Тендеры на ремонтные работы - внутренний и внешний ремонт, капитальный ремонт. Особенности закупки строительных работ Где пройти обучение процедуре госзакупок

Строительно-ремонтные и отделочные работы всегда пользуются повышенным спросом. Практически ежедневно в России объявляются заказы и тендеры по строительству и ремонту самых разных объектов. Мы исследовали рынок и собрали некоторые статистические данные по этой отрасли.

В 2015 году было объявлено свыше 5000 тендеров на ремонт и отделку, а общая сумма всех контрактов составила 9,1 млрд. руб. Анализ показал, что в тендерах на ремонтно-строительные работы было задействовано 10100 участников, среди них 3513 постоянных заказчиков и 3262 постоянных поставщика. Что касается самих тендеров на ремонтные работы, то средняя стоимость одного составляет 1,8 млн. руб., а среднее падение цены во время торгов достигает 12,72%. При этом допуск получили не все поставщики, а лишь 95,18%. По соотношению количества подрядчиков к числу заказов выходит усредненный показатель 2,02 поставщика на контракт. Отметим, что обеспечение исполнения контракта потребовало всего 56,99% заказчиков.

Статистика по регионам

Самыми активными участниками торгов в данной отрасли выступили:

  • Москва - 6,5%
  • Санкт-Петербург - 5,5%
  • Московская область - 4,5%
  • Краснодарский край - 3,7%
  • Свердловская область - 3,3%
  • Красноярский край - 3,2%
  • Челябинская область - 3,2%
  • Башкортостан - 3,1%
  • Пермский край - 2,8%

Наиболее крупные суммы контрактов отмечены в следующих субъектах:

  • Москва - 22,1%
  • Санкт-Петербург - 9,5%
  • Московская область - 5,1%
  • Вологодская область - 3,8%
  • Краснодарский край - 3%
  • Самарская область - 3%
  • Красноярский край - 2,7%
  • Татарстан - 2,5%
  • Сахалинская область - 2,4%

Сезонность

Здесь наблюдается следующая динамика: I квартал 2015 года характеризуется затишьем, зато с апреля число тендеров на отделочные работы резко увеличивается с 9 до 631 и достигает пика в мае - 745 заказов на сумму 1,5 млрд. руб. Затем наблюдается постепенный спад до июля (270 тендеров) и новый пик в сентябре - 520 заказов на 1,2 млрд.руб. Осенью отмечается новое падение спроса и третий пик приходится на декабрь - более 800 млн.руб за исполненные контракты.

  • Сбербанк-АСТ - 41 408 тендеров на сумму 163 379 153 тыс. рублей
  • РТС-тендер - 15 325 тендеров на сумму 99 961 459 тыс. рублей
  • Росэлторг - 12 359 тендеров на сумму 66 022 345 тыс. рублей
  • ЭТП «ММВБ-ИТ» - 4 650 тендеров на сумму 39 132 807 тыс. рублей
  • Система Электронных Торгов - 2 259 тендеров на сумму 28 383 966 тыс. рублей
  • FABRIKANT.RU - 1 598 тендеров на сумму 16 963 619 тыс. рублей
  • Группа площадок B2B - 2 807 тендеров на сумму 10 123 145 тыс. рублей

Заказчики

За 2015 год крупнейшие заказы поступили от Газпрома, Главного управления обустройства войск в составе Оборонстроя России, Мосинжпроекта, Автодора, Минэнэрго, Спецстройтехнологий, Роснефти и др.

Актуальные и бесплатные объявления о тендерах на ремонт зданий и сооружений, в том числе квартир оперативно появляются на этом сайте. Вы можете отслеживать их самостоятельно или подписаться на рассылку.

О правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,

  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.
  • Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

    Электронный аукцион

    С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень . В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

    В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

    В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

    Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

    Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

    Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

    Дополнительные требования

    В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования :

    • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
    • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
    • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

    Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

    • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
    • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
    • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
    • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

    Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

    Риски при подготовке заявки

    Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

    Неудобный формат документации

    Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

    • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
    • заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

    Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

    В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение . Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

    Избыточные и противоречивые требования

    Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

    Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

    Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

    Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

    Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

    К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

    Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

    Скрытые работы и требования

    Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

    Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

    Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

    Внутренняя отделка – это комплексная задача, включающая в себя проведение черновых и чистовых работ.

    На этапе черновых работ выполняются:
  • -стяжка и гидроизоляция пола;
  • -выравнивание (при необходимости) стен и потолка;
  • -грунтовка, штукатурка, шпатлевка;
  • -монтаж гипсокартонных плит;
  • -при необходимости - другие работы.
  • На этом этапе поверхность строительных конструкций готовится к дальнейшей чистовой отделке. Правильность выполнения черновых работ во многом определяет конечный результат отделки, ее эстетичность, долговечность.

    Чистовая отделка включает в себя:

  • -Стекольные работы. В эту категорию входит не только остекление окон, балконов, веранд, но и создание внутренних строительных конструкций из стекла, например, перегородок.
  • -Штукатурные работы. На этапе чистовой отделки выполняются с применением декоративных составов. В состав декоративной штукатурки входят специальные добавки, каменная крошка и пр., позволяющие создавать рельефные и цветные поверхности.
  • -Облицовочных работы. Выполняются с использованием плиточных и листовых материалов. Качественная облицовка – эстетична, практична, долговечна. В зависимости от решаемых декоративных и строительных задач, для отделки одной поверхности могут использоваться материалы разных видов.
  • -Малярные работы. На отделываемые поверхности наносятся лакокрасочные составы. Такое покрытые предотвращает развитие металлических конструкций, защищает древесину от биологического разрушения. Требования к выполняемым малярным работам зависят от назначения отделываемого помещения. Простая окраска допустима для складских, подсобных и второстепенных помещений. К качеству лакокрасочного покрытия в жилых, административных, офисных помещениях предъявляются более жесткие требования. Такая окраска – сложная, с большим количеством операций, входящих в технологический процесс.
  • -Чистовая отделка пола. На этом этапе монтируется напольное покрытие. В зависимости от вида и назначения помещения, особенностей проекта и требований СНиП, используется доска (массив, ДПК), паркет, ламинат, линолеум, плитка и пр.
  • Качество отделки регламентируется стандартами и сводами правил. Оно напрямую зависит от целого спектра составляющих: опыт мастеров, тщательный входящий контроль строительных материалов (включая проведение лабораторных испытаний), соблюдение технологического процесса и строительных норм, сотрудничество со «смежниками».

    Рассмотрим способы определения подрядчика при осуществлении закупок строительных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также требования, предъявляемые к участникам таких закупок.

    Для начала следует установить, каким способом заказчик вправе определять подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

    Рассмотрим более подробно способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), закрепленные положениями Закона о контрактной системе, и обозначим те из них, которые применимы при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Электронный аукцион

    Начнем обзор с аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. При этом перечень, указанный выше, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». Отметим, что выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства входит в указанный перечень (по коду ОКПД 45 «Работы строительные»).

    Закупка любых строительных работ путем проведения электронного аукциона, исходя из текста совместного письма Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ /Д28 и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014 , является обязанностью заказчика при выполнении следующего условия: НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не должна превышать 150 млн руб., а для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб. При этом неважно, входит ли объект закупки в перечень, установленный ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ. Однако исходя из положений ч. 2.1 ст. 56 и ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе, если НМЦК превышает установленные пределы, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона (или выбрать иной способ закупки).

    Открытый конкурс

    Заказчик вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в соответствии с требованиями ст. 48–55 Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. Кроме того, в силу толкования положений Закона о контрактной системе (ст. 56 и 59 Закона о контрактной системе) заказчик вправе осуществить закупку строительных работ путем проведения открытого конкурса, в случае если НМЦК превышает: для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб., а объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

    Закрытые способы (закрытый конкурс, закрытый аукцион)

    Заказчик осуществляет закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения закрытых процедур, в случае если в документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 85, 86 Закона о контрактной системе.

    Конкурс с ограниченным участием

    В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства может осуществляться способом проведения конкурса с ограниченным участием. Также условия осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку (НМЦК при осуществлении закупок для обес- печения государственных нужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.), путем проведения конкурса с ограниченным участием указаны в тексте постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99). При этом перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

    Таким образом, для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

    • объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;
    • НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

    Данная позиция была также изложена в тексте совместного письма Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ /Д28 и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014 (на основании действующего ранее аналогичного постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

    Кроме того, это подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решениями ФАС России по делу № К-K-3266 /12/14 от 07.08.2014 , К-527 /14 от 31.03.2014 , в соответствии с которыми заказчик не может проводить конкурс с ограниченным участием в случае, если объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

    Запрос предложений

    Заказчик вправе осуществить закупку строительных работ, работ по реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения запроса предложений по следующим основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, а именно:

    • в случае осуществления закупки строительных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе);
    • в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе).

    Таблица .
    Способы определения подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства


    п/п
    Условия осуществления закупки Способ определения подрядчика
    1. НМЦК не превышает:


    2. НМЦК превышает:
    для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
    для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
    Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
    электронный аукцион; открытый конкурс; запрос предложений
    3. НМЦК не превышает:
    для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
    для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
    электронный аукцион; запрос предложений
    4. НМЦК превышает:
    для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
    для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
    Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
    конкурс с ограниченным участием
    (если заказчиком установлены дополн. требования к участникам закупки); электронный аукцион; запрос предложений

    Запрос котировок и закупка у единственного поставщика

    Заказчик также вправе осуществлять закупку строительных работ путем проведения запроса котировок, в случае если НМЦК не превышает 500 тыс. руб., или у единственного подрядчика в соответствии с положениями ст. 93 Закона о контрактной системе (например, путем заключения контракта (договора) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., в соответствии с п. 4 части 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

    Дополнительные требования к участникам закупки

    В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки. Во второй части настоящей статьи рассмотрим дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке, когда предметом заключаемого контракта является выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительств путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

    На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в т. ч. к наличию:

    • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
    • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
    • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
    • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

    Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, также устанавливается Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участнику закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений путем проведения электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования.

    Дополнительные требования, предъявляемые к участникам таких закупок при проведении конкурса с ограниченным участием, включают в себя:

    • наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится конкурс;
    • наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта (договора).

    Дополнительные требования, предъявляемые к участникам таких закупок при проведении электронного аукциона, включают в себя наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК (договора), на право заключить который проводится закупка.

    Следует обратить внимание, что заказчик при проведении электронных аукционов устанавливает к участникам таких закупок дополнительные требования только в случае, если НМЦК (цена лота) превышает 10 млн руб.

    Отметим, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, рассмотренным выше, также установлен постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

    Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик должен указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям.

    Поэтому в случае, если к участнику закупки предъявляются дополнительные требования, например требование о наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта (договора), заказчику в полном объеме стоит указать в составе документации перечень оборудования, сформированный в зависимости от вида работ (а также перечень документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям).

    Типовые ситуации при установлении дополнительных требований

    В заключение рассмотрим ряд типовых ситуаций, встречающихся на практике при установлении дополнительных требований к участникам закупок, более подробно.

    Как мы отмечали ранее, на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок, предметом которых является выполнение строительных работ или работ по реконструкции объектов капитального строительства, могут быть установлены при проведении электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием. Нередко заказчики при осуществлении указанных выше закупок не устанавливают в документации дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям. Рассматривая подобные ситуации, стоит обратить внимание на разъяснения положений Закона о контрактной системе, направленные совместным письмом Минэкономразвития России № 3422-ЕЕ-Д28и и ФАС России № АЦ-6139-14 от 21.02.2014 . В соответствии с данным письмом, в случае если к участникам закупок предъявляются дополнительные требования, заказчик обязан установить указанные требования. Вместе с тем в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг способом, не поименованным в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (например, путем проведения открытого конкурса), заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные данным постановлением.

    Нередко на практике встречаются ситуации, когда заказчиком в документации о закупке (конкурса с ограниченным участием) установлены дополнительные требования к участникам закупки, однако не указано, какими именно документами, входящими в состав заявки на участие, подтверждается соответствие дополнительным требованиям. Так, например, заказчиком может быть установлено дополнительное требование о наличии материальных ресурсов (собственных или арендованных), необходимых для исполнения контракта (договора). При этом в документации отсутствует указание на перечень оборудования, который необходимо предоставить в составе заявки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям. Невыполнение заказчиком указанных требований является нарушением п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решением Управления ФАС России по делу № К-490 /14 от 25.03.2014 .

    Также стоит отметить, что, в случае если заказчиком в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (на основании п. 30 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Несоблюдение заказчиком положения приведенного нормативного акта является нарушением, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делам № 1309/03, 1310/03 от 07.07.2014 .



    Что еще почитать