Заем у не кредитной организации. Тендерный кредит Привлечение заемных средств по 223 фз

Может ли оформить заем организация, работающая по 223-ФЗ (ОАО) с не кредитной организацией? И в какой форме это сделать?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Предоставление займодавцем денег или других вещей заемщику не является оказанием услуги по смыслу Федерального закона от 18 июля 2011 г.№ 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ).

Разъяснение отдельных вопросов применения Закона № 223-ФЗ. Договор займа

С учетом вышеизложенного отношения, связанные с займом, не являются предметом регулирования Закона № 223-ФЗ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Использование заемных средств, предоставление денег во временное пользование сторонним организациям — нормальная практика для организации любой формы собственности. Если в уставном капитале организации присутствует доля государства и она превышает 50 %, законодательство предписывает заключение кредитного договора по 223-ФЗ, т. е. на конкурсной основе. Прямо не запрещено брать кредиты, выдавать займы и бюджетным организациям. Кроме использования закона о закупках, они обязаны учитывать объем доходов, которые получат от ПДД (приносящей доход деятельности).

Оплачивать банковские кредиты за счет бюджетной сметы закон не позволяет.

Кредит и 223-ФЗ

Кредитная организация предоставляет заемщику денежные средства и получает назад сумму кредита и проценты по нему. Это не купля-продажа, не подряд и не услуга. Но договорные отношения с банками по поводу заемных средств мы не найдем и в исключениях сферы действия закона о закупках.

В Письме Минэкономразвития № Д28и-773 от 30.03.2016 указано, что если о желании привлечь займ и кредит заявляет юрлицо, то действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. В ситуации же, когда заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, при осуществлении таких операций нужно следовать нормам 223-ФЗ.

Давайте выясним, почему. Практика показывает, что понятие «банковская услуга» широко применяется в законодательстве РФ. Используется оно в законе «О банках и банковской деятельности». Здесь предоставление кредита прямо отнесено к разновидности банковских услуг. В антимонопольном законодательстве эти услуги перечислены среди финансовых, связанных с размещением денежных средств. Клиент оплачивает услуги банка в виде процентов.

Именно поэтому заключение кредитного договора у вышеперечисленных организаций проходит по итогам закупочных процедур. С точки зрения ГК, документ подтверждает факт получения финансовой услуги и обязательства клиента по их оплате. Подготовка и заключение договора в соответствии с положениями 223-ФЗ никак на его природе не отражается. Поэтому для начала рассмотрим, что важно указать в информационном сообщении о закупке с особенностями закупки кредитного договора, а затем рассмотрим важные нюансы в составлении договора.

Что считаем важным в документации

Получение банковского кредита в закупках по 223-ФЗ имеет ряд особенностей. Поэтому разработка информационного сообщения и документации требует особого внимание. В извещении о закупке в числе различных сведений, предусмотренных законодательством (ч. 8, 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ), нужно прописать требуемый объем кредита (это будет соответствовать позиции «предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг») и максимальный размер платы за пользование кредитом (размер процентов), в том числе в абсолютном значении (это будет соответствовать позиции «сведения о НМЦД»). Рассмотрим, как это можно сделать с учетом того, что «приобретается» банковский кредит.

Позиция документации Содержание

Требования к оказываемой услуге для заказчика

Размер необходимого кредита, валюта кредита.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке

В качестве приложения к предложению запросите шаблон кредитного договора и копию лицензии банка на осуществление банковской деятельности.

Требования к описанию оказываемой услуги

Указание на то, что в предложении о предоставлении кредита должна содержаться следующая информация:

  • размер предлагаемого кредита;
  • размер платы за предоставление займа (проценты), в том числе в абсолютном выражении;
  • график платежей с указанием сумм.

Сроки (периоды) оказания услуги

Желаемый срок пользования кредитом.

Сведения о начальной (максимальной) цене договора

Максимальный размер платы за предоставление займа (процентов), в том числе в абсолютном значении.

Форма, сроки и порядок оплаты услуги

Желаемый график платежей.

Порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)

Указание на то, что размер платы за предоставление кредита должен включать в себя все платежи, взимаемые банком за его предоставление.

Требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям

Наличие лицензии на ведение банковской деятельности.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Размер платы за предоставление кредита, наличие возможности досрочного погашения.

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре

Указание на то, что при оценке предложений больший вес будет иметь размер платы за предоставление займа.

Что считаем важным в договоре

Контролирующие органы в сфере закупок считают, что любые условия, которые включены сторонами в контракт, можно считать существенными. Контракты возмездного оказания услуг должны содержать предмет договора. Обязателен раздел о перечне видов услуг и совершаемых действиях (юридических и фактических).

К важным и существенным условиям кредитного контракта следует отнести следующие: стороны договора, сумму займа и его цель, срок кредитования, способ обеспечения, размер платы за пользование заемными средствами, условия выдачи и погашения займа.

НМЦД при анализе рынка кредитных услуг

При проведении закупочной процедуры на получение банковского займа в извещении обязательно указывается . В соответствии с законом, заказчик обязан учесть все факторы, существенные при определении цены услуги (в нашем случае — процента за пользование заемными средствами). Это сроки кредитования, риски невозврата или повышения процентной ставки, иные платежи, связанные с исполнением кредитного договора. Порядок формирования цены контракта выбирается заказчиком самостоятельно.

  • определить среднее значение ставок по кредиту, предлагаемых несколькими банками;
  • перевести среднее значение ставок в рубли.

В Письме № Д28и-2258 от 30.07.2015 Минэкономразвития приводит пример расчета для случая, когда заказчику нужен кредит в размере 1 млн руб.:

  1. Получаем ставки по кредитам от трех банков, например 16 %, 12 % и 13 % годовых. Значит, среднее значение — 13,6 %.
  2. Переводим среднее значение в рубли. Получается, что если заказчику нужен займ в 1 млн руб., то НМЦД составит 136 000 руб.

Как закон о закупках влияет на заключение и исполнение кредитного договора

Подготовка, подписание, исполнение и внесение изменений в кредитный договор, заключенный на основании 223-ФЗ, осуществляется в соответствии с нормами законодательства. Если положение о закупках не содержит прямого указания на запрет изменения условий контракта, корректировке можно подвергнуть все существенные условия контракта. Чтобы изменения имели юридическую силу, сторонам необходимо:

  • прийти к единому мнению;
  • подготовить дополнительное соглашение к контракту.

Все разногласия сторон разрешаются только в судебном порядке.

Кредитный договор по 223-ФЗ 2019 года незначительно изменился, по сравнению с предыдущими периодами.

Ключевое изменение: с нового года, в соответствии , сведения о закупке услуг по получению займов не размещают в ЕИС.

Кратко опишем, что нужно проверить и сделать, если вам поручили подготовить документы для получения кредита в соответствии с законом о закупках:

  • в организации утверждено и опубликовано в ЕИС в соответствии с требованиями законодательства;
  • документ должен содержать порядок оформления этапов и иных процедур (например, заключить договор с единственным поставщиком будет возможно, если эта процедура прописана в положении заказчика);
  • действующее положение соответствует типовым положениям о закупках учредителя или собственника вашей организации. В нем нет прямого запрета на использование заемных средств.

В Письме № Д28и-3268 от 29.10.2015 Минэкономразвития указало, что заказчик вправе утвердить положение о закупке, в котором пропишет, что этот вид финансовых операций является закупкой у единственного поставщика. Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика на основании четких и понятных критериев определенных случаев отнесения к таким процедурам, а также обоснованности определения таких случаев, которая зафиксирована в положении о закупке, будет полностью соответствовать нормам Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 о защите конкуренции.

Необходимые изменения в положение о закупках можно внести в любое время. Главное — их вовремя опубликовать. Сделать это нужно в течение 15 дней после утверждения. Если ваша организация планирует пользоваться заемными средствами регулярно, не нужно процедуру получения средств прописывать очень детально. Это позволит быстрее адаптироваться к меняющейся экономической ситуации.

Как отчитаться о закупке кредита

Минэкономразвития в Письме № Д28и-773 от 30.03.2016 указывает, что по ч. 19 ст. 4 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, публикует в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок товаров, работ, услуг. В статье 4.1 223-ФЗ установлено, что заказчики ведут реестр договоров в обязательном порядке. Таким образом, Минэкономразвития предписывает заказчикам размещать в ЕИС контракты о предоставлении займов и всю информацию и документы, которые подтверждают выполнение взаимных обязательств. Следовательно, и отчитаться по таким контрактам нужно в установленные сроки.

Кредит на обеспечение заявки на участие в аукционе (Тендерный кредит) от Локо-Банка - позволит Вам в максимально короткие сроки без необходимости отвлечения денежных средств из оборота компании принять участие в аукционе и увеличить количество аукционов, в которых можно принять участие.

Условия предоставления кредита:

  • Цель - обеспечение заявки на участие в отрытом аукционе в электронной форме
  • Сумма – до 15 000 000 рублей
  • Форма кредитования - единоразовый кредит, возобновляемая кредитная линия
  • Срок кредитования – до 12 месяцев (срок транша/единоразового кредита – до 120 дней) Погашение кредита/транша осуществляется в срок в зависимости от того, какое из событий наступит раньше:
    - возврат денежных средств в связи с отменой/окончанием торгов, отзыве/признании заявки не соответствующей требованиям до окончания срока транша/кредита, выданного на цели обеспечения заявки на участие в данных торгах,
    - в конце срока каждого транша/кредита (не более 120 дней)
  • Обеспечение – поручительство собственников и/или единоличного исполнительного органа (для Заемщика - юридического лица)

Получить банковскую гарантию
от 3000 руб.

Отправить заявку

Кредитование известно практически каждому жителю планеты. С помощью кредитов стало возможным покупка земли, дома, автомобиля. За годы существования кредитования появилось огромное количество разновидностей кредитов, одним из которых является тендерный кредит для обеспечения заявки на участие в конкурсе. Часто для участия в конкурсе необходимо денежное обеспечение заявки, для получения необходимых средств поможет тендерный кредит по 223 ФЗ .

223 фз тендерный кредит: зачем он нужен

Данный кредит выдается на основе федерального закона № 223, в отличие от ФЗ № 44 в данном случае заказчику остается больше свободы. Денежное обеспечение заявки для участия в конкурсе необходимо для того, чтобы заказчик услуги в самом начале исключил всех участников конкурса, которые могут отказаться от контракта. При отказе от контракта денежная сумма заявки переходит заказчику в качестве удовлетворения временного ущерба. Именно поэтому было введено понятие обеспечения заявки на участие в конкурсе. При неудачном конкурсе обеспечение заявки возвращается на счет участника в течение пяти дней.

Заявку можно обеспечивать самостоятельно, если имеются достаточно средства, либо же использовать банки и получать тендерные кредиты.

223 фз тендерный кредит: какие бывают

На сегодня существует два типа тендерных кредитов, отличающихся сроком кредитования:

  • Единовременный. При таком кредите сумма выдается заявителю один раз на участие в определенном конкурсе. Срок кредитования составляет девяносто дней, это как раз то время, за которое проходит конкурс и осуществляется объявление результатов;
  • Также существует кредитная линия. Данный способ представляет собой выдачу денежных средств в течение года. Тогда участник может участвовать в неограниченном количестве конкурсов в течение года, такой вариант подойдет больше тому участнику, который в течение года регулярно подает заявки на участие в различных конкурсах.

Условия кредитования

  • Срок рассмотрения заявления составляет примерно 5-7 рабочих дней, все зависит от банка, возможно и меньше;
  • Процентная ставка составляет примерно 1,2 % в месяц от суммы кредита;
  • Максимальный срок кредитования равен одному году;

Таким образом, тендерный кредит – это очень удобная процедура, однако очень важно правильно выбрать банк. Необходимо обратить на срок существования такого банка, клиентскую базу и прочее.


Является ли получение ГУПом кредита в банке случаем, который регламентирует Закон № 223-ФЗ как закупку, которую необходимо проводить с соблюдением вышеупомянутого закона? Вопрос может показаться весьма простым только на первый взгляд, хотя в наш обиход уже прочно вошло понятие «банковская услуга». Так, в ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» сказано, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре, среди прочего, должна быть указана стоимость банковских услуг. При этом участники кредитной организации не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита или об оказании им иных банковских услуг.

Кредиты и 223-фз

Закона при закупке заказчики руководствуются в том числе Гражданским кодексом РФ, можно сделать вывод, что под действие этого Закона подпадает заключение только тех договоров, которые описываются Гражданским кодексом РФ как «поставка товаров», регулируемых параграфом 3 главы 30 ГК РФ, «выполнение работ», регулируемых главами 37, 38 ГК РФ, «оказание услуг», регулируемых главой 39 ГК РФ и главами, перечисленными в п. 2 ст. 779 ГК РФ. Кредитный договор (параграф 2 главы 42 ГК РФ) формально к таким договорам отнесен быть не может. Однако следует обратить внимание, что ч. 1 ст. 1 Закона о закупках указывает, что этот Закон регулирует закупки для нужд заказчика, никоим образом не выделяя каких-либо видов таких нужд.
Закрытый перечень отношений, не подпадающих под регулирование указанного закона, приведен в ч. 4 ст. 1. Эта часть первоначально включала п.

Изменения по 223-фз с 1 января 2018 года

На вопросы из редакционнойпочты отвечает докторюридических наук, ведущийнаучный сотрудникИнститута законодательстваи сравнительного правоведенияпри Правительстве РоссийскойФедерации Ольга Беляева Наше предприятие является МУПом, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, в уставном капитале которого доля участия муниципального образования превышает 50%. Доля выручки от услуг по водоснабжению и водоотведению составляет около 90% от общей выручки. Услуги по водоснабжению и водоотведению являются основной деятельностью предприятия.
В связи с этим возникает вопрос, с какой даты Закон № 223-ФЗ применяется к нашей организации? Согласно ч.8 ст.8 Закона № 223-ФЗ для муниципальных унитарных предприятий данный Закон начинает действовать с 1 января 2014 г. Для начала замечу, что у МУПа нет доли участия, т.к.

Форум института госзакупок (москва)

Внимание

Ведь Вы объективно не располагаете информацией о том, по каким контрактам станете исполнителями, какие гранты получите и сколько денег заработаете от иной доходной деятельности. Действительно, согласно п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932, в план закупки могут не включаться сведения о закупках товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. Поэтому целесообразно разместить «пустой» план. Как бы абсурдно не выглядела ситуация с размещением на официальном сайте бессодержательного документа, сделать это весьма целесообразно по следующим соображениям.


Указанный нормативный акт допускает корректировку плана закупок, если плана нет – нечего корректировать; если есть «пустой» план – корректировка всегда возможна.

Всероссийский муниципальный форум

Инфо

Борода писал(а): Другой вопрос: почему оплата процентов это не оплата услуг?Антуан? а какая же это оплата услуг??? По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Соответственно, если выдачу кредита принимать как возмездную услугу, то, по смыслу данной нормы, заёмщик обязан оплатить только само предоставление кредита, а не процентов по нему. Вот если бы в рамках кредитного договора было предусмотрено вознаграждение за его предоставление (а бывало и такое!), то это можно было бы отнести к оплате услуг.


Кроме того, анализ перечня услуг, перечисленных в п. 2 ст. 779 ГК показывает, что отдельные виды обязательств, регулируемых, в том числе, главой 42, к возмездным услугам не относятся.

Вопрос юристу (№165)

Статья 32 данного Закона запрещает кредитным организациям заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле. Из приведенных норм можно сделать вывод, что сферу деятельности кредитной организации составляют именно банковские услуги, а предоставление кредита есть одна из разновидностей подобных услуг. Антимонопольное законодательство также оперирует термином «банковская услуга» (ст.


4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), банковская услуга отождествляется с банковской операцией (совокупностью банковских операций) и в п. 7 постановления Правительства РФ от 26.06.2007 г. № 409 «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации».

Статья 3.2. порядок осуществления конкурентной закупки

Закона № 223-ФЗ прямо разрешается вносить изменения в договор, заключенный по результатам закупки, в части корректировки объема оказанных услуг. Есть другой вариант – установить предельный объем услуг в договоре, а потом по факту провести сверку взаиморасчетов и подписать соглашение о расторжении договора по соглашению сторон, отразив нем, на каких именно условиях (объем – оплата) Вы расстаетесь с банком или с почтой. Мы являемся бюджетным учреждением, с нового года планируем проводить часть своих закупок по Закону № 223-ФЗ.
Если все наши закупки будут поводиться до 100 тыс. руб., получается, что план закупок у нас будет «пустой»? Или нужно вносить в план закупок и мелкие закупки? Если в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе Ваше учреждение принимает решение перейти на частичное применение Закона № 223-ФЗ, то Вы, конечно, столкнетесь с проблемой составления плана закупок.

Предоставление заказчикам займов и кредитов 223-фз регулирует

Иными словами, как и, например, в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого закона), понятия «поставка товаров», «выполнение работ», «оказание услуг» используются в Законе о закупках в более широком значении, чем в ГК РФ, и включают в себя, в частности, аренду, получение займов, кредитов, приобретение прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и т.п. Таким образом, под действие Закона о закупках подпадают любые возмездные договоры, по которым лица, именуемые в контексте норм этого закона заказчиками, получают представление в натуре, в неденежной форме и оплачивают его (кроме договоров, регулирующих отношения, перечисленные в ч. 4 ст. 1 Закона о закупках).
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), включавшей в число таких «финансовых услуг» и предоставление кредита. Однако впоследствии п. 6 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках был признан утратившим силу (Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ). Одновременно были внесены изменения в ст. 18 Закона о защите конкуренции, исключающие лиц, обязанных руководствоваться Законом о закупках (субъекты естественных монополий), из числа лиц, обязанных проводить отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг в порядке, определенном этой статьей.
Отсюда можно сделать вывод, что законодатель исходил из того, что заключение заказчиками, руководствующимися Законом о закупках, договоров на приобретение «финансовых услуг», поименованных так в Законе о защите конкуренции, включая кредитование, подпадает под действие Закона о закупках*(1).

Порядок оформления кредита по 223 ap с изменениями

В соответствии со ст.153 ГК РФ сделками признаются действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В соответствии с ч.2 ст.437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта). Таким образом, в случае если волеизъявление о привлечении займов и кредитов поступает от юридических лиц (заемщиков), действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. Вместе с тем необходимо отметить, что, в случае если заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, при осуществлении таких валютных операций необходимо руководствоваться положениями 223-ФЗ.



Что еще почитать