Размеры штрафов по контракту. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения Обязательства не стоимостного выражения

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Рассчитывать штрафы в контракте нужно по новым правилам

С 10 сентября заказчики будут рассчитывать штрафы за некачественную работу по контракту по новым правилам. Правительство отменяет постановление № 1063, по которому считают штрафы сейчас, и вводит новые правила.

Штрафовать контрагента можно будет за каждый факт нарушения условий контракта. Ранее вопрос «сколько раз можно штрафовать поставщика по одному контракту» не был урегулирован, и споры стороны решали в суде. Общая сумма штрафов не должна превышать цену контракта. Правило верно и для заказчика, и для контрагента.

Увеличили количество вариантов цены контракта, по которой рассчитывают штраф. Штраф заказчики устанавливают в виде фиксированной суммы, которую высчитывают как процент от цены контракта:

 10 процентов при цене контракта до 3 млн руб.;

 5 процентов - от 3 млн до 50 млн руб.;

 1 процент - от 50 млн до 100 млн руб.;

 0,5 процента - от 100 млн до 500 млн руб.;

 0,4 процента - от 500 млн до 1 млрд руб.;

 0,3 процента - от 1 млрд до 2 млрд руб.;

 0,25 процента - от 2 млрд до 5 млрд руб.;

 0,2 процента - от 5 млрд до 10 млрд руб.;

 0,1 процента - выше 10 млрд руб.

По правилам, которые действуют сейчас, размер штрафа для любой цены контракта свыше 100 млн руб. составляет 0,5 процента от цены контракта.

Еще одно новшество - отдельные штрафы при закупках у СМП и СОНО:

 3 процента - при цене до 3 млн руб.;

 2 процента - от 3 млн до 10 млн руб.;

 1 процент - от 10 млн до 20 млн руб.

Ввели отдельную шкалу штрафов для контрагентов, которые победили в закупке на право заключить контракт, то есть когда заказчик проводит торги на повышение цены. Цена таких контрактов не может превышать 100 млн руб. (п. 1 ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Штрафы составят:

 10 процентов от НМЦК, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;

 5 процентов - при НМЦК от 3 млн до 50 млн руб.;

 1 процент - при НМЦК от 50 млн до 100 млн руб.

Эти штрафы обязательно указывать в проекте контракта, который заключите по итогам аукциона. Если участники снизят цену контракта до 0,5 процента НМЦК, то оператор электронной площадки проведет торги на право заключить контракт (ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

Предусмотрены случаи, когда контрагент не исполнит обязательства без стоимостного выражения. Размер штрафа - конкретные суммы, а не проценты от цены контракта:

 1000 руб. - цена контракта не превышает 3 млн руб.;

 10 000 руб. - от 50 млн до 100 млн руб.;

Если контрагент привлечет субподрядчика к работам, которые должен выполнить самостоятельно, штраф составит 5 процентов от стоимости работ. Размер штрафа остался прежним, однако в постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570 внесли правку: учитывать размер штрафа нужно не по правилам постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063, а по новому постановлению Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042.

Контрагент заплатит штраф, если должен привлечь субподрядчиков из СМП и СОНО, но не сделает этого. Штраф составит 5 процентов от объема, который должен выполнить субподрядчик.

Заказчики за нарушения контракта теперь будут платить конкретные суммы, а не проценты от цены контракта:

 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

 5000 руб. - от 3 млн до 50 млн руб.;

 10 000 руб. - от 50 млн до 100 млн руб.

 100 000 руб. - выше 100 млн руб.

Применять новые правила нужно только к тем закупкам, извещения о которых опубликовали в ЕИС после дня вступления в силу новых правил. Постановление вступит в силу 9 сентября 2017 года.

Пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 устанавливает, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы.

Таким образом, пункт 6 указанного постановления применяется в случае, когда размер ущерба невозможно изначально определить, например, гарантийные обязательства на поставляемое оборудование, изначально невозможно прогнозировать, что при эксплуатации возникнет необходимость ремонта всего оборудования или только определенных запасных частей

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

  • СТОИМОСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ
    Syn: стоимость, …
  • СТОИМОСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: стоимость, …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. см. выразить, -ся. 2. То, в чем проявляется, выражается что-н. Цена - денежное в. стоимости товара. …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    выраже"ние, выраже"ния, выраже"ния, выраже"ний, выраже"нию, выраже"ниям, выраже"ние, выраже"ния, выраже"нием, выраже"ниями, выраже"нии, …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Словаре эпитетов:
    Внешнее проявление чувства, состояния, настроения, характера человека (о лице, глазах и т. п.). Азартное, алчное, бездумное, бездушное, беззаботное, безмятежное, безразличное, …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: представление, отображение, отражение 2. Syn: оборот, фраза, формулирование (кн.), …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. вид, …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: представление, отображение, отражение Syn: оборот, фраза, формулирование (кн.), …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: выражать (1), выражаться. 2) Отображение, проявление, воплощение. 3) Внешнее проявления внутреннего состояния человека …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    выраж`ение, …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    выражение, …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    выраж`ение, …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    внешний вид (лица), отражающий внутреннее состояние Веселое в глаз. Недовольное в. выражение формула, выражающая какие-нибудь математические отношения Алгебраическое в. выражение …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Словаре Даля:
    выразительный, выразить, см. выражать …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    выражения, ср. 1. Действие по глаг. выразить-выражать. Не нахожу слов для выражения своей благодарности. 2. чаще ед. Воплощение идеи в …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    выражение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: выражать (1), выражаться. 2) Отображение, проявление, воплощение. 3) Внешнее проявления внутреннего состояния …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. процесс действия по гл. выражать 1., выражаться 2. Отображение, проявление, воплощение. 3. Внешнее проявления внутреннего состояния человека на …
  • ВЫРАЖЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. 1. процесс действия по гл. выражать I, выражаться I 1., 2. 2. Результат такого действия; отображение, проявление, воплощение. …
  • СИМВОЛ в Словаре Аналитической психологии:
    (Symbol) — наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака.«Каждый психический продукт, поскольку …
  • ХАБЕРМАС в Словаре постмодернизма.
  • МЕТАФОРА в Словаре постмодернизма:
    (греч. metaphora - перенесение) - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в …
  • СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    - в имущественном страховании абсолютное (стоимостное) выражение суммы, на которую застрахованы отдельные объекты или все имущество страхователя. понятие с.о. применяется …
  • НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ в Однотомном большом юридическом словаре:
  • АКТИВЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
  • СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    - в имущественном страховании абсолютное (стоимостное) выражение суммы, на которую застрахованы отдельные объекты или все имущество страхователя. Понятие С.о. применяется …
  • НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ в Большом юридическом словаре:
    - ценности, имеющие стоимостное выражение и не являющиеся физическими объектами (напр., гудвилл, арендные права, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау и …
  • АКТИВЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ в Большом юридическом словаре:
    - ценности, имеющие стоимостное выражение и не являющиеся физическими объектами, напр. ценные бумаги, арендные права, технологии, патенты и другие объекты …
  • БАЛАНС ПЛАТЕЖНЫЙ в Словаре финансовых терминов:
    соотношение денежных платежей, поступающих в данную страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени …
  • СТРУКТУРА
    ЭКСПОРТА И ИМПОРТА - стоимостное соотношение долей различных видов товаров в общей сумме экспорта или импорта …
  • СТРАХОВОЕ в Словаре экономических терминов:
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ - в имущественном страховании - абсолютное (стоимостное) выражение суммы, на которую застрахованы отдельные объекты или все имущество страхователя. Понятие …
  • СОПОСТАВИМЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ПЕНЫ - условно постоянные цены, чаще всего привязанные к ценам определенного периода, года. Применяются в экономическом анализе для сопоставления объемных …
  • ДЕНЕЖНЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СТАНДАРТ - то, что принимают по общему согласию за основу денежной системы страны. По отношению к этой базе определяется стоимостное …
  • РЕЧЬ ОРАТОРСКАЯ в Литературной энциклопедии:
    разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи — обмену более или …
  • ЗОЛЯ в Литературной энциклопедии:
    Эмиль [?mile Zola, 1840—1902] — французский писатель; сын инженера, построившего канал в Эксе. Один из самых значительных представителей буржуазного реализма …
  • ЦЕНА
    денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени. Научная …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    права заимствования" (СПЗ; Special Drawing Rights - SDR), международные резервно-расчётные средства в рамках Международного валютного фонда (МВФ). Существуют в виде …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ОРГАНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КАПИТАЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    строение капитала, стоимостное строение капитала, то есть отношение постоянного капитала (с) к переменному (v), определяемое его …
  • ДЕНЕЖНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    накопления социалистических предприятий и хозяйственных организаций, стоимостное выражение созданного прибавочного продукта. Представляют денежные средства предприятий и организаций в двух основных …
  • ГЕРМАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. Germania, от германцы, нем. Deutschland, буквально - страна немцев, от Deutsche - немец и Land - страна), государство …
  • ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    прибыль в социалистических странах, форма проявления чистого дохода, стоимостное выражение общего финансового результата деятельности предприятия, то есть денежное выражение той …
  • ЭЛЕКТРОСТАТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из отделов учения об электрических явлениях, заключающий в себе исследования распределения электричества, при условии равновесия его, на телах и …
  • БОБЫЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный (устар.). 2. перен. Одинокий бессемейный человек (разг.). Жить бобылем. II ас. бобылка, …
  • ЭЛЕКТРОСТАТИКА*
    ? один из отделов учения об электрических явлениях, заключающий в себе исследования распределения электричества, при условии равновесия его, на телах …
  • СВЕТОПРЕЛОМЛЯЮЩАЯ И СВЕТОРАССЕИВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? под именем С. способности какого-нибудь тела подразумевается некоторое отношение показателя преломления этого тела к его плотности. Впервые это понятие …
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 3 Общественные блага
  • 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
  • 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
  • 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
  • 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 4 Внешние эффекты
  • 4.1. Понятие внешнего эффекта
  • 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
  • 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
  • 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 5 Асимметричная информация
  • 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
  • 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
  • 5.3. Проблема принципал – агент
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу I
  • Раздел II
  • Общественный выбор
  • Глава 6
  • Общественный выбор
  • 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
  • Парадокс голосования
  • 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
  • 6.3. Теорема медианного избирателя
  • 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
  • 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 7 Институциональные изъяны государства
  • 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
  • 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
  • 7.3. Бюрократическая монополия
  • 7.4. Погоня за рентой
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу II
  • Раздел III
  • Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
  • Глава 8
  • Производство в государственном секторе экономики
  • 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
  • 8.2. Масштабы государственного производства
  • 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
  • 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
  • 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
  • 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
  • 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
  • 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
  • 9.4. Теневые и рыночные цены
  • 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
  • 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
  • 9.7. Эффективность издержек
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу III
  • Часть вторая
  • 10.2. Меркантилизм о финансах
  • 10.3. Взгляды физиократов на финансы
  • 10.4. Идеи классиков политэкономии
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 11 Теории бюджета
  • 11.1. Бюджет как историческая категория
  • 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
  • 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
  • 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
  • 11.5. История бюджета в России
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
  • 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
  • Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
  • 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
  • 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
  • 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу IV
  • Раздел V
  • 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
  • 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 14 Бюджетная система России
  • 14.1. Бюджетное устройство
  • 14.2. Бюджетный процесс и его участники
  • 14.3. Бюджетная классификация
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
  • 15.1. Классификация фондов
  • 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
  • 15.4. Бюджетные фонды
  • 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
  • 15.6. Экономические внебюджетные фонды
  • 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу V
  • Раздел VI
  • 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
  • Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
  • 16.3. Государственный долг
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
  • 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу VI
  • Раздел VII
  • 18.2. Распределение налогового бремени
  • 18.3. Предложение труда и налогообложение
  • 18.4. Оптимальное налогообложение
  • 18.5. Как избежать налогов
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
  • 19.1. Типы налоговых систем
  • 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
  • 19.3. Налоговая реформа в действии
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу VII
  • Раздел VIII
  • 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
  • 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
  • 21.1. Модель фискального федерализма
  • 21.2. Модель конкурентного федерализма
  • 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
  • 22.1. Специфика российской модели
  • 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
  • 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу VIII
  • Раздел IX
  • 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
  • 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу IX
  • Глоссарий
  • 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения

    Особую проблему в анализе затрат и выгод в государственном секторе представляет оценка таких затрат и выгод, которые не имеют рыночных цен. Например, проблему представляет оценка стоимости спасенной жизни при анализе эффективности того или иного проекта в сфере общественного здравоохранения или оценка стоимости сохраненного животного мира, редких растений при рассмотрении проекта по охране окружающей среды, стоимость сэкономленного времени. Таким образом, трудность представляют:

    Оценка стоимости времени;

    Оценка стоимости жизни;

    Оценка стоимости природных благ.

    Для решения этой проблемы разработаны различные процедуры, методики оценки благ, не имеющих рыночной цены.

    В отдельных случаях мы можем сделать какие‑то оценки, опираясь на косвенную информацию, которую предоставляет рынок. Это относится к оценке стоимости времени. Цену сэкономленного времени необходимо включать в оценку выгод при анализе эффективности таких государственных расходов, которые направлены на строительство автомобильных и железных дорог, метрополитена. Один из вариантов расчета такого рода выгод связан с оценкой времени как эквивалента упущенной или приобретенной заработной платы.

    Предполагается, что каждый из нас делает выбор между дополнительной работой и дополнительным отдыхом. Отказ от одного часа работы означает сокращение дохода и соответствующего потребления благ на величину этого дохода. Вместе с тем это означает приобретение дополнительного часа для отдыха. Стоимость времени оценивается при этом в размере упущенной заработной платы. Например, при строительстве новой станции метро вы на полчаса экономите время на поездку до места работы. При часовой заработной плате в 100 руб. цена сэкономленного времени будет равна 50 руб.

    Такой подход к оценке времени имеет свои недостатки. В частности, при этом не учитывается тот факт, что люди не слишком свободны при выборе между работой и отдыхом. Кто‑то предпочел бы дополнительную работу, но не может ее найти. Получается, что при оценке времени в координатах возможной заработной платы цена свободного времени завышается. Многие люди в меньшей степени ценят свое свободное время.

    Вместе с тем кто‑то предпочел бы свободное время, но вынужден подрабатывать. Другими словами, некоторые считают, что подход к оценке времени с позиций заработной платы, наоборот, приводит к недооценке стоимости свободного времени.

    Существуют примеры как недооценки стоимости времени, так и его переоценки. Например, цена свободного времени университетского профессора выше его заработной платы. Во‑первых, потому что его зарплата относительно невелика; во‑вторых, существуют выгоды неденежного характера, которые профессор получает в свободное время. С другой стороны, высокая заработная плата шахтера, возможно, ведет к завышению стоимости его свободного времени.

    К стоимостной оценке времени относятся:

    1) выбор между работой и свободным временем (отдыхом);

    2) оценка стоимости времени в размере альтернативных издержек свободного времени (упущенная заработная плата);

    3) отсутствие зачастую свободы выбора у людей между работой и отдыхом;

    4) возможность как недооценки стоимости времени, так и его переоценки.

    Похожая методика используется при оценке стоимости жизни. В принципе жизнь бесценна, никто из нас даже в кошмарном сне не хотел бы даже думать о том, сколько стоит жизнь близких ему людей. Но общество во многих случаях вынуждено заниматься этой оценкой. Ярким примером является необходимость оценки стоимости спасенной жизни, анализируя затраты и выгоды проекта расходов на снижение уровня дорожных происшествий, проекта в общественном здравоохранении, уменьшающего заболеваемость и смертность. Эта необходимость возникает в связи с ограниченностью общественных ресурсов и множеством вариантов для использования этих ресурсов. Даже в случае с проектами, направленными на сохранение человеческой жизни, вероятность положительного результата может быть очень маленькой. При этом снижается экономическая целесообразность проекта.

    В основном при оценке стоимости жизни используются следующие методы:

    Метод вмененного дохода;

    Метод выявленных предпочтений.

    Метод вмененного дохода используется главным образом для оценки стоимости жизни в рабочий период жизненного цикла. Он основан на оценке того, сколько человек смог бы заработать, если бы остался жив и в перспективе умер естественной смертью. Его прошлые доходы воспроизводятся в будущем.

    У этого метода тоже есть свои недостатки. Одним из них является то, что стоимость средств существования и стоимость жизни расцениваются как одно и то же, средства существования и жизнь приравниваются. Жизнь – это сложный, многогранный и многомерный процесс. В жизни кроме средств существования есть много аспектов, которые не принимаются во внимание в этой методике. Производство дохода для многих людей не является смыслом жизни, поэтому оно не может быть основанием для оценки стоимости жизни.

    Другим недостатком метода вмененного дохода является фактическое игнорирование такого важного периода жизненного цикла, как жизнь после выхода на пенсию. В этот период человек не зарабатывает. Получается, что в рамках данной методики жизнь после выхода на пенсию не имеет ценности.

    Таким образом, особенности метода вмененного дохода заключаются в следующем:

    1) основан на оценке того, сколько человек смог бы заработать, если бы остался жив;

    2) прошлые доходы воспроизводятся в будущем;

    3) стоимость средств существования и стоимость жизни расцениваются как одно и то же;

    4) жизнь после выхода на пенсию не оценивается.

    Метод выявленных предпочтений несколько иначе подходит к оценке стоимости жизни. Название метода связано с определением предпочтений при выборе профессии. Люди, выбирая профессию, выбирают степень риска несчастного случая, связанного с этой профессией. Высокая степень риска компенсируется более высокой заработной платой. Высокий риск и высокая зарплата, незначительный риск и меньшая зарплата – это предпочтения, которые выявляются, определяются при выборе работы и профессии. Работа профессора и шахтера представляют собой противоположные примеры выявленных предпочтений в отношении риска и уровня доходов.

    Рассматриваемый метод оценивает стоимость жизни исходя из того, каков дополнительный доход, необходимый для компенсации более высокого риска несчастного случая. Многие считают, что недостатком метода выявленных предпочтений является недооценка стоимости человеческой жизни. Как правило, люди слабо представляют себе реальные риски, которые их ожидают в будущем. Кроме того, даже зная о подстерегающих их опасностях, люди стараются об этом не думать, надеются на благополучный исход.

    Можно привести примеры фактических оценок стоимости жизни. Очевидно, что эти оценки существенно различаются. Так, в конце 1990‑х годов в США стоимость жизни составляла от 1 до 20 млн долл. В большинстве случаев разброс был меньшим – от 2 до 8 млн долл. Органы государственного регулирования США используют данные разных оценок. Оценки Агентства по охране окружающей среды выше, чем оценки Управления транспорта.

    Идет дискуссия по поводу того, какую оценку использовать при оценке затрат и выгод по государственным проектам. Те, кто выступает против единой оценки стоимости жизни, считают, что необходимо учитывать разные обстоятельства смерти. В частности, учитывать, что смерть может произойти в результате действий, связанных с добровольным риском. Например, вождение автомобиля предполагает риск несчастного случая; садясь за руль, человек знает это.

    Трудным является вопрос о том, отличается ли стоимость жизни ребенка от стоимости жизни взрослого человека, которому исполнилось 30 лет, или от стоимости жизни старого человека, который прожил 80 лет. Эта проблема возникает, например, при рассмотрении государственных проектов в сфере общественного здравоохранения. В частности, известно, что формы раковой болезни у детей отличаются от форм раковых заболеваний у пожилых. Существуют две государственные программы научных исследований раковых заболеваний в разных возрастных группах. Приходится выбирать, в какой степени следует финансировать эти программы в условиях ограниченных государственных ресурсов. С целью эффективного использования государственных средств необходим анализ затрат и выгод по обеим программам.

    Таким образом, особенности метода выявленных предпочтений заключаются в следующем:

    1) определение предпочтений при выборе профессии;

    2) выбирая профессию, выбирают степень риска несчастного случая, связанного с этой профессией;

    3) стоимость жизни оценивается исходя из того, каков дополнительный доход, необходимый для компенсации более высокого риска несчастного случая;

    4) недооценка стоимости человеческой жизни.

    Оценка стоимости природных благ также представляет собой проблему в анализе затрат и выгод по проектам государственных расходов. В связи с загрязнением окружающей среды общество осуществляет значительные расходы на ее охрану и восстановление. Любой проект по охране окружающей среды предполагает оценку возможных результатов в стоимостной форме в условиях, когда рынок не предоставляет необходимой информации. Кроме того, проблема оценки стоимости природных благ, таких, например, как чистый воздух, незагрязненная вода, пение птиц в утреннем лесу, зеленый цветущий луг, возникает при оценке ущерба, наносимого природе предприятиями.

    Весной 2005 г. жители Москвы и северо‑западного Подмосковья были обеспокоены загрязнением верховьев Волги в районе г. Ржева. Это произошло в результате аварии на нефтехранилище. Чистая волжская вода, которая попадает в систему водоснабжения жителей Москвы и Подмосковья, была смешана с нефтью на многие километры по течению реки, луга были испорчены, стала умирать рыба. Встал вопрос о возмещении нанесенного ущерба, а это требует его стоимостной оценки.

    Практически при оценке стоимости природных благ может быть использован так называемый метод «условной оценки» (contingent valuation). Эта методика предусматривает выборочный опрос по особой системе жителей региона или жителей страны в целом, если речь идет об общенациональном проекте охраны окружающей среды. Опрос должен выявить, как люди оценивают то или иное природное благо, как они оценивают ущерб, нанесенный окружающей среде. Возник специальный термин, обозначающий цену природных благ, связанных со средой существования человека, – «стоимость обитания»(existence values).

    Речь идет о той сумме, пусть пока небольшой, которую люди готовы платить за сохранение окружающей среды. Например, сколько вы готовы заплатить за то, чтобы в реке вновь появились бобры, чтобы остатки старинной дубовой рощи, которую хотят уничтожить, по‑прежнему были украшением любимого вами пейзажа, чтобы на островах Охотского моря котики свободно жили и размножались и т. д.

    Суммы, которые вы готовы заплатить, разные, так как вы в разной степени цените те или иные аспекты окружающей среды, среды вашего обитания. Пусть в крайнем случае с котиками вы готовы отдать всего лишь двухрублевую монету, но в масштабах России это составит сумму порядка 300 млн руб. И если нефтедобывающие компании Сахалина наносят ущерб популяции котиков, то сумма компенсации ущерба может быть оценена на основе проведенного обследования.

    Таким образом, особенности метода «условной оценки» заключаются в следующем:

    1) выборочный опрос по особой системе жителей региона или жителей страны;

    2) определение того, как люди оценивают то или иное природное благо, как они оценивают ущерб, нанесенный окружающей среде;

    3) «стоимость обитания» (existence values) – это цена природных благ, связанных со средой существования человека.

    Метод условной оценки был впервые применен в США, в частности при оценке судом ущерба, нанесенного компанией «Эксон» в результате разлива нефти из ее нефтехранилищ в 1989 г. Данная методика оценки также имеет свои недостатки. Она совершенствуется. В настоящее время метод условной оценки применяется в государственном регулировании использования окружающей среды.

    • On 15.02.2018
    • 0 Комментарии
    • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Нарушения в закупках, НМЦК, СМП, ФАС, Электронный аукцион

    В конце 2017 года было внесено изменение в процесс начисления санкций, которые грозят сторонам контракта по закону 44-ФЗ. Их внесло постановление Правительства № 1042 от 30 августа 2017 года. Продолжая тему , расскажем, как сейчас начисляются штрафы и пени заказчику и поставщику.

    В контракте в обязательном порядке должны быть прописаны условия об ответственности сторон, поскольку они являются существенными. Исключение сделано лишь для некоторых случаев закупки у единственного поставщика (часть 15 статьи 34 закона 44-ФЗ).

    Как и прежде, меры ответственности назначаются в виде штрафа и пеней. Пени устанавливаются за нарушение сроков, а штрафы - за нарушение условий контракта .

    Как начислять пени

    Пени начисляются в размере 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ, действующей на дату уплаты. Пени по этой ставке рассчитываются от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки , в том числе за выходные и праздничные дни (письмо Минфина от 13 апреля 2016 года № 02-04-06/21780). Датой начала отсчета является день, следующий за тем, когда обязательства по контракту должны были быть выполнены.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    В общем случае формула расчета пеней выглядит так:

    Пени = ЦК * 1/300 * Ставка ЦБ * Просрочка ,

    • ЦК - это цена контракта;
    • Ставка ЦБ - ключевая ставка Банка России на день уплаты;
    • Просрочка - количество дней, прошедших после крайней даты оплаты контракта.

    В ФАС считают недопустимым начисление пени в размере, более 1/300 ставки ЦБ. Пример - предписание Омского УФАС от 16 октября 2017 года № 03.10.1/279-2017.

    В случаях, когда обязательство исполнено, но не полностью, размер пени должен быть уменьшен на стоимость исполненной части . Кроме того, при расчете пеней из количества дней нужно исключить те, в течение которых заказчик товара (услуги) и оформлял и ее результаты . Эти дни исключаются при условии, что в контракте специально не оговорены иные положения. На это Минфин указывает в своем письме от 7 ноября 2017 года № 24-03-08/73293.

    Штрафы за нарушение обязательств

    Если нарушитель - заказчик

    Штрафы за нарушение условий контракта заказчиком устанавливаются в фиксированной сумме . Найти конкретные значения можно в следующей таблице.

    Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта

    Таким образом, какова бы ни была стоимость контракта внутри определенных диапазонов, штраф будет неизменным. Например, при цене контракта 100 тыс. рублей или 3 млн рублей заказчику будет назначен одинаковый штраф - 1 тыс . рублей.

    Если нарушитель - поставщик

    Штрафы для поставщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта представлены в Таблице 2.

    Таблица 2. Размеры штрафов для поставщиков в зависимости от стоимости контракта по закону 44-ФЗ

    Цена контракта (этапа), рублей Штраф от цены контракта (этапа)
    Не более 3 млн 10%
    От 3 млн до 50 млн (включительно) 5%
    От 50 млн до 100 млн (включительно) 1%
    От 100 млн до 500 млн (включительно) 0,5%
    От 500 млн до 1 млрд (включительно) 0,4%
    От 1 млрд до 2 млрд (включительно) 0,3%
    От 2 млрд до 5 млрд (включительно) 0,25%
    От 5 млрд до 10 млрд (включительно) 0,2%
    Более 10 млрд 0,1%

    Если поставщик - СМП или СОНКО

    Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрена отдельная линейка штрафов. Они представлены в Таблице 3.

    Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО

    Бывает, что закупка проводилась на общих основаниях, а победил в ней субъект малого бизнеса. Как в этом случае рассчитывать штрафы? По ставкам для обычных участников или для СМП? Штрафы прописываются на условиях, соответствующих объявленной закупке. То есть в данном случае льготного штрафа для поставщика не будет . То же правило действует и наоборот.

    Допустим, объявлена закупка для СМП, но она была признана несостоявшейся. Далее заказчик на основании пункт 25 части 1 статьи 93 закона заключает контракт с единственным поставщиком. При этом в контракте прописываются штрафы, соответствующие условиям несостоявшейся закупки, то есть в размере, установленном для СМП. Такой подход подтверждается решениями ФАС (например, Ивановского УФАС от 23 октября 2017 года № 07-15/2017-189).

    Если поставщик победил в аукционе за право заключения контракта

    Иногда в ходе электронного аукциона цена переходит через «0» , то есть победивший участник платит за право заключить контракт. В этом случае при неисполнении либо ненадлежащем исполнении его обязательств размер штрафа устанавливается в процентах от НМЦК. Точные данные - в следующей таблице.

    Таблица 4. Штрафы для поставщиков, если аукцион перешел через «0»

    Заказчики при проведении аукциона должны предусматривать возможность такого исхода и прописывать в контракте подобные условия . Иначе это может быть расценено как нарушение закупочного законодательства.

    Если обязательство не имеет стоимостного выражения

    Отдельные штрафы предусмотрены за неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, которые нельзя измерить деньгами . Например, о предоставлении товаросопроводительных документов, о доставке товара, о непревышении определенного процента брака и так далее. Штраф в этом случае составляет фиксированную сумму , а для определения предела стоимости контрактов применяют НМЦК . В следующей таблице представлена линейка этих штрафов.

    Таблица 5. Штрафы для поставщика за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостной оценки

    В контракте заказчику следует прописать, нарушение каких именно обязательств , не имеющих стоимостного выражения, влечет наложение штрафов на поставщика. Если заказчик этого не сделает, а поставщик такие обязательства нарушит, то оштрафовать могут уже самого заказчика. Ему могут вменить в вину то, что он утвердил документацию, которая нарушает требования контрактного законодательства.


    Прочие штрафы

    Кроме того, существуют специальные штрафы по отдельным видам нарушений:

    1. Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству , реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту - 5% стоимости указанных работ.
    2. Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) - 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

    Что еще нужно предусмотреть в контракте в отношении санкций

    В контракт следует включить положение о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта . В практике ФАС бывали случаи, когда отсутствие такого положения было признано нарушением законодательства (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

    Если заключается отдельный вид контракта, который регулируется дополнительно другими нормативными актами, заказчику следует это учитывать. Например, контракт на электроснабжение предусматривает неустойку в соответствии с законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

    Заказчику необходимо прописать в контракте особенности применения штрафных санкций и пеней. Не допускается просто указать, что в случае определенных нарушений с поставщика будет взыскана неустойка на основании закона. Такое положение контракта может быть признано ФАС нарушением закупочного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

    Дата: 05.09.2017

    В конце августа 2017 г. Правительство РФ установило новые правила определения размера штрафа и пени при исполнении контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ 1 . Эти правила пришли на смену старым, установленным еще в 2013 году 2 . Рассмотрим, с учетом каких изменений размеры штрафов теперь должны будут прописываться в контрактах.

    Дифференциация размеров штрафов в зависимости от цены контракта стала более широкой, сохранив при этом общую логику «чем больше цена, тем меньше штрафной процент». Так, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы от 10 % цены контракта (этапа), если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 0,1 % цены контракта (этапа), если цена контракта превышает 10 млрд руб. Всего предусмотрено 9 значений, а в прежних правилах их было 4 (от 10 % до 0,5 %). Обратим внимание, что в новых правилах речь идет не просто о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, а о каждом факте такого события, и за каждый такой факт предусматривается штраф. Также отметим, что сейчас размер штрафа рассчитывается не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа контракта, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения.

    Предусмотрена отдельная шкала размеров штрафов в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполняющих контракт, заключенный по результатам прямых целевых закупок у СМП и СО НКО 3 . Шкала эта и менее дифференцированная и более «щадящая» - так, максимальная «штрафная доля» составляет всего 3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб. Отметим здесь один возможный проблемный момент - порядок расчета штрафа предусматривает максимальную цену контракта в размере 20 млн руб. (штраф в 1 % от цены контракта), поскольку НМЦК при прямой целевой закупки у СМП и СО НКО не может превышать данный размер. Однако 44-ФЗ позволяет в определенных случаях увеличивать цену заключенного контракта на 10 % 4 , поэтому если, скажем, при таком увеличении цена контракта начнет превышать 20 млн руб., то возникает неопределенность касательно того, в каком размере должен тогда рассчитываться штраф.

    Кроме того, если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП И СО НКО в виде штрафа, то размер штрафа должен будет устанавливаться в размере 5 % от объема такого привлечения, установленного контрактом.

    Введена отдельная шкала штрафов в отношении контрактов, заключенных с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (такой случай может иметь место при проведении электронного аукциона 5) - в зависимости от размера НМЦК контракта штраф составляет от 10 до 1 % от размера НМЦК.

    Предусмотрены отдельные штрафы за каждый акт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств). Размер штрафа здесь установлен в абсолютных величинах, в зависимости от цены контракта он составляет от 1 тыс. до 100 тыс. руб. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что это могут быть за «нестоимостные» обязательства. В рассматриваемом НПА нет пояснений по этому поводу, но по здравому смыслу к таким обязательствам могут быть отнесены, например, обязательства поставить товары целиком, а не частями; после оказания услуг в определенный срок предоставить заказчику документы, подтверждающие факт оказания услуг, и т.п. В любом случае в контракте целесообразно прямо отметить те установленные в нем обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которых могут применяться данные штрафы.

    Что касается штрафов в отношении заказчика, то новыми правилами изменен подход к определению их размера - сейчас они должны устанавливаться не в зависимости от той или иной процентной доли от цены контракта, а в конкретных абсолютных величинах. Так, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа в отношении заказчика будет составлять от 1 тыс. руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 100 тыс. руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

    Упрощен расчет пени по отношению к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Теперь она просто начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Никаких сложных расчетов размера пени, как в старых правилах, применяться уже не должно. Напомним, что в отношении заказчика размер пени определяется в соответствии с правилами, указанными непосредственно в 44-ФЗ: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

    Также в новых правилах установлено, что общая сумма начисленной неустойки как по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), так и по отношению к заказчику, не может превышать цену контракта.

    В заключение укажем, что новые правила определения размеров штрафов применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу постановления Правительства РФ, утвердившего эти новые правила. Данное постановление было официально опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 01.09.2017 и вступает в силу по истечении 7 дней после опубликования, то есть с 09.09.2017. Таким образом, начиная с этой даты, при размещении в ЕИС извещений о закупке и соответствующей документации, необходимо обеспечивать соответствие содержания этих проектов новым правилам определения размера штрафов.

    1 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

    2 Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

    3 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    4 Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    5 В соответствии с ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».



    Что еще почитать