ЦБ отменил паспорт сделки. Но валютный контроль останется

С 1 марта 2018 сделки по договорам в валюте нужно будет оформлять по новым правилам. Центробанк утвердил для этого новую инструкцию.

Источник: Инструкция ЦБ от 16.08.17 № 181-И

Главное

Паспортов сделки больше не будет.

Вместо них банки будут вести учет контрактов, сумма которых больше 3 млн рублей.

Банк все равно имеет право запросить документы по сделке, если у него возникнут подозрения. Даже если сумма контракта меньше 3 млн.

Изменился перечень и формы документов для оформления сделки. Но вам в этом разбираться не придется: банк поможет.

Что за паспорт сделки?

Паспорт сделки - это такой документ, который банк оформляет для импортного или экспортного контракта. Он нужен для валютного контроля. В паспорт сделки вносят данные из документов, которые предоставляет клиент. Когда стороны выполнят свои обязательства, паспорт сделки закрывается. Потом банк передает данные о сделке в ЦБ .

Екатерина Мирошкина

экономист

Паспорт импортной сделки оформляют импортеру, то есть тому, кто ввозит товары из-за границы на территорию России. Или когда заказывают услуги у нерезидента на территории другого государства. С помощью паспорта импортной сделки банк контролировал, насколько обоснована оплата в адрес иностранной компании.

Паспорт экспортной сделки - это документ, который оформляют для экспортера. То есть клиент банка продает товары за границу и получает оттуда деньги. Обязанность банка - проконтролировать сроки оплаты и другие условия договора. Для этого к каждому контракту оформляли паспорт экспортной сделки.

Если с документами не все в порядке, паспорт сделки не оформят и расчеты не проведут. У банка есть такое право по закону.

Кого это касается?

Это касается предпринимателей и фирм, которые занимаются импортом или экспортом. Например, продают товары за границу, оказывают услуги иностранным компаниям или сдают в аренду имущество за рубежом. Расчеты по таким контрактам оформляют по особым правилам. Например, чтобы продать товар на территории России, достаточно заключить обычный договор купли-продажи и получить деньги на счет. Чтобы продать тот же товар за границу, приходилось дополнительно оформлять паспорт экспортной сделки, а выполнение условий контракта контролировал банк.

Нельзя просто так заключить договор с нерезидентом и перевести ему деньги. Придется подключить отдел валютного контроля, предоставить в банк документы и оформить паспорт сделки. Иначе законно рассчитаться не получится: банк не имеет права проводить платеж.

Чтобы собрать документы и оформить паспорт сделки, нужно время. Еще за это нужно заплатить по тарифам банка. Такие правила.

Паспорта сделки будут совсем не нужны?

Да, с 1 марта 2018 года паспортов сделки не будет. Но это не значит, что расчеты по договорам с иностранными компаниями будут проводить автоматически.

Валютный контроль никуда не денется. Но вместо того чтобы оформлять паспорт сделки, банк будет регистрировать договор.

Пишем об изменениях в законодательстве для предпринимателей и физлиц, рассказываем, как работают инвестиционные инструменты и как нажиться на банке.

Подпишитесь на Т-Ж ВКонтакте, чтобы не пропустить статьи

По каким правилам банки будут регистрировать договоры?

Банки будут регистрировать только те договоры, сумма которых превышает лимит. Для импортных контрактов и кредитных договоров - 3 млн рублей, для экспортных - 6 млн рублей. Если в договоре сумма меньше, его не регистрируют.

Чтобы договор зарегистрировали, в банк нужно предоставить информацию о контракте и реквизиты второй стороны. Для импортных и экспортных контрактов разные списки сведений. Сотрудники отдела валютного контроля объяснят, что нужно в конкретном случае и как все оформить.

Регистрацию договоров будут проводить за один день. Расчеты станут быстрее и проще.

Банк не сможет отказать в регистрации договора. Если есть все данные, контракт поставят на учет в любом случае.

Банк имеет право запросить документы по любому платежу в рамках валютного договора?

Нет, не по любому. Если сумма меньше 200 тысяч рублей в рублевом эквиваленте, по новым правилам документы предоставлять не нужно.

А можно разделить перечисления на несколько платежей до 200 тысяч и ничего не предоставлять в банк?

Так не получится. Важна не сумма платежа, а сумма контракта. Если она больше 200 тысяч, банк может запросить документы по сделке. Если больше 3 млн рублей для импорта или 6 млн для экспорта, контракт поставят на учет.

С иностранной компанией можно заключить договор и платить в рублях. Тогда не нужно ничего предоставлять и регистрировать?

И контрагентом не обязательно должна быть компания за границей. Она может работать и в России, принимать или переводить рубли, а сделка попадет под валютный контроль. Например, если это представительство иностранной компании в России.

Если контракт заключен в 2017 году, а расчеты в 2018, по какой инструкции нужно все оформлять?

В 2018 году для всех сделок будет работать новая инструкция. ЦБ объяснил, что делать в переходный период.

Если паспорт сделки будет оформлен, но не закрыт, в 2018 году его автоматически закроют, а договор поставят на учет.

Если документы на проверке, но паспорт еще не оформили, его и не оформят. Контракт поставят на учет на основании тех же документов. Собирать сведения для оформления паспорта импортной сделки или экспорта не придется.

Если банк успел оформить паспорт сделки, можно попросить и документ выдадут.

Новые правила помогут сэкономить?

Помогут, но не всем. За регистрацию и учет договоров все равно придется платить. Отмена паспорта сделки не означает отмену платы за валютный контроль. Для банка это почти такая же работа, только называется по-другому.

Сэкономить время и деньги смогут те, у кого контракты на небольшие суммы. Им придется собирать меньше документов. Плюс можно сэкономить на комиссии за валютный контроль.

Документы можно будет оформлять быстрее. Сейчас паспорт сделки готовят три дня. В следующем году договор поставят на учет за день.

Вот как еще можно сэкономить на оформлении валютных операций.

Изучите тарифы банка. У всех разные комиссии и условия. Бывают тарифы, где услуги валютного контроля вообще нет. А есть с пониженной платой и лимитом по сумме комиссии. Можно выбрать подходящий в зависимости от оборота и сумм сделок.

Узнайте, как можно передать документы. Носить в банк оригиналы и копии долго. Если чего-то не хватит, придется идти снова. Удобнее загружать сканы в личном кабинете или отправлять в чат с менеджером. Если в банке есть такая услуга, дело пойдет быстрее.

Найдите консультанта по валютным сделкам. Импорт и экспорт сложнее расчетов с резидентами. За любое нарушение штрафуют. В итоге можно потерять больше, чем заработаешь. Узнайте в своем банке, кто сможет помочь и есть ли персональный менеджер для сложных вопросов. Если эксперт вовремя подключится к сделке, не будет ошибок и получится сэкономить.

Согласно ч.2 ст.93 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 ст. 93. заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. В «Извещении о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» основанием для отражения цены договора является указанная в плане-графике сумма, которая может быть потрачена на оплату конкретной услуги, например, по закупке теплоснабжения. Точную цену контракта получаем при подписании договора, и она ниже, чем в извещении о проведении закупки. Будем ли нарушением заключение контракта с ценой ниже, чем в извещении о закупке?

Ответ

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Нет, не будет являться нарушением. Согласно ст. 34 Закона 44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки , с которым заключается контракт. В план- график вносить изменения не нужно, если окончательная цена договора оказалась ниже той, что указана в плане.

Обоснование

Как составить план-график закупок

Как изменить план-график

Заказчик в течение года изменил потребности – внесите правку в план закупок, а затем и в план-график. Кроме того, измените план-график, если:

  • изменились объем или стоимость планируемых к закупке товаров, работ, услуг, из-за чего закупка по старой НМЦК невозможна;
  • закупку отменили;
  • изменился срок закупки, способ, срок исполнения контракта, этапы оплаты или размер аванса;
  • появилась экономия средств на закупки;
  • ФАС Росси выдала предписание по поводу конкретной закупки: проверяющих не устроило

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

А) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

Б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой , утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" пунктом 47 части 1 статьи 93

подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

(см. текст в предыдущей редакции)

Заказчик заключил контракты с субъектами естественных монополий. Контракты заключены на одну сумму, а фактически заказчик оплачивает меньшую сумму (сумма снижения больше 10 %). Подскажите, как правильно сделать исполнение данных контрактов. Требуется ли оформление дополнительного соглашения, если да, то на каком основании?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Можно применить положения подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. При снижении тарифов нужно применять п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Заключение контракта на сумму меньшую, чем указано в заявке участника

При осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса может ли заказчик с предварительного согласия исполнителя, заключить контракт (по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) на сумму меньшую, чем указано в заявке участника?

Решение

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с и , и , . Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с и , и , проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

Следовательно, так как при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса, участник в своей заявке, в том числе предлагает цену контракта, то контракт должен быть заключен по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, по мнению экспертов, у заказчика нет правовых оснований для заключения контракта по цене, которая отлична от цены, которая предложена в заявке участника.

Вместе с тем, следует отметить, что в установлена возможность при исполнении контракта снижении цены такого контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, в случае если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Следовательно, если в документации о закупке и контрактом предусмотрена возможность внесения изменения в контракт на основании , то стороны вправе снизить цену контракта после заключения такого контракта.



Что еще почитать