Какая ударная гласная в слове начал. Ударные и безударные гласные звуки

Русский язык

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА

6. Гласные звуки

Понятие о гласных звуках.

В русском языке 6 гласных звуков: [ а ], [ о ], [ и ], [ ы ], [ э ], [ у ]. Они состоят только из голоса. При их образовании поток выдыхаемого воздуха проходит через речевые пути свободно, не встречая препятствий.

Гласные ударные.

Гласный звук называется ударным, если на него падает ударение. Ударные гласные произносятся более отчетливо и ясно,
например: [о]ў сень , акроб[а]ў т . Написание букв, соответствующих ударным гласным, обычно не вызывает затруднения.

Гласные безударные.

Гласный звук называется безударным, если на него не падает ударение. Безударные гласные произносятся менее отчетливо, поэтому написание букв, соответствующих безударным звукам, обычно вызывает затруднения. К примеру, написание слов лисаў и лесаў различается, а произносятся они одинаково. В таких случаях следует проверять написание слов (ли саў - лиў сий, ле саў - леў с).

Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю, я выполняют в русском языке две функции:

1) они обозначают мягкость согласных на письме в тех случаях, когда употребляются после согласной буквы, например:
- пе л [п’эл]
- нё с [н’ос]
- лю к [л’ук]
- мя л [м’ал]

2) они обозначают два звука:
е = [ й’] + [ э ]
ё = [ й’] + [ о ]
ю = [ й’] + [ у ]
я = [ й’] + [ а ]
в следующих позициях:
а) когда стоят после разделительных ъ и ь , например: вью га [в’й’уга];
б) когда стоят после гласной буквы, например: пою [пай’у];
в) в начале слова, например: я ма [й’ама].

Правописание безударных гласных.

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением, например: озна меноваў ть победой (знаў мя), прово зглашаў ть истину оў зглас).

Написание непроверяемых безударных гласных в корне слова определяется по орфографическому словарю и запоминается, например: ви негреў т, ба гроў вый, бо рдоў вый, ми ни атюў ра.

Правописание гласных после шипящих.

1) После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся буквы и, у, а , но не пишутся буквы ы, ю, я, например: жи р, жи знь, площа дь.
Исключение: брошю ра, жю ри, парашю т, пшю т, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

2) После шипящих в корне под ударением пишется буква е (ё), если можно подобрать однокоренное слово с гласной е , например: жёў лтый - же лтеў ть, чёў рточка - че ртаў .
Если же такое однокоренное слово подобрать нельзя, то пишется буква о , например: трущоў ба, чоў порный, шоў рох, крыжоў вник.
Написание гласной о после щипящих в заимствованных словах сохраняется и в безударных позициях, например: шо колаў д, шо фёў р, шо киў ровать.
Однако, необходимо различать написание глаголов в форме прошедшего времени от имен существительных, например: ожё г (руку), но ожо г (руки).

3) После щипящих под ударением пишется буква о , без ударения - буква е в следующих позициях:

  1. в окончаниях имен существительных и имен прилагательных, например: камышоў м, виражоў м, коў же й, большоў го, меў ньше го;
  2. в суффиксах имен существительных и имен прилагательных, например: медвежоў нок, корешоў к, картоў ше чка, ежоў вый, парчоў вый, беў же вый .
    Исключение: ночёў вка;
  3. на конце наречий, например: свежоў , горячоў , тягуў че .

4) Под ударением пишется буква е (ё), хотя слышится гласная о , в следующих позициях:

  1. в окончаниях глаголов, например: печёў т, течёў т;
  2. в глагольном суффиксе -ёвыва , например: выкорчёў вывать;
  3. в суффиксе отглагольного существительного -ёвк , например: размежёў вка, корчёў вка ;
  4. в суффиксе существительного -ёр , например: стажёў р;
  5. в суффиксе страдательного причастия -ённ (енн), если оно образовано от глагола на -ить , например: сражёў нный (от сразить ), окраў ше нный (от окрасить );
  6. в предложном падеже местоимения что , например: о чёў м, на чёў м .

Правописание гласных после ц.

1) В корне слова после ц пишется буква и , например: ци фра, ци кл, ци рк.
Исключение: цы ган, цы плёнок, на цы почках, цы ц и однокоренные с ними слова.

2) После ц в корне слова буквы ю и я могут писаться только в собственных наименованиях, например: Цю рих .

3) После ц под ударением в корне слова пишется буква о , например: цоў коль.

4) После ц буква ы пишется в окончаниях имен существительных и имен прилагательных, например: ножницы, огурцы, бледнолицый .

5) После ц буква ы пишется в суффиксах имен прилагательных, например: лисицы н, сестрицы н .

6) После ц в окончаниях и суффиксах имен существительных и имен прилагательных под ударением пишется буква о , без ударения - буква е , например: овцоў й, борцоў вский, но полотеў нце, гляў нцевый .

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.

В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как

я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости - резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, - и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.

Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса - лиса [л"иса], сравните: леса - лиса [л"эса = л"иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] - постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] - леса - [л’иса] - лиса).

Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] - вино [в’ино]).

Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).

которые обозначаются на письме 10 буквами :

A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

    Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

    Ы́йя, Ы́ныкган.

    после [ж], [ш], [ц] ;

    Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].

    в некоторых иноязычных словах;

    Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].

    в некоторых сложносокращённых словах.

    ГЭС, ВТЭК.

2. Характерная особенность русского произношения - разное звучание гласных под ударением и без ударения.

    Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие - нет:

    не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );

    Мил [м’и́л] - мила [м’ила́], жил [жы́л] - жила [жыла́], шут [шу́т] - (нет) шута [шута́].

    Исключение составляет звук [и] : в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы] ;

    В и згнании [в ы згна́н’ии].

    изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

    В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а] , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ] .

    Мо й [мо́j] - мо я [мΛjа́] или [маjа́], да л [да́л] - да ла [дΛла́] или [дала́].

    В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и] , хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] - [и э ] .

    Ср.: взя л [вз’а́л] - взя ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], нё с [н’о́с] - не сла [н’и э сла́] или [н’исла́], бе л [б’е́л] - бе ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

    Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

    Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией : сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :

    после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ] );

    Жа леть [жы э л’э́т’], лоша дей [лъшы э д’э́j], двадца ти [двъцы э т’и́].

    на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э] , - [ы э ] ;

    Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

    после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] - [Λ] , как и после других твёрдых согласных звуков.

    Ша р [ша́р] - ша ры [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

    Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией : сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

    В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

    В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] - после твёрдых согласных, «ерь» [ь] - после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

    Например:

    после твёрдых согласных: до мовой [дъ маво́j], рыба [ры́бъ ], крыша [кры́шъ ], це ликом [цъ л’ико́м];

    после мягких согласных: ря довой [р’ь даво́j], поле [по́л’ь ], ча совщик [ч’ь сΛфщ’и́к].

7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о] . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ] , а звук, близкий к [а] - [Λ] , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

1. Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

Сожаление - со-жа-ле́-ни-е.

2. Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

Со-жа-ле́ -ни-е.

Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

  • либо один звук [э], [о], [а], [у] - после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е );
  • либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] - в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь .

    Явный - я́ -вный, проявка - про-я́ -вка, съёмка - съё м-ка.
3. Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:

первый предударный слог - I слабая позиция; остальные безударные слоги - II слабая позиция.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II .

Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в заударном слоге ни звучит гласный [и].
4. Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а :
  • после твёрдых согласных - [Λ] ;

    после мягких согласных - [и э ] ;

    после ж, ш, ц может звучать [ы э ] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в слоге жа звучит гласный [ы э ].

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [и э ] .

Объявился - о II -бъя I -ви́л-ся II - первый предударный слог бъя I будет звучать как [б’jи э ].

5. Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных - [ъ] ;

    после мягких согласных - [ъ] ;

    в абсолютном начале слова на месте букв о и а - [Λ] .

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; о II -бъя I -ви́л-ся II - о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].

Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?

вода, трава - слышу А, что писать? А или О?

мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.

У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.

Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть - какие они?

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Или проверяем по орфографическому словарю.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

которые обозначаются на письме 10 буквами :

A

Я

О

Ё

Е

Э

У

Ю

Ы

И

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

Ы́йя, Ы́ныкган.

Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.

Дым [ды́м], тыл [ты́л].

Звук [и] употребляется только после мягких согласных.

Физик [ф’и́з’ик].

Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].

Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

Из и риса – [из-ы́]риса.

Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

Дети [д’э́т’и], вес [в’э́с].

Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:

после [ж], [ш], [ц];

Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].

в некоторых иноязычных словах;

Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].

в некоторых сложносокращённых словах.

ГЭС, ВТЭК.

2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);

Мил [м’и́л] – мила [м’ила́], жил [жы́л] – жила [жыла́], шут [шу́т] – (нет) шута [шута́].

Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];

В и згнании [в ызгна́н’ии].

изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а], хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ].

М о й [мо́j] – м о я [мΛjа́] или [маjа́], д а л [да́л] – д а ла [дΛла́] или [дала́].

В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и], хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] – [и э ].

Ср.: вз я л [вз’а́л] – вз я ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], н ё с [н’о́с] – н е сла [н’и э сла́] или [н’исла́], б е л [б’е́л] – б е ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией : сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц]:

после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ]);

Жалеть [жы э л’э́т’], лошадей [лъшы э д’э́j], двадцати [двъцы э т’и́].

на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э], – [ы э ];

Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] – [Λ], как и после других твёрдых согласных звуков.

Шар [ша́р] – шары [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией : сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

Например:

после твёрдых согласных: домовой [дъмаво́j], рыба [ры́бъ], крыша [кры́шъ], целиком [цъл’ико́м];

после мягких согласных: рядовой [р’ьдаво́j], поле [по́л’ь], часовщик [ч’ьсΛфщ’и́к].

7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о]. На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ], а звук, близкий к [а] – [Λ], как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

Огурец [Λгур’э́ц]; обезьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

1.

Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

Сожаление – со-жа-ле́-ни-е.

2.

Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

Со-жа-ле́-ни-е.

Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

либо один звук [э], [о], [а], [у] – после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е );

либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] – в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь.

Явный – я́-вный, проявка – про-я́-вка, съёмка – съём-ка.

3.

Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:

первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция.

Со II -жа I -л е́-ни II -е II .

Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

Со II -жа I -л е́-ни II -е II – в заударном слоге ни звучит гласный [и].

4.

Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а:

после твёрдых согласных – [Λ];

после мягких согласных – [и э ];

после ж, ш, ц может звучать [и э ].

Со II -жа I -л е́-ни II -е II – в слоге жа звучит гласный [ы э ].

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а], то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [и э ].

Объявился – о II -бъя I -ви́л-ся II – первый предударный слог бъя I будет звучать как [б’jи э ].

5.

Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а:

после твёрдых согласных – [ъ];

после мягких согласных – [ъ];

в абсолютном начале слова на месте букв о и а – [Λ].

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а], то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь].

Со II -жа I -л е́-ни II -е II – слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; о II -бъя I -ви́л-ся II – о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].



Что еще почитать