Уменьшение сметной стоимости. Сметы не надо раздувать

Был заключен договор в 2012 году на строительство объекта по предварительной стоимости,т.к. не было заключения гос.экспертизы. В этом году заключение получено и сметная стоимость изменилась в сторону уменьшения, каким образом можно скорректировать объемы?

Чтобы скорректировать объемы, необходимо заключить дополнительное соглашение к основному договору на изменение сметной стоимости. Окончательная цена работ по договору будет определяться на основании уже новой сметы, в которой объемы будут уменьшены. В соглашении к договору обязательно сделайте ссылку на первоначальную смету.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Статья: Изменение цены договора

Во время проведения СМР заказчик и подрядчик решили внести изменения в объем работ в сторону уменьшения (за счет изъятия некоторого оборудования и стоимость работ снизится). Как правильно внести корректировку в смету? Каким образом это лучше оформить? В дополнительном соглашении всю смету отразить или только по позициям, в которые вносятся поправки?

Отвечает
А.Ю. Дементьев,
генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт»

Как следует из вопроса, речь идет о смете, которая явилась основанием для определения цены договора строительного подряда. Изменение цены договора строительного подряда осуществляется путем составления соглашения к договору. Поскольку в основе цены договора лежала смета, то и в качестве основы цены, скорректированной в соответствии с соглашением, также целесообразно приложить измененную смету. Для этого можно взять основную смету и переписать ее, исключив те позиции, которые исполняться не будут.

Справедливости ради следует сказать, что если в соглашении об изменении цены договора будет всего лишь ссылка на основную смету с указанием тех позиций, которые исключаются из цены договора, а новая смета составляться не будет, то при недвусмысленном изложении содержания соглашения цену договора можно считать измененной. Здесь уже все зависит от квалификации юристов, которые будут составлять соглашение о корректировке цены договора.*

2. Статья: Изменение сметной стоимости

Цена работ по договору строительного подряда определяется сторонами самостоятельно и указывается в самом договоре или в его приложениях. Она устанавливается либо в твердой сумме за весь комплекс работ (или за каждый вид работ), либо в виде тарифов за определенный объем выполненных работ каждого вида и т. п. Цена работ по договору строительного подряда может быть твердой или приблизительной.

Твердая цена

Определение цены строительных работ возможно путем составления сметы.

Обратите внимание: когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Это определено пунктом 3 статьи 709 Гражданского кодекса РФ.

Исключением из этого правила являются случаи существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также стоимости услуг, оказываемых ему третьими лицами, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора.

Если подрядчик установит факт наступления таких условий, то он обязан сообщить об этом заказчику и согласовать с ним удорожание (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2010 г. по делу № А70-4950/2009 , ФАС Северо-Западного округа от 8 октября 2008 г. № А56-21443/2007 и др.).

А при отказе заказчика выполнить это требование подрядчик вправе расторгнуть договор в соответствии со Гражданского кодекса РФ.

Расторжение договора происходит по решению суда, если подрядчик докажет факт наступления указанных условий. Но суды факт наличия таких обстоятельств признают неохотно (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2008 г. № Ф08-6647/2008).

Поэтому единственный способ добиться пересмотра утвержденной сметы – это заключить дополнительное соглашение к договору. Такой вывод можно сделать из постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2009 г. № А53-13463/2008 .

Увеличение стоимости договорных работ, в частности, может быть подтверждено дополнительными сметами, утвержденными заказчиком, согласованием индекса удорожания и т. п. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 августа 2005 г. № Ф04-5777/2005(14528-А75-39)).

Особенности госконтрактов

Следует также иметь в виду, что в случае инвестирования в строительство средств государственного (регионального) или муниципального бюджета стороны будут руководствоваться не только нормами Гражданского кодекса РФ, но и положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ .

В соответствии с общим правилом цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (п. 4.1 ст. 9 закона № 94-ФЗ).

В специально установленных случаях (касающихся энергоснабжения, ремонта техники и некоторых других) цена договора может быть изменена.

Это означает, что все взаиморасчеты за выполненные работы должны осуществляться в порядке, предусмотренном государственным контрактом в пределах твердой договорной цены. На данное обстоятельство обращено внимание в письме Минрегиона России от 7 мая 2009 г. № 13786-ИМ/08 .

Приблизительная цена

То, что цена строительных работ является приблизительной, специально оговаривается в тексте договора. В противном случае будет считаться, что цена, установленная в договоре, твердая (п. 4 ст. 709 Гражданского кодекса РФ).

Если у подрядчика возникает необходимость существенно превысить смету, то он, согласно Гражданского кодекса РФ, обязан своевременно предупредить об этом заказчика и согласовать увеличение сметной стоимости строительства. Иначе он будет обязан исполнить договор, но потребовать оплаты дополнительных работ уже не сможет.

Если же заказчик не даст согласия на превышение сметы, то подрядчик имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать уплаты цены за выполненную работу.*

3. Статья: Если объем работ изменился

Нередко в ходе проведения строительно-монтажных работ возникает необходимость корректировки объема работ. Как оформить дополнительные работы? По какой стоимости принимать объект?

В условия договора внесены поправки

В договор строительного подряда вносится пункт: одним из условий уточнения цены договора может быть внесение заказчиком изменений в проект, увеличивающих (уменьшающих) стоимость работ по договору в базисных ценах 2001 года более чем на 5 процентов. При этом на увеличение (уменьшение) цены договора относится только стоимость, превышающая 5 процентов. То есть возникающие в ходе строительства (ремонта) дополнительные работы до 5 процентов не оплачиваются заказчиком. Как оформить выполненные и принятые заказчиком, но не оплачиваемые работы в формах № КС-2 и № КС-3 ? Какую стоимость указывать в акте приемки объекта и постановки на баланс (с учетом дополнительно выполненных, но не оплаченных работ или без них)?*

Что включает цена договора?

В данном случае речь идет о порядке изменения цены договора. Она должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение (). При этом заказчик обязан принять результат работ и оплатить обусловленную договором цену. Указанная цена покрывает весь объем работ, предусмотренный договором. Поэтому, если стороны решили не менять ее при увеличении объемов работ не более чем на 5 процентов, это не говорит о том, что допработы не оплачиваются. За них перечисляются деньги (ведь дарение, к которому относится и безвозмездное выполнение работ, между коммерческими организациями запрещено Гражданского кодекса РФ), но в рамках первоначальной цены договора. Действительно, в этом случае возникает вопрос о порядке внесения в форму № КС-2 тех объемов работ, которые выполняются дополнительно, но не влияют на общую цену договора. Ведь если эти объемы поставить без цены, у налоговых органов может возникнуть вопрос о безвозмездном выполнении части работ.

Корректировка сметы

Попробуем разобраться с этой проблемой. Допустим, что у нас есть первоначальная смета, определяющая базовую стоимость работ и цену по договору (с учетом коэффициентов пересчета), рассчитываемую как итог по смете. Она предполагает покрытие затрат подрядчика и его вознаграждение, например, 20 процентов от прямых затрат по смете (сметная прибыль). В процессе строительства в смету вносятся допработы, стоимость которых составляет 4 процента от первоначальной сметной стоимости. По договоренности сторон, общая цена договора при этом не меняется. Допработы нужно внести в смету либо составить к ним дополнительную смету. Но поскольку это привело бы к увеличению итога по смете (суммы по основной и дополнительной сметам), какую-то позицию в ней надо уменьшить, чтобы итог, определяющий цену договора, остался прежним. Поскольку затратные позиции по смете изменить нельзя (ведь старый объем работ не уменьшается), изменить можно, например, сметную прибыль. В данном случае ее следует пересчитать так, чтобы общий итог по первоначальной смете (сумма по первоначальной и дополнительной сметам) остался неизменным. Эта смета и ляжет в основу заполнения № КС-2 . При этом в нее попадут все работы, предусмотренные новыми условиями, со своей ценой, но общая сумма по № КС-2 , с учетом уменьшенной нормы прибыли, останется неизменной.

Помимо нормы прибыли, можно уменьшить иные расчетные величины: накладные расходы, зимнее удорожание и т. д. Конечно, может возникнуть вопрос, а почему, собственно, подрядчик должен получить меньшие суммы на покрытие указанных расходов? Ответ очевиден: раз подрядчик согласился за счет старой цены выполнить новый, увеличенный объем работ, значит, нужно пожертвовать какой-либо позицией по смете. Ведь чтобы сохранилось равновесие, если в одном месте прибавилось, в другом должно обязательно убавиться. Где конкретно – выбирать самим сторонам договора. Самое главное, что следует уяснить: речь не идет о безвозмездном выполнении какого-то объема работ, а лишь об изменении состава работ за ту же цену.*

4. Статья: Фактическая стоимость работ оказалась меньше...

Компания является заказчиком строительно-монтажных работ, стоимость которых по договору составляет 15 500 000 руб. В ходе выполнения работ их стоимость уменьшилась за счет удешевления материалов. Какую стоимость фирма-подрядчик должна отразить в акте и справке, если фактически окончательная стоимость уменьшилась до 13 500 000 руб.?

Ответ зависит от порядка определения цены в договоре.

Цена договора подряда должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение (). При этом стороны договора свободны в определении расчета цены. Так, цена договора может определяться:
– на основании сметы;
– без сметы;
– приблизительно;
– в твердой цене, не предусматривающей ее изменения и т. д.

Если договором предусмотрено, что цена договора может корректироваться в зависимости от изменения стоимости материалов, то до окончания выполнения всех работ по договору стороны должны пересчитать цену договора и составить соглашение о ее изменении.

В этом случае подрядчик отразит в документах, подписываемых сторонами, новую согласованную цену договора.

Если договором определена твердая цена без возможности ее корректировки, то подрядчик при наличии экономии расходов по сравнению с их стоимостью, предполагаемой при заключении договора, имеет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором (). То есть на получение от заказчика всей суммы. При этом обязательно должно выполняться условие о качестве работ: оно не должно пострадать от экономии. В этом случае в предъявленных заказчику документах отражается первоначальная цена договора.*

Государство выделяет на строительство и ремонт жилья, возведение инфраструктуры и социальных объектов огромные деньги. Но немалая их часть уходит в землю, вернее, распределяется по карманам участников строительного процесса. Как повысить эффективность использования бюджетных средств и оптимизировать денежные потоки в отрасли? Об этом "РГ" беседует с директором департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации Строителей России, президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным.

Павел Владимирович, как можно повысить эффективность использования выделяемых на строительство государственных средств?

Если начинать "от печки", то, во-первых, - за счет оптимизации нормативной базы. Дело в том, что нормативные документы, определяющие стоимость строительства и ремонта, безнадежно устарели. В них заложены технологии строительства пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Действующие нормы и расценки на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы не учитывают применение высококачественных и высокопроизводительных машин и механизмов, новых технологий и материалов. Но поскольку эти нормативы являются обязательными, строительные организации вынуждены закладывать в сметы и исполнительную документацию устаревшие расценки с явно завышенными и неадекватными показателями затрат. Получается так: реально стройка идет по новой технологии, применяются более эффективные решения, применяются другие материалы, а сметчивается эта стройка по нормативам, которые завышены. Возникает ситуация, когда государство само создает условия для завышения сметной стоимости работ.

А подрядчику от этого какой прок?

Подрядчику это на руку. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда строители не заинтересованы, чтобы на те или другие виды работ появились новые нормативы, потому что им выгоднее работать по завышенным, устаревшим. К нам иногда обращаются компании с какими-то новыми технологиями, мы делаем соответствующие нормативы, просчитываем стоимость строительства, показываем, а они отказываются применять - мол, слишком дешево получилось.

На объектах, где работают частные инвестиции, частные застройщики, деньги считать умеют, потому что они свои. И подрядчикам зачастую очень не сладко работать на внебюджетных объектах: там сметы не раздувают. А вот для государственного заказчика бюджетные деньги чужие. А сам объект частенько воспринимается как источник личной наживы. Если есть возможность на законных основаниях заявить стоимость работ больше, чем в реальности, какой подрядчик от этого откажется? Не секрет ведь, что слово "откат" из всех сфер экономики в первую очередь ассоциируется со строительством. И, увы, это так и есть.

При строительстве каких объектов происходит раздувание смет?

На тех стройках, где есть бюджетные средства. Это не только строительство жилья. У нас огромное количество инфраструктурных, транспортных строек, строительных проектов, связанных с энергетикой, нефтью, газом. Это, наконец, муниципальные программы, капитальный ремонт. То есть объем строительства с участием государства огромный. И на сметах государство может сэкономить до 15% средств.

Чтобы решить эту проблему, нужно оптимизировать нормативную базу, по которой определяется стоимость строительства. Между тем за последние 20 лет новые сметные нормы практически не разрабатывались, а опубликованные нормы на новые строительные материалы и технологии немногочисленны и разработаны по методике советской системы нормирования в строительстве. Сметы на строительство постоянно пересматриваются в сторону увеличения, зачастую в разы. Достоверность определения сметной стоимости строительства в проектной документации вызывает сомнения. Во многих проектах (около 85%) стоимость существенно завышается.

По каким нормативам сейчас строят?

Сегодня действует система сметных нормативов ГЭСН-2001. Однако нормы и показатели этой базы почти не отличаются от разработанных в советское время СНиП-84 и СниР-91, разве что слегка отредактированы. Некоторые изменения чисто косметические. Корректировка показателей выполняется без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом. Устаревшие сметные нормативы постоянно переиздаются с небольшими изменениями и выдаются за новые разработки. Деятельность же госучреждения, в обязанности которого входит создание новых нормативных документов, фактически свелась к продаже за немалые деньги сомнительных сметных нормативов и платным услугам по согласованию различных индивидуальных индексов и расценок. Это создает дополнительную финансовую нагрузку на строительные организации и искажает достоверность определения сметной стоимости по объектам бюджетного финансирования.

Сейчас мы пожинаем плоды нормотворческой деятельности чиновников как на федеральном, так на региональном уровне. Возвращение к административным методам ценообразования в строительстве в последние годы, попытки задушить зарождающийся рынок инжиниринговых и консультационных услуг в строительстве уже обернулись чрезмерным ростом стоимости строительства. Это вызывает недоверие к работе сметчиков, а их расчеты расцениваются как документальное подтверждение неэффективного, а нередко и коррумпированного строительного менеджмента - причем, увы, совершенно справедливо.

А как именно происходит раздувание смет? Какие нарушения при этом допускаются?

Таких нарушений много, основные перечислю. Это производство работ без утвержденной рабочей документации; постоянная корректировка сметной стоимости за счет различного рода дополнительных работ; несоответствие показателей расхода материалов при списании и производственных норм расхода материалов (в особенности на скрытые работы); закупка материалов по заведомо завышенным ценам; несоответствие транспортных схем доставки материалов; завышение объемов выполненных работ; неправильное применение норм и расценок на работы по новым технологиям, когда применяется импортная техника и современные материалы; учет затрат на эксплуатацию подержанной импортной строительной техники, приобретенной подрядчиком как новой; завышение затрат на подготовительные работы, трудно поддающиеся проверке; оплата выполненных ранее работ по текущим, более высоким ценам; применение завышенных индивидуальных расценок и индексов пересчета сметной стоимости, согласуемых на основе сговора с отдельными чиновниками и государственными структурами и т.п.

Кроме того, к необоснованному увеличению стоимости работ приводят существенные задержки с проведением конкурсов, заключением госконтрактов и открытием финансирования; частая смена подрядчиков - особенно на крупных объектах с длительными сроками строительства; применение некачественных материалов и устаревших технологий; неумение организовать эффективный производственный процесс строительства; низкая квалификация рабочих и инженерно-технического персонала; несовершенство законодательства.

Как можно изменить ситуацию?

Нужно создавать новую современную нормативную базу, максимально открытую и доступную для всех участников инвестиционно-строительного и ремонтно-строительного процесса. Если срочно не принять меры по разработке и внедрению новых правил, норм и расценок для определения затрат в строительстве, стоимость реализации проектов будет и дальше необоснованно расти. Новая база должна адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ. Сейчас в первую очередь необходимо сосредоточиться на ускоренной разработке норм и расценок на новые, эффективные технологии в строительстве и ЖКХ. На этом и нужно сконцентрировать усилия всех заинтересованных организаций.

Сметные нормативы

Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает в себя сметные нормативы и другие нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости выполнения работ.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости работ.

Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда, необходимого уровня механизации, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.).

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов и их корректировка в сторону уменьшения или увеличения не допускается.

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности и т.п.

К сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок. При применении в составе сметы материалов, отличных от учтенных в нормах Сборников без изменения состава работ, материалы, учтенные нормой, исключаются, а новые материалы учитываются как неучтенные по Сборникам сметных цен, ценам поставщиков.

Норма расхода материала принимается по норме Сборника, либо по нормам и технологии фирмы – изготовителя. Сметные нормы предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения работ. Нормы исполь-зуются также для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов. Основой для разработки стоимости работ в базисном уровне цен (далее именуются "единичные расценки" или "расценки") служат: элементные сметные нормы на конструкции и виды работ; сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин; сметные цены на материалы, изделия и конструкции. тарифные ставки В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.

  • для нового строительства (ГЭСН; ФЕР; ТЕР; ГЭСНм; ФЕРм; ТЕРм; ГЭСНп; ФЕРп) в случаях, не противоречащих ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ;
  • для капитального ремонта (ГЭСНр; ФЕРр; ТЕРр) в случаях, не противоречащих ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ;

Решение об использовании любой из перечисленных сметно-нормативных баз принимаются ЗАКАЗЧИКОМ .

Общие положения Основанием для определения сметной стоимости могут являться:

  • исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, дефектные ведомости, пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы - листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения работ;
  • действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;
  • отдельные решения соответствующих органов государственной власти и ЗАКАЗЧИКА.

Для определения сметной стоимости составляется сметная документация. Дефектная ведомость (опись работ), относится к первичным сметным документам, составляется специалистами (архитектор, инженер, технолог, при участии инженера-сметчика), на основании проекта, исследования материалов и технологических рекомендаций ведения работ.

Сметная документация

Сметная документация составляется в текущем уровне цен. В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен: в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм; в текущем уровне, определяемом на основе цен , сложившихся ко времени составления сметной документации. Прогнозируемый уровень цен, на период проведения работ, определяется ЗАКАЗЧИКОМ.

При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости: ресурсный; ресурсно-индексный; базисно-индексный; на основе укрупненных сметных нормативов, в т.ч. банка данных о стоимости ранее от-ремонтированных объектов-аналогов или ранее выпущенной сметной документации по проектируемому объекту .

При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место реставрации, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников

Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые для ремонтно-реставрационных работ.

Базисно-индексный метод определения стоимости ремонтно-реставрационных работ текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен. На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих и прогнозных индексов. Для пересчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться индексы: к элементам прямых затрат (на комплекс или по видам работ); к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам работ).

Индекс состоит из целых чисел и трех знаков после запятой . Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения элементов затрат или итогов базисной стоимости на соответствующий индекс с последующим суммированием итогов по соответствующим графам сметного документа, при этом: для пересчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин, - индекс на оплату труда.

Дефектная ведомость

Дефектные ведомости содержат следующую информацию:

  • наименование конструктивных элементов;
  • описание текущего состояния конструктивных элементов;
  • описание методов работ, в соответствии с технологическими рекомендациями;
  • перечень видов работ по конструктивных элементам, видам отделки и т.п. с указанием объемов работ в соответствии с проектом и технологическими рекомендациями с необходимыми формулами расчета.

Дефектные ведомости составляются по объектам, не имеющим проектной документации:

  • выход на место, технический осмотр, проведение необходимых обмеров с и фотофиксацией совместно с архитектором и технологом;
  • определение мест производства работ и количества добавляемого в той или иной конструкции или элемента нового материала в процентах или в принятых физических единицах измерения;
  • составления описи по конструктивным элементам и видам работ с подсчетами объемов совместно с архитектором и технологом.

При наличии по объектам проектной документации:

  • предварительное ознакомление с проектной документацией;
  • выход на место для ознакомления с объектом и проведения необходимых замеров и фотофиксации совместно с архитектором и технологом;
  • уточнение количества добавляемого в той или иной конструкции или элемента нового материала в процентах в принятых физических единицах измерения (м, м, т и пр.);
  • составления описи работ совместно с представителем заказчика и согласования ее с автором проекта;
  • систематизация описи по элементам и видам работ.

Основанием для составления сметной документации на работы является:

  • задание ЗАКАЗЧИКА данные на составление сметной документации рабочий проект, архитектурные, конструктивные, объёмно-планировочные и инженерные решения;
  • проект производства отдельных видов ремонтных работ;
  • исследование материалов и технологические рекомендации ведения работ;
  • дефектная ведомость (опись работ), составленная специалистами (архитектор, инженер, технолог), при участии инженера-сметчика, на основании проекта, исследования материалов и технологических рекомендаций ведения реставрационных работ;
  • сметно–нормативная база на ремонтные работы;
  • каталоги индивидуальных сметных норм и расценок.

Стоимость

Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

Прямые затраты учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ: материальных (материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря); средств механизации; трудовых (средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации машин и механизмов).

В составе прямых затрат отдельными строками могут учитываться разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии, отпускаемой энергосистемой России, и другие затраты.

Накладные расходы учитывают затраты подрядчиков, связанные общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.

Сметная прибыль включает в себя сумму средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов ремонтных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце сметного расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете). Затраты на услуги испытательных лабораторий и по сертификации включаются в сметную документацию отдельными расчётами.

Возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений приводятся справочно, отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы", эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.

При применении ресурсного (ресурсно-индексного) метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные показатели:

  • трудоемкость работ (чел.-ч) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих машины;
  • время использования машин (маш.-ч);
  • расход материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.).

Для выделения ресурсных показателей могут использоваться сметные нормы, проектные материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах, в том числе:

ведомости потребности материалов и сводные ведомости потребности материалов, составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные материалы, необходимые для производства специальных строительных и монтажных работ на основании государственных элементных сметных норм; данные о затратах труда рабочих и времени использования машин. При определении сметных затрат на эксплуатацию машин и сметной стоимости материальных ресурсов руководствоваться п.п.4.17-4.29 МДС 81-35.2004.

Накладные расходы в локальной смете определяются от фонда оплаты труда (ФОТ) на основе:

  • укрупненных нормативов применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;
  • нормативов накладных расходов по видам ремонтно-реставрационных работ, применяемых при составлении локальных смет;

Размер сметной прибыли определяется от фонда оплаты труда (ФОТ) рабочих на основе:

  • общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;
  • нормативов по видам ремонтных работ, применяемых при составлении локальных сметных расчетов (смет);
  • индивидуальной нормы для конкретной подрядной организации.

Сметные расчеты

Объектные сметные расчеты (сметы) рекомендуется составлять в текущем уровне цен, с целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости ремонтных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:

Сметные расчеты на отдельные виды затрат , необходимые для определения сметного лимита, если эти виды затрат не учтены в сметных нормативах, составляются аналогично составлению локальных сметных расчетов. При этом рекомендуется использовать образцы локальных сметных расчетов (смет).

Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимая для осуществления строительства в соответствии с проектом. Она является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирование договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные работы, оплата расходов по приобретению оборудования и доставки его на стройки, а так же возмещение других затрат.

При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:

    ресурсный;

    ресурсно-индексный;

    базисно-индексный;

    базисно-компенсационный;

    на основе стоимостных показателей по объектам-аналогам.

Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат). При таком методе устанавливаются раздельно в натуральных измерениях (м 3 , тонна, штука, чел-час и т.д.) расходы материалов и изделий, затраты времени на эксплуатацию машин, затраты труда рабочих, а цены на эти ресурсы принимаются текущие (на момент составления смет). В качестве нормативной базы используются Нормативные показатели расхода материалов (НПРМ).Этот метод позволяет в дальнейшем достаточно точно пересчитывать сметную стоимость на новые цены.

Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы.Индексами цен называют отношения текущих цен к базовым. В качестве базовых цен выделяют две базисные даты: цены на 1.01.1984г и 1.01.2000г или 2001г.

Базисно-индексный метод - это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной на базисном уровне или уровне предшествующего периода.

В отличие от ресурсно-индексного метода, раздельного определения расхода ресурсов в натуральных показателях обычно не делается.

Приведение к текущим ценам выполняется путем перемножения базисной стоимости по каждой строке сметы на соответствующий индекс.

Базисно-компенсационный метод состоит в том, что определяется базисная стоимость с учетоможидаемых изменений цен и тарифов, а в процессе строительства она уточняется в зависимости отфактических изменений этих цен и тарифов.

Метод применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов - это использование при проектировании объекта стоимостных данных по ранее построенным или запроектированным аналогичным зданиям и сооружениям.

Выбор метода составления сметной документации законодательством не регламентируется и осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий договора (контракта) и общей экономической ситуации. Наиболее перспективным считается ресурсный и ресурсно-индексный методы, но пока преобладает базисно-индексный метод.

Пути снижения себестоисмости строительства

Себестоимость - это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции.

Снижение затрат на продукцию, работы, услуги зависит от нескольких групп факторов: технологических, организацион­ных иэкономических .

Технологические факторы связаны с техникой и технологи­ей производства. Они предусматривают:

    повышение прогрессивности и качества продукции, работ, услуг;

    применение более современного и высокопроизводитель­ного оборудования и техники (машин и механизмов);

    повышения степени механизации и автоматизации произ­водства;

    применение ресурсных и энергосберегающих технологий;

    повышение уровня технической и энергетической воору­женности труда;

    ускорение внедрения достижений новой техники и инст­рументов;

    применение высокоэффективных материалов.

Организационные факторы связаны с организацией произ­водства и труда и их управлением и включают:

    повышения уровня концентрации, специализации и коо­перирования;

    обеспечения ритмичности производства и других условий рациональной организации труда;

    сокращение и полная ликвидация производственного бра­ка, простоев оборудования и рабочих;

    повышение квалификации работников и подбор кадров согласно технического уровня производства.

Экономические факторы состоят в повышении уровня уп­равления и методов хозяйствования. Они включают:

    совершенствование производственной структуры предприятия;

    повышения уровня плановой, учетно-контрольной и ана­литической работы;

    улучшение социальных условий жизни трудового коллектива;

    повышение культуры производства и состояния промыш­ленной эстетики;

    повышение компетентности административно-управленчес­кого персонала (менеджеров) предприятия.

Таким образом, снижение себестоимости строительных работ можно достичь:

    за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции;

    за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин;

    за счет повышения производительности труда;

    за счет увеличения сборности строительства.

Директивами намечено снизить сметную стоимость строительства не менее чем на 3—5% за счет более рациональных проектных решений, улучшения проектно-сметного дела, экономного расходования материалов и других мероприятий. Важную роль в этом должно сыграть постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 390 от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-сметного дела».

В этих целях необходимо:

  • повысить ответственность проектных организаций, министерств, ведомств, органов экспертизы за качество проектов и правильное определение сметной стоимости строительства;
  • улучшить использование материальных ресурсов в строительстве, обеспечить за пятилетие экономию: металлопроката в размере 9—11, цемента 8—10, лесоматериалов 18—20, стекла 10—12%.

Все это с учетом заданий по экономному расходованию материальных ресурсов в промышленности и на транспорте позволит в 1975 г. сэкономить, по примерным подсчетам, проката черных металлов 10 млн г, лесоматериалов 40 млн. м 3 , условного топлива 40—50 млн. т, электроэнергии 50 млрд. квт-ч и др.

Для осуществления поставленных задач предусмотрены высокие темпы развития капитального строительства (смотрите таблицу ниже).

Капитальные вложения в народное хозяйство СССР за восьмую пятилетку и запланированные на девятую пятилетку, млрд. руб.

Наименование
показателей
1966— 1970 гг. (фактически) 1971— 1975 гг. (запланировано) В том числе
1971 г. 1972 г. 1973 г. 1974 г. 1975 г.
Общий объем капитальных вложений в народное хозяйство 353,8 501 86,3 92,5 100,9 107,7 113,6
В том числе государственных 301,9 432,2 73,5 79,5 87,4 93,4 98,4
Общий объем строительно-монтажных работ 220,0 306,0 53,2 57,2 61,8 65,4 68,4

Общий объем капитальных вложений планируется на 41,6% больше по сравнению с восьмой пятилеткой.

Предусмотрено ввести в эксплуатацию 580 млн. м 2 общей площади жилых домов, на что ассигновано 73,5 млрд. руб. против 60,5 млрд. руб., освоенных за восьмую пятилетку. Рост объема подрядных строительно-монтажных работ предусмотрен девятым пятилетним планом на 43,2%, а по важнейшим министерствам-подрядчикам—в пределах 51,7—69,6%. Для осуществления дальнейшего развития всего народного хозяйства на пути повышения благосостояния народа капитальным вложениям даны следующие направления млрд. руб. :

В производственную сферу запланировано 77,4, а в непроизводственную — 22,6% всех капитальных вложений.

«Справочник строителя», М.С.Екельчик

Уровень индустриальности строительства можно охарактеризовать отношением объёма выполненных строительно-монтажных работ (в сметных ценах) на объектах полносборного строительства к общему объему выполненных строительно-монтажных работ. Объемы полносборного строительства и темпы его роста (смотрите таблицу ниже) зависят от объемов производства сборных, главным образом несущих и ограждающих конструкций. Показатели развития полносборного строительства Наименование показателей Годы 1960…

Ввод в эксплуатацию жилых домов в крупнопанельном исполнении возрастает в 1975 г. до 42,6 млн. м2 общей площади против 28,7 млн. м2 в 1970 г. , а производство крупнопанельных элементов жилых и соцкультбытовых зданий увеличится в 1,5 раза по сравнению с 1970 г. . Особое внимание уделяется внедрению сборности в сельском строительстве, усиливается мощность предприятий…

В условиях высокого уровня сборности и насыщенности строек механизмами особо важное значение приобретают поточные методы строительства, обуславливающие его организованность, ликвидацию простоев и эффективность. Наиболее прогрессивная форма организации строительного производства, обеспечивающая равномерное, непрерывное и ритмичное производство строительно-монтажных работ, постоянную загрузку рабочих, полное использование материально-технических ресурсов — поточное строительство. Особенно широкое распространение получил поточный метод в жилищном…



Что еще почитать