Уголовная политика. Проблемы совершенствования уголовной политики в россии Приоритеты уголовно-правовой политики

В уголовно-правовой науке понятие уголовной политики определяется различным образом, однако, все авторы признают тот факт, что уголовно-правовая политика является частью правовой, которая, в свою очередь, входит в государственную политику. Следовательно, при разработке и осуществлении уголовно-правовой политики должны учитываться основные принципы, направления как общей государственной, так и правовой политики.

Сегодня основная дискуссия по поводу направлений уголовно-правовой политики сводится к криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации. При этом в законодательной практике преобладает увеличение норм, предусматривающих ответственность за все новые и новые преступления, ужесточение наказания за ранее предусмотренные уголовным законом.

Бессистемность и несогласованность изменений уголовного законодательства связана с отсутствием единого документа, содержащего основные положения уголовно-правовой политики и не способствует эффективности деятельности по его применению.

Следует отметить, что экспертами комиссии Общественной палаты Российской Федерации был уже более трех лет назад обнародован проект Концепции уголовно-правовой политики России, который по непонятным причинам до сих пор не принят. Поэтому необходимо отдельное внимание со стороны государства разработке единой концепции уголовной политики России, что, конечно, требует серьезных временных и финансовых затрат, однако в дальнейшем обеспечит эффективность ее действия.

С момента вступления в силу действующего Уголовного кодекса уже прошло более двух десятилетий, на протяжении которых в него не раз вносились изменения. В стране также произошло много изменений в политической и социальной сферах, что требует нового взгляда на уголовную политику и адаптации ее под современные условия жизни.

В последнее время наравне с увеличением норм, предусматривающих уголовную ответственность за новые преступления, наблюдается и либерализация уголовного законодательства. Несомненно, приведение закона в соответствие с действующими реалиями необходимо, однако лишь в том случае, если служит основной цели уголовного законодательства - укреплению законности и правопорядка в стране.

На наш взгляд нельзя отнести либерализацию законодательства в отношении побоев к положительным аспектам современной уголовной политики. Как известно, в январе 2017 года в третьем чтении принят законопроект № 953369-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности«. В соответствии с данным законопроектом побои (ст. 116 УК РФ), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 119 УК РФ), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ) подлежат декриминализации. Разработчики данного законопроекта в обоснование необходимости его принятия приводят тот факт, что количество осужденных за преступления небольшой тяжести составляет 46 %, причем из них 95 % назначается наказание, не связанное с изоляцией от общества.

В пояснительной записке к проекту ФЗ названы основные направления уголовной политики, по которым в настоящее время движется уголовное законодательство, - это гуманизация и либерализация. Однако, насколько эффективна такая тенденция показывает рост уровня преступности в стране. После принятия данного законопроекта существует угроза, активно обсуждаемая сейчас в СМИ, что домашние тираны почувствуют свою безнаказанность и это обусловит рост преступлений совершенно других категорий тяжести. Обоснование декриминализации указанных преступлений является крайне шатким и не логичным. Исходя из положений ст. 2 УК РФ одной из задач уголовного закона является предупреждение преступлений. Между тем, декриминализируя то или иное деяние, мы тем самым исключаем его из сферы уголовно-правового регулирования, что, отнюдь, не способствует его предупреждению. Следует отметить, что объектами уголовно-правовой охраны по ст. 116 УК РФ, ст. 119 УК РФ являются такие особо важные категории как жизнь и здоровье человека.

Думается, что принятие нашумевшего закона вовсе не объясняется незначительной степенью общественной опасности декриминализируемых преступлений, а является попыткой разгрузить судебную систему и показатели преступности, что явно не будет способствовать фактическому снижению преступности в России, а, наоборот, может обусловить ее рост.

Либерализация уголовного законодательства несомненно должна присутствовать в уголовной политике страны. Однако ее объектами не должны быть такие особо важные объекты как жизнь и здоровье человека. Законодателю следует обратить внимание на такие преступления, например, в сфере экономике, где в настоящее время отсутствует баланс между справедливостью и гуманизмом.

Например, уголовное законодательство должно усиливать охрану собственности, предпринимательской деятельности и экономическую основу государства. Однако ответственность за экономические преступления также должна носить экономический характер, а лишение свободы назначаться лишь в тех случаях, если преступление было совершено с применением насилия (вымогательство, рейдерство).

Рациональность принятия такого решения обуславливает неоднозначная и противоречивая судебная практика в данной сфере. В значительной степени этим можно объяснить парадоксальные показатели антикоррупционной деятельности, в результате которой число лиц, привлеченных к ответственности за дачу взятки, почти в три раза превышает количество осужденных за получение взятки. Очень сомнительной является судебная практика, когда преступник за предложение взятки сотрудникам полиции в размере 200 руб. получает наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима, а для обвиняемой в хищении государственного имущества на сумму около 3 млрд. руб., совершившей преступление с использованием должностного положения и не признающей себя виновной, прокурор просит назначить условное наказание.

Таким образом, при внесении изменений и дополнений в УК РФ необходимо обязательное научное обоснование с целью правильного определения круга подлежащих урегулированию общественных отношений, степени общественной опасности посягательств на них, адекватности мер наказания, прогнозирования возможных последствий действия этих норм и последствий их изменений (положительных и отрицательных: латентность, рецидив, коррупциогенность, высокая сложность их раскрываемости). Предложение о внесении изменений и дополнений в УК РФ должно быть обусловлено разработанной и принятой единой концепцией уголовной политики. Следует учитывать, что любые изменения уголовного законодательства должны носить комплексный, системный характер, поскольку изменение одной нормы с неизбежностью влечет изменение другой, либо целого ряда норм, или даже отдельных институтов.

Ярким примером деструкции и десистематизации уголовного законодательства, обусловленным отсутствием единой концепции уголовной политики является принятие закона о декриминализации побоев, угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Использованные источники

  1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» / Консультант плюс. URL: http://client.consultant.ru/7A089CF3B645329E65C6B6BA39385320/doc/ (дата обращения: 20.02.2017).
  2. Уголовный кодекс РФ / Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 20.02.2017).
  3. Бородин С.В. Концепция уголовно-правовой политики через призму системного подхода // СПС Консультант плюс.
  4. Куликов В. Что с них взять // Российская газета . - № 6665. - 5 мая 2015 г. - С. 9.

2018 год ознаменован 25-летием Конституции РФ, нормы которой являются основополагающими для всех отраслей права Российской Федерации. Более того, нормы Конституции РФ лежат в основе любой уголовной политики государства.

В научной литературе представлено достаточно большое количество тер­минологических определений «уголовная политика». По сути, можно говорить о том, что исследователь, обращаясь к феномену уголовной политики, в боль­шинстве случаев формулирует собственное определение данной категории, что обусловлено, как представляется, многогранностью и неоднозначностью самого словосочетания «уголовная политика». Самыми распространенными трактов­ками следует считать употребление данного термина в узком смысле и отож­дествление уголовной политики с уголовно-правовой политикой. В качестве примера такой точки зрения можно привести мнение П.Н. Панченко о том, что «...советская уголовная политика есть направление деятельности государства по руководству уголовно-правовой борьбой с преступностью».

Понимание уголовной политики в широком смысле, как системы, вклю­чающей в себя все грани противодействия преступности, в современной уголов­но-правовой доктрине более распространено. Наиболее приемлемым представ­ляется определение, сформулированное в работе А.И. Коробеева. А.В. Усса, Ю.В. Голика, основанное на понимании уголовной политики, как «генеральной линии, определяющей основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, ис­правительно-трудового законодательства, практики его применения, а также пу­тем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступле­ний». Безусловно, данное определение нуждается в уточнении с учетом тре­бований актуального времени: ушедшее в прошлое исправительно-трудовое за­конодательство заменено на уголовно-исполнительное, в рамках определения мер, направленных на предупреждение преступности, следует говорить о кри­минологическом направлении уголовной политики. Кроме того, в современной науке высказывается мнение о том, что сам термин «уголовная политика» без­надежно устарел, но, тем не менее, может быть использован, «ибо ничего более емкого, современного юридическая наука пока не выработала». Обобщая из­ложенное, следует отметить, что какие бы дефиниции и пассажи не использо­вались в целях определения термина «уголовная политика», неизменной оста­ется ее сущностная характеристика: уголовная политика формирует генеральную линию, общую стратегию противодействия преступности. Не вдаваясь в целом в сложившийся дискурс относительно истории возникновения уголовной политики, как науки, как социального феномена, терминов и определений, в настоящий момент следует признать жизнеспособность и необходимость фор­мулирования данного понятия в научной доктрине, социальную потребность и актуальность выработки концептуальных положений развития современной уголовной политики .

Итак, уголовная политика есть политика в области противодействия пре­ступности. Следует отметить, что в настоящее время в отношении обозначения реакции государства и общества на преступность используются различные тер­мины: это «предупреждение», «борьба», «управление», «социальный кон­троль», «противодействие». Безусловно, каждая из данных формулировок несет свою смысловую нагрузку. Анализируя сущность и инструментальный эффект использования указанных терминов, Д.А. Шестаков совершенно обоснованно говорит о предпочтительности употребления термина «противодействие пре­ступности», «который ориентирует не столько на владение информацией о преступности (ее созерцание), сколько на активные меры против нее» . И дей­ствительно, говоря об уголовной политике в целом, как о генеральной линии, объемлющей стратегию и тактику реагирования государства и общества в от­ношении криминальных угроз, необходимо акцентировать внимание на поста­новке задач, формулировании целей уголовной политики, имея в виду тезис о существовании преступности, как социального явления, тщетности попыток полного искоренения преступности, необходимости реагирования на преступ­ность со стороны, как государства, так и общества.

Уголовная политика - политика государственная, но политика, прежде всего, социальная.

Уголовная политика – это неотъемлемое направление любого государства, которое призвано обеспечить максимально возможный результат снижения преступности, за счет применения средств и методов уголовно–правового воздействия. Поэтому, можно сказать, что основной целью данного правового курса, является максимально возможный результат по снижению преступности. Во многом, это может выражаться в таких действиях как:

1) максимально возможное снижение показателей уровня и состояния преступности;

2) в уменьшении степени криминальной интенсивности; 3) в оптимизации структуры преступности за счет создания для государства наилучшего соотношения категорий преступлений. Помимо этого, уголовная политика проводится в интересах личности, общества и государства в целом, с применением средств уголовной ответственности в объеме и пределах, установленных уголовным законодательством, для предупреждения преступности и других антисоциальных явления.

Все это осуществляется за счет формы реализации уголовной политики: закона, а также нормативно–правовых актов; а также субъектов ее осуществления: государственных правоохранительных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и т.д. Благодаря этому, на современном этапе развития уголовной политики в РФ, сложилось несколько, немаловажных тенденций, которые призваны создать максимально возможный результат, по достижению основной цели уголовной политики в стране .

Основными методами реализации уголовной политики являются:

1. Криминализация – это процесс создания уголовной ответственности за те действия, которые ранее не имели юридической ответственности за их совершение. При этом установление ответственности за то общественно опасное деяние, которое криминализировано, должно быть обусловлено так, чтобы норма, за данное преступление работала более эффективно в борьбе с идентичными общественно опасными деяниями, в соотношении с другими правовыми нормами. Основанием для криминализации служат действия, которые создают общественно опасную обстановку в обществе, и которые требуют установление уголовного контроля за ними.

2. Декриминализация – процесс, обратный криминализации, то есть, исключающий юридическую ответственность, за те деяние, которое ранее относились к категориям уголовно – правовых запретов. При этом, основанием осуществлением данного метода уголовной политики является исключение самого запрета, а также отсутствием общественной опасности деяния либо определенными недочетами, которые ранее были допущены в процессе криминализации.

3. Пенализация – процесс установление определенных характеристик за совершенные деяния, которые находятся под уголовно–правовым запретом, а именно: критериев, видов, пределов мер наказания. Данный метод, заключается в том, чтобы создать такие принципы и критерии наказания за преступные деяния, которые бы создавали наиболее максимально строгие условия мер государственного принуждения. Заключается это в ужесточении видов, а также размеров уголовного наказания в целом за конкретные преступления. При этом, следует учесть тот факт, что криминализация и пенализация, должны иметь равный баланс, между видом и размером наказания, а также соответствовать характеру и степени совершенного общественно опасного деяния.

4. Депенализация – процесс, обратный пенализации, то есть исключение или же сужение мер применения отдельных видов наказания за определенные общественно опасные действия.

5. Гуманизация – действия, которые позволяют выделить основания и условия для использования более легкого наказания, или же во все освобождение лица от него, при наличии определенных обстоятельств, совершения общественно опасного деяния, а также от личности самого преступника.

6. Либерализация – процесс корректировки уголовного законодательства, который заключается в создании средств и правил назначения наказаний, не связанного с лишением свободы, а, наоборот, в улучшении условий положения преступника при назначении ему мер наказания, а также условий его отбывания. При данном процессе, само наказание остается, но реализуются уже альтернативные варианты лишения свободы.

Основными направлениями уголовной политики на современном этапе являются следующие пункты:

1.Уголовно–правовое обеспечение прав и свобод человека, как личности, получившей вред, так лица, который нанес данный вред.

2. Уголовно–правовая борьба с коррупцией.

3.Уголовно–правовая борьба с терроризмом.

4.Уголовно–правовая борьба с организованной, в особенности транснациональной преступностью, а также киберпреступностью – основной болезнью XXI века.

В контексте проводимой в стране уголовной политики, которая непременно должна учитывать «цену наказания» (кадровые и материальные затраты, связанные с досудебным и судебным производством, исполнением наказаний), надлежит воспринимать предложения о криминализации конкретных, особенно распространенных деяний. В частности, дискуссионной и недостаточно подготовленной следует признать точку зрения о криминализации уклонения осужденного от исполнения приговора суда независимо от вида назначенного наказания . Во-первых, существующая процедура замены наказания более строгим его видом в связи с уклонением осужденного от исполнения приговора ничем себя не дискредитировала. Во всяком случае никаких данных (официального или научного характера) об этом нет. Во-вторых, реализация подобного предложения приведет к дополнительной ощутимой нагрузке на органы расследования (это примерно до 100 тыс. уголовных дел в год), которую они не в состоянии «осилить» без соответствующих организационно-штатных изменений. В-третьих, доказывание злостного уклонения осужденного от отбывания назначенного приговором наказания объективно возможно только с использованием информации, которой располагает орган исполнения приговора, главным образом - уголовно-исполнительные инспекции. С учетом этого фактора неизбежно возникнет вопрос о возложении функции расследования указанных деяний на уголовно-исполнительные инспекции. Это уже затрагивает организационные основы системы органов расследования и способно ее деформировать.

В заключение отметим, что отечественные уголовная политика и карательная практика не опираются, к сожалению, на качественное законодательство. «В современных условиях первоочередной задачей совершенствования законодательства, - делает вывод Конституционный Суд РФ, является преодоление пробелов нормативного регулирования, исправление присутствующих в нем и вскрытых правоприменительной практикой дефектов неопределенности и несогласованности» . Это полностью касается сложившихся и весьма далеких от идеала интеграционных связей законов, распространенных на уголовно-правовую сферу.

В доктринальном аспекте надлежит признать, что российскими учеными не обеспечено подготовки завершенной концепции противодействия преступности, которая бы отражала особенности участия в данном векторе деятельности государства и общества различных органов юстиции и правозащитных институтов, а в силу своей глубины и авторитетности была бы востребована практикой, стала бы регулятором общественных отношений.

Уголовная карательная практика в этих условиях избирательна, ее арсенал ограничен несколькими видами наказаний, механизм исполнения которых неэффективен. Судебная деятельность неоправданно затратна.

Например, вот уже многие годы решения о прекращении уголовного дела или

Целесообразно, как представляется, ввести своеобразный мораторий на внесенные в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации законопроекты, касающиеся сферы уголовной юстиции и способные, в случае их принятия, увеличить и сегодня нереальную судебную нагрузку. Необходимо имеющиеся и предстоящие законопроекты сопроводить глубоким анализом соответствующих проблем, прогнозом (расчетом) последствий принятия новых законов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уголовная политика в РФ нацелена в первую очередь на обеспечение максимальной безопасности граждан в стране, в предупреждении преступлений, а также создании такой атмосферы в обществе, которая могла бы частично или же полностью исключить совершение данных противоправных деяний.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //Парламентская газета. - N 4, 23-29.01.2009.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №63-ФЗ от 13.06.1996 (в ред. от 03.10.2018)// Собрание законодательства РФ.-1996. - № 25.
  3. Ендольцева А.В. Уголовная политика и ее значение в регулировании общественных отношений в сфере борьбы с преступностью //Юристъ - Правоведъ. 2018. № 2 (85). С. 103-112.
  4. Королева И.А., Фейзиева А.И.К. Политика в сфере уголовного права и ее влияние на статистические данные //: Вестник научного студенческого общества Материалы VIII Всероссийской научно-практической студенческой конференции. 2018. С. 274-276.
  5. Креховец А.В. Современная уголовная политика зарубежных стран в сфере противодействия экономическим преступлениям //: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 236-239.
  6. Назаренко Г.В. Политика уголовно-правовых ограничений правоприменительного усмотрения //Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 5. С. 197-201.
  7. Спиридонов Т.М., Кириллов М.А. Уголовно-правовая политика современной России: проблемы пенализации и депенализации // Современное состояние и тенденции развития законодательства Российской Федерации в сфере государственной службы, в правосудии и бизнесе Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. 2018. С. 316-318.

Рецензируемая книга посвящена проблемам российской уголовной политики. В монографии анализируется понятие уголовной политики, определяется ее место в комплексе уголовно-правовых наук. Раскрываются уголовно-правовые и криминологические основы, информационное и интеллектуальное обеспечение уголовной политики; исследуется вопрос соотношения уголовного права и уголовного закона для определения влияния уголовной политики на указанные понятия; уделяется внимание проблемам игнорирования базовых принципов уголовного права при законотворческой деятельности, приводятся примеры.

Авторы исследуют основные функции и цели уголовной политики России, на основании чего делают выводы о ее современном состоянии. Опираясь на проведенное комплексное исследование, предлагаются механизмы разработки современной концепции уголовной политики.

М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011.

Профессор Ханс-Хайнрих Ешек защитил докторскую диссертацию в 1949 г. в Тюбингене на тему: «Ответственность государственных органов по международному уголовному праву - исследования в связи с Нюрнбергским процессом»; создал концепцию единой крыши Института иностранного и международного уголовного права Макса Планка. Его организаторская работа завершилась в 2007 г. созданием «Международной исследовательской школы сравнительного уголовного права» и криминологической школы для докторантов «Меры воздействия, медиация и наказание». Им опубликовано примерно 600 работ, посвященных Общей части уголовного права, наказаниям, мерам исправления и безопасности, Особенной части, а также уголовно-процессуальному праву.

Панченко П. Н. В кн.: Современное российское уголовное законодательство: состояние, тенденции и перспективы развития с учетом требования динамизма, преемственности и повышения экономической эффективности (к 15-летию принятия Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года). Материалы всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 4 октября 2011 года). Н. Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2012. С. 466-491.

По итогам анкетного опроса студентов-юристов анализируются представления последних о состоянии нашей уголовной политики в начале второго десятилетия нового века, отмечается конструктивность этих представлений и показываются перспективы их использования в процессе совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.

Рябова А. Ю. В кн.: Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права: теория и практика. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012.

Рынок ценных бумаг, будучи явлением, подверженным злоупотреблениям, должен соответствующим образом охраняться. Одним из способов его защиты выступают уголовно-правовые запреты. Имеющиеся на сегодняшний день статьи - ст.ст. 185, 185.1, 185.2, 185.4, 186 УК РФ - образующую систему преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг, не способны обеспечить надлежащую охрану. В работе представлены негативные стороны, препятствующие эффективному развитию уголовного права в исследуемой области.

Савюк Л. К. В кн.: Новейшие IT-технологии: модернизация аграрного образования и внедрения инноваций в АПК. Материалы международной научно-практической конференции 1-3 июля 2011 г.. Якутск: ГОУ ДПО РС (Я) «ИРОиПК», 2011. С. 172-179.

Определяется понятие, объем и значение феномена конституализации; вассматривается проблема приведения в соответствие с нормами-принципами Конституцией РФ уголовного закона; анализируются соответствующие реше ния Конституционного Суда РФ, формы и значение их вли яния на конституализация уголовного закона

Зырянов В. Н. , Панченко П. Н. Российский криминологический взгляд. 2010. № 1. С. 280-290.

Проблемы укрепления правопорядка и борьбы с преступностью предложены нетрадиционными методами и включают в себя разделы: 1. Государственная власть, правопорядок и борьба с преступностью как единый комплекс проблем. 2. Меры эстетического характера. 3. Меры рационалистического характера. 4. Меры ориентационного характера.

Саратов: Сателлит, 2010.

Настоящий сборник включает в себя работы участников программ Саратовского Центра ТгаССС Всероссийской научно-практической конференции "Качество российского уголовного закона: состояние, пути повышения, необходимость глобального реформирования" (16-17 апреля 2009 г.), Седьмой сессии Саратовской Летней Школы молодых ученых-юристов "Уголовно-правовая защита личности, общества и государства: возможности, реальное состояние, нравственные и юридические пределы" (21 - 27 июня 2009 г.), Всероссийского научно-практического семинара "Незаконный оборот наркотиков как разновидность преступности: общественная опасность, тенденции, меры противодействия" (29 июня 2009 г.), Всероссийского научно-практическою семинара "Антикоррупционная экспертиза: понятие, правовая регламентация и проблемы применения" (28 сентября 2009 г.), Всероссийского научно-практического семинара "Рейдерство: понятие, российские реалии, возможности противодействия" (20 ноября 2009 г.), Всероссийского научно-практического семинара "Антикоррупционные аспекты повышения эффективности применения законов и подзаконных актов" (23 апреля 2010 г.).

Помимо этого в сборнике представлены статьи сотрудничающих с Саратовским Центром ведущих научных и практических деятелей России, содержащие предложения по повышению качества противодействия преступности.

Материалы сборника будут полезны работникам законодательных и правоприменительных органов, ученым, преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов и факультетов, а также всем тем, кто интересуется вопросами уголовного права и криминологии, криминалистики и уголовного процесса, других наук криминального цикла.

Сборник опубликован при финансовой поддержке Университета им. Дж. Мейсона (г. Вашингтон, США); первые подобные сборники Саратовского Центра ("Преступность и коррупция: современные российские реалии"; "Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние"; "Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия"; "Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности"; "Уголовно-правовой запрет и его эффективность в борьбе с современной преступностью", "Уголовно-политические, уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с современной преступностью и коррупцией") вышли в свет, соответственно, в 2003, 2004, 2005, 2006, 2008 и 2009 гг.

Под редакцией: D. S. Clark . Thousand Oaks: Sage, 2007.

The Encyclopedia of Law and Society is the largest comprehensive and international treatment of the law and society field. With an Advisory Board of 62 members from 20 countries and six continents, the three volumes of this state-of-the-art resource represent interdisciplinary perspectives on law from sociology, criminology, cultural anthropology, political science, social psychology, and economics. By globalizing the Encyclopedia"s coverage, American and international law and society will be better understood within its historical and comparative context.

Под редакцией: В. Быченков Калуга: КФ РПА Минюста России, 2010.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) - это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

Данная статья посвящена легитимации и особенностям применения судами и органами исполнительной власти стандартов ex post и ex ante в сфере регулирования конкуренции. В ней постулаты ex post и ex ante рассматриваются в качестве правовых принципов, связанных с применением экономического (в том числе антимонопольного) законодательства. Различие между принципами ex post и ex ante проводится на основе двух важнейших критериев, касающихся субъектов их применения и стандартов оценки принимаемых решений. Одна из важнейших целей статьи - опровергнуть распространённое среди юристов и экономистов мнение о том, что законодатель в сфере регулирования экономической деятельности применяет принцип ex ante и не связан принципом ex post, а ситуация с правоприменителем выглядит прямо противоположным образом.

Под редакцией: А. М. Аблажей , Н. В. Головко Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2012.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.

This article analyzes the usage of legislation as a legal source in the Russian Empire through the phenomenon of the publication of law. The author argues that the absence of separation of executive, legislative and court powers had definite negative effects for lawmaking and enforcement. The legislative politics of Russian emperors could be analyzed using Jürgen Habermas‘ concept of ―representative publicness‖ (representative öffentlichkeit): to a large extent, the tsars considered law as both an assertion of authority and a means of governing. Their actions towards strengthening legality in the state (i.e. the compulsory publication of legislation) were in essence symbolic or theatrical. In fact, since the separation of laws from executive acts did not exist in imperial Russia, the legislation was published (or stayed unpublished) exclusively for state administrators. The conflict in conceptions of legality between state and civil actors in the second half of the nineteenth century was not of a merely political nature. The article demonstrates that there was a public demand for publication of legislation; insufficient accessibility of legal information negatively influenced social and economic development in imperial Russia.

Белый А. В. ЭКО. 2010. № 6. С. 97-114.

В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России - защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.

В работе рассматриваются культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Кавказском регионе. Обсуждаются различные интерпретации концепции прав человека в регионе, связь проблематики прав человека с социокультурными особенностями региона. Особое внимание уделяется развитию института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и других институтов государственной правозащиты в республиках Северного Кавказа и в странах Закавказья. Показана специфика отношений «человек - власть» в регионе. Социокультурные аспекты в области прав человека на Кавказе освещаются в контексте проблемы борьбы с терроризмом, а правоприменительная практика - в условиях сочетания четырех правовых систем: адата (обычаев), шариата, светского права и международного права.



Что еще почитать