Русская историография возникла. Отечественная историография

2. Историография истории России .

Отметим, что превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течение длительного времени. В России историческое знание со времён древних летописцев было окружено общественным вниманием, тесно связано с развитием общественно – политической мысли. В конце XVII-XVIII вв. появились труды по истории, которые ещё нельзя назвать научными, однако от предыдущих они отличаются тем, что авторы не только описывали события, но и пытались их анализировать. Многие из этих произведений связаны с деятельностью Петра I. В этот период появились сочинения Б.И. Куракина (1676 – 1727), П.П. Шафирова (1669 – 1739) и др.

К середине XVIII в. завершается превращение исторических знаний в науку, чему во многом способствовали труды В.Н. Татищева (1686 – 1750). Его «История Российская» в четырех частях, доведенная до конца XVI в., в смысле подхода к предмету изучения являлась уже настоящим научным трудом (хотя и оформленная в виде летописного свода). Это был первый обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных русских и иностранных источников. В.Н. Татищев впервые в русской историографии сделал попытку выявить закономерности в развитии человеческого общества, обосновать причины возникновения государственной власти. Это произведение стало единственным источником, из которого можно узнать содержание многих исторических памятников, впоследствии уничтоженных или утерянных.

Историей плодотворно занимался и М.В. Ломоносов, уделявший преимущественное внимание древнему периоду русской истории и времени Петра I . Перу Ломоносова принадлежат «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1754 г.», «Краткий Российский летописец с родословием», историческая поэма «Петр Великий». Положительное влияние на развитие источниковедения оказали немецкие ученые, работавшие в нашем отечестве: Миллер Г.Ф.(1705-1783) и Шлёцер А.Л. (1735-1809). Эти ученые впервые применили специальные методы для извлечения достоверной информации из исторических источников. Творческими усилиями вышеназванных авторов было положено начало русской исторической науке.

Во второй половине XVIII в. изучение истории значительно продвинулось вперед. В это время работали крупные историки М.М. Щербатов (1733-1790) и И.Н. Болтин (1735-1792). Семитомный труд М.М. Щербатова «История Российская от древнейших времен», хронологически доведенный до начала царствования Михаила Романова, был интересен не только с точки зрения представленного в нем богатого исторического материала, но и с точки зрения попыток установления причинности исторических событий, которые автор связывал с особенностями исторических личностей, господствующими идеями и нравами каждой эпохи.

И.Н. Болтин, не являясь, в отличие от Щербатова, профессиональным историком, сумел сделать целый ряд ценных наблюдений в трудах, которые были написаны в полемике со М.М. Щербатовым и французским историком Г. Леклерком («Примечания на «Историю древнюю и нынешния России»» Г. Леклерка и «Критические примечания генерал-майора Болтина на первый и второй тома «Истории князя Щербатова»»).

И.Н. Болтин высказывал плодотворную мысль о сходстве первоначального общественного быта у восточных славян и у других европейских народов, а также находил целый ряд общих черт в развитии публично-правовых институтов у России и Западной Европы, предвосхитив тем самым исторические разработки русских ученых конца XIX – начала XX вв.

В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. Огромное значение в развитии исторического сознания российского общества имело издание Н.М. Карамзиным (1766 – 1826 гг.) 12-томной «Истории государства Российского», над которой он работал с 1804 года до конца жизни. «История государства Российского» охватывала период с 862 г. по 1611 г., основывалась на богатом материале и обладала несомненными художественными достоинствами. Она стала первым общедоступным систематическим изложением русской истории и пользовалась огромным успехом. А.С. Пушкин писал: «Древняя история, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили».

Н.М. Карамзин был искренним сторонником самодержавия. Он считал, что "самодержавие основало и воскресило Россию". Поэтому в центре внимания историка было становление верховной власти в России, правление князей и монархов. В его трактовке именно личность монарха определяет исторический процесс, «движением перста» самодержец «дает ход громадам». Карамзиным впервые в популярной форме были осмыслены особенности исторического пути страны, в частности роль самодержавного государства и личностей государей.

Для следующих поколений историков (К.Д. Кавелин, Н.А. Полевой, Т.Н. Грановский, М.П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западноевропейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программ будущего устройства России.

Заметный вклад в развитие науки внес крупнейший историк XIX в. С.М. Соловьев (1820 – 1879). Он создал фундаментальный труд «Историю России с древнейших времен» в 29 томах. С 1851 по 1879 гг. он выпускал ежегодно по одному тому и успел довести изложение событий до 1755 г. Основанная на богатейшем архивном материале «История России» не утратила своего научного значения и в наши дни.

Главная заслуга С.М. Соловьева в том, что он превратил историю в подлинную науку. Историк, по его мнению, обязан следить за связью явлений и событий, показывать, «как новое проистекало из старого», соединять «разрозненные части в одно органическое целое». Для него характерно признание закономерности исторического процесса, который отражает прогресс общественного организма. Являясь приверженцем сравнительно-исторического метода, он указывал на общие черты развития России с Западной Европой. Вместе с тем, сводя историческое развитие в конечном счете к изменению государственных форм, Соловьев отводил истории общественно-экономической жизни подчиненное положение по сравнению с историей политической.

Среди пореформенного поколения историков яркой фигурой был А.П. Шапов (1831 – 1876), изучавший церковный раскол и старообрядчество, земские соборы и общину.

Русская историческая школа начала XX в. завоевала мировое признание. Главные достижения в исторической науке этого периода связаны с именами В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, А.С. Лаппо-Данилевского, А.Е. Преснякова, С.Ф. Платонова, А.А. Шахматова, М.М. Ковалевского.

Среди плеяды замечательных русских историков наиболее известен В.О. Ключевский (1841 – 1911 гг.), выдающийся ученик С.М. Соловьева. С 1904 года и до конца жизни В.О. Ключевский работал над изданием своего «Курса русской истории», ставшего вершиной его творчества. Основной акцент Ключевский перенес на теоретические обобщения, характеризующие исторический процесс как «жизнь человечества в ее развитии и результатах».

В отличие от предшественников, он смотрел на исторический процесс более широко. В.О. Ключевский считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных для каждого периода. «Человеческая природа, людское общество и природа страны – вот те три основные силы, которые строят людское общежитие», – подчеркивал он.

Впервые в русской историографии Ключевский предпринял попытку проследить историю общественных классов и исследовать роль экономического фактора на протяжении всей истории России.

Широкую известность в международных научных кругах приобрели исследования А.А. Шахматова (1864 – 1920) по истории русского летописания. Благодаря новаторскому подходу, знаменитое его исследование «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908), посвященное «Повести временных лет», превратилось в историю Древней Руси.

Видную роль в изучении проблем всеобщей и c тории сыграл М.М. Ковалевский (1851 – 1916), прославившийся своими трудами по истории европейской крестьянской общины.

Представляется необходимым кратко остановиться на некоторых особенностях советской исторической науки.

Известно, что долгие десятилетия в СССР историкам предписывалось руководствоваться принципом партийности, выявлять в историческом материа­ле лишь то, что подтверждает «святость» теории и практики революционного марксизма-ленинизма. Оценки исторических событий выводились из докт­рины партии, а не из анализа фактического материа­ла. При таком подходе изменения в политической доктрине вели за собой пересмотр оценок прошлого.

B 1922 году из страны выдворяется большая группа выдающихся представителей отечественной культуры, среди которых оказались и профессиональные историки (С.П. Мельгунов, А.А. Кизиветтер, В.А. Мякотин и др.). Уже во второй половине 20-х годов несанкционированная мысль ока­зывается под запретом. Для историков это означало необходимость безусловного принятия доктрины партии как определяющего звена в трактовке исторических событий. Огромное влияние на формирование советской исторической науки на базе такого принципа оказал М.Н. Покровский. Труды этого историка, основанные на доктрине мировой пролетарской революции, отличались крайней политизированностью.

В 30-е годы возросла роль исторического образования, для приумножения исторических знаний создается более благоприятная атмосфера. В 1934г. восстанавливается преподавание истории в университетах, в 1936 г. был образован Институт истории. Вместе с тем в связи с выходом в свет учебника «История ВКП(б). Краткий курс» (1938 г.) канонизируется новая историческая концепция. Учебник должен был обеспечить единое толкование исторического процесса, подтвердить непреложность сталинской доктрины. Книга на долгие годы определила содержание преподавания истории, стала эталоном в научной работе. Догматический подход к освещению истории, ее беспринципное искажение в угоду власти на десятилетия затормозили исследование прошлого России.

Начавшаяся после XX съезда КПСС (1956 г.) «оттепель», при всей ее ограниченности, создала новые условия для деятельности историков. Частично открывается доступ к архивам, расширяется публикация неизвестных ранее документов. На страницах научной периодики в этот период разворачиваются дискуссии по актуальным проблемам теории и методологии советского обществоведения, идет поиск новых подходов к решению базисных научных задач (например, обсуждение вопросов периодизации отечественной истории).

Историческая наука достигла определенных успехов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого. Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались пересмотреть некоторые догматические оценки событий недавнего прошлого, ликвидировать «белые пятна» в науке. Именно в 50-е годы Академия наук СССР начала издание 13- томной «Всемирной истории». В 60-70-е годы изданы многотомные «История СССР с древнейших времен до наших дней», «История второй мировой войны», «История Сибири», «Очерки истории исторической науки в СССР», «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» и др.

Особенно успешно историки изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества. Зависимость от партийной доктрины приводила к массовым изданиям стандартизированной тенденциозной исторической литературы.

Среди наиболее известных историков советского периода, внесших заметный вклад в изучение отечественной истории, можно назвать М.Н. Тихомирова (1893 – 1965), А.А. Зимина (1920 – 1980), Л.Н. Гумилева (1912 – 1992) и др. Так, выдающийся российский историк М.Н. Тихомиров стал известен как историк русского средневековья. Он внес немалый вклад в развитие палеографии. В 1953 г. Тихомиров основал и возглавил кафедру источниковедения МГУ.

Основной сферой научных интересов А.А. Зимина была политическая, социальная и культурная история России (XV – XVI вв.). Историком была создана панорама истории России, охватывающая период с 1425 г. по 1598 г. и представленная в шести книгах.

Замечательный русский историк Л.Н. Гумилев посвятил свою научную деятельность проблемам возникновения и развития различных племен, народов, наций – этносов. Гумилев всю жизнь занимался особой научной дисциплиной – этнологией, находящейся на стыке гуманитарных и естественных наук. Главной темой научных исследований Гумилева была история Евразии. Отвечая на извечный вопрос, с кем идти России – с Востоком или с Западом, – Гумилев всегда предпочитал евразийское единство союзу с Западной Европой. Рассматривая историю Руси с точки зрения формирования русского этноса, ученый сделал вывод: Эпоха Киевской Руси и эпоха Московского государства составляет «два разных потока русской истории». Это две совершенно различные исторические традиции. Московская, более поздняя, была лишь в небольшой мере преемницей Киевской. Истории формирования российской государственности Гумилёв посвятил свою последнюю книгу «От Руси к России».

С провозглашением в апреле 1985 года курса на перестройку начался переход российской истории в новое качество. Под напором новых фактов и дан­ных развернулся процесс разрушения мифологизированной, залакированной советской истории. Однако на пути переоценки духовного наследия прошлого историческая наука столкнулась с немалыми трудностями. Разрушение партийной доктрины и мо­нополии КПСС на власть привело к тому, что история, лишившись «марксистских скрепов», распалась на множество почти не связанных (порой взаимоисключающих) сюжетов, концепций. История стала полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только подлинно научные позиции, но и политизированные точки зрения. Это приводит к тому, что вместо одних мифов появляются другие, вместо одной полуправды – другая, вместо знания – вновь незнание. Подобная ситуация делает чрезвычайно актуальной задачу обретения научной парадигмы, которая помогла бы уйти от навеянных коньюнктурщиной суждений.

Для того, чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить эффективные объясняющие модели. В исторической науке в последние годы произошли серьезные перемены. Прежде всего, они выразились в освоении тех подходов и теорий, которые характерны для зарубежных, особенно западных, общественных наук. Структурно-функциональный и стратификационный анализ теории элит, гражданского общества, тоталитаризма и плюрализма, как и многие другие подходы, которые раньше подвергались жесткой критике, сегодня взяты на вооружение и активно используются отечественными обществоведами при рассмотрении российских реалий. Традиционные подходы оказались потесненными, хотя и не утратили своего влияния.

При всем многообразии методологических и теоретических подходов современного российского обществознания для анализа российской истории особое значение имеют макротеории.

Наибольшим влиянием в отечественной исторической науке пользуются теория общественно-экономических формаций и цивилизаций. Традиционно в советской историографии всемирно-исторический процесс было принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре.

Сильная сторона этой концепции, разработанной в середине XIX в. немецким мыслителем К. Марксом, состоит в том, что на основе определенных критериев она создает четкую объяснительную модель всего исторического развития. История человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс. Ясны движущие силы этого процесса, основные этапы и т.д.

Однако формационный подход (или стадиально-формационный) в познании и объяснении истории не лишен и недостатков. На эти недостатки указывают его критики, как в зарубежной, так и отечественной историографии. Формационный подход предполагает однолинейный характер исто­рического развития, создает определенные трудности в отражении многообразия, многовариантности исторического развития и т.д.

В последнее время все большую значимость приобретает цивилизационный подход к истории, согласно которому весь исторический процесс можно представить как смену целого ряда цивилизаций существовавших в различное время в разных регионах планеты. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В зарубежной историографии наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг исторического журнала «Анналы» (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф. и др. В российской исторической науке его сторонниками были Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин) Под цивилизацией понимается качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Цивилизационный подход носит сравнительный характер. История народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, их особенности. Такой подход способствует выявлению самоценностности общества, его места в мировой истории и культуре. Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что оба подхода – и стадиально-формационный и цивилизационный дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеет сильные и слабые стороны, но если постараться избежать крайностей каждого их них, а взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет. Оба подхода являются в действительности разными аспектами исследования и осмысления единого исторического процесса, в равной мере правомерными и необходимыми. И именно в этом заключена возможность их сочетания и взаимодействия, а тем самым и синтеза.

Проблемы методологии истории в последнее время стали предметом пристального внимания ученых-обществоведов. В результате проведенных в 1995-99 гг. научных конференций и дискуссий по проблемам методологии истории мы располагаем некоторыми результатами и выводами по данной проблематике. Некоторые из них, на наш взгляд, состоят в следующем.

Поиск и реконструкция адекватного варианта логики общеисторического развития возможны только в том случае, если они опираются на его фундаментальные свойства – единство, многообразие, неравномерность. Единство воспроизводится в логике как целостный процесс направленных изменений, а не в виде изолированных потоков, что сообщает пониманию истории ту необходимую связь между прошлым, настоящим и будущим, которая является составным элементом исторического сознания.

Без необходимой связи времён невозможно стабильное функционирование общества, а она создается с опорой на направленно-стадиальный вариант логики общеисторического развития. Прошлое не должно оставлять людей без будущего, без здоровой уверенности в нем – в этом состоит самое важное предназначение исторического познания.

Направленно-стадиальный характер общеисторической эволюции не «выстраивает» все локальные варианты в одну линию развития, он выявляется лишь по наиболее зрелым, развитым феноменам исторической реальности, которые обозначают вектор общеисторической эволюции, её вехи, т.е. её логику.

Неравномерность исторического развития проявляется на всех его уровнях, предупреждает против обязательности перенесения этапов (стадий) общеисторической эволюции на каждую локальную её разновидность. Неравномерность подразумевает: 1) различную степень развития, 2) хронологическое не совпадение. Вследствие этого между логикой общеисторического развития и локальными её разновидностями неизбежны несовпадения сущностного и стадиального характера.

Индивидуальное своеобразие общественной среды ведёт к необратимости общественных процессов в истории и логике их развития. История не дает попятного хода ни в одной из своих фаз, повторяемость относится скорее к логике процессов. Происходит переход общей динамики на новый виток и новый уровень развития. Речь идёт лишь о разной цене социальных издержек выхода на пути общемирового развития. Логика этого процесса ни в коей мере не исключает всего богатства и многообразия конкретных путей исторического развития.

Объективность исторического исследования предполагает руководство следующими основными принципами. Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало.

Принцип объективности предполагает, что необходимо изучать объективные закономерности, которые определяют процессы общественно - политического развития, опираться на факты в их истинном содержании, рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения. Этот принцип (ещё его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и учет всех сторон и всех взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества. Таким образом, принципы историзма, объективности, социального подхода, всесторонности изучения базируются на диалектико - материалистической методологии изучения исторических процессов. Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Российская историография в прошлом и настоящем.

Историография — это отрасль исторической науки, которая изучает ее историю. В историографии России выделяют несколько периодов,

Досоветская историография. В 1725 г, в России учредили Академию наук, в 1755 г. открылся Московский университет. Именно тогда начали формироваться направления отечественной историографии. Самая первая трудность, с которой столкнулись историки, — проблема образования и развития российской государственности, происхождение древнерусской народности. Основоположниками первой концепции в отечественной историографии в XVII в. были Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, с которыми был категорически не согласен М.В. Ломоносов. Русский ученый высказывался против необоснованного толкования летописи о возникновении Древнерусского государства. Эти разногласия привели к тому, что в исторической науке возникли два направления: норманизм и антинорманизм.

Определенного расцвета историческая наука достигла во второй половине XVIII в., в эпоху «просвещенного абсолютизма». Теория естественного права и общественного договора объединилась с теориями западноевропейского «просвещения». Доказывалось, что монархия и крепостное право — это благо России, а всякие попытки сломать существующий порядок расценивались как зло для страны. Так понимал государственное развитие М.М. Щербатов. Выдающимся исследователем русской древности был И.Н. Болтин. Он одним из первых прокомментировал Русскую Правду и многие другие древние рукописи. Неоценимый вклад в развитие истории как науки внес Н.М. Карамзин. В 1803—1826 гг. он трудился над созданием «Истории государства Российского» в 12-ти томах.

В первой половине XIX в. начинается формирование официальной государственной историко-идеологической теории, которая была сформулирована М.П. Погодиным. Эта теория получила название официальной народности. В ней прослеживалось единство «самодержавия, православия, народности». Она способствовала развитию уже устаревшего учения «естественного права и общественного договора» и идеализировала отечественную историю.

Вначале XIX в. было создано Министерство народного образования, открывались университеты в Петербурге, Казани; лицеи — Царскосельский и Демидовский.

В XX в. в науке появилось новое направление — евразийство. Основоположниками этого направления были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский и др. По евразийскому учению люди России обречены на взаимосуществование и тесное взаимодействие

Значительные изменения произошли в исторической науке советского времени, до конца 1930-х гг. находившейся на стадии формирования. В 1934— 1936 гг.была принята марксистско-ленинская методология изучения истории. Большим достижением советской историографии было издание многотомных работ по истории СССР досоветского периода. С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев ("Судьба России", "История и смысл русского коммунизма"), И.Л. Солоневич ("Народная монархия"). Однако выдвижение на первый план в политической жизни концепции "общечеловеческих ценностей" привело к тому, что многие историки стали акцентировать больше внимания на общих закономерностях цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к "западнизации" России. Это особенно сказалось на учебной литературе. Такая практика преподавания истории была осуждена в специальном постановлении Государственной думы о состоянии и задачах исторического образования в России (1998г.).

В России второй половины XIX – начала XX в. сосуществовали последователи всех известных европейских школ. Большинство русских учёных признавало научный и одновременно специфический характер исторического познания, основанного на критическом анализе источников и беспристрастном изложении материала.

Позитивистская концепция исторического знания очень долго сохраняла прочные позиции и в некоторых своих версиях давала весьма впечатляющие результаты. Её разделяли (с некоторыми поправками) такие крупные российские историки, как В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский и др.

В 50-е гг. XIX в. ведущую роль играли воспитанные на критическом методе учёные «петербургской исторической школы» (М. С. Куторга, М. М. Стасюлевич и др.), но в 1860–1870-е гг. центр передовой исторической науки переместился в Москву, где прочно сохранялись традиции Т. Н. Грановского и его ближайших учеников, прежде всего П. Н. Кудрявцева (1816–1858) и С. М. Соловьева (1820–1879), который в 1864–1870 гг. избирался деканом историко-филологического факультета, а в 1871– 1877 гг. – ректором университета.

Взгляды ТИМОФЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ГРАНОВСКОГО (1813–1855) отличало стремление к активизации социальной функции истории. Это очень точно подметил Н. Г. Чернышевский, считая, что весь характер деятельности Грановского объясняется его служением не личной учёной славе, а обществу.

Грановского отличали широкая эрудиция, исключительная способность к историческому синтезу, умение ярко обрисовать целую эпоху. Много лет проработав в русле романтической историографии, Грановский уже в 1852 г. в своей речи «О современном состоянии и развитии всеобщей истории » выдвинул тезис о том, что история должна заимствовать метод у естественных наук, стремиться стать подлинной наукой и в этих целях даже отказаться от притязаний на художественную законченность формы. Тогда же он начал корректировать в позитивистском духе свои лекции по средневековой истории.

Выдающийся российский историк ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ГЕРЬЕ (1837–1919) был непосредственным продолжателем традиций Т. Н. Грановского. Он учился в Московском университете как раз в период профессорской деятельности Грановского и впоследствии подчеркивал, что значение исторической кафедры, когда её занимал Грановский, выходило за пределы университетской аудитории и глубоко захватывало всю область русского общественного сознания. Впрочем, Герье выступал против позитивистской историографии, и в частности резко критиковал «Историю цивилизации» Бокля, поясняя, что, поскольку главными источниками историка остаются произведения человека, а главным предметом изучения – поступки людей, историческое познание должно опираться на психологический анализ. Историк подчёркивал влияние идей на судьбу народов и ход цивилизации.

Герье впервые в России ввёл в образовательную практику исторические семинары по немецкому образцу, выбирая для занятий со студентами самые разнообразные темы по социальной и экономической истории, хотя сам в своих исторических работах изучал историю идей.

В рамках этих семинаров сформировались взгляды крупнейших российских историков, впоследствии возглавивших кафедры всеобщей истории во многих университетах России (Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, М. С. Корелин и др.) и прославивших русскую историографическую школу.

Друг Герье, крупнейший русский историк ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ КЛЮЧЕВСКИЙ (1841–1911) порвал с теоретическими установками «государственной школы» и рассматривал российскую историю как часть всеобщей. Мечтая создать науку об общих законах строения человеческих обществ, приложение которых не зависит от преходящих местных условий, он выстроил свою оригинальную историческую концепцию. На вопрос о том, что составляет предмет исторического изучения, Ключевский отвечал, что этим предметом служат происхождение, развитие и свойства людских союзов. Он искал наиболее существенное в истории народа, выявляя характерные обстоятельства, определявшие его жизнь на разных этапах истории, и видел главную особенность истории великороссов в природном факторе, стимулировавшем непрерывные миграции населения. Выделив четыре «исторические силы», определявшие в своей совокупности исторический процесс – природу страны, физическую природу человека, личность и общество, – Ключевский создал синтетическую концепцию, которая связывала природные условия и человеческую социальность.

В духе позитивистской ориентации на принципы естественнонаучного знания Ключевский поставил в курсе «Методология русской истории» вопрос о различении субъективного метода, делающего из истории средство общественного воспитания, и метода объективного, направленного на научное познание прошлого. По его мнению, в основе субъективного метода находится стремление обосновать истоки и постепенное становление современной культуры человечества, а потому отбираются только те исторические факты, которые имеют отношение к этому процессу. Но человечество неоднородно, и вполне естественно, что эта подборка фактов и их оценка у историков, принадлежащих к разным культурам, отличаются друг от друга. «Такое историческое изучение, – писал Ключевский, – отправляется не от исторического явления, а от личного кругозора изучающего, т. е. не от изучаемого объекта, а от изучающего субъекта, и, следовательно, исходным пунктом изучения становится точка зрения изучающего» 1 . Что касается объективного метода, то в его основе лежит взгляд на современную культуру не как на итог развития человечества, а как на одно из его состояний, и задачей становится изучение «самого исторического движения».

В этом случае теряет свое значение даже хронологическая последовательность явлений, поскольку важно не то, что после чего следует, а то, что из чего следует, и, соответственно, необходимы иные приёмы исследования: наблюдение, сопоставление и обобщение явлений.

На становление «русской исторической школы» всеобщей истории (такое название ей дали зарубежные ученые, высоко оценившие научные достижения своих российских коллег) огромное воздействие оказала связь историков с Московским университетом. На формирование её научной проблематики и активной общественной позиции повлияла социально-политическая обстановка в пореформенной России. Приоритетные темы группировались вокруг истории социальных отношений и социальной борьбы, особенно в переломные периоды развития общества. Историки неизменно подчеркивали воспитательную и общественную функции их науки, систематически занимались публицистической и просветительской деятельностью, видя в этом долг ученого.

Ближайшим преемником Герье по Московскому университету был выдающийся русский медиевист ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ ВИНОГРАДОВ (1854–1925). В центре его научных интересов стояли проблемы происхождения и развития западноевропейского феодализма. Виноградов являлся одним из крупнейших представителей позитивистской историографии. Он подчеркивал свой интерес к социальной истории, а история права, которая была главным предметом его занятий, представлялась ему как аспект социальной истории. В 1901 г. он был вынужден подать в отставку и уехать в Англию, где его знали и ценили, и где ему была предоставлена кафедра в Оксфордском университете. В оксфордском семинаре Виноградова принимали участие молодые европейские и американские ученые. Как выдающееся достижение науки к началу XX в. Виноградов оценивал тот факт, что общественное развитие стало пониматься не как сцепление случайностей, а как результат действия законов. Однако, возражая против взгляда на историю как исключительно или главным образом науку, устанавливающую причины явлений, он утверждал, что многие из исторических фактов сами по себе вызывают глубокий интерес, который делает их достойными изучения независимо от какой-либо возможности связать их вместе посредством законов.

Учеником Герье был также выдающийся ученый и педагог НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КАРЕЕВ (1850–1931), посвятивший свою научную деятельность преимущественно истории нового времени. Главным предметом исследовательской работы Кареева была история Великой французской революции и её предпосылок.

Убеждённый в том, что историки учатся работать не по историческим руководствам методологического содержания, а, читая исторические сочинения авторитетных ученых и решая исторические задачи с помощью опытных преподавателей, Кареев, тем не менее, много и плодотворно занимался теорией истории. Ему принадлежит большое число работ по философским и методологическим проблемам исторической науки. Взгляды русского учёного на роль социологии и научный статус истории отличались и от контовских, и от неокантианских. Уже в 1883 г., предвосхищая последующее развитие исторической мысли, он ввёл различие между науками феноменологическими, к которым относил историю, и номологическими. История трактовалась им как описательная дисциплина, имеющая дело с индивидуальными и неповторимыми фактами. Это вело к отрицанию существования особых исторических законов (за что автор и был подвергнут критике со стороны коллег-позитивистов), поскольку история понималась им как процесс, состоящий из последовательной смены явлений, которые предстают в данной совокупности лишь однажды. И хотя Кареев признавал, что в истории, как и в природе, всё закономерно, он полагал, что эти закономерности по своему характеру являются не историческими, а психологическими и социологическими. Ученый считал, что и природу, и историю возможно познавать обоими методами, т. е. генерализирующим и индивидуализирующим. В изучении истории вероятны разные ступени познания: от конкретных индивидуальных деталей до общих абстрактных характеристик. Вместе с тем Кареев видел задачу истории не в том, чтобы открывать какие-либо законы, предсказывать будущее или давать практические наставления, а в том, чтобы изучать отдельные события прошлого.

Целостная концепция общей теории истории включала, по Карееву, историологию (теорию исторического процесса), в которой особое место уделялось разработке проблемы личности в истории; историку (теорию исторического познания) и теорию исторического преподавания. Многочисленные учебники Кареева по всем разделам истории демонстрировали эталон методической оснащённости.

Видным представителем позитивистского направления в русской историографии был ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ЛУЧИЦКИЙ (1846– 1918), который выражал уверенность в существовании общих исторических законов и в принципиальной возможности их познания. Учёный опирался на массовый документальный материал, поддававшийся статистической обработке. Большинство его работ было посвящено социально-экономической истории, проблемам истории крестьянства в средние века или накануне и во время Великой французской революции XVIII в.

Выдающимся русским историком-позитивистом поколения Виноградова, Кареева, Лучицкого был МАКСИМ МАКСИМОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ (1851–1916). Он занимался историей права и экономической историей, а также, подобно Карееву, проблемами социологии, причём строил свой научный метод, не разрабатывая общие теории и гипотезы, а обобщая фактический материал конкретно-исторических исследований. Являясь последователем продолжателем Конта, он длительное время находился под непосредственным влиянием Маркса, назвавшего его даже одним своих друзей по науке. Ковалевский интересовался, с одной стороны, вопросом о происхождении и функционировании английского местного самоуправления – темой, привлекавшей многих европейских историков-либералов, с другой – социально-экономической историей средневековой Англии.

Для российской историографии последней четверти XIX в. было характерно особое внимание к истории западного общества Стимулом к изучению истории Западной Европы эпохи средневековья и нового времени представителями «русской исторической школы» было их стремление понять некоторые общие закономерности и опереться на опыт стран, уже прошедших тот который предстоял России. Все крупные историки «русской исторической школы» стремились сочетать конкретно-исторические исследования с разработкой теоретико-методологических и историко-социологических проблем. Они признавали существование исторической закономерности, органической связи прошлого и настоящего, историчности правовых и политических форм. В своих конкретно-исторических исследованиях они искали ключи к пониманию перспектив перехода России от феодализма к капитализму по западному пути. Именно это обстоятельство имел в виду Виноградов, когда подчеркивал, что вопросы, которые в Западной Европе предоставлены антикварам, в России все ещё являются злободневными. Свято веря в «уроки истории», российские ученые стремились выделить наиболее ценное в западном опыте и «примерить» его к настоящему и будущему России.

Представители этой школы подчеркивали идеологический момент в мотивации своей профессиональной деятельности, её связь с теми политическими интересами, которые сформировались у интеллигентов их поколения, наблюдавших последствия реформы 1861 г. и размышлявших о судьбах российского крестьянства. Запросы и потребности современной российской жизни, несомненно, задавали определённое направление научному поиску историков «русской школы» или, по крайней мере, конкретизировали его в географическом и хронологическом планах.

Но в то же время нельзя недооценивать и другой фактор формирования ментальности учёного и гражданина – обратное воздействие того исторического материала, культурно-исторического контекста, на освоение которого направлена его научно-познавательная активность. Эта обратная связь имела немалый мобилизационный ресурс. Интеллектуальная встреча с чужим прошлым, вызывавшим столь яркие ассоциативные связи с переживаемым настоящим, не могла не оказать влияния на общественную позицию историка: в данном случае речь идёт об ориентации на социальные преобразования в либеральном или либерально-демократическом духе. Так, профессиональные занятия историей Французской революции, а также историей Англии, первой страны, осуществившей переход от традиционного общества к современному, предоставляли специалистам красноречивые свидетельства в пользу исторической обреченности феодального строя, который исчерпал себя в пореформенной России. Собственная активная исследовательская практика, будучи мотивирована определёнными идейными предпосылками, тем не менее, обладала известной самостоятельностью и была способна скорректировать сложившиеся стереотипы коллективной психологии, априорные суждения, личные предубеждения и политические оценки.

Учёные «русской школы» всеобщей истории всегда признавали российскую самобытность и даже подчеркивали её непреходящее значение. Конечно, присутствовало и позитивистское признание возможности сознательного, целенаправленного воздействия на общественную жизнь, основанного на познанных закономерностях развития, но совершенно недвусмысленно говорилось и о необходимости учитывать национальные традиции и специфические черты внутреннего развития, уникальность культурно-исторического наследия – всё то, что мы сейчас назвали бы цивилизационными основами исторического процесса.

Будучи профессионалами высокого класса, наделёнными оригинальным историко-философским мышлением, историки-западники прекрасно понимали, что наличие апробированных моделей перехода от старого порядка к новому может лишь облегчить и ускорить этот переход, прояснив грядущие перспективы и «подсказав» последовательность шагов. Однако сам механизм этого движения по проторенному другими пути «запускается» только в аналогичной исторической ситуации, определяемой социально-экономическими и политическими условиями конкретного общества, его реальными потребностями.

Диалектическое единство логики развития исторической науки и влияния на неё социально-политической действительности ярче всего проявилось в формировании проблематики исследований. В российской историографии на первый план – в полном соответствии с пониманием неизбежности назревших изменений в обществе – выходит тот круг проблем истории крестьянства и государственно-правового устройства, который непосредственно отражает опыт решения аграрного вопроса, введения конституционных гарантий. Исследовательскую практику представителей «русской школы» отличали следующие характерные черты. Первая из них – последовательное сочетание социально-экономического подхода с активным интересом вопросам политического устройства, к детальному исследованию процесса формирования гражданского общества и современного правового государства, развития конституционной монархии и местного самоуправления. Наиболее ярко это органическое единство воплотилось в научном творчестве Ковалевского, который ставил своей непосредственной задачей показать зависимость политического строя от общественного. Второй отличительной чертой «русской школы» можно назвать чрезвычайно широкое понимание содержания аграрной истории как истории социальной. Такое видение аграрной истории, органично сочетавшееся с интересом к реальным судьбам простых людей, к прошлому народа, не имело аналогов в западноевропейской историографии того времени и сложилось в ней гораздо позднее – в середине XX в. Третья черта связана с интересом исторической динамике, к изучению различных явлений процессов в глубокой исторической перспективе. Наконец, четвёртая особенность «русской школы» отражала специфику национальной историографической традиции, приверженной сравнительно-историческому подходу к изучаемым явлениям; в данном случае речь шла об использовании опыта сравнительной истории в выборе путей общественно-политического развития и строительства будущей России. Несомненно, именно эти отличительные черты исторического мышления российских учёных обеспечили оригинальность их подхода к наиболее существенным проблемам средневековой и новой истории, непреходящую ценность их вклада в мировую историческую науку.

Теоретико-методологическая проблема соотношения истории и современности имеет и другой аспект. Конечно, историческая наука меняет свои представления и оценки, обогащаясь знанием настоящего, но рассмотрение исторического знания в общекультурном контексте предполагает и особый подход к проблеме восприятия и оценки исторического опыта одной нации, страны, цивилизации общественным сознанием другой, когда национальная культурная специфика по-особому преломляет образы «чужого» прошлого.

Столкновения с пережитками крепостничества и самодержавия в реальной жизни не только формировали чуткий взгляд на историю, но и создавали ситуацию, которая побуждала к активному воздействию научных выводов и представлений на современное общественное сознание. Социальная и воспитательная функции истории воспринимались в неразрывном единстве и как вполне естественное продолжение её познавательной функции.

Будучи не только учёными-профессионалами высочайшего класса, но и людьми огромного общественного темперамента, российские историки своей активной педагогической деятельностью и многочисленными блестящими работами публицистического и научно-просветительского характера внесли значительный вклад в формирование нового исторического сознания и политической культуры, по крайней мере в той части российского общества, которая посещала публичные лекции и составляла читательскую аудиторию периодических изданий.

В 1899 г. начал выходить в свет популярно-исторический журнал «Вестник всемирной истории », в котором помещались интересные переводные работы и оригинальные статьи крупнейших русских историков, но он просуществовал всего четыре года. Многие трудности развития и институционного оформления исторической науки в России определялись политической ситуацией в стране. В частности, с серьёзными препятствиями полицейского и цензурного порядка приходилось сталкиваться организаторам Исторического общества при Санкт-Петербургском университете, основанного в 1890 г. Это общество, включившее в свой состав в качестве действительных членов наиболее видных российских историков, имело два сектора (русской и всеобщей истории) и издавало «Историческое обозрение ». Однако общество, заседания которого привлекали массу молодежи, в связи со студенческими волнениями этого времени оказывается под бдительным полицейским надзором, за которым следует запрет устраивать публичные заседания с правом свободного входа для всех желающих.

Кроме Исторического общества при Санкт-Петербургском университете аналогичные общества были созданы в Москве при университете, в провинции. С 1913 г. начинают выходить, наряду с «Историческим обозрением», ещё два журнала – «Голос минувшего » и «Научный исторический журнал » под редакцией Н. И. Кареева.

Первыми письменными источниками по истории нашего отечества являются летописи. «Откуда есть, пошла Русская земля?» - с этого вопроса восемь с половиной веков назад начинал свой обзор отечественной истории древнерусский летописец Нестор (XI - начало XII) вв. автор первой редакции.

С образованием Российского государства с центром в Москве появилась потребность определить его место, среди других стран. Предпринимается попытка обосновать происхождение царского самодержавия, доказать его незыблемость и вечность. В 1560-1563 гр. появилась «Степенная книга» , в которой история страны изображена как серия сменяющих друг друга княжений и царствований.

Обоснование сильной государственной и монаршей власти потребовалось и в период образования империи при Петре I. Он прямо заявил о необходимости всем подданным «Ведать Российского государства историю». Реализуя это пожелание, один из «птенцов гнезда Петрова» - Василий Никитич Татищев в своем труде «История Российская с самых древнейших времен» (в 4-х книгах) – предпринимает попытку создания обобщающей работы по истории России. В.Н. Татищев был не только современником петровских преобразований, но и активным их участником, что и определило его концепцию. Он рассматривает политическое развитие России под углом борьбы монархии с аристократией, доказывает полезность самодержавия и вред аристократического правления, убеждает читателя в благости «монаршего правления», воспитывая подданных в духе покорности царю. Татищев ввел в научный оборот много новых источников: «Русскую Правду» (свод древнерусского феодального права). «Судебник 1550 г.», ряд летописей.

История В.Н. Татищева содержит обзор событий от скифских времен до конца XVI в. - правления Ивана Грозного. Изложение носит двойственный характер. Первые две части поднимают ряд общих проблем: о древнейшей истории народов Восточной Европы, о славянской письменности, о происхождении государства и его формах и т. д. Последующие две части приближаются к типу сводной летописи. На основе данных из разных летописных текстов дается изложение политической истории России в хронологической· последовательности.

Таким образом, в эпоху Петра 1 происходит осмысление истории России как, истории государства Российского.

Крупнейшим представителем русской исторической школы является русский писатель, Николай Михайлович Карамзин - основоположник русского сентиментализма, философ, историк и гражданин. Свой главный труд посвятил истории («История государства Российского»). Концепция «государственника» Н.М. Карамзина следующая: Россия – громадная страна, «мира половина», и потому государственным строем ее должна быть монархия. Это не отвлеченная и умозрительная теория, за ней стоит опыт истории России, в котором самодержавие сыграло определенную прогрессивную роль, способствуя объединению России и сплочению в единое государство различных феодальных земель, осуществляя в лице Петра I важные государственные преобразования. Успехи самодержавия, по Карамзину, определяли благосостояние Руси, периоды упадка самодержавного режима были чреваты для страны бедами.

История, по мнению Карамзина, должна была учить и царей. На примерах правления русских монархов - по­ложительных и отрицательных - он хотел учить царствовать. Для этого он, вслед за Монтескье, дает определение самодержавия, подчеркивая его обязанности перед народом. «Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».

Этап в развитии русской исторической науки в XIX в. связан с именем Сергея Михайловича Соловьева (1829-1879гг.) . Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников является его труд «История России с древнейших времен» в 29-ти томах, где рассматривается развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II. С.М. Соловьев считал государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа, который немыслим без государства. Однако успехи в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию. Его мировоззрение сформировалось под влиянием гегелевской диалектики, которая признавала внутреннюю обусловленность и закономерность исторического процесса.

В отличие от предшественников Соловьев придавал значение в истории природе, географической среде. Он считал: «Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».

Объясняя каждое явление в истории внутренними причинами, Соловьев показывал все явления во взаимосвязи с другими, стремился «показать связь между событиями, показать, как новое проистекало из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое…».

Последователем идей Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911). В «Курсе русской истории» в пяти томах В.О. Ключевский, первый среди российских историков, отошел от периодизации по царствованиям монархов. По Ключевскому - история делится на периоды, исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский.

Теоретическое построение Ключевского опиралось на триаду: «человеческая личность, людское общество и природа страны». Основное место в «Курсе русской истории» занимают вопросы социально-экономической истории России. Ключевский, описывая структуру российского общества, основой деления на классы считал различные виды хозяйственной деятельности, разделение труда (земледельцы, скотоводы, купцы, ремесленники, воины и т.д.). В понятие «народ» в отличие от последующих историков (марксистов), он не вкладывал социального содержания (не выделял трудящихся и эксплуататоров). Термин «народ» Ключевский употреблял в смысле этническом и этическом. Ключевский ставил вопрос об общеисторическом процессе, в котором каждая местная история имеет своеобразие. Высшим достижением национального и морального единства народа, по мнению Ключевского, является государство как орган бесклассовый и общенародный, защищающий национальные интересы. Труд Ключевского, привлекает яркими характеристиками исторических деятелей, оригинальной трактовкой источников, широким показом культурной жизни русского общества.

Распространение марксизма в конце XIX в. вызвало волну новой интерпретации фактов русской истории. В этой концепции исходной точкой является социально-экономический детерминизм в изучении истории, что определило трактовку исторического процесса как смену социально-экономических формаций, основное содержание которого - борьба классов. История производства и идеологии, государства и права, политических событий и религии, науки и искусства определялась центральным тезисом - приматом классовой борьбы.

Марксистская концепция отечественной истории, с благословения В.И. Ленина, была создана большевиком Михаилом Николаевичем Покровским (1868 -1932) и впервые нашла отражение в работе «Русская история в самом сжатом очерке» 2 , а затем изложена в его фундаментальном труде «Русская история с древнейших времен» в 5-ти томах. Михаил Николаевич Покровский считается родоначальником школы советских историков. В основе всех учебников, множества исторических трудов, изданных в советское время, лежит марксистская, историко-материалистическая концепция понимания истории. Под схему закономерности смены социально-экономических формаций большевики подводили факты русской истории с соответствующей интерпретацией. Вся история была разбита на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная капиталистическая, коммунистическая. В основе их смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил производственных отношений, разрешение которого приводит к изменению способа производства. Главной движущей силой исторического процесса марксисты объявили бескомпромиссную классовую борьбу между эксплуататорами и эксплуатируемыми, а руководителями угнетенных (при капитализме) является пролетариат. Орудием построения социализма должно стать государство диктатуры пролетариата.

Сегодня стала очевидной невозможность, базируясь только на формационной теории К. Маркса, объяснить исторический процесс, причинно-следственные связи явлений и событий. Практика ХХ в. не подтвердила основной вывод теории о неизбежности гибели капитализма и победе социалистической революции.

Историческая концепция JI.Н. Гумилева явилась своеобразной реакцией исторической науки на засилье в ней вульгарного экономико-социологического детерминизма. Лев Николаевич Гумилев (1912-1992), действительны член Российской академии естественных наук, доктор географических и доктор исторических наук, создал новое направление науки - этнологию, лежащую на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии и биологии. Л. Гумилев писал о гуннах, тюрках, хазарах, монголах, русских. Он опубликовал более двухсот статей и десяток монографий: «География этноса в исторический период», «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси до России» и др.

В настоящее время вместе с оживлением интереса в обществе к русскому богословию возрождаются работы авторов христианской концепции . Имеется также ряд интересных трудов по истории советского общества. Однако в силу доминирования историко-материалистического подхода создать много концептуальную историю России не удалось

Слово «историография» происходит от греческого «история» - разведыва­ние, исследование прошлого и «графо» - пишу. Понятие «историография» неод­нозначно. Таким термином часто называют историческую литературу по какому-либо вопросу, проблеме, периоду. Например, говорят об историографии христи­анства, историографии Отечественной войны 1812 г. и т.д., имея в виду не только библиографию, но и анализ, и критический разбор литературы.

К подобному словоупотреблению примыкает использование термина «исто­риография» как синонима исторических произведений, исторической литературы вообще. В этом значении говорят о появлении историографии, о ее успехах так же, как о появлении исторических знаний или об успехах исторической науки и литературы.

Нас будет интересовать значение понятия историографии как истории исторических знаний, исторической мысли, исторической науки в отдельно взятой стране.

Историография изучает теоретические проблемы исторической науки, раз­витие ее методологии, борьбу мнений по конкретным теоретическим и методоло­гическим положениям, вопросы постепенного расширения и изменения как тема­тики, так и источников, привлекаемых при этом. Она интересуется совершенство­ванием источниковедческих приемов исследования и критики источников, харак­тером изложения и стилем разных историков разных эпох.

Отечественная историография зарождается в период Средневековья. Основой исторических взглядов, как и мировоззрения в целом, в данную эпоху являлся провиденциализм, связывавший все происходящее с волей божественного прови­дения. Основным жанром древнерусской средневековой исторической литерату­ры этого времени были летописи, среди которых выделяется «Повесть временных лет», составленная в начале XII века и доводившая события до 1113 г. Характерно для отечественной историографии отражение в «Повести» не только религиозных верований, но и событий политической истории, таких как происхождение госу­дарства, борьбы с иноземными врагами, отношения князей и дружины. Стиль древнерусских летописей можно охарактеризовать как событийно-перечневый. Исторический процесс в период Средневековья представлялся в виде разрознен­ных событий, где отсутствовали причинно-следственные связи.

В период феодальной раздробленности (XII - середина XV-века) на Руси прервалось единое летописание. В результате наряду с новгородскими и киевски­ми стали составляться летописные своды и других городов, в которых основное внимание уделялось не общерусской, а местной истории.

Пришедшая на смену средневековой историография эпохи Возрождения под­черкнула роль эмпиризма, отказалась от религиозной схоластики, обратилась к изучению реальной жизни. История стала признаваться учителем жизни, необхо­димой государям и военачальникам. Философы и историки-гуманисты обрати­лись к анализу и обобщению исторических фактов, а основой мировоззрения эпо­хи стал прагматизм. Божий промысел перестал толковаться как причина событий человеческой истории, а сами события стали оцениваться с точки зрения их по­лезности для людей. В работах Д.Вико впервые получила развитие критика исто­рического источника, на основе которого осуществлялось историческое исследо­вание.

Период Раннего Возрождения и Высокого Ренессанса в отечественной исто­рии совпал по времени со становлением Русского централизованного государства, упрочением самодержавия. В официальной историографии этого периода отчет­ливо прослеживается идея самодержавия, классовая направленность. На фоне усиления интереса к всеобщей истории подчеркивается роль Москвы и москов­ских государей как хранителей христианской веры. Около 1524 г. монахом Пско-во-Печерского монастыря Филофеем формулируется идея богоизбранности Руси в теории «Москва -третий Рим». В XVI веке создаются грандиозные по масшта­бам произведения, такие как Воскресенская и Никоновская летописи, Лицевой ле­тописный свод на 9700 листах с 16000 иллюстраций, Степенная книга. При их со­ставлении используются документы государственных архивов и правительствен­ных учреждений. В официальных летописях присутствует тезис о божественном происхождении самодержавия, политические легенды. В неофициальной исто­риографии (например, Белозерская летопись, «Написание о грамоте») появляются сведения о еретическом движении, идея о воле человека. В начале XVII века в со­чинениях появляется тема социальной розни, «Хронограф» 1617 г. содержит раз­мышления о характере человека. Основными идеями отечественной историогра­фии периода Возрождения стали внимание к человеку и реальным политическим мотивам его деятельности, идея политического единства русской земли и русско­го народа.

Во второй половине XVII - начале XVIII века расширяется круг историков, к числу которых теперь относятся дьяки, дворяне, дипломаты. Сочинения отлича­ются единством стиля, появляется интерес к индивидуальности исторических деятелей, их психологическим характеристикам и внешнему облику. Публикуется первое русское историческое произведение-учебник - «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев». На рубеже веков в историографию входят идеи естественного права и общественного договора. Успехи естествознания и научное объяснение явлений природы привели к возможности распространения действия законов физики и математики на жизнь общества. Теория естественного права стала использоваться для апологии абсолютизма и обоснования дворянских при­вилегий.

XVIII век в истории России стал временем оформления исторической науки. В первой четверти XVIII века Петром I издаются специальные указы о сохране­нии исторических источников. Расширяется источниковая база исторических ра­бот. Создается первое комплексное историческое сочинение «История Россий­ская» В.Н.Татищева, масса сочинений о современной для авторов истории, на­пример, «Гистория Северной войны» П.Шафирова.

Подготовка в 1749 г. диссертации Г.Ф.Миллера, работавшего при Елизавете Петровне в России, положила начало норманнской теории, ответом на которую явилась критика М.В.Ломоносова, заложившая основу антинорманнской теории.

Во второй половине XVIII века в отечественной историографии нашли отра­жение идеи Просвещения. Основой мировоззрения данного периода был рациона­лизм, вера в неограниченную силу человеческого познания, которое властвует над всем существующим. Тематика исторических трудов в это время расширяется, пополняясь работами по изучению нравов, обычаев, торговли, финансов, земле­делия, ремесла, мореплавания, сословного строя, военного дела, достижений нау­ки и культуры. В работах историков проявляется критическое отношение к исто­рическому прошлому. Дворянские просветители М.М.Щербатов и И.Н.Болтин, являясь поборниками дворянских прав и привилегий, уделяли внимание истори­ческому прогрессу и исторической закономерности. Тенденции буржуазного про­светительства обнаруживаются в работах М.Д.Чулкова, И.И.Голикова, В.Крестинина, сделавших героями исторических произведений новые социальные слои - купечество, ученых, писателей. В работах А.Н.Радищева впервые появля­ется критика самодержавия и крепостничества в совокупности.

На рубеже XVIII-XIX веков в историографии проявляются идеи сентимен­тализма. Зародившись в рамках просветительской идеологии, сентиментализм отрицал решающую роль разума и возводил в основной критерий ценности чувст­ва. Примером отражения идей сентимегпализма в отечественной историографии может служить труд Н.М.Карамзина «История государства Российского».

В 20-30-е гг. XIX века против назидательных идей Просвещения выступило новое направление мысли - романтизм. В рамках романтизма мифы и легенды стали изучаться с точки зрения поиска в них достоверного и реального. У истори­ков формируется представление о закономерном развитии народов, прошедших путь от родовых к государственным отношениям. В журналах «Вестник Европы» (издатель Н.М.Карамзин), «Московский телеграф» (Н.А.Полевой), «Московский вестник» (М.П.Погодин), «Современник» (А.С.Пушкин) публикуются историче­ские статьи. Накопительство источниковой базы приняло невиданный ранее раз­мах. В 1804 г. А.Шлецером создается Общество истории и древностей россий­ских, занимающееся поиском и изучением исторических источников. В 1834 г. была образована первая Археографическая комиссия, целью которой являлся сбор и издание документов. Немалый вклад в дело розыска неизвестных ранее истори­ческих источников внес Румянцевский кружок, деятели которого собрали около 700 рукописей и 200 старопечатных книг. ,

В 40-е годы XIX века в отечественной историографии нашли отражение идеи общественно-политической мысли России. В рамках «Теории официальной на­родности» написаны работы М.П.Погодина, являющиеся апологетикой импера­торской России, ее исключительности и богоизбранности. Славянофилы П.В.Киреевский, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков первыми приступили к изучению русской общины, критиковали петровскую модернизацию, собрали огромное ко­личество русских народных сказок, пословиц, загадок.

Западник С.М.Соловьев впервые представил историю России до конца XVIII , века в полном объеме и связи, причем периоды XVII-XVIII веков Сергей Михай- " лович рассматривал в целостности и связанности изложения материала первым из историков. Перенося законы развития отдельного человека в целом на человече­ское общество, ученый полагал, что Россия, переходя «от возраста чувств к воз­расту мысли», в годы петровских преобразований вовсе не отставала от Европы, а органично развивалась в других исторических условиях, нежели Европа. Его ра­бота «История России с древнейших времен» привлекла к себе огромное внима­ние и сопровождалась большим количеством рецензий. Впервые Соловьевым бы­ли введены в научный оборот многочисленные источники го Московского архива Министерства иностранных дел и Министерства юстиции. В работе историка «Чтения о Петре Великом» четко прослеживаются выявленные в историческом процессе причинно-следственные связи. Впервые ученый поднял на значительно более высокую ступень, чем предыдущие исследователи, историографию полити­ческой истории России, включив в деятельность политиков вопросы развития науки, искусства, благоустройство городов, быт, то есть новые темы.

Историографическая мысль второй половины XIX века представлена спек­тром самых разнообразных направлений.

Государственная теория, разрабатывавшаяся В.И.Сергиевичем, К.Д.Кавели­ным, Б.Н.Чичериным, основывалась на положениях о закономерном, органичном развитии русского народа от родовых отношений к государственным; об инертно­сти русского народа; о том, что государство является движущей силой, которая закрепостила сословия в интересах обороны страны и само их раскрепощает. В начале XX века государственную теорию разрабатывали П.Н.Мипюков, С.Ф.Платонов, А.А.Кизеветтер, А.С.Лалпо-Данилевский. Они полагали, что главный фактор истории - политический, то есть деятельность государства. Толь­ко на рубеже веков государственная школа признала социально-экономический фактор равным по значению с политическим в ходе российского исторического процесса.

Демократическое направление историографии представляют работы А.И.Герцена, А.П.Щапова, тематика которых связана с жизнью простого народа, осуждением эксплуататоров.

Идеи консерватизма и национапизма нашли отражение в трудах М.Н.Каткова, который мысли о национальном своеобразии русского народа со­вмещал с национальной исключительностью и великодержавностью.

В духе позитивистских идей проводили исследования А.ЕПресняков, М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев. Основное внимание историки-позитивисты сосредотачивали на идее общественного прогресса. Они признавали всесилие науки, а основой научного познания считали эмпиризм. Позитивисты полагали, что эволюция исторического процесса произошла независимо от роли личности, а причины ее непознаваемы. Историки предлагали сосредоточиться на изучении экономических и социальных проблем огечественной и зарубежной истории.

Особое место в отечественной историографии ХГХ века занимает имя В.О.Ключевского, создавшего «Курс лекций по русской истории». Именно Клю­чевский впервые отметил исключительную важность роли личности в историче­ском процессе, представил поргретные характеристики государственных деятелей XVI-ХГХ веков. Изучая исторический процесс, В.О.Ключевский обратил внима­ние на взаимодействие основных факторов: человеческой личности, общества и природы страны, которые играют определяющую роль в истории государства, ха­рактеризуют его экономические, социальные и культурные явления. Рассматривая формирование общества, В.О.Ключевский уделил внимание таким кригериям, как дух, идеи, умственный труд и нравственный подвиг. Работая с историческими ис­точниками, Василий Осипович использовал аналитический и синтетический под­ходы, добиваясь воссоздания правдивости мельчайших исторических деталей.

Во второй половине ХГХ века в Россию проникает материалистическая мар­ксистская философия, раскрывавшая законы общественного развития исходя из тезисов о том, что общественное бытие определяет сознание, создает реальный базис, над которым возвышается надстройка. Таким образом, впервые в историче­ской мысли появилось положение о том, что социальное развитие, правовой госу­дарственный строй и культура находятся в связи с экономической структурой общества. В середине 90-х годов ХГХ века легальные марксисты П.Б.Струве, Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский разработали в историографии направление экономический материализм, согласно которому экономика оказывает преобла­дающее и определяющее воздействие на социально-политические отношения, весь ход исторического развития народов. Развитие политических отношений, правовых и нравственных норм, художественное, религиозное, философское раз­витие общества определяются его экономическим укладом. Главную движущую " силу прогресса экономический материализм видел в господствующих классах и стоящем на страже их интересов государстве и отрицал роль классовой борьбы в историческом прогрессе. Собственно марксистское направление в историографии в начале XX века разрабатывал М.Н.Покровский, полагавший, что ключ к пони­манию важнейших закономерностей в истории России находится в учении об об­щественно-экономических формациях, прогрессивная смена которых происходит посредством революционных процессов.

Историческая мысль начала XX века находилась в поиске новых ориентиров и переоценки выработанных ранее принципов. Одним из главных предметов спо­ра философов и историков стало понятие общественного прогресса. Так оформи­лась теория исторического познания, уделившая основное внимание собственно способам познания исторического процесса, а не самому историческому процес­су. Согласно теории исторического познания, следовало определить путь от выяв­ления факта в источниках до его истолкования в исторических произведениях.

В 1905 г., после физических открытий Э.Маха и Р.Авенариуса, в историогра­фии оформилось направление философия эмпириокритицизма, или неопозити­визм. Понятия «субстанция», «сущность», «материя», «причинность» признава­лись новым направлением мнимыми. Вещи стали считаться только комплексом ощущений субъектов. Отсюда делался вывод о том, что исторические факты не отражают действительности. Например, Р.Ю.Виппер полагал, что критерий науч­ности исторических построений состоит в их соответствии принципу экономии мышления, то есть целесообразности. Поскольку у каждого поколения своя целе­сообразность и свои нужды, то и историческую картину каждое поколение созда­ет свою собственную. Получалось, что данный подход заменял историческую правильность исторической на данный период времени целесообразностью.

Отечественные последователи Г.Риккерта и В.Виндельбанда В.О.Ключев­ский и В.И.Сергеевич в духе риккертианства делили науки на 1) номотетические, которые изучают только общие, повторяющиеся черты явлений, отбрасывая все частное и индивидуальное, а поэтому в их рамках можно формулировать законы, и 2) идеографические, повествовательные, интерес которых сосредоточен только вокруг особенных, индивидуальных черт явлений и отбрасывает все общее. Исто­рию они относили к идеографическим наукам, полагая, что в ближайшем буду­щем представляется невозможным открытие общих законов исторического разви­тия.

В 20-80-е гг. XX века отечественная историческая наука находилась пре­имущественно в рамках марксистской материалистической концепции. Однако даже в рамках одного направления ученым удалось проделать колоссальный на­учно-исследовательский труд, создав как работы общего плана по истории внеш­ней политики, общественного движения, экономики, государственного строитель­ства, так и исследования по конкретно-исторической тематике (истории декабри­стского движения, Великой Отечественной войне, изучение персоналий полити­ков, деятелей культуры, науки, военачальников и т.д.). Среди разнообразной те­матики исторических сочинений и многочисленных работ хотелось бы выделить получившие широкое признание труды И.Я.Фроянова, М.Н.Тихомирова, Б.Д.Грекова, Б.А.Рыбакова, В.ЛЛнина по истории Древнерусского государства и истории Руси периода феодальной раздробленности. Нельзя не отметить ставшие хрестоматийными труды А.А.Зимина, Л.В.Черепнина, Р-Г.Скрынникова, В.В.Мавродина о периоде образования Русского централизованного государства, С.Ф.Платонова по истории смутного времени, исследования Н.Н.Павленко о событиях XVIII столетия, ЕВ.Тарле о российской истории периода 1812 г., предше­ствующих и последующих событиях, работы А.Н.Сахарова, по периоду первой четверти XVIII века, труды М.В.Нечкиной по истории декабристского движения, исследования Д.С.Лихачева и Ю.М.Лотмана по истории культуры, П.А.Зайончковского, М.Н.Покровского, Б.Г.Литвака, В.А.Федорова о реформах 60-70-х гг. XIX века.

Своеобразным подходом к изучению исторического процесса, выходящим за рамки марксистской концепции, отличаются исследования Л.Н.Гумилева, прове­денные с позиции разработанной им теории пассионарности. Согласно этой тео­рии под воздействием мутации (пассионарного толчка), образующей внутри со­циальной популяции группу людей, обладающих повышенной тягой к действию (пассионариев), которые стремятся изменить окружающее и способны на это, об­разуются новые этносы. Они развиваются, подчиняя себе окружающие народы. История этносов (этногенез) проходит несколько фаз, включающих зарождение, развитие, кульминацию, упадок этноса.

В настоящее время российская историческая наука находится в условиях после кризисной ситуации, приобретя возможность свободы выбора известных и поиска новых методологических установок.

    Модернизация политической системы России в начале 20 века, политические партии, опыт»думского парламента»

В политическом отношении Россия в конце XIX - начале XX века представ­ляла собой монархию с неограниченным самодержавием, О свободе слова, собра­ний, печати не было и речи. Политические партии и организации могли возникать и существовать лишь нелегально, подвергаясь всяческим гонениям со стороны властей. Политико-правовое реформирование страны было "вызвано революцией 1905-1907 гг.

6 августа 1905 г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной думы. На деле она являлась совещательным собранием, в чьи обязанности входи­ли лишь «предварительная разработка и обсуждение законодательных предложе­ний», не касаясь основных законов империи. Дума была лишена законодательной инициативы и не имела права голоса по вопросам бюджета. Выборы в нее должны были проходить по сложной системе, сочетавшей сословный и имущественный ценз, что сокращало участие в выборах представителей средних слоев населения и лишало рабочих всяких избирательных прав.

Дальнейший подъем революционного движения вынудил правительство издать Манифест от 17 октября 1905 г., получивший название «Манифеста свобод», автором которого являлся С.Ю.Витте. Содержание его сводилось к следующим обещаниям: 1) даровать народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов - неприкосновенности личности, свободы совести, свободы слова, со­браний и организаций; 2) не откладывая выборы в думу, обеспечить участие в ней тех слоев населения! которые согласно указу от 6 августа были лишены права го­лоса; 3) новый законодательный орган должен был впоследствии разработать принцип всеобщих выборов.

В феврале-марте 1906 г. прошли выборы в I думу по четырем куриям выборщиков - от помещиков, горожан, рабочих и крестьян, которые представляли 43 % всех депутатов. В выборах не могли принять участие женщины, мужчины до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств, избирательное право получили лишь 25 млн. человек, то есть менее 20 % населения.

Однако накануне предвыборной кампании правительство провело реформу Государственного совета, который превратился из административного органа в верхнюю палату будущего парламента, имеющую равные с думой полномочиям назначаемую императором. Таким образом, предопределялось, что Государствен­ный совет, приобретая законодательные функции, будет использовать их в инте­ресах монархии.

24 апреля, за три дня до открытия думы, были приняты Основные законы, сильно ограничивающие ее законодательные, политические и бюджетные права. Думе запрещалось обсуждать вопросы, «относящиеся к ведению государя», то" есть международные, военные и внутренние дела двора. В компетенцию думы не входили затраты, связанные с вопросами «ведения государя», государственной задолженностью, составлявшие половину бюджета страны., Государь сохранял «высшую самодержавную власть», время сессий думы определялось царем, кото­рый дважды использовал право на роспуск думы: в июле 1906 г. и в июне 1907 г. B перерывах между сессиями монарх мог провозгласить и утвердить новьп£закон. объявить или отменить чрезвычайное положение, приостановить по своей воле действие любого закона или гражданских свобод. Министры назначались и сни­мались со своих постов по соизволению императора и отвечали за свои действия только перед ним. Данные ограничения не позволили, несмотря на создание Го­сударственной думы, направить развитие России по пути конституционной мо­нархии.

24 ноября 1906 г. были приняты «Временные правила», согласно которым получила относительную свободу пресса. Однако они были отменены несколько месяцев спустя. Право на забастовку фактически было формальным после введения закона от 2 декабря, запрещающего бастовать государственным служащим, служащим общественных учреждений и рабочим предприятий, «жизненно важ­ных для экономики страны». По закону от 13 февраля 1906 г. можно было под­вергнуть преследованиям любое лицо, виновное в «антиправительственной про­паганде».

3 июня 1907 г. после роспуска II Государственной думы манифестом импера­тора был назначен срок созыва очередной думы на 1 ноября 1907 г., а одновре­менно внесены изменения в закон о выборах, что противоречило Основным зако­нам 1906 г., согласно которым данное решение требовало согласия думы и Госу­дарственного совета. Новый закон ужесточал избирательный ценз основных из­бирателей, сокращал представительство крестьян и национальных меньшинств," увеличивал неравенство в представительстве различных социальных категорий; например, голос одного помещика приравнивался к голосам 7 горожан, 30 кресть­ян, 60 рабочих; Новый закон о выборах, прозванный в народе «проклятым», вновь возвращал страну к самодержавию.

Изменения в политической системе России в период 1905-1907 гг. свидетель- *\ ствуют о пережитом российским самодержавием процессе эволюции. Можно вы­делить присущие ему этапы: 1) до 16 октября 1905 г. - неограниченное самодер­жавие; 2) 17 октября 1905 г. - 2 июня 1907 г. - самодержавие с I и II Государст­венными думами (при действии избирательного права для мужчин с 25 лет, кроме военнослужащих и представителей некоторых национальностей, с выборами по куриям помещиков, горожан, рабочих, крестьян и действии некоторых свобод);

3) 3 июня 1907 г. - июль 1914 г. - третьеиюньское самодержавие (увеличилось неравенство в представлении различных социальных категорий). Следует под­черкнуть, что согласно «Основным законам» Российской империи от 24 апреля 1906 г., независимо от учреждения Государственной думы, политический строй государства остался в рамках самодержавно-монархического.

Общая тенденция российских реформ начала XX века во многом совпадала с направлениями политики буржуазного реформизма в западноевропейских странах и США. Однако российское правительство шло на социально-политическое и со­циально-экономическое реформаторство лишь под нажимом все возрастающего революционного- движения и стремилось вернуться к прежнему политико-правовому устройству, как только спадала волна революционной радикализации общества. Социально-экономические преобразования осуществлялись.таким об­разом, чтобы вносить как можно меньше изменений в существующую политическую ситуацию.

3.Формирование политических партий в России было сопряжено с рядом осо­бенностей1. К их числу можно отнести следующие. Во-первых, данный процесс шел с явным запозданием по сравнению с западноевропейским странами и США. Во-вторых, западные и отчасти южные окраины Российской империи обгоняли центральные районы в процессе образования политических партий. Например, в Польше своеобразные партийные группировки оформились еще в период 1830-1831 и 1863-1864 гг., в 1890-х гг. возникли Социал-демократическая партия Коро­левства Польского, Польская социалистическая партия, либеральная Националь­но-демократическая партия, в 1880-1890-х годах образовались армянские револю­ционные партии «Гнчак» и «Дашнакцутюн», Литовская социал-демократическая партия, Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше, России - Бунд, в 1898 г. в Минске состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии. В-третьих, революционные партии в России закономерно стали возникать раньше либеральных и консервативных. Законопослушные либералы предпочита­ли использовать земства, научные общества, такие как Вольное экономическое, Географическое и другие, различные культурно-просветительские организации, печать в качестве организационных структур своей деятельности. Консерваторы долгое время не чувствовали потребности в создании политических организаций, поскольку на них работали вся самодержавно-бюрократическая система с ее идеологическим аппаратом, церковь, дворянские корпоративные организации, Русское собрание и прочие. В-четвертых, процесс партийного строительства в России был напрямую связан с ростом освободительного движения! вступившего в начале XX века в новый этап своего развития. В-пятых, большое значение в процессе образования партий имели такие факторы, как уровень социально-экономического развития страны в целом и каждого региона в отдельности, сте­пень остроты национального допроса, традиции борьбы с самодержавием на пре­дыдущих исторических этапах, масштабы массовых социальных движений, прежде всего движения промышленного пролетариата. В-шестых, революция подтолкнула к созданию партийных объединений консерваторов и либералов. Либералы хотели объединиться, чтобы противопоставить себя самодержавному режиму и отмеже­ваться от революционеров. Консерваторы стремились защитить самодержавие и православие от революционеров и либералов и от колебаний самой власти, прояв­лявшей, по их мнению, излишнюю уступчивость по отношению к «смутьянам».



Что еще почитать