Общие сведения о тралении и конструкциях тралов. Силы и средства траления Ульяновский областной суд

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Мифтахова Г.А.Дело № 12 - 13/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Ульяновского областного судаКостюнина Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобеООО «Симбирскавтодор» на постановление Ленинского районного суда г.Ульяновска от 03 декабря 2014 года,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 03 декабря 2014 года ООО «Симбирскавтодор» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, ООО «Симбирскавтодор» просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения.

Указывает, что деятельность, осуществляемая ООО «Симбирскавтодор», относится к судоходству, на осуществление которого не требуется заключения договора о предоставлении водного объекта в пользование.

Подробно позиция ООО «Симбирскавтодор» изложена в жалобе, и поддержана защитником общества Горбуновой Е.А. в судебном заседании.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований для отмены постановления суда не нахожу.

В соответствии со статьей 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) использование акватории водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи.

Акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункты 1, 4 и 14 статьи 1 Водного кодекса).

В ходе административного расследования, проведенного Росприроднадзором по Ульяновской области, было установлено, что по состоянию на 15.08.2014 года ООО «Симбирскавтодор» посредством привлечения сторонних организаций осуществляло выгрузку строительного материала с судна, стоящего в водной акватории, на берег, с использованием плавучего крана, то есть в нарушение п.2 ч.1 ст.11 Водного Кодекса использовало акваторию за левой кромкой судового хода р.Волга без договора на водопользование.

Из материалов дела следует, что ООО «Симбирскавтодор» в целях выполнения государственного контракта по содержанию действующей сети автомобильных дорог от 10.01.2012 года, заключило договор поставки нерудных строительных материалов№*** от 08.04.2014 с ООО «А***».

ООО «А***» (Заказчик), в свою очередь, заключило договора с ООО «М***» (Исполнитель):

От 28.03.2014 на перевозку грузов (щебеночной продукции) водным транспортом в навигацию 2014 года по маршруту п.п.Богатырь- п.в.Ульяновск;

От 28.03.2014 на оказание услуг по выгрузке груза (щебеночной продукции) в навигацию 2014 года на причалах Заказчика – причал ОАО «У***» и участок № 10 укрепительной дамбы к мостовому переходу. По условиям данного договора Заказчик обязан подготовить причал для безопасной установки плавмеханизации, обеспечить достаточные глубины подходов к причалу выгрузку с выставленной судоходной обстановкой, безопасные условия для подхода к нему судов, а также маневрирования судна, произвести тральные, промерные дноуглубительные работы и предоставлять акты траления акватории причала и подходов к причалу с магистрального пути к месту выгрузки.

15.05.2014 ООО «Симбирскавтодор» (Заказчик) заключило с ФБУ «А***» (Исполнитель) следующие договора:

Договор траления и промер глубин участка акватории Заказчика: подход 500х100 м. и акватория причала 250х200 м. Заказчика, за левой кромкой судового хода р.Волга 1523 км. Общая площадь траления 10 га;

Договор оборудования навигационными знаками на внутренних водных путях, место проведения работ: подход и акватория причала Заказчика, за левой кромкой судового хода р.Волга 1523 км;

Договор на выдачу технических условий на использование акватории для размещения плавсредств за левой кромкой судового хода р.Волга 1523 км.

Также 15.05.2014 ООО «Симбирскавтодор» (Заказчик) заключило договор с ООО «Г***» (Исполнитель) на организацию погрузо-разгрузочных работна площадке Заказчика: земельный участок мостового перехода через р.Волга в г.Ульяновске (автомобильная дорога к мостовому переходу в Заволжском районе г.Ульяновска, Нижняя Терраса, от П.К.83 трассы мостового перехода далее по северной границе комплексного гидротехнического сооружения инженерной защиты (Дамбы).

Данный земельный участок с кадастровым номером *** принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», которым 06.05.2014 заключено соглашение с ООО «Симбирскавтодор» об установлении частного сервитута для осуществления погрузо-разгрузочных работ и складирования нерудных строительных материалов.

По поручению собственника участка ООО «Симбирскавтодор» был заказан в ЗАО «И***» расчет берегоукреплений из шпунтовой стенки, в ходе которого специализированной организацией были произведены проверочные расчеты и определено, что конструкция шпунтовой стенки позволяет производить разгрузку материалов и грузов при соблюдении определенных условий.

Из представленных актов на выгрузку груза от 18, 23, 27 июня 2014 года,от 03, 04, 11, 29 июля 2014, от 02, 10,13, 14 августа 2014 года, 02.09.2014 года следует, что выгрузка из судна щебня осуществлялась плавкраном Т-36, судовладельцем которого является ООО «М***», на причале ООО «Симбирскавтодор». Погрузо-разгрузочные работы на земельном участке выполнялись ООО «Г***».

Обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о том, что акватория за левой кромкой судового хода р.Волга 1523 км использоваласьООО «Симбирскавтодор» для размещения (стоянки) плавательных средств для осуществления погрузо-разгрузочных работ.

Между тем, данная форма водопользования не входит в перечень исключительных видов водопользования, к числу которых отнесено судоходство, при которых не требуется заключение договора водопользования (п. 1 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса).

Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что судоходство - это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.

Погрузо-разгрузочная деятельность является самостоятельным видом деятельности, и не может быть отнесена к перевозке груза.

Указанное подтверждается Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2013 г. N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», которым лицензируемые виды деятельности (перевозка грузов и погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам) разделены.

Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2013 г. N 193, установлено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы:

работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте (в морских портах) с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.

Таким образом, вышеуказанная акватория использоваласьООО «Симбирскавтодор» не только для перевозки груза, но и для перегрузки строительного материала с судна, стоящего в водной акватории, на берег, с использованием плавучего крана, посредством привлечения сторонних организаций в целях удовлетворениясобственных нуждООО «Симбирскавтодор».

В связи с чем, доводы ООО «Симбирскавтодор» о том, что акватория использовалась обществом для судоходства, являются несостоятельными.

Плавкран использовался также не для целей судоходства (не для перевозки груза).

При рассмотрении дела судьей районного суда все имеющиеся в деле доказательства были исследованы и оценены в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и был сделан обоснованный вывод о наличии события правонарушения и виновности ООО «Симбирскавтодор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение о привлечении ООО «Симбирскавтодор» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, вынесено судом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Симбирскавтодор» в пределах санкции ст. 7.6 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Постановление Ленинского районного суда г.Ульяновска от 03 декабря 2014 года оставить без изменения, жалобу ООО «Симбирскавтодор» - без удовлетворения.


Сокращенный продольный профиль реки составляется для различного рода проектных проработок или в виде приложения к лоцманским картам. Масштаб сокращенного профиля выбирается с таким расчетом, чтобы профиль был компактным и удобным для обозрения и принимается:

горизонтальный - от 1:500000 до 1:1000000;

вертикальный - от 1:200 до 1:500.

На сокращенном продольном профиле показываются наиболее существенные данные, соответствующие задачам его построения.

В отдельных случаях, для характеристики уклонов, строится продольный профиль свободной поверхности реки. На этот профиль по данным однодневной (мгновенной) связки наносится по отметкам положение проектного (срезочного) уровня воды и глубины на основании продольного промера глубин по фарватеру реки.

Таблица 7 .4

Писаный продольный профиль


Километраж по фарватеру

Глубины от срезочного уровня или отметки дна, м

Отметки, м

нулей графиков уровенных постов

Грунты дна

Перекаты, их границы, минимальные глубины, уклоны

Скорости течения (м/сек) и соответствующие им уровни воды, м

Притоки, селения, пристани, гидротехнические сооружения, переправы и пр.

срезочного уровня

уровня высоких вод

уровня низких вод

рабочих уровней при промере

бровок правого берега

бровок левого берега

реперов

Продольные профили реки строятся на листах миллиметровой бумаги в карандаше, с последующим снятием с них копий на кальку или в персональном компьютере с последующим выводом на печать.

Составление технического отчета

7.11.12. Технический отчет о выполненных изысканиях является завершающим этапом всех полевых и камеральных работ.

Отчет содержит четыре основные раздела: введение, описание производства полевых работ, описание камеральной обработки материалов, приложения.

При составлении вводной части отчета указывается цель и задачи инженерно-гидрографических работ, приводится краткое содержание программы работы (состав, виды и объемы), даются, сведения об инженерно-гидрографических работах прежних лет на этом участке изысканий или в непосредственной от него близости, излагается описание района гидрографических работ. Приводятся сведения об организации гидрографических работ, кадрах, инструментах и транспортных средствах, сроках производства работ и фактически выполненных объемах, данные о проведенных инспекциях и приемке материалов полевых и камеральных работ.

В описании производства полевых гидрографических работ приводятся сведения о выполненном плановом и высотном обеспечении промерных работ, промерах глубин, однодневной или мгновенной связке уровней и других работах.

В разделе дается характеристика и методика выполнения каждого вида работ, описание способов уравнивания геодезических сетей, составления планов.

В разделе «Камеральная обработка материалов» приводятся данные о переуравнивании сетей планового и высотного обоснования промеров (при их выполнении), методике составления отчетных планов, использования при промерах материалов аэрофотосъемки, составления всех видов продольных профилей, об окончательной обработке отчетных планов и способов изготовления копий.

В заключительной части раздела отмечается соответствие видов и объемов выполненных гидрографических работ программе (проект производства работ) изысканий, а также приводится перечень всех отчетных материалов, составленных в результате производства полевых и камеральных гидрографических работ.

Графическая часть технического отчета в зависимости от выполненных гидрографических работ должна содержать:

Картограмму топографо-геодезической изученности;

Схемы созданной планово-высотной опорной и (или) съемочной геодезической сети;

Абрисы закрепленных пунктов (точек) и каталог их координат и высот;

Инженерно-топографические (инженерно-гидрографические) планы прибрежной части и акватории (в горизонталях или изобатах) внутренних водоемов и рек;

Планы (схемы) сетей подземных сооружений с их техническими характеристиками, согласованные с эксплуатирующими организациями;

Графики результатов наблюдений за осадками и деформациями оснований зданий, сооружений, причальных стенок и др. гидротехнических сооружений.

Продольные профили водной поверхности (в табличном и графическом виде).

По проектируемым судоходным трассам и створным площадкам дополнительно представляются:

Инженерно-топографический план трассы и ее вариантов, план съемки участков индивидуального проектирования;

Продольный профиль трассы с вариантами;

Планы подходов к конечным пунктам трассы;

Абрисы привязок характерных точек трассы к элементам ситуации;

Ведомости углов поворота, прямых и кривых (прямых и углов).

Приложения к техническому отчету должны содержать:

Данные о метрологической аттестации средств измерений;

Ведомость обследования исходных геодезических пунктов;

Выписки из каталога координат и высот исходных геодезических пунктов и схема их расположения;

Ведомости координат и высот точек, закрепленных постоянными знаками;

Ведомость координат и высот горных выработок и других точек;

Ведомости результатов стационарных наблюдений за осадками и деформациями оснований зданий, сооружений;

Акт сдачи геодезических пунктов и долговременно закрепленных точек на местности на наблюдение за сохранностью;

Акты контроля и приемки работ.

8. ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ ТРАЛЕНИЕ

8.1. Общие сведения о тралении и конструкциях тралов

8.1.1. Гидрографическое траление производится с целью проверки чистоты и габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий, представляющих опасность для плавающих судов и подлежащих ограждению и удалению.

Габаритами судовых ходов являются:

ширина судового хода, обозначенная на местности знаками береговой и плавучей судоходной обстановки;

гарантийная глубина плавания, установленная для данного судового хода или его участка.

Гидрографическое траление основано на том, что тральная полоса, погруженная на заданную глубину и приведенная в движение в горизонтальном направлении (перпендикулярна своей оси), зацепит встретившееся на ее пути препятствие. Основными конструктивными элементами трала являются:

тральная полоса для обнаружения препятствий;

футштоки для установки тральной полосы на заданную глубину;

средства передвижения (буксировки) трала;

устройство для фиксации мест задевов трала.

Тралы по устройству тральной полосы подразделяются на жесткие и гибкие, а по способу приведения их в движение - на судовые и буксируемые.

Трал должен удовлетворять следующим требованиям:

тральная полоса должна идти на установленной глубине и не должна пропускать препятствия, лежащие в полосе ее действия;

трал не должен давать фальшивых показаний при отсутствии препятствий;

при задевании за дно трал не должен ломаться, а в случае поломки части трала должны легко исправляться или заменяться новыми;

место задева должно обозначаться на местности автоматически сбрасываемой вехой (буйком);

обеспечивать обследование за один раз по возможности более широкой полосы фарватера.

Существуют различные конструкции и системы тралов, используемых в практике гидрографических работ. Наиболее широкое применение в тралении на морских прибрежных акваториях нашли трал Котельникова, трал Ручкина и др. На внутренних водных путях используются жесткие тралы: трал-сцеп Махорина, трал-сцеп на понтонах и др.

8.1.2. Обнаружение навигационных препятствий может производиться с помощью существующих эхолотов, например эхолота ЭИР (эхолот инженерный разведывательный).

Для разведки навигационных препятствий используется высокочастотный канал эхолота. Ультразвуковые импульсы излучаются в горизонтальной плоскости. Навигационные препятствия изображаются на эхограмме в виде темных штрихов, протяженность которых зависит от продолжительности облучения эхолотом навигационной опасности. Ширина полосы одновременного обзора впереди объекта составляет: d = 0,2 + 0,24H, где H - дальность обнаружения в метрах.

Разведка подводной преграды производится по предварительно разбитым береговым створам, при равномерном движении промерного судна. Подробные сведения приведены в техническом описании эхолота.

8.2. Производство тральных работ

Разбивка тральных галсов

8.2.1. Тральная полоса при ее движении на заданной глубине тралит площадь в виде ленты, имеющей ширину тральной полосы.

Смежные тральные полосы во избежание возможных пропусков следует располагать с некоторым перекрытием, величина которого должна составлять 1,5 - 2,0 м.

Расстояния между тральными галсами составляют величину

σ = Т - 2ΔТ,

где Т - ширина тральной полосы;

ΔТ - величина перекрытия тральных полос.

При тралении участков, расположенных вдали от берега, производят определение границ обследуемого участка. Для этого по контуру участка устанавливают плавучие вехи, плановое положение которых определяется геодезическими методами (прямая, обратная или комбинированная засечка). При необходимости на акватории траления определяются отдельные пункты или развивается сеть триангуляции, связывающая участок с береговыми опорными пунктами.

По вычисленным координатам положение контурных вех наносится на рабочие планшеты.

По одной из граничных линий для обозначения начальной границы траления, дополнительно устанавливается ряд буйков (вешек). Траление в этом случае производится с помощью двух шлюпок, закрепленных на выстреле судна или на крайних понтонах сцеп-трала, одна из которых убирает буйки, а другая устанавливает их на другой кромке тральной полосы, обозначая начальную границу новой полосы траления.

На небольших по протяженности участках траления в условиях удаленности от берега для разбивки тральных галсов используют цепи-поплавки (поплавки, соединенные друг с другом тросом), которые устанавливаются на якорях вблизи от начальной и конечной границ обследуемого участка (за пределами границ).

Расстояния между поплавками разбиваются через интервалы, равные ширине Т - 2ΔТ. Трал в этом случае двигается прямолинейно между одноименными поплавками от начальной цепи к конечной цепи. Не доходя до поплавка, трал разворачивается к следующему поплавку конечной цепи и, дойдя до него, поворачивает на одноименный поплавок начальной цепи, и т.д.

Близость берега дает возможность обходиться без постановки граничных вех и без буйков, обозначающих границу траления. Их заменяют створными знаками на берегу. Створы устанавливаются по границам трального участка и на тральных галсах. Промежуток между створами устанавливается через интервалы Т - 2ΔТ.

На внутренних водных путях, где траление фарватеров (судовых ходов) в течение навигации производится многократно, целесообразно места постановок тральных створов закреплять долговременными знаками.

Заглубление тралящей части

8.2.2. Заглубление тралящей части назначается из условия проверки чистоты судового хода на уровне проектного дна (прибрежных участков морей, озер, водохранилищ, судоходных каналов, шлюзованных участков рек) или на отметках, соответствующих заданным дифференцированным глубинам (на перекатах и других участках рек в свободном состоянии).

Дифференцированные глубины на перекатах и других участках рек задаются в зависимости от уровня воды на опорном уровенном посту УГМС.

При значительном удалении переката от опорного поста (свыше 50 км) на перекате устанавливается уровенный пост, уровни на котором посредством однодневной связки связываются с уровнями на опорном посту. Дифференцированные глубины на этом перекате в этих случаях связываются с уровнями на перекатном уровенном посту.

В отдельных случаях глубина заглубления тралящей части задается относительно уровней приведения глубин. Такими уровнями являются:

проектный уровень, установленный на опорных постах УГМС, расположенных на реках;

НПУ (нормальный подпорный уровень) водохранилищ;

средний многолетний уровень для морей без приливов или для морей, где средняя величина приливов не превышает 50 см;

ТНГ (теоретический нуль глубин) для морей с приливами.

В зависимости от того, в каком измерении задана величина погружения тральной полосы, принимаются следующие формулы для ее вычисления.

Для озер, морей, водохранилищ, каналов и др. с заданной отметкой траления проектного дна глубина погружения вычисляется по формуле:

h = H раб.ур. - H дно + ΔH.

Для случаев, когда глубина траления задается относительно уровней приведения глубин (НПУ, проектный уровень, средний многолетний, ТНГ):

h = H + (H раб.ур. - H пр.) + ΔH;

для перекатов, где установлены дифференцированные глубины:

h = H диф. + ΔH.

В приведенных формулах приняты следующие обозначения:

h - глубина погружения тралящей части;

H раб.ур. - отметка рабочего уровня воды (во время производства траления);

H дно - отметка проектного дна;

Н - глубина траления, заданная относительно уровней приведения глубин;

H пр. - отметка уровня приведения (проектный, НПУ и др.);

H диф. - дифференцированная глубина на перекате (установленная в зависимости от уровней на опорном или перекатном уровенном посту);

ΔН - запас на неточность траления, принимаемый (в зависимости от типа трала и глубины траления) в пределах 5 - 20 см. При работах в условиях волнения принимается дополнительный запас на волну.

При производстве траления во всех случаях необходимо знать отметку рабочего уровня на участке работ. На участке или вблизи от него должен постоянно функционировать уровенный пост, надежно привязанный в высотном отношении к реперам государственного нивелирования.

Колебания уровня воды принимаются в расчет при определении глубины погружения трала.

Исследование, обезвреживание, вылавливание, ловля Словарь русских синонимов. траление сущ., кол во синонимов: 5 вылавливание (15) … Словарь синонимов

1) поиск и уничтожение обнаруженных мин кораблями (катерами) тральщиками, вертолетами тральщиками и др2)] Проделывание проходов в минных полях с помощью танковых тралов … Большой Энциклопедический словарь

ТРАЛЕНИЕ, траления, мн. нет, ср. (спец., воен. мор.). Действие по гл. тралить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТРАЛИТЬ, лю, лишь; ленный; несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (Mine sweeping) вылавливание отдельных мин для уничтожения или разрежения минного заграждения. Т. заключается в буксировке на определенной глубине крепкого металлического троса или трала, захватывающего трос, на котором мина держится на якоре… … Морской словарь

1) поиск и уничтожение обнаруженных мин с целью обеспечить безопасность плавания кораблей и судов. Осуществляется кораблями тральщиками, прорывателями минных заграждений, трал баржами, вертолётами тральщиками. Для Т. используются различные тралы … Словарь черезвычайных ситуаций

См. Тралить. * * * траление 1) поиск и уничтожение обнаруженных мин кораблями (катерами) тральщиками, вертолётами тральщиками и др. 2) Проделывание проходов в минных полях с помощью танковых тралов. * * * ТРАЛЕНИЕ ТРАЛЕНИЕ, 1) поиск и уничтожение … Энциклопедический словарь

Ср. 1. процесс действия по гл. тралить 2. Результат такого действия; тралирование 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Траление, траления, траления, тралений, тралению, тралениям, траление, траления, тралением, тралениями, тралении, тралениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Траление - 1) поиск и уничтожение обнаруженных мин с целью обеспечить безопасность плавания кораблей и судов. Осуществляется кораблями (катерами) тральщиками, прерывателями минных заграждений, трал баржами, вертолётами тральщиками. В обнаруженных минных… … Словарь военных терминов

Книги

  • Крейсер "Аврора" , Чаплыгин Андрей Викторович. 25 октября (7 ноября) 1917 г. из бакового орудия крейсера "Аврора" был произведен холостой выстрел, который стал сигналом для начала штурма Зимнего дворца. К этому времени спущенный в 1900…
  • Золотые якоря , Марк Кабаков. В центре повествования книги - одна из героических страниц нашей военной истории, несправедливо забытая и не получившая должного внимания. Это война после Победы, послевоенное боевое траление…

По характеру и срокам проведения тральные работы подразделяются: на сплошное траление судовых ходов, местное и аварийное.

Сплошное траление производят регулярно на всем протяжении транзитного судового хода, за исключением плесовых участков с глубинами, превышающими в несколько раз гарантированные. На таких участках проводят эпизодический контроль за переформированием русла и чистотой судового хода с помощью траления, русловых съемок и промеров эхолотами. Сплошное траление выполняют также и на всех дополнительных судовых ходах, на подходах к портам, пристаням, причалам и затонам.

Местное траление делают в периоды между сплошными тралениями на всех перекатах, порогах, подходах к пристаням, тиховодах, на плесовых участках, где имеются сильные размывы берегов, а также на участках, где возможна засоряемость судового хода такелажем, бревнами и т. п.

Сроки и порядок производства тральных работ определяются «Технической инструкцией по содержанию судоходной обстановки на внутренних водных путях».

На реках первое сплошное траление проводят на спаде паводка до наступления транзитных глубин, превышающих в 1,5 раза осадку плавающих судов, второе - должно быть закончено к наступлению межени. В межень сплошное траление проводят один раз в две недели на реках с развитым лесосплавом и один раз в месяц на остальных реках. На реках с неосвещаемой судоходной обстановкой сплошное траление выполняют два раза за навигацию.

На водохранилищах первое сплошное траление производят на участках судоходных трасс до наступления минимального навигационного уровня, где при этом уровне глубины не превышают полуторной осадки плавающих судов. Последующие траления проводят не реже чем через каждые два месяца.

Местное траление проводят через 5-10 дней на песчаных перекатах с гарантированной глубиной или превышающей ее на 30-50 см и через 3-5 дней - на перекатах и порогах с каменистым ложем.

На подходных судовых ходах к портам, пристаням в пределах глубин, равных полуторной осадке судов, местное траление производят через 5-15 дней, в зависимости от интенсивности судоходства.

Аварийное траление какого-либо участка водного пути выполняют в тех случаях, когда в пределах этого участка утоплен якорь, лот или другой предмет, опасный для плавающих судов, или когда произошла авария с судном или плотом.

Для сплошного траления используют многозвеньевые жесткие и полужесткие тралы, а на плесовых участках с песчаным руслом - мягкие тралы; для местного траления - преимущественно жесткие и полужесткие тралы. На песчаных участках допускается траление и мягкими тралами с обязательными заездами как по течению, так и против течения, для аварийного - мягкие тралы.

Тральные работы выполняют работники судоходной обстановки и специальные тральные бригады.

Штат тральной бригады устанавливают в зависимости от конструкции трала и наличия обслуживающих судов. Работой отряда руководит мастер.

Обнаруженные при тралении препятствия немедленно убирают из пределов судового хода, или, если это невозможно, обставляют знаками судоходной обстановки.

В период высоких уровней воды камни и карчи, находящиеся на перекатах, часто бывают засыпаны грунтом, и поэтому тралением их обнаружить нельзя. С падением уровня воды, когда глубина судового хода становится равной 2,5-3,5 м, и начинается размыв перекатов, приступают к более тщательному тралению реки жесткими тралами.

В тех случаях, когда препятствия убирают спустя продолжительное время после того, как они обнаружены, или зимой, их засекают створами, закрепляемыми на берегах кольями. Каждый буек засекают не меньше чем тремя парами кольев (тремя створами). На кольях пишут порядковые номера и номер обнаруженного препятствия. Вешка, отмечающая местоположение препятствия, должна находиться на пересечении трех створов. При выставлении створов вычерчивают схему очертаний берегов с указанием отдельных препятствий и кольев, описывают в журнале обнаруженные, препятствия, выставленные створы и характер препятствий. О местоположении препятствий делают пометки на планах перекатов и лоцманских картах.

Тральные работы проводят также после окончания разработки прорезей земснарядами и в процессе производства дноочистительных работ и по их окончании для определения результатов этих работ (увеличение габаритов пути). На каменистых перекатах с помощью траления определяют фактические глубины.

В зависимости от типа жестких и полужестких тралов и глубины траления принимают запас на глубину траления в размере 20-50 см, а при волнении на реках и водохранилищах предусматривают также дополнительный запас на волнение.

На участках, покрытых льдом, для жесткого трала прорубают параллельные борозды, соединяемые поперечными бороздами, предназначенными для опускания и подъема трала; траление производят обычным порядком. Для траления небольших по площади участков применяют трал Палкина.

8.1.1. Гидрографическое траление производится с целью проверки чистоты и габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий, представляющих опасность для плавающих судов и подлежащих ограждению и удалению.

Габаритами судовых ходов являются:

ширина судового хода, обозначенная на местности знаками береговой и плавучей судоходной обстановки;

гарантийная глубина плавания, установленная для данного судового хода или его участка.

Гидрографическое траление основано на том, что тральная полоса, погруженная на заданную глубину и приведенная в движение в горизонтальном направлении (перпендикулярна своей оси), зацепит встретившееся на ее пути препятствие. Основными конструктивными элементами трала являются:

тральная полоса для обнаружения препятствий;

футштоки для установки тральной полосы на заданную глубину;

средства передвижения (буксировки) трала;

устройство для фиксации мест задевов трала.

Тралы по устройству тральной полосы подразделяются на жесткие и гибкие, а по способу приведения их в движение - на судовые и буксируемые.

Трал должен удовлетворять следующим требованиям:

тральная полоса должна идти на установленной глубине и не должна пропускать препятствия, лежащие в полосе ее действия;

трал не должен давать фальшивых показаний при отсутствии препятствий;

при задевании за дно трал не должен ломаться, а в случае поломки части трала должны легко исправляться или заменяться новыми;

место задева должно обозначаться на местности автоматически сбрасываемой вехой (буйком);

обеспечивать обследование за один раз по возможности более широкой полосы фарватера.

Существуют различные конструкции и системы тралов, используемых в практике гидрографических работ. Наиболее широкое применение в тралении на морских прибрежных акваториях нашли трал Котельникова, трал Ручкина и др. На внутренних водных путях используются жесткие тралы: трал-сцеп Махорина, трал-сцеп на понтонах и др.



8.1.2. Обнаружение навигационных препятствий может производиться с помощью существующих эхолотов, например эхолота ЭИР (эхолот инженерный разведывательный).

Для разведки навигационных препятствий используется высокочастотный канал эхолота. Ультразвуковые импульсы излучаются в горизонтальной плоскости. Навигационные препятствия изображаются на эхограмме в виде темных штрихов, протяженность которых зависит от продолжительности облучения эхолотом навигационной опасности. Ширина полосы одновременного обзора впереди объекта составляет: d = 0,2 + 0,24Н, где Н - дальность обнаружения в метрах.

Разведка подводной преграды производится по предварительно разбитым береговым створам, при равномерном движении промерного судна. Подробные сведения приведены в техническом описании эхолота.

Производство тральных работ

Разбивка тральных галсов

8.2.1. Тральная полоса при ее движении на заданной глубине тралит площадь в виде ленты, имеющей ширину тральной полосы.

Смежные тральные полосы во избежание возможных пропусков следует располагать с некоторым перекрытием, величина которого должна составлять 1,5 - 2,0 м.

Расстояния между тральными галсами составляют величину

где Т - ширина тральной полосы;

Величина перекрытия тральных полос.

При тралении участков, расположенных вдали от берега, производят определение границ обследуемого участка. Для этого по контуру участка устанавливают плавучие вехи, плановое положение которых определяется геодезическими методами (прямая, обратная или комбинированная засечка). При необходимости на акватории траления определяются отдельные пункты или развивается сеть триангуляции, связывающая участок с береговыми опорными пунктами.

По вычисленным координатам положение контурных вех наносится на рабочие планшеты.

По одной из граничных линий для обозначения начальной границы траления, дополнительно устанавливается ряд буйков (вешек). Траление в этом случае производится с помощью двух шлюпок, закрепленных на выстреле судна или на крайних понтонах сцеп-трала, одна из которых убирает буйки, а другая устанавливает их на другой кромке тральной полосы, обозначая начальную границу новой полосы траления.

На небольших по протяженности участках траления в условиях удаленности от берега для разбивки тральных галсов используют цепи-поплавки (поплавки, соединенные друг с другом тросом), которые устанавливаются на якорях вблизи от начальной и конечной границ обследуемого участка (за пределами границ).

Расстояния между поплавками разбиваются через интервалы, равные ширине . Трал в этом случае двигается прямолинейно между одноименными поплавками от начальной цепи к конечной цепи. Не доходя до поплавка, трал разворачивается к следующему поплавку конечной цепи и, дойдя до него, поворачивает на одноименный поплавок начальной цепи, и т.д.

Близость берега дает возможность обходиться без постановки граничных вех и без буйков, обозначающих границу траления. Их заменяют створными знаками на берегу. Створы устанавливаются по границам трального участка и на тральных галсах. Промежуток между створами устанавливается через интервалы .

На внутренних водных путях, где траление фарватеров (судовых ходов) в течение навигации производится многократно, целесообразно места постановок тральных створов закреплять долговременными знаками.



Что еще почитать