Чем опасны явления гололед и гололедица. Чем опасен гололёд и гололедица? Что такое гололед

29.01.2013 Конец зимы – сложный и опасный период для пешеходов и водителей. Это время нестабильных погодных условий – то снег, то яркое солнце, то всё тает, то замерзает. От этого и образуются две главные опасности – гололед и гололедица. Да-да, это два совершенно разных понятия.

Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части и на деревьях при замерзании воды. Гололедица же представляет собой лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Такая ситуация чаще всего встречается ближе к весне, когда снег под яркими солнечными лучами начинает таять, а ночью, при понижении температур, подмораживает.

Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура все время около нуля, на дорогах возникает гололед. В это время образуется лед, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололед бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. У гололедицы может быть еще одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.
Оба эти явления, гололед и гололедица, опасны и для пешеходов и для водителей. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать. Даже идя по тротуару можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны и, стоит потерять равновесие, как ушиб, вывих, а то и перелом, обеспечены

Но самое главное - быть предельно внимательным на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в неустановленных местах перед близко идущим транспортом – автомобиль не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, необорудованному светофором, убедитесь, что машина находится на безопасном расстоянии для того, чтобы вас пропустить. При переходе на регулируемых пешеходных переходах и на перекрестках, убедитесь, что все машины закончили проезд на зеленый сигнал, особое внимание обратите на машины, которые на перекрестке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а сигнал с зеленого сменился на красный. Для вас же в это время уже будет гореть зеленый сигнал светофора и вы можете смело выйти на дорогу, прямо под колеса этой поворачивающей машины. Помните, сегодня мы с вами говорим о гололеде и гололедице. На сухом асфальте водитель смог бы остановиться, чтобы не допустить наезда. А если сколько? Тогда тормозной путь увеличится и расстояния для полной остановки может не хватить. Поэтому, даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, не ленитесь крутить головой и следить за ситуацией. Ведь в любом случае человеку остановиться легче, чем машине. Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололедом и гололедицей. Конечно, если вы их будете соблюдать!
Количество показов: 2094

Это время нестабильных погодных условий - то снег, то дождь, то всё тает, то замерзает. От этого и образуются две главные опасности - гололёд и гололедица. Да-да, это два совершенно разных понятия. Гололёд - слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на деревьях, проводах, при замерзании воды, гололедица - это лёд или слой снега, утрамбованный до твёрдого состояния, который образует скользкую поверхность. Может случиться такая ситуация и весной, когда снег начинает таять, а потом вдруг опять подмораживает.

Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура всё время около нуля, на дорогах возникает гололёд. В это время образуется лёд, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололёд бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. Но у гололедицы может быть ещё одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.

И гололёд и гололедица опасны и для водителей и для пешеходов. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит, перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать. Даже идя по тротуару, можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны, и стоит потерять равновесие, как ушиб, вывих, а то и перелом вам обеспечен. Поэтому в этот период надо быть осторожнее вдвойне, а то и втройне.

Умение учитывать погодные условия необходимо всем участникам дорожного движения - и водителям и пешеходам. Тем, кто управляет автомобилем, надо обладать определёнными навыками для поездок в таких условиях, и этому обучают в автошколах. А вот для тех, кто ходит пешком, правила проще. Вот только соблюдать их надо обязательно, чтобы обойтись без травм.

Сначала надо обратить внимание на обувь. Подошва у неё должна быть на микропористой основе, потому что она меньше скользит на льду. И конечно, надо забыть про каблуки!

Во время гололёда и гололедицы надо внимательно смотреть под ноги. Если есть возможность обойти опасные места, то надо сделать это, даже если путь удлинится на несколько метров. И помните, лёд может быть и под водой, поэтому по такой луже, если её нельзя обойти, надо двигаться осторожно, небольшими скользящими шагами.

Самые опасные места - горки. Любую наклонную поверхность надо постараться обойти.

При ходьбе надо наступать на всю подошву, а ноги расслабить в коленях.

Для поддержания равновесия надо держать свободными руки. Поэтому сумки в это время лучше не носить, и руки в карманах не держать.

Ну а если всё-таки случилось несчастье, и вы поскользнулись, то постарайтесь присесть - так вы снизите высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, вспомните, этому наверняка учили на уроках физкультуры, и постарайтесь перекатиться - этим вы смягчите удар о землю. И запомните, что падение на спину самое опасное, в этом случае вы можете удариться головой и получить сотрясение мозга. Не торопитесь подниматься сразу после падения, осмотрите себя, нет ли серьёзных травм. Если вы получили травму, то обратитесь за помощью к прохожим, а потом к врачу.

Но самое главное - будьте предельно внимательны на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в не установленном месте перед близко идущим транспортом - машина не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, не оборудованному светофором, убедитесь, что машины находятся на безопасном расстоянии и начали торможение для того, чтобы вас пропустить.

При переходе у перекрёстков, которые оборудованы светофорами, убедитесь, что все машины закончили проезд на зелёный сигнал, особое внимании обратите на машины, которые на перекрёстке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а свет с зелёного сменился на красный, но им необходимо закончить манёвр, а для вас тоже уже загорелся зелёный. В другое время они бы, возможно, и успели затормозить, но только не во время гололёда! Лучше подождать ещё несколько секунд, чем подвергнуть себя опасности.

Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололёдом и гололедицей. Конечно, если вы будете их соблюдать!


Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура всё время около нуля, на дорогах возникает гололёд. В это время образуется лёд, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололёд бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. Но у гололедицы может быть ещё одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.

И гололед и гололедица опасны и для водителей и для пешеходов. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит, перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать. Даже идя по тротуару, можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны, и стоит потерять равновесие, как ушиб, вы них, а то и перелом вам обеспечен. Поэтому в этот период надо быть осторожнее вдвойне, а то и втройне.

Умение учитывать погодные условия необходимо всем участникам дорожного движения – и водителям и пешеходам. Тем, кто управляет автомобилем, надо обладать определёнными навыками для поездок в таких условиях, и этому обучают в автошколах. А вот для тех, кто ходит пешком, правила проще. Вот только соблюдать их надо обязательно, чтобы обойтись без травм.

Сначала надо обратить внимание на обувь. Подошва у неё должна быть на микропористой основе, потому что она меньше скользит на льду. И конечно, надо забыть про каблуки!

Во время гололёда и гололедицы надо внимательно смотреть под ноги. Если есть возможность обойти опасные места, то надо сделать это, даже если путь удлинится на несколько метров. И помните, лёд может быть и под водой, поэтому по такой луже, если её нельзя обойти, надо двигаться осторожно, небольшими скользящими шагами.

Самые опасные места – горки. Любую наклонную поверхность надо постараться обойти.

При ходьбе надо наступать на всю подошву, а ноги расслабить в коленях.

Для поддержания равновесия надо держать свободными руки. Поэтому сумки в это время лучше не носить, и руки в карманах не держать.

Ну а если всё-таки случилось несчастье и вы поскользнулись, то постарайтесь присесть – так вы снизите высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, вспомните, этому наверняка учили на уроках физкультуры, и постарайтесь перекатиться – этим вы смягчите удар о землю. И запомните, что падение на спину самое опасное, в этом случае вы можете удариться головой и получить сотрясение мозга. Не торопитесь подниматься сразу после падения, осмотрите себя, нет ли серьёзных травм. Если вы получи ли травму, то обратитесь за помощью к прохожим, а потом к врачу.

Но самое главное – будьте предельно внимательны на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в не установленном месте перед близко идущим транспортом – машина не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, не оборудованному светофором, убедитесь, что машины находятся на безопасном расстоянии и начали торможение для того, что бы вас пропустить.

При переходе у перекрёстков, которые оборудованы светофорами, убедитесь, что все машины закончили проезд на зелёный сигнал, особое внимание обратите на машины, которые на перекрёстке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а свет с зелёного сменился на красный, но им необходимо за кончить манёвр, а для вас тоже уже загорелся зелёный. В другое время они бы, возможно, и успели затормозить, но только не во время гололёда! Лучше подождать ещё несколько секунд, чем подвергнуть себя опасности.

Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололёдом и гололедицей. Конечно, если вы будете их соблюдать!

Время от времени мы слышим прогноз погоды на 1-2 дня вперед. В связи с этим в зимний период нам иногда приходится сталкиваться с такими понятиями, как «гололед» и «гололедица». А вы когда-нибудь задумывались, что такое гололед и гололедица? Многие люди уверены, что это одно и то же. Нет! Это два совершенно разных понятия! А знаете ли вы, как нужно вести себя во время гололеда и гололедицы, дабы не поскользнуться и не получить серьезных травм? Давайте расставим все точки над «и» и разберемся, что здесь к чему.

Что такое гололед?

Определение этого понятия можно рассматривать как с научной, так и обывательской точек зрения. С научной точки зрения гололедом называется отложение льда на тех или иных открытых поверхностях. Происходит это преимущественно с наветренной стороны и путем намерзания капель выпавших переохлажденных осадков, например, дождя и исключительно при низких температурах воздуха.

Если говорить более простым языком, то гололед - это образование на деревьях, проводах и земле льда, непосредственно связанное с замерзанием дождя, выпавшего на холодную поверхность при отрицательной температуре воздуха. Вот что такое гололед!

При каких температурах возникает гололед?

В принципе, это довольно распространенное явление в зимний период. Оно наблюдается при температурах воздуха от 0 до -12 градусов Цельсия и при плюсовых значениях: от 0 до +3 градусов по Цельсию.

Как часто он бывает?

Итак, что такое гололед, мы разобрались. Но какова периодичность его возникновения? Как уже было сказано выше, возникает он в период холодного полугодия и, как правило, при выносах теплого влажного воздуха со Средиземного моря или с Атлантики.

Синоптики отмечают, что около одного раза в 10 лет гололед бывает довольно интенсивным и продолжительным, охватывая весь регион. По данным Гидрометцентра России, последний раз это явление достигло масштабов стихийного бедствия и произошло в 2010 году.

Картина гололеда

Толщина намерзшего льда, как правило, не имеет каких-то гигантских размеров. Обычно она колеблется в пределах 1 сантиметра и чуть выше. Но если эта толщина превысит вышеупомянутый уровень, то это может привести к серьезным последствиям. Вот некоторые из них:

  • обрывы линий электропередач;
  • ледяная корка на автомобилях;
  • массовое падение деревьев;
  • автомобильные аварии;
  • травмирование людей.

Гололед зимой обычно нарастает в течение всего времени, пока на землю из Космоса выпадают переохлажденные осадки. Лед, отложившийся на земле, деревьях, автомобилях, крышах домов, может сохраняться в течение многих суток. Его нарастание обычно длится не более часа, а вот разрушение происходит довольно медленно и практически всегда за счет испарения льда.

Гололедица

Что такое гололедица? Это самый обычный лед, возникающий на земной поверхности (на дорогах, крышах домов) в результате замерзания воды после оттепели или дождя при внезапном понижении температуры воздуха (похолодании). Второе название этого природного явления - «скользкая дорога».

Словом, гололедица образуется путем таяния снега (или льда) во время резкого потепления. Это явление возникает довольно часто при колебаниях температуры воздуха около 0 градусов по Цельсию. Вот что такое гололедица!

Разница между гололедом и гололедицей

Как было отмечено выше, оба этих понятия вообще не имеют между собой ничего общего, однако являются одинаково опасными для человека. При данных природных явлениях возникает довольно серьезная угроза для жизни и здоровья людей, особенно автомобилистов.

Еще раз отметим разницу между ними: гололед представляет собой выпадение переохлажденных осадков, а гололедица - это замерзшая вода, которая уже покрывала землю, например, поступала из ее поверхности или из других источников, образовалась в результате кратковременной оттепели. Кроме того, гололед - это редкое явление по сравнению с гололедицей.

Правила при гололеде и гололедице, которые следует соблюдать

Необходимо внимательно послушать прогноз погоды. Если синоптики передают гололед или гололедицу, нужно действовать.

  1. Лучший способ сохранить свое равновесие, не упав на лед и не получив травму, - использовать обувь с металлическими набойками или с ребристой подошвой. На сухую подошву можно наклеить изоляционную ленту или медицинский лейкопластырь.
  2. Передвигаться по улице в такой период нужно очень аккуратно и, самое главное, никуда не спеша! Наступайте полностью на всю подошву. Ваши руки в это время должны быть свободны, а ноги слегка расслаблены. Пенсионерам во время передвижения по льду следует «вооружиться» тростью с резиновым наконечником.
  3. Если вы все ж поскользнулись, постарайтесь удержать равновесие, балансируя своими руками. Это напоминает своеобразные танцы на льду.
  4. Есть и другой вариант развития ситуации, если вы поскользнетесь: можно присесть, тем самым снизив высоту падения. Если вы все-таки падаете, сгруппируйтесь и попробуйте в момент удара об лед перекатиться. Это должно смягчить удар. Именно такие приемы используют каскадеры на съемочных площадках.
  5. Если вы получили серьезную травму (ударились головой, рассекли бровь, или ушиб, то непременно обратитесь в ближайший
  6. Следует помнить, что гололед зачастую сопровождается обледенением поэтому обращайте особое внимание на них, а также на провода Дело в том, что оборванные могут оказаться у вас под ногами.
  7. Уважаемые автомобилисты! Во время любых гололедных явлений, пожалуйста, воздержитесь по возможности от использования своего транспорта! Это позволит вам уберечь себя, свой автотранспорт и пешеходов.

Чем опасен гололед

Гололед вызывается выпадением жидких переохлаж денных осадков -- дождя или мороси -- на поверхность почвы, растений или искусственных сооружений (таких, как мачты и провода линий электропередачи, например). Он может возникнуть при отрицательной температуре воздуха, сопровождающейся плотным туманом.

Если осадки интенсивны и длительны, происходит опасное нарастание льда, под тяжестью которого ломаются ветви деревьев, обрываются провода, гнутся и падают высокие металлические конструкции. Покрытые ледяной коркой поверхности мостовых и тротуаров при гололеде становятся причиной многочисленных травм, а также аварий автомобильного и гужевого транспорта, перебоев в работе линий связи, энергоснабжении. В отдельных случаях гололедные явления при большом масштабе их распространения принимают характер настоящих стихий ных бедствий.

Типичной ситуацией для возникновения гололеда явля ется приход зимой после сильных морозов относительно теплого и влажного морского воздуха, имеющего чаще всего температуру от 0 до --3°С.

Что такое песчаные бури

Ветром при пыльных бурях переносится не только пыль, но и песок и даже мелкий щебень. Над самой земном поверхностью летит щебень и грубый песок, на высоте нескольких десятков метров -- мелкий песок, а еще выше - темное, плотное облако пыли. Ширина этого пыле песчаного потока - несколько сот километров, скорость перемещения -- 40--00 км/ч. Чисто песчаные бури, когда ветер переносит только песок,-- явление сравнительно редкое, характерное лишь для пустынь вроде Ливийской, где песок почти не содержит пыли. По описанию очевид цев, песчаная буря представляет собой «странно ровное, плотное, низкое облако с резко очерченной верхней границей, скользящее над землей, как ковер. Головы людей поднимаются из этого облака, как из воды в плавательном бассейне. Над грубообломочной поверхностью земли облако может достигать высоты двух метров, но обычно оно бывает ниже».



Что еще почитать