Конспект урока "сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки". Спп с придаточными уступки

Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение - называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К придаточной части можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему? Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошёл ещё вчера вечером (Ф. Сологуб) - средство связи - союз хотя. Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врождённого благородства (И. Ильф и Е. Петров) - средство связи - союзное слово каковы, входящее в состав сказуемого. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) - средство связи - союзное слово сколько, являющееся обстоятельством. Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов: Как ни странно,новид бумажек немного успокоил председателя (И. Ильф и Е. Петров). И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать (А. С. Пушкин). СПП с придаточными сравнения Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы: Князь Василий говорил всегда лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой) Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились,точноон хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой). В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни. Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, т. е. зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена: «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) - сравнительный оборот, обстоятельство. Близки к СПП с придаточными сравнения СПП с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем - тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия: И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков). В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем. Особую группу внутри СПП со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями - сравнительные или сопоставительные: Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).

СПП с придаточными уступительными

Придаточные уступительные указывают на факт, противоречащий содержанию главной части; событие, о котором говорится в придаточной части, должно было бы привести к результатам, проти­воположным тем, о которых говорится в главной, но не привело, то естьсодержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части предложения: Я уговорил Шакро идти берегом, хотя это был длиннейший путь (М. Г.).

Придаточные уступительные присоединяются к главной части одним из уступительных союзов (хотя; несмотря на то что; невзи­рая на то что; пускай; пусть; даром что) или сочетаниями относительных наречий как, сколько с частицей ни.

И зависимости от того, чем именно присоединяется придаточная часть к главной, находятся оттенки уступительного значения.

Наиболее широкое уступительное значение выражается и пред­ложениях с союзами хотя; несмотря на то, что : Он выглядит опрятным и чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена (Федосеев). В таких слу­чаях придаточная часть занимает постпозицию.

Если же придаточная часть с теми же союзами занимает препози­цию, то в сложном предложении выражаются уступительно-противительные отношения. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда главная часть имеет при себе противительный союз но или однако : Хотя мне было очень узко и неловко в новом платье, однако я скрыл это от всех (Л. Толстой); Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (Короленко). Предложения этого типа можно считать переходными (между подчинением и сочи­нением).

Придаточные части с союзами пусть, пускай имеют оттенок «созна­тельного допущения». Например: Пускай тебе взгрустнется даже, ты головы не опускай (Лебедев-Кумач). Придаточные с этими союзами употребляются обычно в препозиции.

Придаточные же, присоединяемые при помощи сочетаний как ни, сколько ни, отчетливо выражают обобщительно-уступительное (или усилительно-уступительное) значение: Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжелых переживаний, но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение (Шолохов); Но сколько Саша ни думал, ничего ему не приходило в голову (Попов).

Противопоставление сообщений главной и придаточной частей предложения, имеющееся в сложных предложениях с придаточными уступительными, роднит их со ССП с противительными отношениями. Однако составные части последних более равноправны, в них нет оттенка обусловленности. Ср.: Было темно, но мы не прекратили поисков. – Хотя было темно, мы не прекратили поисков.

Среди сложных предложений с уступительной придаточной выделяются такие, которые указывают на предельное проявление того, о чем в них сообщается, они называются обобщенно-уступительными. Ср.: Хотя утро было прекрасное, но мы выехали в поле не так рано (Акс.). - Как ни прекрасно было утро, но мы выехали в поле не так рано. Во втором предложении придаточная часть сообщает, что признак доведен до предела, и, несмотря на это, результат получается противоположный тому, которого следовало ожидать.

Обобщенно-уступительные предложения имеют в своем составе местоименные слова как, где, куда, кто, что, сколько и т.п. с частицей ни: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежды про нее свой толк все к худу клонят (Кр.); Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна (Л. Т.).

Примечание. Те же сочетания могут входить в состав придаточных частей предложений, конкретизирующих обобщенный член главной части предложения. Такие предложения не являются уступительными, в них невозможна замена усилительного оборота с ни союзом хотя: Куда ни обратишь взоры, везде встретишь или воды, или камни (Бат.).

С помощью частицы все равно и вводного слова правда, синтаксически специализированных слов, уступительный оттенок значения вносится в различные типы СПП, ССП и БСС: Убьют ли его завтра утром, или посмеются над ним, то есть оставят ему эту жизнь, он все равно погиб, Убьет ли себя со стыда и отчаянья эта опозоренная женщина, или будет влачить свое жалкое существование, она все равно погибла (Чехов).

Несвободные конструкции . Есть несколько несво­бодных моделей, характерных для живой разговорной речи. Значение уступки в них выражено не столь явно – осложнено другими значе­ниями. Союз в них близок к частице и выступает в форме хоть (может опускаться, перемещаться).

а) В препозитивных придаточных и в главных сказуемые выражены формой повелительного наклонения. Например: Хоть горшком на­зови, только в печку не ставь (Пословица). В таких предложе­ниях выражается согласие с одним действием ради того, чтобы другое не было (или было) осуществлено. Ср.: Хоть совсем ничего не делай, только мне не мешай; Хоть всю ночь не спи, но сделай и др. Наличие противительного союза или частицы только, выступающей здесь как ограничительно-противительный союз, также обязательно для таких предложений.

б) В придаточных – повелительное наклонение, а в главных – изъявительное (обычно форма будущего времени): Хоть ты им обезьянку изобрети, не удивятся (Н. Успенский). Прида­точные имеют в таких предложениях оттенок, близкий к значению, выраженному в предложениях со словами даже если: содержат в себе указание на крайние, гиперболические условия, препятствующие действию главных, но не могущие отменить это действие. Фразеологизированные обороты не являются придаточными, а представляют собой экспрессивные формы усиления утверждения или отрицания: хоть убей, хоть , умри, хоть режь : Хоть убей, следа не видно; сбились мы. (Пушкин).

Урок №39. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, условия. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

Задачи:

    показать особенности СПП с придаточными уступительными и условными;

    научить различать придаточные уступки и условия от других видов придаточных;

    совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

    развивать речь обучающихся.

    воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

    Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Работа у доски.

Из упр. 128 выписать 2 предложения с придаточными времени и произвести синтаксический разбор. Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить.

III. Орфографическая работа. (Взаимопроверка).

Интересная картина – подлинник; репродукция работы; совершенная копия; оригинал красивее копии; оригинальный язык; принять решение; принял участие; приняла гостей; приняло в соответствии с уставом; приняли единогласно.

2. Работа в паре : Расставьте знаки препинания, определить вид придаточных.

1. Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как барабан. 2. Потом ее надо окопать чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. (К.Паустовский) 3. Почти нет той минуты в сутках чтобы в последедовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин) 4. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (В.Маяковский) 5. Надо всегда выступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (К.Паустовский) 6. Она любила Ричардсона не потому чтобы прочла не потому чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. (А.Пушкину)

Проверьте себя (на мультимедийной доске): Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. – придаточное образа действия. к а к?

Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. - придаточное цели с какой целью?

Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последедовских полях не кипела работа. - придаточное определительное к а к о й?

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. – придаточное изъяснительное ч т о?

Надо всегда выступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. - придаточное цели. с какой целью?

Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. - придаточное причины по какой причине?

III. Сообщение темы и цели урока .

IV. Изучение нового материала.

1. Вопросы и задания.

– Какое значение имеют сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия? (Общее значение обусловленности.)

– Рассмотрите таблицу на с. 84-85 учебника § 19. Назовите виды предложений со значением обусловленности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки и условия. (Постановка цели и задач урока обучающимися)

Работа с таблицей (у каждого на парте)

Средства связи:

Союзы:

Союзные слова:

хотя (хоть)

сколько ни

несмотря на

несмотря на то что

даром что

Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.

В качестве средства связи могут выступать союзы если, коли, кабы, ежели, когда в значении если , как в значении если и раз в значении если .

В сложноподчиненных предложениях придаточные условия могут занимать позицию как перед главным предложением, так и после главного предложения.

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть раз видели его.

Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.

Придаточные уступки с ообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.

Маленькая Варя выпрашивала конфеты (несмотря на что?), несмотря на то, что они вредны для зубов.

Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи придаточных уступки с главной частью предложения могут являться союзы хотя, пусть, пускай . А также несмотря на то что, невзирая на то что и даже даром что .

Придаточное предложение уступки

Назовите придаточное; определите вид придаточного

Когда уже все расселись, в огромном розовом театре потухли сразу все лампочки. Он остановился там, где горел костер. Как только рассвело, мы прибыли на вокзал. Когда мне хорошо, или наоборот, больно, я всегда вспоминаю эту джазовую мелодию. Мы пошли в сторону леса, куда указал нам старик.

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Ежели Раз Когда (= если) Коли Когда бы

СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя. Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась.

Физпауза.

Игра«Продолжи предложение»:

СПП с придаточным условия

Мне бы хотелось встретиться с тобой в субботу, если…

Ты выиграл бы конкурс, ежели…

Команда выйдет в финал, если…

Ты не получил бы плохую оценку, когда бы (= если бы)….

СПП с придаточным уступки

Продолжите СПП с придаточным уступки

Мы прекрасно провели время, несмотря на то…

Он пришел на занятие, хотя…

Вы не достигните результата, как ни…

Физпауза для глаз.

V. Закрепление, систематизация, применение.

1.Работа по упр.133(1-3предложение), 134 (1-3)

2. Упр. 135 (1-4предложение).

3. Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания: (работа в парах)

    (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

    (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

    Куй железо, пока не остыло.

    Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

    Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

    Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч.

4 . Конструирование СПП с придаточным условия и уступки (устно):

А) дополните главные предложения придаточными условия:

Приятно отдохнуть за городом…

Машина … может прослужить ещё лет десять.

Б) дополните придаточные условия главными предложениями:

Если идти ночью по незнакомой дороге …

Если завтра музей будет открыт…

В) дополните незаконченные предложения:

Настроение у всех превосходное, несмотря на то что…

В марте обычно снег тает, хотя…

Тестовое задание.

А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.

Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.

Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.

Я присел на скамейку, чтобы не упасть.

Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

У меня было такое чувство, будто я в чём-то ошибся.

Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.

Комплексная работа с текстом. «Готовимся к ОГЭ». Задание. Прочитайте текст, объясните орфографию и пунктуацию, определите тему и основную мысль текста.

VI. Выводы по уроку. Рефлексия.

Используя начало, создайте 2 предложения, применяя знания, полученные на уроке, определите вид придаточных, составьте схемы:

Я понял, что…

Несмотря на то что

Несколько человек зачитывают, объясняют.

VII. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VIII. Домашнее задание.

    Выучит правила на стр. 84-85, § 19, для 1группы: упр. № 134 (5-6), 135 (5-7).

    Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными уступки и условия или составить сказку о придаточных уступки и условия.

Русский язык, 11 класс.

Тема урока: СПП с придаточными уступки.

Цель урока: Продолжить знакомство с СПП с придаточными обстоятель-

ственными; познакомить с СПП с придаточными уступки,

распознавать придаточные обстоятельственные, определить их

место, совершенствовать пунктуационные навыки.

Развивать память, речь.

Воспитывать уважение к первооткрывателям.

Оборудование: Презентация по программе Power Point , учебник, задания для индивидуальной работы.

Ход урока: 1. Орг.момент.

- Приветствие.

- Психологический настрой.

- Отчёт дежурных.

2. Опрос домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме «СПП с придаточными обстоятельственными»

(по кластеру).

Упражнение 492- из пар простых предложений составить СПП с

придаточными условия, используя союзы если и когда.

3. Графический диктант.

Составить схемы СПП.

1. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

2. Когда он увидел Наташу, лицо его просияло.

3. Цепи яблонь протянулись там, где были пустыри.

4. Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить людей, но и быть любимым.

5. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

Проверка:

1. […],(как..).

2. (Когда…), […].

3. […], (где…).

4. (Для того чтобы…), […].

5. […,(оттого что…),… ].

4. Сообщение новой темы.

Ребята, сегодня мы познакомимся со сложноподчинёнными предложениями с придаточными уступки (қарсылықты бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлем).

Запишите число и тему урока (оформление тетради).

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки отвечают на вопрос несмотря на что? Они указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении (обозначают события, которые могли помешать, но не помешали тому, о чём говорится в главном предложении) и присоединяются к нему при помощи союзов хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что и союзных слов как ни, сколько ни.Придаточные уступки занимают любую позицию: они могут стоять впереди, в середине и после главного предложения.Они относятся ко всему главному предложению.

Например:

    [Этот дом назывался постоялым двором], (несмотря на что?) ( хотя возле него никакого двора не было).

    Схема предложения:

    [ ] , (хотя …)

Знаки препинания при составных союзах

    Если придаточное предложение присоединяется к главному предложению при помощи составных союзов (с тех пор как, по мере того как, потому что, оттого что, несмотря на то что, невзирая на то что и др.) запятая ставится:

    Либо перед составным союзом, напр.: Дыхание становилось всё глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело.

    Либо внутри составного союза, так что первая его часть входит в главное предложение, а вторая - в придаточное. Такая постановка запятой определяется смысловым ударением и интонацией: Он не приехал несмотря на то, что дал твёрдое обещание.

5. Закрепление темы. Работа с учебником.

- Упражнение 508 – разделить группу на 2 варианта.

1 вариант – выписать СПП с придаточными условия;

2 вариант – выписать СПП с придаточными уступки.

У доски работают 2 студента.

    Проверка:

Придаточные условия: Придаточные уступки:

- Олновременно ведётся индивидуальная работа (4 студента работают по

карточке)

- Проверка выполненных работ.

- Молодцы, ребята! С заданием вы справились, а это значит, что вы хорошо усвоили новую тему.

6. А сейчас мы переходим к нашей лексической теме.

Наша лексическая тема называется «Вокруг света». В этом разделе мы начали говорить о великих людях, городах и странах.

В упражнении 512 дан текст, который называется «Открытие Христофора Колумба».

Имя Христофора Колумба вам известно из истории и географии. Это испанский путешественник, мореплаватель, первооткрыватель Американского континента.

В 1451 году, 27 октября, в Генуе родился мальчик. О его детстве известно мало – ведь никто не мог и подумать, что этот ребенок однажды прославит свое имя в веках. Мальчика звали Христофор Колумб. В 1492-93 руководил испанской экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; пересек Атлантический океан, открыл Саргассово море и достиг 12.10.1492 о. Самана (официальная дата открытия Америки), позже - древних Багамских островов, Кубы, Гаити. В последующих экспедициях (1493-96, 1498-1500, 1502-1504) открыл Большие Антильские, часть Малых Антильских о-вов и побережья Южной и Центральной Америки и Карибское море.

- Чтение текста.

- Словарная работа.

    Публикация – басылым

    Первооткрыватель – алғашқы ашқан адам

    Экспедиция - арнайы тапсырма бойынша сапар

    Ладный – келісті , сай

- Что нового узнали о жизни Христофора Колумба?

- Задание по тексту.

  • Найти в тексте СПП с придаточным уступки и составить схему.

- Проверка:

(Хотя до Колумба острова и побережья Северной Америки посещались норманнами за сотни лет раньше и он не был первооткрывателем Америки), [но именно открытие Колумба имело всемирноисторическое значение].

несмотря на что?

(…), […]

7. Разминка.

1. Чем кончается день и ночь ? (ь)

2. Чем кончается лето и начинается осень ? (о)

3. В каком слове 40 гласных? (сорока)

4. В каком слове 100 согласных? (стол, стог, стон)

5. В каком глаголе нет слышится 100 раз? (стонет)

6. Какую ноту кладут в суп? (соль)

7. Что у зайца позади, а у цапли впереди?(ц)

8.Итог урока.

Ребята, сегодня мы изучили тему «СПП с придаточными уступки».

Ну-ка, ответьте: на какой вопрос отвечают придаточные уступки?

При помощи каких союзов и союзных слов они

прикрепляются к главному?

9. Домашнее задание:

1) Упражнение 517 – вставить союзные слова и расставить знаки препинания.

2) Выучить правило.

10. Оценки.



Что еще почитать