Госзакупки какое налогообложение выбрать для ип перепродажа. Госзакупки – начинаем и выигрываем

Вы открываете розничный магазин и вплотную приблизились к регистрации бизнеса: уже и определяетесь с системой налогообложения. Налоговый режим определяет размер обязательных платежей, частоту сдачи отчетности и величину косвенных расходов на её подготовку. Иными словами, сколько отдавать денег, как часто отчитываться и чем отвечать в случае нарушений.

Системы налогообложения отличаются не только . Основная разница в направленности — каждый вид удобен для определенной деятельности. Разберемся, как использовать систему налогообложения на пользу вашего бизнеса.

Алгоритм определения системы налогообложения

Не существует универсального рецепта выбора системы налогообложения, но есть алгоритм, который поможет сориентироваться и выбрать подходящую.

Первый шаг . Охарактеризуйте свою компанию:

  • Где будете вести деятельность?
  • Кто ваши клиенты: физические или юридические лица?
  • На какую годовую выручку рассчитываете?
  • Сколько стоят активы?
  • Какие затраты будете нести?

Второй шаг . Проанализируйте систему налогообложения в России применительно к вашему виду деятельности: нужно определить какие сборы и обязательные налоги придется платить.

Третий шаг . Определите оптимальную систему налогообложения. Велик соблазн выбрать ту систему, где меньше обязательных платежей. Это логично, но не всегда правильно. Зачастую выгоднее пойти на снижение прибыли сегодня, чтобы завтра достичь глобальной цели. Например, если вы планируете активно привлекать инвестиции и расширять бизнес в будущем, то лучше сразу выбрать ООО и работать по общей системе.

5 налоговых режимов

В России действуют всего пять режимов налогообложения. Для торговли подходят четыре: ЕНВД, Патентная, Общая и Упрощенная системы.

ОСНО, ЕНВД, УСН и ПСН подходят для торговли.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — аналог ЕНВД для тех, кто самостоятельно выращивает, обрабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию. Для торговли, в широком смысле, он не подходит.

ОСНО: много документов и платежей

Общую систему налогообложения автоматически применяют для ИП и ООО, если во время регистрации не было подано заявления на применение специального режима.

Бизнес, который живет по правилам ОСНО, нуждается в профессиональном бухгалтере, который знает в каких случаях применяется НДС 10%, в каких — 18%, а в каких и вовсе 0%. ООО нужно в полном объеме вести бухгалтерский и налоговый учет, а ИП — книги учета доходов и расходов, хозяйственных операций. Общая система налогообложения — не лучший вариант для начинающего бизнесмена.

Обязательные налоги:

  • На прибыль . От суммы разницы между доходами и расходами — 20% или 13% НДФЛ для ИП.
  • На имущество . Если организация владеет недвижимостью.
  • Налог на добавленную стоимость . Обычно составляет 18% от проданных товаров и услуг. НДС можно уменьшить на сумму НДС, которую вы заплатили поставщику.

Аргумент и за и против ОСНО — НДС. Если вы собираетесь работать с крупными фирмами, то лучше выбрать ОСНО, если же вы займетесь мелкой или средней розницей — выбирайте один из специальных режимов.

УСН: налог — раз в квартал, отчет — раз в год

Упрощенная система налогообложения самая популярная: вместо трех общих налогов — всего один УСН. Предприниматель платит налог в квартал, а отчетность сдаёт один раз в год. При УСН индивидуальные предприниматели не платят НДФЛ и налоги на имущество.

В режиме УСН существует два варианта для выплаты налога:

  • С доходов — от 1 до 6%. Подойдет, если у вас небольшой объем расходов или их не подтвердить документами.
  • Доходы минус расходы — от 5 до 15%. Вариант выгоден если доля регулярных расходов составляет до 80% от доходов. Подходит для торговли.

Размер налоговой ставки зависит от региона, размера дохода и вида деятельности. Для ИП нет ограничений в применении УСН — предпринимателю достаточно написать заявление о переходе на этот режим.

Для ООО существуют ограничения:

  • Штат до 100 сотрудников;
  • Доход за 9 месяцев не превышает 45 млн руб., а за год — 60 млн руб.;
  • Нет филиалов и представительств;
  • Не попадает под действие сельхозналога.

Сумму налога можно уменьшить до 100% за счет страховых взносов за сотрудников. Режим подойдет, если вы не собираетесь открывать филиалы в других городах.

ЕНВД: фиксированная сумма налогов

Единый налог на вмененный доход выплачивают ежеквартально. Сумма зависит от объема торговых площадей, количества сотрудников и транспорта, но не зависит от фактического объема прибыли. ЕНВД применяют для некоторых видов деятельности, в которые входит и торговля. Главный недостаток ЕНВД — отсутствие возможности подать нулевую декларацию: даже если вы не получили прибыль, вам всё равно придется заплатить налоги.

Для ООО и ИП одинаковые ограничения в применении ЕНВД:

  • Штат до 100 сотрудников;
  • Площадь торгового зала не превышает 150 кв. м.;
  • Доля другой организации в уставе ООО не превышает 25%;
  • Не попадает под действие сельхозналога или патента;
  • ЕНВД разрешен в субъекте федерации.

При ЕНВД, ИП и ООО могут уменьшить налог на сумму до 50% за счет страховых взносов, которые платят за сотрудников. При расчетах с покупателями использование кассовой техники пока необязательно — достаточно выдать товарный чек.

ПСН: получил патент и свободен

Патентную систему налогообложения могут принять ИП, которые занимаются деятельностью из главы 25.5 Налогового кодекса, где упомянута, в том числе, розничная торговля.

Ограничения для применения ПСН:

  • Штат до 100 сотрудников;
  • Площадь торгового зала не превышает 50 кв. м;
  • Доход за год меньше 60 млн руб.

С предпринимателя, работающего по ПСН, снято обязательство отчитываться в налоговые органы каждый квартал и выплачивать периодические налоги. Для ведения деятельности ему достаточно вовремя купить патент на срок от 1 месяца до 1 года и вести книгу учета доходов.

Стоимость патента устанавливают местные власти, которые рассчитывают ее исходя из возможного дохода. Обычно она равна 6% от суммы возможного дохода. ПСН выгодно применять для временной и сезонной торговли.

Выводы

  1. Если вы работаете с юридическими лицами, которые рассчитывают на зачет НДС, ваш выбор — ОСНО.
  2. Небольшой магазин без филиалов и представительств — УСН;
  3. Небольшой магазин с большой и постоянной прибылью — ЕНВД;
  4. Сезонная торговля, ярмарки — ПСН.

Памятка для определения системы налогообложения.

Н алогообложение организаций, применяющих УСН, имеет ряд особенностей. Причем эти налоговые тонкости в ряде случаев не корректируются законодательством о государственных закупках. Система государственных закупок устанавливает строго регламентированные рамки для участников, однако у «упрощенцев» есть способы возместить НДС. В статье рассматриваются практические аспекты возмещения НДС организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Организации, применяющие УСН, как участники торгов на поставку товаров для государственных нужд

Лица, применяющие упрощенную систему налогообложению, не уплачивают НДС (ст. 346.11 НК РФ), за исключением данного налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. «Упрощенцы» в контрактах (договорах) НДС не выделяют, не ведут учет и оформление счетов-фактур. Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) не устанавливается каких-либо ограничений для участия организаций, применяющих УСН, с участием в процедуре размещения госзаказов. В ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ указывается, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В ч. 1 ст. 8 данного закона указано, что участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Эта норма нашла подтверждение и в письме Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 № Д22-1740. А п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прямо указывает, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участнику торгов или группе участников торгов преимущественных условий.

Особенностью Закона № 94-ФЗ является то, что он не связывает вопросы размещения госзаказов с вопросами налогообложения поставщиков или подрядчиков. Это объяснимо, так как данный законодательный акт регулирует отношения по поводу размещения и исполнения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Но его нормами не предусмотрены какие-либо ограничения для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение государственного заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурсов, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Цена госконтракта формируется в зависимости от способа проведения закупок. В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта или лота. Причем цена контракта или лота формируется с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату налогов и пр. В случае если госзаказчик формирует цену без учета данных расходов, то эта информация должна быть отражена в конкурсной документации.

Пример 1

Свернуть Показать

В извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации было указано, что цена государственного контракта составляет 750 000 руб. с учетом налогов, транспортных расходов и пр. То есть стоимость госконтракта компенсирует поставщику все дополнительные расходы. Если бы цена составляла 750 000 руб. без учета налогов, транспортных расходов и пр., то поставщик нес бы дополнительные, не возмещаемые расходы.

Частью 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ отмечено, что документация об аукционе (в настоящее время проводятся аукционы только в электронной форме) также должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене контракта. Смысл аукциона по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд состоит в заключении контракт с поставщиком, предложившим наименьшую цену.

Закон № 94-ФЗ устанавливает единые требования к формированию цены закупаемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) для всех видов государственных закупок.

В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой НДС в случае, если за 3 предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость в совокупности не превышает 2 млн руб. Требования к участникам торгов приведены в ч. 1-2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ. Однако законодательство о закупках для государственных нужд не содержит каких-либо ограничений по допуску участников, основанных на применяемых системах налогообложения. Причины отказа в допуске к участию к конкурсным или аукционным процедурам связаны только с непредставлением необходимых документов или с несоответствием критериям участия. Данные критерии изложены в ст. 12 Закона № 94-ФЗ. Любые иные отказы в допуске к участию в торгах влекут административную ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 тысяч рублей и не более 30 тысяч рублей.

Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут поступить следующим образом: к составу конкурсной (аукционной) документации или котировочной заявке приложить документы, подтверждающие факт применения им УСН (форма 26.2-2), либо при получении на рассмотрение и подписание проекта государственного контракта внести в него соответствующую запись.

Встречаются мнения, согласно которым заказчик должен указывать цену госконтрактов для всех категорий участников: и для применяющих общую систему налогообложения, и для «упрощенцев». В ряде случаев такой позиции придерживаются и органы федеральной антимонопольной службы. Однако эта позиция является прямым нарушением законодательства о государственных закупках. На стороне заказчика в этом вопросе и налоговое законодательство. Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляется к оплате сумма налога на добавленную стоимость. Арбитражные суды придерживаются именно такой позиции.

Судебная практика

Свернуть Показать

Практические вопросы заключения государственных контрактов

При рассмотрении вопросов участия «упрощенцев» в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд главной проблемой является вопрос цены госконтракта: должен или нет расчет цены учитывать сумму НДС? А также проблема такого рода: если победителем конкурсов (аукционов, запросов котировок) будет организация, применяющая УСН, надо ли уменьшить сумму госконтракта на сумму исключаемого из расчета НДС?

Согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ цена государственного (муниципального) контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Этим же пунктом допускается снижение цены госконтракта по соглашению сторон без изменения поставляемого количества товаров (работ, услуг). Однако случаев таких немного и со способом применяемой системы налогообложения они не связаны.

При подготовке конкурсов, аукционов или при запросе котировок законодательство не требует от заказчика учитывать особенности применяемой поставщиком или потенциальным поставщиком системы налогообложения. А проведение отдельных закупочных процедур только для «упрощенцев» законодательством не предусмотрено. «Упрощенец», чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов и требований по уплате НДС, при подписании государственного контракта не вписывает сумму НДС. Это же относится и к выставляемым счетам-фактурам. В противном случае организация, применяющая УСН, должна будет уплатить НДС. Следуя позиции Минфина России, изложенной в письме от 07.09.2009 № 03-07-11/219, ясно, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ при выставлении счетов-фактур с выделенным НДС все организации, включая перешедших на УСН, обязаны подать налоговую декларацию и уплатить НДС, согласно норме ст. 174 НК РФ. Исходя из смысла письма УФНС по г. Москве от 21.03.2011 № 16-15/026297@ и в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ фактически оплаченный налог на добавленную стоимость по условиям государственного (муниципального) контракта не может приниматься к вычету в составе расходов. Поэтому организации, применяющие УСН, должны следить за тем, чтобы в тексте государственного контракта не была указана сумма НДС.

Пример 2

Свернуть Показать

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выиграла открытый конкурс на поставку товара для государственных нужд на сумму 750 000 руб. Сумма НДС составила 135 000 руб. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 29 Закона № 94-ФЗ при подписании госконтракта поставщик указал, что цена составляет 750 000 руб., без выделения отдельной строкой НДС.

При заполнении государственных (муниципальных) контрактов организации в поле НДС проставляют прочерк. В некоторых случаях это считается нарушением и самовольным изменением текста госконтракта. Однако имеется письмо Минэкономразвития от 03.03.2009 № Д05-1097, в котором указывается, что согласно ч. 3 ст. 29 и ч. 3 ст. 38 Закона № 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса/аукциона заключается на условиях, указанных в извещении об их проведении, по цене, предложенной победителем конкурса или аукциона. Таким образом, победителю конкурса или аукциона, применяющему упрощенную систему налогообложения, можно не заполнять поле НДС, так как это не меняет условий заключаемого государственного контракта. Если победитель-«упрощенец» включает в текст государственного контракта поле «НДС не предусмотрен», это также не меняет условий заключаемого государственного контракта (см. письмо Минэкономразвития от 10.11.2009 № Д22-1255).

Возможна ситуация, когда организация, применяющая общий режим налогообложения, в ходе выполнения госконтракта начнет использовать упрощенную систему налогообложения. Ряд авторов и консультантов указывают на необходимость в этом случае внесения изменений в контракты и отмену всех ранее выставленных счетов-фактур. Однако эта позиция не подкреплена ссылками на законодательство, поскольку, как отмечалось выше, цена государственного контракта является неизменной и применение различных льготных режимов не сказывается на изменении цены и условий госконтрактов. Организация-заказчик, если ей стало известно об изменении принципа налогообложения после подписания государственного контракта, может внести в него изменения или дополнения. Вся ответственность за своевременное представление документов, подтверждающих факт того, что организация-поставщик перешла на УСН, ложится на саму организацию.

Сложившаяся ситуация с точки зрения заказчика не имеет никаких последствий и рисков: государственный контракт был заключен с организацией-поставщиком на предложенных условиях, к заявке на участие в конкурсе/аукционе не были приложены документы, подтверждающие применение участником УСН; если в ходе представления заявок на участие в конкурсе/аукционе и соответствующих документов участник внес в ряд из них какие-либо изменения, то об этом он был обязан уведомить конкурсную комиссию. И если это не произошло до момента подписания государственного контракта, то изменить цену будет невозможно, потому что цена является твердой и не подлежит изменению. Такая позиция заказчика является безупречной, потому что он до момента подписания и начала исполнения государственного контракта не располагал документами, подтверждающими факт перехода поставщика на упрощенную систему налогообложения. Однако в ряде регионов органы Росфиннадзора ставят неизменение цены заказчиком ему в вину, мотивируя свои претензии тем, что это является нецелевым использованием бюджетных средств. Однако сотрудники Росфиннадзора в этом случае не правы. Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств определяется как направление использования их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, влечет наложение штрафов на руководителей - получателей бюджетных средств в соответствии с нормами КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Административная или уголовная ответственность налагается по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ и по ст. 285.1 УК РФ соответственно. С 01.01.2010 при обнаружении фактов нецелевого использования бюджетных средств к нарушителям применяются только меры административной и уголовной ответственности. Поэтому нецелевое использование бюджетных средств никак не связано с контрактным ценообразованием.

Пример 3

Свернуть Показать

В ходе проверки, проводимой Росфиннадзором, было установлено, что организация-заказчик, заключившая по итогам торгов государственный контракт на сумму 1 000 000 руб. (820 000 руб. - сумма собственно выполняемых работ и 180 000 руб. - сумма НДС), не предприняла меры к уменьшению стоимости госконтракта, после того как стало известно, что после подписания вышеуказанного контракта исполнитель работ стал применять УСН. По мнению сотрудников Росфиннадзора, контракт следовало уменьшить на сумму НДС, так как контрагент не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость и в этом случае у него образовывалось необоснованное обогащение. Кроме того, как считают сотрудники Росфиннадзора, сумма НДС в размере 180 000 руб. является фактом нецелевого использования бюджетных средств, потому что переплаченные денежные средства могли быть использованы не по назначению. Организация-заказчик оспорила претензии территориального управления Росфиннадзора и мотивировала свои действия тем, что нецелевого использования бюджетных средств не было, так как имело место их расходование на цели, предусмотренные бюджетной росписью. Они отнесены на соответствующую статью КОСГУ в соответствии с письмом Минфина РФ от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О направлении Методических указаний по применению классификации операций сектора государственного управления». Поэтому обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств являются необоснованными. Также организация-заказчик указала, что при проведении торгов потенциальный исполнитель работ не представил какие-либо документы, позволяющие сделать вывод о том, что он намерен перейти на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает порядок изменения цены контракта по причине изменения применяемой поставщиком системы налогообложения. В ходе обсуждения акта проверки с руководством территориального управления Росфиннадзора все претензии по нецелевому использованию бюджетных средств были сняты.

В данном случае максимальное нарушение, которое может быть вменено заказчику, - неэффективное использование бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Однако для этого должно быть доказано, что в процессе проведения торгов и в процессе подписания государственного контракта заказчику не были представлены документы, подтверждающие факт применения контрагентом упрощенной системы налогообложения. Также заказчик может сослаться на принцип проведения конкурсов, изложенный в ч. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ. Согласно ему под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Таким образом, снижение цены законодательно не предусмотрено.

Гораздо больше проблем может возникнуть у «упрощенца», так как ему придется отслеживать правильность оформления выставленных им и ему счетов-фактур, счетов и пр.

Необходимо остановиться на возможности снижения цены контракта на сумму НДС. Такая возможность предоставляется ч. 4 ст. 9 Закона № 94-ФЗ. Законодатель установил, что возможно уменьшение цены госконтракта при том же объеме поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных нужд), то есть тот же объем поставок при неизменном объеме товаров (работ, услуг).

Пример 4

Свернуть Показать

Организация, применяющая общую систему налогообложения, заключила госконтракт на оказание услуг на 600 000 руб., из них 492 000 руб. - собственно госконтракт и 108 000 руб. - НДС. После подписания контракта в период его исполнения организация - победитель торгов перешла на упрощенную систему налогообложения и в связи с этим представила документы о применении ею упрощенной системы налогообложения. Так как заказчик еще не осуществлял оплату по контракту и согласился уменьшить его цену при неизменном объеме поставляемого товара, было подписано дополнительное соглашение, в котором указана новая цена: 492 000 руб. без НДС.

Ряд авторов и налоговых консультантов считает возможным востребовать с заказчика сумму НДС, начисленную сверх цены договора . Следует отметить, что такая позиция противоречит официальной позиции Федеральной налоговой службы, которая в письме от 08.02.2007 № ММ-6-03/95@ указала, что НДС уплачивается за счет средств продавца (исполнителя). В случае неуплаты налога вся ответственность возлагается на исполнителя (победителя торгов) и не может быть переложена на заказчика (контрагента). Однако ряд арбитражных судов полагает, что сумму НДС можно взыскать с заказчика.

Судебная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС СКО от 21.10.2008 № Ф08-5599/2008 следует, что организация-подрядчик применяла упрощенную систему налогообложения, не включала НДС в акты и счета-фактуры. После перехода на общую систему налогообложения подрядчик перевыставил заказчику счета-фактуры и в письменной форме потребовал возместить суммы НДС. Суд постановил, что заказчик обязан возместить сумму налога.

«Упрощенец» в аналогичных случаях может выиграть в части возмещения сумму НДС, но проиграет он значительно больше: испорченные отношения с государственными структурами и малая вероятность того, что такое же положительное заключение арбитражный суд вынесет повторно. Да и решения арбитражных судов не носят законодательный характер и применяются только в пределах арбитражного округа. Для целей налогообложения прибыли это не увеличивает доходную часть.

В рассматриваемом случае заказчик неправильно построил систему защиты, мотивируя отказ возместить сумму налога фактом отсутствия лимитов бюджетного финансирования и фактом окончания работ. Заказчик должен был сослаться на нормы налогового законодательства и законодательства о государственных закупках, позволяющие ему не возмещать НДС. Кроме того, согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет только три года. А мнение Минфина и ФНС в этой ситуации однозначно: НДС должен уплачивать продавец (поставщик, подрядчик). УМНС РФ по г. Москве в письме от 16.01.2004 № 21-08/02825 указывает, что сумма НДС уплачивается или за счет собственных средств организации, или за счет денежных средств, полученных от контрагентов.

Таким образом, возмещение НДС для «упрощенцев» имеет ряд положительных и отрицательных сторон. Положительными моментами возможности возмещения является получение дополнительных денежных средств. Отрицательными является то, что полученные денежные средства не будут включаться в доход; то, что законодательство о государственных закупках не предусматривает возможность изменения цены контракта на сумму НДС, и то что данное законодательство не во всех вопросах взаимосвязано с налоговым законодательством.


В 2019 году в российском сегменте Интернета насчитывается уже более 100 тысяч интернет-магазинов. Ежегодно их число возрастает минимум на треть. Чем же вызван столь бурный рост онлайн-торговли? Основными преимуществами размещения торговли в сети являются: минимальные вложения в проект на этапе создания бизнеса, широкий охват территории и гораздо меньшая потребность в оборотных средствах, в сравнении с оффлайн-торговлей.

Минимизация расходов достигается отсутствием расходов на аренду помещения для магазина, содержание большого штата сотрудников, наличие солидных товарных запасов. А это составляет 70% затрат бизнесмена на функционирование обычного магазина…
Так какую систему налогообложения использовать? Для обычной розничной торговли можно применять ЕНВД, ПСН, ОСНО или УСН. Рассмотрим каждую из них.

УСН для онлайн-бизнеса

Для интернет-магазина выгоднее выбрать УСН, Упрощенную систему налогообложения.

Существует два вида УСН:

  1. Объект налогообложения — доходы.
  2. База налогообложения — доходы минус расходы.

В первом случае налог 6% уплачивается со всей суммы поступивших доходов (выручки). Расходы бизнесмена не учитываются. Доходы отражаются в книге доходов и расходов в течение года. Ежеквартально перечисляются авансовые платежи, а по итогам года до 31 марта (ИП до 30 апреля) оплачивается налог. Декларация представляется один раз в год и проста в заполнении. Юридические лица обязаны вести полный бухгалтерский учет, а предприниматели — только учет физических показателей, подтверждающих доходы.

Этот режим используют сайты по оказанию услуг , имеющие небольшие расходы, а также предприниматели, которые не могут документально подтвердить свои расходы (закупают товар ручной работы или на иностранных интернет-ресурсах).

Самый выгодный режим налогообложения — УСН с базой доходы без расходов . Налог 15% уплачивается с разницы между полученной выручкой и затратами. Такое налогообложение предусматривает обязательный учет доходов и расходов ИП или организации, где расходы УСН — это затраты, произведенные в рамках предпринимательской деятельности (аренда помещения, оплата услуг, зарплата и другие).

Перечень расходов является строго определенным и содержится в ст. 346.16 Налогового кодекса. Несмотря на то, что отчетность представляется в ИФНС один раз за налоговый период, уплачивать авансовые платежи необходимо ежеквартально. Обязательным условием применения данного режима является наличие всех подтверждающих документов (накладные, акты, счета-фактуры, чеки).

Попробуйте наш калькулятор банковских тарифов :

Передвигайте «ползунки», раскройте и выберите «Дополнительные условия», чтобы Калькулятор подобрал для Вас оптимальное предложение по открытию расчетного счета. Оставьте заявку и Вам перезвонит менеджер банка: проконсультирует по тарифу и зарезервирует расчетный счет.

По итогам года налогоплательщик должен рассчитать минимальный налог (1% от доходов). Он уплачивается, если рассчитанный налог за год меньше минимального или вообще получен убыток. Розничный доход интернет-магазина в первом и втором случае будет суммировать все поступления за проданные товары в кассу и на расчетный счет (ст.346.15 НК РФ). Пополнение счета или кассы собственными средствами ИП или ООО к доходам не относятся.

Рассчитанный налог УСН можно уменьшить на уплаченные страховые взносы за самого предпринимателя и за работников. Это тоже является большим плюсом упрощенной системы. Таким образом, выбрать для интернет магазина рекомендуется УСН.

Сравнительная таблица ОСНО и УСН

ОСНО УСН 6% УСН 15%
Налог на добавленную стоимость 18%
Налог на прибыль (организации) 20%
НДФЛ для ИП 13%
Уменьшение налога на страховые взносы + + +
Количество деклараций в год 8 1 1
Сложность ведения учета и отчетности (в баллах) 10 2 3
11,4 6 4,5

ЕНВД и патентная система для интернет-магазина

Для бизнеса online эти системы обложения налогом использовать нельзя . В ст.346.29 НК РФ физическим показателем для начисления налога является площадь торгового зала или торгового места. Не только сайт, но и склад, и офис интернет-магазина не являются торговыми площадями. Поэтому, согласно писем Минфина от 23.11.2006 №03-11-04/3/501 и от 28.12.2005 №03-11-02/86, интернет-торговля на ЕНВД не переводится.

Ст.346.27 НК РФ прямо указывает, что к розничной торговле для ЕНВД не относится продажа товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети). Эти понятия розничной торговли используются и Законом о патентной системе налогообложения.

Многие розничные магазины используют сайты в Интернете для представления своих товаров. Такой сайт является интернет-витриной, дает возможность ознакомиться с ассортиментом товаров, но их не продает. На сайте отсутствует корзина и кнопка заказа товаров. В этом случае магазин-оффлайн может использовать ЕНВД.

ОСНО для бизнеса в Интернет

Общая система налогообложения является самой невыгодной для бизнесмена и используется в случаях, когда пропущен срок подачи заявления на применение УСН, уже используется ЕНВД или нельзя применить упрощенную систему.

Когда ОСНО все же придется использовать:

  • Превышена сумма полученного годового дохода (в 2019 — 150 млн.руб.).
  • Среднее число сотрудников больше 100 чел.
  • Открыты филиалы.
  • Производятся подакцизные товары и т.д.

При ОСНО начисляются и отправляются в казну налог на добавленную стоимость, для организаций налог на прибыль (), налог на имущество организаций. Предприятия ежеквартально сдают декларации по НДС и прибыли, а предприниматели ведут . КУДиР включает в себя 15 таблиц, которые очень сложно заполнить, так как методические рекомендации скудны, а разъясняющих писем очень мало.

Правильное исчисление налога на добавленную стоимость и налога на прибыль часто бывает затруднительно, из-за сложностей законодательства в этой области и требует высокой квалификации бухгалтера. Отчетность тоже часто изменяется, а большое число разъяснений налоговых органов только запутывает счетных работников. При общей системе налогообложения на онлайн-магазин самая высокая налоговая нагрузка и расходы на организацию учета.

Применение ККМ для онлайн-магазина

Оплата товара в интернет-магазине происходит несколькими способами:

  1. Наличными деньгами курьеру при доставке на дом или в офис.
  2. Через Почту России при отправке наложенным платежом.
  3. Перечислением на расчетный счет в банке.
  4. С использованием пластиковых банковских карт.
  5. С помощью электронных платежных систем.

При розничных продажах за наличный расчет, картой, онлайн-платежами и на расчетный счет обязательно применение контрольно-кассовой техники. При доставке товара на дом покупателю и оплате наличными деньгами, курьер должен отпечатать и выдать кассовый чек. Для этого он должен иметь переносную ККМ. Печатать чеки заранее неправомерно. При дистанционной оплате покупателю направляется чек в электронном виде.

Если продавец не хочет применять ККМ, то он может заключить договор с посреднической фирмой, которая от его имени будет принимать наличные от покупателя и выдавать кассовые чеки. Выручка, за вычетом комиссии посредника, может поступать на расчетный счет продавца или в его кассу. При этом доходом будет считаться сумма по накладной, а не полученная реально.

При получении денег за товар, отправленный Почтой России, ККМ применять не нужно, так как наличные от покупателя получает не владелец интернет-магазина, а почтовое отделение. Желательно прописать в реквизитах свой расчетный счет, для получения оплаты сразу на него.

Чем грозит уклонение от уплаты налогов интернет-бизнесу?

Итак, магазин в сети создан: приобретен домен, торговая платформа, арендован хостинг, магазин наполнен товарами, подключены платежные системы. Пора задуматься о легализации бизнеса.

Отказ от ответственности в соответствии с требованиями законодательства в области информационных технологий.

Все высказывания и примеры на сайте по поводу получения доходов или прибылей, уже размещенные или которые будут размещены на сайте ПРИЗОВОЙ ЕМАЙЛ (в дальнейшем Сайт) - всего лишь предположения по поводу предстоящих или текущих заработков, доходов, и не являются гарантией их получения. Не существует также гарантий, что чей-либо опыт, касающийся предпринимательской деятельности, заработков или доходов, можно использовать как указание к действию, которое может дать желаемые финансовые результаты. Суммы доходов в их денежном эквиваленте связаны с целым рядом различных факторов. Мы не даем инструкций и какой-либо информации по поводу Вашей будущей деятельности и финансовых успехов точно так, как не распоряжаемся Вашей личностью, данными, деловыми качествами, этическими нормами поведения, направлениями деятельности, - всем тем, что может повлиять на вероятность получения доходов в малых или средних эквивалентах. Мы не можем гарантировать получение точно таких же заработков, какие получают другие лица. Все риски по неполучению доходов вы берете на себя. Трудовая, деловая, предпринимательская деятельность через сеть Интернет, проводимая с целью получения доходов и прибылей связана с разными рисками. Принимая решение заниматься подобным родом деятельности на основании любой информации, что содержится в нашей инфопродукции и напрямую касается наших услуг, которые мы предоставляем на данном веб-ресурсе, вы должны учитывать возможные моменты неполучения прибыли или принятия некоторых возможных убытков. Вся наша продукция и услуги созданы с образовательной и ознакомительной целями, поэтому пользоваться ими нужно вдумчиво, с мерами предосторожности и опираясь на опыт профессионалов - наставников или тренеров. Прежде чем начинать любую предпринимательскую деятельность, основываясь на предоставленной информации, получите консультацию юриста и бухгалтера, а также профессионала в области маркетинга. В случае получения каких-либо доходов, Вы также самостоятельно несете ответственность перед законодательством Вашей страны проживания, а также налоговым законодательством, в том числе Вы несете ответственность за оформление предпринимательской деятельности в соответствии с законом Вашей страны. Так же если это предусмотрено Законом Вашей страны вы обязаны самостоятельно вести юридически свою предпринимательскую деятельность и платить налоги. Данный отказ от ответственности гласит о том, что Вы даете свое согласие на то, что сайт не несет ответственности за ошибочно принятые Вами решения по поводу доходов, прибылей, способов ведения бизнеса, продукции тренинг-центра, предоставляемых услуг или других материалов, что размещаются на данном сайте: текстовой, аудио и видеоинформации. Продолжение пользования сайтом означает Ваше автоматическое согласие на принятие и Отказа от ответственности.

Участие организации в тендерах, проводимых как для государственных и муниципальных нужд (госзакупки), так и для коммерческих компаний является одним из способов заключения договоров. Организация тендеров позволяет решить ряд экономических задач. Прежде всего, это способствует выявлению на рынке добросовестных организаций-партнеров, выполняющих работу ответственно и качественно, а также заключению догово-ров по реальным (не завышенным) ценам. Для исполнителя заключение договора по итогам торгов является гарантией обеспечения долгосрочных заказов, стабильности в предпринима-тельской деятельности, положительного имиджа на рынке.

Возможность заключения договора путем проведения торгов предусмотрена гл. 28 «Заключение договора» ГК РФ. В частности, в ст. 447 ГК РФ установлено, что в таком слу-чае проводятся аукцион или конкурс и договор заключается с лицом, выигравшим их, то есть с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу - лучшие условия.

Непосредственно требования по организации и порядок проведения торгов установ-лены в ст. 448 ГК РФ. Например, извещение о проведении торгов должно быть дано органи-затором не менее чем за тридцать дней до их проведения. А если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть ука-зан предоставляемый для этого срок.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса, которые могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае участвовать может любое лицо, во втором - только лица, специально приглашенные для этой цели. Не менее чем за 30 дней до начала торгов органи-затор извещает о времени, месте, форме, предмете и порядке их проведения, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего торги, а также сообщает сведе-ния о начальной цене.

В ст. 448 ГК РФ предусмотрен односторонний отказ организатора торгов от их прове-дения: для аукциона - в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а для конкурса - не позднее, чем за тридцать дней до его проведения. В случае отказа организатор открытых торгов обязан возместить участникам понесенный ими реаль-ный ущерб, если такой отказ произошел с нарушением указанных сроков. А вот организатор закрытого аукциона или конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб независи-мо от того, в какой срок после направления извещения последовал его отказ от торгов.

Обычно для участия в торгах участникам необходимо предоставить обеспечение кон-курсной заявки. В основном в качестве обеспечения конкурсной заявки служит задаток или банковская гарантия.

Условие о внесении участником задатка (денежной суммы) предусмотрено п. 4 ст. 448 ГК РФ. Задаток возвращается претенденту в двух случаях (п. 4 ст. 448 ГК РФ): если торги не состоялись и если торги не выиграны им. В отношении участника, выигравшего торги, уста-новлено, что сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по договору при условии его заключения (абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ). Если же победитель торгов уклоняется от подписания протокола о результатах торгов, то он лишается задатка. Если в силу каких-либо причин организатор торгов уклоняется от подписания договора, то он обя-зан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить победителю убытки, причи-ненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

Также для обеспечения серьезности намерения участника, кроме задатка, торги могут предусматривать условие о приобретении им банковской гарантии. Обычно в ней определя-ется денежная сумма, которая выплачивается банком заказчику при условиях, установлен-ных для случая утраты участника тендера внесенного задатка (ст. 448 ГК РФ). Например, га-рантийная сумма выплачивается:

  • если участник отзывает свою конкурсную заявку в течение срока ее действия;
  • если была выявлена недостоверность сведений, содержащихся в конкурсной заявке;
  • если по вине участника контракт (договор) между ним и заказчиком не был заклю-чен в установленный срок.

В случае обеспечения конкурсной заявки банковской гарантией вопрос о возврате за-датка победителю после заключения контракта снимается.

Бухгалтерский учет

Расходы участника, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в кон-курсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» как расходы, понесенные в связи с предстоящей про-дажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае признания участника победи-телем данные затраты признаются прямыми расходами по договору и списываются в дебет счетов затрат. В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной доку-ментации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 «Прочие расходы» в месяце объявления результатов конкурса.

Отметим, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не от-носится. До объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обя-зательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток выполняет обеспечительную функцию - удостоверяет факт намерения заключить до-говор. Поэтому правильнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по внесенному задатку», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Для признания всех расходов, связанных с торгами, организация должна докумен-тально подтвердить не только уплату взноса участника, оформление банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и факт участия в конкурсе.

В случае отрицательного результата суммы возвращаемого задатка отражаются в уче-те обратной проводкой: Дебет 51 Кредит 76. В случае положительного результата задаток также возвращается победителю и отражается на бухгалтерских регистрах аналогичными записями.

Если задаток возвращается претенденту в двойном размере (п. 5 ст. 448 ГК РФ), то сумма, превышающая размер внесенного задатка, признается прочим доходом (п. 2 ПБУ 9/99). Дебет 51 Кредит 91-1.

Налоговый учет



Что еще почитать