Функции контрактной службы контрактного управляющего. Требования к образованию сотрудников контрактной службы

В соответствии с договором о централизованном бухгалтерском обслуживании, финансовые операции всех образовательных учреждений нашего района проходят через централизованную бухгалтерию отдела образования. Вправе ли директора образовательных учреждений назначить контрактным управляющим работника централизованной бухгалтерии, который занимался бы закупками всех образовательных учреждений?

Возможно ли возложить ответственность на специалиста (начальника отдела), назначенного контрактным управляющим?

Достаточно ли для назначения контрактного управляющего издания приказа руководителя о возложении этих полномочий на работника и внесения новых функций в его должностную инструкцию?

Если контрактному управляющему требуется пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то каким требованиям должны отвечать обучающие организации и выдаваемые ими документы об итогах обучения?

Может ли бухгалтер, работающий по гражданско-правовому договору, быть назначен контрактным управляющим?

Я буду контрактным управляющим в бюджетном учреждении, являющемся моим основным местом работы. Кроме того, я работаю по совместительству в другом бюджетном учреждении. Могу ли я быть контрактным управляющим и во втором бюджетном учреждении?

Может ли заказчик назначить не одного, а нескольких контрактных управляющих без создания контрактной службы?

Как поступить автономному образовательному учреждению с назначением контрактного управляющего, если оно не имеет своей бухгалтерии (есть централизованная – одна на 25 учреждений) и нет сотрудника с нужным уровнем квалификации? Управление образования собирается возложить эту ответственность на руководителей школ и садов, но мы педагоги, а не экономисты и не юристы. Как нам поступить в данном случае?

Может ли государственное автономное образовательное учреждение, выполняя требование Закона № 44-ФЗ о назначении контрактного управляющего, ввести в штатное расписание эту должность и принять нового работника?

Распространяется ли регламент о контрактной службе на контрактного управляющего?

Может ли директор учреждения заниматься закупками? У нас в штате – четыре специалиста (директор и три педагога-психолога). Как нам быть в свете принятого Закона № 44-ФЗ?

Может ли контрактный управляющий быть членом единой комиссии?

Можно ли контрактного управляющего назначить председателем комиссии по закупкам?

У нас в районе 40 школ и 20 детских садов. Бюджетных ассигнований на обучение работников каждой школы и сада для выполнения функций контрактного управляющего не предусмотрено. Можно ли двум контрактным управляющим работать от имени всех школ и садов по соглашениям или в каждом учреждении должен быть свой отдельный контрактный управляющий?

Трудовой коллектив нашего учреждения насчитывает всего два человека, и на 2014 год выделено финансирование в размере 24 тыс. руб., то есть общая сумма закупок в 2014 году не превысит 100 тыс. руб. Неужели мы должны утверждать контрактного управляющего, и на нашу организацию распространяется ограничение в размере 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, а на остальные 95% придется проводить процедуры (конкурс, аукцион, предложения и т.д.)?

Был принят в 2014 году и принес множество нововведений . Одним из главных является появление новой должности – контрактный управляющий , нового структурного подразделения – контрактной службы .

Законодательная база

Найти вакансию можно на соответствующем сайте или в центре занятости. Единственное, что нужно помнить — кадровики по-разному указывают наименование требуемой должности . Он может называться специалистом по закупкам, экономистом по договорной работе и т.д.

На 2018 год, чтобы стать контрактным управляющим, необходимо получить образование в сфере закупок и диплом, свидетельствующим об обучение в институте. Условие является новым, ранее работодатель не мог требовать высшее образование от кандидатов.

Наличие квалифицированного дополнительного образования является очень важным моментом, так как № 44-ФЗ постоянно претерпевает изменения, а государственный контроль регулярно усиливается.

Повышение квалификационного уровня знаний и умений проводится не реже чем 1 раз в 3 года .

Требования к должности

Специалист по закупкам должен отвечать требованиям :

  1. Повысить квалификацию по соответствующей специальности, например, «управление закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На 2018 год подходит только государственный образец.
  2. Состоять в штате работодателя, заключение договоров гражданско-правового характера недопустимо.
  3. Недопустимым является конфликт интересов, то есть у управляющего не должно быть родственных связей с организациями, осуществляющими поставку товаров или выполнение работ.

Контрактная служба представляет собой группу работников , в обязанности которых вменена реализация цикла закупок государственного значения. Информацию о порядке ее создания можно найти в ст. 38 ФЗ № 44 .

Заказчик обязан приступить к разработке положения и созданию службы, ответственной за приобретение товаров, работ, услуг, если общая сумма годового финансирования, предназначенного для заключения договоров, превышает отметку в 100 000 руб .

Действующее законодательство не требует от заказчика включения в штатное расписание и создания отдельного подразделения (отдела), достаточно утвердить состав службы из имеющихся подчиненных .

Структура и численный состав определяются заказчиком самостоятельно, но с соблюдением условия – не менее двух человек .

Если служба выделяется в отдельную структурную единицу, то нуждается в собственном руководителе, а если нет, то сам руководитель или один из его замов может стать начальником еще одного подразделения.

Внимание! Если заказчик решил возложить обязанности по сопровождению и осуществлению закупок на подчиненных, которые уже были заняты иной работой (расширил их трудовые функции), то он должен получить от них письменное согласие.

Функции, обязанности, ответственность, профстандарт

Часть 4 ст. 38 № 44-ФЗ содержит информацию о перечне функций, которые должен уметь реализовать специалист:

  • разработать планы, вносить в них сведения и публиковать на сайте, сделав их доступными для контролирующих организаций и заинтересованных лиц;
  • составить и разместить в ЕИС извещение о планируемой закупке (электронном аукционе, котировке и т.д.);
  • составить ответ на жалобу, поданную в Федеральную Антимонопольную Службу, и уметь отстоять свою позицию;
  • оказать консультацию любому потенциальному поставщику, например, разъяснить требования, изложенные в техническом задании;
  • сопроводить, реализовать и завершить закупку;
  • сформировать и разместить необходимую отчетность.

Должностные обязанности соответствуют перечисленным выше функциям могут быть взяты из профессионального стандарта , разработкой и утверждением которого занималось Министерство труда РФ.

Итак, что должно уметь должностное лицо :

  • вносить информацию, установленную нормативной базой, в план-закупок и план график;
  • актуализировать ранее размещенную информацию (корректировать план-график, извещение о проведении закупки и т.д.);
  • направлять приглашения поставщикам с целью своевременного обеспечения учреждения всем необходимым;
  • регулярно повышать и поддерживать квалификационный уровень;
  • анализировать рыночную ситуацию с целью определения актуальной начальной максимальной цены контракта.

Должность предполагает виды ответственности :

  • административная — за совершение проступка;
  • дисциплинарная — за несоблюдение трудового распорядка или небрежное отношение к собственным обязанностям;
  • материальная – за порчу имущества, являющегося собственностью предприятия.

Специалист по закупкам – это лицо, ответственное за обеспечение учреждения всем необходимым. Главной функцией данного сотрудника является сопровождение закупки от момента «зарождения» до «утилизации».

Нужен ли контрактный управляющий по 223-ФЗ

Непосредственно в Федеральном законе № 223-ФЗ ничего не сказано о необходимости назначения контрактного управляющего для осуществления коммерческих закупок. При этом принятый в 2015 году профессиональный стандарт распространяет действие и на специалистов, работающих в рамках данного нормативного акта.

Действующее законодательство не требует использования наименования и требования, включенных в профстандарт, если о подобном условии ничего не сказано в ТК РФ или других нормативных актах. Во всех остальных случаях документ является рекомендательным .

Уровень зарплаты

Ни в одном законодательном акте не содержится информации о том, сколько должен зарабатывать контрактный управляющий . Профессия ответственная, сложная, трудоемкая.

Как показывает статистика, величина среднего ежемесячного дохода специалиста по закупкам составляет 22 000 руб., если речь идет о стороне заказчика. Работа у поставщика оплачивается выше.

Ответы на вопросы по контрактной службе согласно 44-ФЗ представлены на видео.

О том, за что штрафуют в госзакупках, вы узнаете на видео.

Одно из требований Федерального закона № 44-ФЗ - создание контрактной службы, либо назначение контрактного управляющего. Чем занимается контрактная служба и для чего заказчику комиссии, попробуем разобраться в нашей статье.

Создание контрактной службы

Контрактная служба — это, скорее, возлагаемый функционал, чем название подразделения, осуществляющего закупки для государственных и муниципальных нужд. Контрактная служба действует на основании оформленного Положения о контрактной службе (регламенте), которое разрабатывается на основе Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития № 631 от 29 октября 2013 года .

Контрактная служба заказчика создается в случае, если совокупный годовой объем закупок, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Если у заказчика отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей , назначается контрактный управляющий (ч. 2 ст. 38 44-ФЗ).

Не обязательно создавать специальное структурное подразделение: контрактная служба может работать и без образования такового (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В последнем случае заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы (пп. 2 п. 6 Типового положения).

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Вопрос: может ли один заказчик создать несколько контрактных служб?

Ответ: Законом № 44-ФЗ, а также Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года № 631 не предусмотрено право заказчика создавать несколько контрактных служб. Следовательно, заказчик не вправе создавать несколько контрактных служб.

Состав контрактной службы заказчика

Заказчик должен самостоятельно утвердить структуру и определить численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).

Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.

Важно! Если включение отдельных сотрудников в состав контрактной службы связано с изменением или расширением их трудовой функции, а, следовательно, с изменением трудового договора, то такое включение может осуществляться только с согласия указанных сотрудников и при условии внесения соответствующих изменений в их должностные инструкции.

Вопрос: Вправе ли заказчик включить лицо в состав контрактной службы (назначить контрактным управляющим) на основании гражданско-правового договора (договора ГПХ)?

Ответ: Нет, не вправе. Согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика. То есть, функции сотрудников контрактной службы не могут быть возложены на лиц, не состоящих в трудовых или служебных отношениях с заказчиком. С этим мнением согласен Минэкономразвития России в Письме от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834.

Требования к образованию сотрудников контрактной службы

Минэкономразвития России в П исьме от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539 разъяснил, что п осле 1 января 2017 года все работники контрактной службы должны будут иметь либо высшее образование (без учета профиля), либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (Письма Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, от 13.05.2016 № Д28и-1220). В совместном письме Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций» есть рекомендация установить минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Требования к уровню образования членов комиссии по осуществлению закупок менее строги. В состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются:

  • лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок,
  • лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

То есть, в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик может включать лиц, не имеющих высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок, но обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (Письма Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070, п. 1 письма Минэкономразвития России от 22.05.2014 N Д28и-777).
Вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 № Д28и-1129).
Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Приказ о создании контрактной службы заказчика

Организация приняла решение о создании контрактной службы. Форма принятия такого решения Законом № 44-ФЗ не установлена. Как правило, оно оформляется в виде приказа: в произвольной форме, на бумажном носителе.

Что необходимо указать в приказе:

  1. фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;
  2. структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;
  3. срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Чем занимается контрактная служба и контрактный управляющий

Контрактная служба и осуществляют организацию всего цикла закупок для нужд заказчика: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

На этапе планирования закупок контрактная служба (контрактный управляющий) разрабатывает план закупок, план-график закупок, вносит изменения, размещает документацию в ЕИС. Кроме того, контрактная служба обеспечивает подготовку обоснования закупок, определяет и обосновывает НМЦ, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Функции контрактной службы при определении поставщиков:

  • выбор способа, уточнение НМЦ, организация подготовки описания объекта закупки;
  • подготовка извещений, документации, проектов контрактов, протоколов заседаний комиссий;
  • организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий;
  • обеспечение предоставления преимуществ уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов, закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНО);
  • разъяснение положений документации;
  • обеспечение сохранности конвертов, обеспечение аудиозаписи, хранение документов;
  • обеспечение согласования с единственным поставщиком;
  • обеспечение заключения контрактов, включение в РНП уклонившихся участников закупок.

При исполнении, изменении, расторжении контракта контрактная служба занимается:

  • приемкой товаров, работ, услуг (ТРУ), организацией оплаты и экспертизы ТРУ;
  • взаимодействием с поставщиком при изменении, расторжении контракта, применением мер ответственности, в том числе включение в РНП;
  • размещением в ЕИС отчета об исполнении контракта; составлением и размещением в ЕИС отчета об объеме закупок у СМП и СОНО;
  • организует консультации с поставщиками, а также обязательное общественное обсуждение закупок;
  • участвует в обсуждении требований к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам;
  • разрабатывает проекты контрактов, в том числе типовых;
  • проверяет банковские гарантии и информирует об отказе в принятии гарантии; организует уплату денежных сумм по банковской гарантии;
  • организует возврат средств, внесенных в качестве обеспечения.

Комиссии заказчика

Для процедуры определения поставщиков заказчик создает комиссию по осуществлению закупок - это орган, работающий на коллегиальной основе, который создается заказчиком для определения поставщиков, если закупки осуществляются конкурентными способами.

Обратите внимание, что для осуществления закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 44-ФЗ).

Согласно действующему законодательству, заказчик вправе создать комиссию как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика (единая комиссия).

Законом 44-ФЗ ограничено только минимальное число членов комиссии, в то время как максимальное их число не ограничено. Требования к минимальному числу членов комиссии: не менее пяти человек для конкурсных, аукционных, единых комиссий, не менее трех человек — остальные комиссии.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ) - то есть большинство членов комиссии должны обладать знаниями и опытом в сфере закупок.

Если планируемые закупки не имеют конкретной специфики, а также не требуется участие в работе комиссии определенных специалистов, рекомендуется создать единую комиссию для осуществления всех закупок, вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

53 222 просмотра

В бюджетных учреждениях для того, чтобы осуществлять госзакупки, должны быть назначены ответственные лица или создано специальное структурное подразделение. Данное положение прописано в соответствующем документе - 44-ФЗ. Постараемся разобраться во всех нюансах и тонкостях данного вопроса.

Сфера деятельности контрактной службы (КС) и контрактного управляющего (КУ)

Контрактная служба (контрактный управляющий) занимается закупкой. Деятельность начинается со стадии планирования и определения исполнителя (поставщика, подрядчика). Завершающий этап - анализ эффективности результата и выполнения обязательств всех сторон контракта.

Следовательно, работа контрактного управляющего (контрактной службы) - осуществление полного закупочного цикла. Он включает в себя также претензионно-исковую стадию.

Но это только верхушка айсберга. Основных позиций, за которые отвечают данные специалисты, очень много. Постараемся разобраться в базовых нюансах данного процесса.

Создание контрактной службы, или назначение КУ

Данный процесс состоит из нескольких этапов.

Для начала руководитель должен заняться изучением правовых актов 44-ФЗ. Далее происходит создание службы. Руководитель определяет начальника и количество сотрудников.

Следовательно, заниматься этим процессом будут более двух человек. Непосредственный начальник может каждому из них предоставить свой фронт работы и особую специализацию. Подобные ситуации развиваются обычно в двух основных вариантах.

Во-первых, начальник может поделить профессиональные обязанности сотрудников по функционалу государственных закупок. Например, один занимается ТЗ, другой - отчетностью, третий осуществляет процесс взаимодействия с поставщиками, четвертый производит мониторинг и прочее.

Второй вариант. У каждого сотрудника появляется возможность совершать весь цикл закупочных процедур. Но начальник определяет для каждого определенный перечень направлений.

В противном случае, если нет необходимости в создании отдельного подразделения (на этом остановимся ниже), осуществляется назначение контрактным управляющим того или иного сотрудника. Последний будет один выполнять обязанности целого подразделения. Действовать специалисты должны строго в соответствии с прописанными правами и обязанностями.

Именно таким образом выделенные этапы должны быть реализованы.

Руководителю необходимо помнить еще один немаловажный факт. При работе с госзакупками возникает масса действий, неправильное решение которых может привести к негативным юридическим последствиям, штрафам и разного вида ответственности. Поэтому деятельности только сотрудников КС или контрактного управляющего недостаточно. Они должны иметь возможность получать квалифицированную консультацию юриста, специализирующего на данных вопросах (постоянную или по мере возникновения необходимости). При возможности такой сотрудник должен быть в штате организации, особенно в крупной.

Естественно, руководителю необходимо уделить внимание обучению или переобучению сотрудников службы. Остановимся на этом более подробно.

Обучение сотрудников. Необходимо ли оно?

Неважно, будет ли это специальное структурное подразделение или просто контрактный управляющий. Обучение, согласно федеральному закону (44-ФЗ), является обязательным для тех, кто занимается закупками в государственном учреждении. Сотруднику необходимо иметь среднеспециальное профессиональное или высшее образование.

До момента вступления в силу указанного выше закона контрактный управляющий или контрактная служба должны были грамотно составлять заявку и проследить, чтобы заказ правильно разместили. Нередко на этом все основные дела заканчивались.

В настоящее же время в обязанности сотрудников КС входит обеспечение всего процесса закупки, начиная от планирования до утилизации. Более того, контрактный управляющий обязан теперь просчитывать риски и возможные последствия его решений. Речь идет нередко о стратегических управленческих решениях этих сотрудников. Поэтому работа становится сложнее, появились многие дополнительные обязанности и тонкости.

Руководитель должен уделить важному вопросу обучения сотрудников значительное внимание. Данные сотрудники, как было отмечено выше, осуществляют закупки по контрактам организации, отвечая за каждый этап данного процесса до самого конца. Они несут ответственность за товар (услугу), за осуществление оплаты своевременно, документацию и составление плана закупок для данной организации. Эти позиции являются основными.

Благодаря качественной работе контрактных управляющих, компания сможет повысить свою производительность, конкурентоспособность и эффективность. Поэтому каждая организация должна позаботиться об обучении контрактных управляющих.

Согласно закону, у каждого такого сотрудника, имеющего опыт работы в данной области и профильное высшее или среднее специальное образование, есть право и обязанность повышать свою квалификацию каждые три года. Объем часов может быть различным, от шестнадцати до двухсот пятидесяти.

В том случае, если есть опыт работы, но отсутствует профильное образование, повышения квалификации будет недостаточно. Рекомендуется пройти профессиональную переподготовку. Длительность курса должна быть не менее двухсот пятидесяти часов. Допустимо прохождение стажировки на своем рабочем месте.

Профессиональное очно-заочное обучение осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное). Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя как лекционные курсы, так и практический блок.

В последние годы большое распространение получило дистанционное обучение. Это особый вид дополнительного образования. Слушатель не посещает учебное заведение и общается с преподавателями с помощью Интернета. В современных условиях, когда сотрудники не всегда могут оторваться от работы или уйти в отпуск, данная возможность является оптимальной. Слушатель сможет самостоятельно распоряжаться своим временем и учебным процессом, изучая полученные от преподавателя методические материалы. После освоения материала он отчитывается, сдавая зачеты и экзамены. При дистанционном образовании нередко этот процесс также осуществляется с помощью сети Интернет.

В последние годы все большее количество учебных заведений предлагают такие программы и курсы.

Когда необходимо создание контрактной службы (КС)?

Согласно указанному выше закону, определяющим при создании КС является один-единственный показатель. Речь идет о совокупном годовом объеме закупок в соответствии с планом-графиком.

Заказчик обязан создать контрактную службу, если данный показатель превышает сумму в сто миллионов рублей. Но по закону у него есть выбор. Заказчик может внести изменения в организационную систему компании, создав новый отдел. Однако практика такова, что обычно не создается специальное структурное подразделение. Сотрудники работают по приказу на условиях совместительства. Это является допустимым.

Если же показатель совокупного годового объема равен или меньше ста миллионов рублей, то заказчик имеет право создать КС или же нет. В противном случае должен быть назначен контрактный управляющий, который будет выполнять все функции. Это также прописано в законе.

Способы создания КС

Первый способ. Заказчик может сформировать, как было отмечено выше, отдельное структурное подразделение, возглавляет которое руководитель КС. Такой подход применяется обычно в очень крупных компаниях. Обычно в подобных ситуациях служба состоит из большого количества постоянных сотрудников, которые работают в ней в штате, на постоянном месте.

Второй способ. Заказчик издает приказ о постоянном составе работников. В результате формируется отдельная служба, но не отдельное структурное подразделение. Возглавляет ее обычно заместитель руководителя. Основным достоинством создания такого отдела является то, что при необходимости он может быть очень быстро расформирован.

Традиционно в контрактную службу должно входить два и более сотрудников.

В том случае, если нет необходимости создавать КС, руководитель издает приказ о контрактном управляющем. Назначается сотрудник, который выполняет указанные выше позиции. С одной стороны, работы для него немного. Но повозиться приходится. Специалисту придется изучить законодательство и практику. Главное же заключается в том, что обычно такая нагрузка является дополнительной. Поэтому ответственность остается такой же, как и в крупных организациях, а оплачивается достаточно скудно.

Функциональные обязанности и требования к квалификации руководителя и работников КС

Такие специалисты должны иметь среднее специальное или высшее образование либо пройти профессиональную переподготовку по программам ДПО в сфере закупок. Данное требование прописано в законе. Естественно, руководитель и сотрудники должны обладать специальными знаниями и навыками в сфере закупок.

Контрактный управляющий. Функциональные обязанности и требования к квалификации

Контрактный управляющий является должностным лицом, который всегда входит в КС. Но если совокупный годовой объем заказчика менее ста миллионов рублей, то по закону он может не иметь отдельную структуру. В этом случае им назначается контрактный управляющий. Естественно, данный специалист должен иметь соответствующее образование, как было указано выше, а также обладать профессиональными качествами.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ является должностным лицом, который отвечает за процесс осуществления всех закупок. В организации он может быть только один.

Должностная инструкция контрактного управляющего. Полномочия и обязанности

Контрактный управляющий по 44-ФЗ в своей должностной инструкции обычно имеет ряд обязательных позиций. Но, естественно, руководитель имеет право ее дополнить.

Должностные контрактного управляющего включают в себя разработку закупочного плана, процесс внесения в него изменений и размещения в ЕИС.

Этот специалист осуществляет также составление плана-графика, а также внесение в него изменений с обязательным размещением.

Должностная инструкция контрактного управляющего включает подготовку и размещение документов по закупкам в ЕИС. Специалист занимается проектами контрактов, извещениями о проведении мероприятий и приглашениями поставщиков при определении их закрытым способом.

Контрактный управляющий должен обеспечивать осуществление закупок и, естественно, заключение сопровождающих контрактов. Он участвует в процессе рассмотрения жалоб от поставщиков и подготовке материалов для претензионной и исковой работы.

Это базовые позиции, которые должен выполнять контрактный управляющий. Обязанности предусмотрены и прописаны законом.

Следовательно, у контрактного управляющего много реальной и достаточно рутинной работы. Он должен подготовить документы, собрать информацию, проводить мониторинг и аудит, постоянно взаимодействовать с другими сотрудниками, консультироваться с поставщиками, размещать необходимую информацию в сети Интернет, контролировать и сопровождать процесс закупки. Помимо этого, при возникновении тех или иных проблем данный специалист обязан совершать визиты по контролирующим органам и судам и так далее. Поэтому работы достаточно, особенно для одного сотрудника.

Ответственность членов КС и контрактного управляющего (КУ)

Согласно закону, существует персональная ответственность для КУ и членов КС за то, насколько соответствуют проведенные ими госзакупки действующим актам. В том случае, если были обнаружены нарушения, то это основание для привлечения к ответственности. В зависимости от ситуации и тяжести это может быть дисциплинарная, гражданско-правовая и даже уголовная. Более того, должностные лица привлекаются также к административной ответственности. Данные положения подробно прописаны в законе.

Поэтому в современных условиях не так просто занимать должность "контрактный управляющий". Образец инструкции, ее обязательных пунктов, содержится на картинке.

Естественно, это базовый вариант, который руководитель может дополнить необходимой информацией.

Можно ли автоматизировать процесс государственных закупок?

Специалисты однозначно отвечают, что можно. Для этого необходимо использовать существующие в настоящее время программы. Они предназначаются для оказания помощи контрактному управляющему или контрактной службе государственного заказчика.

Программы позволяют специалистам оптимизировать процесс закупок по действующим в настоящее время федеральным законам. Это происходит благодаря тому, что они автоматизируют трудные и времязатратные операции. Специалисту бывает достаточно внести в программу только данные.

Заключение

В последние годы сфера государственного заказа становится очень популярной, привлекая большое количество людей. Граждан, которые интересуются, кто такой контрактный управляющий (вакансии при этом - немаловажный фактор), становится все больше. Поскольку появляются специалисты, отвечающие требованиям 44-ФЗ по уровню образования и уровню профессионализма. Причем среди них имеются те, кто только сейчас решил выбрать данную специализацию. Но есть специалисты, которые уже имеют опыт за спиной в иной области, но меняют кардинально профессию, надеясь добиться признания и результатов в новой.

С чем связан такой ажиотаж?

Существует ошибочное представление, что работа контрактного управляющего несложная и высокооплачиваемая. Однако практика показывает, что это абсолютно не так. Работать в госзакупках сложно, но очень престижно.

На практике же все выглядит следующим образом.

Квалификационный справочник не содержит такую профессию, как контрактный управляющий. Поэтому у сотрудника, который будет работать в данной должности, не появится в трудовой книжке такое красивое словосочетание. Запись у него будет звучать как угодно: экономист, юрист, инженер, бухгалтер или специалист, но только не контрактный управляющий. Это является общепринятым фактом.

Самое же главное заключается в том, объявления "контрактный управляющий, вакансии открыты" встретить можно не так уж часто. Практика показывает, что руководители государственных предприятий делегируют данные полномочия обычно своим самым надежным сотрудникам.

Практика показывает, что в основной массе сотрудники, которые занимаются госзакупками в государственном учреждении, – это реально специалисты смежных профессий. Руководители дают им дополнительную работу и, естественно, головную боль. Причем дополнительный функционал работодатели не всегда достойно оплачивают. Естественно, последним необходимо пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку, чтобы занимать данную должность.

Поэтому найти такую должность человеку со стороны достаточно сложно.



Что еще почитать