В статье рассматривается вариант применения экспертных методов принятия решений на примере предприятия нефтедобывающей отрасли.
Автомобильный транспорт незаменим в любой отрасли, в том числе и нефтедобывающей. Он обеспечивает розничную торговлю, транспортное обеспечение производственной логистики, перевозки в труднодоступные для других видов транспорта районы, на малые и средние расстояния.
Если нефтедобывающая компания предпочитает в целях минимизации уровня транспортных издержек покупать транспортную услугу у специализированных организаций, то возникает вопрос выбора логистических посредников, работа с которыми обеспечит не только низкий уровень затрат, но и стабильный рост прибыли в долгосрочной перспективе.
Для обоснования таких управленческих решений существует множество методик, одним из наиболее простых и не затратных с точки зрения времени и финансов, является экспертный метод. В его основу положены оценки специалистов – экспертов для параметров, характеризующих посредников, описывает процедуру получения интегральных экспертных оценок или рейтингов. Один из вариантов экспертного подхода имеет такое достоинство как учет количественных и качественных показателей, и подразумевает выполнение расчетов интегральной балльной оценки с использованием шкалы желательности и весовых коэфициентов.
Рассмотрим применение данной методики на примере АО «Самотлорнефтегаз». Основными возможными поставщиками транспортных услуг являются ООО «Черногоравтотранс», ООО "Белозерное УТТ”, УТТ №1, ООО "СОБВИН", ООО «Коммунальник». Необходимо выбрать наиболее надежного поставщика с расчетом на долгосрочное сотрудничество и стратегические цели.
Информация для обоснования выбора логистического посредника может быть получена одним из достаточно простых и незатратных способов - путем анкетирования или опроса. Поскольку управленческие решения находятся в компетенции руководства предприятия, то в качестве экспертов могут быть выбраны члены совета директоров, начальники подразделений, специалисты отделов. Полученная первичная информация о предприятиях представлена в (таблице 1).
На этапе анализа первичной информации можно отказаться от услуг ООО «СОВБИН», поскольку у данного предприятия истекает срок свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов. Дальнейшие критерии могут изменяться в зависимости от ситуации, поэтому необходимо учитывать и мнения экспертов.
Таблица 1 - Характеристика поставщиков транспортных услуг
Показатель |
Наименование предприятия |
||||
ООО «Черногоравтотранс» (1) |
ООО “Белозерное УТТ” (2) |
УТТ №1 – г. Нижневартовск (3) |
ООО "СОБВИН" (4) |
ООО «Коммунальник» (5) |
|
Наличие разрешения на перевозку опасных грузов |
Истекает срок |
||||
Наличие необходимого подвижного состава (цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов) |
|||||
Возможность выезда на месторождения |
Зависит от дальности |
||||
Экспедирование, документальное сопровождение |
Зависит от груза |
Зависит от груза |
Также экспертам предложено выбрать из множества критериев выбора поставщиков транспортных услуг наиболее важные для принятия управленческих решений и проранжировать их по степени важности. Согласованность мнений экспертов проверяется с помощью коэффициента конкордации Кендэла. Известно, что для принятия управленческих решений результаты опроса принимают к рассмотрению при значениях коэффициента более 0,7. По результатам ранжирования в данном случае коэффициент конкордации равен 0,936, что свидетельствует о согласованных мнениях экспертов и, следовательно, результаты опроса могут являться обоснованной базой для принятия управленческого решения о выборе поставщика транспортных услуг.
Далее экспертам предложено качественно оценить работу предприятий по выбранным критериям. Результаты представлены в таблице 2, также в таблицу внесены средние ранги и количественные значения, которые определены по данным наблюдений за работой предполагаемых поставщиков и непосредственно АО «Самотлорнефтегаз».
Таблица 2 - Качественные и количественные критерии оценки поставщиков транспортных услуг
Показатель |
Наименование предприятия |
Средний ранг |
|||
Средний тариф на аренду цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов, тыс. руб. / авт-час |
|||||
Частота сервиса |
|||||
Сохранность груза |
Очень хорошо |
||||
Квалификация персонала |
Очень хорошо |
||||
Очень хорошо |
Для выбора поставщика транспортных услуг в данном случает при наличии количественных и качественных оценок приемлемо использовать шкалу желательности. Расчеты удобно представить в виде таблицы 3.
Следующим шагом является анализ качественных оценок и перевод их в количественные (таблица 4). Значения a ij представляют собой исходные данные.
Таблица 3 - Расчет по количественным характеристикам
Критерий |
Эталонное значение |
Показатель |
Наименование предприятия |
|||||
Вероятность доставки точно в срок |
||||||||
Средний тариф на аренду наиболее часто используемого подвижного состава (цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов) |
||||||||
Возможные отклонения от плана, % от общего времени доставки |
||||||||
Финансовая стабильность (условная балльная оценка) |
||||||||
Суммарная оценка по количественным критериям |
Таблица 4 - Расчет по качественным характеристикам
Критерий |
Показатель |
Наименование предприятия |
|||||
Частота сервиса |
Очень хорошо |
||||||
Сохранность груза |
Очень хорошо |
||||||
Квалификация персонала |
Очень хорошо |
||||||
Готовность к переговорам об изменении тарифов или условий договора |
Очень хорошо |
||||||
Суммарная оценка по качественным критериям |
|||||||
Итоговая оценка по количественным и качественным критериям |
В данном случае a ij равны средним значениям по шкале желательности. Выбор поставщика осуществляется по максимальному значению рассчитанного интегрального рейтинга. Результаты расчетов позволяют сделать выбор в пользу ООО “Белозерное УТТ”, количественные и качественные оценки которого отвечают требованиям руководства АО «Самотлорнефтегаз» к партнерам по бизнесу и дает возможность заключать долгосрочный договор.
По мере развития рынка логистических услуг, растет возможность выбора поставщика услуги транспортировки. Как правило, основными критериями выбора являются соответствие технологическим параметрам груза (масса, объем, температурный режим и пр.), стоимость и ожидаемый срок доставки. Это необходимые критерии, но их недостаточно для принятия решения:
Как правило, рекомендуется производить отбор поставщиков транспортных услуг, составляя рейтинг. С помощью рейтинга осуществляется сравнение поставщиков на основе экспертных оценок выраженности у них ряда интересующих заказчика услуг свойств. Рейтинг не универсален. Выбор критериев и удельных весов зависит от выбранной логистической стратегии, поставленных целей в области транспортной логистики, специфики груза.
Однако рекомендации по составлению рейтингов перевозчиков на базе этих критериев носят субъективный характер, реальная значимость многих параметров для экономики предприятия неизмерима - а значит неочевидна. Как же тогда сделать выбор перевозчика очевидным и осмысленным?
Как известно, цель предпринимательской деятельности - это генерация прибыли:
Прибыль = Объем продаж*Рентабельность продаж - Расходы.
Транспорт - связующее звено в бизнесе компании: между поставщиками ресурсов и производителями, между продавцами и покупателями. От принятого транспортного решения (решение по организации перевозок и решение о выборе поставщика транспортных услуг) зависит генерируемая бизнесом прибыль.
Принятие транспортного решения с точки зрения генерации предпринимательской прибыли - это решение об:
При расчете полной стоимости транспортного решения важно не только корректно рассчитать полную стоимость доставки, но и верно оценить риски.
Полная стоимость доставки включает в себя все затраты, связанные с доставкой груза:
Но выбирая поставщика транспортных услуг, компания принимает на себя кроме обязанности оплатить услуги по доставке груза, еще и риски, связанные с перевозчиком. Поэтому полная стоимость транспортного решения (ПСТР) включает в себя кроме собственно стоимости доставки дополнительные элементы:
Оценка рисков зависит от специфики работы каждого типа поставщиков транспортных услуг, например:
Транспортная компания. ТК - это компания, непосредственно оказывающая услугу перевозки. Условия оказания данной услуги регламентируются ст.40 ГК РФ, а также соответствующими виду перевозок уставами и кодексами. Плюсом ТК является предусмотренная законодательством ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (ст.796 ГК РФ). Однако ущерб и обеспечение сохранности груза - понятия различные. Например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТиГНЭТ) освобождает перевозчика от ответственности, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Например, в результате ДТП или нападения на машину.
Частный перевозчик. Как правило, речь идет об автоперевозках, осуществляемыми физическими лицами, зарегистрированными как индивидуальный предприниматель. В целом ответственность ЧП аналогична ответственности ТК, но стоит корректно оценить пределы способности физического лица к возмещению возможного ущерба.
Экспедитор. В отличие от перевозчика, законодательством установлен предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при перевозке грузов международном сообщении: 666,67 SDR за место или иную единицу отгрузки (в апреле 2010 года - это менее 600 EUR). За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза: не более 2 SDR за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.
Риск - это состояние знания, при котором известны исходы по каждой альтернативе, а также вероятность реализации каждого исхода (Табл.1). Оценка риска позволяет оценить полную стоимость транспортного решения (ПСТР):
Табл.1 Расчет полной стоимости транспортного решения
Риск/Расход |
Вероятность ( P) |
Стоимость (X) |
PX |
100% |
$ 4 000 |
$ 4 000 |
|
Утеря груза без компенсации |
0,5 % |
$100 000 |
$ 5 00 |
$5 000 |
$ 1 00 |
||
$ 15 000 |
$ 150 |
||
100% |
$ 1 200 |
$ 1 200 |
|
$ 1 500 |
$ 750 |
||
Итого, полная стоимость транспортного решения: |
$6 700 |
Табл.2 Сравнение ПСТР различных поставщиков транспортных услуг
Риск/Расход |
ТК1 |
ТК2 |
ТК3 |
ТК4 |
ТК5 |
Стоимость доставки (за месяц) |
$ 4 000 |
$ 4 200 |
$ 3 500 |
$ 5 000 |
$ 5 500 |
Промежуточное хранение |
$200 |
||||
Утеря груза без компенсации |
$ 5 00 |
$100 |
$100 |
$ 5 0 |
|
Падение объема продаж в связи с задержкой груза, до 30 дн. |
$ 1 00 |
$ 1 00 |
$ 1 00 |
$200 |
$100 |
Падение объема продаж в связи с задержкой груза, до 50 дн. |
$ 150 |
$ 150 |
$ 150 |
$ 1 0 0 |
$5 0 |
Поддержание дополнительного страхового запаса на 10 дней |
$6 00 |
$600 |
|||
Поддержание дополнительного страхового запаса на 20 дней |
$ 1 200 |
$ 1 200 |
|||
Поддержание дополнительного страхового запаса на 30 дней |
$ 1 8 00 |
||||
Невозмещаемые товарные потери (бой, ПТВ и пр.) |
$ 750 |
$600 |
$900 |
$600 |
$300 |
Страхование груза |
$ 180 |
$ 1 6 0 |
$ 1 6 0 |
||
$6 700 |
$6 480 |
$6 910 |
$6 760 |
$6 600 |
Резюмируя. Для принятия экономически эффективного решения о выборе перевозчика недостаточно анализировать только стоимость доставки и соответствие условий технологических условий перевозки специфике груза. Полная стоимость транспортного решения для предпринимателя включает расходы на предотвращение рисков отклонений (страховой запас, страхование груза) и оценку возможных убытков от принимаемых компанией на себя рисков. Корректно произведенная оценка полной стоимости транспортного решения позволяет не только осуществить осмысленный выбор поставщика транспортных услуг, но и поставить цели в развитии поставщика услуг под свои нужды.
Выбор поставщика транспортных услуг
Когда потребности в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап — выбор поставщиков. Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции.
Актуальность , обоснована большой территориальной площадью страны, поэтому к услугам грузоперевозок предъявляются высокие требования. Ведь в некоторых случаях грузовой автомобиль необходимо вести больше недели, транспортируя груз из одного края страны в другой. С такой задачей может справиться только профессиональный водитель, поскольку на протяжении всего пути необходимо преодолеть большой отрезок пути по дорогам с не качественным дорожным покрытием и различными погодными условиями. К сожалению, отсутствие хороших дорог — это проблема в России и нужно быть готовым к любым сюрпризам в пути, ведь управление грузовым автомобилем гораздо сложнее в отличие от легковой машины. Кроме того, чем дальше пункт назначения, тем больше вероятность резкой смены погоды, так как территория России находится под воздействием нескольких климатических поясов. Поэтому, водитель, транспортирующий груз на дальние расстояния, должен ещё иметь опыт вождения в любых погодных условиях. Тем не менее, не смотря на сложность грузоперевозок, существует много организаций, выполняющие грузоперевозки по России недорого.
Когда возникает необходимость транспортировки груза в любой другой город страны, сразу же указываются и сроки выполнения этой работы. Современные отношения партнёров по бизнесу предусматривают пунктуальность и доставку груза в указанный срок. Поэтому, первый критерий, по которому необходимо выбирать транспортную компанию для доставки груза — это гарантия своевременной доставки в указанный срок и в указанное место. Конечно, в заключаемом договоре с компанией о доставке груза, указываются штрафные санкции на тот случай, если доставка груза будет просрочена. Поэтому, любой водитель будет прилагать максимум усилий, чтобы не просрочить доставку, но ведь это зависит не только от водителя. Скорость доставки зависит от технического состояния грузового автомобиля и правильности оформления всех, сопровождающих документов, а это уже напрямую показывает уровень организации руководства транспортной компании. Можно найти много компаний, выполняющих грузоперевозки по России недорого, но если были случаи, когда груз был доставлен не вовремя, лучше не пользоваться услугами данной компании, так как плата за не своевременно доставленный груз, может быть очень велика.
Второй критерий, по которому необходимо ориентироваться — это наличие собственного автопарка компании. В последнее время, транспортные компании практикуют отсутствие своего автотранспорта, арендуя грузовые автомобили у других компаний. Не стоит обращаться к таким компаниям, даже если они предлагают грузоперевозки по России недорого, так как они не могут гарантировать хорошее техническое состояние арендуемых автомобилей. Не имея своей ремонтной базы и квалифицированного персонала по ремонту автомобильной техники, компания не может содержать технику в идеальном состоянии, что может сказаться на скорости доставки. Чтобы быть уверенным в своевременной доставке груза, лучше обратиться в компанию, имеющую свой автопарк и гарантирующую его исправное техническое состояние наличием квалифицированных специалистов. Автомобиль, проходящий технический осмотр после каждого рейса, имеет меньшую вероятность поломки в дороге. Также необходимо обратить внимание на численность автопарка. У каждой серьёзной транспортной компании в автопарке должно быть несколько десятков грузовой техники. Начиная от лёгких грузовиков для и заканчивая тяжёлыми грузовыми автомобилями, способными транспортировать груз весом до 20-ти тонн.
Выбирая транспортную компанию, для того, чтобы заключить контракт на транспортировку груза, следует обратить внимание ещё на некоторые моменты, особенно если предполагается заключение контракта на длительный срок.
Компания должна иметь стаж работы на рынке транспортных услуг не менее 10-ти лет. Если на протяжении этого срока компания удержалась на рынке, выдержав конкуренцию других компаний, то у неё хороший потенциал.
В компании должна отсутствовать текучка кадров и штат работников должен быть постоянным. Это свидетельствует о хороших условиях для работы в компании и большом опыте работников, наработанном за многие годы на одном рабочем месте.
Конечно же, компания должна выполнять грузоперевозки по России недорого, так как это и так не дешёвое удовольствие, то необходимо найти компанию соответствующую всем вышеизложенным требованиям с самыми дешёвыми тарифами на грузоперевозку.
Ориентируясь этими не сложными критериями, можно выбрать идеального транспортного партнёра, который не подведёт, доставив груз в обговоренный срок и не дорого.
В современных условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Поставщики и фирмы – покупатели становятся партнерами по бизнесу в рамках платформ В2В или В2С. Работая совместно, они могут добиться снижение затрат и улучшение качества товаров и услуг. Именно эти соображения, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план.
Некоторые менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.
Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.
Возможны два направления выбора поставщика:
1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.
Процедура (алгоритм) выбора поставщика.
В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:
Каталоги и прайс–листы.
Торговые журналы.
Интернет – сайты.
Рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ.
Конкурсы.
Банки и финансовые институты официальных органов.
Выставки и ярмарки.
Торги и аукционы.
Торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.).
Торговые представительства.
Собственность исследования.
Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
Конкуренты потенциального поставщика.
Торговые ассоциации, например, Торгово–промышленная палата.
Специализированные информационные агентства и исследовательские организации.
Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.
Большинство источников не требует дополнительного комментария, но, например, такой источник, как «Собственное исследование», является достаточно емким и может включать:
неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;
неформальные личные контакты и переписка с возможными поставщиками;
общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.
Собственное исследование включает все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.
За рубежом основными источниками информации о поставщиках являются общедоступные и информационные справочники – каталоги, торговые журналы, прайс–листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету. Интернет – это огромный «информационный банк» с не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.
Существует несколько распространенных методов выбора поставщика:
Затратно–коэффициентный;
Доминирующих характеристик;
Категорий предпочтения;
Рейтинговая оценка факторов и др.
В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев, об этом и поговорим дальше. Как для промышленной, так и для торговой фирмы обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегии конкретной фирмы.
В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета, и другие. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам.
Один из возможных наборов таких факторов приведен ниже:
Надежность доставки.
Гарантии качества.
Производственные мощности.
Цены.
Местоположение.
Технический потенциал.
Финансовое положение.
Возможность компромиссов.
Наличие информационной системы связи и отработки заказов.
Послепродажный сервис.
и роль в своей отрасли.
Деловая инициативность.
Управление и организация.
Контроль процессов.
Отношение к покупателю.
Имидж.
Оформление товара (паковка).
Трудовые отношения.
Деловой опыт и история взаимоотношений.
Вспомогательная литература и инструкции.
Взаимность выгод и интересов.
Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.
Заслуживает внимание шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):
качество продукции;
своевременность доставки (авторы предлагают устроить рейтинг поставщиков на основе факторов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);
цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);
обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);
повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены;
техническая инженерная и производственная мощность;
оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);
детальная оценка финансов и управления.
Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм – производителей продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков материальных ресурсов. Некоторые специалисты ставят во главу угла цену продукции. С точки зрения большинства зарубежных специалистов по снабжению и логистике это нецелесообразно. Цена – это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают высокие цены некоторых поставщиков, но часто именно у них можно приобрести самую качественную продукцию и на выгодных условиях, включая до – и послепродажный сервис, доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества и т.д.
Если цена поставщика значительно ниже средней, это часто может являться предупреждением того, чтобы не выбирать этого поставщика. К сожалению, как показывает опыт, в отношении отечественных компаний это не всегда однозначно верно. Из–за нехватки оборотных средств многие компании вынуждены при выборе поставщика руководствоваться, прежде всего, ценой продукции поставщика. Цена является главным критерием, остальные отходят на второй план.
При выборе новых поставщиков зарубежные фирмы делают акцент на оценке их финансового положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в российских условиях, где политическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечетный бизнес, существовать «фирмам – однодневкам» и т.п.
На основании изложенных соображений можно сформулировать следующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:
1. В современных условиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.
2. Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок. При осуществлении доставки, например, по технологии JIT невыполнение сроков так же недопустимо, как и неудовлетворительное качество.
3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.
4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п. Желательно наличие у поставщика сертификата ISO9000 на систему управления качеством его продукции/услуг.
5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка оборотных средств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.
Когда компании ищут перевозчика,
они сравнивают стоимость доставки, условия для груза, составляют
рейтинги транспортников, но все равно выбирают ненадежного партнера. Как
сделать выбор перевозчика очевидным и осмысленным, рассказывает
Вадим Загуменнов
.
По мере развития рынка логистических услуг, растет возможность выбора поставщика услуги транспортировки. Как правило, основными критериями выбора являются соответствие технологическим параметрам груза (масса, объем, температурный режим и пр.), стоимость и ожидаемый срок доставки. Это необходимые критерии, но их недостаточно для принятия решения:
Как правило, рекомендуется производить отбор поставщиков транспортных услуг, составляя рейтинг. С помощью рейтинга осуществляется сравнение поставщиков на основе экспертных оценок выраженности у них ряда интересующих заказчика услуг свойств. Рейтинг не универсален. Выбор критериев и удельных весов зависит от выбранной логистической стратегии, поставленных целей в области транспортной логистики, специфики груза.
Однако рекомендации по составлению рейтингов перевозчиков на базе этих критериев носят субъективный характер, реальная значимость многих параметров для экономики предприятия неизмерима - а значит неочевидна. Как же тогда сделать выбор перевозчика очевидным и осмысленным?
Как известно, цель предпринимательской деятельности - это генерация прибыли:
Прибыль = Объем продаж*Рентабельность продаж - Расходы.
Транспорт - связующее звено в бизнесе компании: между поставщиками ресурсов и производителями, между продавцами и покупателями. От принятого транспортного решения (решение по организации перевозок и решение о выборе поставщика транспортных услуг) зависит генерируемая бизнесом прибыль.
Принятие транспортного решения с точки зрения генерации предпринимательской прибыли - это решение об:
При расчете полной стоимости транспортного решения важно не только корректно рассчитать полную стоимость доставки, но и верно оценить риски.
Полная стоимость доставки включает в себя все затраты, связанные с доставкой груза:
Но выбирая поставщика транспортных услуг, компания принимает на себя кроме обязанности оплатить услуги по доставке груза, еще и риски, связанные с перевозчиком. Поэтому полная стоимость транспортного решения (ПСТР) включает в себя кроме собственно стоимости доставки дополнительные элементы:
Оценка рисков зависит от специфики работы каждого типа поставщиков транспортных услуг, например:
Транспортная компания. ТК - это компания, непосредственно оказывающая услугу перевозки. Условия оказания данной услуги регламентируются ст.40 ГК РФ, а также соответствующими виду перевозок уставами и кодексами. Плюсом ТК является предусмотренная законодательством ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (ст.796 ГК РФ). Однако ущерб и обеспечение сохранности груза - понятия различные. Например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТиГНЭТ) освобождает перевозчика от ответственности, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Например, в результате ДТП или нападения на машину.
Частный перевозчик. Как правило, речь идет об автоперевозках, осуществляемыми физическими лицами, зарегистрированными как индивидуальный предприниматель. В целом ответственность ЧП аналогична ответственности ТК, но стоит корректно оценить пределы способности физического лица к возмещению возможного ущерба.
Экспедитор. В отличие от перевозчика, законодательством установлен предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при перевозке грузов международном сообщении: 666,67 SDR за место или иную единицу отгрузки (в апреле 2010 года - это менее 600 EUR). За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза: не более 2 SDR за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.
Риск - это состояние знания, при котором известны исходы по каждой альтернативе, а также вероятность реализации каждого исхода (Табл.1). Оценка риска позволяет оценить полную стоимость транспортного решения (ПСТР):
Далеко не всегда компания может себе позволить содержать собственный парк транспортных средств. Кроме того, некоторые перевозки осуществляются с использованием очень дорогих транспортов (морские суда, грузовые самолеты и т. д.), поэтому предприятия часто прибегают к привлечению сторонних перевозчиков.
Поставщики транспортных услуг:
Перевозчики на одном виде транспорта (мелкие компании, частные перевозчики, специализированные монополисты);
Смешанные перевозчики, использующие несколько видов транспорта (например: автомобильные и авиаперевозки, морские и автомобильные и т. д.);
Специализированные перевозчики (перевоз особых грузов, например доставка мелких грузов, перевоз опасных грузов);
Посредники (экспедиторы, ассоциации грузоотправителей, брокеры координирующие организацию транспортировки).
Процесс выбора поставщиков. Выбор поставщика транспортных услуг - ответственный процесс, фактически это выбор стратегического партнера, поскольку от качества и стоимости его услуг в значительной мере будет зависеть качество и стоимость услуг предприятия.
Схематично процесс выбора поставщика можно представить так.
Рис. 7.6. Процесс выбора поставщика
Анализ транспортировки необходим для оптимизации маршрутов, составления графиков перевозок, оптимизаций парка транспортных средств или анализа деятельности привлекаемых перевозчиков. Стратегический анализ необходим для принятия долгосрочных решений (о постоянных маршрутах, главных перевозчиках, закупки/ модернизации транспортных средств), оперативный анализ позволяет найти эффективные частные решения.
Примерные вопросы для анализа
Как сгруппировать отправки, чтобы использовать уже существующие рейсовые маршруты?
Каковы оптимальные для потребителей частота и последовательность доставок?
За какими маршрутами должны быть закреплены те или иные виды транспортных средств?
Какие виды транспортных средств лучше подходят для обслуживания тех или иных групп потребителей?
Какие требования будут предъявлять потребители к срокам достав-I .# заказов?
Первой задачей анализа является сбор и подготовка исходных данных, ^сходными данными для анализа транспортировки будут являться:
Схема транспортной сети (все возможные маршруты, дороги и пересечения между ними, расстояния, ограничения по перевозке с необходимой степенью точности);
Данные о спросе на отгрузку и доставку (потребность клиентов в продукции с учетом их территориального расположения, характера закупок и т.д.);
Характеристики существующей транспортной системы (количество транспортных средств, ограничения по объемам перевозки, правила работы водителей, операционные издержки и т. д.).
В процессе осуществления закупок и доставки материальных ресурсов, а также дистрибуции готовой продукции потребителям фирма-производитель может использовать различные виды транспорта, различных логистических партнеров, а также различные варианты транспортировки (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Вид/тип транспортировки
Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования или грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно служат вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки. Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкооптовых отправках на короткие расстояния - автомобильный.
Смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожно-автомобильная, речная, автомобильная, морская-автомобильная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Признаками смешанной перевозки выступают наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.
Комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения), когда, например, отправка крупных партий готовой продукции производится с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.
Интермодальной (интегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери", осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта.
Перевозку называют мулътимодалъной в том случае, если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа. В мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта - как клиенты, оплачивающие его услуги.
Терминальная перевозка занимает промежуточное положение между интермодальной и мультимодальной перевозками.
При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Однако специалисты полагают, что признаками интермодальной (мультимодальной) перевозки служат: наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала); единая сквозная ставка фрахта; единый транспортный документ; единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки. К основным принципам функционирования интермодальных и мультимодальных систем перевозок относятся: единообразный коммерческо-правовой режим; комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок; максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота; единый организационно-технологический принцип управления перевозками и координация действий всех посредников, участвующих в транспортировке; кооперация логистических посредников; комплексное развитие инфраструктуры перевозок различными видами транспорта.
При осуществлении мультимодальных перевозок за пределы страны (при экспортно-импортных операциях) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления грузов, а также транспортное законодательство и коммерческо-пра-вовые аспекты перевозок в тех странах, по которым проходит маршрут следования груза. В международных мультимодальных перевозках принцип единообразия коммерческо-правового режима предусматривает:
унификацию физического распределения в части транспортировки;
упрощение таможенных формальностей;
внедрение стандартных коммерческих грузовых и транспортных документов международного образца.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог