Занимательная криминалистика. Занимательная криминалистика Знания и навыки

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КРИМИНАЛИСТИКА

БЕСКОРЫСТИЕ

СЛЕДОВАТЕЛЬ. О чём вы думали, когда решались на изнасилование?

ПОДСЛЕДСТВЕННЫЙ. Если не я, то кто?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Алло, кто говорит? Рад вас слышать, господин Цезарь. Ваша жена вне подозрений? Такое ручательство дорогого стоит. Не беспокойтесь, подозрения мы с неё снимем, но наручники, с вашего разрешения, оставим.

НИ ЗА ЧТО!

– За что вас судят?

– Да ни за что.

–То есть как?

– А вот так! Пристала тут ко мне одна: изнасилуй да изнасилуй!

– И вы, конечно…

– Я? Да ни за что!

СМЕРТЕЛЬНЫЕ ДРУЗЬЯ

Особенно оскорбительной показалась мне манера грабителя тыкать. Я готов многое простить, только не хамство. Но это, так сказать, мой внутренний монолог. Вслух я не рискнул навязывать незнакомцу свои моральные принципы.

– Об чём речь!– с воодушевлением возрастающим в той же пропорции, что и надежда на спасение, воскликнул я. – Река с рекой, понимаешь… А уж человек с человеком… Особенно в тёмном переулке. Так что не тратьте времени на делёжку. Берите всё. И портмоне тоже. Оно, кстати, из кожи…лезет вон, чтобы стать вашей добычей.

Расстались почти друзьями: пожали друг другу руки и, кажется, обнялись, хотя утверждать с уверенностью не стану. Да и какое это имеет значение, когда главное для меня осознание того, что люди не звери, а потому в любой ситуации, даже такой конфликтной, как только что описанная, всегда сумеем найти общий язык.

БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЙ

В полиции.

– У нас, к сожалению, нет доказательств, что вашего мужа похители, но совершенно достоверно установлено, что возвращаться он не намерен.

НЕ ПО АДРЕСУ

– Алло, полиция? Выезжайте немедленно. В женском общежитии какой-то вахлак изнасиловал десятерых.

– Какой молодец!

– Да вы с ума спятили! Если его не повязать, он изнасилует и остальных.

– Разделяем вашу озабоченность. Жертвам сочувствуем. Преступником восхищаемся. Но это не к нам, а в книгу рекордов Гинесса.

СЕКРЕТ МАСТЕРСТВА

– Поздравляю, сержант! Вы раскрыли преступление века. Как, чёрт побери, вам это удалось?

– Не так сложно, как может показаться, – скромно ответствовал сержант. – Надо лишь, чтобы тому, кто совершил преступление, доверили его раскрытие.

НЕ УПУСКАЯ ВЫГОДЫ

– Как вам пришла в голову мысль явиться с повинной?

– Похоже, произошло это на уровне подсознания, после того, как вы объявили большое вознаграждение за доставленные сведения.

ГЛАВНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ

– Свидетельница, суд интересует только то, что вы видели на месте преступления, а не то, что вы думаете по этому поводу.

– В таком случае, вам бы следовало обратиться к убиенному. Уж он-то наверняка видел всё.

НЕОБХОДИМАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

– Подсудимый, не торопитесь. Давайте по порядку. Когда вы захватили самолёт…

– Это вы торопитесь, гражданин судья. Прежде, чем отправиться в аэропорт, я по дороге заглянул ещё в банк.

ГЛУБОКОЕ УДОВЛЕТВОРНИЕ

– Что вы почувствовали в момент убийства собственной жены?

– Глубокое удовлетворение от того, что ей, наконец, повезло стать свидетельницей единственного в моей жизни мужского поступка.

С ЛУЧШИМИ НАМЕРЕНИЯМИ

ПАТРУЛЬНЫЙ ДОРОЖНОЙ ПОЛИЦИИ. Почему на мое требование остановиться, вы ещё больше увеличили скорость?

ДЕВУШКА ЗА РУЛЁМ. Чтобы избавить вас, лейтенант, от необходимости выдумывать причину для знакомства.

ИНСТРУКТАЖ

В полиции инструктируют новичка.

– Ваши действия, если женщина нарушает общественный порядок?

– Выношу ей первое предупреждение.

– Она не реагирует.
;

– Тогда выношу второе.

– Ноль внимания.

– Выхватываю пистолет и кричу: «Ложись, а то стрелять буду»!

– Если женщина стара и некрасива, привожу угрозу в исполнение.

– А если молода и хороша собой?

– Решу на месте. Но в любом случае не посрамлю звание полицейского.

ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН

На меня напал преступник, и я, защищаясь, его убил, но суд мои доводы не убедили.

– Кто на кого напал, суду неизвестно. Зато известно, что он мёртвый, вы живой. Конечно, божий промысел не в компетенции суда, но будь наоборот, он бы получил по заслугам. А так получите вы… по закону. И это всё, что может сделать для вас наше самое справедливое в мире правосудие.

А эксперты по частным вопросам — специальное. Например, судебно-медицинский эксперт имеет высшее медицинское образование . Криминалисты . Профессия подходит тем, кого интересует право и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Криминалистика — наука, которая исследует закономерности и особенности механизма преступления, его возникновения и способы сокрытия участниками преступления его следов. Кроме этого, криминалистика разрабатывает и использует специальные средства и особые методы сбора, исследования, и, наконец, анализа собранных вещественных доказательств.

Специфика профессии

Немаловажная часть работы эксперта-криминалиста — это совместный со следователем выезд на место случившегося преступления, участие в осмотре,изымание улик: следов крови, перчаток, обуви, отпечатков пальцев, предметов, которые, как предполагает эксперт-криминалист , могут оказаться важными вещественными доказательствами, и осмотр повреждений на телах пострадавших и погибших.

Однако на месте, большей частью, проводится только предварительный анализ, а полное и доскональное исследование улик осуществляется в лаборатории.

Есть разные виды экспертиз — трасологическая, баллистическая, дактилоскопическая, фоноскопическая, графологическая, автороведческая, экспертиза взрывчатых веществ, взрывных устройств, техническая экспертиза документов и пр. Они помогают воссоздать картину преступления, опознать преступника и его жертву, идентифицировать орудие преступления.

Так, трасологическая экспертиза — это исследование любых оставшихся на месте совершенного преступления следов (например, одежды, обуви, зубов, транспортного средства, орудия преступления), анализ следов взлома и особенностей механизма следообразования.

Используя специальные методики, криминалист-трасолог устанавливает специфические характеристики имеющихся следов, определяет оставивший их объект, своеобразие нанесенного удара и то, каким предметом он был сделан, описывает человека по оставленным им следам.

Криминалистическая наука постоянно развивается и дополняется новейшими методами и технологиями, помогающими в ведении расследования. Один из таких методов — ДНК-исследование, которое предоставляет возможность по оставленным органическим следам (например, по волосам, поту, слюне) устанавливать личность человека.

Место работы и карьера

Эксперты-криминалисты , особенно начинающие, работают в государственных правоохранительных структурах (следственный комитет, прокуратура) и в центрах экспертиз. Самые профессиональные и опытные специалисты в дальнейшем легко получают работу в различных частных криминалистических лабораториях.

Высшее образование:

  • Промышленное и гражданское строительство, землеустроительство;
  • Автотехника, в части устройства автодорог, технологии изготовления и ремонта автотранспортных средств, двигателей и запасных частей;
  • Финансы, экономика, бухгалтерское дело, аудит, оценочная деятельность, товароведение всех групп товаров;
  • Физика, только в части радиофизики, радиотехники, электротехники, электроники, конструирования и ремонта средств сотовой связи и вычислительной техники, оптики и спектроскопии, материаловедения и физических методов исследования, физика горения и взрыва;
  • Химия, физическая химия, органическая и неорганическая химия, химическая технология, взрывчатые вещества, химия горения и взрыва;
  • Генетика, биология, биотехнология, микробиология, биохимия, технология изготовления фармпрепаратов, почвоведение, биология растений и животных, ботаника;
  • Экология;
  • Геология, геохимия, минералогия, ювелирное дело;
  • Математика, только в части информационных технологий, программирования, распознавания образов, обработки изображений;
  • Филология, русский язык и литература, лингвистика;
  • Психология, психофизиология;
  • Пожаротехника, взрывотехника;
  • Военное дело, только в части инженерно-технических, строительных специальностей;
  • Юриспруденция, только в части криминалистики, судебной экспертизы или опыт работы следователем (не менее 5 лет);
  • Полиграфия только в части технологии печати и свойств материалов печати;
  • Искусствоведение;
  • Графика, в части анимации и компьютерной графики;
  • Металловедение, металлургия и металлообработка;
  • Технология изготовления текстильных материалов и полуфабрикатов, технология швейного производства.

дает возможность получить работу судебного эксперта в Российском федеральном центре судебной экспертизы (РФЦСЭ) Министерства юстиции Российской Федерации, где все время ведется набор кандидатов .

Необходимые личные качества

Как и всякая другая, работа эксперта-криминалиста требует наличия у кандидата определенных качеств. Успешный специалист-криминалист непременно должен быть любознательным, высокоинтеллектуальным, эрудированным и, одновременно, уверенным в себе, методичным и рациональным. Ему обязательно надо иметь хорошую память, быть склонным к анализу и уметь в течение долгого времени концентрироваться на исследуемом объекте.

Знания и навыки

Эксперту-криминалисту обязательно требуется знание теории криминалистики и владение ее методиками и технологиями.

Обучение на эксперта-криминалиста

На этом курсе можно получить профессию судебного эксперта дистанционно за 6 месяцев и 20 000 руб.
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Наверное, вы уже знаете, что популярные изображения судебной экспертизы являются абсолютно неточными, и правда заключается в том, что большинство следователей на месте преступления выполняют намного больше бумажной работы и намного меньше принимают участие в перестрелках. Тем не менее, в своём стремлении спустить наши ожидания с небес на землю, большинство разрушителей мифов забывают о том факте, что судебно-медицинская экспертиза всё-таки является очень, очень крутой.

10. Люминол (Luminol)

Фотография: Дэвид Мьюэльхаймс (David Muelheims)

В то время как такие ТВ-шоу, как «Кости» и «C.S.I.: Место преступления» часто полагаются на нереально передовые технологии к большому огорчению настоящих следователей, работающих на месте преступления, существует одно вещество, которое настолько же футуристично, как его изображают: люминол.

Люминол представляет собой порошок, состоящий из кислорода, азота, водорода и углерода, который светится голубым, когда он вступает в контакт с гемоглобинами в крови. Эта хемилюминесценция является тем же самым процессом, который позволяет светлячкам светиться. Люминол может обнаружить незначительное количество крови даже после того, как поверхность была вымыта, даже годы спустя. Свечение продолжается приблизительно 30 секунд, но его можно запечатлеть с помощью фотографии с длинной экспозицией.

Он часто используется в качестве крайней меры, так как химическая реакция может уничтожить само доказательство, которое она открывает взору, тем не менее, люминол может оказаться невероятно полезным. Например, он может выявить отпечатки обуви нападавшего человека, или показать следователям, в каком месте стоит искать более внимательно. Кровь на ковре, которая может быть невидимой для невооруженного глаза может быть выявлена с его помощью, что поможет следователям искать более крупные видимые пятна на деревянном полу под ним. Тем не менее, те, кто работают с люминолом, должны опасаться ложных свечений, поскольку это вещество также реагирует на присутствие мочи, меди и соуса из хрена.

9. «Записки о смытии обиды» (Washing Away Of Wrongs)


Первая известная книга по судебно-медицинской экспертизе была озаглавлена как «Собрание случаев исправления несправедливости» (Collected Cases of Injustice Rectified) или «Записки о смытии обиды» (The Washing Away of Wrongs). Труд был написан в 13 веке весьма добросовестным китайским судьёй по имени Сун Цы (Song Ci). Он изложил строгие правила для того, чтобы следователи не были подкуплены, например, настаивая на том, чтобы все посмертные эпикризы были написаны собственной рукой патологоанатома, и никогда не были написаны его ассистентом. Он подчеркнул важность проведения точного вскрытия, не только для жертвы и её семьи, но и потому что, если правосудие не правильно направлено, оно вызовет постоянные распри и циклы мести, разрушающие сообщество.

«Записки о смытии обиды» объясняют то, как отличить жертву утопления и жертву удушения, и включают в себя первое известное использование судебной энтомологии, или изучение насекомых. В этом случае сельский житель был найден зарубленным насмерть. Сначала Сун Цы сделал порезы на трупе животного при помощи широкого спектра орудий и сравнил эти порезы с ранами на теле сельского жителя, определив, что они были вызваны серпом. Затем он попросил каждого жителя достать свои серпы и выложить их на городской площади. Дело происходило в середине лета, поэтому мухи собрались и роились почти исключительно на одном конкретном серпом. Исходя из этого, Сун Цы заключил, что это и было орудие убийства, и его владелец быстро сознался.

8. Накопление незавершённых работ по анализу биологических доказательств полового акта (Rape Kit Backlog)


В случаях сексуального насилия тело жертвы является частью места совершения преступления. Судебно-медицинский эксперт проводит четыре-шесть часов за регистрацией всех отметок и рваных ран на теле жертвы, забирая на анализ образцы любых подозрительных волокон, биологического материала под ногтями, и, конечно, делая мазки с ротовой полости и половых органов жертвы. Все материалы упаковываются в набор биологических доказательств полового акта и отправляются на анализ. Эта процедура очень часто бывает травматичной для жертвы, но доказательства, собранные в ходе неё могут иметь решающее значение в судебном преследовании, если набор на самом деле будет должным образом проанализирован.

По оценкам, в США существует накопление незавершённых работ по анализу биологических доказательств полового акта. В судебной системе есть 400 000 необработанных наборов, каждый из которых представляет жертву, которая не получает огромной помощи в своей борьбе за справедливость. Из-за того, что насильники часто также являются серийными преступниками, анализ этих наборов может не только помочь жертвам добиться справедливости, но и предотвратит большое количество будущих нападений. В 2003 году Нью-Йорк окончательно ликвидировал своё накопление, и процент арестов за сексуальные нападения вырос с 40 до 70 процентов. Анализ всего лишь 1100 наборов в Детройте привёл к аресту 46 серийных насильников. Анализ каждого набора стоит от 500 до 1500 долларов, однако, финансирование этих анализов довольно трудно найти.

Технология анализа биологических доказательств полового акта даже улучшается. Часть медицинского освидетельствования в случаях сексуального нападения включает в себя нанесение тёмно-синего красителя на тело жертвы, что заставляет повреждённые области «засветиться» - но это на белых людях. Этот порошок не в состоянии выявить ранения на тёмной коже, однако в 2013 году Кэтрин Логон (Kathryn Laughon) разработала флуоресцентный краситель, который показывает раны на всех типах кожи, что является невероятно полезным для жертв нападений с тёмным цветом кожи.

7. Фантом из Хайльбронна (Phantom Of Heilbronn)


В течение 16 лет наиболее искомый серийный убийца в Германии ускользал от полиции. Начав с убийства 22-летнего полицейского в Хайльбронне, Фантом начал совершать приводящий в замешательство хаотичный ряд преступлений, которые включали в себя шесть убийств, ограбление некоторых вьетнамских торговцев драгоценными камнями и вереницу краж мотоциклов. Хотя ей удавалось оставаться незамеченной, она не была достаточно внимательной, чтобы не допустить оставления следов ДНК на более чем 40 местах совершения преступлений.

В марте 2009 года полиция расследовала смерть мужчины, принесённого в жертву, который искал убежища, когда обычный тест судебно-медицинской экспертизы вернулся с довольно странными результатами. Когда они проанализировали его ДНК, они получили два результата: его собственный, и Фантома из Хайльбронна. Это было настолько маловероятно, что они провели тесты на всём оборудовании, используемом для анализа ДНК. Конечно же, анализ каждой ватной палочки дал положительный результат на ДНК предполагаемого Призрака. Она оказалась не выдающимся преступником, а просто рабочей на линии завода по производству товаров медицинского назначения в Баварии.

По словам специалиста судебно-медицинской экспертизы Майка Сильвермана (Mike Silverman), «анализ ДНК стал жертвой своего собственного успеха». Улучшения в технологии, которые означают то, что ДНК могут быть получены даже от самых кратких контактов, делают анализ невероятно подверженным загрязнению. Это плохая новость, потому что преступнику не нужно доказывать загрязнение анализа, чтобы избежать правосудия, ему всего лишь нужно заявить о «разумном сомнении».

6. Эдмон Локар (Edmond Locard), отец судебной медицины


Эдмон Локар, наряду с коллегой из Франции Альфонсом Бертильоном (Alphonse Bertillon), был пионером в переходе от уголовных расследований, основанных в первую очередь на показаниях очевидцев к расследованиям, основанным на строгом научном анализе вещественных доказательств. Большое влияние оказал на него Шерлок Холмс (Sherlock Holmes) и он работал в качестве медицинского эксперта во время Первой мировой войны, определяя причину и место гибели солдат, изучая пятна и повреждения их униформы. В 1910 году он создал первую в мире лабораторию судебной экспертизы.

Локар лучше всего известен за изобретение «Принципа обмена Локарда» (Locard’s principle of exchange), который до сих пор является основой всех уголовных экспертиз. В нём говорится, что каждый преступник приносит что-то на место преступления и забирает что-то с собой, или, в целом, «каждый контакт оставляет след». Его уверенность в важности вещественных доказательств граничит с верованием. Его взгляды были обобщены Полом Кирком (Paul Kirk), который сказал: «Доказательство не забывает. Его не смущает волнение момента. Оно не отсутствует из-за отсутствия человеческих свидетелей. Оно является фактическим доказательством. Физические доказательства не могут быть неверными, они не могут оговорить самих себя, они не могут полностью отсутствовать. Лишь человеческая неспособность их обнаружить, изучить и понять, может уменьшить их значимость».

5. Блеск является идеальным трассеологическим доказательством


Идеальная трасологическая улика легко передаётся от одного человека другому, но нелегко удаляется с этого второго человека. Она должна быть, казалось бы, безобидной и трудно замечаемой для преступника, чтобы в отличие от крови, преступник не уделял столько же внимания её удалению. Она также не должна быть слишком сложной для обнаружения следователем, например, она может светиться при наведении на неё света фонарика. Она не должна исчезать со временем, так как со временем её не смогут найти следователи. Лучше всего, если на преступнике присутствует очень маленькая её доля - даже один фрагмент, который будет достаточен для того, чтобы её с уверенностью идентифицировать. У неё должны быть весьма определённые, особые характеристики. К счастью, всеми этими свойствами обладает блеск.

Некоторые волокна встречаются настолько часто, что они не могут использоваться в качестве доказательств, преступник может утверждать, что они могли появиться на нем откуда угодно, в то время как каждый производитель блеска штампует свою продукцию из фольги различной формы, толщины и преломления. Поскольку блеск производится на заводе, эти свойства можно занести в базу данных, что позволяет почти мгновенно найти соответствия. Блеск часто оказывается в косметике или на предметах одежды, в частности на клубной и детской одежде. Конечно, на большинстве мест преступлений никогда не будет обнаружен блеск, но когда следователи его находят, соответствие между блеском, найденным на преступнике, потерпевшем, или на месте преступления будет очень сложно объяснить.

4. Безоперационные вскрытия


Вскрытие проводится в первую очередь для определения причины смерти лишь в незначительном числе случаев, когда причина оказывается неестественной, и требуется более обширный и тщательный анализ. Некоторые культуры и религии ставят явные запреты на вскрытие, но даже в тех, которые этого не делают, вскрытие может быть очень травматичным для семьи погибшего. Как Рамзан Мохайюддин (Ramzan Mohayuddin) описал своё горе при виде тела своего сына, Саада (Saad): «Его зашили. . . как мешок. . . не так мы должны относиться к нашим близким».

Университет Лестера (University of Leicester) в Великобритании предложил более достойную альтернативу с помощью цифрового вскрытия. Оно работает путём введения красителя через небольшой разрез в области шеи, а затем проведения сканирования с помощью электронно-лучевой трубки всего тела, отмечая все кровеносные сосуды. Этот метод обладает 80-процентным успехом в определении причины смерти, и если убийство не подозревается, то не требуется рассечение тела. Он также несёт в себе меньше риска для медицинского эксперта, так как эксперт не находится в контакте с потенциально инфекционным материалом. Приблизительно за 850 долларов можно сделать ещё более подробную 3D визуализацию. Мохайюддин основал Фонд Саада в честь своего сына, чтобы собрать деньги на цифровые вскрытия для скорбящих семей.

3. Экологическая криминалистика (Eco-Forensics)


Судебная медицина используется не только в мелких уголовных делах, но и для раскрытия преступлений против окружающей среды. Например, если рыба в ограниченной зоне вымирает или проявляет мутации, судебно-медицинская экспертиза может определить причину. В то время как причина может оказаться естественной, ситуация вполне может быть результатом незаконного загрязнения окружающей среды или сброса промышленных отходов. Возможно самый известный случай эко-экспертизы был описан в фильме «Эрин Брокович», в котором судебные токсикологи обнаружили, что кластер раковых диагнозов в Хинкли (Hinkley), штат Калифорния вызван компанией «Pacific Gas & Electric Company», позволявшей сточным водам, содержавшим шестивалентный хром впадать в необлицованные бассейны и загрязнять подземные воды города.

2. Собаки-детекторы


Несмотря на то, что мы обычно ассоциируем полицейских собак с обнаружением наркотиков или другой контрабанды, они могут быть обучены широкому спектру криминалистического определения. Существует подразделение собак, которые обучаются находить разлагающиеся тела при помощи синтезированного химического вещества, имитирующего их аромат. В 2010 году эта процедура была дополнена разработкой портативного электронного «сниффер» под названием «Легкий анализатор погребённых останков и распознаватель запахов разложения» (Light-weight Analyzer for Buried Remains And Decomposition Odor Recognition). Он особенно полезен в нахождении останков в ситуациях, когда поисковые собаки отсутствуют или их применение непрактично в таких местах как поля сражений.

Собаки компаньоны также играют ключевую роль в расследованиях поджогов, где их чувствительные носы могут различать широкий спектр катализаторов, таких как керосин, бензин и жидкость для зажигалок. Они способны обнаруживать даже незначительные количества, и, хотя собачьи доказательства не принимаются в суде, они могут послужить причиной начала расследования и указать следователям наилучшие места для взятия образцов для анализа. Если они не обнаруживают никаких катализаторов, поджог может быть исключён, таким образом они экономят ценное время полиции и ресурсы. Собаки, определяющие поджог, часто выбираются из тех, которые не совсем проходят школу собак-поводырей, но, несмотря на это обладают целым рядом навыков.

1. Конец эры мышьяка


На протяжении веков двумя наиболее распространенными ядами были цианид и мышьяк. В то время как цианид оставляет хорошо различимый запах миндаля на теле жертвы, мышьяк было невозможно обнаружить на протяжении большей части человеческой истории. Его симптомы напоминали симптомы холеры, и поскольку многие распространенные бытовые изделия содержали мышьяк, достать его было очень легко. Во Франции, он был известен как «poudre de succession», или «порошок наследования».

В 1775 году был разработан первый метод обнаружения мышьяка, при помощи добавления азотной кислоты и цинка в жидкости, полученные из тела отравленного человека. Если в организме присутствовал мышьяк, полученный раствор испускал газ, который обладал запахом чеснока. Тем не менее, этот метод был ненадёжным и просуществовал недолго.

Следующий прорыв произошёл в 1832 году, когда Джон Бодл (John Bodle) был отдан под суд за отравление кофе своего деда. Химика по имени Джеймс Марш (James Marsh) попросили протестировать кофе на наличие мышьяка, но присяжных не убедили его методы. Бодл позже сознался, и вспыльчивый Марш решил разработать более ошибкоустойчивый тест. «Проба Марша» (Marsh Test), как она стала известна, создавала серебристо-чёрный осадок, когда мышьяк присутствовал в организме, что было гораздо более убедительно, чем запах чеснока. Метод был простым и дешёвым, и с его помощью можно было обнаружить даже небольшое количество мышьяка в организме жертвы, кроме того, он не давал ложных результатов. Умышленное отравление мышьяком вскоре сошло на нет.

Модификация известной технологии

Данная игра проводилась воспитанниками специализированного клуба «ФЕМИДА» Дворца творчества детей и молодежи г. Кирова.

Цели: расширить представление подростков о профессии юриста; активизировать познавательный интерес к данному роду деятельности.

Возраст: 13–15 лет.

Время проведения: 2 часа.

Материалы: карточки к заданиям; листы бумаги формата А4, цветные карандаши, краски, фломастеры, маркеры; перечень символов юридической деятельности; бланки с кроссвордами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Участники игры делятся на две (или более) команды «сыщиков» и дают им названия.

Ведущий. Представьте, что вы - знаменитые, самые умные и находчивые сыщики, детективы. Целый год вы трудились без устали: за вами гнались, вы кого-то преследовали, выслеживали преступников и выполняли другие виды вашей нелегкой деятельности. Но вот пришло долгожданное лето, и вы устремились на юг, где каждый год собирается коллегия криминалистов. Представьте, что вы приехали на один из таких фестивалей.

Задание 1. «Встреча»

Участникам предлагается назвать себя именами знаменитых сыщиков (представиться) и рассказать о себе (чем занимаются, какие вели «дела»).

Задание 2. «Истории из жизни знаменитых детективов»

Ведущий. Попытайтесь предположить, как поступить в весьма трудном положении. Выигрывает тот, кто правильно сумеет ответить, а также тот, кто предложит оригинальный выход из ситуаций (предлагаются готовые ситуации, см. приложение 1).

Задание 3. «Пауза»

Задание зрителям.

Ведущий. Чтобы помочь своей команде, назовите как можно больше кинофильмов (отечественных и зарубежных), в которых принимают участие известные детективы, которые прославились на весь мир.

Задание 4. «Подозреваемые»

Ведущий. Вы, господа детективы, наверное, бывали в таких ситуациях, когда по малейшим признакам подозреваемого вам необходимо его найти. И на этот раз злая судьба настигла вас: вам опять нужно поймать преступника, но никаких четких примет нет, известны лишь род его деятельности, возраст, преступление, которое он совершил (карточки с описанием подозреваемых см. в приложении 1). На основании этих данных необходимо составить фоторобот. Здесь учитывается точность воспроизведения, оригинальность рисунка.

3адание 5. «Пойми меня»

Для данного задания необходимо выбрать по два представителя от каждой команды. Ведущий показывает картинки или карточки (cм. приложение 2) с названиями атрибутов юридической деятельности одному из них, для того чтобы тот с помощью невербальных средств общения объяснил своему товарищу, который сидит к ведущему спиной, что на них нарисовано. Другой участник должен догадаться, о чем идет речь.

Задание 6. «Кроссворд»

(См. приложение 3.)

По итогам игры подсчитываются баллы команд. Победители получают памятные подарки и по традиции клуба «ФЕМИДА» облачаются в мантии и конфедератки для фотографий на память.

ЛИТЕРАТУРА

Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 1996.

Драхлер А.Б. Обществоведение. Граждановедение. - М.: Владос-Пресс, 2001.

Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. Практикум по юридической психологии. Учеб. пособие. - М., 1988.

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8–9 класс. - М.: Русское слово, 2000.

Занимательная криминалистика / Под ред. В. Гитина. - Харьков: Паритет, 1994.

Екатерина ТУПИЦЫНА,
педагог-психолог ГОУ ДОД
«Дворец творчества детей и молодежи»,
г. Киров

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

К заданию 2

Получив сообщение, что серый «шевроле» с номером, начинающимся на 6, сбил женщину и скрылся, детективы выехали к вилле г. Нилендера, машина которого как будто соответствовала описанию. Не прошло и получаса, как они были на месте.

Серый «шевроле» стоял перед домом. Увидев полицейских, хозяин спустился к ним прямо в пижаме.

Я никуда не выезжал сегодня, - заявил он, выслушав инспектора. - Да и не мог бы: вчера я потерял ключ от зажигания, а новый будет готов только в пятницу.

Детектив, облокотясь на капот автомобиля, отвечал:

Ваше алиби кажется нам чрезвычайно подозрительным.

Почему же все-таки заподозрили г. Нилендера?

Июльский жаркий день, печет солнышко. Недалеко от шоссе располагается небольшой ресторанчик «Виноградная лоза». Дело в том, что владелец ресторана располагает собственными виноградниками и изготовляет вино двух сортов. Этот ресторанчик - место бесконечных пари.

Однажды два приятеля, тихонько потягивая вино одного из двух сортов, в разговоре все время возвращались к одной и той же теме: как эти вина различить?

Я не сомневаюсь, что смогу различить вина, - вдруг заявил незнакомец, обращаясь к хозяину заведения. - Пусть мне принесут из погреба бутылку вина другого сорта. Завяжите мне глаза, налейте в один бокал из бутылки, из которой пьют эти два джентльмена, а в другой - из той, что принесена, я тотчас же определю, какое вино я пью.

Конечно, тут же заключается пари, и, ко всеобщему удивлению, незнакомец его выигрывает. Не случись здесь наших знаменитых детективов, хозяину пришлось бы раскошелиться. Но…

Нет, нет, это пари не может идти в счет, - сказали они. - Это игра нечестная.

Почему они так решили?

К заданию 4

1-й подозреваемый: на вид 35–40 лет, крупного телосложения. не имеет образования и профессии, так как постоянно попадает в тюрьму (рецидивист). Кличка Хамелеон.

2-й подозреваемый: возраст 40–45 лет. Приятен в общении. Художник-любитель, в прошлом - дизайнер. Разведен. Занимается скупкой краденого.

3-й подозреваемый: на вид 25–35 лет, грубые черты лица. Закончил ПТУ и работал слесарем. Занимается мелкими кражами. Кличка Студент.

Приложение 2

К заданию 5

Приложение 3

К заданию 6

По горизонтали: 1. Излюбленный головной убор комиссара Мегрэ. 5. Психическое отношение обвиняемого к своему противоправному поведению. 6. Сильное и глубокое переживание. 7. Одна из форм расследования. 9. Запрет. 10. Знаменитый сыщик. 12. Способность предвидения. 14. Адвокат в судебном процессе. 15. Сподвижник Эркюля Пуаро. 16. Оптический прибор. 18. Сыщик-священнослужитель. 19. Похищение имущества без применения насилия. 20. Эквивалент товара. 21. Система револьвера.

По вертикали: 2. Предъявление объекта свидетелю в ходе следствия. 3. Транспортное средство в старой Англии. 4. Автор детективных романов. 6. Мера пресечения. 8. Обстоятельство, исключающее пребывание подозреваемого на месте преступления. 9. Предположение о наличии события преступления. 11. Незаконное перемещение товаров через государственную границу. 13. Наука о преступности. 17. Механический прибор сыщика. 20. Раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров рук. 22. Один из помощников комиссара Мегрэ.

ОТВЕТЫ

По горизонтали: 1. Котелок. 5. Вина. 6. Аффект. 7. Дознание. 9. Вето. 10. Пинкертон. 12. Интуиция. 14. Защитник. 15. Хастингс. 16. Лупа. 18. Браун. 19. Грабеж. 20. Деньги. 21. Кольт.

По вертикали: 2. Опознание. 3. Кэб. 4. Сименон. 6. Арест. 8. Алиби. 9. Версия. 11. Контрабанда. 13. Криминология. 17. Наручники. 20. Дактилоскопия. 22. Лапуэнт.

Приложение 4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации г.Иркутска

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Качугская средняя общеобразовательная школа № 1

Программа элективного курса

для обучающихся 9-х классов

«Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики».

(адаптационная, комбинаторная, радикальная )

заместитель директора школы

по УВР

Качуг - 2012г.

Пояснительная записка.

Одна из целей российской школы - развить у обучающегося доступную ему готовность к соответствующему уровню и форме непрерывного образования, отвечающего его внутренней потребности. Для этого школьник в ходе УП осознанно воспринимает и запоминает систему знаний о природе (обществе), учится пользоваться этими знаниями как способами деятельности по образцу (в знакомой ситуации) и творчески (в незнакомой ситуации).

В современном мире огромное количество профессий. Каждый обучающийся мечтает овладеть той или иной специальностью. На его выбор влияют несколько факторов: мнение семьи, династии, осуществление детской мечты, востребованность на рынке труда определенных профессий и другое. Но и школа должна помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии и соответственно с профилем обучения в старших классах. С помощью занятий курса обучающиеся смогут познакомиться со многими специфическими понятиями и представить, что включает в себя работа следователя и эксперта- криминалиста.

Элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» направлен на воспитание социально активного законопослушного гражданина демократичного общества; на развитие логического мышления, наблюдательности, позволит применить полученные теоретические знания на практике; поможет подросткам активизировать процесс личностного, жизненного и профессионального самоопределения.

Выбирая данную тему, автор ориентировался на её вчерашнюю, сегодняшнюю и очевидно завтрашнюю актуальность. Преступность была всегда и везде. Всегда и везде преступность отражала в себе какие-то социальные проблемы общества. Меняется общество - меняется преступность. Между тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступность остались прежними. Экскурсия в криминалистическую лабораторию, круглый стол со специалистами, теоретические знания и практические занятия - все это будет способствовать выбору профиля обучения, а в дальнейшем и приобретению соответствующей профессии, в этом и состоит актуальность данного элективного курса.

Элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» построен на межпредметных связях биологии, химии, физики и обществознания (правоведение). Автором было изучено большое количество пособий и элективных курсов, но практически нигде данный вопрос не освещается. Эти два аспекта придают новизну данному элективному курсу.

ЦЕЛЬ :

Мотивировать обучающихся 9-х классов на выбор естественного профиля обучения.

ЗАДАЧИ:

    1. Установить и показать межпредметные связи между биологией, химией, физикой и обществознанием (правоведением).

      Развивать способности логически мыслить, наблюдать, анализировать полученную информацию и результаты.

      Способствовать самостоятельности обучающихся при прохождении элективного курса.

4. Способствовать осмыслению теоретического материала посредством

применения активных методов взаимодействия с личностью с позиции

нравственности и морали.

При изучении этого курса формируется понятие о науке криминалистике, ее задачах, о видах оружия, приобретаются навыки снятия отпечатков рук, описывания следов ног, зубов, изготовления их слепков, определения принадлежности предмета к холодному оружию.

Программа курса предусматривает различные виды деятельности: решение логических задач, поиск информации, проведение не сложных исследований, творческая работа - написание сочинения-рассуждения, написание докладов, публичная их защита.

Критерии, позволяющие оценить освоения программы курса следующие:

      1. Критерий образовательности: тестирование обучающихся по пройденным темам;

        Критерий профессиональных склонностей обучающихся : опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной для обучающихся в начале и в конце курса.

Оценка знаний обучающихся предполагается по десятибалльной системе, во-первых, чтобы повысить заинтересованность обучающихся, во-вторых, автор считает, что, используя данную шкалу оценки, можно более объективно оценить знания и участие в работе каждого ученика.

Конечным образовательным продуктом обучающихся будут:

        1. Урок - «Мастер-класс». Данная форма проведения занятия подразумевает выступление каждого ученика по выбранной им теме, с целью демонстрации самостоятельно добытых знаний и если технически возможно умений.

          «Круглый стол». Занятие такого рода подразумевает, активное участие в беседе со специалистами: следователем, экспертом-криминалистиктом.

          Творческая работа - написание сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

    Роль данного курса для моего дальнейшего профессионального выбора.

    При изучении элективного курса «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» меня увлекло...

Элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» составлен на основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего обучения образования», рассчитан на 14 часов и предназначен для обучающихся 9 классов.

Блочное планирование.

    Блок. «Криминалистика и экспертиза» (3 ч).

    Блок. «Трасология» (4ч.).

    Блок. «Баллистика» (2ч.).

    Блок. «Описание внешности человека» (2ч).

    Блок. «Ожидаемые результаты» (Зч).

    1. Блок. Криминалистика и экспертиза (3 ч).

Данный блок знакомит обучающихся с наукой криминалистикой, основными её задачами и видами экспертизы, а также со структурой курса. С помощью экскурсии в криминалистическую лабораторию ребята смогут сформировать первое мнение о профессии эксперта-криминалиста

    1. Блок. Трасология (4ч.)

Тема 1:Следы рук человека (2ч.).

На занятиях данного блока обучающиеся познакомятся со следами рук человека, со способами обнаружения их, применят полученные знания на практике. Изучат, что такое папиллярные узоры, узнают, на какие вопросы может ответить дактилоскопическая экспертиза.

Тема 2: Следы ног и зубов человека (2ч).

Обучающиеся узнают криминалистическое значение следов ног и зубов, их виды. Поиск следов ног и их описание. Познакомятся со способами фиксации данных следов. Применят полученные знания для изготовления слепков на практическом занятии.

    1. Блок. Баллистика (2ч.).

Тема 1:Огнестрельное оружиеП ч.).

Материал этого блока познакомит учеников с родами, видами и системами огнестрельного оружия, со способами идентификации огнестрельного оружия по выстрелянному снаряду и по стреляным гильзам. С помощью заданий на логическое мышление познакомятся с определением дистанции, направления и места выстрела.

Тема 2: Холодное оружие (1ч).

Обучающиеся у знают критерии относимости объектов к холодному оружию, его общие конструктивные признаки. Изучат виды классификаций холодного оружия. Познакомятся с задачами криминалистического исследования. Решат задачу на принадлежность объекта к холодному оружию по изученным критериям.

IV Блок. Описание внешности человека (2ч).

Обучающиеся на занятиях научатся отличать элементы внешности от признаков. Познакомятся с системами описания анатомических и функциональных данных внешности человека. Работая в группах, составят описание внешности определенного человека, по описанию внешности определят, кто из группы был зашифрован.

V Блок. Ожидаемые результаты (Зч).

Занятие 1. Мастер-класс (1ч).

Данный вид работы предусматривает домашнюю подготовку обучающихся, которая заключается в написании доклада с творческим оформлением по изученным темам. Доклад должен содержать конкретную методику криминалистического исследования любого рассмотренного объекта, которую обучающийся сможет реализовать на этом занятии.

Занятие 2. Круглый стол со специалистами (1ч).

Ребята смогут задать интересующие их вопросы следователю и эксперту-криминалисту.

Занятие 3. Творческая работа (1ч).

Ребята пишут сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

    • Что я узнал нового на данном элективном курсе.

      Роль данного элективного курса для моего дальнейшего профессионального выбора.

      При изучении элективного курса «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» меня увлекло …

Рассмотреть сочинения-рассуждения ребят как результаты выходного теста.

Учебно-тематическии план.

№ п/п

Название темы

Ко-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

лекций

практи ка

I

Блок:«Криминалистика и экспертиза»

3

2

1

1

Предмет и понятие криминалистика

1

Лекция-беседа

Эссе «Для чего мне нужен элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» , конспект.

Задачи и виды исследований в криминалистике.

1

Лекция- беседа, групповая работа.

Конспект, письменная групповая работа.

Экскурсия в

криминалистическую

лабораторию.

1

Экскурсия

Домашнее сочинение.

II

Блок: «Трасология»

4

2

2

Следы рук человека.

1

Самостоятель ная работа с литературой с обсуждением темы. Решение логических задач.

Результаты проверочного теста. Ответы задач.

Обнаружение и снятие

следов рук

1

Практическая

работа

Отчет



6

Следы ног и зубов человека.

1

Лекция- беседа.

Результаты

проверочного

теста.

7

Обнаружение, описания и фиксация следов ног и зубов.

1

Практическая работа.

Отчет.

III

Блок: «Баллистика»

2

2

8

Огнестрельное оружие.

1

Лекция-

беседа,

решение

логических

задач.

Конспект, ответы задач.

9

Холодное оружие. Признаки принадлежности объекта к холодному оружию.

1

Лекция-беседа с элементами самостоятельн ой

практической работы в группах.

Письменная

групповая

работа.

IV

Блок: «Описание внешности человека».

2

1

1

10

Основы описания внешности человека.

1

Лекция. Самостоятель ная работа.

Результаты письменной исследовательско й работы.

11

Составление «словесного портрета».

1

Практическая работа в группах.

«Словесный портрет»

V

Блок «Ожидаемые результаты».

3

1

2

12

«Мастер-класс»

1

Выступление учащихся.

Доклад (с

методикой),

результат

13

«Круглый стол»

1

Беседа.

Формирование

собственного

мнения о

профессии

следователя и

эксперта-

криминалиста.

14

Творческая работа.

1

Сочинение- рассуждение.

Рассмотреть работы, как результаты выходного теста.



Список литературы для преподавателя.

1.Нормативный материал. Официальные документы.

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001. № 174-ФЗ (в ред. от 29.12.2009 г.) – Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.

    Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. № 63-ФЗ (в ред. от 29.12.2009 г.) – Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.

    Федеральный закон от 18.04.1991. № 1026-1-ФЗ (в ред. от 29.12.2009 г.) «О милиции» – Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.

    Федеральный закон от 31.05.2001. №73-ФЗ (в ред. от 28.06.2009г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» – Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.

    Федеральный закон от 25.07.1998. № 128-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» – Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.

Учебники, учебные пособия

    Криминалистика: учеб. для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. / Т.В. Аверьянова и др. – М. : Норма, 2007. – 994 с.

    Криминалистика: учеб. / под ред. Р. С. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – 992 с.

    Криминалистика: учеб. / под общей ред. А. Г. Филиппова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2009. – 835 с.

    Криминалистика: учеб. для студ. вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 943 с.

    Криминалистика: учеб. / отв. ред. Н.П. Яблоков. – М. : Юристъ, 2007. – 781 с.

    Криминалистика: учеб. В 2 т. Т. 1. / под ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина. - СПб. : Фонд «Университет», 2008. - 208 с.

    Криминалистика: учебник. В 2 т. Т. 2 / под ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина. - СПб. : Фонд «Университет», 2008. – 288 с.

    Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессах. / Е.Р. Россинская. - М. : НОРМА, 2006. – 656 с.

    Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, диаграммы, рекомендации: учеб. пособ. для студентов юрид. вузов / Н.Г. Шурухнов. – М. : Эксмо, 2008 – 352 с.

    Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: учеб. пособие. / Н.Г. Шурухнов. – М. : Юристъ, 2005. – 639 с.

Список литературы для обучающихся.

    Голдованский Ю.П. Следы ног. М.: ВЮЗИ, 1980.

    Голдованский Ю.П. Следы рук. М.: ВЮЗИ, 1981.

    Герваков В.Д. Судебная баллистика. М., 1977 .

    Гранович Г.И. Основы криминалистической техники. Минск: Высш. шк., 1981.

    Дулов А.В. Судебная фотография. Минск: Высш. шк., 1979.

    Зуев Е.И. Трасологическая экспертиза следов обуви. М., 1964.

    Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. М., 1993.

    Криминалистика: Учебник / Рук. авт. кол. Н.П. Яблоков. М., 1995.

    Криминалистика: Учебник / Под ред. В.А. Образцова. М., 1995.

    Криминалистика: Учебник / Под ред. В.А. Образцова. М., 1997.

    Самсонов Г.А. Судебная баллистика. М.: ВЮЗИ, 1975.



Что еще почитать