Государственный архитектурно-строительный надзор (гасн). Государственный строительный надзор Порядок проведения проверок государственного строительного надзора

1. Застройщик направляет должностному лицу инспекции, уполномоченному на ведение общего государственного строительного надзора за конкретным объектом извещение об окончании строительства объекта капитального строительства.

К извещению прилагаются:

1.1. Заверенная копия акта приемки объекта капитального строительства застройщиком (заказчиком) от подрядчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

1.2. заверенная копия документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации;

1.3. Исполнительная документация (с приложением реестра), оформленная при строительстве объекта, в т.ч. акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписанные представителями эксплуатирующих организаций, а также общий и специальные журналы учета выполнения работ при строительстве

1.4. Документы, подтверждающие исполнение постановлений о применении мер административного воздействия в виде штрафа к застройщику (заказчику) и лицам, осуществляющим строительство;

1.5. Перечень лиц, участвующих в проектировании объекта, с указанием вида выполненных ими работ, реквизитов договоров подряда, руководителей, контактных телефонов, наименований сро, членами которых являются указанные лица;

1.6. Перечень лиц, участвующих в строительстве объекта, с указанием вида выполненных ими работ, реквизитов договоров подряда, руководителей, контактных телефонов, наименований сро, членами которых являются указанные лица;

1.7. Перечень строительных материалов (изделий), использованных в несущих и ограждающих конструкциях при строительстве объекта, поставщиков материалов (изделий) с указанием руководителей, контактных телефонов;

1.8. сведения об оснащении объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов; документы, подтверждающие соответствие объекта требованиям энергетической эффективности.

1.9. К извещению об окончании строительства может быть приложена схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком (заказчиком) в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора).

2. В случае, если до направления извещения об окончании строительства в инспекцию не были предъявлены виды работ, подлежащие проверке в соответствии с программой проведения проверок, не устранены нарушения, допущенные при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте), либо с извещением об окончании строительства обратилось ненадлежащее лицо, уполномоченный инспектор в срок не позднее пяти рабочих дней готовит проект письма об отказе в проведении итоговой проверки, согласовывает его соответствующим заместителем начальника инспекции, и направляет на подписание начальнику инспекции. Ответ направляется заявителю и помещается в деле по объекту.

3. Начальником инспекции назначается итоговая проверка в течение пяти рабочих дней после регистрации извещения застройщика об окончании строительства.

Срок проведения проверки не должен превышать двух недель, за исключением особых случаев, определенных приказом начальника инспекции.

Застройщику (заказчику) направляется уведомление о проведении итоговой проверки.

4. При проверке проводится визуальный осмотр построенного объекта на предмет окончания всех работ по строительству, предусмотренных проектной документацией;

проверяется наличие необходимой исполнительной документации по строительству объекта и ее соответствие требованиям, установленным нормативными документами;

проверяется устранение всех нарушений, допущенных при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) объекта, в том числе в области пожарной безопасности, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия;

проверяется исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Проверка может быть сопряжена с проведением необходимых для принятия решения о готовности объекта к эксплуатации экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов (изделий).

5. По результатам итоговой проверки оформляется Акт итоговой проверки при строительстве.

5.1. При соответствии объекта установленным требованиям Акт итоговой проверки содержит выводы о соответствии объекта.

При предъявлении объекта комиссии в зимний период с 01 ноября по 01 мая в связи с невозможностью выполнения работ по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных путей к зданиям застройщику (заказчику) может быть выдано предписание с указанием срока выполнения работ в летний период, но не позднее 01 июля текущего года.

Предписание должно быть приложено к акту итоговой проверки.

5.2. При обнаружении нарушений требований технических регламентов (норм и правил) и проектной документации составляется акт, содержащий перечень обнаруженных нарушений (с указанием нормативных документов, которые нарушены); в Акт итоговой проверки включаются выводы о несоответствии объекта требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации, с приложением актов и справок.

При обнаружении незавершенных работ на объекте возбуждаетс административное производство в отношении застройщика (заказчика) по статье 19.7 КОАП РФ.

При обнаружении эксплуатации объекта при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию, к правонарушителям применяются меры административного воздействия (предписание, протокол).

Застройщик (заказчик) после устранения всех нарушений вновь направляет в инспекцию извещение об окончании строительства.

Инспекцией назначается новая итоговая проверка.

6. После получения Акта итоговой проверки застройщик (заказчик) для получения Заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации обращается в Инспекцию с заявлением.

6.1. Акт итоговой проверки, в выводах которого содержится подтверждение соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации является основанием для выдачи застройщику (заказчику) после его обращения Заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации.

6.2. Акт итоговой проверки, который содержит выводы о несоответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации является основанием для выдачи застройщику (заказчику) Решения об отказе в выдаче Заключения о соответствии по форме приложения 22.

6.3. Заключение о соответствии или Решение об отказе в выдаче такого Заключения готовится в 2 экземплярах и подписывается заместителем начальника Инспекции, начальником соответствующего отдела в течение семи рабочих дней с даты регистрации обращения застройщика (заказчика) за выдачей Заключения.

Заключение о соответствии

Гальцев Дмитрий Александрович

Завершив строительство объекта недвижимости (ОКС), реконструкцию либо капитальный ремонт, ввести его в эксплуатацию можно только после получения соответствующего разрешения, о чём прямо говорится в 55 статье Градостроительного Кодекса.

Частью 3 данной статьи требуется предоставить для этого пакет определённых документов, среди которых, заключение о соответствии.

Заключение о соответствии (ЗОС) - документ, выдающийся органом государственного строительного надзора (в случае, если такой вид контроля предусмотрен), и свидетельствующий о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Выдача ЗОС входит в перечень госуслуг, предоставляемых (с учётом принадлежности, которую имеет объект) федеральными либо органам субъекта федерации. Основание - ГрК РФ. Части 3-ья и 4-ая ст.54.

Данное заключение выдаётся региональным органом Госстройнадзора (ГСН), является итоговым документом и свидетельствует, что завершённый объект полностью отвечает требованиям технических регламентов, имеющейся проектной документации. Включая те из них, которые регламентируют требования к энергоэффективности объекта (ОКС) и его оснащённости приборами, позволяющими организовать учёт потребления энергоресурсов.

Следует помнить, что, согласно положениям действующего законодательства, региональный ГСН приступает к организации государственного надзора на объекте, начиная с момента начала его строительства (о чём соответствующий орган обязан предупредить технический заказчик либо сам застройщик, путём подачи письменного извещения). Основание: ГрК РФ, ч.5 52-ой статьи. И завершает эту работу в момент выдачи ЗОС.

В ситуации, когда по вине застройщика подобный надзор на объекте организован не был, ГСН имеет право отказать в оформлении требуемого документа, так как не может гарантировать проведение всех выполненных работ в соответствии с положениями действующих норм и правил.


Заполняя форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и даете согласие на рассылку

Когда строительство частично (на отдельном этапе) проводились застройщиком без извещения представителей ГСН, ввести такой объект в эксплуатацию станет существенно сложнее.

Для узаконивания самовольной постройки необходимо будет проводить независимую экспертизу с привлечением лицензированной организации. Её результаты передавать в ГСН.

В подобных ситуациях решение о выдаче заключения о соответствии, либо отказе в рассмотрении заявки, принимается представителем ГСН самостоятельно. Норматива, обязывающей принимать эти документы к рассмотрению (в качестве легитимной оценочной базы) в России не существует.

Нормативная база

Оформление и выдача ЗОС на завершённый объект происходит согласно требованиям следующих законодательных и ведомственных нормативных документов:

  • Градостроительный кодекс. Текст документа утверждён законом 190-ФЗ, датированным 29.12.04 (с изменениями, внесёнными на 23.04.18);
  • Федеральный закон 384-ФЗ, датированный 30.12.09. Актуальная версия датирована 02.07.13;
  • Правительственным постановлением от 01.02.06, зарегистрированным под № 54 (с изменениями, внесёнными на 28.02.18);
  • «Порядок осуществления проверок на объекте» (РД-11-04-2006), утверждённый приказом № 1129, изданным Ростехнадзором 26.12.06 (с изменениями на 14.07.15);
  • «Требования к исполнительной документации» (РД-11-02-2006), утверждённые приказом № 1128, изданным Ростехнадзором 26.12.06 (с изменениями на 09.11.17);
  • «Порядок ведения дел» (РД-11-03-2006), утверждённый приказом № 1130, изданным Ростехнадзором 26.12.06 (с изменениями на 21.10.15).

Кроме этих документов в каждом субъекте федерации разрабатываются собственные нормативные акты, положения которых учитывают, оформляя заключение о том, что объект соответствует всем требованиям.

Последовательность получения заключения

Данный вопрос детально рассмотрен в РД-11-04.2006.

1. Технический заказчик либо застройщик подаёт в региональное отделение Госстройнадзора извещение о завершенном строительстве (реконструкции) объекта. Это требование п.25 РД-11-04-2006.

Извещение подаётся только после выполнения следующих пунктов:

  • Окончание строительства объекта (его реконструкции либо капремонта);
  • Устранение выявленных на объекте нарушений;
  • Подготовка пакета исполнительной документации, ведущейся всё время строительства.

Полный их перечень приведён в РД-11-02-2006.

2. Уполномоченным на это представителем регионального отделения Госстройнадзора принимается решение о проведении итоговой проверки объекта. Срок принятия решения – семь рабочих дней, считая со дня регистрации соответствующего извещения.

О времени проверки должностное лицо Госстройнадзора уведомляет застройщика согласно требованию пункта 9 РД-11-04-2006. Продолжительность проверки, до 30 дней.

До её начала на объекте проводятся следующие виды работ (обычно выполняются на заключительном этапе СМР):

  • Предусмотренные испытания смонтированного оборудования (имеющихся инженерных систем). Их контрольные пуски в присутствии представителя заказчика;
  • Оформление акта приёма (при выполнении работ под заказ), подписанного Заказчиком и представителем Подрядчика. Основание, ГК РФ, статья 753 пункт 4.

Форма акта «КС-11» утверждена и доработана в соответствии с постановлениями ГКСРФ за № 71а (датировано 30.10.97) и № 100, от 11.11.99.

В рамках проверки дополнительными блоками отработки являются:

  • проверка наличия необходимых справок от третьих лиц, являющихся заинтересованными органами (например: соответствие требованиям ПУЭ и пожарной безопасности);
  • осуществление комплексных проверочных запусков оборудования, установленного на объекте (до 72 часов непрерывной работы в штатном режиме под номинальными нагрузками).

На период проверки объекта вся необходимая документация предоставляется застройщиком в региональное отделение Госстройнадзора. Основание, пункт 4 РД-11-02-2006.

Перечень необходимых документов, которые требуется передать, определён в имеющейся проектной документации (п.3 РД-11-04-2006).

3. Результаты итоговой проверки объекта, оформляются «Актом проверки объекта капитального строительства».

Этот документ служит юридически легитимным основанием права заказчика ходатайствовать об оформлении заключения (п. 27 РД-11-04-2006).

4. После получения Акта проверки завершённого строительства ОКС технический заказчик обращается в региональное отделение Госстройнадзора (письменно, в произвольной форме) с просьбой об оформлении ЗОС (п.27 РД-11-04-2006).

К заявлению требуется приложить:

  • «Акт», подписанный представителем ГСН;
  • Акт приёмки объекта (когда последний построен согласно заключённому договору).

5. Региональное представительство Госстройнадзора выдаёт соискателю требуемое Заключение о соответствии (ЗОС). Срок, десять рабочих дней, считая с момента регистрации поступившего обращения.

Если существуют законодательно предусмотренные причины, то в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в выдаче нужного ему документа о соответствии зданий и сооружений требованиям, которые предъявляются к ним действующими документами.

Когда можно получить отказ

Существует только две причины отказать соискателю в выдаче нужного ему заключения.

  1. При работах по строительству объекта имел место ряд нарушений (пример, несоблюдение требований действующих ТР, СП и нормативов), и на дату выдачи документа они не были устранены.
  2. После завершения работ не был оформлен «Акт проверки».

Иных оснований законодательно не предусмотрено.

На что необходимо обратить внимание в ходе работ

Для гарантированного получения заключения о соответствии требуется:

  • Соответствие всех выполняемых работ положениям действующих нормативов;
  • Соответствие проектной документации. Этот пункт часто опускают, когда в процессе строительства оперативно требуется внести корректировку в то либо иное проектное решение, либо поменять применяемые материалы.

Всё зависит от характера вносимых изменений в ПД во время строительства, в некоторых случаях приходится повторно проходить экспертизу проектной документации перед сдачей объекта.

Работы требуется обязательно согласовывать с проектировщиками, выполняющими авторский надзор (обязательно документировать).

Вывод

Получение документа возможно, если в процессе строительства объекта удалось правильно организовать и скоординировать все виды проводимых работ.

В подавляющем большинстве случаев это обязанности Технического заказчика.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации (ч.4 Соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Следовательно, все нормативно - технические документы Ростехнадзора в области строительства подлежат обязательному применению всеми участниками строительства .

Порядок осуществления государственного строительного надзора определен и .

(с изменениями приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 273 от 14.07.2015г.)

Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса.


Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов , указанных в пункте 5_1 статьи 6 Градостроительного Кодекса РФ(РОСТЕХНАДЗОР). При строительстве, реконструкции иных объектов капитального строительства, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (Инспекция государственного строительного надзора субъекта федерации) .

Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осущест вляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах (ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ) .

Порядок осуществления государственного строительного надзора.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»

Получение копии разрешения на строительство (ч.15 ст. 51 ГрК)

Обращения физических, юридических лиц

Проведение итоговой проверки органом государственного строительного надзора


Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 до выдачи заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка на объекте, по результатам которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства, реконструкции капитального строительства. На итоговую проверку в зависимости от сложности объекта отводится до одного месяца.

Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Для получения заключения застройщик обращается в орган государственного строительного надзора с соответствующим заявлением, к которому прилагает:
- акт итоговой проверки объекта должностным лицом органа государственного строительного надзора;
- акт сдачи-приемки законченного строительством объекта (Приложение Г СП 68.13330 )

Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (часть 5 статьи 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства. Если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.

В случае если отдельные части (этапы) объекта были построены самовольно - либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, то застройщику потребуется выполнить силами независимой специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию, детальное (инструментальное) обследование строительных конструкций здания или сооружения. Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, предоставляются в орган государственного строительного надзора. В этом случае надзорный орган при положительных результатах проведенного обследования может рассмотреть возможность выдачи ЗОС.

Но необходимо заметить, что ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.

Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:
- индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;
- пробные пуски;
- приемка объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).
Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.
Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.
Пробные пуски проводятся до комплексного опробования.

При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации. Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки.
При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой. Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается. Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.
В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи - в течение 24 часов.

  • Отчетная информация об осуществлении федерального государственного строительного надзора Скачать
  • О соблюдение требований энергетической эффективности при осуществлении федерального государственного строительного надзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий
  • Постановление правительства РФ от 22.12.2018 г. № 1636 "Об утверждении перечня объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры" Скачать

Заключение о соответствии представляет собой «заключение квалифицированного органа государственного строительного надзора о соответствии возведенного, реконструированного объекта строительства установленным требованиям проектной документации и техническим регламентам, включая требования энергетической эффективности и оснащенности здания. Все это осуществляется с помощью приборов учета энергетических ресурсов, поэтому служит одним из важных документов для получения официального разрешения на ввод здания в эксплуатацию.

Принимают решение относительно выдачи Заключения о соответствии в случаях, когда при строительстве или реконструкции объекта не допустили никаких нарушений соответствия работ с требованиями правил и норм.

Возможные причины отказа в составлении

Если в процессе строительства, восстановления или реконструкции объекта капитального строительства допустили некоторые нарушения соответствия работ установленным требованиям технических регламентов, то в составлении заключения и его выдаче может быть отказано. Именно поэтому, при планировании строительства здания, важно ознакомиться с общепринятыми нормами и правилами, и проводить работы в строгом соответствии с ними!

Также причинами, по которым застройщик не получит согласия на составление заключения о соответствии, могут быть следующие факторы:

  • Орган надзора не был своевременно поставлен в известность о том, что строительство начали;
  • В случае нарушения регулярности надзора;
  • Застройщик не устранил дефекты, на которые было обращено его внимание на конкретном этапе строительства;
  • При отсутствии надзора из-за застройщика.

В случае возникновения перечисленных выше причин, можно обратиться за получением ЗОС в независимую организацию . Она должна обязательно иметь соответствующую лицензию, а также тщательно обследовать здание. Только в случае утверждения соответствия постройки всем нормам, можно подавать повторную заявку на получение заключения о соответствии.

К кому обращаться за получением ЗОС

Строительство – отрасль, регулируемая государственными органами. Без их разрешения осуществление строительства дома, бассейна либо фабрики будет невозможно и наказуемо. Именно поэтому осуществляют выдачу документации для разрешения заселения возведенных зданий и дальнейшего их использования исключительно государственные органы.

При выдаче заключения о соответствии, в качестве выдающей стороны выступает орган государственного строительного надзора. Под его контролем находится вся деятельность застройщика с самого начала строительства, а также проводятся регулярные проверки, в ходе которых заметны все недочеты и возможные несоответствия требованиям!



Что еще почитать