Ст 33 земельного кодекса российской.

Комментарий к Ст. 33 ЗК РФ

1. Положение о том, что нормы предоставления земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов РФ, основано на общих полномочиях субъекта РФ в области регулирования земельных отношений, установленных ст. 10 ЗК. При этом следует заметить, что при предоставлении гражданам земельных участков из федеральной собственности их предельные размеры могут быть определены и Российской Федерацией как собственником. На это указывает и п. 2 комментируемой статьи.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи предельные размеры земельных участков не могут быть установлены подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов РФ и могут быть установлены любым нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Так, в Московской области действует Закон Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области». Согласно этому Закону минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области, составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области, составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи указывается на нормативные и ненормативные акты, устанавливающие общие градостроительные, противопожарные, санитарные правила, правила об определении границ охранных зон и т.п. Данные нормы установлены целым рядом подзаконных нормативных актов.

Нормы предоставления земельных участков закреплены и некоторыми нормативными актами субъектов РФ, например г. Москвы и Московской области.

Обратим внимание на то, что согласно площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 Кодекса.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Статьи 28 - 34. Утратили силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

2.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 33 ЗК РФ

Статья 33 ЗК РФ. Нормы предоставления земельных участков (действующая редакция)

Это старая редакция документа

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

2.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 33 ЗК РФ

Судебная практика по статье 33 ЗК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 304-ЭС17-8453, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Полагая, что при заключении договора купли-продажи земельного участка от 18.02.2013 были нарушены положения статей 33 , 36, 37 ЗК РФ Главалтайимущество обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу...

  • Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ17-8679, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2017 судебные акты первой и апелляционной изменены, из мотивировочной части судебных актов исключен вывод о ничтожности спорного договора аренды как не соответствующего требованиям пункта 3 статьи 33 , пункта 2 статьи 35, пунктов 1, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В остальной части решение и постановление апелляционного суда оставлено без изменения...

  • Решение Верховного суда: Определение N 18-КГ15-225, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    При новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций согласились с приведенными доводами. С такими выводами Краснодарского краевого суда согласиться нельзя поскольку кассационная инстанция применила положения статей 30 и 33 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не могли быть применены к имеющим место правоотношениям...

+Еще...

1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.

4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Комментарий к статье 39.33 ЗК РФ

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута является новым институтом земельного законодательства, введенным ФЗ от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ранее вопросы, связанные с необходимостью временного использования земельных участков без принятия решений о предоставлении или совершения сделок, иногда разрешались путем применения положений подп.3 п.1 ст. 57 ЗК РФ о временном занятии земельных участков, которые, однако, зачастую вызывают немало вопросов в теории и на практике.

________________
См., напр.: Иванихина О. Компенсация убытков при временном занятии земельных участков // Жилищное право. 2013. N 5; Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками: учеб.пособие. Изд. дом "Городец", 2006.

Согласно подп.1 п.1 ст. 1 ЗК РФ одним из главных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, одновременно и как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Руководствуясь данным принципом, законодателю в комментируемой статье удалось выделить цели использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при которых приоритетными являются только определенные свойства земли.

Так, например, при проведении инженерно-геологических изысканий и осуществлении геологического изучения недр, а также при ремонте линейного объекта лица, осуществляющие эти работы, проявляют интерес к соответствующей части земной поверхности только как к недвижимому имуществу, под поверхностью которого находится интересующий их объект (в данном случае участок недр или линейный объект). При этом природные свойства земли и ее поверхностного (почвенного) слоя или возможность ее использования как средство производства в сельском или лесном хозяйстве таких лиц не интересуют.

________________
В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19 июня 2006 года N 15737/05 (Вестник ВАС РФ. 2006. N 9) указано, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право в границах этого отвода осуществлять пользование недрами, а не земельным участком, под которым они расположены.

Для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с подп.2 п.3 ст. 23 ЗК РФ также допускается установление публичного сервитута. Однако исходя из требований п.2 ст. 23 ЗК РФ это возможно только в случае, если такие работы осуществляются для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения и проводятся на сформированных земельных участках, а не на землях.

Аналогичным образом земля или земельный участок только в качестве "пространственной опоры" используется в случаях получения разрешения на использование земли или земельного участка для строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники, а также для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций.

________________
В законодательстве РФ имеются случаи иного подхода к правовому регулированию вопросов размещения временных и вспомогательных сооружений. Так, например, в соответствии со ст. 16 ФЗ от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается возможность установления сервитута для размещения временных объектов.

Напротив, при осуществлении деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности земля представляет собой интерес именно в качестве природного объекта, природного ресурса.

Так, в соответствии с подп.1 п.1 ст. 8 ФЗ от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

________________
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст.2208.

Несмотря на то что при оформлении отношений, регулируемых комментируемой статьей, речь не идет о земле как об объекте права собственности и иных прав на землю, это не освобождает участников таких отношений от необходимости идентифицировать используемый объект. При этом в качестве средств индивидуализации земельного участка используется кадастровый номер земельного участка или координаты характерных точек границ соответствующей территории, в случае если планируется использование земель или части земельного участка.

Законодатель посчитал необходимым особо отметить, что разрешение на использование земель или земельного участка, предусмотренное комментируемой статьей, не дает права лицу, которому оно выдано, на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства. Это соответствует общим положениям законодательства РФ, устанавливающим возможность осуществления строительства только лицом, у которого имеются документы о правах на землю.

Так, согласно статье 222 ГК РФ объекты недвижимости, созданные на земельном участке, не отведенном для соответствующих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольными постройками. В соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть выдано только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.

Консультации и комментарии юристов по ст 39.33 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.33 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи предельные размеры земельных участков не могут быть установлены подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов РФ и могут быть установлены любым нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Так, в Московской области действует Закон Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области». Согласно этому Закону минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области, составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области, составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га.

Статья 33

2-1. Предельные (максимальные иминимальные) размеры земельныхучастков, предоставляемых бесплатно в случаях и впорядке, которыеустановлены законами субъектов РоссийскойФедерации, гражданам,имеющимтрех и более детей, устанавливаются законами субъектовРоссийской Федерации (пункт 2-1 введен Федеральным закономот 14июня2011 г. N 138-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 25, ст. 3531).

Земельный кодекс, N 136-ФЗ, ст 33 ЗК РФ

1. Представляется, определение и требование о соблюдении норм о предельных размерах предоставляемых земельных участков основаны в том числе на намерении органов государственной власти урегулировать и проконтролировать процессы приватизации земельных участков.

Ст 33 Земельный кодекс (ЗК РФ 2020)

2.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Статья 33 ЗК РФ

Для сравнения обратимся к областному центру (с населением численностью от 400 до 500 тыс. чел. Центральной России) — к г. Иваново. Согласно ПЗиЗ г. Иваново <350> в Ж-1 «Зона индивидуальной жилой застройки» установлены параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства на одну квартиру — 0,04 га; максимальная — 0,12 га (не распространяется на ранее отведенные земельные участки); максимальная площадь земельного участка для огородничества — 0,039 га (п. 1 и 2 ст. 32.1); в Ж-2 «Зона малоэтажной жилой застройки установлены следующие параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилых домов блокированной застройки с участками — 0,04 га на одну квартиру (ст. 32.2); в Ж-3 «Зона многоэтажной жилой застройки» параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства — 0,05 га (ст. 32.3).

33 Статья земельного кодекса российской федерации

Правила комментируемой статьи регулируют важнейший элемент института «предоставление земельных участков» в собственность, выходящий далеко за рамки земельных отношений, являющийся также частью градостроительной деятельности (правила землепользования и застройки). Статья 33 ЗК РФ находится как бы на вершине пирамиды совокупности норм (по сути — субинститута), в основании которой находится необъятный массив муниципальных нормативных правовых актов, а также регионального законодательства, устанавливающих предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых земельных участков. Вместе с этим необходимо подчеркнуть и определенное неудобство в ходе применения комментируемой статьи. Пирамидальное построение субинститута, важнейшей частью которого является ст. 33 ЗК РФ, предполагает наличие определенных навыков при определении размера земельного участка, предоставляемого с учетом категории земель и вида разрешенного использования.

Статья 33 ЗК РФ

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.



Что еще почитать