Понятие и состав экологических правонарушений. Что представляет собой состав экологического правонарушения? Признаки состава экологического правонарушения

Она выражается в наличии вины правонарушителя, которая, как известно, имеет две формы: умысел и неосторожность. Умысел в свою очередь подразделяется на прямой и косвенный, а неосторожность – на легкомыслие и небрежность. Правонарушение признается умышленным, если лицо, совершившее его, осознавало общественную опасность (противоправность) своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных (противоправных) последствий и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно допускало эти последствия либо отнеслось к ним безразлично (косвенный умысел).

Правонарушение по неосторожности предполагает, что лицо, совершившее его, предвидело возможность наступления общественно опасных (противоправных) последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (легкомыслие), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (небрежность).

Хотя понятия умысла и неосторожности даны лишь в отношении преступлений (ст. 25 и 26 УК РФ) и административных проступков
(ст. 2.2. КоАП РФ), но они полностью применимы ко всем другим видам правонарушений. Экологическое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, как с прямым умыслом, так и с косвенным, а также в результате легкомыслия или небрежности.

Притом в конкретных статьях КоАП и УК, как правило, форма вины не указывается. Но она легко определима по смыслу диспозиций соответствующих составов административных и уголовных правонарушений.



Многие экологические правонарушения совершаются с прямым умыслом. Среди административных правонарушений – это, например, самовольное пользование недрами, самовольный захват водных объектов, самовольная переуступка права лесопользования и пользования животным миром, нарушение правил рыболовства и охоты.

Ряд экологических преступлений по смыслу диспозиций соответствующих статей УК также могут быть совершены с прямым умыслом. Это, к примеру, регистрация незаконных сделок с землей, нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, незаконная добыча водных животных и растений, незаконная охота, незаконная порубка деревьев и кустарников (соответственно ст. 170, 192, 256, 258, 260 УК РФ).

12 из 17 статей главы 26 УК РФ об экологических преступлениях могут быть совершены с косвенным умыслом. Это такие составы, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение атмосферы (соответственно ст. 246, 247, 250, 251) и другие (см. ст. 248, 249, 252, 253, 254, 255, 259, 261, 262).

Действительно, лицо, допускающее своими действиями (бездействием), например, загрязнение, засорение и истощение водных объектов, нарушение правил выбросов в атмосферу загрязняющих веществ осознает возможность причинения вреда окружающей среде и человеку, предвидит наступление таких последствий, хотя и не желает их наступления, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

КоАП и УК РФ по-разному реагируют на такую форму вины, как неосторожность.

Большинство административных экологических правонарушений совершается по неосторожности. Притом в отличие от УК КоАП безразлично относится к форме вины нарушителя. Здесь важен факт нарушения установленных в законе требований.

Уголовный же закон (ст. 24 УК РФ) деяние, совершенное по неосторожности, признает преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В действующем УК РФ таких случаев немного. Это в основном деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека (см. части третьи ст. 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ). Можно назвать также ч. 1
ст. 261 УК, которая предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности.

Наше право отрицает объективное вменение, то есть возложение ответственности за сам факт причинения вреда. Исключение составляют хранитель, владелец источника повышенной опасности и ряд других, ответственность которых наступает независимо от вины. Они освобождаются от ответственности лишь в случае, если докажут, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего
(ст. 1079 ГК РФ). С другой стороны, каждый, кто совершает правонарушение виновно, неотвратимо должен нести ответственность.

Неотвратимость ответственности (наказания) – это общий принцип российского права и имеет исключительно важное превентивное значение. Принцип неотвратимости исходит из того, что лицо, виновное в совершении правонарушения, обязательно должно понести ответственность, установленную в соответствующих нормах уголовного, административного, трудового, гражданского, экологического и других отраслей права.

Лицо, совершившее правонарушение виновно, может быть освобождено от ответственности за свое деяние лишь при наличии оснований, прямо указанных в законе. Одним из таких оснований для освобождения от уголовной и административной ответственности является малозначительность деяния. Если совершено малозначительное административное правонарушение, то орган (должностное лицо), уполномоченный решить дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 24 КоАП РФ), которое, как известно, взысканием не является.

Согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением, действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу и государству.

Закон предусматривает освобождение от ответственности и в случаях, когда исключается противоправность поведения. К ним в области экологии можно отнести крайнюю необходимость. Не подлежит административной или уголовной ответственности лицо, причинившее вред в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам государства и общества, личности, правам и свободам граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный (ст. 18 КоАП РФ, ст. 39 УК РФ). Если в административном и уголовном праве крайняя необходимость – безусловное основание для освобождения от ответственности, то гражданское право решение этого вопроса передает на усмотрение суда (ст. 1067 ГК РФ).

Субъектами причинения вреда в состоянии крайней необходимости могут быть предприятия и организации, их должностные лица, а также граждане. Например, с целью предотвращения затопления поселения в срочном порядке укрепляется дамба. При этом с сельскохозяйственных полей вместе с основным грунтом снимается и плодородный слой почвы. Объективно – это порча земли, но она допущена в состоянии крайней необходимости. Другой пример. Члены геологического отряда в запрещенное для охоты время отстреляли дикое животное, чтобы обеспечить себя питанием, запасы которого у них кончились, другого пути приобрести питание в сложившейся обстановке у них не было. К состоянию крайней необходимости относится и случай, когда человек вынужден убить нападающее на него животное.

9.3. Административная ответственность
за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения является самым распространенным видом ответственности в области экологии. Она наступает, напомню, за совершение административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъектами административной ответственности являются граждане, а также должностные и юридические лица. Административная ответственность граждан наступает с 16-летного возраста.

Административная ответственность за экологические правонарушения в основном носит формальный характер, то есть наступает за сам факт нарушения правовых предписаний и не связывается с наступившим результатом. Но хотя и редко есть составы и материальные.
Например, ст. 8.6 КоАП преследует за загрязнение земли, ст. 8.10 – за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых.

КоАП РФ 2001 года предусматривает административную ответственность за широкий круг экологических правонарушений. Она сосредоточена в основном в главах 7, 8 и частично в главе 19.

Глава 7. (Административные правонарушения в области охраны собственности). 13 статей этой главы предусматривают административную ответственность за нарушение права собственности на природные ресурсы. Это, например, ст. 7.1, которая преследует за самовольное занятие земель; ст. 7.6 – за незаконное завладение водными объектами;
ст. 7.9 – за самовольное пользование участками лесного фонда.

Основную нагрузку несет гл. 8 (Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования). 41 статья этой главы (8.1–8.41) практически охватывают весь круг правонарушений в этой области. Например, ст. 8.4 преследует в административном порядке нарушение законодательства об экологической экспертизе;
ст. 8.6 – порчу земель; ст. 8.9 – нарушение требований по охране недр; ст. 8.13 – нарушение правил охраны водных объектов; ст. 8.37 – нарушение правил пользования объектами животного мира и т.д.

Глава 19. (Административные правонарушения в порядке управления) содержит три статьи, которые берут под охрану некоторые управленческие отношения в области экологии. Это ст. 19.9, которая преследует в административном порядке нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков и водных объектов;
ст. 19.19 – нарушение обязательных требований технических регламентов и правил обязательной сертификации в области экологии; ст. 19.21 – несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество (на землю и другие природные ресурсы) и сделок с ним.

Административная ответственность выражается в применении к нарушителю административного наказания. Ст. 3.2 КоАП предусматривает девять видов наказаний;

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

К юридическим лицам могут быть применены только четыре первые виды наказаний.

За совершение экологических правонарушений применяется в основном административный штраф, величина которого определяется в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ) и колеблется в широких пределах. На граждан налагается штраф в пределах от 1 до 25, на должностных лиц – от 3 до 200 и на юридических лиц – от 30 до 500 МРОТ, а по некоторым статьям до 2000, до 3000 МРОТ (ст. 8.18, 8.19).

В ряде случаев (незаконный лов биоресурсов на территории континентального шельфа и исключительной экономической зоны) штраф устанавливается в кратном размере стоимости добытого природного объекта и колеблется для граждан в пределах от ½ до 1 размера стоимости водных биоресурсов, должностных лиц – от 1 до 2 и юридических лиц от 2 до 3 (см. ст. 8.20).

Хотелось бы сказать особо о таком виде взыскания, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Объектом конфискации могут быть судна, летательные аппараты и другие орудия незаконного добывания животных и растений. Притом конфискации подлежат орудия совершения правонарушения, применяемые как гражданами и должностными лицами, так и юридическими лицами. Примечательно, что орудия правонарушения подлежат конфискации независимо от того, в чьей собственности они находятся (см. ст. 8.17; 8.18; 8.19; 8.35; 8.37; 8.39 КоАП).

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Конфискация назначается судьей.

Одно из наказаний, которое применяется за экологическое правонарушение – это лишение гражданина права охоты на срок до двух лет в случае нарушения им правил охоты.

За экологическое правонарушение может быть применена и такая мера наказания, как возмездное изъятие орудия совершения или предмета правонарушения. Это может быть, например, охотничье ружье, применяемое для охоты, но не зарегистрированное в установленном порядке. Но такая мера не применяется к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Хотелось бы сказать отдельно о таком новом виде административного наказания, как административное приостановление деятельности, применение которого, возможно, будет более эффективным, чем других наказаний.

Административное приостановление деятельности (АПД) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации, агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

АПД применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д.

АПД назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания – устранения угрозы перечисленным объектам.

АПД назначается на срок до девяноста суток.

Постановление судьи об АПД исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

При АПД производится наложение пломбы, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об АПД мероприятий, необходимых для исполнения наказания в виде АПД.

Судья, на основании ходатайства лица, деятельность которого приостановлена, вправе досрочно прекратить исполнение наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, вынудившие применить АПД.

В исключительных случаях, когда это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д. и предотвращение угрозы другими способами невозможно, применяется временный запрет деятельности (ВЗД).

ВЗД вводится должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено АПД. ВЗД устанавливается впредь до рассмотрения судьей дела об АПД.

Многие статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за экологические правонарушения, содержат наказание в виде АПД. Оно предусмотрено, в частности, ст. 8.2 за несоблюдение экологических и санитарно-гигиенических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; ст. 8.3 за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; ст. 8.6 за порчу земель.

Органы и лица, управомоченные применять административные наказания, указаны в гл. 23 КоАП РФ. Во-первых, – это судья. Судья вправе применять конфискацию орудий совершения или предметов административного правонарушения. В ограниченных случаях судья может наложить административный штраф. Например, за незаконную добычу янтаря (ст. 7.5 КоАП); нарушение обязательных требований технических регламентов, правил обязательной сертификации в области экологии (ст. 19.19 КоАП); несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 19.21 КоАП).

Во-вторых, – это Федеральные и региональные органы, осуществляющие управление соответствующими природными ресурсами.

Постановление, вынесенное по делу об административных правонарушениях, может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, предусмотренном гл. 30 КоАП.

Административная ответственность за экологические правонарушения может быть установлена и законами СРФ. Но виды нарушений, за которые может быть установлена административная ответственность, и виды наказаний, которые могут быть применены за административные правонарушения, существенно ограничены.

К примеру, Законом Алтайского края от 10.07.02 года «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в административном порядке преследуются лишь такие экологические правонарушения, как:

· уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений на территории Алтайского края;

· сжигание сорняков и остатков растений на полях и вдоль дорог;

· выпас домашних животных и птиц в неотведенных местах;

· мойка транспортных средств в неотведенных местах;

· неиспользование земельных участков, находящихся на праве постоянного пользования, праве пожизненного наследуемого владения, предназначенных для сельскохозяйственных нужд или жилищного строительства.

Наказание предусмотрено только в виде предупреждения или штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

Институт истории и права

Кафедра государственного права

КОНТРОЛЬНАя работа

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ

ТЕМА: «Состав экологического правонарушения»

Выполнил: студент 5 курса ЗФО

Группы ……………… …………..

Проверил: ___________________

Дата сдачи: «___»______2011 г.

Дата защиты: «___»______2011 г.

Оценка:_____________________


Введение 3

Глава 1. Сущность и социальная природа правонарушения 4

Глава 2. Понятие и виды экологических правонарушений 8

Глава 3. Экологические правонарушения и юридическая ответственность за их совершение 12

Глава 4. Состав правонарушений 19

Заключение 22

Библиографический список 24

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать и раскрыть сущность такого правового явления как правонарушение.

Правонарушения, взятые в совокупности на определенном отрезке времени и в конкретном обществе, всегда отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной вредности, так и по психологическим, социальным и юридическим признакам.

Важно отметить то, что понять природу и причины правонарушений можно только в социально-историческом аспекте, рассматривая их как порождение определенных общественных явлений, неодинаковых в разных общественных формациях. Поэтому значение рассмотрения видов правоотношения имеет большое значение для понятия такой ключевой категории права, как правонарушение.

По моему мнению, эта тема особенно актуальна в наше время, ведь мы живем в обществе, и потому вынуждены считаться с его принципами, ценностями и устоями. Ведь закон надо чтить и уважать, не потому что обратное повлечет за собой ряд практических применений к правонарушителю установленных законом санкций, а потому что закон – это высшая сила общественных отношений. И когда мы научимся это понимать, тогда и наступят коренные изменения всего общества в обеспечении организованности и правопорядка.

Объектом исследования является теория правонарушения.

Предметом настоящей работы являются взаимосвязанные и неотъемлемые элементы правонарушения и юридической ответственности как самостоятельного института общей теории права.

Задачи работы:

Раскрыть сущность правонарушения;

Рассмотреть понятие и определить признаки правонарушения;

Рассмотреть виды и определить состав правонарушений.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Сущность – это главная, внутренне присущая правонарушению характеристика, которая позволяет выделить его среди иных актов поведения, указывает на его родственные свойства и признаки.

Исходными и определяющими для понимания сущностного в правонарушении являются представления о том, что оно характеризуется общественной вредностью и противоправностью.

Общественная вредность, опасность – основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное основание, отграничивающее правомерное от противоправного. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательствами на приоритеты и ценности человеческого общества, ущемляет частные и общественные интересы. Акт правонарушения всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него. Общественная вредность или опасность правонарушения, следовательно, состоит в том, что оно посягает на важные ценности общества, условия его существования. Правонарушения общественно вредны своей типичностью, распространенностью, это не единичный акт (эксцессы), а массовое в своем проявлении деяние либо обладающее потенциальной возможностью к такому распространению.

Правонарушения общественно вредны и тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против господствующих общественных отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности.

Из сказанного вытекает, что деяния, которые по своим свойствам не способны причинить вред общественным отношениям, ценностям общества и отдельной личности, ее правам и интересам, не создают угрозы правопорядку в целом или не подрывают правовой режим в той или иной сфере общественной жизни, не могут и объективно не должны признаваться правонарушениями.

И еще одно, как представляется, немаловажное соображение практического характера. Общественная вредность или опасность является объективным свойством, объективным в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя и от него в решающей мере зависит придание общественно опасному деянию официальной огласки либо же его замалчивание. Противоправность деяния обусловлена общественной вредностью (опасностью), порождена ею. Вне связи с этим деяние не может быть признано противоправным.

Достаточно распространенное и ныне в юридической теории положение о том, что противоправность есть юридическое выражение общественной опасности, требует уточнения. В специальной литературе между тем именно эта формально-юридическая сторона противоправности очень часто абсолютизируется. До недавнего времени почти общепризнанным считалось, что сам факт запрещения деяния в правотворческом акте определяет противоправность деяния. Такой подход, воспринимавшийся в качестве правотворческой и правоприменительной доктрины, порождал правонарушающие акты и соответственно приводил к привлечению к юридической ответственности лиц, приносивших своей деятельностью общественную пользу.

Порожденные устаревшим механизмом хозяйствования и соответствующими ему юридическими постулатами правонарушающие акты привели к появлению в нашем обществе феномена так называемого бескорыстного преступника. Правоохранительная система, не снабженная механизмами блокирования ложных юридических норм и находившаяся всецело в подчинении исполнительных структур, вынуждена была вовлекать в орбиту уголовной репрессии людей, чьи дела и поступки имели исключительно конструктивную направленность, но при этом входили в противоречие с устаревшими либо изначально неправовыми установлениями государства.

Значит, понятие противоправности не может быть сведено лишь к внешней его стороне. По этой причине в противоправности следует различать два аспекта.

Во-первых, противоправность есть объективированная форма выражения общественно вредного, его внешняя сторона. Это значит, что общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено (подтверждено) законом в качестве противоправного.

Во-вторых, противоправность есть объективное свойство правонарушения. Объективное в том смысле, что всякое правонарушение посягает на сущностное в праве, т.е. на те социальные блага, которые представляет право: защищаемый им общий интерес (как объединение различных специфических согласованных частных и публичных интересов), тот порядок в общественных отношениях, который поддерживается при помощи правового инструментария, прогрессивную деятельность и конструктивные способы ее осуществления.

Правонарушение изначально посягает на то, что берется под защиту. Именно в этом смысле противоправное неотделимо от общественно опасного, вредного.

В формально-логическом плане это может быть выражено следующим образом: «Все, что общественно вредно (опасно), то противоречит праву». И соответственно: «Противоречащими праву являются только те деяния, которые общественно вредны (или опасны)». В действительности от этой конструкции могут наблюдаться два типа отклонений:

1) «Не все, что запрещено законом в качестве противоправного, в действительности общественно вредно и опасно»;

2) «Не все, что общественно опасно, запрещено законом как противоправное».

И то и другое явления нежелательны и указывают на то, сколь важным является адекватное совмещение в действующем законодательстве общественно вредного и противоправного.

Таким образом, противоправность есть родовое свойство всех отклоняющихся от правопорядка деяний.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Законодательное определение понятия экологического правонарушения впервые в отечественной законодательной практике было дано в ст. 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.: "За экологические правонарушения, т. е. виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения и организации - административную и гражданско-правовую ответственность". Федеральный закон "Об охране окружающей среды" исключил это определение, оставив лишь отсылочную норму.

С учетом ст. 81 (и 85) процитированного Закона в доктрине было выработано более точное понятие экологического правонарушения (М. М. Бринчук). Это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее реальную угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Предложено и определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда в сфере экологии (Э. Н. Жевлаков) .

Таким образом, в приведенных выше законодательном и доктринальных определениях, несмотря на имеющиеся между ними расхождения, выделяются следующие признаки данного вида правонарушений:

1) противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

2) виновность (хотя российское и международное законодательство устанавливает безвиновную ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности);

3) наказуемость, т.е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

4) экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства (окружающая среда и иные с ней связанные элементы и объекты);

5) субъектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

6) общественная опасность, отражаемая прежде всего указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия);

7) наконец, в имеющихся определениях устанавливается тип составов правонарушений (материальных, формальных, поставления в опасность).

Экологические правонарушения являются разновидностью противоправного поведения. Их можно классифицировать на несколько видов по различным критериям:

а) по виду юридической ответственности - на экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

б) по объекту посягательства - на земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

в) по субъекту - на совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

г) по объективной стороне деяния - на противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений и т. п.;

д) по субъективной стороне - на совершенные виновно, т.е. умышленно и по неосторожности, без вины;

е) по источнику права, содержащему правило поведения и санкцию за его нарушение - на предусмотренные только экологическим законодательством, только иным (например, уголовным) законом, тем и другим;

ж) по принадлежности субъекта, управомоченного на реализацию мер юридической ответственности - на наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными судебными и административными органами. В научных исследованиях используются и другие основания классификации, выделяются более дробные виды экологических правонарушений.

В российском законодательстве сформулировано большое количество составов экологических правонарушений: материальные, формальные и поставление в опасность; общие и специальные; основные и дополнительные. Наличие признаков состава экологического правонарушения в деянии лица является основанием ответственности наряду с виной и содержащей запрет правовой нормой.

Особенностью законодательного формулирования составов экологических правонарушений является бланкетность их диспозиций. Поэтому лицам, применяющим нормы об ответственности, следует обращаться к специальным экологическим законодательным и иным нормативно-правовым актам. При правоприменении следует также уделять внимание установлению и определению размеров причиненного вреда (ущерба и упущенной выгоды) - для материальных составов экологических правонарушений.


ГЛАВА 3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

В теории права правонарушения делятся на два вида – преступления и проступки. В основе классификации лежит представление законодателя о степени общественной опасности деяния для общества, государства и личности.

В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

По современному российскому законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ) . При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За экологические преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за экологические преступления.

Уголовная ответственность определяется Уголовным кодексом Российской Федерации. Он включает главу 26 “Экологические преступления”, в которой содержится 16 статей преступлений (ст. 246-262).

Все эти составы можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства на следующие виды:

1. Экологические преступления общего характера (без указания конкретного объекта окружающей среды): ст. 246 - 249 УК РФ.

2. Экологические преступления с указанием природного объекта, которые в свою очередь подразделяются:

на основные природные объекты (загрязнение вод, атмосферы, морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр) - ст. 250-255 УК РФ;

в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) и растительного мира (флоры) - ст. 256 - 262 УК РФ.

Помимо перечисленных статей главы “Экологические преступления”, существуют статьи и в других главах Уголовного кодекса РФ, связанные с элементами окружающей природной среды. В главе “Преступления против мира и безопасности человечества” введен совершенно новый состав преступления “экоцид” (ст. 358). Диспозиция данной статьи предусматривает “массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу”. В главу “Преступления против здоровья населения и общественной нравственности” также включены смежные с экологическим составы преступлений: ст. 234 (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта), ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности), ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры).

И, наконец, в главе “Преступления против общественной безопасности” имеются составы преступлений, которые правомерно назвать экологическими: ст. 215 (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики), ст. 215.2 (приведение в негодность объектов жизнеобеспечения), 216 (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ), ст. 217 (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах), ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности) и ст. 220 УК РФ (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами).

Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ экологическим административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Причем в ст. 2.1 КоАП РФ законодатели четко определили, что на федеральном уровне только Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы административной ответственности за экологические правонарушения. В связи с принятием нового КоАП РФ были отменены ряд статей действующих федеральных законов, в которых имелись конкретные составы административных правонарушений с указанием административных взысканий в виде предупреждения и штрафа.

Существенной новеллой КоАП РФ является привлечение к административной ответственности юридических лиц. До его принятия юридических лиц возможно было привлечь к административной ответственности рядом законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность за совершение экологических правонарушений помимо главы 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена Федеральным законом “Об охране окружающей среды” (ст. 75), Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом РФ “О недрах” (ст. 49), Федеральным законом “Об охране атмосферного воздуха” (ст. 31), Федеральным законом “О животном мире” (ст. 55) и др. В указанных статьях федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат отсылочные и бланкетные нормы права.

КоАП РФ определены органы, уполномоченные рассматривать дела об экологических правонарушениях, которые будут указаны в постатейном комментарии к кодексу.

Протоколы об экологических правонарушениях, предусмотренных в КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дисциплинарную ответственность за экологические проступки несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

Статьей 192 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. (в действ. ред.) установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям .

Кроме того, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ст. 193 ТК РФ).

В соответствии с трудовым законодательством за экологические правонарушения предусмотрена и материальная ответственность – это имущественная ответственность работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Подробно порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих регламентированы трудовым законодательством. Так, материальной ответственности сторон трудового договора посвящен раздел XI Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 232 сторона трудового договора (в данном случае работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности.

Материальная ответственность за нарушения экологического законодательства наступает наряду с привлечением нарушителя к любым иным видам ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной ответственности). Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия) (ст. 233 ТК РФ). Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Например, проведение дезактивации зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производство в предназначенное для их захоронения или утилизации места и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона “Об охране окружающей среды” иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет.

ГЛАВА 4. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Состав правонарушения, в том числе и экологического, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.

В качестве объектов экологического правонарушения могут выступать отношения в сфере управления охраной окружающей среды и рационального природопользования, отношения в сфере установленного порядка использования природных ресурсов, отношения в сфере установленных правил охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности населения, отношения в сфере установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д.

Окружающая природная среда в целом и компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) могут являться предметом экологического правонарушения.

Объективная сторона экологического правонарушения характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на природную среду. В целом, ее образуют следующие признаки:

1) нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия);

2) причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

3) наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека.

По конструкции объективной стороны, составы экологических правонарушений подразделяются на формальные и материальные.

Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака - нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы – это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.

В предусмотренных законом случаях к объективной стороне относятся место, время, орудия и средства, способы, обстановка, способы совершения правонарушения (см., к примеру ст. 256 УК РФ, 8.26 КоАП РФ и т.п.).

С субъективной стороны могут иметь место две формы вины – умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным – означает установление того, что экологическое правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

В Уголовном Кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожности – на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК РФ). Формы вины в конкретных экологических преступлениях либо указывается в диспозициях статей, либо описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24 УК РФ).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины, применяемые в отношении физических лиц, – административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом “Об охране окружающей среды”, так и с иными законами - Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства. В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе, я рассмотрел и исследовал тему состав экологического правонарушения, а так же юридическая ответственность за его совершение. Исследовав данную тему можно сделать следующие выводы:

Экологические правонарушения - виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

В основе правонарушений лежит несовпадение нормальных (общих) форм реализации интересов субъектов социальной жизни со способами, используемые данным субъектом в силу объективных или субъективных причин. Однако объективные причины (например, неустойчивое экономическое состояние общества) сами по себе не определяют неизбежности правонарушения. Основой его является внутреннее отрицательное отношение субъекта к ценности права, к необходимости соблюдать предписания законов и иных нормативных актов.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава экологического правонарушения, предусмотренного нормами права.

Состав экологического правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Под целью юридической ответственности следует понимать два аспекта: охрану существующего строя и правопорядка, и нравственно-психологическое преобразование сознания правонарушителя.

Цель ответственности опосредуется в функциях, которые она выполняет:

Превентивную - обеспечивающую предупреждение совершения новых правонарушений;

Компенсационную - направленную на возмещение потерь в окружающей среде и возмещение вреда здоровью человека;

Карательную - заключающуюся в наказании лица, совершившего экологическое правонарушение;

Стимулирующую - к соблюдению норм экологического права.

Исходя из сущности ответственности, фактическим основанием ее применения является только состав правонарушения, предусмотренный нормой права.

Выбранная тема весьма интересна, а главное всегда актуальна, определяется это тем, что в любом обществе правонарушение это социальный и юридический антипод правомерного поведения. А правонарушения, как известно влекут за собой юридическую ответственность.

Проблема правонарушений существует в любом обществе, именно поэтому необходимо создавать условия, противодействующих совершению правонарушений.

В ходе проделанной работы были решены следующие задачи:

Раскрыта сущность правонарушения;

Рассмотрены понятие и виды экологических правонарушений;

Определенны признаки и состав экологических правонарушений;

Раскрыта сущность юридической ответственности.


Библиографический список:

Законы и иные нормативные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009) / Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 14 к осеннему семестру.

2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. …

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Малиновская В. М. - М.: Кнорус, 2008, с. 152.

4. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.09.2010).

5. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1. (с послед. изм. и доп.).

6. Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции, действующей по состоянию на 14.01.2010). http://Klerk.ru

7. Трудовой кодекс (ТК РФ). КОДЕКСЫ И ЗАКОНЫ РФ правовая навигационная система. http://www.zakonrf.info/tk/

8. Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002. Об охране окружающей среды (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)

9. Уголовный кодекс РФ Официальный текст. Вступительная статья А.Н. Игнатова и профессор Ю.А. Красикова. - М.: Изд-во группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. – с. 208

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (с изм. от 13.07.2010 № 15-П) / Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 14 к осеннему семестру.

11.Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6450.

Учебная литература

12. Административная ответственность / Под ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманевой. М., 2001 г.

13. Н.Ю. Хаманева, Н.Г. Салищева. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М., 2001.

14. Демидова Н.Г., Кудрина И.В. Проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения // Правовые проблемы охраны окружающей среды. М.: Интел-Синтез, 1998. С. 159 - 172.

15. Административно-правовая борьба милиции общественной безопасности с экологическими правонарушениями: Автореф. дис. канд. юрид. наук / Старкова И.В. М., 2000. 24 с.

16. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). М.: Юристъ, 1998. С. 482 - 488.

17. Боголюбов С.А. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 584 с.

18. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 149 - 151.

19. Крассов О.И. Экологическое право. М., 2001. С. 400 - 407.

21. Учебно-методический комплекс. Учебнометодическое издание. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2008. … – М., Юристъ, 2002 г. Лапина М.А. Информационное право: Учеб. Пособие. – М., 2004.

22. Экологическое право: учебник/ Э. Ю. Исмаилова, Ю. В. Трунцевский, Н. Е. Саввич. -2-е изд., перераб.. - М. : ЮрИнфоР, 2003. - 403 c.


Ст. 75 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).

Боголюбов С.А. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 584 с.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (с изм. от 13.07.2010 № 15-П) / Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 14 к осеннему семестру.

Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.09.2010).

Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции, действующей по состоянию на 14.01.2010 ). http://Klerk.ru

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6450.

Экологическое право: учебник/ Э. Ю. Исмаилова, Ю. В. Трунцевский, Н. Е. Саввич. -2-е изд., перераб.. - М. : ЮрИнфоР, 2003. - 403 c.

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за экологические правонарушения, совершаемые в области использования природных резервов и сохранения окружающей среды. В соответствии с законами и нормами права, они выделены как самостоятельные правонарушения и преступления.

Понятие

Экологические правонарушения или преступления – это действия или бездействия, которые противоречат установленным требованиям эколого-правовых норм. На практике это выражается как виновное противоправное экологически небезопасное или вредное действие, которое посягает на установленные порядки в сфере экологической безопасности пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Экологические правонарушения характеризуются нанесением экологического вреда при осуществлении противоправных действий.

Суть понятия отражается в том, что правонарушителем были предприняты какие-либо действия или бездействия в отношении факторов, которые повлекли за собой изменения состояния природной среды, а также совершение правонарушений, определенных экологическим законодательством.

Понятие экологического правонарушения по своему содержанию определяет некие противоправные действия, за которые должны следовать наказания. За подобные нарушения, в соответствии с законом, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Виды экологических правонарушений

Выделяют 3 вида экологических правонарушений. Это:

  • Совершенные законными владельцами природных ресурсов.
  • Совершенные природопользователями.
  • Совершенные лицами, не принадлежащими ни к одной из этих подгрупп.

Следующим критерием является состояние объектов природы, по отношению к которым были выявлены экологические правонарушения. Это:

  • Порча.
  • Уничтожение.
  • Нанесение ущерба.

По объекту посягательства виды экологических правонарушений различают на: горные, земельные, водные, лесные.

Классификация

Если в составе правонарушения выделяются объекты посягательства группы однородных правонарушений, имеет место следующая классификация:

  • Противоправное уничтожение и нанесение повреждений природным ресурсам, таким как загрязнения, засорение вод, уничтожение площадей лесов, существенное повреждение сельскохозяйственных угодий.
  • Нарушение и игнорирование правил передачи в собственность природных ресурсов, связанных с возможностью нанесения ущерба по отношению к окружающей среде. К таким нарушениям относится внедрение в эксплуатацию технических конструкций и предприятий, наносящих урон окружающей среде.
  • Бездействие или невыполнение установленных правил сохранения природных ресурсов.
  • Умышленное использование различных природных ресурсов в собственных корыстных целях. Например, сбор дикорастущих редких растений.

Состав преступления

В состав экологического правонарушения входят такие действия:

  • Засорение или истощение подземных вод и источников, нанесение им вреда, повлекшее за собой изменение их природных качеств. Особенно, если оно несет в себе опасность для животного и растительного близлежащего окружения.
  • Нарушение норм допустимых выбросов в атмосферу разнообразных вредных веществ или неправильная эксплуатация технических устройств и сооружений, повлекшая за собой загрязнение или изменение свойств воздуха.
  • Загрязнение морей и водных источников вследствие сброса веществ и материалов, которые имеют вредоносное воздействие на состояние здоровья человека или других живых ресурсов.
  • Отравление или загрязнение земельных площадей вредоносными продуктами хозяйственной деятельности вследствие неправильного использования и применения удобрений или ядохимикатов, а также возникшие вследствие неаккуратной их транспортировки.
  • Уничтожение или нанесение ущерба естественному или искусственно созданному лесному фонду в результате неправильного или неаккуратного обращения с огнем или другими источниками потенциальной опасности.
  • Незаконная вырубка леса или уничтожение отдельных видов растительной их части, совершенные в значительных размерах, нарушающие общий баланс природной среды.
  • Незаконная охота или истребление животных, нанесение ущерба в крупных размерах, а также с применением транспортных средств или взрывчатых веществ, отравляющих газов, применяемых в отношении фауны лесов и заповедников.
  • Незаконный вылов рыбы или морских млекопитающих, а также растительности, если они влекут за собой нанесение крупного ущерба и производятся с использованием самоходных транспортных средств, химических или взрывчатых веществ.
  • Производство лесоповала, сооружение незаконных строительных конструкций (дамб, мостов), если они повлекли за собой массовую гибель рыбы и других существ водной среды.
  • Производство вредных для окружающей среды отходов, их неправильная транспортировка и хранение, а также утилизация с помощью выброса в окружающую среду.
  • Незаконное или неаккуратное обращение с материалами радиоактивного воздействия.
  • Нарушение норм безопасности и санитарных правил, которые установлены действующим федеральным законодательством.

Ответственность за экологические правонарушения

Правила, установленные действующим законодательством в отношении предотвращения, выявления и пресечения нарушений в области сохранения природы, являются также способом контроля. Ответственность за совершение экологических правонарушений назначается в ходе судебных разбирательств или может быть определена контролирующими службами.

Экологический контроль производится не только государством и подразделяется на несколько видов:

  • Государственный.
  • Производственный.
  • Общественный.
  • Муниципальный.
  • Общий.

Каждый из этих видов контроля производится в целях:

  • Наблюдения физическими и юридическими лицами за соблюдением экологического законодательства и его норм.
  • Соблюдения всех предоставляемых требований и нормативных документов.
  • Обеспечения экологической сохранности и безопасности природного окружения.

Таким образом, экологический надзор представляет собой одно из средств управления охраной природного окружения и:

  • осуществляется специальными органами и лицами экологической инспекции от имени государства;
  • носит над- и вневедомственный характер;
  • является одной из функций экологического управления государством;
  • связан с применением различных мер административного принуждения.

Виды ответственности за экологические правонарушения

Государственный контроль осуществляется на основе правовой базы специальными государственными органами, имеющими полномочия и призванными обеспечивать регулярный и систематический экологический надзор.

Производственный контроль осуществляется с целью обеспечения, исполнения хозяйственных процессов или производственной деятельности, а также различных мероприятий, направленных на охрану природного окружения и рациональное расходование его ресурсов. Субъекты хозяйственной деятельности предоставляют сведения об организации органам исполнительной власти, которые проводят регулярные проверки в установленном законодательством порядке. Производится такой контроль экологической службой юридического лица, которая действует точно в соответствии с буквой закона и функция которого направлена устранение отрицательных последствий производственной деятельности организации. К предприятию и его руководителям применяется уголовная или административная, а к работникам – дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

Муниципальный контроль производится на вверенной территории местными органами самоуправления в установленном законом порядке, в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Юридическая ответственность

Виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная или материальная, а также в случае с преступлениями – уголовная. Привлечение к любому из видов такой ответственности не освобождает субъекта от возмещения нанесенного вреда и других видов денежных взысканий и компенсаций.

Субъектами, привлекаемыми к уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности, могут являться только физические лица. Тогда как административная ответственность за экологические правонарушения, а также гражданско-правовая наступает для физических и юридических лиц.

По действующему законодательству, привлечены к ответственности могут быть лица, достигшие 16-ти лет. В соответствии с гражданским судопроизводством, несовершеннолетние несут ограниченную ответственность начиная с 15 и до 18 лет. А по наступлению совершеннолетия – полную.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случае совершенного оконченного преступления и не может быть присуждена за попытку его совершения или подготовку, а также покушение на преступление, если оно не было окончено.

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

  • Загрязнение атмосферы путем выброса в воздух отравляющих веществ, повлекшее за собой тяжкие последствия.
  • Порча земли, которая повлекла значительное причинение ущерба природным ресурсам, животным и людям, проживающим на этих территориях.
  • Нарушение установленных правил охраны и пользования недрами земли, включающее незаконную добычу ископаемых или нарушение правил для их использования или строительства, наносящего необратимый ущерб окружающей среде.
  • Незаконная охота, направленная на причинение крупного ущерба или истребление популяций животных, птиц, а также производимая на территории заповедников или заказников.
  • Незаконная вырубка деревьев и кустарников, приведшая к исчезновению или к угрозе исчезновения отдельных видов.
  • Уничтожение лесных насаждений и массивов в результате неосторожного использования огня.

Наступление административной ответственности

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с совершением противоправных действий преднамеренно или по неосторожности.

К правонарушителям административного производства применяются наказания в виде штрафа, предупреждений, конфискации, изъятия орудия и лишения специальных прав физических лиц на осуществление определенного вида деятельности, в связи с которым был нанесен ущерб.

Перечень нарушений полностью соответствует уголовно наказуемым преступлениям с тем отличием, что административные экологические правонарушения не нанесли вреда состоянию здоровья человека или не привели к уничтожению растительных и животных ресурсов, но, тем не менее, нанесли существенный ущерб или были направлены на достижение определённых уголовных правонарушений, но не были осуществлены в полной мере.

Экологическая экспертиза

Для выявления и установления нарушений и преступлений создается экологическая экспертиза, которая направлена на предупреждение и выявление неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает по результатам ее проведения.

Государственную экспертизу может производить только федеральная исполнительная власть. Все виды градостроительной документации различных проектов, вне зависимости от их назначения и применения, должны проходить обязательную экологическую экспертизу, в соответствии с пунктами федерального закона "Об экологической экспертизе". В случае выявления несоответствий наступает правовая ответственность за экологические правонарушения.

Экспертиза экологической обстановки основывается на принципах:

  • Выявления потенциальных экологических опасностей для природной среды от любой намечаемой хозяйственной и иных видов деятельности.
  • Обязательности проведения экспертизы до начала принятия решений по строительству и реализации проекта, на которую она направлена.
  • Комплексности оценки взаимодействий или наступивших последствий для природы от хозяйственной или других видов деятельности.
  • Обязательности учета требований, предоставляемых во время проведения экологической экспертизы, и их реализации.
  • Достоверности и полноты предоставляемой информации.
  • Независимости экспертного мнения экологической экспертизы.
  • Научной точности и обоснованности сделанных выводов и законности предоставленных заключений по результатам проведенной экологической экспертизы.
  • Гласности результатов.
  • Несения ответственности участниками экспертизы за ее организацию и качественное исполнение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения может наступать вследствие заключения экспертизы при выявлении нарушений действующих норм и правил. В зависимости от того, какие именно нарушения были допущены, определяется способ и вид присуждаемой ответственности.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в виде вынесения строгого выговора, замечания в личное дело. А также увольнения должностного лица или работника организации.

Вопросы сохранения окружающей среды, а также флоры и фауны должны стать заботой не только контролирующих органов, но и каждого человека в отдельности. Особенно это касается хозяйственных объектов и предприятий, осуществляющих свою деятельность на вверенных территориях. Забота об окружающей среде не ограничивается заботой о собственном приусадебном участке. Во время осуществления своей профессиональной деятельности никогда не нужно забывать о том, что, сохраняя окружающую среду, мы дарим будущее нашим детям.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – основные условия и порядок применения юридической ответственности за экологические правонарушения;
  • – источники права, устанавливающие виды юридической ответственности за экологические правонарушения;

уметь

  • – разграничивать виды правомерных действий и действий, образующих состав экологических правонарушений;
  • – анализировать, толковать и правильно применять нормы, устанавливающие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства;

владеть навыками

  • – определения особенностей юридической ответственности за нарушение правил использования и охраны отдельных природных ресурсов в сельском хозяйстве;
  • – применения нормативных правовых актов, устанавливающих юридическую ответственность за экологические правонарушения.

Понятие и состав экологического правонарушения

Охрана окружающей среды затрагивает основные интересы человека – в качественной, здоровой и благоприятной для жизни и деятельности окружающей среде, и потому должна рассматриваться как первостепенная задача государства и общества. Посягательства на экологические интересы носят противоправный характер и рассматриваются как экологические правонарушения.

Под экологическим правонарушением понимается деяние, характеризующееся: а ) противоправностью; б) виновностью ; в ) совершенное путем действия или бездействия, посягающего на экологический правопорядок ; г) причиняющее вред либо создающее угрозу вреда окружающей среде, экологическим интересам личности, общества, государства. Поэтому в структуре экологического правонарушения обычно выделяют четыре элемента: объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъект правонарушения.

Следует учитывать, что конкретные санкции могут устанавливаться не только в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", но и в других актах, поэтому в них могут предусматриваться особенности тех или иных элементов правонарушения и порядка их определения.

Объектом экологического правонарушения принято считать общественные отношения по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. В таком случае сами отдельные природные объекты и ресурсы (земля, воды, леса, недра, животный мир и т.д.) объектом не являются.

Предмет правонарушения – окружающая среда в целом, которой причиняется вред.

Объективная сторона данного вида правонарушения выражена в том, что деяние (действие или бездействие) нарушает конкретные общеобязательные правила охраны окружающей среды и причиняет вред или создает реальную угрозу причинения такого вреда. При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между экологическим вредом и противоправным поведением.

Субъективная сторона экологического правонарушения представлена обычно виной, законодатель чаще всего выделяет две ее формы: умысел и неосторожность. При умышленном нарушении субъект осознает, что своими действиями нарушает экологическое законодательство и причиняет вред окружающей среде, желает этого (прямой умысел) или сознательно допускает вредные последствия (косвенный умысел). Неосторожность проявляется в форме небрежности или легкомыслия (самонадеянности). Самонадеянность заключается в предвидении нарушителем негативных последствий своей деятельности, но в легкомысленном расчете избежать их. При небрежности лицо не предвидит наступления вредных последствий, однако при должной внимательности и осмотрительности должно было бы и могло предвидеть их.

Следует также учитывать, что в ряде случаев наличие вины не обязательно. Например, в соответствии со ст. 1079 ГК РФ владельцы источника повышенной опасности отвечают независимо от вины; чаще всего это деятельность организаций промышленности, энергетики, транспорта, сельскохозяйственных производств и т.п., сопряженная с высоким риском причинения вреда (в том числе окружающей среде).

Субъектами, привлекаемыми к ответственности, могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования. Уголовная и административная ответственность физических лиц за совершение экологических правонарушений наступает с 16 лет.

Таким образом, основанием привлечения к экологической ответственности служит сам факт экологического правонарушения. Это означает, что требуется установить противоправность (т.е. нарушение норм природоохранительного законодательства), виновность (как определенное субъективное отношение нарушителя к совершенному деянию), общественную опасность (что выражается в наличии вреда или угрозы его наступления), связи между поведением и его вредными (отрицательными) последствиями.

В зависимости от степени общественной опасности экологические правонарушения можно разделить на проступки и преступления, т.е. чем выше степень общественной опасности, тем вероятнее, что совершено преступление, ответственность за которое предусмотрена в УК РФ. Предполагается, что административные проступки или, например, имущественные правонарушения характеризуются меньшей опасностью. Так, если уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления незначительны по степени общественной опасности, то ответственность наступает в соответствии со ст. 8.6 КоАП РФ. Если же вред земельным ресурсам причинен более тяжкий или в результате противоправных действий причинен вред здоровью человека, то в силу большей общественной опасности ответственность наступает по ст. 254 УК РФ.

Общая характеристика видов ответственности за экологические правонарушения

Виды ответственности за экологические правонарушения отражены в ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в частности устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Имущественная ответственность предусмотрена прежде всего ст. 77–79 указанного Закона: вред, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, должен возмещаться в полном объеме в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде. При их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды; в отдельных случаях вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет своих сил и средств .

Компенсация такого вреда осуществляется в судебном или внесудебном порядке, т.е. соответствующая обязанность может быть возложена на нарушителя по решению суда, либо возмещение происходит добровольно. При этом широко применяется система страхования рисков причинения экологического вреда.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовых обязанностей работником предприятия, организации, учреждения (например, за невыполнение должностных обязанностей по осуществлению мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию).

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования содержатся в гл. 8 КоАП РФ. Такая ответственность может наступить за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; порчу земли; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др. В гл. 10 КоАП РФ содержатся составы административных правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. В целом система административных наказаний изложена в гл. 3 КоАП РФ, основным видом наказания за данные нарушения является административный штраф. Конкретный вид и размер наказания определяются органом, налагающим взыскание; органы, имеющие право налагать взыскание, определяются нормами гл. 23 КоАП РФ (суд, органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и др.).

  • См. подробнее: Сагитов С. М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда окружающей среде: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 26.

Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Экологическому правонарушению соответствуют следующие признаки:

– противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

– виновность;

– наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

– экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

– субьектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

– общественная опасность;

– тип составов правонарушений.

Классификация экологических правонарушений:

по виду юридической ответственности – экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

по объекту посягательства – земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

по субъекту – совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

по объективной стороне деяния – противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений;

по субъективной стороне – совершенные умышленно и по неосторожности (без вины);

по источнику права – предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим;

по принадлежности субъекта , управомоченного на реализацию мер юридической ответственности, – наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными органами.

Объектом экологических правонарушений являются общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Для объективной стороны экологических правонарушений характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и др.).

Субъективная сторона – вина в форме умысла (прямого и косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель.

В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную.



Что еще почитать