Можно ли размещать извещение в выходной день. Всему свое время

Их три вида:

  • Конкретная дата в календаре;
  • Временной отрезок. Например, год, день, час;
  • Событие с высокой долей вероятности: начало отопительного сезона, снегопадов, паводков.

По умолчанию дни — календарные. Если заказчик имеет ввиду рабочие дни, он прописывает это в закупке отдельно. Продолжительность такого срока длиннее, чем при использовании календарных дней.

Срок «пять дней», который начался 26 февраля 2016 года, в календарных днях завершится 2 марта 2016. Если рассчитать его в рабочих днях, он завершится только 4 марта 2016.

Как правильно рассчитать временной промежуток?

У всех этапов закупки есть начало и конец. Отсчет временного промежутка начинается со дня, следующего ЗА событием, с которого начинается этап закупки:

  • День загрузки извещения в ЕИС, после которого начинается прием заявок;
  • День публикации протокола проведения электронного аукциона, после которого начинается рассмотрение вторых частей;
  • День публикации протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, после которого начинается процедура подписания контракта.

В промежуток нельзя включать:

  • День завершения приема заявок;
  • День вскрытия конвертов.
В понедельник 11 апреля 2016 года вас признали победителем электронного аукциона. У заказчика есть 5 дней на подготовку контракта, и отсчет начинается не с 11, а с 12 апреля, то есть до 16 апреля включительно. Если заказчик дотянет до последнего, то ваше время на подписание начинается 17 апреля — это воскресенье. Тогда у вас будет 4 рабочих дня, чтобы подписать контракт — до 21 апреля включительно.

У разных процедур свои сроки публикации извещений. Например, при проведении аукционов они зависят от начальной цены контракта (НМЦ):

  • если НМЦ меньше 3 000 000 рублей, заказчик может опубликовать закупку в предельный срок — 7 дней.
  • если больше 3 000 000, публиковать закупку заказчик должен не меньше, чем за 15 дней до окончания подачи заявок.

Самая распространенная ошибка заказчика при объявлении электронного аукциона — установить срок окончания подачи на 15-ый или 7-ой день со дня размещения извещения в ЕИС. То есть сократить срок приема заявок до 14 или 6 дней соответственно. Если ФАС по жалобе поставщика или при внеплановой проверке обнаружит нарушение, заказчика привлекут к административной ответственности за нарушение сроков размещения в ЕИС.

Можно ли прислать заявку в 23.59 последнего дня?

Правило «полуночи» прижилось при сдаче налоговых отчетов, но госзаказчики могут установить более ранние сроки, например, в 18:00 последнего дня. Время прописано в документах, за этим надо следить. Правда, в разных источниках могут быть расхождения в датах. Например, в извещении и документации, или в ЕИС и на площадке, на которой будет проводится аукцион.

В одной закупке на zakupki.gov.ru подача заявок была обозначена до 14.00, а на ЭТП до 13.00. Это может быть нарушением площадки или заказчика. Именно из-за этой разницы поставщик не успел подать заявку. В этом случае сперва подайте запрос, чтобы заказчик внес изменения. Если не вносит, то — жалобу в ФАС. Заказчику надо будет исправлять срок в извещении в ЕИС или на ЭТП.

Совет. Если дата или время подачи заявки в документации заказчика отличается от даты или времени, указанных в ЕИС или на электронной торговой площадке, ориентируйтесь на минимальные сроки или решайте вопрос через запрос на разъяснения.

Имеет ли значение, рабочий или не рабочий день?

Если последний день временного промежутка приходится на нерабочий день, то он переносится на следующий за ним рабочий день.

В пятницу 5 марта 2016 года вы подали запрос на разъяснение положений документации о закупке. Срок ответа заказчика — два дня. Но второй день приходится на воскресенье, а понедельник и вторник — тоже нерабочие праздничные дни. Соответственно, ответ вы получите фактически на шестой день, и это не будет нарушением со стороны заказчика.

Заказчики не всегда проверяют календарь, устанавливая сроки для поставщиков. Часто днем окончания подачи заявок они объявляют выходной, когда поставщик в некоторых ситуациях не сможет подать заявку. Например, выяснится, что нет денег на его лицевом счете на ЭТП, а банковский перевод в выходной сделать нельзя.

Контролирующие органы считают, что оператор ЭТП, обнаружив окончание срока подачи заявок в нерабочий день, обязан перенести его на ближайший рабочий день. Если что-то помешало вам подать заявку в выходной, можно будет пожаловаться в ФАС на ЭТП. Но проще следить за сроками и подавать заявку в последние два рабочих дня, когда отменить закупку или изменить что-то в документации заказчик уже не может.

Когда подписывать контракт?

Подпись на госконтракте должна быть поставлена не раньше минимальной и не позже максимальной даты. За это нарушение руководитель получит штраф в 50 000 рублей. Пауза между объявлением победителя и заключением контракта нужна, например, чтобы другие участники могли подать жалобу в ФАС на результаты закупки.

Что делать, если минимальная или максимальная дата подписания выпала на праздничный день? Гражданский кодекс РФ устанавливает, что окончание срока подписания должно выпадать на рабочий день, но не запрещает совершать юридически значимые действия в нерабочий. Госзаказчики же считают, что запрета на подписание контракта в нерабочий день нет.

Предположим, заказчик разместил протокол рассмотрения и оценки заявок запроса котировок 12 апреля 2016 года (вторник). По 44-ФЗ максимальный срок подписания контракта истекает 3 мая (вторник, выходной день). Заказчик подписал контракт в среду, 4 мая. По 44-ФЗ, заказчик нарушил порядок подписания контракта, потому что должен был подписать его не позже вторника, 3 мая. Но в соответствии с ГК нарушения нет: в этой ситуации последний день переносится на ближайший рабочий день.

Заключение контракта с победителем конкурса и запроса котировок происходит на бумаге. Поэтому заказчик может поторопиться и подписать контракт раньше положенного срока. В этом случае ущемляются права участников, которые могут обжаловать результаты закупки в ФАС только до подписания контракта.

Сроки оплаты

Заказчики могут самостоятельно устанавливать сроки оплаты, но часто допускают нарушения. Самая распространенная ошибка — привязать оплату к событию, наступление которого не связано с объективными причинами.

  • Например, написать в контракте, что «оплата будет произведена в течение 10 дней со дня получения заказчиком проектной документации с положительным заключением госэкспертизы». При этом только от заказчика зависит, когда он отдаст проект на экспертизу.
  • Еще один пример неправильной привязки к событию — описание длительности оплаты. Многие заказчики пишут в тексте контракта, что оплата производится по мере поступления денег из соответствующих источников финансирования.

Но контролирующие органы и ФАС считают, что заказчик не вправе привязывать оплату контракта к действию третьих лиц. Так что условие договора о зависимости платежей от бюджетного финансирования нельзя считать событием, которое неизбежно наступит под влиянием объективных факторов.

Своевременность совершения определенных действий участниками конкретной госзакупки во многом определяет как судьбу самой закупки, так и ее результат. Поэтому пунктуальность в этом вопросе является совсем даже не лишней.

Не секрет, что зачастую несоблюдение сроков становится основной преградой на пути к участию или победе в конкурсной процедуре по госзакупкам. Как ориентироваться в сроках при опубликовании заказчиком извещения в выходные или праздничные дни, чтобы не опоздать с заявкой? Стоит ли поставщику (исполнителю, подрядчику) опускать руки при несоблюдении сроков выполнения некоторых обязательств, закрепленных в контракте? Об этом сегодня пойдет речь.

Есть ли особенности размещения извещений и подачи заявок на участие в электронном аукционе в выходные и праздничные дни?

Законодательно нет запрета на опубликование извещений и рассмотрение первых частей заявок на электронном аукционе в выходные и праздничные дни в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так ли это, исходя из сложившейся практики? Не находят ли контролирующие органы нарушений, например, в размещении извещений в новогодние каникулы со сроком подачи заявок до 12 января 2015 года?

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик размещает в Единой информационной системе (до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте) извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае же если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн руб., - не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок (ч. 7 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Приведенные нормы не указывают, что срок подачи заявок на участие в аукционе исчисляется в рабочих днях. Также следует заметить, что правила Закона № 44-ФЗ для большинства случаев не предусматривают порядок, в соответствии с которым исчисляются установленные этим Законом сроки (в календарных днях или в рабочих). Однако в отдельных случаях нормы Закона № 44-ФЗ содержат специальное указание на то, что в тот или иной срок включаются рабочие дни (например, ч. 11 ст. 31, ч. 1 ст. 36, ч. 4-6 ст. 37, ч. 6 ст. 44). Исходя из этого, можно прийти к следующему выводу, что в случаях, когда такое указание отсутствует, срок совершения соответствующего действия должен исчисляться в календарных днях.

Таким образом, законодательство действительно не содержит прямого запрета на включение в срок подачи заявок на участие в аукционе выходных и нерабочих праздничных дней. Однако в этом случае необходимо учитывать, что Закон № 44-ФЗ не содержит специальных правил исчисления сроков, а поскольку законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается и на положениях ГК РФ, то к порядку исчисления сроков, установленных этим федеральным законом, должны применяться правила этого кодекса. Отметим, что аналогичного мнения придерживаются и представители ФАС России (см., например, решение ФАС России от 25.06.2014 № К-982/14). В этом плане интересен следующий материал: «Вопрос: Как правильно исчисляется срок, в течение которого заказчик обязан разместить извещение о проведении запроса котировок в Единой информационной системе?» (Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере. 2014. № 4 (июль - август).

В ГК РФ правила исчисления сроков установлены гл. 11 (ст. 190-194). В частности, при установлении срока подачи заявок на участие в аукционе необходимо принимать во внимание правило ст. 193 ГК РФ, согласно которому, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В 2015 году первым рабочим днем является 12 января (ст. 11, 112 Трудового кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 27.08.2014 № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году»).

С учетом изложенного представляется, что заказчик не лишен права в период с 1 по 11 января 2015 года (то есть в нерабочие дни) разместить на официальном сайте извещение о проведении электронного аукциона. Однако в этом случае дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (и, как следствие, дата окончания срока рассмотрения таких заявок) не может быть установлена ранее 12 января 2015 года. Причем, если последним днем срока подачи заявок является 12 января, заказчик должен обеспечить возможность заинтересованным лицам подать заявки на участие в аукционе в течение этого рабочего дня. Следовательно, определенное документацией об аукционе время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе не может быть установлено таким образом, чтобы участники закупки не имели реальной возможности подать заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К аналогичным выводам контролирующие органы и суды приходили и по вопросам применения правил ст. 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившего силу с 01.01.2014. В соответствии с этим законом определялся срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (здесь также отсутствовало указание на его исчисление в рабочих днях).

Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 10.06.2014 №Ф10-1371/14 отметила, что законодателем не определено, что дни, включаемые в срок подачи заявок на участие в таком аукционе, должны быть рабочими. Оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством. С учетом этого суд отметил, что включение в срок подачи заявки на участие в аукционе нерабочих дней (1-5 мая) само по себе не может являться единственным и безусловным основанием для признания заказчика нарушившим положения Закона № 94-ФЗ. Это следует из того, что в выходные и праздничные дни в период с 1 по 6 мая 2013 года электронные площадки работали круглосуточно без выходных в автоматическом режиме.

Выводы о том, что срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме может состоять преимущественно из нерабочих дней, можно обнаружить и в материалах правоприменительной практики территориальных органов ФАС России. В них содержатся результаты рассмотрения жалоб участников размещения заказов (см., например, решение Тамбовского УФАС России от 21.05.2013 по делу № РЗ-91-108/13 о нарушении законодательства о размещении заказов, решение Чувашского УФАС России от 15.01.2010 № 3-К-2010).

Вместе с тем, как отмечалось в практике судов и контролирующих органов, устанавливаемые заказчиком дата и время окончания срока подачи заявок на участие в торгах не должны приходиться на нерабочее время. Такое установление срока не обеспечивает участникам размещения заказа реальную возможность подачи заявок (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2012 № Ф08-8504/11, решение Московского областного УФАС России от 20.01.2011 «По делу № 07-24-670/10 о нарушении законодательства о размещении заказов»).

Может ли поставщик, при согласии на это заказчика, по истечении срока договора, заключенного по Закону № 223-ФЗ, не продлевая его, представить заказчику не представленные в установленные по договору сроки результаты проведения оценки уязвимости транспортных средств?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 28 мая 2014 года после проведения закупки способом запроса котировок организацией был заключен договор на проведение оценки уязвимости транспортных средств организации (11 групп идентичных транспортных средств и 3 одиночных транспортных средства). Однако до конца срока действия договора (31.12.2014) результаты проведенной оценки уязвимости, которые должны быть утверждены Федеральным дорожным агентством, организации не были представлены.

Только 16 февраля 2015 года утвержденные 29 января 2015 года Росавтодором результаты оценки уязвимости транспортных средств были получены от регионального центра информационной безопасности вместе с актами оказанных услуг и счетом на оплату в сумме 250 тыс. руб. по договору. Мотивированный отказ от подписания акта оказанных услуг был вынесен 20 февраля 2015 года на основании того, что срок действия договора истек 31 декабря 2014 года и не был продлен, а результаты проведенной оценки уязвимости транспортных средств были возвращены региональному Центру информационной безопасности.

Организацией 17 марта 2015 года было направлено письмо в Росавтодор с просьбой разъяснить, могут ли быть повторно утверждены результаты оценки уязвимости транспортных средств, если организация заключит договор на проведение оценки уязвимости транспортных средств с другой специализированной (аккредитованной) организацией.

Ответ из Росавтодора был получен 2 июля 2015 года. В нем разъяснялось, что в существующих законодательных и нормативных правовых актах отсутствует норма, позволяющая компетентному органу в области обеспечения транспортной безопасности рассматривать и утверждать оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, по которым ранее проведена оценка уязвимости и результаты утверждены.

Для дальнейшего исполнения требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», то есть разработки и утверждения Планов обеспечения транспортной безопасности и их реализации в отношении тех транспортных средств организации, на которые проведена оценка уязвимости и результаты ее утверждены в Росавтодоре, необходимо получить от регионального Центра информационной безопасности результаты оценки уязвимости транспортных средств, которые они утвердили в Росавтодоре 29.01.2015.

Возможно ли в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц принять у исполнителя результат оценки уязвимости транспортных средств без продления срока действия договора (спора по поводу качества оказанных услуг между сторонами не имеется, интерес к принятию результата услуг заказчик не утратил)?

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 этого Закона (заказчиками). Из Закона № 223-ФЗ (ч. 1 ст. 1; ч. 2, 3, 5 ст. 3; п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10, ч. 19 ст. 4; ч. 1 ст. 4.1) следует, что в контексте норм этого федерального закона под закупкой понимается последовательность действий заказчика, связанных с выбором и осуществлением способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), когда она завершается заключением гражданско-правового договора, направленного на приобретение товаров, работ, услуг для нужд заказчика. Порядок исполнения обязательств по такому договору Закон № 223-ФЗ не регулирует, он лишь указывает на необходимость отражения в Единой информационной системе изменения условий договора, результатов его исполнения и т.д. (ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ). К отношениям же, возникающим в связи с исполнением договоров, заключенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, должны применяться правила ГК РФ (см. также ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Статьей 425 ГК РФ установлено соотношение срока действия договора и срока действия возникших из него обязательств. Согласно п. 3 этой статьи, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Закон № 223-ФЗ не указывает на прекращение обязательств по договору, заключенному в соответствии с этим федеральным законом, по окончании срока действия договора.

Поэтому, если в рассматриваемой ситуации договор не предусматривает, что обязательства сторон прекращаются в связи с окончанием срока его действия, договор признается действующим и обязанность исполнителя оказать заказчику услуги по оценке уязвимости транспортных средств с передачей соответствующего результата не прекращается. При этом в силу п. 2 ст. 405, п. 3 ст. 708, ст. 783 ГК РФ заказчик вправе отказаться от принятия исполненного по договору и потребовать возмещения убытков, если вследствие просрочки в передаче результата оценки уязвимости транспортных средств эта услуга утратила для него интерес.

Вместе с тем обратим внимание, что, согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Поэтому заказчик не обязан отказываться от принятия исполнения по договору (результата оценки уязвимости транспортных средств) в связи с просрочкой со стороны исполнителя, а лишь имеет при определенных обстоятельствах право это сделать. Результат услуг может быть принят и за пределами срока, в течение которого эти услуги должны быть оказаны, при этом просрочка исполнения может вызвать определенные негативные последствия для исполнителя, в частности, применение неустойки (ст. 330 ГК РФ). Однако ни из ГК РФ, ни из Закона № 223-ФЗ не следует, что в случае несоблюдения подрядчиком (исполнителем) конечного срока выполнения работ (оказания услуг) стороны могут оформить приемку-передачу результатов работ (услуг) лишь при условии продления срока действия договора.

Если же в приведенной ситуации договором предусмотрено, что по истечении срока его действия обязательства сторон по нему прекращаются, договор считается прекратившимся 31 декабря 2014 года и внесение в него каких-либо изменений (в том числе продление срока его действия) невозможно. При таких обстоятельствах заказчику следует осуществить новую закупку услуг по оценке уязвимости транспортных средств. Если это позволяет положение о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), соответствующие услуги могут быть приобретены у того же исполнителя без применения конкурентных процедур определения контрагента.

Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!



Что еще почитать