Титул «Meister», означающий по-немецки «мастер, учитель», указывает на академическое звание магистра теологии (Magister in theologia), полученное в Париже.
Родился в знатной семье в Хохгайме около 1260 года. Вступив в доминиканский орден, обучался в доминиканских школах и стал магистром теологии в 1302. Учился в Парижском университете. В 1303-1311 годах - провинциальный приор ордена в Саксонии. С 1311 года - профессор в Париже, с 1313 года - в Страсбурге и с 1320 года - учитель чтения в Кёльне.
Автор проповедей и трактатов, которые сохранились в основном в записях учеников. Главная тема его размышлений: Божество - безличный абсолют, стоящий за Богом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения. Через своё самопознание Божество становится Богом. Бог есть вечное бытие и вечная жизнь. По концепции Экхарта, человек способен познать Бога, поскольку в человеческой душе есть «божественная искорка», частица Божества. Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу. Тогда душа, отрешённая от всего, вознесётся до Божества и в мистическом экстазе, порывая с земным, сольётся с божественным. Блаженство зависит от внутренней самодеятельности человека. Католическое учение не могло принять концепцию Экхарта. В 1329 году папская булла Иоанна XXII объявила 28 положений его учения ложными. Экхарт дал определённый импульс развитию немецкой христианской мистики, предвосхитил идеалистическую диалектику Гегеля, сыграл большую роль в становлении литературного немецкого языка. Он - учитель И. Таулера и Г. Сузо. Ему многим обязан Лютер. В XX веке в Ватикане был поднят вопрос о реабилитации Экхарта.
Майстер Экхарт , известный также как Иоганн Экхарт (Johannes Eckhart ) и Экхарт из Хоххайма (Eckhart von Hochheim ; нем. Meister Eckhart ; ок. 1260 - ок. 1328) - знаменитый средневековый немецкий теолог и философ , один из крупнейших христианских мистиков , учивший о присутствии Бога во всем существующем.
Титул «Meister», означающий по-немецки «мастер, учитель», указывает на академическое звание магистра теологии (Magister in theologia), полученное в Париже.
Старейший из сохранившихся фрагментов проповеди Экхарта
Автор проповедей и трактатов, которые сохранились в основном в записях учеников. Главная тема его размышлений: Божество - безличный абсолют, стоящий за Богом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения. Через своё самопознание Божество становится Богом. Бог есть вечное бытие и вечная жизнь. По концепции Экхарта, человек способен познать Бога, поскольку в человеческой душе есть «божественная искорка», частица Божества. Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу. Тогда душа, отрешённая от всего, вознесётся до Божества и в мистическом экстазе, порывая с земным, сольётся с божественным. Блаженство зависит от внутренней самодеятельности человека. Католическое учение не могло принять концепцию Экхарта. В 1329 году папская булла Иоанна XXII объявила 28 положений его учения ложными. Экхарт дал определённый импульс развитию немецкой христианской мистики , предвосхитил идеалистическую диалектику Гегеля , сыграл большую роль в становлении литературного немецкого языка. Он - учитель И. Таулера и Г. Сузо . Ему многим обязан Лютер . В XX веке в Ватикане был поднят вопрос о реабилитации Экхарта.
На русском языке изданы его «Духовные проповеди и рассуждения»:
Категории:
Wikimedia Foundation . 2010 .
Майстер Экхарт
См. Экхарт И …
См. Экхарт И. * * * МАЙСТЕР ЭКХАРТ МАЙСТЕР ЭКХАРТ, см. Экхарт И. (см. ЭКХАРТ Иоганн) … Энциклопедический словарь
Майстер Экхарт - МÁЙСТЕР Э́КХАРТ, см. Экхарт И … Биографический словарь
Майстер Экхарт Meister Eckhart Имя при рождении: Eckhart von Hochheim Дата рождения: 1260 год(1260) Место рождения: Хоххайм Дата смерти … Википедия
Экхарт Майстер - Майстер Экхарт и немецкая спекулятивная мистика Основы спекулятивной мистики Кризис рациональной теологии эпохи треченто не мог не вызвать расцвета мистики как сопутствующего феномена. Присутствие платонизма и неоплатонизма было ощутимо на… … Западная философия от истоков до наших дней
- (Eckhart) Иоганн, Мейстер Экхарт (ок. 1260 1327) нем. религиозный мыслитель позднего Средневековья, основатель традиции нем.филос. мистики и нем. филос. языка. В Боге, по Э., различаются два принципа: Бог в самом себе, сущность Бога, или Божество … Философская энциклопедия
Экхарт - Иоганн, Майстер Экхарт (ок.1260 1327) философ мистик, монах доминиканец, церк. деятель. Учился в Парижском ун те. В 1303 1311 гг. провинциальный приор ордена в Саксонии; с 1311 г. профессор в Париже, с 1313 г. в Страсбурге и с 1320 г. учитель… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Экхарт Иоганн - Экхарт Иоганн, Майстер Экхарт (ок.1260 1327) философ мистик, монах доминиканец, церк. деятель. Учился в Парижском ун те. В 1303 1311 гг. провинциальный приор ордена в Саксонии; с 1311 г. профессор в Париже, с 1313 г. в Страсбурге и с 1320 г.… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
- (Майстер Экхарт) (ок. 1260 1327) представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму; доминиканец, проповедовал на немецком языке. В учении об абсолюте выделял безосновное божественное ничто (бездну) как основу Бога и всего … Большой Энциклопедический словарь
Название
: Трактаты. Проповеди
Автор
: Майстер Экхарт
Издательство: Наука
Год: 443
Страниц: 2010
Формат: DjVu
Размер: 5,22 Мб
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Язык: Русский
ISBN: 978-5-02-036865-1
Серия Литературные памятники
Издание включает в себя переводы наиболее важных сочинений великого немецкого мистика Позднего Средневековья Иоанна Экхарта из Хоххайма (ок. 1260-1328). К этим сочинениям относятся четыре трактата, написанные Экхартом в разные периоды творчества - «Речи наставления», «Книга Божественного утешения», «О человеке высокого рода», «Об отрешенности», - а также более тридцати проповедей, часть из которых Привлекла внимание Кёльнской инквизиции. Основной раздел сборника сопровождается «Дополнениями», куда включены ранняя диспутация «Тождественны ли в Боге бытие и познание», «Пролог к Произведению тезисов» и наиболее важные документы Кёльнско-авиньонского процесса, проводимого против Экхарта в 1325-1329 гг., главным из которых является булла папы Иоанна XXII «На ниве Господней». В издание включена «Книжница Истины» доминиканца Генриха Сузо: посмертная апология Экхарта и «сумма» его богословских идей. В сопроводительной статье предлагается очерк творчества немецкого мистика и его культурно-исторического контекста.
ТРАКТАТЫ
Речи наставления 7
Книга Божественного утешения 40
О человеке высокого рода 67
Об отрешенности 74
ПРОПОВЕДИ
Проповедь 1 85
Проповедь 2 89
Проповедь 3 93
Проповедь 4 96
Проповедь 5 а 100
Проповедь 5 b 103
Проповедь 6 106
Проповедь 7 109
Проповедь 8 111
Проповедь 9 114
Проповедь 10 119
Проповедь 11 123
Проповедь 12 126
Проповедь 13 130
Проповедь 13 а 132
Проповедь 14 133
Проповедь 15 136
Проповедь 16 а 139
Проповедь 16 b 140
Проповедь 17 144
Проповедь 18 146
Проповедь 19 149
Проповедь 20 а 151
Проповедь 20 b 154
Проповедь 21 157
Проповедь 22 160
Проповедь 23 164
Проповедь 24 167
Проповедь 50 169
Проповедь 51 171
Проповедь 52 174
Проповедь 53 179
Проповедь 71 181
Проповедь 54 (Pf.) 186
Латинская проповедь 49 188
ДОПОЛНЕНИЯ
Схоластические сочинения
Тождественны ли в Боге бытие и познание 193
Пролог к Произведению тезисов 198
Материалы к инквизиционному процессу
Заявление Майстера Экхарта кёльнским инквизиторам от 26
сентября 1326 г. 205
Апелляция Майстера Экхарта от 24 января 1327 г. 206
Оправдательная речь Майстера Экхарта, произнесенная им 13
февраля 1327 г. 209
Ответ инквизиционной комиссии от 22 февраля 1327 г. 211
Булла папы Иоанна XXII «На ниве Господней» от 27 марта 1329 г. 213
Литература экхартовской эпохи
Granum sinapis (Секвенция «Горчичное зерно») {Перевод Е.В. Ро-
дионовои) 219
Генрих Сузо. Книжица Истины 222
Toten tanz (Вюрцбургская «Пляска смерти») {Перевод Е.В. Родио-
новой) 243
ПРИЛОЖЕНИЯ
М.Ю. Реутин. Майстер Экхарт: в поисках «неведомого Бога» 255
Примечания {составил М.Ю. Реутин) 351
Литература по немецкой мистике средних веков и «новому
благочестию» на русском языке 431
Список сокращений 434
Список иллюстраций 435
Автор проповедей и трактатов, которые сохранились в основном в записях учеников. Главная тема его размышлений: Божество - безличный абсолют, стоящий за Богом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения. Через своё самопознание Божество становится Богом. Бог есть вечное бытие и вечная жизнь.
По концепции Экхарта, человек способен познать Бога, поскольку в человеческой душе есть «божественная искорка», частица Божества. Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу. Тогда душа, отрешённая от всего. вознесётся до Божества и в мистическом экстазе, порывая с земным, сольётся с божественным. Блаженство зависит от внутренней самодеятельности человека.
Об отрешенности
В книге собраны основные средневерхненемецкие и латинские трактаты великого мистика Средневековья Майстера Экхарта.
В дополнительную часть включены все известные на сегодняшний день материалы к инквизиционному процессу против Экхарта, включая буллу папы Иоанна XXII «In agro Dominico», а также посмертную апологию Экхарта, написанную его учеником, констанцским доминиканцем XIV в. Генрихом Сузо.
Все переводы, за исключением одного, выполнены впервые без каких-либо сокращений. Книга рассчитана на философов, богословов, литературоведов, историков-медиевистов и на всех читателей, интересующихся историей европейской культуры.
Андрий / 4.03.2018 Сергий, читайте как написано, ибо такими толкователями как Вы было извращено христианское учение.
Сергий
/ 2.04.2017
ты что-же "Сдвинутая вода" - раскомандовалась? ;)
Спасибо за "новую" для меня книжку!!!
и я бы в Описании - подправил бы фразу:"Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу." на такую:
"Человек, похоронив свою волю, должен стать смиренно послушным Богу - как малое дитя." и ещё - Германское слово "Мейстер" - переыодится на русский язык... - как Мастер! :)
Shearwater / 20.01.2016 Трактаты Мейстера Экхарта читать обязательно!
Гость / 3.10.2015 Janna ya soglasen svami. Obshee ne tolko Sufiyami esho obshee s advayta -vedanta
Гость / 8.07.2015 Я-Тамара лично хочу получить такую книгу и полностью прочитать.Помогите пожалусто.За ранее благодарю,а если можите -то три книги.Я монахиня
Жанна
/ 20.05.2011
Есть нечто общее у Мейстера с мудрецами-суфиями и агностиками раннего христианства. Живые слова, рожденные из Источника. Даже если бы мне пришлось не спать всю ночь, чтобы дочитать эту книгу до конца -я бы это сделала!
Alex / 4.09.2010 Сущностный учитель для последователей любых конфессий вплоть до нашего времени и, уверен, для будущих поколений особенно.
Биографические сведения. Иоганн Экхарт (1260- 1327/1328) по прозвищу Мейстер (Майстер) 1 - немецкий теолог и философ. Родом из рыцарского рода, он в 15 лет вступил в орден доминиканцев, в монастыре начал изучать теологию. Учился в Париже (ок. 1277) и Страсбурге, а затем
1 Прозвище возникло благодаря тому, что в 1302-1303 гг он преподавал в Париже как ma gister actu r egens
в К льне 1 - у учеников Альберта Великого. В 1293-1294 гг. Экхарт преподавал в Сорбонне, вскоре стал главным викарием в Богемии, позднее преподавал в Страсбурге, Париже и К льне.
В 1326 г. к льнский епископ назначил комиссию по проверке правоверности идей Экхарта, через год материалы комиссии были отправлены в Авиньон 2 , куда поехал и Экхарт, чтобы защитить себя, но не успел этого сделать. Уже после его смерти папа Иоанн XXII в 1329 г. осудил 28 тезисов Экхарта, признав 17 из них еретическими, но при этом было сообщено, что сам Экхарт перед смертью отрекся от еретических идей.
Хотя уже в 1278 г. орден доминиканцев признал томизм своей официальной философией, среди доминиканцев не было полного единства в этом вопросе. В частности, в Германии среди учеников Альберта Великого продолжалось развитие неоплатонистических традиций и его мистических тенденций. Они оказали свое влияние и на учение Мейстера, в котором оригинально соединились с учением Аристотеля о Мировом уме (являющемся в то же время Первопричиной, Высшей целью и Первоформой всего сущего).
Основные труды. «Трехчастный труд» (впервые издан в 1924 г.); «Исследования», «Духовные проповеди» 3 .
Философские воззрения. Учение о единстве. В учении Экхарта центральной является идея единства человека и Бога, естественного и сверхъестественного миров. Мир существует потому, что Богу присуща идея творения и воля творить. В этой идее единства прослеживается связь с концепцией Единого у неоплатоников и их христианских последователей. Но у Экхарта это единство и есть сама жизнь, оно же - религиозный смысл жизни и конечная цель человеческого существования. В целостности триединого христианского Бога 4 троичность воплощает вечный ритм порождения любви, не выходящей за пределы себя, постоянно остающейся в собственном круге совершенства.
Бог есть также единство бытия и познания. Бог есть интеллект, бытие которого состоит в познании самого себя: «Бог есть разум и разумное познание... есть основа его бытия» 5 (в этом Бог у Экхарта подобен аристотелевскому Мировому уму). Несколько позднее 6 Эк-
1 Ни самого Альберта, ни его ученика Фому Аквинского Экхарт уже там не застал.
2 В этот период там находился папский престол.
3 Эти проповеди создавались на немецком языке, поскольку были предназначены для монахинь, не знавших латыни.
4 Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
5 Цит. по: «Новая философская энциклопедия»: В 4 т. М., 2001. Т. IV. С. 429.
6 В 1302-1303 гг. - «парижский период».
харт говорит об изменении своей точки зрения: он более не считает, что Бог познает, поскольку существует, а, наоборот, «Бог есть, потому что познает».
Опираясь на Евангелие от Иоанна, начинающееся словами «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог», Экхарт делает вывод: так как в самом начале было Слово, то в иерархии совершенств высшее место занимает познание (осуществляемое через слова), а затем уже идут сущее и бытие. В произнесенном Слове скрыты как бытие, так и небытие. Отсюда о Боге как чистом интеллекте можно сказать, что Он есть небытие. Однако о Нем же можно сказать, что Он есть бытие 1 , но не потому, что творит бытие и, конечно же, не как сотворенное, а как «чистота бытия», т.е. как причина всего сущего - ради которого бытийствует (существует) все остальное (здесь Бог у Экхарта выступает как аналог Первопричины у Аристотеля).
Интеллект всегда един, хотя можно различать Божественный и человеческий. Благодаря наличию разума человек изначально причастен Богу, хотя и не может с посредством своего разума понять Его. Чтобы понять Бога, надо слиться с Ним. Это основная задача человеческого существования, поскольку вне Бога ничто не имеет смысла. Как это сделать, объясняется Экхартом в «учении о пустоте».
Учение о пустоте. Сущность человека, так же как и любой другой твари (т.е. всего сотворенного), находится в Боге. Поэтому, если человек хочет обрести себя, он должен вернуться к Богу. Этот процесс начинается в душе человека, наделенной интеллектом. Воспламенившись, разум углубляется в идею Бога. Но чтобы «переплавиться в Бога», надо уйти от себя, от своей тварной природы и в том числе от созданного человеком образа Бога. Должна иметь место «нищета духа» и наступить «смерть души», а для этого в ней не должно быть ничего вещного, т.е. необходимо сделать свою душу «пустой». Но поскольку мир есть единство естественного и сверхъестественного, то, когда мы изгоняем из своей души естественное, она неизбежно заполняется сверхъестественным; так как интеллект един, то, изгоняя из своего разума все человеческое, мы освобождаем разум божественный (схема 78): Быть «пустым» и значит быть «полным Бога» 2 .
1 Тезис о Боге как бытие и небытие имел место в каббале, но получил там другое обоснование.
2 Эта «пустота души», наполняемой Богом, несколько напоминает состояние самадхи в йогической практике (см. с. 54) или постижение тождества «я» и Брахмы в веданте (см. с. 162-163).
Схема 78. Освобождение души
Праведник с Богом в душе не заботится ни о чем земном и ни к чему не привязывается, его не интересует имущество, карьера и т.п. Все происходящее вокруг и с ним самим он воспринимает в «безгранично любящей воле Бога». Даже посылаемые Богом страдания, тяготы и позор праведник принимает с радостью и не ропщет. Такой человек оставляет печать божественности на всем, что делает, ибо его деяния - скорее деяния Бога. Сам по себе праведник ничего не хочет, и потому хочет того же, что и Бог.
Однако, характеризуя данный процесс «переплавки в Бога», Экхарт ничего не пишет о переживании особого состояния просветления - у него в отличие от мистиков вообще и неоплатоников в частности экстаз не оказывается важнейшим способом познания Бога и приближения к Нему.
Учение о пустоте Экхарта можно считать оригинальным решением проблемы знания и веры. Если Фома Аквинский говорил о гармонии знания и веры, аверроисты - Дунс Скот и Уильям Оккам (каждый по-своему) - утверждали несовместимость разума и веры, то у Экхарта человеческий разум оказался специфическим орудием для приобщения к Богу.
Судьба учения. Мистицизм Экхарта получил развитие у его учеников, к нему же обращались многие более поздние философы, в том числе и русские (схема 79). Учение о единстве Божественного и человеческого, естественного и сверхъестественного сыграло значительную роль в формировании пантеизма, в частности у Николая Кузанского.
Схема 79. Экхарт: истоки и влияние
Поздняя схоластика
Поздняя схоластика охватывает период XIV-XV вв., когда в Италии наступила уже эпоха Возрождения. В этот исторический период многие страны Европы потрясали крупные народные восстания. Многолетняя борьба Римской католической церкви со светской властью закончилась поражением духовенства. В конце XIII в. особенно обострились отношения папы с французским королем Филиппом IV (Красивым), в результате французские войска вторглись в Рим и захватили в плен папу Бонифация VIII (он умер в плену). Папский престол был перенесен из Рима во французский город Авиньон («Авиньонское пленение» длилось с 1303 по 1377 г.). В это время усилились нападки на церковь и францисканские призывы к апостольской бедности 1 . В 20-е гг. XIV в. развернулся новый политический конфликт в Европе - между папой Иоанном XXII и императором (Священной римской империи германского народа) Людовиком Баварским, возложившим на себя императорскую корону, не взирая на сопротивление папы.
В переходный период от зрелой схоластики к поздней особо выделялся францисканец Уильям Оккам (1288-1349), который, в частности, выступил против претензий папства на светскую власть. Его последователи, называемые оккамистами - Жан Буридан (1290-1358), Жан Жанден (умер ок. 1324 г.) и другие, - сыграли важную роль в поздней схоластике. Так, Марсилий Падуанский (ок. 1280-1342) в своей политической теории развил идеи Оккама о главенстве императорской власти. По его мнению, церковь должна быть отделена от государства, как разум от веры, причем церковь должна подчиняться государству. Но и светская власть лишается у Марсилия своего «божественного ореола». Государство есть чисто человеческое установление, основанное на разуме и опыте людей. Выше всего в государстве не монарх или другой правитель, а закон, установленный народом. Эти политические воззрения и аверроистские взгляды Марсилия привели к тому, что он был объявлен папой Иоанном XXII еретиком и был вынужден бежать (как и Оккам) к Людовику Баварскому. Вместе с последним он участвовал в победоносном походе в Италию и смещении с папского престола Иоанна XXII, провозглашенного антипапой.
1 Орден францисканцев был основан св. Франциском Ассизским в XIII в. Одна из основных идей св. Франциска состояла в том, что монахи его ордена должны были вести образ жизни апостолов, т.е. жить в бедности, отказавшись от всякого имущества. Сам св. Франциск все свое имущество раздал бедным. Многие христиане в ту эпоху были возмущены тем, что духовенство (особенно высшее) ведет роскошный образ жизни, и требовали, чтобы их «духовные отцы» следовали заветам «апостольской бедности».
Важное место в поздней схоластики занимают и мистические учения, особенно последователей Мейстера Экхарта, например его учеников Иоганна Таулера (1300-1361), Генриха Сузо (1296- 1366) и др.
Оккам (Occam)
Биографические сведения. Уильям Оккам (1288- 1349) родился в селении Оккам недалеко от Лондона. В 20 лет вступил в орден францисканцев. Образование получил в Оксфорде, в 1324 г. переселился во францисканский монастырь в Авиньоне. Папа Иоанн XXII обвинил его в ереси, и в 1328 г. Оккам был вынужден бежать из Авиньона к императору Людовику Баварскому, враждовавшему тогда с папой. По преданию Оккам сказал императору: «Защити меня мечом, а я защищу тебя словом». В 1349 г. Уильям Оккам умер от холеры.
Основные труды. «Сумма всей логики» (Summa logicae), «Трактат о таинствах» (Tractatus de sacramentis), «Труд 90 дней», «Компендиум заблуждений папы Иоанна XXII».
Философские воззрения. Проблема знания и веры. Для Оккама характерно полное размежевание философии и теологии. Философия - не «служанка богословия», поскольку истины религии недоказуемы рационально. Разум не способен оказать поддержку вере, ибо истины веры не самоочевидны, как аксиомы и не выводимы, как теоремы. Теология - это не наука, а комплекс положений, связанных только верой. Сферы человеческого разума и веры не пересекаются, они разделены и навсегда останутся таковыми. «Верю и понимаю» - лозунг Оккама в решении данной проблемы.
Проблема универсалий. Оккам разработал особый вариант номинализма, получивший название «терминизм». У последователей Платона и Аристотеля идеи или формы (универсалии) играют опосредствующую роль между Богом и миром индивидуальных конкретных вещей. Но Оккам отмечает, что если могущество Творца бесконечно, то он не нуждается ни в каких опосредствующих звеньях, а способен создать множество конкретных вещей непосредственным актом своей Божественной воли. Отсюда мир оказывается множеством индивидуальных объектов, и только они, а не общее (идеи, формы, универсалии), могут быть предметом изучения в науке. Универсалии не необходимы Для объяснения бытия, поэтому их следует исключить из нашей картины мира. «Не следует умножать сущности сверх необходимого» - тезис Оккама, получивший название «бритва Оккама» (этот принцип стал позднее основным орудием критики платонизма и аристотелизма). Универсалий нет в вещах и до вещей, они представляют собой
лишь термины, знаки вещей, фиксирующие сходство между всеми объектами, называемыми одним и тем же термином.
Судьба учения. В период поздней схоластики учение Оккама имело большое количество последователей, их называли «оккамистами», а само движение - «новый путь», в противопоставление «старому пути», т.е. схоластике. Это движение повлияло на становление эмпиризма в XVII в.
Буридан (Buridan)
Биографические сведения. Жан Буридан (1290- 1358) - французский философ, последователь Оккама. С 1328 г. он преподавал в Парижском университете на артистическом (философском) факультете.
Основные труды. Большинство работ Буридана представляет собой комментарии к сочинениям Аристотеля, причем строились они в виде «вопросов». Первые его работы были опубликованы в XV- XVII вв.
Философские воззрения. Естественнонаучные идеи. Жан Буридан совершенно не занимался теологией, в центре его внимания находились естественнонаучные проблемы. В частности, он развил учение об импульсе, или силе (impetus), сыгравшее важную роль в дальнейшем развитии физики и противоречащем учению Аристотеля о движении.
Проблема свободы воли. Из всех идей Буридана наибольшую известность получили его аргументы в защиту тезиса о свободе воли и иллюстрирующий их пример, так называемый «Буриданов осел». И хотя согласно ряду исследованиям этот пример ему не принадлежит, в истории мировой культуры он оказался тесно связан с именем именно Буридана.
Суть примера заключается в следующем: представим себе осла, стоящего между двумя вязанками сена. Эти вязанки абсолютно одинаковы и находятся на совершенно равном расстоянии (справа и слева) от осла. Если бы все поведение живых существ было бы причинно обусловлено (детерминировано), то в такой ситуации осел умер бы от голода, поскольку у него нет никаких оснований для выбора вязанки, с которой он может начать есть сено. Но поскольку в реальной жизни ни один осел не умер в такой ситуации, следовательно, даже у ослов есть свобода воли.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог