§1. Регистрация юридического лица - обязательное условие его возникновения
Юридическим лицом признается организация, обладающая совокупностью образующих ее признаков: владение и несение им ответственности по своим ; наличие возможности приобретения и осуществления от своего имени гражданских прав и обязанностей; выступление в суде в качестве истца или ответчика ().
Перечисленные признаки организация приобретает только при условии ее регистрации как юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ ().
§2. Коммерческие и некоммерческие юридические лица и их организационно-правовые формы
Юридические лица, создаваемые с целью извлечения прибыли, именуются коммерческими организациями и могут регистрироваться в организационно - правовых формах хозяйственных товариществ ( , товарищество на вере) и обществ ( , ), хозяйственных партнерств, государственных и муниципальных .
Некоммерческие юридические лица в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли не преследуют и регистрируются в формах:
1) ;
2) (политические партии, профсоюзные организации, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные с а моуправления );
3) ;
4) ;
5) , включая товарищества собственников жилья;
6) , внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
7) коренных малочисленных народов РФ;
8) , включая благотворительные фонды;
9) (государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
10) ;
11) ;
12) ;
13) ;
14) (являющихся юридическими лицами).
Подробное перечисление коммерческих и некоммерческих организаций нами сделано не случайно, поскольку от цели создания организации зависит выбор учредителем ее организационно - правовой формы и государственного органа, который будет осуществлять регистрацию юридического лица.
Так, если основной целью организации является не получение прибыли, а благотворительная деятельность, то регистрация такой организации не может быть осуществлена в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), а должна производиться, например, в форме благотворительного фонда.
В свою очередь, ООО как организация коммерческая не подлежит регистрации в Министерстве юстиции РФ, поскольку этот государственный орган не осуществляет регистрацию коммерческих юридических лиц.
По ссылкам, приведенным выше, читатель может ознакомиться с правовым положением отдельных видов юридических лиц. Выбор конкретной организационной формы юридического лица будет первым шагом на пути к его созданию.
§3. Основные положения о регистрации юридических лиц
Статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей" регистрация юридического лица трактуется как акт уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в ЕГРЮЛ (далее - реестр) сведений о создании юридического лица.
Актом уполномоченного органа является его решение о регистрации юридического лица, а к вносимым в реестр сведениям о его создании относятся: полное и сокращенное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) исполнительного органа; способ образования (создание или ); учредительные документы; сведения об учредителях; размер уставного капитала (фонда, складочного капитала) и другие сведения (ст. 5 закона о регистрации).
Органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решения о регистрации юридических лиц, в настоящее время являются Федеральная налоговая служба РФ (ФНС), Министерство юстиции РФ (Минюст) и их территориальные органы (регистрирующие органы).
В компетенцию ФНС входит регистрация коммерческих организаций, Минюст регистрирует создание некоммерческих юридических лиц (см. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506, Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313).
Сведения о создании юридического лица вносятся в реестр путем внесения в него записей на основании документов, которые обязан представить в регистрирующий орган заявитель. К ним относятся: заявление о государственной регистрации юридического лица; решение о создании юридического лица (протокол, договор и т. п.); учредительные документы в двух экземплярах; выписка из реестра иностранных юридических лиц, если ; документ об уплате государственной пошлины (ст. 12 закона о регистрации). Документы представляются заявителем в полном объеме. Законом не допускается дополнять пакет документов после их передачи регистрирующему органу.
Заявителями, т.е. лицами, имеющими право подписать заявление о регистрации, могут быть: руководитель создаваемой организации; лица, которым учредительными документами предоставлено право без доверенности действовать от имени юридического лица; учредитель или несколько учредителей организации. Если учредителем организации выступает не гражданин, а юридическое лицо, то право подписи заявления о регистрации от имени юридического лица - учредителя принадлежит его руководителю (директору, управляющему и пр.).
Полномочия на подписание заявления о регистрации для отдельных видов юридических лиц могут устанавливаться федеральными законами, актами государственных органов или актами органов местного самоуправления.
Заявление о регистрации составляется по установленной законом форме и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой за исключением предусмотренных законом случаев должна быть засвидетельствована нотариально. В частности, нотариального свидетельствования подписи не требуется, если документы представляются в регистрирующий орган лично заявителем. За свидетельствование подлинности подписи заявителя нотариусом взимается государственная пошлина в размере 200 рублей (п.1 п/п 21 ст.333.24 Налогового кодекса РФ).
Решением о создании юридического лица согласно статьи 50-1 ГК РФ является решение о его учреждении, принятое учредителем. Если учредителей несколько, то решение принимается ими единогласно. В решении указываются сведения об учреждении юридического лица, об утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества, об избрании (назначении) органов управления, результаты голосования по этим вопросам и иные, предусмотренные законом, сведения.
Учредительными документами юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, являются уставы. Хозяйственные товарищества действуют на основании учредительного договора, к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица. Устав юридического лица должен содержать сведения, предусмотренные ГК РФ и законами для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов (п.4 ст.52 ГК РФ). Так, содержание регулируется ГК РФ и законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", а содержание устава акционерного общества - ГК РФ и законом "Об акционерных обществах".
Документ об уплате государственной пошлины - это квитанция, выданная учреждением банка, или иной документ, подтверждающий уплату госпошлины заявителем.
Размер государственной пошлины за регистрацию юридического лица по общему правилу, установленному Налоговым кодексом РФ (ст.333.33), составляет 4000 рублей.
Государственная пошлина за регистрацию политических партий и их региональных отделений уплачивается в размере 3500 рублей, а за регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений - в размере 1400 рублей.
Внесенной в реестр записи о создании юридического лица присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН), который в дальнейшем указывается во всех последующих записях о юридическом лице, например, при , состава учредителей и пр. Последующим записям присваиваются государственные регистрационные номера (ГРН) и даты их внесения.
§4. Порядок регистрации юридических лиц
Закон о регистрации устанавливает общий порядок регистрациисоздаваемых юридических лиц, которым определяются: правила представления документов на регистрацию; сроки и место регистрации; требования к формам документов и их оформлению.
Правила представления документов называют четыре способа их доставки в регистрирующий орган:
Почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью документов;
Непосредственно заявителем или его представителем;
Заявителем или его представителем через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
Непосредственно заявителем в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, в порядке, предусмотренном Приказом ФНС от 12.08.2011 г. № ЯК-7-6/489.
Государственной регистрации юридического лица по общему правилу составляет пять рабочих дней со дня получения документов регистрирующим органом, который выдает заявителю расписку о получении документов, указывает их перечень и дату получения.
Место государственной регистрации юридического лица определяется местом (административно - территориальным районом) указанного в заявлении о регистрации исполнительного органа юридического лица (генерального директора, президента и пр.), а при отсутствии исполнительного органа - местом регистрации иного органа или лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности (ст. 8 закона о регистрации).
Соответственно названному правилу документы для регистрации подаются заявителем в тот регистрирующий орган, в чью юрисдикцию входит обслуживание района местонахождения исполнительного органа организации или иного, представляющего ее органа.
В Москве регистрация коммерческих юридических лиц производится в едином регистрирующем органе - Федеральной налоговой службе №46, независимо от того, в каком районе Москвы находится исполнительный орган создаваемого юридического лица.
Разумеется, что местонахождение юридической компании - представителя заявителя никакого правового значения для процедуры регистрации не имеет. Представителем заявителя может быть компания, расположенная в любом районе Москвы (и не только), специализирующаяся на регистрации юридических лиц.
Требования к формам документов и их оформлению, согласно п.п. 1.1. и 1.2. статьи 9 закона о регистрации, устанавливаются Федеральной налоговой службой РФ, которой издан Приказ от 25.01.2012 г. № ММВ - 7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Приказом, в частности, утверждена форма № Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", которая является единой как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. Требования к оформлению заявления о регистрации подробно излагаются в разделе II Приказа и касаются заполнения в заявлении сведений о наименовании, адресе юридического лица, размере уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда, учредителях и других сведений.
Составлять заявление о регистрации следует с большой аккуратностью и вниманием. Исправить содержащиеся в заявлении противоречия требованиям закона у заявителя возможности не будет. При выявлении в заявлении таких противоречий регистрирующий орган на законных основаниях отказывает в регистрации юридического лица. При этом уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит и не учитывается при повторной подаче документов на регистрацию.
Не позднее одного рабочего дня после истечения срока для государственной регистрации регистрирующий орган выдает заявителю или его представителю документ, подтверждающий факт внесения записи о государственной регистрации, в реестр. С 4 июля 2013 г. таким документом является свидетельство о государственной регистрации юридического лица, форма которого утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/843@. В свидетельстве указывается, что в реестр в отношении регистрируемого юридического лица внесена запись его его создании, основной государственный номер записи, дата ее внесения в реестр, наименование регистрирующего органа, данные должностного лица, подписавшего свидетельство.
Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения соответствующей записи в реестр.
§5. Специальный порядок регистрации юридических лиц
Статья 10 закона о регистрации допускает установление специального порядка регистрации юридических лиц, которым могут изменяться и дополняться требования общего порядка регистрации. Эти требования устанавливаются законами об отдельных видах юридических лиц и иными нормативными актами.
Так, в соответствии со статьей 13.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации в общем порядке, но с учетом специального порядка, установленного этим законом.
Специальный порядок регистрации юридических лиц предусматривается также федеральными законами «Об общественных объединениях», «О банках и банковской деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах», другими законами и может касаться количества и состава представляемых на регистрацию документов, сроков регистрации, регистрирующего органа и пр.
Так, согласно пункта 5 статьи 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительные документы этих организаций в отличие от правила, установленного общим порядком регистрации, представляются не в двух, а в трех экземплярах.
Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» при регистрации местной религиозной организации помимо документов, предусмотренных законом о регистрации, предписывается представлять документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, истории возникновения религии (статья 5).
Сроки регистрации некоммерческих юридических лиц согласно Административного регламента Минюста существенно отличаются от сроков, установленных законом о регистрации.
Например, регистрация общественных объединений осуществляется в течение 33 дней, политических партий - в течение 30 дней, регистрации религиозных организаций - в течение одного месяца и трех дней, а в случае необходимости проведения государственной религиоведческой экспертизы - в течение 6 месяцев и трех дней. Иные некоммерческие организации регистрируются в течение 17 рабочих дней.
Следует отметить, что полномочиями по регистрации некоммерческих организаций внутри одного ведомства могут быть наделены разные органы, входящие в его состав.
Так, согласно Административного регламента Минюста РФ решение о государственной регистрации политической партии принимается только Центральным аппаратом Минюста, а территориальные органы Минюста на местах (в субъектах РФ) осуществляют регистрацию региональных и местных отделений политических партий.
Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в производится в течение пяти рабочих дней налоговыми органами. Для постановки на учёт юридического лица требуется подготовить определённый комплект документов, оплатить государственную пошлину и заполнить заявление по установленной форме. Часто у граждан возникают сложности при подготовке документов, а не редко, проблемы появляются после регистрации юридических лиц, если в документах, поданных на регистрацию, были допущены ошибки. Их исправление может потребовать внесение изменений в учредительные документы, а значит, увеличения расходов и сроков постановки на учёт.
Существует две наиболее востребованные формы регистрации юридических лиц в Москве: индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки.
Выбирать ту, или иную форму регистрации следует исходя из планирования будущей деятельности. Если владельцев бизнеса больше одного, то регистрация в качестве предпринимателя отпадает сама собой. Кроме того, в случае банкротства, учредитель не отвечает личным имуществом по долгам общества в отличие от предпринимателя. Но штрафы за несоблюдение законодательства значительно ниже для предпринимателей, чем для организаций всех форм собственности.
Преимущества и недостатки есть у всех форм собственности и для того, чтобы определиться с выбором, необходимо тщательно продумать будущую деятельность.
Законодательно процедура регистрации регулируется федеральным законом №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". В нём установлен порядок постановки на учёт организаций и предпринимателей, форма заявления, перечень необходимых документов и требования к их оформлению.
В федеральном законе №14-ФЗ о государственной регистрации юридических лиц установлены требования к ООО, отражаемые в учредительных документах, процедуры их изменения, а также права и обязанности участников общества. Деятельность организаций и предпринимателей также регулирует гражданский и налоговый кодекс, закон о бухгалтерском учёте и прочие нормативно-правовые акты.
Начинающие бизнесмены интересуются тем, каков порядок государственной регистрации юридических лиц. В связи с частым изменением российского законодательства перечень документов и форма заявления меняется практически ежегодно, что вызывает затруднения. Но порядок государственной регистрации юридических лиц остаётся прежним из года в год, как и сама процедура. Законодательством предусмотрен следующий алгоритм регистрации юридического лица:
В настоящее время изготовление печати для ИП и ООО не является обязательным, но, это целесообразно для предотвращения возможных проблем юридического характера в будущем, например, спорных ситуаций с контрагентами и государственными органами.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, установленный государством, изменяется практически ежегодно, поэтому отследить все изменения и оформить документы на организацию правильно самостоятельно не всегда возможно. В связи с этим будет разумно обратиться за помощью в фирму по регистрации юридических лиц.
Законодательством установлен порядок государственной регистрации юридических лиц, при котором бумаги можно подать:
Документы для постановки на учёт могут быть также направлены нотариусом по просьбе заявителя посредством информационно-телекоммуникационной сети. ФЗ о государственной регистрации №129 предусмотрены требования к документам, описанные в Приказе ФНС России № ММВ-7-6/ , в которых утверждён порядок заполнения заявления и прочих документов, требующихся для прохождения процедуры регистрации.
На этапе подготовки бумаг к регистрации у многих граждан могут возникнуть определённые сложности. В такой ситуации следует обратиться в специализированные фирмы по регистрации юридических лиц в Москве или любом другом городе. Дело в том, что в бумагах легко допустить опечатку, а некоторые ошибки могут потребовать изменения учредительных документов, а то и повлечь за собой отказ в регистрации юридического лица.
До подготовки документов к постановке на учёт требуется определиться со следующими данными:
Другие документы для регистрации юридического лица, не предусмотренные ФЗ №129 инспекция не имеет права требовать с заявителя. Индивидуальный предприниматель встаёт на учёт по месту своего проживания, а организациям требуется юридический адрес.
Допускается регистрация по месту нахождения исполнительного органа компании, или прочего лица, уполномоченного действовать без доверенности от лица фирмы (директора и учредителя). То есть прямого запрета на регистрацию ООО по месту проживания учредителя нет, но налоговые органы могут потребовать гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса, договор аренды или свидетельство о собственности по адресу регистрации.
Одновременно с подачей бумаг на регистрацию можно предоставить уведомление о переходе на упрощённую систему налогообложения.
Перед предоставлением документов а инспекцию требуется уплатить государственную пошлину за регистрацию юридического лица. Цена зависит от формы собственности. Госпошлина для постановки на учёт в качестве предпринимателя составляет восемьсот рублей. Госпошлина за регистрацию юридического лица при создании составляет 4 тысячи рублей.
Реквизиты для уплаты госпошлины за регистрацию юридического лица можно взять в налоговой инспекции, а оплачивать квитанцию следует через Сберкассу. Квитанцию об оплате требуется предоставить инспектору одновременно с подачей бумаг.
Если заявитель заказывает юридические услуги по регистрации юридических лиц, то в сумму расходов включается сверх государственной пошлины и нотариальных расходов оплата услуг, но при этом подготовкой полного комплекта документации к постановке на учёт занимается юрист.
По регистрации юридических лиц существует огромное количество заблуждений. Например, регистрация в ПФР юридического лица производится автоматически, подавать бумаги отдельно в органы статистики, пенсионный фонд, ФСС нет необходимости. Записи налоговой инспекции в едином реестре предприятий достаточно для того, чтобы начать работу.
Одновременно со свидетельством выдаётся выписка, содержащая сведения о государственной регистрации юридического лица, которая требуется для представления документов в банк на открытие расчётного счёта.
Моментом государственной регистрации названия юридического лица считается внесение записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Как правило, день подачи и выдачи документов не входит в установленный срок регистрации и подтверждение регистрации налогоплательщик получает уже на следующий рабочий день, после внесения записи в реестр предприятий.
Датой государственной регистрации юридического лица также считается дата внесения записи в реестр организаций. С указанного дня фирма обязана вести учёт всех хозяйственных операций и отчитываться в государственные органы о результатах деятельности, платить налоги.
Постановку на учёт в установленном законом порядке осуществляет налоговая. Регистрация юридических лиц производится в районной инспекции по местонахождении юридического адреса, предпринимателей - по адресу их проживания. В эту же налоговую инспекцию впоследствии сдаётся отчётность.
Петербургский правовой портал уже рассказывал, как правильно пройти регистрацию, чтобы начать свой бизнес в статусе индивидуального предпринимателя. Сегодня мы рассмотрим порядок регистрации юридического лица на примере общества с ограниченной ответственностью.
ВАЖНО
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Регистрация ЮЛ рассматривается на примере ООО. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" имеет преимущественную силу перед , как специальный закон, которым могут быть предусмотрены исключения. Это связано еще и с тем, что налоговые органы по настоящее время регистрируют ООО с уставным капиталом, полностью оплаченным неденежными средствами. Коллизии будут возникать до тех пор, пока не будут внесены изменения в специальные законодательные акты.
НАША СПРАВКА
Правила государственной регистрации юридического лица (ООО, ПАО и т.д.) устанавливает Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Чаще всего юридические лица создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью, реже в форме публичных акционерных обществ, кооперативов и т. д.
Осуществлять законную предпринимательскую деятельность в нашей стране можно только после прохождения процедуры государственной регистрации юридического лица или гражданина как индивидуального предпринимателя. Данный процесс регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Стоит отметить, что в последней редакции от 2 июля 2016 года произошли некоторые изменения, список которых перечислен .
Юристы компании «Юс Либерум» оказывают следующие услуги в сфере регистрации юридических лиц.
Начиная свой бизнес, предприниматель должен четко представлять, какие возникают права и обязанности по отношению к своим партнерам по бизнесу, юридическому лицу в целом, контрагентам и налоговым органам. Ошибка в выборе формы предпринимательства (ИП , ООО , некоммерческая организация и т.д.) или системы налогообложения (общей или упрощенной) может повлечь значительные неудобства в ведении бизнеса и убытки.
Вид услуги | Стоимость (руб.) |
---|---|
Регистрация ООО в г. Москве | от 10 000 |
Внесение изменений в учредительные документы | 10 000 |
Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата | 1 500 |
Получение извещений страхователя из внебюджетных фондов (ПФ, ФСС, МГФОМС) | 3 000 |
Открытие расчетного счета в банке | от 3 000 |
Получение выписки из ЕГРЮЛ | 2 000 |
Внесение организации в Реестр субъектов малого предпринимательства | 3 000 |
Предоставление юридического адреса | от 15 000 |
Изготовление печати: | |
обычная оснастка | 500 |
автоматическая оснастка | 700 |
Государственная пошлина при регистрации ООО | 4 400 |
Стоимость регистрации других форм юрлиц – ИП , некоммерческая организация , филиалы и представительства .
Основным учредительным документом юридического лица является устав, в котором содержатся главные сведения об организации: полное и сокращенное наименование, адрес места нахождения, состав и компетенция органов управления, порядок принятия управленческих решений, права и обязанности участников, размер уставного капитала и другая полезная информация.
Кроме того, при наличии нескольких участников необходимо разработать договор об учреждении юридического лица и составить протоколы общего собрания об учреждении организации и назначении руководства.
На государственную регистрацию юридического лица в регистрирующий налоговый орган (в Москве таковым является МИФНС № 46) необходимо подать определенный пакет документов, в том числе учредительные документы, заявление по форме Р11001, документ об оплате государственной пошлины и др.
Заявление обязательно заполняется в строгом соответствии с определенными правилами, что отнимает довольно много времени, в чем легко убедиться, взглянув на многостраничный образец формы Р11001 (скачать). Подпись заявителя на нем заверяется нотариально. Все документы должны быть прошиты и заверены подписью учредителя, а любая ошибка в заполнении может привести к отказу в госрегистрации юридического лица. Госпошлина в размере 4000 рублей при этом не возвращается.
Если все представляемые в налоговую инспекцию документы заполнены верно, то инспектор вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и через семь рабочих дней заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
В ходе своей деятельности почти любое юридическое лицо претерпевает определенные изменения в составе учредителей и руководящих исполнительных органов, меняет адрес места нахождения, увеличивает и уменьшает свой уставный капитал, присоединяется к другим организациям, разделяется на несколько новых и т.д.
Все эти изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица или просто в ЕГРЮЛ, должны быть так же зарегистрированы налоговым органом.
Юристы компании «Юс Либерум» помогут вам быстро, бюджетно и качественно пройти государственную регистрацию юридического лица, а также изменений сведений о нем.
За более подробной информацией, а также для получения БЕСПЛАТНОЙ первичной консультации и экспертизы документов обращайтесь к нашим специалистам по телефонам: +7 (926) 011-50-75 , +7 (495) 642-45-97 .
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог