Конструкция, изготовление и монтаж
грузоподъемных механизмов
должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов, лифтов.
Грузоподъемные механизмы относятся к оборудованию повышенной опасности,
поэтому
за их эксплуатацией установлен государственный технический надзор,
осуществляемый органами Госпроматомнадзора. Со своей стороны,
администрация
предприятия должна обеспечить систематический контроль за исправным
состоянием
и безопасной эксплуатацией грузоподъемного оборудования. Контроль за
безопасной
эксплуатацией поручают специально назначенному инженерно-техническому
работнику. Назначение его должно быть оформлено приказом по предприятию.
Подъемные
механизмы могут быть допущены к эксплуатации только при полной
исправности в том случае, если они способны безаварийно выдерживать
предельную
рабочую нагрузку длительное время. Исправность и прочность подъемных
механизмов
определяют при техническом освидетельствовании (осмотре, испытании).
Техническому освидетельствованию подвергают все подъемные механизмы
перед
пуском их в эксплуатацию и затем периодически, не реже 1 раза в год.
Техническое освидетельствование подъемных механизмов первой группы
проводит
непосредственно инспектор Госпроматомнадзора.
В
техническое освидетельствование входит тщательный осмотр состояния
подъемного
механизма и его отдельных узлов, а также статическое и динамическое
испытание
грузом.
При
осмотре проверяется соответствие подъемного механизма требованиям
правил
Госпроматомнадзора, наличие и исправность предохранительных и
блокировочных
приборов и ограждений, состояние и степень износа отдельных деталей
механизмов
(канатов, цепей, крюков, тормозов и т. п.), состояние крепления (гаек,
шплинтов
и т. п.).
При
статическом испытании проверяют общую прочность подъемного механизма и
исправность тормозов на механизме подъема. Статическое испытание
г:доводят
грузом, превышающим нормальную грузоподъемность механизма: на
25%—для вновь
установленных и капитально отремонтированных кранов, тельферов, талей;
на
10%—при периодических испытаниях подъемных механизмов. При
статическом
испытании груз поднимают на высоту 50—100 мм и выдерживают
его в
течение 10 мин.
Если
результаты статического испытания положительны, проводится динамическое
испытание. Оно заключается в повторных (не менее 2-кратного) подъемах и
опусканиях груза, превышающего предельный рабочий груз на 10 %. При
динамическом испытании проверяют работоспособность ограничителей хода,
останавливающих механизм при крайних нижних и верхних положениях груза,
ограничителей грузоподъемности, срабатывающих при увеличении массы
груза более
допустимого, и других устройств безопасности. Результаты
освидетельствования
заносятся в паспорт механизма.
К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола и к подвешиванию грузов на крюк этих машин могут допускаться рабочие других профессий, прошедшие инструктаж.
Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией. Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госпроматомнадзора. Исключение составляют: краны с ручным приводом; краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарно установленного пульта; стреловые и башенные краны, рассчитанные на грузоподъемность до 1 т включительно; стреловые краны, рассчитанные на работу с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота или передвижения; переставные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении.
На всех рубильниках грузоподъемных машин должны быть четкие надписи с указанием, к каким машинам они относятся. Движущиеся легкодоступные части грузоподъемных машин должны быть закрыты съемными ограждениями. Работа без ограждений запрещается. Металлоконструкции и металлические части электрооборудования кранов с электроприводом, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции, должны быть заземлены. Краны и грузоподъемники с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводами должны иметь автоматические устройства (концевые выключатели, ограничители грузоподъемности), обеспечивающие безопасность работы. Следует помнить, что использовать грузоподъемники и краны для перемещения людей запрещается.
Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.
Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах Госпроматомнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.
Техническое освидетельствование должно проводиться согласно инструкции по эксплуатации грузоподъемной машины, составленной с учетом стандарта ИСО 4310. При отсутствии в инструкции соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно Правилам.
Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
а) частичному — не реже 1 раза в 12 мес;
б) полному — не реже 1 раза в 3 года, за исключением редко используемых машин (краны для обслуживания машинных залов электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие грузоподъемные машины, используемые только при ремонте оборудования).
Редко используемые грузоподъемные машины должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже 1 раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органом Госпроматомнадзора.
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:
а) монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте;
б) реконструкции грузоподъемной машины;
в) ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов или узлов;
г) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
д) капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;
е) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания);
ж) замены несущих или вантовых канатов кабельного типа кранов;
з) установки портального крана на новом месте работы.
Внеочередное полное техническое освидетельствование производится после: монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место; реконструкции; ремонта металлических конструкций с заменой расчетных элементов или узлов; установки сменного стрелового оборудования; капитального ремонта или смены механизма подъема; смены крюка.
Полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины включает:
При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не производят.
Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования, а на кран устанавливают таблички (бирки) с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие технического освидетельствования в срок, к работе не допускаются.
Домкраты испытывают при техническом освидетельствовании только на статическую нагрузку, превышающую паспортную грузоподъемность не менее чем на 10 %. Периодичность испытаний составляет 1 раз в 12 мес. Домкрат выдерживают под нагрузкой в течение 10 мин, причем винт (рейка, шток) его должен быть выдвинут в крайнее верхнее положение. У гидравлических домкратов не допускается к концу испытания падение давления более чем на 5 %. Результаты испытания заносят в паспорт.
Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин (ПТМ) обеспечивается следующими методами:
Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения ПТМ с грузом. Радиус окружности, в пределах которой может упасть груз, определяется по схеме, приведенной на рис. 3.6, а, и формуле (3.7):
R = rс + 0,5lr + 0,3H, (3.7)
где rс — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов гс = 0), м; lr — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину), м; Н — высота подъема груза, м.
Рис. 3.6. Схема к определению опасной зоны у грузоподъемного механизма: a — определение радиуса окружности, в пределах которой может упасть груз; б определение опасной зоны при перемещении ПТМ
Определив радиус R и зная длину L пути перемещения ПТМ (крана), можно определить опасную зону возможного падения груза, которое может произойти при обрыве каната, срыве ГЗУ, плохом закреплении груза. Опасная зона определяется нанесением окружностей радиусом R с центрами на линии перемещения оси ПТМ (рис. 3.6, б).
Грузоподъемная машина – техническое устройство циклического действия для подъема и перемещения груза.
Виды грузоподъемных машин: краны, лифты, эскалаторы, подвесные канатные дороги, фуникулеры, подъемники – вышки.
Грузоподъемный механизм (механизм подъема) – приводное устройство для подъема и опускания груза.
Виды грузоподъемных механизмов: таль, лебедка, полиспаст.
Съемные грузозахватные приспособления: цепи, ремни, крюки, зажимы, стропы.
Различают несколько типов каждого из перечисленных видов грузоподъемных машин.
Например, краны подразделяются на:
Грузоподъемные механизмы оборудуются предохранительными устройствами , препятствующими подъему груза массой, больше установленной грузоподъемности, а также удерживающими груз от падения аварийном отключении питания.
Находящиеся в работе грузоподъемные машины и механизмы должны быть снабжены табличками с ясно обозначенными регистрационным номером, паспортной грузоподъемностью, датой следующего частичного или полного технического освидетельствования.
На съемных грузозахватных приспособлениях, находящихся в работе, на прочно прикрепленной металлической бирке или клейме указываются завод-изготовитель, регистрационный номер, грузоподъемность и дата испытаний.
ПРАВИЛА устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.
Правила распространяются на:
Объекты, где эксплуатируются краны, должны быть зарегистрированы в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.98 № 1371.
До пуска в работу грузоподъемные машины должны быть зарегистрированы.
Различают грузоподъемные машины, подлежащие и не подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора.
Регистрации в органах Госгортехнадзора подлежат краны, на которые распространяется действие ПРАВИЛ, за исключением следующих:
Грузоподъемные машины подлежат:
Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора, а также съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их владельцем в Журнале учета грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений.
Разрешение на применение грузоподъемных машин и механизмов выдается в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.12.98 № 1540.
Разрешение на пуск в работу необходимо в следующих случаях:
Грузоподъемные машины, подконтрольные Госгортехнадзору, проходят техническое освидетельствование до их регистрации.
Техническое освидетельствование проводится согласно руководству по эксплуатации грузоподъемной машины, при отсутствии указаний – согласно ПРАВИЛАМ .
В течении нормативного срока службы грузоподъемные машины подвергаются периодическому техническому освидетельствованию :
Проведение освидетельствования может осуществляться специализированной организацией .
Соблюдайте сроки освидетельствования!
Руководители организаций и владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, обязаны обеспечивать безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.
Для обеспечения безопасных условий работы РУКОВОДИТЕЛЬ организации (ВЛАДЕЛЕЦ грузоподъемной машины) обязан назначить приказом из числа лиц, прошедших обучение и проверку знаний Правил инструкций экзаменационной комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения:
На складах в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, могут назначаться по согласованию с органами Госгортехнадзора заведующие складами.
По согласованию с органом Госгортехнадзора выполнение обязанностей инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного работника или на специалиста инженерного центра (по договору).
Инженерный центр по технической безопасности – организация, уполномоченная Госгортехнадзором России на работы по оказанию практической помощи предприятиям и частным лицам в части обеспечения безопасности при эксплуатации, монтаже и ремонте подъемных сооружений.
Оформить приказом (распоряжением) по организации допуск к работе обслуживающего персонала (машинистов, слесарей, наладчиков приборов безопасности, электромонтеров, стропальщиков).
К обслуживанию грузоподъемных машин допускаются лица :
Лицам, прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы за подписью председателя комиссии, а также крановщикам и их помощникам, наладчикам приборов безопасности и стропальщикам – за подписью председателя комиссии и представителя Госгортехнадзора.
Крановщику и стропальщику выдается удостоверение с фотографией.
В удостоверении крановщика указаны типы кранов, к управлению которыми он допущен.
Работники должны иметь удостоверения при себе во время работы.
К управлению автомобильным кранам может быть поручено водителю автомобиля после обучения по соответствующей программе.
В качестве стропальщика для подвешивания на крюк грузоподъемной машины без предварительной обвязки, допускаются рабочие основных профессий, дополнительно обученные в установленном порядке, к ним предъявляются те же требования, что и к стропальщикам.
К управлению грузоподъемной машиной с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана допускаются рабочие основных профессий после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению кранов и строповке грузов в установленном владельцем крана порядке.
К управлению кранами по радио допускаются рабочие, имеющие удостоверение крановщика-оператора.
Сигнальщиками могут работать рабочие только из числа стропальщиков, они назначаются лицом, ответственным за безопасное производство работ машинами.
Разработать на основании типовых инструкций, утвержденных Госгортехнадзором России:
Производственные инструкции обслуживающему персоналу выдаются под расписку перед допуском их к работе.
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
Установить требуемые ПРАВИЛАМИ порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний у специалистов.
Периодическая проверка знаний у ответственных лиц проводится не реже одного раза в 3 года комиссией организации или учебной организацией с участием инспектора Госгортехнадзора после обучения по соответствующим программам:
Крановщик, переведенный с крана одного типа на другой, должен пройти повторное обучение и аттестацию.
Рабочие основных профессий, обслуживающие краны, управляемые с пола или со стационарного пульта, и производящие зацепку грузов, проходят повторной инструктаж каждые 3 месяца.
Повторная проверка знаний производится комиссией (участие представителя Госгортехнадзора не обязательно).
Результаты оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.
Установить порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии.
Периодический осмотр, технического обслуживание и ремонт грузоподъемных машин, а также ремонт и рихтовка крановых путей проводятся в соответствии с руководствами по эксплуатации грузоподъемных машин и другими нормативными документами и в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта, составленного с учетом фактической наработки и технического состояния грузоподъемных машины.
Результаты технических обслуживаний, сведения о ремонте записываются в Журнал ремонта .
Крановщики производятся осмотр кранов перед началом работы.
Результаты осмотров и проверки кранов крановщиками записываются в Вахтенный журнал.
Стропальщики производят осмотр грузозахватных приспособлений и тары перед их применением.
В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец проводит их осмотр в установленные сроки:
Владелец крана или эксплуатирующая организация должен:
Крановщику запрещается самостоятельная установка крана для работы вблизи линии электропередачи.
Работа кранами вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за производство работ.
Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускаются .
Находиться в зоне перемещения груза опасно!
Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1м от уровня площадки.
Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Стропы должны соответствовать массе и характеру поднимаемого груза.
Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться а присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Опасно поднимать неправильно застропованный груз!
При подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.
Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, исключающей возможность выпадения отдельных грузов.
Для безопасного производства работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение ряда требований (смотри раздел 4.7 «Безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ»).
Организации, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком.
Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.
По окончании работ или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.
Работа грузоподъемных машин при скорости ветра, превышающей допустимую для данной машины, при снегопаде, дожде или тумане, при температуре ниже, указанной в паспорте, запрещается.
При работе грузоподъемной машины не допускается :
К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.
Согласно Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с «Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра» утвержденными приказом Ростехнадзора от 13 июля 2006 г. №682.
Грузоподъемные машины должны отвечать:
1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-611-03);
2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 ПБ 10-371(157)-00;
3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10-256-98);
4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов от (ПБ 10-558-03) и др.
Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам Ростехнадзора. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, стандартам, нормам и правилам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.
Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные машины снабжают средствами защиты, включая системы дистанционного управления. Для дистанционного управления подъемно-транспортными машинами применяют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест). Инспекция Ростехнадзора и администрация предприятия устанавливают постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, сменных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контейнеров, кошей и т.п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации.
Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.
Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.
Цель статических испытаний – проверка прочности металлических конструкций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания кранов производят нагрузкой, на 25% превышающей его грузоподъемность. Кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку (тележки) – в положение, отвечающее наибольшему прогибу. При стреловом кране стрела устанавливается относительно ходовой платформы в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Крюком или заменяющим его устройством захватывается груз и поднимается на высоту 200-300 мм (при стреловом кране – 100-200 мм) с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают и проверяют наличие или отсутствие остаточной деформации моста крана (при стреловых кранах груз не должен опуститься на землю, не должны появиться трещины, деформации и т.п.).
Динамическое испытание грузоподъемных машин производится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается динамическое испытание осуществлять рабочим грузом. При динамическом испытании производят повторный подъем и опускание груза.
При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при этом учитывается их конструкция, степень износа или коррозии, назначение, соотношение диаметра блока, огибаемого канатом, к диаметру последнего. При обнаружении оборванной пряди канат к эксплуатации не допускают.
Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу подвергают осмотру, причем первые, кроме того, испытываются нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность. Испытанные вспомогательные грузозахватные приспособления снабжают бирками и клеймами, без которых их не допускают к использованию.
Большое значение для безопасности работы подъемно-транспортных машин имеет выполнение основных требований при проведении такелажных работ: при канатовании груза необходимо использовать специальные устройства – рым-болты, проушины; центр тяжести поднимаемого груза должен находится в середине между захватами стропа; строповочные канаты необходимо располагать на поднимаемом грузе равномерно, без узлов и перекруток; строповочный трос следует отделять от острых кромок и ребер груза прокладками (доски, резина и т.п.); сплетение грузовых канатов не допускается; при проведении такелажных работ должна применяться оперативная сигнализация.
Для обеспечения безопасности эксплуатации подъемно-транспортных машин применяют: концевые выключатели, автоматически отключающиеся механизмы подъема крюка или механизмы передвижения крана при подходе к крайним положениям, концевые упоры для предотвращения перехода перемещаемых подъемных механизмов за рельсовые пути, ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема; устройства, предотвращающие соскальзывание канатов с крюка; буферные устройства, амортизирующие толчки при столкновении с соседними кранами и другими объектами; звуковую и световую сигнализацию, предупреждающую о наступлении опасного момента при работе крана; блокировочные приспособления для автоматического отключения неогражденных троллейных проводов при выходе человека с площадки, лестницы, галереи, с которых возможно случайное прикосновение к троллейным проводам; тормозные и удерживающие устройства (ловители).
Грузоподъемная машина - это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве. Грузоподъемные машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точка пространства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны.
Подъемники поднимают груз по определенной траектории, заданной жесткими направляющими. К подъемникам относятся, например, лифты (грузовые и для подъема людей).
Краном называется грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа.
Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правила устройстве и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.
Грузоподъемные машины с машинным приводом оборудуют устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:
Стреловые самоходные, железнодорожные башенные и портальные краны для предупреждения их опрокидывания оборудуют ограничителями грузоподъемности, автоматически отключающими механизм подъема груза и изменение вылета стрелы при массе груза, превышающей номинальную грузоподъемность более чем на 10%, а для башенных кранов (с грузовым моментом до 20 т м включительно) и портальных кранов - более чем на 15%.
Легкодоступные находящиеся в движении части грузоподъемной машины, которые могут быть причиной несчастного случая закрывают прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку.
Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин не подлежащих регистрации в органах технадзора, выдается лицом по надзору на основании документации завода-изготовителя в результатов технического освидетельствования.
Вновь установленные грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления, до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах технадзора, проходят техническое освидетельствование до их регистрации.
Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
Частичному не реже одного раза в 12 мес.;
Полному не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых машин.
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины проводится после:
Монтажа машины на новом месте;
Ее реконструкции;
Ремонта или замены расчетных элементов или узлов, металлоконструкций с применением сварки;
Установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
Капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;
Замены крюка или крюковой подвески (проводится -только статическое испытание);
Замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;
Установки портального крана на новом месте работы.
Техническое освидетельствование грузоподъёмных машин. Испытание грузоподъёмных машин
Техническое освидетельствование позволяет установить, что грузоподъемная машина и ее установка соответствуют требованиям Правил по кранам, паспортным данным и представленной для регистрации документации; грузоподъемная машина находится в исправном состоянии, обеспечивающем ее безопасную работу; организация надзора и обслуживания грузоподъемной машины соответствует требованиям Правил но кранам.
При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытаниям.
При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.
При техническом освидетельствовании грузоподъемной машины осматриваются и проверяются в работе ее узлы и механизмы, электрооборудование, приборы безопасности тормоза, ходовые колеса и аппараты управления, а также освещение и сигнализация.
Статическое испытание грузоподъемной машины проводится нагрузкой, на 25% превышающей ее грузоподъемность, с целью проверки ее прочности.
Например, статическое испытание мостового крана и передвижного консольного проводится следующим образом. Кран устанавливается лад опорами крановых путей, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу. Груз захватывается крюком и поднимается на высоту 100 - 200 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. Затем груз опускается, после чего проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана.
Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточной деформации и других повреждений металлоконструкций и механизмов.
Динамическое испытание грузоподъемной машины проводится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, с целью проверки действия ее механизмов и тормозов.
При динамическом испытании проводятся многократные подъемы и опускания груза, а также проверка действия всех других механизмов грузоподъемной машины при совмещении рабочих движений, предусмотренных инструкцией по эксплуатации.
Браковка элементов грузоподъёмных машин
Браковка съемных грузозахватных приспособлений производится в соответствии с нормативной документацией.
Цепной строп подлежит браковке при удлинении эвена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10%.
Оценку безопасности использования канатов производят по следующим критериям:
Характер и число обрывов проволок» в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
Разрыв пряди;
Поверхностный и внутренний износ;
Поверхностная и внутренняя коррозия;
Местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
Уменьшение площади поперечного сечения проволок канате (потери внутреннего сечения);
Деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
Повреждение в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
Производство работ грузоподъемными машинами может осуществляться предприятиями и гражданами (предпринимателями), являющимися владельцами грузоподъемных машин и имеющими лицензию органа технадзора на их эксплуатацию.
При работе грузоподъемной машины не допускается: вход в кабину грузоподъемной машины во время ее движения; нахождение людей возле работающего стрелового самоходного или башенного крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана; перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка, и перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.
Требования безопасности при работе на металлорежущих станках
Основные травмоопасные производственные факторы, которые могут проявиться в процессе обработки различных материалов резанием это:-Режущие инструменты (быстро вращающиеся фрезы, сверла, абразивные круги). -Приспособления для закрепления обрабатываемой детали (поводковые и кулачковые патроны, планшайбы карусельных станков). -Обрабатываемая деталь (особенно быстровращающиеся заготовки, в том числе прутковый материал, обрабатываемый на револьверных и универсальных станках). -Приводные и передаточные механизмы станка (особенно ходовые винты и валики токарных и револьверных станков, а также ременные, цепные и зубчатые передачи). -Металлическая стружка, образующаяся при точении и сверлении вязких металлов (сталей).
Основными вредными производственными факторами при обработке различных материалов является: - пыль обрабатываемого материала; - смазочно-охлаждающая жидкость. Используют минеральные масла и их эмульсии и растворы кальцинированной соды.
К вредным производственным факторам при обработке различным материалов резанием относятся: - монотонный шум станков, ослабляющий внимание; - недостатки искусственного освещения зоны обработки, вызывающие перенапряжение зрения; - повышенная запыленность воздуха в рабочей зоне.
Общие требования.
Безопасность при работе на металлорежущих станках достигается комплексом мероприятий, основными из которых являются: -Оснащение станков средствами безопасности в процессе их проектирования и изготовления; -Осуществление необходимых мероприятий при организации рабочего места станочника; -Строгое соблюдение требований техники безопасности и гигиены труда при работе на станках.
ГОСТ требует, чтобы:
Передачи, расположенные вне корпуса станка были ограждены сплошными, с жалюзи или сетчатыми укрытиями в зависимости от необходимости наблюдения за ограждаемым механизмом; -предусматривалась окраска в сигнальные цвета подвижных сборочных единиц и ограждающих устройств; -снабжение органов управления надежными фиксаторами, исключающих самопроизвольное их перемещение и случайное включение; -оснащение их соответствующими блокировками, исключающими возможность несовместных движений сборочных единиц; -обеспечение усилий на рукоятки и рычаги органов управления не превышающих 40 Н (4 кгс) при постоянном ручном управлении; -снабжение органов управления поясняющими подписями и символами; -вращающиеся устройства должны иметь гладкие наружные поверхности, а при наличии выступающих частей или углублений они должны иметь ограждения; -оснащение станков индивидуальными подъемным устройством для установки заготовки массой более 8 кг; -оснащение устройствами для отсоса из зоны обработки загрязненного воздуха.
ТОКАРНЫЕ СТАНКИ Относятся автоматы и полуавтоматы токарные одношпиндельные и многошпиндельные, станки токарно-револьверные, резботокарные, токарно-карусельные, токарно-винторезные. При работе на токарных станках наиболее часто отмечаются случаи ранения различных частей тела станочника ленточной сливной стружкой, образующейся при обработке вязких металлов при современных режимах резания. Известны случаи травмирования глаз отлетающей стружкой, образующейся при точении хрупких металлов (чугуна, хрупких бронз и латуни). Происходит загрязнение рабочей зоны пылью.
Наиболее эффективным средством предупреждения порезов ленточной стружкой является изменение ее формы в процессе резания путем завивания в винтовую спираль или дробления на отдельные элементы. Это осуществляется приданием передней грани резца криволинейной формы, а также устройством на передней грани резца постоянных или регулируемых порогов.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог