Основные положения теории риска. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

На железнодорожном транспорте выполняется колоссальный объем погрузочно-разгрузочных работ. Практически каждый работник железнодорожного транспорта в силу производственной необходимости может оказаться в погрузочно-разгрузочном районе грузовой станции или на другом объекте, где в данное время производится погрузка или выгрузка подвижного железнодорожного состава или автотранспорта.

В «Перечень основных видов работ на объектах железнодорожного транспорта, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда» включены погрузочно-разгрузочные операции с применением грузоподъемных и транспортирующих груз машин. Кроме того, техническое состояние этих машин, соблюдение правил их безопасной эксплуатации относятся к сфере деятельности, подконтрольной инспекции государственного надзора (Ростехнадзора).

Каждый работник, который при исполнении трудовых обязанностей или по производственной необходимости может оказаться в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ, должен быть осведомлен об источниках опасности, характерных для этой зоны. Работник обязан соблюдать правила охраны труда и меры личной безопасности. Лица, не имеющие прямого отношения к производству работ, допускаться в зону не должны.

Основными источниками опасных факторов при погрузочно-разгрузочных работах и складировании грузов являются:

Движущиеся краны, погрузчики, их механизмы и рабочие органы (крюки, ковши, грейферы, стропы, автостропы и др.);

Автомобильный, железнодорожный транспорт, другие машины и механизмы, работающие в зоне;

Поднимаемый, перемещаемый и складируемый груз;

Острые кромки транспортируемого груза и его выступающие части.

К опасным производственным факторам относят также опасные зоны: зоны действия кранов, места работы, расположенные на значительной высоте (высокие штабели, разгрузочные галереи, кабины крановщиков и др.). Границы опасной зоны определяются досягаемостью подвижных выступающих либо движущихся частей машин и груза.

Аварийные ситуации могут возникать:

При перегрузках (превышениях допустимой грузоподъемности) погрузочно-разгрузочных машин и, как следствие, деформации или разрушении их металлических конструкций;

При отказе механизмов погрузочно-разгрузочных машин или систем их защиты;

При обрывах канатов, обрыве груза;

При развале груза или штабелей и ударах падающими фрагментами поднимаемого груза;

При падении самого оборудования.

К числу возможных опасностей можно отнести наезд транспортного средства на человека, удары при столкновении транспортных средств друг с другом или с кранами.

Такие ситуации на практике являются результатом ошибок в управлении транспортным средством, некачественного технического обслуживания или ремонта, т. е. чаще всего связаны с человеческим фактором.

Опасность могут представлять негабаритные грузы. Негабаритный груз — это груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т. п. Размеры нарушений габарита не должны превышать определенных величин, при которых еще возможна перевозка груза за счет сокращения зазора между габаритами приближенных строений и подвижного состава. Нарушение этой нормы создает «опасное место».

Опасные физические и вредные производственные факторы подразделяются на следующие:

Движущиеся машины и механизмы;

Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

Повышенный уровень шума на рабочем месте;

Повышенный уровень вибрации.

Общую характеристику опасных и вредных производственных факторов производим согласно ГОСТ 12.0.003 - 74 , а средств защиты от воздействия этих факторов по ГОСТ 12.4.011 - 89 и ГОСТ 12.3.009 - 76 .

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76 “ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочных. Общие требования безопасности” и Правилами по охране труда на автомобильном транспорте.

Безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена: выбором производства данных работ, погрузочных средств; подготовкой и организацией мест производства работ, применение средств защиты работающих; проведение медицинских осмотров лиц, допущенных к работе.

Для погрузки (выгрузки) грузов массой более 50 кг и при подъеме на высоту более 2 м требуется использовать средства механизации.

Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение рабочей смены, не должна превышать 7 тонн.

Водители транспортных средств для выявления условий безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ должны ознакомиться с подъездными путями, состоянием погрузочно-разгрузочных площадок, организацией работ и средствами механизации.

Погрузка и выгрузка грузов, крепление и раскрепление их на автомобиле производятся силами и средствами грузоотправителей и грузополучателей. Водитель является лицом, ответственным за соблюдением правил безопасности всеми находящимися на автомобиле людьми. Поэтому, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ он обязан контролировать правильность крепления груза.

Сам водитель, как правило, не должен выполнять погрузочно-разгрузочные работы.

В соответствии с типовым положением об оплате труда и премировании работников автомобильного транспорта при перевозке грузов, погрузка и выгрузка которых не требует большого физического напряжения, допускается с согласия водителей совмещение ими обязанностей грузчика с оплатой этой работы по сдельным расценкам, установленным для грузчиков.

Если в процессе погрузки и выгрузки грузов на автомобиле возникают опасные моменты, ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ обязан немедленно принять меры предосторожности или прекратить работы до устранения опасностей.

Расположение и закрепление груза на подвижном составе должны обеспечивать сохранность груза и автомобиля при погрузке, разгрузке и в пути следования. Запрещается крепить гвоздями, скобами и другими средствами, повреждающими подвижной состав. Груз должен быть размещен и закреплен так, чтобы не подвергал опасности водителя и окружающих, не нарушая устойчивости транспортного средства, не закрывая световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки и регистрационные номера.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ и перевозке кирпича и фанеры могут возникнуть травмоопасные ситуации. Результаты анализа характеристик опасных и вредных производственных факторов представим в виде таблицы 5.3 и таблицы 5.4.

Таблица 5.3 - Анализ опасных и вредных производственных факторов при погрузке и разгрузке кирпича и фанеры

Опасные факторы

1. Травмирование из-за загромождения проездов и проходов.

Подвижной состав.

Освобождение проходов и проездов.

2. Движущиеся автомобили в местах погрузки и разгрузки груза.

Движение транспорта возле магазинов и т.д.

Самопроизвольное движение автомобиля.

Отсутствие людей в зоне движения автомобиля.

Соблюдение установленной схемы движения транспорта.

Постановка автомобиля на ручной тормоз.

3. Ушибы рабочих вращающимися частями краноманипуляторной установки.

Зона движения КМУ.

Отсутствие людей в зоне

погрузки-разгрузки.

Выполнение работ в соответствии

с правилами.

4. Падение с погрузочной платформы.

Быть внимательным, ставить автомобиль как можно ближе к краю платформы.

5. Травмирование при открывании дверей в разгрузочном пункте.

Места проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Перед разгрузкой предварительно зафиксировать открытые двери.

6. Электротравмы.

Работа вблизи ЛЭП, превышение расстояния между ЛЭП и КМУ.

Соблюдение допускаемых расстояний от линий электропередач до краноманипуляторной установки.

7. Низкая температура в кабине.

Холодное время года.

Установка дополнительных отопительных систем, улучшение герметизации.

8. Высокая температура в кабине.

Жаркое время года.

Установка кондиционера, улучшение вентиляции.

Вредные факторы

1. Повышенная загазованность в зоне погрузочно-разгрузочных работ.

Транспортные средства, находящиеся в рабочем состоянии.

Скопление автомобилей в опасной зоне.

Осуществление погрузки при отключенном двигателе автомобиля, кроме кран-бортов.

Въезд в зону погрузки согласно схеме движения.

2. Повышенный уровень шума.

Работающая техника.

3. Недостаточное освещение рабочей зоны.

В темное время суток.

Установка прожекторов в зоне погрузочно-разгрузочных работ.

4. Повышенная или пониженная температура воздуха.

Работы на открытых площадках.

Применение спецодежды.

5. Повышенная запыленность воздуха в области ПРР.

Сухая погода.

Движущиеся транспортные средства.

Плохая вентиляция кабины водителя.

Поливка подъездных путей и погрузочной площадки водой.

Улучшение работы системы вентиляции кабины водителя.

Таблица 5.4 - Анализ опасных и вредных производственных факторов при перевозке кирпича и фанеры

Источники, места, причины возникновения факторов

Основные средства защиты от воздействия факторов

Опасные факторы

1. Движущийся транспорт.

Автомобили; ДТП на пути следования автомобиля.

Знаки безопасности.

Запрещение нахождения людей в зоне дорог.

2. Техническая неисправность

автомобиля.

Неисправность рулевого управления и тормозной системы.

Технический осмотр автомобиля перед выездом.

3. Перемещающийся груз.

Крутые повороты, уклоны, подъемы.

ДТП, опрокидывание а/м.

Падение груза, повреждение кабины.

Установка дорожных знаков.

Соблюдение скоростного режима при движении.

Установка щита за кабиной водителя.

4. Гололед, скользкая и неровная дорога, приводящая к потере устойчивости, заносу.

Погодные условия.

Плохое состояние дорог.

Подсыпка дорог.

Соблюдение безопасной скорости.

Поддержание дорог в хорошем состоянии.

5. Отсутствие видимости.

Погодные условия.

Темное время суток.

Ослепление светом фар встречных автомобилей.

Установка противотуманных фар.

Исправленный стеклоочиститель.

Исправленные световые приборы.

Безопасная скорость.

Соблюдение мер предосторожности

Вредные факторы

1. Статическая нагрузка на руки и ноги, мышцы корпуса.

Работа в одном положении, однообразность движений.

Согласно инструкции делать перерывы в работе.

2. Перенапряжение зрительных анализаторов.

Движущиеся транспортные средства и тяжёлые дорожные условия.

Оптимальная организация труда и отдыха водителей.

3. Повышенный уровень шума и вибрации.

Работа узлов и механизмов автомобиля.

Плохое дорожное покрытие.

Недостатки системы амортизации автомобиля.

Применение при отделке кабины автомобиля звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов.

Улучшение покрытия дорог.

Оптимальное давление в шинах.

Устранение неисправностей в ходовой части.

4. Повышенная запыленность и загазованность воздуха в кабине.

Плохая вентиляция салона

Плохая герметичность выхлопной системы.

Исправность выхлопной системы, улучшение системы вентиляции и герметичность салона.

5. Повышенная(+35о С) или пониженная (-35о С) температура воздуха в кабине водителя.

Окружающая среда (летом, зимой)

Недостатки системы отопления и вентиляции салона.

Исправные отопительные приборы в кабине.

Совершенствование системы отопления и вентиляции салона

Воздействие негативных факторов производственной среды приводит как к травмированию, так и профессиональным заболеваниям работающих.

Краткое содержание лекции

Безопасность, основные понятия и определения

Безопасность в самом общем смысле слова – это защита от опасностей (состояние, при котором опасность не угрожает).

По меткому определению американского писателя Э. Хемингуэя:

« безопасность – это если знаешь, как увернуться от опасности».

Опасность (опасная ситуация) – это совокупность различных неблагоприятных факторов, которые при неудачном стечении обстоятельств могут повлиять на здоровье и жизнь людей, нанести ущерб окружающей среде, зданиям, сооружениям, оборудованию, технике и привести к финансовым потерям. Стратегическая вероятность возникновения опасных ситуаций (нежелательных событий) называется риском.

Здесь следует обратить внимание на то, что для людей быть в безопасности вовсе не значит жить без опасностей.

К сожалению, опасности существовали, и будут существовать всегда, и в некотором смысле они могут даже иметь положительное значение, являясь побудительным мотивом для необходимой активности человека. Опасности, стрессы, проблемы, трудности не только неизбежны в жизни людей, но и в известной степени полезны, поскольку они способствуют их мобилизации в производственной деятельности, в общении, в поведении.

Очевидно, что эффективность функционирования и конкурентоспособность автотранспортных предприятий, погрузочно-разгрузочных пунктов и складов в значительной степени зависит от обеспечения и поддержания на них надлежащего уровня безопасной работы техники и персонала. На производственную безопасность влияет большое качество различных как объективных, так и субъективных факторов.

Печальная статистика несчастных случаев позволяет констатировать, что субъективные факторы играют главенствующую роль в системе безопасности, так как самым опасным элементом на производстве является человек: водитель, наладчик, монтажник, стропальщик, руководитель, оператор, конструктор, проектировщик и другие категории работников. К сожалению, в работе по безопасности очень часто недооценивается роль человеческого фактора и поэтому допускается принципиальная ошибка, заключающаяся в том, что надежную безопасность хотят достигнуть только вкладывая средства в современную технику и технологию. Однако аварии продолжают происходить, и виновниками их оказываются люди – их халатность, небрежность, некомпетентность. Поэтому нельзя причины трагедий списывать только на объективные факторы, и в частности, на технику, так как условия, приводящие к опасным ситуациям и несчастным, случаем, зачастую обуславливаются поведением человека.

В связи с этим грамотный руководитель производства любого ранга и уровня должен в первую очередь обращать внимание на субъективные факторы, т.е. человека, так как недооценка роли человеческого фактора уже не раз приводила и, к сожалению, еще не раз приведет ко многим опасным ситуациям.

2. Безопасность и охрана труда при выполнении погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ

Выполнение погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ (ПРТСР) производится с использованием сотен тысяч различных погрузочно-разгрузочных, автотранспортных средств и другого оборудования. Для управления этой техникой и всем рассматриваемым процессом задействованы миллионы людей (машинистов, стропальщиков, водителей, грузчиков и других категорий рабочих, а также, руководителей всех рангов). Кроме того, ПРТСР по своей природе являются трудоемкими, тяжелыми и опасными.

Поэтому при производстве этих работ должны неукоснительно соблюдаться все требования, регламентированные различными документами (стандартами, правилами, инструкциями, постановлениями и др.) и направленные на достижения соответствующего уровня безопасности.

Основным нормативным документом, обеспечивающим безопасность труда на автомобильном транспорте, являются Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте

Безопасность ПРТСР заключается в обеспечении работодателем безопасных условий труда и соблюдений их работниками. Эти условия регулируются соответствующими статьями Трудового Кодекса РК, в которых устанавливаются единые требования к нормативной правовой документации по охране труда, в том числе правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для использования юридическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации складских объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а так же применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требования охраны труда условиям труда на каждом рабочем месте;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве; инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

контроль состояния условий труда на рабочих местах и правильность применения работниками средств индивидуальной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;

разработку и утверждение, с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа, инструкций по охране труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, получать инструктаж по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, получать инструктаж по охране труда, проходить стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и т.д.

При выполнении технологических процессов ПРТСР, на работающих действуют следующие опасные и вредные физические производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигаемые грузовые единицы и др.;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, грузов; температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте; вибрации; инфразвуковых колебаний; ультразвука;

повышенная или пониженная влажность воздуха; подвижность воздуха; ионизация воздуха;

повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;

повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенный уровень статистического электричества, электромагнитных излучений;

повышенная напряженность электрического поля, магнитного поля;

отсутствие или недостаток естественного света;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенная яркость света;

пониженная контрастность света;

прямая или отраженная блесткость;

повышенная пульсация светового потока;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструментов, оборудования, грузов;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола).

При работе с различными грузами не исключено влияние таких опасных и вредных производственных факторов, как токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию.

Кроме того, условия работы характеризуются также психофизиологическими опасными и вредными производственными факторами, которые по характеру действия подразделяются на физические перегрузки (статистические и динамические) и нервно-психические перегрузки (перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные нагрузки).

Уменьшить воздействие вышеперечисленных вредных и опасных производственных факторов можно с помощью мероприятий. Краткая характеристика этих мероприятий приведена ниже.

При выборе способа и технологии выполнения ПРТСР необходимо стремиться к уменьшению и полному предотвращению и полному предотвращению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов:

за счет механизации и автоматизации этих работ;

использование современных ПРС и технологий, отвечающих действующих требованиям безопасности;

применения знаковой, световой и другой сигнализации при перемещении груза погрузочно-разгрузочным механизмом;

правильного размещения и укладывания груза в мессах производства работ и на транспортных средствах;

соблюдения охранных зон электропередач, инженерных коммуникаций и др.

Грузы на транспортных средствах должны быть установлены

(уложены) и закреплены так, чтобы во время транспортирования

не происходило их смещение и падение. В необходимых случаях

груз должен быть закреплен.

При транспортировании тарно-штучных грузов должно применяться пакетирование с применением поддонов, контейнеров и

других пакетирующих средств. В пакетах грузы должны быть

скреплены. Грузы на поддоне не должны выступать более 20 мм

с каждой стороны поддона, для прочных ящиков длиной более

500 мм это расстояние может быть увеличено до 70 мм.

кабины к заднему борту, разгрузка - в обратном порядке.

При укладке груза в кузов АТС должны соблюдаться следующие правила:

при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами

кузова и должен располагаться равномерно по всей площади пола

штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, необходимо увязать такелажем (канатами из органических или синтетических материалов). Применение стальных канатов и проволоки не

допускается. Высота груза в автомобиле не должна превышать высоту проезда под мостами и путепроводами и должна быть не более

4,0 м, а ширина - не более 2,5 м.

Свободные промежутки между ящичными, бочковыми и другими штучными грузами в кузове необходимо заполнять прочными

прокладками и распорками.

При укладке катно-бочковых грузов в несколько рядов, эти грузы следует накатывать по слегам (толщиной не менее 50 мм).

Бочки с жидким грузом должны устанавливаться пробкой

вверх. Каждый ряд бочек должен устанавливаться на прокладках из досок, и все крайние ряды должны подклиниваться.

Запрещается находиться перед скатываемыми грузами или сзади накатываемых по слегам катно-бочковых грузов.

Грузы в неисправной таре должны складироваться в отдельный вспомогательный штабель пониженной высоты с целью дальнейшего ремонта тары или ее замены при перетаривании.

Перемещение тары волоком или кантованием не допускается.

При перемещении ящичных грузов во избежание ранения рук

каждый ящик необходимо предварительно осмотреть. Торчащие

гвозди и концы стальной обвязки должны быть забиты, убраны заподлицо.

При необходимости снятия пакета, ящика или кипы с верха

штабеля необходимо убедиться, что лежащий рядом груз занимает

устойчивое положение и не может упасть.

Укладывать пакеты, ящики, барабаны, бочки, рулоны и кипы в

закрытых складах необходимо с обеспечением ширины главного

прохода не менее 3 м.

Переноска катно-бочковых грузов независимо от их массы на

спине запрещается.

Места производства работ требуют соответствующей подготовки, а работы на них - организации. Организация работ и рабочих мест должна обеспечивать безопасность труда работающих на

всех этапах выполнения грузовых операций, для этого места, где

будут выполняться работы, должны:

размещаться на специально отведенной территории;

иметь основание с ровным твердым покрытием или твердым

грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов автотранспортных и погрузочно-разгрузочных средств, а также, обеспечивающее их устойчивость;

располагать проездами, обеспечивающими безопасное движение подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов;

соответствовать требованиям освещенности, пожарной безопасности, уровню шума, вибрации и др.

Площадки для производства ПРТСР должны иметь уклон не более 5°, а при использовании авто-и электропогрузчиков - не более

3°. Максимальная скорость, при которой может производиться

транспортирование грузов погрузчиками, не должна превышать

На площадках для укладки грузов должны быть обозначены

границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

Подъездные пути к площадкам производства ПРТС работ (постам погрузки-разгрузки) должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии.

На площадке для погрузки и выгрузки тарно-упаковочных и

штучных грузов, хранящихся в складе, должны быть устроены

платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова

транспортного средства (вагона, автомобиля). Рампы должны быть

шириной не менее 1,5 м и иметь уклон не более 5°. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных

средств, должна быть не менее 3 м.

Ширина проездов для погрузчиков и других транспортных

средств должна быть равна:

при продвижении машин с грузом только в одном направлении

не менее максимальной ширины загруженных авто- и электропогрузчиков, тележек плюс 0,8 м;

при встречном движении машин - не менее их двойной максимальной ширины плюс 1,2 м.

Ширина погрузочно-разгрузочных рамп (платформ) складов

должна быть не менее 1,5 м, а при движении по ней транспортных

средств - не менее 3,0 м. Рампы должны иметь бортовое ограждение (отбой брус) высотой 100 мм.

Для обеспечения въезда транспортных средств в помещение

складов или в железнодорожные вагоны устраиваются пандусы

шириной на 0,6 м больше ширины применяемых транспортных

В закрытых складах на местах выполнения ПРТСР механизированным способом освещенность рабочей зоны должна быть не менее 50 люкс (СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение"), а при повышенной опасности травматизма - не менее

Зоны с уровнем шума свыше 80 дБ должны быть обозначены

знаками безопасности, а работающие в этой зоне - обеспечены

средствами индивидуальной защиты органов слуха.

Температуру наружного воздуха и силу ветра, при которых необходимо прекращать производство работ на открытых площадках или организовать перерывы для обогрева рабочих, устанавливает администрация предприятия в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того в организации работ необходимо предусмотреть

мероприятия, направленные на исключение пребывания посторонних людей в местах производства работ.

Грузовые и транспортные операции в складах должны выполняться на основе проекта производства работ (ППР), утверждаемого администрацией предприятия и содержащего требования безопасности труда при производстве работ данного вида.

Для обеспечения безопасного выполнения ПРТСР к ним допускаются работники, прошедшие профессиональный отбор, медицинское освидетельствование и соответствующую профессиональную

подготовку, переподготовку и аттестацию.

Профессиональный отбор работников, предусматривающий установление профессиональной и психофизиологической пригодности к ведению работ, а также профессиональная подготовка и обучение безопасным приемам выполнения работ и охране труда, проверка знаний работников должны осуществляться в соответствии

с требованиями действующих нормативных правовых актов.

Работодатель обязан составлять список должностей и профессий работников, которые в обязательном порядке должны про-

ходить предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медосмотры и согласовывать его с местными органами Госсанэпиднадзора России,

обеспечивать прохождение медосмотров работниками согласно соответствующим нормативным правовым документам.

Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами. К управлению подъемно-транспортными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, обученные безопасным методам труда и имеющие удостоверения на право управления указанными машинами (кранами, погрузчиками и т. д.).

К выполнению погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ допускается персонал, обученный по соответствующей программе, прошедший проверку знаний по безопасности труда,

пожарной безопасности, оказанию первой помощи и аттестованный квалификационной комиссией.

К работе (погрузке-разгрузке и перевозке) опасных и особо

опасных грузов, могут быть допущены только лица, прошедшие

специальное обучение безопасным методам труда с последующей аттестацией.

Для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, а также для

защиты от загрязнения работники должны за счет работодателя

обеспечиваться средствами индивидуальной и коллективной защиты. Последние представляют собой разнообразные технические

средства (например, всевозможные ограждения и ограничители,

вытяжную и приточную вентиляцию и др.), защищающие работников от воздействия движущихся частей оборудования, являющихся

источником опасности; от попадания в рабочую зону используемых в работе опасных веществ, материалов или инструмента и т. д.

Средства защиты работников должны отвечать требованиям

действующих стандартов, технической эстетики и эргономики,

обеспечивать высокую степень защитной эффективности и удобство при их использовании. Средства индивидуальной защиты, в том числе и иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации,

и иметь сертификаты соответствия, в том числе на спецодежду и

спецобувь, изготавливаемые по техническим условиям. Приобретение и выдача работникам средств защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается.

Выбор средств защиты в каждом отдельном случае должен осуществляться с учетом требований безопасности для данного производственного процесса или вида работ.

Средства индивидуальной защиты должны применяться в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, а также, если не обеспечивается гигиена труда.

Работодатели обязаны обеспечивать своих работников средствами коллективной защиты в соответствии с ГОСТами, СНиПами,

СанПиНами, межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране

труда и другими нормативными правовыми актами, в которых установлены требования безопасности к конкретному виду производственных процессов, оборудования, инструмента и т. д.

Предприятие бесплатно и по установленным нормам обеспечивает средствами защиты работников, занятых на работах с вредны-

ми или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Работники получают средства защиты в соответствии с установленными нормами и сроками носки независимо от того, к какой

отрасли экономики относятся производства, цеха, участки и виды

работ, а также независимо от форм собственности и организационно-правовых предприятий.

Работники не допускаются к работе без средств индивидуальной защиты, а также в неисправной, неотремонтированной, загрязненной спецодежде и спецобуви.

Нормативный документ (стандарт предприятия или положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами защиты) разрабатывается на

каждом предприятии в отдельности с учетом его организационных и производственных особенностей.

Одним из важных составляющих обеспечения безопасности

при выполнении ПРТСР является использование исправных машин,

оборудования, инструментов и приспособлений. Для поддержания

техники в исправном состоянии она должна проходить своевременное и качественное диагностирование, техническое обслуживание, ремонт и техническое освидетельствование.

Статические испытания проводят при неработающей грузоподъемной машине с целью проверки прочности всей машины и ее

отдельных элементов.

При статических испытаниях мостового крана, его устанавливают над опорами подкрановых путей, а тележку в положение, соответствующее наибольшему прогибу моста. Крюк с грузом поднимают на высоту 200-300 мм и в этом положении выдерживают в течение 10 мин. Затем груз опускают и устанавливают наличие или

отсутствие остаточной деформации металлоконструкции крана с

помощью отвеса, подвешиваемого к крану на тонкой проволоке.

Если отвес занимает прежнее положение, это свидетельствует об отсутствии остаточных деформаций и о нормальной работе металлической конструкции.

Новые стреловые краны подвергают первичным статическим

испытаниям при наименьшем и наибольшем вылетах стрелы с соответствующей для этих вылетов нагрузкой. Последующие периодические испытания проводят только в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана. Краны, грузоподъемность которых не регламентируется величиной вылета стрелы,

испытываются при ее наибольшем вылете. При испытаниях стреловых кранов их поворотную часть устанавливают в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана.

Удовлетворительными считаются такие результаты статических испытаний, когда при выдержке груза на весу в течение 10 минут не наблюдается самопроизвольного опускания груза, нет остаточных деформаций, не обнаруживается потери устойчивости у стреловых передвижных кранов и нет повреждений у грузоподъемных устройств.

Динамические испытания проводят с грузоподъемными машинами, прошедшими статические испытания. Эти испытания проводят с грузом, на 10 % превышающим и машины для проверки действия всех ее механизмов, тормозных и предохранительных устройств при выполнении всех рабочих операций с грузом (подъем,

опускание, перемещение), предусмотренных инструкцией по эксплуатации.

Механизм подъема и опускания стрелы с грузом проверяют под

нагрузкой, соответствующей наибольшему рабочему вылету стрелы. При этих испытаниях проверяют также действие конечных выключателей моста, тележки и др. Действие конечных выключателей механизма подъема груза и стрелы проверяют без груза.

В том случае, если механизмы машины, тормоза и концевые

выключатели действуют исправно, то проводят проверку действия

ограничителя грузоподъемности, который должен срабатывать, при плавном подъеме груза, масса которого на 10 % превышает дн.

Съемные грузозахватные приспособления (например, клещевые, вилочные захваты) при освидетельствовании также подвергают осмотру (не реже одного раза в месяц) и испытанию нагрузкой, на 25 % превышающей дн. Канаты, цепи, стропы, лебедки осматривают через каждые 10 дней.

Все результаты освидетельствования заносят в журнал, и разрешение на эксплуатацию машины дают только после получения

удовлетворительных результатов осмотра и испытаний. При наличии опасных дефектов, могущих стать причиной несчастного случая, работу грузоподъемной машины не разрешают.

Необходимо обратить внимание, что уровень безопасности техники решается на стадии проектирования и во многом зависит от заложенных в нее конструкторских решений.

Работники, занятые на погрузочно-разгрузочных работах,

должны пройти подробный инструктаж по безопасности труда

и пожарной безопасности.

Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется: на вводный, первичный на рабочем месте, повторный,

внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными,

учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику по программе, разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем организации и соответствующим выборным

профсоюзным органом.

Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда с

использованием современных технических средств обучения и

пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов). Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми

работниками, вновь принятыми в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися,

студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу,

а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасныхприемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране

труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ

с учетом требований стандартов. Первичный инструктаж на рабочем месте не проводится с работниками, не связанными с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом подвижного состава и оборудования, использованием инструмента, хранением сырья и материалов. Список профессий

работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию

с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками

представительным органом.

Каждый работник, имеющий профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных

приемов работы прикрепляется на 2-5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или

опытному работнику, под руководством которого он выполняет

работы. После этого руководитель участка, убедившись в усвоении

вновь поступившим работником безопасных приемов работы,

оформляет допуск к самостоятельной работе.

Повторный инструктаж: проводится в целях закрепления знаний безопасных методов и приемов труда по программе первично-

го инструктажа на рабочем месте.

В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной

опасности повторный инструктаж проходят все работники независимо от их квалификации, образования и стажа работы не реже

1 раза в 3 месяца, за исключением работников, освобожденных от

прохождения первичного инструктажа (см. выше).

Внеплановый инструктаж: проводится в следующих случаях:

при изменении правил по охране труда; изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструментов, исходного сырья, материалов и других

факторов, влияющих на безопасность труда; нарушении работником требований безопасности труда, в том случае, если это может

привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению; перерывах в работе.

Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажей регистрируется в специальном журнале с обязательной

подписью инструктируемого и инструктирующего, в журнале указывается и разрешение на допуск к работе. При регистрации вне-

планового инструктажа должна также указываться причина, вызвавшая его проведение. Журнал хранится у непосредственного руководителя работ. По окончании журнала он сдается в службу охраны труда и заводится новый.

Целевой инструктаж проводится: при выполнении разовых

работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности

(погрузка, разгрузка, уборка территории и т. п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве

работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие

документы; проведении экскурсий в организации; организации

массовых мероприятий с учащимися.

Проведение целевого инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации инструктажа

на рабочем месте.

Важно не только знать, но и неукоснительно выполнять инструкции по безопасности при выполнении ПРТСР, которые регламентированы Правилами и другими правовыми актами.

Необходимо следить за тем, чтобы все погрузочно-разгрузочные механизмы и машины, грузозахватные устройства, приспособления и. инструменты использовались по назначению и эксплуатировались только в соответствии с заводской инструкцией и паспортом. Не допускать подъем груза, масса которого с учетом грузозахватного устройства больше грузоподъемности ПРС или неизвестна, но имеются основания считать, что она может превысить номинальную грузоподъемность. При механизированной погрузке необходимо исключить возможность перемещения груза над кабиной водителя автомобиля. Кроме того, водитель автомобиля

должен покинуть транспортное средство и находиться от него на расстоянии, оговоренном в Правилах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный экономический университет" Центр дистанционного образования

Контрольная работа по дисциплине: "Безопасность жизнедеятельности"

. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

Власова Я.П.

С одержание

Глава 1. Основные положения теории риска. Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

1.1 Основные положения теории риска

1.2 Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

Глава 2. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

2.1 Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах

2.2 Общие требования обеспечения безопасности труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

2.3 Требования безопасности к производственным (технологическим) процессам

2.4 Требования к местам погрузочно-разгрузочных работ

2.5 Режим труда и отдыха

2.6 Задача для расчета риска

Заключение

Список использованной литературы

Глава 1. Основные положения теории риска. Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

1.1 Основные положения теории риска

В основу научной проблемы обеспечения БЖД положена следующая аксиома: любой вид деятельности потенциально опасен. Из этой аксиомы следуют два вывода: невозможно разработать абсолютно безопасный вид деятельности; ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека. Опасность - это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь человека посредством нанесения ущерба здоровью человека непосредственно или косвенно. Количественной характеристикой опасности является риск.

Таким образом, можно дать следующее определение риска: риск - ожидаемая частота или вероятность возникновения опасностей определенного класса, или же размер возможного ущерба (потерь, вреда) от нежелательного события, или же некоторую комбинацию этих величин.

Риск возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:

Существование фактора риска (источник опасности);

Присутствие данного фактора риска в определенной, опасной (или вредной) для объектов воздействия дозе;

Подверженность (чувствительность) объектов воздействия к факторам опасностей.

Риск является неизбежным, сопутствующим фактором промышленной деятельности. Риск объективен, для него характерны внезапность, неожиданность наступления, что предполагает прогноз риска, его анализ, оценку и управление - ряд действий по недопущению факторов риска или ослаблению воздействия опасности.

Анализ риска - процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, объектов, окружающей природной среды и других объектов рассмотрения. В ходе анализа решаются три вопроса:

1. Что плохого может произойти?

2. Как часто это может случиться?

3. Какие могут быть последствия?

Таким образом, должны рассматриваться все технические и социальные аспекты в их взаимосвязи. При этом возможно обеспечить приемлемый риск, который сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Выделяют, 4 методических подхода к определению риска.

1. Инженерный - опирающийся на статистику.

2. Модельный - основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, профессиональные группы и так далее. риск безопасность груз транспортировка

3. Экспертный - когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов.

4. Социологический - основанный на опросе населения.

Кроме того, существуют понятия: мотивированный и немотивированный риск.

Под мотивированным риском понимают необходимость с риском для жизни проведения тех или иных мероприятий важных для общества. Немотивированный риск - нежелание людей руководствоваться требованиями безопасности, что приводит к травмам и формирует предпосылки аварий.

Ожидаемый или прогнозируемый риск - произведение частоты реализации конкретной опасности на произведение вероятностей нахождения человека в зоне риска.

Знание уровней риска позволяет сделать заключение о целесообразности дальнейших усилий для повышения безопасности того или иного рода деятельности.

Критерии риска:

Недопустимый (чрезмерный) характеризуется исключительно высоким уровнем, который в большинстве случаев приводит к негативным последствиям;

Нежелательный (гранично-допустимый) - это максимальный риск, который не должен превышаться, независимо от ожидаемого результата;

Допустимый с проверкой (приемлемый риск) - это такой уровень риска, который общество приемлет (может позволить), учитывая технико-экономические и социальные возможности на данном этапе своего развития. Он объединяет технические, экономические, социальные и политические аспекты и является определенным компромиссом между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Суть концепции приемлемого риска заключается в желании создать настолько незначительные опасности, которые в данный момент может воспринять общество.

Допустимый без проверки (пренебрегаемый) - риск имеет настолько низкий уровень, что он находится в пределах допустимых отклонений природного уровня.

1.2 Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

Одной из наиболее часто употребляемых характеристик опасности является индивидуальный риск - вероятность (или частота) поражения отдельного индивидуума в результате воздействия исследуемых факторов опасности при реализации неблагоприятного случайного события.

Значение индивидуального риска не характеризует масштаб катастрофы и используется для количественной оценки потенциальной опасности конкретного рабочего места, вида деятельности, рабочей зоны.

Этот вид риска рассматривается в качестве первичного и основного понятия. Во-первых, в связи с приоритетом человеческой жизни, как высшей ценности и, во-вторых, в связи с тем, что именно индивидуальный риск может быть оценен по большим выборкам с достаточной степенью достоверности, что позволяет определять другие важные категории риска (например, потенциальный территориальный) при анализе техногенных опасностей и осуществлять установление приемлемого и неприемлемого уровней риска. Риск каждого вида опасности для отдельного человека определяется по следующей формуле:

где R - величина риска; n - число несчастных случаев, связанных с данным видом деятельности; N - кол-во человек, участвующих в этом виде деятельности.

Источниками индивидуального риска являются: внутренняя среда организма человека, привычки, социальная экология, профессиональная деятельность, социальная среда, непрофессиональная деятельность, окружающая природная среда.

Количественной интегральной мерой опасности является коллективный риск, определяющий масштаб ожидаемых последствий для людей от потенциальных аварий или других негативных воздействий. Социальный или коллективный риск - это зависимость числа погибших людей от частоты возникновения события, которое вызывает поражение этого числа людей. Социальный риск является интегральной количественной оценкой опасности промышленного объекта, характеристикой масштаба возможных аварий. Коллективный риск - зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей, рассчитывается по формуле:

где t - время, за которое произошли несчастные случаи.

Фактически коллективный риск определяет ожидаемое число смертельных исходов в результате аварий на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Источниками коллективного риска являются: урбанизация экологически неустойчивых территорий, промышленные технологии и объекты повышенной опасности, социальные и военные конфликты, эпидемии, снижение качества жизни.

Современный мир пришел к понятию приемлемого риска. Приемлемый риск - это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не оказывает влияние на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностью ее достижения, т.е. между вложениями в модернизацию производства и затратами на социальную сферу производства. За его единицу во всем мире принята величина 10-6 .

Глава 2. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

2.1 Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах

К нормативным документам, регламентирующим требования безопасности, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ относятся:

1. ГОСТ 12.3.009-76(2000) (СТ СЭВ 3518-81) Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности;

2. ГОСТ 12.3.020-80(2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности;

3. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р М-007-98;

4. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ-10-14-92;

5. РД 10-231-98 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями ПОТ Р М-007-98, ПБ-10-14-92 и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, и соблюдение которых обеспечивает безопасность работ.

2.2 Общие требования обеспечения безопасности труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

Организация работ должна обеспечивать безопасное производство работ, надлежащий контроль, за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности, локализацию и ликвидацию последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте в случае их возникновения и определять порядок технического расследования их причин, разработки и реализации мероприятий по их предупреждению и профилактике.

Ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ в организации должна быть возложена приказом на специалиста, организующего эти работы. На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на работника, замещающего его по должности.

Руководители и специалисты, обеспечивающие содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию, и работники, ответственные за безопасное производство работ кранами, должны руководствоваться инструкциями, разработанными на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемников (вышек) и других правил Ростехнадзора.

Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:

Перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и неисправным инвентарем запрещается;

Проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;

Следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;

При возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

Служба охраны труда организации должна осуществлять постоянный контроль, за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда, оказывать разработчикам (подразделениям) методическую и организационную помощь и содействие.

Основными опасными и вредными производственными факторами, определяемыми по ГОСТ 12.0.003, при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов являются:

Загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

Повышенный уровень шума на рабочем месте;

Повышенная или пониженная влажность воздуха;

Повышенная или пониженная подвижность воздуха;

Недостаточная освещенность рабочей зоны;

Прямая и отраженная блесткость;

Расположение рабочего места на значительной высоте;

Движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, балансиры, захваты и т.д.

Для кранов на автомобильном шасси или шасси автомобильного типа токсические воздействия этилированного бензина и др.

Погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов кранами должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и утвержденным в установленном порядке.

При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов: от стен помещений - 0,7 м, от приборов отопления - 0,2 м (должны увеличиваться по условиям хранения груза), от источников освещения - 0,5 м, от пола - 0,15 м, между ящиками в штабеле 0,02 м, между поддонами и контейнерами в штабеле - 0,05 - 1 м.

Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно - транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м.

Переноска груза грузчиком допускается массой не более 50 кг. Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы, производимые с применением грузоподъемных кранов, должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, назначаемого приказом по организации из числа мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров, в распоряжении которых находятся эти краны.

Погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады, мостики, сходни должны содержаться в исправном и чистом состоянии, а в зимнее время очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение, твердое и ровное покрытие, содержаться в чистоте и своевременно очищаться от мусора, а зимой от снега и льда и не загромождаться.

Складирование материалов, каких-либо предметов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ не допускается.

2.3 Требования безопасности к производственным (технологическим) процессам

Транспортирование грузов, в основном, осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортными средствами.

Складирование грузов должно производиться по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и т.д.

Технологическая карта должна выполняться в виде плана склада, площадки складирования, на котором должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта, проходы для работников, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и т.д.

Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки с применением съемных грузозахватных приспособлений, тары и др. средств, указанных в документации на транспортирование этих грузов. Применяемые грузозахватные приспособления и средства должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Перемещение грузов неизвестной массы должно производиться после определения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления.

Для обеспечения безопасного перемещения, кантовки, погрузки и выгрузки грузов в организации должны быть разработаны схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы.

Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами должны производиться при отсутствии людей на местах перегрузок грузов на площадках и в транспортных средствах, за исключением стропальщика при зацепке и отцепке грузозахватных приспособлений и проверки правильности строповки груза при его подъеме на высоту не более 200 - 300 мм от уровня пола (площадки).

Стропальщик или зацепщик груза должен удалиться в безопасное место после проверки надежности строповки груза и его подъема на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки).

При постановке транспортного средства под погрузку или разгрузку должны быть приняты меры по предотвращению самопроизвольного его движения.

При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, должны применяться подкладки и прокладки, предотвращающие повреждения грузозахватных устройств.

Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы.

При перемещении груза авто - и электро-погрузчиками с вилочными захватами груз должен быть расположен равномерно относительно элементов захвата и в соответствии с руководством по эксплуатации автопогрузчиков, при этом груз должен быть приподнят от пола на 300 - 400 мм. Максимальный уклон площадки при транспортировании грузов погрузчиками не должен превышать угла наклона рамы.

Выступание груза за пределы опорной поверхности захватов должно быть симметрично справа и слева и не должно превышать одной трети длины его опорной поверхности, а положение центра тяжести груза обеспечивало бы его устойчивость на вилочных захватах.

Транспортирование тары и установка ее в штабель авто- или электро-погрузчиком с вилочными захватами должны производиться по одной штуке.

Перемещение авто- и электро-погрузчиками грузов больших размеров должно производиться задним ходом и только в сопровождении погрузчика лицом, ответственным за погрузку и транспортирование груза. В обязанность этого лица входит указание водителю погрузчика дороги, подача предупредительных сигналов и обеспечение безопасности при движении погрузчика.

Применяемые способы укладки грузов должны обеспечивать:

1. Устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них.

2. Возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования.

3. Безопасность работающих на штабеле или около него.

4. Безопасность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники.

5. Циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции закрытых складов.

6. Соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Авто- и электро-погрузчики следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием.

При перемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочие приспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствии с технологическими документами по ГОСТ 3.1120.

Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или неустойчивых грузов должны оснащаться предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении.

Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующими защелками или приспособлениями, надежно фиксирующими и удерживающими их на захватах.

Перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю автопогрузчика, должно производиться в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.

Перевозка людей допускается только при наличии на транспортных средствах сидений, выполненных в соответствии с документацией предприятия-изготовителя транспортного средства.

Перевозка грузчиков в кузове автомобиля, как правило, не допускается. Если по роду работы необходимо перевозить экспедиторов или грузчиков, то они должны находиться в кабине автомобиля.

2.4 Требования к местам погрузочно-разгрузочных работ

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием или твердым грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно - транспортных машин. Подъездные пути к площадкам производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной администрацией организации, и регулироваться разметкой и дорожными знаками на въездах, выездах, в местах разворотов и постановки под разгрузку (погрузку) транспортных средств, в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие нормальный фронт работ. На площадке для погрузки и выгрузки тарных штучных грузов, хранящихся в складах и пакгаузах, должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м и иметь уклон не более 5 град. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.

В случае необходимости освещения больших площадей может быть применено прожекторное освещение.

При размещении грузов не должно возникать помех естественному освещению, вентиляции, безопасной эксплуатации оборудования, проезду транспортных средств, проходу работников, безопасному производству работ, использованию противопожарного оборудования, маршрутам эвакуации работников в аварийных ситуациях и т.д.

Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств, с грузом не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должен быть предусмотрен тротуар и отбойный брус.

При необходимости работы с грузом, являющимся источником вредных и опасных производственных факторов, должны применяться соответствующие средства защиты (как коллективные, так и индивидуальные), включая и организационные меры.

2.5 Режим труда и отдыха

Режимы труда и отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных и транспортных работах, устанавливаются администрацией организации и структурных подразделений, в штате которых числятся эти работники, и должны соответствовать КЗоТ Российской Федерации. Нормативная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Сокращенный рабочий день для работников, занятых на погрузочно-разгрузочных и транспортных работах, должен устанавливаться по списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда.

Режимы труда и отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных и транспортных работах должны устанавливаться с учетом степени опасности и вредности, сопутствующих этим работам производственных факторов и с обеспечением санитарно-гигиенических условий и безопасности производства работ.

При выполнении работ в других подразделениях или в других организациях режимы труда и отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, могут устанавливаться по режиму работы этих подразделений, организаций.

Пребывание работников на складах хранения сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ) разрешается только на время производства работ по обработке (складированию) этих грузов.

Для работников, не достигших возраста 18 лет, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю, в возрасте от 15 до 16 лет - не более 24 часов в неделю.

Не допускается привлечение к работам в ночное время и сверхурочным работам, к работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей инвалидов до 16 лет), могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку только с их согласия.

2.6 Задача для расчета риска

1,5 минуты занятий альпинизмом соответствует величине индивидуального риска летального исхода 1Ч10-6 год. Определить годовое количество погибших альпинистов, если за последние 3 года их выезжало в горы 40 тыс. чел., при этом затрачено непосредственно на восхождение каждым альпинистом по 2,5 суток.

1. Рассчитаем индивидуальный риск каждого альпиниста:

Rи = (1х 10-6/1,5) х (24х 2,5х 60) = 0,0024

Где (1х 10-6/1,5) - индивидуальный риск в минуту.

(24х 2,5х 60) - минут затрачено непосредственно на восхождение каждым альпинистом;

1. Найдем число погибших альпинистов

Rи - индивидуальный риск

L - число людей, подверженных соответствующему фактору риска в единицу времени t.

P = 0,0024 х 40000/3 = 32

Ответ: годовое количество погибших альпинистов 32 человека

Заключение

Погрузочно-разгрузочные работы являются неотъемлемой частью производственной деятельности любой организации.

Данные работы относятся к категории работ с повышенной опасностью и в определенных случаях выполняются по наряду-допуску. Широк спектр применяемой при этом техники.

В таких условиях к персоналу применяются дополнительные требования в связи с ответственностью за собственную безопасность и безопасность других работников, сохранность оборудования и грузов.

Вполне очевидно, что погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться по строго определенной технологии с соблюдением последовательности операций и порядка применения оборудования и механизмов, и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, соблюдение которых обеспечивает безопасность работ.

Список использованной литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов/ С.В. Белов и др., под редакцией С.В. Белова - М.: Высшая школа. 2004г.

2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студентов вузов /Э.А. Арустамов и др. под ред. Э.А. Арустамова. - М. : Дашков и К, 2009г.

3. Надежность технических систем и техногенный риск: учебное пособие/ М.И. Фалеев и др., под редакцией М.И. Фалеева. - М.: ЗАО ФИД "Деловой экспресс" 2002г.

4. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р М-007-98; Санкт-Петербург

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах. Требования безопасности к технологическим процессам, к местам производства погрузочно-разгрузочных работ. Размещение и крепление пакетов на автомобильном транспорте.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2009

    Выполнение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ, требования к процессам и местам их производства.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2011

    Анализ опасностей связанных с эксплуатацией подъемных сооружений. Обязанности крановщика, безопасность работ по перемещению тяжестей. Требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ. Обеспечение безопасности в аварийных ситуациях.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2015

    Анализ опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъемных машин. Опасность поражения электрическим током, возникновения пожара, опрокидывания крана, падения груза. Безопасность эксплуатации грузоподъёмных кранов, погрузочно-разгрузочных работ.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2008

    Требования безопасности к производственным процессам. Определение опасных зон. Безопасность труда на строительной площадке. Охрана труда в проекте производства работ. Устройство дорог и транспортирование грузов. Опасные зоны строительной площадки.

    реферат , добавлен 25.03.2009

    Основные технические средства охраны труда коллективной защиты. Защитные и блокировочные устройства. Схема действия защитной блокировки с применением фотоэлемента, радиоактивной автоблокировки. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ.

    реферат , добавлен 24.03.2009

    Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов. Приборы и устройства безопасности. Ограничитель высоты подъема груза. Указатели приближения к ЛЭП и вылета стрелы.

    реферат , добавлен 24.03.2009

    Сущность и виды риска, основные положения его теории. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Последовательность изучения опасностей. Цель системного анализа безопасности, принципы ее обеспечения и средства управления ею. Причины отказов оборудования.

    презентация , добавлен 09.02.2014

    Основные положения теории риска. Концепция приемлемого риска. Действие техногенных опасностей. Методические подходы к определению риска. Выявление источников опасностей. Системный анализ безопасности. Причины отказов оборудования на предприятиях.

    лекция , добавлен 24.07.2013

    Организация системы управления безопасностью на предприятии. Характеристика опасных факторов при погрузочно-разгрузочных работах, их виды и расчеты. Действия обслуживающего персонала в аварийных ситуациях. Расчети базовых и новых эксплуатационных затрат.

Тема 4.2. Основы безопасности работников железнодорожного

транспорта при нахождении на путях

Студент должен:

знать виды опасных факторов при нахождении работников на путях, сред­ства и методы обеспечения безопасных условий их труда;

уметь проводить анализ травмоопасных факторов при работе на путях, выбирать средства защиты работников.

Опасный фактор железнодорожных станций и перегонов - движущиеся объек­ты (железнодорожные составы, локомотивы, отдельные вагоны, путевые ма­шины). Специфика - отсутствие возможности маневра; тормозные устройства, не обеспечивающие безопасного для человека тормозного пути; отсутствие тормозных устройств при роспуске подвижного состава с горок. Специфика травматизма на железнодорожном транспорте - тяжелые последствия, частота смертельных исходов, невозможность скорой медпомощи.

Причина травматизма: человеческий фактор (ослабление внимания при длительном нахождении на путях, снижение ориентации по акустическим фак­торам: из-за наличия шумов различных диапазонов шумового давления; ослаб-

ление восприятия звуковых сигналов, оповещающих об опасности, из-за обще­го высокого уровня шумов); отсутствие безопасного места при встречном дви­жении составов; недостаточная освещенность в ночное время в условиях ин­тенсивных маневровых передвижений; неудовлетворительное содержание ме­ждупутных пространств (снег, гололед, лужи, захламленность).

Меры безопасности от наезда подвижного состава на людей, находящихся в опасной зоне на путях; организация работ во время технологических окон; организация работ на закрытых для движения путях; организация безопасных зон (укрытий, широких междупутий, мест для отдыха); организация безопас­ных пересечений (тоннелей, пешеходных мостов, переходов с цветовой сигна­лизацией); организация безопасных маршрутов по территориям станций; сред­ства сигнализации и оповещения людей; ограждение мест производства работ запрещающими сигналами; применение сигнальной спецодежды. Меры безо­пасности при перевозках работников к месту работ.

Студент должен:

знать виды опасных факторов производственной среды; при производстве погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ, средства и методы обеспечения безопасных условий труда;

уметь проводить анализ травмоопасных факторов, выбирать безопасные приемы и средства защиты работников.

Содержание учебного материала Основные положения и единые требования Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98. Мин­труд России 20.03.98 № 16). Основные требования Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Организационные мероприятия (проф­отбор персонала, предварительный и периодический медицинские осмотры, обуче­ние, инструктажи, проверка знаний, аттестация, обеспечение инструкционными ма­териалами, утвержденными Госгортехнадзором России).



Источники опасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и складировании грузов: движущиеся машины и механизмы, железнодорожный транспорт, поднимаемый и перемещаемый груз; канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты, острые кромки транспортируемого груза, электрический привод кранов; расположение рабочего места на значительной высоте. Усугубляющие вредные факторы: загазованность и запыленность воз­духа рабочей зоны, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей

зоны, повышенный уровень шума, повышенная или пониженная влажность воздуха, повышенная или пониженная подвижность воздуха, недостаточная ос­вещенность рабочей зоны, прямая и отраженная блесткость.

Меры безопасности (запрет на нахождение людей в зоне возможного паде­ния грузов, безопасная установка крана для работы вблизи воздушных линий электропередачи, строений, мест складирования, откосов котлованов, разработ­ка технологических карт выполнения погрузочно-разгрузочных работ и разме­щения конкретных грузов). Меры безопасности в процессе выполнения опера­ций кранами (сигналы стропальщика, знаки безопасности, схемы строповки для конкретных грузов, отсутствие в зоне погрузки людей, наличие подготовленно­го места и подкладок). Техническое освидетельствование кранов, съемных гру­зозахватных приспособлений, тары. Освещенность мест производства работ кранами, их функции. Меры безопасности в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных операций вручную (допустимые максимальные нагрузки для мужчин, для юношей, специальные мостики и сходни, рукавицы, краски). Средства индивидуальной защиты при разгрузке пылящихся грузов.

Опасности строительно-монтажных работ (части разрушающихся конст­рукций, падающие с высоты предметы, котлованы, завалы).

Организационные меры защиты: проекты производства работ, ограждение территории, подбор кранового оборудования, безопасная установка крана вбли­зи строений, мест складирования, откосов котлованов; безопасные расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи; соблюдение требований к ох­ранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций, ор­ганизация движения транспорта в зоне строительства. Границы опасных зон.

Работы на высоте, верхолазные работы. Организационные мероприятия: профотбор персонала, предварительный и периодический медицинские смотры, учение, инструктажи, проверка знаний, обеспечение инструкцион­ными материалами, индивидуальными средствами защиты. Ограждение рабочих мест.



Что еще почитать