Госзакупки независимый регистратор. Система "Независимый регистратор": применение и защита прав участника

Новый инструмент был разработан для того, чтобы собирать достоверную информацию обо всех действиях участников торгов, заказчиков и операторов ЭТП, и является незаменимым помощником в случаях выявления нарушений на аукционах, проводимых в интернете.

Программа под названием «независимый регистратор» отслеживает и фиксирует весь процесс проведения торгов как со стороны участников, так и со стороны заказчиков. Создатели приложения сравнивают его с автомобильным видео-регистратором.

Функции ИС "Независимый регистратор"

Программа записывает с экрана монитора все действия пользователя во время проведения он-лайн торгов. Независимый регистратор запускается при входе на сайты электронных торговых площадок и автоматически отключается при переходе на иные ресурсы.

При запуске программа проверяет качество работы сети, данные о рабочем месте пользователя и доступность электронных торговых площадок, после чего начинается запись всех действий участника при проведении торгов - к примеру, было ли нажатие кнопки мыши или же участник просто подвел курсор к функциональной клавише. Следовательно, предприниматель не сможет обвинить площадку в некорректной работе, если по той или иной причине не смог сделать ставку (подать ценовое предложение), и у него не будет достаточно оснований обращаться в .

Вся информация, зафиксированная независимым регистратором, сохраняется в двух экземплярах: один остается на компьютере пользователя, другой передается на специальный сервер. После окончания торгов доступ к этой информации получат сотрудники ФАС. Программа или видеозапись перестают работать и автоматически отключаются, если совершается попытка изменить в них что-либо.

Плюсы применения

Чтобы защитить права участников торгов, программа записывает все, что происходит на стороне организатора процедуры, фиксируя основные моменты, которые могут помешать проведению торгов: нестабильность интернета, совершались ли DDOS-атаки, имеет ли участник аукциона цифровую подпись. Если организатор торговой процедуры не обеспечил доступность площадки, его ждет административное наказание.

По словам заместителя главы Минкомсвязи РФ М. Евграфова, аналогов подобной системе фиксации процесса торгов в электронной форме, направленной на борьбу с интернет-мошенниками, не имелось ранее как в нашей стране, так и за рубежом.

На сегодняшний день данное приложение имеет различные настройки, с помощью которых можно сделать процесс более удобным, к примеру, уменьшить длительность сохраненного видео (в настоящее время максимум - 6 часов), или отложить доставку видеозаписи, если качество интернет-связи недостаточно высокое.

Как скачать и установить Независимый регистратор

В 2013 году Минкомсвязи был организован конкурс на развитие системы «независимый регистратор», победителем которого является ФГУП НИИ «Восход», подписавший с министерством контракт на 2 года.

В ноябре 2014 года систему ввели в промышленную эксплуатацию, и уже в конце месяца программу мог скачать каждый желающий на сайте госзакупок. Следующий, 2015 год, служит тестовым периодом перед тем, как создатели будут расширять функционал ПО.

И уже с января 2016 г. все, кто участвует в электронных аукционах, должны будут в обязательном порядке использовать «Независимый регистратор».

Скачать "Независимый регистратор" с официального сайта закупок:

Особым инфраструктурным элементом фондового рынка, деятельность которого непосредственно влияет на обращение акций, является независимый регистратор - юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию по составлению в установленной форме, ведение, хранение реестра владельцев ценных бумаг и предоставление информации по этому реестру.

К независимым регистраторам обычно выдвигаются определенные ограничения их деятельности, например лицензирования, размера уставного капитала и состава учредителей, количества работающих, их квалификации и тому подобное. В частности, независимые регистраторы лишены права самостоятельно заниматься торговлей ценными бумагами.

Основные функции независимых регистраторов такие:

1) организационная :

Создание в соответствующей форме, ведения и хранения реестров акционеров;

Выдача документов установленного образца, подтверждающие владение акциями;

Создание необходимых предпосылок для проведения плановых и внеплановых собрания акционеров;

Создание необходимых предпосылок для организации выплаты дивидендов;

Координация деятельности фондовых бирж и брокерских организаций, которые действуют от имени и по поручению владельцев акций;

2) информационная :

Сбор и хранение информации по основным характеристикам акционерных обществ;

Аккумуляция информации о держателей акций;

Предоставление необходимой информации акционерам от имени эмитента.

3) контролирующая :

Проверка требований владельцев акций, предоставляемых через брокерскую фирму;

Контроль сделок купли-продажи акций;

Определение аффилированных лиц;

Установление обременений на акции, по которым существуют противоречия (например, арест имущества, залог и др.).

Деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг заключается в сборе, фиксации, обработке, хранении и предоставлении информации, составляющей систему ведения реестра. Ведение реестра предусматривает учет и хранение в течение определенных сроков информации о владельцах именных ценных бумаг и об операциях, в результате которых возникает необходимость внесения изменений в реестр. Ведение реестров владельцев именных ценных бумаг является исключительной деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, осуществляется при наличии соответствующего разрешения и не может сочетаться с другими видами деятельности, кроме депозитарной.

Регистратор ведет реестр владельцев именных ценных бумаг на условиях договора, заключаемого с эмитентом ценных бумаг. Договор на ведение реестра эмитент может заключить лишь с одним регистратором. При этом такой договор не снимает с эмитента ответственности по выполнению обязанностей, вытекающих из сделок с ценными бумагами.

Реестром владельцев именных ценных бумаг является список зарегистрированных владельцев, составленный на определенную дату, с указанием количества, номинальной стоимости, категории ценных бумаг. Ведение реестра может осуществляться как на бумажных носителях, так и в виде электронных записей. Согласно реестру эмитент выполняет свои обязанности перед акционерами, осуществляет выплату дивидендов, ведет учет движения ценных бумаг, выполняет другие действия в отношении ценных бумаг. Основанием для внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг являются документы, согласно которым изменяется право собственности на соответствующие именные ценные бумаги. Кроме непосредственного ведения реестра, регистратор может по договоренности с эмитентом накапливать информацию об акционерном обществе, владельцев и номинальных держателей ценных бумаг, помогать в подготовке и проведении общего собрания акционеров, осуществлять контроль за сделками большого объема с ценными бумагами данного эмитента.

Регистратор обязан по требованию владельца ценных бумаг или его представителя, а также номинального держателя предоставить выписку из реестра владельцев именных ценных бумаг. Владелец или его представитель или номинальный держатель не имеют права требовать включения к выписке информации, выходящей за пределы компетенции регистратора, в том числе информации о других владельцах и количество ценных бумаг, которые им принадлежат.

Современное развитие информационных систем, мировой компьютерной сети и научно-технический прогресс несколько изменили механизм выполнения функций независимого регистратора. Это напрямую связано с тем, что большинство акций обращаются в электронной форме. Кроме того, процессы универсализации и сочетание функций, а также необходимость уменьшения операционных расходов и ускорения процессов обращения ценных бумаг на фондовом рынке привели к тому, что функции независимого регистратора передаются в депозитариев.

С 2016 года все участники торгов будут обязаны использовать новую систему под названием «Независимый регистратор». Сегодня она уже работает на нескольких электронных площадках в тестовом режиме. Данную норму планируется закрепить на законодательном уровне.

В последние годы государство постоянно разрабатывает все новые методы борьбы с мошенничеством и коррупцией при проведении тендеров. Серьезным механизмом сегодня стал закон 44-ФЗ, в котором предусмотрен ряд мер для противодействия незаконным сделкам. Так, сейчас исполнители обязаны оформлять только в определенных банках, при этом документ должен быть обязательно опубликован в соответствующем реестре. Это позволяет выявить факты подделки гарантий и мошенничества на торгах. Также в ФЗ-44 предусмотрены антидемпинговые и другие меры. С помощью таких механизмов удалось снизить количество преступных действий на торгах, однако ряд криминальных схем до сих пор имеет место. Например, очень распространен вариант сговора между заказчиком и исполнителем.

С помощью независимого регистратора специальные контролирующие структуры могут собрать максимум информации как о заказчиках, так и об исполнителях - оценить их действия и выявить нарушения при проведении тендеров. Независимый регистратор представляет собой специальную программу, которая снимает на видео рабочее место бенефициара и принципала, а также фиксирует все происходящее на электронной площадке. Программа работает через зашифрованные каналы связи, и доступ к ней имеют только сотрудники ФАС и других контролирующих структур. При этом видео проведенных торгов сохраняется на сервере независимого регистратора. Если заказчик или исполнитель решит внести изменения в программу, то доступ к ней будет автоматически заблокирован, а о попытке вмешательства станет известно представителям ФАС.

Как отмечают официальные лица из Минкомсвязи, независимый регистратор уже доказал свою состоятельность. Аналогов данной системе нет не только в России, но и других странах. Скачать последнюю версию программы можно будет на сайте государственных закупок.

Большое спасибо, Михаил, все сделали оперативно а главное понятно для меня... Так как мы с вами нашли общий язык. хотелось бы в дальнейшем так же продолжить связь именно с вами. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Олеся Михайловна - генеральный директор ООО "ВКС"

От имени предприятия ГУП "Севастопольское авиационное предприятие" выражаем благодарность за профессионализм и оперативность вашей компании! Желаем вашей компании дальнейшего процветания!

Гуськова Лилия Ивановна - менеджер. ГУП "САП"

Спасибо вам, Михаил, большое за помощь в оформлении. Очень квалифицированный сотрудник +5!

Надия Шамильевна - предприниматель ИП Аношкина

От лица компании "АКБ-Авто" и от себя лично выражаю Вам и всем сотрудникам вашей компании благодарность за продуктивную и качественную работу, чуткое отношение к требованиям клиента и оперативность в исполнении заказываемых работ.

Насибуллина Альфира - Старший менеджер "АКБ-Авто"

Хочу поблагодарить консультанта Михаила за отличную работу, своевременные и полные консультации. Очень внимателен к проблемам клиента и вопросам, оперативное решение самых казалось бы для меня сложных ситуаций. Очень приятно работать с Михаилом!!! Теперь своим клиентам и знакомым буду рекомендовать Вашу компанию. Да и консультанты в тех.поддержке тоже очень вежливы, внимательны, помогли справится со сложной установкой ключа. Спасибо!!!

Ольга Севостьянова.

Приобретение ключа оказалось очень лёгким и, даже, приятным. Огромная благодарность за содействие менеджеру Михаилу. Объясняет сложные и массивные для понимания вещи ёмко, но очень понятно. К тому же я позвонил на горячую бесплатную линию и в режиме он-лайн, вместе с Михаилом оставил заявку. Мне изготовили ключ через 2 рабочих дня. В общем, рекомендую если экономите своё время, но в тоже время хотите иметь понимание - что покупаете и за что платите. Спасибо.

Левицкий Александр Константинович г. Самара

Личная благодарность консультанту Михаилу Владимировичу за оперативную консультацию и работу по ускоренному получению сертификата ЭП. В ходе предварительной консультации подбирается оптимальный набор индивидуальных услуг. Конечный результат получен незамедлительно.

Стоянова Н.Л. - главный бухгалтер ООО "СИТЕКРИМ"

Спасибо за оперативную работу и компетентную помощь! Консультацией остался очень доволен!

Дмитрий Фомин

ООО "Эксперт Система" благодарит за оперативную работу консультанта Михаила! Желаем Вашей компании роста и процветания!

Суханова М.С. - Оценщик ООО "Эксперт Система", г. Волгоград

Спасибо консультанту, представившемуся Михаилом, за оперативность в работе с клиентами.

Пономарев Степан Геннадьевич

Большое спасибо консультанту Михаилу, за оказанную помощь в получении ЭЦП. За оперативную работу и консультирование по вопросам возникающим в процессе оформления.

Леонид Некрасов

Компания в лице консультанта Михаила делает невозможное! Ускорение аккредитации менее чем за 1 час! Оплата по факту оказания услуги. Думал, такого не бывает. С полной ответственностью могу советовать связываться с Центром выдачи электронных подписей.

С независимостью у нас просто прорыв какой-то. Еще не успели утихнуть споры в отношении критериев независимости директоров (до оценщиков и аудиторов еще не добрались, наверное), как новое явление: согласно п. 4 ст. 97 ГК в новой редакции (вступает в силу с 01.09) ведение реестра публичного общества и осуществление функций счетной комиссии должны осуществляться НЕЗАВИСИМЫМ регистратором. В отсутствие критериев, на основании которых определяется независимость регистратора, Банк России издал письмо №015-55/6227 от 31.07.2014, которое поразило меня смелостью мысли и явилось причиной написания этого поста. Разъяснение гласит, что при оценке независимости "могут быть приняты во внимание отношения связанности (аффилированности), отношения по прямому или косвенному контролю между регистратором и обществом, ведение реестра которого он осуществляет, а также фактические обстоятельства, свидетельствующие о зависимости регистратора от общества, ведение реестра которого он осуществляет (например, высокая доля комиссии, уплачиваемой обществом, в доходах регистратора, образующая фактическую зависимость регистратора от данного общества)".

Ну во-первых, кем "могут быть приняты во внимание" - не ясно.

Во-вторых, что в таких серьезных вопросах означает "могут быть"? Что "могут и не быть"? - прикольно;)

В-третьих, утверждение об аффилированности при 20% участии в уставном капитале меня давно поражает еще в свете старого ФЗ "О конкуренции..." ;) А если говорить о зависимости- тем более! Действительно, откуда именно 20%, а не 2%, не 25% и не 50, т.е. почему-то нет никакой связи с объемами прав, которые, к примеру, хотя бы влияют, в т.ч. на оценку стоимости 1 акции при продаже акций пакетом.

В-четвертых, о зависимости при "высокой доле" комиссии: если принимать во внимание существующую раздробленность рынка регистраторов, то комиссия от практически любого крупного эмитента будет существенной долей доходов практически любого регистратора. И потом, что такое "высокая доля"? Кто эту высоту определит;)?

Из "в-четвертых" можно сделать "в-пятых"- существенный уровень конккуренции между регистраторами с таким разъяснением под большой угрозой, я бы на месте ФАС России заинтересовалась письмом ЦБ, поскольку налицо перекраивание рынка в пользу крупных регистраторов с явным ущемлением конкуренции.

Из этого "в-четвертых" вообще опасная тенденция в толковании зависимости следует. Если констатировать отношения зависимости между лицами при существенной доле доходов от одного лица в выручке другого, - можно ооочень далеко зайти, господа.

В-пятых, НЕзависимость - это отрицательный факт, который на мой взгляд можно опровергнуть только с помощью доказательств положительного факта, а именно фактов зависимости воли в принятии решения.

А применительно к регистраторам я думаю, что независимость должны обеспечивать: лицензирование, жесткие правила деятельности, контрольные функции ЦБ по любой операции и широкие возможности оспаривания действий. Все остальное - от лукавого.



Что еще почитать