Лучшее время для поездки на сахалин. Советы всем, кто едет на сахалин

Рассказывает о том, как спланировать путешествие на Сахалин и что смотреть вокруг.

Мыс Великан

На что обратить внимание при планировании?

Перелет

Москва - Южно-Сахалинск. Время в полете - 8 часов.
Регулярные рейсы из Москвы выполняют «Аэрофлот» и «Россия». Стоимость билетов в сентябре - 24–26 тысяч рублей туда-обратно, летом, в сезон, цены становятся в два-три раза выше.

Прогноз погоды

Сентябрь - хороший месяц для посещения острова. На прогноз в интернете лучше не ориентироваться. Погода здесь очень переменчива: утром может быть пасмурно, потом из-за туч выходит солнце, в одной части острова - серо и идет дождь, в другой - солнечно.

Мне очень повезло, на острове я застала бабье лето, в последние дни моего путешествия было по-летнему тепло. Только в один день обещали шторм c усилением ветра до 35–40 метров в секунду, но обошлось - весь день шел ливень, упало несколько деревьев.

Одежда

Cтандартный набор - кроссовки, трекинговые ботинки, пуховик Uniqlo, ветровка The North Face и купальник! Прилетела я в джинсовке - было тепло.

Южно-Сахалинск

Любое путешествие по Сахалину начинается отсюда.
Основан в 1882 году как поселок каторжан Владимировка. С 1905 по 1945 годы находился в составе Японии под названием Тоёхара. В 1946 году переименован в Южно-Сахалинск.

Что делать в Южно-Сахалинске?

Прогуляться по лучшему горнолыжному курорту на Дальнем Востоке - «Горному воздуху» . 
 По секретным данным, здесь будут делать второй «Роза Хутор», и его сейчас активно развивают. Горнолыжный комплекс, кстати, используется как тренировочная база наших спортсменов.
 «Горный воздух» находится практически в центре города, надо пройти весь проспект Победы и оказаться у подножия горы. Две очереди канаток, протяженность трасс - 25 километров. Цена подъемника не в сезон - 300 рублей, тарифы можно посмотреть .

Адрес: ул. Горный воздух, Лит. В, Южно-Сахалинск
Сайт: ski-gv.ru

Горнолыжный комплекс «Горный воздух»

Посетить краеведческий музей Южно-Сахалинска. Размещен в здании, выполненном в традициях японской архитектуры. Вся история Сахалина в одном музее: от реального быта людей на Сахалине на рубеже XIX и XX веков до исторических документов и иных артефактов. Может заинтересовать и военная коллекция, в которой особенно выделяются русская пушка 1867 года и японская пушка 1930-х.

Краеведческий музей Южно-Сахалинска

Посмотреть закат. Это лучше всего сделать с трамплина (гора Большевик, Алтайский переулок, дорога на гостиницу справа; место называется ДСЮШ по прыжкам на лыжах с трамплина). Мы прошли через лес, перелезли через забор и нырнули в кусты под камерам, поднялись на трамплин - и перед нами открылся вид на весь город.
Спустившись вниз к дороге, мы обнаружили еще пару дырок в заборе.

Кафе и рестораны

Особое внимание следует уделить еде - помимо очевидных морепродуктов, здесь очень популярна корейская и японская кухня.

Что привезти с Сахалина?

Икру, местный мармелад из водорослей, ракушки и камни вместо магнитов.
Икру можно купить на рынке «Успех» (Сахалинская улица, 71), цены очень разные - 1 300–2 500 рублей за 500 граммов, торговаться здесь не любят. Лучше покупать через знакомых с рук, около 2 500 рублей за килограмм. Не откладывайте это на последний день и берите больше. Сколько ни привезете - будет мало!

Вокруг Южно-Сахалинска

Гора Лягушка и водопад Айхор

Гора Лягушка получила свое название, потому что ее очертания напоминают лягушку, сидящую на пригорке. Считается энергетическим центром Сахалина.

Сюда лучше всего добираться на автобусе, доехав до остановки «Весточка», а дальше прогуляться по природной экологической тропе «Сахалинская Лягушка» вдоль реки.

Дальневосточный лес очень отличается от Подмосковья или Кавказа: у него особенный запах, он пахнет свежестью и мятным чаем с лимоном.

Это место окружено мистическими историями. Считается, что Лягушка исполняет желания. Существует поверье, что у каждого камня, сопки, ручья, места есть свои духи. По тропе расставлены информационные таблички, рассказывающие об этом месте, и по всему маршруту - пирамиды из камней.

Гора Лягушка

Гора Лягушка

На скале откроются великолепные панорамы Анивского залива, озера Тунайча и Изменчивое. Здесь нужно загадать желание. «Живите каждый день так, будто взбираетесь в гору, а мимолетный взгляд на вершину служил бы напоминанием о вашей цели!» - фраза на табличке поможет.
Идти лучше в будни, в выходные очень много людей.

Если у вас есть время, можно продолжить маршрут и дойти до восьмиметрового водопада Айхор, который находится к северо-востоку от Лягушки на притоке реки Комиссаровка. До водопада ведет одна из экологических троп «Весточки». Путь до водопада несложный, все переправы оборудованы подвесными и деревянными мостами. На самой Комиссаровке также встречается несколько порогов, один из самых заметных носит название «Две сестры».

Лес у водопада Айхор

Водопад Айхор

ВОСТОК. Бухта Тихая, крабы и закат на море

Это место я увидела в ленте инстаграма и сразу в него влюбилась. Первым местом, куда мы поехали, оказалась эта самая бухта.

По дороге в Тихую мы остановились в поселке Взморье, здесь вдоль дороги есть рынок. У бабушек два огромных камчатских краба обойдутся в 3 000–3 500 рублей.

Публикация от Лора Манго | Путешествия 🌏 (@lora_mango) Сен 28 2017 в 12:32 PDT

Мы подъехали к Тихой на закате, прогулялись вдоль моря и поднялись на пик Смелый. Весь подъем занял 30 минут, и перед нами открылся удивительный вид на Охотское море с одной стороны и на садящееся за сопки солнце с другой.

Дорога до бухты из Южно-Сахалинска на машине занимает примерно два часа. Для разделки краба вам понадобятся ножницы.

Бухта Тихая

ЮГ. Рыбаки, серферы и каменные лица

Дальнейший путь - в Охотск. До поселка добраться очень просто, надо сесть на автобус № 174, который отправляется в 08:30 и 10:30 с автовокзала, цена - 64 рубля, меньше через час вы уже будете на море. Здесь рыбаки, и если повезет и будет свелл, серферы.
Устроить пикник на пляже, посидеть на песке и отдохнуть от суеты - идеальное место для медитации. Здесь пахнет настоящим морем!

В 20 минутах пешком от моря - самое крупное озеро на Сахалине - Тунайча, с песчаным пляжем и туристической базой в лесу.
Мы шли по дороге пешком, оказалось, что там очень часто бывают медведи. Хорошо, что я узнала об этом после нашей прогулки. Местные сказали, что если встретились с медведем (здоровым и без медвежат), то надо просто стоять и ничего, ничего не делать. Радует, что пункта «увидеть медведя и умереть» в моем списке не было. :)

Серфинг на острове

С восточной стороны Охотское море (сторона Тихого океана) споты (Bus Station, Lesnoye, Trudniy, Tikhaya Bay) очень хорошо работают весной и осенью - можно сказать, это сезоны для восточного побережья, здесь чувствуется энергия океана, иногда приходят большие волны в два-три метра с хорошим периодом - 10–12 секунд.

На западе (пролив со стороны материка) циклон формируется в Японском море, проходит через Владивосток и встречается с нашим побережьем. Наиболее популярные споты - Yablochnoe (город Холмск) и Alibi (город Невельск). Это побережье работает круглый год, зимой на этой стороне не встают льды, а летом вода прогревается, так что можно серфить в шортах пару часов - это большая редкость.

Публикация от Chemodurov Yura (@yura_chemodurov) Авг 7 2017 в 9:34 PDT

Вода в морях прохладная, и в основном мы используем гидрокостюмы 5-4-3 миллиметра весь сезон.

До всех спотов добираются на своем транспорте. Ближайший - Bus Station в Охотске - находится в 30 минутах езды от Южно-Сахалинска, туда ходит рейсовый автобус. До остальных спотов минимум полтора-два часа на машине.

Имея за спиной опыт обучения взрослых и детей катанию на сноубордах и скейтбордах, мы запустили новый проект - Islanders Surf School - и теперь с радостью помогаем людям познакомиться с морем, океаном, поймать свою первую волну и помочь в приобретении своего оборудования. Мы видим отдачу и огромное желание заниматься серфингом именно здесь - это очень приятно.

Мы организуем различные лекции и вечеринки на тему серфинга, а в октябре организовали соревнования по серфингу в двух дисциплинах: лонгборд и шортборд. Подробнее о соревнованиях можно прочесть на сайте Sakhalin.info .

На серфинг на спот «Лесное» мы отправились после шторма. Уникальность Сахалина в том, что здесь природа совершенно дикая. Перед тобой открываются километры песчаного берега и бесконечного моря - и нет ни души.
Парни серфили, ловили рыбу руками, а я собирала ракушки. После шторма на берег вынесло тонны гребешка, который местные рыбаки собирали ночью. Но нам тоже повезло, мы нашли на побережье два огромных щупальца осьминога и гребешков и вечером приготовили знатный ужин.

Мыс Великан

После медитации на море в Охотске мы отправились на мыс Великан.
Как добраться: от Охотска проехать еще 22 километра по берегу моря, гоняя чаек, до бывшей заставы «Свободная», свернуть в лес на юг - дорога проселочная, и только джип пройдет. Примерно через 16 километров стоит указатель - камень с надписью «Великан», дорога одна, потеряться невозможно, и она выведет к морю.

Мыс Великан

Мы выехали на берег: вокруг скалы, птицы и камни с причудливыми лицами. Сразу на берегу можно увидеть ползущего великана. Я насчитала 13 лиц, одну рыбу и овечку.

В воде стоят каменные арки, вокруг чайки, пляж с мелкой галькой и ракушками. После прогулки по берегу можно подняться по одной из скал наверх и пройтись по тропе - откроется нереальный вид. Главное, вовремя вспомнить о медведях и не идти через лес к машине, лучше спуститься по скалам обратно. Вечером может быть прилив, и некоторые места придется проходить по воде.
Это особенное место со своей энергетикой, оно сильно меня впечатлило.

Все было как во сне: обрыв, слегка лохматый от низкорослой растительности, вода бирюзового цвета, меняющая оттенки от слегка голубого до черного, красивые линии волн и бесконечная перспектива вдаль, а по сторонам видны бухточки и типичные сахалинские сопки. Природа как она есть, в совершенно первозданном виде, дикая, нетронутая.

Мое место силы обладает некой энергией, мистикой, там хочется просто стоять и впитывать эту энергетику. Там парят чайки и пахнет морем. Туда хочется привозить самых близких и делиться только сокровенным. Оно очень уютное, идеально для отдыха и восстановления сил.

Наш Сахалин очень богат на места силы, стоит начать путешествовать по острову, и однажды вы почувствуете свое место. Это точно произойдет, без вариантов, а потом вы будете хотеть сюда возвращаться, потому что Сахалин - это уникальный остров, со своей мистикой и энергетикой, и, если у вас сложились отношения, он вас так просто не отпустит. Проверено!

Это точно, проверено и мной. По дороге в аэропорт:

«Мне кажется, я что-то забыла!» - сказала я.
«Частичку своего сердца!» - ответила Лена.

Да, я оставила кусочек своего сердце на этом острове. И обязательно сюда вернусь! Ведь осталось еще столько мест, где мы не побывали: маяк Анива, Три Сестры, пик Чехова и озеро Буссе.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в

Что может быть увлекательнее нового путешествия? На этот раз мы предлагаем вам отправиться в путешествие по Сахалину. Остров с интересной историей впечатляет как своей природой, так и архитектурным наследием.

С 1855 по 1875 год Сахалин находился под смешанным русско-японским правлением. Северная часть острова принадлежала России, а южная - Японии. В Японии остров получил название Карафуто. С 1875-го по 1905-й весь остров принадлежал России, а по окончании русско-японский войны и вплоть до 1945 года южная часть Сахалина снова перешла к Японии. Лишь в 1945 году остров полностью включен в состав СССР.

В наследство от японской администрации острова осталась разветвленная сеть железных дорог, а также несколько памятников архитектуры. От СССР - следы былого промышленного величия. На фоне этих пейзажей и природных красот острова прошло тестирование самого популярного в мире рамного пикапа Toyota Hilux нового, восьмого поколения и обновленного в 2015 году легендарного внедорожника Toyota Land Cruiser Prado.

Путешествие началось в Южно-Сахалинске, центре и самом крупном городе острова с населением 200 тысяч человек. Аэропорт Южно-Сахалинска - главные воздушные ворота острова, через которые осуществляется сообщение как с российскими, так и с азиатскими городами. Помимо этого рядом с Южно-Сахалинском, в Корсакове, расположен современный завод по сжижению природного газа.

Южно-Сахалинск активно развивается. Из основных достопримечательностей можно отметить канатную дорогу, начинающуюся в центре города и ведущую на горнолыжный курорт «Горный воздух».

Еще из впечатляющих особенностей жизни на Сахалине - обилие машин с правым рулем. Из-за близости Японии преобладающей маркой автомобилей на острове является Toyota. А для сахалинских автомобильных дорог, особенно грунтовых, лучше всего подходит машина повышенной проходимости, например новый пикап Toyota Hilux, обладающий исключительными внедорожными возможностями, или обновленный Toyota Land Cruiser Prado, в любой момент готовый к любым испытаниям.

Достопримечательности Сахалина

Отправляясь из Южно-Сахалинска в порт Холмск, остановитесь на смотровой площадке. Она расположена рядом с поселком Пятиречье на высоте 326 м над уровнем моря. Далее можно отправиться в порт Холмск, в котором действует паромная переправа на Ванино. Она является основным способом связи острова с материком.

После можно проехать к «Чертову мосту» и заброшенной железной дороге. Дорога была спроектирована японцами и проложена корейскими военнопленными еще в 1928 году. Без капитального ремонта она прослужила до 1994 года, после была заброшена.

Напоминает о былом промышленном расцвете острова село Чехов, которое в 1980-х годах было крупным центром целлюлозно-бумажной продукции. В 1990-х завод не устоял перед кризисом, центр опустел и сейчас находится в упадке.

Говоря о японском наследии острова, нельзя забывать о руинах синтоистского храма в Томари. Построенный в 1922-м, с 1945 года храм заброшен и служит одной из главных достопримечательностей острова. Также туристов привлекает маяк, построенный японцами и исправно работающий на мысе Ламанон.

Где отдохнуть с палаткой на Сахалине?

Завершить путешествие по Сахалину лучше всего в бухте Тихая. Расположенная на берегу Охотского моря, эта бухта - одно из самых живописных мест острова. В низине можно поставить палатку, а потом погулять по окрестным холмам и насладиться пейзажами. Команда Toyota взяла с собой палатки Alexika Victoria 5 Luxe и разбила комфортный палаточный лагерь на берегу моря. Рядом оборудовали стоянку, зону отдыха, душ и туалет, а также камеры хранения. Сам лагерь состоял из 17 комфортных палаток для каждого из экипажей Toyota. Потрясающие по своей красоте места лучше посещать летом, когда склоны покрывает зеленая трава, а песчаный пляж контрастирует с лазурно-голубым Охотским морем.

До бухты Тихая можно добраться по восточному побережью острова через село Стародубское (кстати, там тоже расположен отличный пляж). Удобнее всего перемещаться по острову на внедорожниках, так как состояние автомобильных дорог плохое. Заночевать можно на берегу в просторной кемпинговой палатке, взяв с собой спальники и коврики на всех отдыхающих, походную аптечку, набор посуды и горелку, а также сменную одежду и обувь для легкого трекинга по окрестностям.

Благодаря жестко подключаемому полному приводу, высокому клиренсу, увеличенным углам въезда и съезда, активной антипробуксовочной системе (A-TRC) и блокировке заднего дифференциала, созданный для активного отдыха на природе Toyota Hilux идеально подходит для движения по раскисшим грунтовым дорогам с крутыми спусками, подъемами и опасными поворотами. Впечатляющие внедорожные характеристики, высокий уровень безопасности и непревзойденная надежность обновленного культового внедорожника Land Cruiser Prado позволяют преодолевать трудности бездорожья с особым комфортом, достойным современного автомобиля премиум-класса.

Желаем вам приятных путешествий по острову Сахалин!

Узнать больше о нашем снаряжении можно в разделе Статьи на нашем сайте.

Если вы уже готовы выбрать палатку, перейдите в раздел

То, что половина Сахалина с 1905 по 1945 была территорией Японии, факт достаточно известный. Вопрос в том, кто из жителей материка про это помнит? Вот и я, попав впервые на Сахалин, увидела разве что типичный российский город в паре часов езды от моря. А оказалось, "не отходя от кассы" можно окунуться в другую страну...

Начать окунаться можно в самом центре Южно-Сахалинска. Обычный город с населением 180 тыс. человек. Пятиэтажки, узкие улицы, в центре – парк Гагарина с детской железной дорогой и набором каруселей. С этого парка и можно начинать. Он был построен еще в 30-х – городской парк, место отдыха и созерцания природы. Именно созерцания – горную речку украсили водопадами и перекатами, организовали озерцо, на берегах которого сформировали "морские" деревья – деревья-флаги, как будто выросшие на берегу моря.

А на островке в этом пруду до сих пор лежит плита с иероглифами "Пруд "Одзи"". В 80-х иероглифы просто были залиты бетоном, чтоб не смущать посетителей. В начале 90-х их уже очистили, но все равно, увидеть плиту можно только случайно.

Надо сказать, самих по себе знаков бывшего японского города множество, начиная от планировки города, сохранившейся с тех времен. Есть несколько уцелевших домов (впрочем, не более 10), "горбатые" мостики, которые выдерживают нынешнее автодвижение, и дофига торчащих бетонных труб высотой в несколько этажей, которые видны практически повсюду.

Про домики.Дом довоенной (в смысле до войны 1905 года) постройки мало чем отличался от соседей – разве что скошенным верхом крыши и маленькими узкими окнами. Русский сруб был достроен японцами – крышей и подсобками, и уже в наше время – верандой. В домике до сих пор живут).


Зато сохранившиеся здания краеведческих музеев от соседних отличались значительно. Более новое здание – сейчас здесь тоже музей – если назову самым красивым зданием города, то не ошибусь.


Вокруг музея настоящий парк – перед входом фонтан, везде цветы (даже розы), сад камней – прогулялись с удовольствием!

Второе здание в том же стиле – покатая крыша с черепицей, узорчатое крыльцо перед входом, узкие высокие окна. Но отваливающаяся штукатурка его как-то не украшала. Сейчас здание принадлежит военным, так что думаю реставрация в ближайшее время ему не грозит.


Судя по старым фото города, самыми масштабными сооружениями бывшего Тойохара были два синтоистских храма – центральный храм столицы и центральный храм губернаторства Карафуто. Честно говоря, было бы странно, если бы они сохранились. От одного остался только фундамент. От другого – храмовая аллея, то есть нынешний Коммунистический проспект, и каменные "корейские псы", охранявшие вход в храм. Я рядом с одним из них – мужского пола. Пол у них оригинально определяется – по открытой пасти (с открытой – мужчина, с закрытой – женщина, а не наоборот, что странно).


Западное побережье

Собственно цели – проехать 1660 км (это в сумме по 3-м побережьям – западному, восточному и южному) у нас не было. С самой интересной затеей – пробегом от Южно-Сахалинска до Охи нас развернули. Зато пригласили в поездку по западному побережью, а там уже, в процессе, у меня возникла идея – увидеть все сохранившиеся японские (синтоистские) храмы. Почему их – просто было интересно увидеть, что здесь было до заселения русских, а чаще всего от построек поселков сохранялись только остатки храмов. У меня была книжка с фотографиями этих храмов в наше время и в прошлом. Книжка была достаточно интересная (после того как начала малость ориентироваться в географии), без нее, наверное, не осталось бы такого впечатления от поездок.

Плюс сам процесс поиска. Чаще всего по фото в книжке, которое можно было показать кому-нибудь из местных и спросить. Хуже, когда вглядывались в местность на фото и искали на месте что-то похожее. Ну и совсем труба, когда было одно упоминание "в этом городе было то-то"…

Храмов на Сахалине было много – больше 200, но заметные следы остались максимум от 15. Крупных, императорского ранга, было только 6, нечто вразумительное сохранилось от 2 из них. Сами постройки были деревянные, естественно, что все они были давно разобраны. Сейчас остались только некоторые бетонные либо гранитные элементы храмовых комплексов (типа ворот и фонарей).

Храмы ставились в каждом поселке и просто красивом месте. Я так поняла, в Синто обожествляться может любой объект, и душа может быть у любой горы или реки (вообще-то там действительно красиво, и просто потребительски воспринимать окружающий мир невозможно).

Поездка по Западному побережью заняла 750 км и 4 дня. Ехали на УАЗике-«буханке» 1980 года выпуска, да и сахалинские дороги не всегда проезжие (ну, именно поэтому-то и был выбран УАЗик).

Выехали в обед из Южного, к вечеру выехали на побережье к Невельску. При въезде в город не поверили, что здесь было землетрясение. Из повреждений заметили только разваленные кирпичные трубы. А потом началось… Пятиэтажки с трещинами, отвалившаяся штукатурка, выставленные окна (пластиковые окна выставлялись на продажу в соседние городки). Дом, на втором этаже которого находился работающий экскаватор – ломал стены, огромные кучи мусора-обломков домов (высотой этажа в два), вагончики на ЖД вокзале для проживания людей, палаточный городок.


Впрочем, похожее впечатление оставляли почти все города побережья за исключением Холмска. Пустые 5-этажки, развалины домов и снятые рельсы.

Поехали вдоль моря на юг до Шебунино, дальше дороги нет. Места шикарные – с одной стороны зеленые холмы, с другой – полоса пляжа в пару метров и море. Ночевали в палатках на насыпи для ЖД. На удивление, было очень тепло (мне сказали, типа, чего ты хочешь, здесь проходит теплое течение, здесь и растительность побогаче чем на востоке, даже яблоневые сады были). А растения да, впечатляли. Трава там мощная. Лопушки тож ничего… Вечером любовались на Монерон – остров в 40 км, утром же было облачно и ни намека на остров.

О путешествии с Анной. УАЗик абсолютно неподходящая машина для поездок с 2-летним ребенком, зато остановки на побережье все компенсировали. Передвигались большой компанией, процесс разворачивания и сворачивания лагеря был долгим, ребенок успевал наиграться в песочек и нагуляться по берегу. О том, что в море можно купаться, ей даже не приходило в голову – обычная одежда для пляжа в августе – комбез, свитер, куртка и шерстяная шапочка.

Холмск. Что успела заметить с колес – огромный порт, обилие новых магазинов. Город живет. Больше такого нигде на побережье не увидели. Город по местным меркам крупный – 40 тыс человек.


Я на фоне школьного павильона. Что это – когда-то в целях патриотического воспитания такие будки стояли при каждой японской школе. В будке хранился портрет императора и около нее стоял почетный караул. В 45 году на территории Японии все они (вообще все, до одной) были разрушены американцами – боролись с культом императора. На советском Сахалине их не разрушали, а переделывали под склады. Но все равно – до нашего времени их дожило только 3 штуки

10 км по песку – и мы на мысе Слепиковского. Маяк действующий, рядом домики смотрителей. Которые нас погнали лесом, сказав что фотографировать можно только с разрешения начальника маяка.

Большинство городов, через которые мы проезжали, можно было назвать городами только по старой памяти. То есть лет 20 назад они может и были ими. Томари – центр административного района с населением 5 тыс человек (столько же у нас в студенческом городке при НГУ). Половина его видна на фотографии. Еще половину фото занимает бывший бумажный завод – тоже, кстати, атрибут многих южных городов.


Военный памятник при входе в храм. Здесь он наполовину висит над обрывом, фотографироваться было страшновато. Верх памятника сделан в виде артиллерийского снаряда – в начале XX века было принято использовать либо сами орудия, либо имитации снарядов в подобных постройках (потом в путешествии мы в этом убедились).


Это мы на фоне "тории" – храмовых ворот. Тории считаются национальным символом Японии и ставятся только на японской территории. Поэтому за ее пределами их можно увидеть крайне редко. И одно из таких исключительных мест – Сахалин. Эти тории сделаны из бетона и уже немного осыпаются, а вторые дальние – из гранита. На столбах выбиты иероглифы, причем настолько четко и аккуратно, что просто не верилось, что гранит можно так обработать.


А ночью была ясная погода и мы увидели полное лунное затмение! А сколько звезд видно на побережье, небо впечатлило даже Анну!

Наутро проехали самое узкое место острова. Здесь здоровый залив, когда-то экспедиции доплывали только до этого залива, большие корабли останавливались. Севернее отправляли на разведку людей на лодках, а они, вернувшись, рассказывали что море сужается и вода становится более пресной. Поэтому долгое время на картах Сахалин был обозначен полуостровом. Сфотографировались на фоне камня с надписью "Здесь был Лаперуз" и поехали дальше.


Красногорск. Остановились около одного частного дома зайти в магазин за продуктами. И тут заметили – во дворе между теплицей и сараем стоит здоровый храмовый фонарь. Точь-в-точь как на фотографии в книжке. Не поверили, попытались обойти двор, чтобы получше рассмотреть – глухо, фонарь четко на частной территории. К счастью, хозяйка нас заметила, пригласила пройти. Сказала, мы тут далеко не первые туристы, но чаще приезжают иностранцы. Показала постамент от еще одного фонаря – гранитный, говорит, хотели его убрать, чтобы теплицу расширить – не получилось. Ничем разломать не смогли, даже пообколоть не получилось. Такие фонари ставились на храмовых лестницах богатых крупных храмов. На лестницах-то мы потом были, но от фонарей в лучшем случае видели только основания.

Дальше дорога отходила от побережья, ехали по долине к Углегорску. Тяжелый участок – пыль, ремонт. Удивилась, увидев… стада коров. До этого все было ощущение, что чего-то не хватает – вроде и едешь по сельской местности, а живности никакой нет. На фото небо, кстати, получилось типично сахалинское – кажется, что сейчас облака просто проедутся по голове. В Новосибирске оно другое.


Углегорск – севернее только Шахтерск через 10 км, по этому побережью на север для нас дороги нет. В Углегорске (бывшем Эсутору) расположен 1 из 2 сохранившихся крупных храмовых комплексов. Он был построен в 1940 году в честь 2600-летия Империи. К сожалению, на месте аллеи и лестницы в наше время устроен песчаный карьер, но все равно. Поднимались на сопку к храму по небольшой долине – с каждым шагом вверх открывался все более интересный вид, рука сама тянулась к фотоаппарату.



Что еще почитать