении флага которого есть подтвержденные свидетельства очевидцев. Первоначально флаг был красного цвета, затем Айвери сделал его черным. Необычность этого флага была также в том, что череп изображался в профиль, с пиратской повязкой и серьгой. Использовался с 1694 года.

Ричард Уорли
За короткую пиратскую карьеру Уорли с сентября 1718 по февраль 1719 он не добился большой известности, но его флаг был весьма примечательным. Говорят, что его прообразом послужила весьма своеобразная форма головы самого Уорли. На этом флаге впервые скрещенные кости оказались позади черепа, что стало в дальнейшем весьма популярной эмблемой.

Джон Куэлч
В 1703 году Куэлч оказался на каперском корабле, но организовал бунт, сместил капитана и стал командовать судном самостоятельно. Первой добычей Куэлча стало португальское судно с грузом золота. Захватив его и ограбив, Джон лишь потом вспомнил, что Португалия и Британия находятся в состоянии мира друг с другом и что он будет признан пиратом. Отчаявшись, Куэлч поднял самодельный флаг и отправился к северной части материка. Позднее Куэлч был схвачен, осужден и повешен на угоду обывателям на главной площади в штате Мен. Его флаг иногда считают первым «Веселым Роджером», но флаг Айвери появился несколько раньше. После Куэлча идеи его флага были использованы Эдвардом Тичем по прозвищу Черная Борода и Черным Бартом Робертсом.

Эдвард Энглунд
Флаг Энглунда считается первым, у которого кости были скрещены под черепом. Вместе с флагом Уорли флаг Эдварда послужил основой для классического «Веселого Роджера».

Калико Джек Рэкхем
История флага этого пирата весьма интересна. На его корабле Джека плавали знаменитые Мери Рид и Энн Бонне. Первоначально флаг Калико был обычным веселым Роджером как у Эдварда Энглунда. Но недвусмысленность этого флага (Джон олицетворялся черепом, а женщины – костями) заставила Рэкхема заменить кости на пиратские сабли. С таким флагом усмешки сразу же прекратились. Воинственные Энн и Мери также были в восторге. Флаг Калико стал в последствии образцом пиратских флагов, показанных в фильмах «Пираты Карибского моря» и «Остров головорезов».

Стид Боннет
По легенде Стид стал пиратом, чтобы сбежать от ворчливой жены. Боннет был довольно богатым землевладельцем и добропорядочным гражданином. Пиратские приключения сделали его преступником и привели к виселице. На флаге помимо традиционного черепа были изображены кинжал, сердце и одна кость. Все вместе это означало, что владелец флага были пиратом (череп), который постоянно балансирует (кость) меду жизнью (сердце) и смертью (кинжал).

Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода
Один из наиболее известных и ужасных пиратов. Исполинского роста, с горящей паклей в волосах и черной густой бородой. Черная Борода уже своим видом мог нагнать страху на своих врагов. Флаг пирата должен был предупреждать встречные корабли - скелет, олицетворяющий дьявола, держит в руках часы и готовится пронзить сердце копьем. Некоторое время вместо скелета на флаге изображался пират с теми же атрибутами.

Эдвард "Нед" Лоу
Известной своей кровожадностью капитан Лоу с особой жестокостью охотился за выходцами из Новой Англии. Он подвергал их самым изощренным мучениям перед смертью, и мало кому удавалось остаться в живых после встречи с ним в открытом море. Под стать своему характеру Лоу выбрал себе флаг в виде кроваво-красного скелета.

Эманнуэль Уайнн
Французский пират считается одним из первых пиратов, кто стал использовать «Веселого Роджера» на своем корабле. Начав карьеру в начале 1700 годов у берегов Каролины, первое время Уайнн плавал под красным флагом. Примерно в это же время там промышляли Куэлч и Айвери. Трудно представить, что одинаковые мысли посетили сразу троих пиратов, к этому времени «Веселый Роджер» уже использовался на кораблях других пиратов. Флаг Уайнна помимо традиционных костей и черепа, олицетворяющих пирата, имел изображение часов, которые символизировали истекающее время на размышление.


Флаг Эмануэля Уайнна.

Черный Барт Бартоломью Робертс
Робертс нередко считается первым, кто стал называть пиратский флаг «Веселым Роджером». Насколько это является правдой – неизвестно, ведь определенные сомнения вызывает тот факт, что Барт занимался морским разбоем значительно позже Куэлча, Уайнна и Айвери. Флаг Робертса был необычным изображением черепа и костей. На нем был нарисован пират с обнаженной саблей, который стоит на головах поверженных врагов, которые были жителями Барбадоса (АВН, «A Barbados Head») и Мартиники (АМН, «A Martinique"s Head»). Другой флаг, который использовал Черный Барт, изображал пирата и скелет с копьем, держащих в своих руках песочные часы, по другим данным, кубок (пират, пьющий на брудершафт со смертью).

Томас Тью
Пират Томас Тью приобрел известность в самом конце 17 века. Его флаг был интересен тем, что не имел традиционного изображения черепа и костей. На его флаге была изображена рука, сжимающая саблю. Тью был весьма непоседлив – он плавал не только в Карибском море, но и появлялся в Средиземноморье и даже у берегов Аравийского полуострова. Примерно в 1695 году капитан Тью погиб во время боя от залпа шагранели. По его завещанию, команда сбросила его тело за борт, так как он не хотел попадать в плен ни живым, ни мертвым.

Уолтер Кеннеди
Не самый известный пират имел достаточно оригинальный флаг. На нем был изображен пират, держащий меч в одной руке и часы в другой. Это символизировало, что время, отведенное на сдачу, истекает и расправа будет неизбежна. Пират изображен без одежды, это означало, что он беден и ему нужна добыча. Вместо костей и черепа было изображено женское лицо и две скрещенные ветки, видимо Кеннеди хотел показать, что все свои действия он, как благородный рыцарь, посвящает даме своего сердца.

Кристофер Муди
Флаг этого пирата был красного цвета, а изображение на нем было совершенно необычно. Муди собрал с разных пиратских и государственных флагов все, что должно было характеризовать его поведение. Если смотреть символы слева направо, то получается следующее: время улетает на крыльях, и когда оно истечет, наступит неумолимая расплата, будет сражение и те, кто будет сопротивляться, неизбежно умрут.

Кристофер Кондент
Бывший плимутский моряк, по стечению обстоятельств ставший пиратом, решил что одного черепа с костями будет мало. Пусть страх у встречных моряков будет троекратным, решил Кондент и на своем флаге поместил сразу три черепа с костями. Несмотря на столь угрожающий флаг, сам Кондент недолго плавал под ним, он бросил морской разбой и поселился на берегу, изредка выходя в море на собственном торговом корабле.


Пиратские флаги.

Весёлый Роджер и морские традиции в XX веке.
13 сентября 1914 года – дата знаменательная для британского подплава. В этот день субмарина Е-9 под командованием лейтенанта-коммандера Макса Хортона (в будущем, наверное, самого известного британского подводника) потопила торпедой германский малый крейсер «Хела», использовавший в качестве дозорного судна в Гельголандской бухте. Старый корабль стал первым, пущенным на дно английской подводной лодкой.

Однако, это не самое интересное. По возвращении, при входе в гавань Гарвича Хортон приказал сигнальщику поднять на перископе субмарины пиратский флаг «Веселый Роджер». Бытует легенда, что он сделал это в пику адмиралу сэру Артуру Уилсону. Уилсон, один из самых известных британских адмиралов того времени и бывший в 1910-11 годах Первым морским лордом, относился крайне негативно к подводным лодкам, называя способ их действия «коварным, нечестным и чертовски не-английским». Однажды он высказался: «Они [лодки] никогда не будут использоваться во время войны, и я скажу вам почему. Я собираюсь убедить Первого лорда объявить, что мы намереваемся рассматривать в военное время все субмарины как пиратские суда и что мы повесим все их команды».

Так ли это было на самом деле, неизвестно. Зато Макс Хортон породил одну из самых известных традиций британского подплава – при возвращении из успешного похода поднимать над лодкой «Jolly Roger». Последний раз это произошло в 1982 году, когда домой вернулась «Конкерор», потопившая 2 мая аргентинский крейсер «Хенераль Бельграно».

См. также: Рожер Роджер: Роджер популярное английское (англ. Roger), а также французское и каталанское имя. Роджер персонаж американского телесериала «Американский папочка». «Роджер» в служебном и любительском радиообмене… … Википедия

- «Весёлый Роджер» Весёлый Роджер (англ. Jolly Roger) пиратский чёрный флаг с черепом человека и костями. Этот флаг, наряду с десятками других, использовался пиратами в XVII XVIII вв. Единого пиратского флага не существовало. Однако в культуре… … Википедия

- «Весёлый» Роджер Брэдфилд, (англ. Jolly Roger Bradfield, род. 1924, Уайт Бэр, Миннесота) американский детский писатель, иллюстратор, карикатурист, дизайнер упаковок пищевых продуктов и путешественник. Содержание 1 Детские книги 2… … Википедия

Запрос «Пираты» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Нападение флибустьеров на испанский корабль Пираты морские разбойники. Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής, однокоренного со словом πειράω … Википедия

Запрос «Пираты» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Нападение флибустьеров на испанский корабль Пираты морские разбойники. Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής, однокоренного со словом πειράω … Википедия

Запрос «Пираты» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Нападение флибустьеров на испанский корабль Пираты морские разбойники. Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής, однокоренного со словом πειράω … Википедия

Запрос «Пираты» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Нападение флибустьеров на испанский корабль Пираты морские разбойники. Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής, однокоренного со словом πειράω … Википедия

Запрос «Пираты» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Нападение флибустьеров на испанский корабль Пираты морские разбойники. Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής, однокоренного со словом πειράω … Википедия

Запрос «Пираты» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Нападение флибустьеров на испанский корабль Пираты морские разбойники. Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής, однокоренного со словом πειράω … Википедия

Книги

  • Лекция «Про пиратов» , Тамара Эйдельман. Почему мы все так любим пиратов? Почему мы любим читать про пиратов, смотреть фильмы про пиратов, даже песни пиратские петь? Они вообще-то бандиты, они разбойники, они нападали на корабли,… аудиокнига

Весьма интересно немного остановиться на ских флагах. Общеизвестно, что прозвище пиратского флага - «Веселый Роджер» (Jolly Roger). Почему такое прозвище?

Думаю, что начать следует не непосредственно с «Веселого Роджера», а с ответа на вопрос, какие вообще флаги вывешивали на кораблях разные страны в разное время? Вопреки сложившемуся мнению, далеко не все корабли в прошлом ходили под национальным флагом своей страны. Например, в проекте французского Закона о королевском флоте от 1699 года сказано что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных отличительных знаков для ведения боя. Во время войн с Испанией наши корабли использовали красный флаг, чтобы отличаться от испанских, которые выступали под белым флагом, а в последней войне наши корабли шли под белым флагом, чтобы отличаться от англичан, также воюющих под красным флагом...» Тем не менее, французским ам специальным королевским эдиктом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет их (фр.каперов) существования.

Примерно в то же время, в 1694 году Англия издала закон, устанавливавший единый флаг для обозначения английских ских кораблей: красный флаг, мгновенно получивший прозвище «Красный Джек». Так появилось понятие пиратского флага вообще. Нужно сказать, что по меркам того времени красный флаг, вымпел или знак означал для всякого встречного корабля, что сопротивление бессмысленно. Однако, вслед за каперами очень быстро и свободные пираты переняли этот флаг, даже не сам флаг, а идею цветного флага. Появились красные, желтые, зеленые, черные флаги. Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый - безумство и безудержность гнева, черный - приказ сложить оружие. Поднятый пиратом черный флаг, означал приказ немедленно остановиться и капитулировать, а если жертва не подчинялась, то поднимался красный или желтый флаг, что означало смерть всем на непокорном судне.

Так откуда же пошло прозвище «Веселый Роджер»? Есть несколько гипотез. Во-первых, «Красный Джек» на старо-французском звучал как «Jolie Rouge» (дословно - «красивый (хорошенький, веселенький) красный»), будучи переведенным обратно на английский он превратился в «Jolly Roger» - Веселый Роджер. Здесь стоит упомянуть, что на английском жаргоне того времени roger - мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер».

Есть еще одно предположение, что пиратский «Веселый Роджер» появился благодаря королю Сицилии и талантливому полководцу Роджеру II Сицилийскому (1095-1154), флаг которого представлял собой две скрещенные кости на красном поле.

Сегодня многие полагают, что «Веселый Роджер» - это черный флаг с черепом и перекрещенными костями. Однако на самом деле многие известные пираты имели свои уникальные флаги, отличавшиеся как цветом, так и изображением. Действительно, пиратские флаги существовали и были самые разнообразные: и черные, и с красным петухом, и со скрещенными шпагами, с песочными часами и даже с барашком. Что же касается именно «классического» Веселого Роджера, то такой флаг впервые отмечен у французского пирата Эммануила Винна в самом начале XVIII века.

Многие известные пираты имели свой собственный флаг. Тут уже можно заметить, как «герой» заставляет славу работать на него: зная, кто за ним гонится, у жертвы опускались руки. Этакий «бренд», личное тавро, означавшее определенное «качество» навязываемой «услуги». Безвестному же пирату (а таких было подавляющее большинство!) это было не нужно, ведь какой-нибудь необычный флаг или вообще отсутствие флага наверняка насторожит капитана атакуемого судна. Зачем? Пираты были жестоки, но отнюдь не так глупы, как пытаются нарисовать их некоторые писатели. Поэтому, все же, в большинстве своем пиратские корабли ходили под официальным флагом какого-нибудь государства и жертва слишком поздно узнавала о том, что судно на самом деле пиратское.

Вообще, черный флаг уже к середине XVIII века являлся отличительным знаком пиратов и водрузить такой флаг значило здорово приблизить свою шею к виселице.



Что еще почитать